Чему учили в византийских школах 6 класс

Чему учили в византийских школах 6 класс

Ссылки к разделам статьи

Чему учили в византийских школах 6 класс. gerb vizantiyi. Чему учили в византийских школах 6 класс фото. Чему учили в византийских школах 6 класс-gerb vizantiyi. картинка Чему учили в византийских школах 6 класс. картинка gerb vizantiyi.Говоря, о роли образования в Византии, стоит сказать и о самой системе образования. Система образования византийской империи имела многоуровневый характер и на протяжении тысячелетия была наиболее передовой, имела многоуровневый характер. Об этом может говорить то, что независимо от своего социального положения каждый подданный Византийской империи имел возможность получить образование. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

Большое распространение получили домашние формы образования. В простонародных семьях основу составляло, прежде всего, трудовое воспитание. В знатных семьях воспитанию детей уделялось особое внимание, мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, который должен был развлекать ребёнка и учить грамоте. В знатных семьях обучаться грамоте имели возможность и девочки.

К сожалению, о воспитании девочек и девушек в империи мало что известно, возможно потому, что девочка, прежде всего, воспринималась как будущая жена, мать, хранительница домашнего очага. Поступать в высшие учебные заведения девочки не могли, но девушки из просвещённых, знатных и состоятельных семей нередко получали очень хорошее домашнее образование.

Первым этапом обучения были школы грамоты, где дети получали элементарное образование. Курс обучения составлял два-три года, дети начинали учиться с пятилетнего, семилетнего возраста. Обучение грамоте велось по буквослагательному методу, на практике широко применялось заучивание текстов наизусть. Учебными пособиями для учащихся служили античные тексты (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. Счету обучались сначала на пальцах, затем использовали счетный материал (камушки), потом – счетная доска – абак. Характерной чертой византийского образования было отсутствие в нём физической подготовки ребёнка, уроки музыки заменялась церковным пением, обучение велось от простого к сложному. Элементарные школы для многих детей были первой и последней ступенью образования.

Следующей ступень образования были грамматические школы. Они могли быть как церковными, так и светскими, частными и государственными. Чаще всего такой уровень обучения получали дети светской и духовной элиты. В данной школе большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике, что составляло первую четверицу программы «семи свободных искусств», во вторую же входили арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Цель обучения – овладение «эллинской наукой», формирование у обучающихся общей культуры и красноречия, развития мышления. Для достижения этой цели одним из главных средств обучения считался состязательный метод образования (школьники соревновались друг с другом в толковании текстов и риторике). Учителя придерживались традиционной методики обучения: читали учащимся традиционные учебные тексты, давали толкование, задавали ученикам вопросы, отвечали на вопросы учеников и организовывали дискуссии. Чтение было одним из важнейших источников знаний, поэтому выпускники школы должны были знать содержание Библии, сочинений «отцов церкви» – Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, так же выдающиеся произведения античной эпохи «Илиады» Гомера, произведений Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита.

За неуспехи в учебе и нарушения дисциплины применялись телесные наказания.

Чему учили в византийских школах 6 класс. s43625223. Чему учили в византийских школах 6 класс фото. Чему учили в византийских школах 6 класс-s43625223. картинка Чему учили в византийских школах 6 класс. картинка s43625223.

Первоначально обучение велось на латинском и греческом языках, но вследствие того, что в период с VII по VIII вв. велась активная борьба с еретичеством, обучение стало вестись исключительно на греческом языке (латинский стал языком римской католической церкви, которая с течением времени всё больше расходилась с православной константинопольской). В XV в. в программу обучения были введены иностранные языки, и вновь стало обязательным изучение латинского языка.

Идеал выпускника византийской высшей школы – энциклопедически образованный государственный или церковный деятель. Об уровне образованности выпускников этой школы можно судить по деятельности первых просветителей Руси, братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия.

Стоит сказать о том, что высшее богословское образование можно было получить только в монастыре. Важная роль монастырей в деле образования в Византии сохранялась вплоть до XV в.

Важнейшей составляющей политики государства является образовательная политика. Византийскую империю по праву можно назвать одним из первых государств, которое сумело не только это понять, но и применить на практике, о чем может говорить её социально-экономическое и научно-техническое развитие, а также рост культуры. Византия играла роль связующего звена не только между культурами Европы и Ближнего Востока, но и соединила античную образованность со средневековой культурой.
«Византия после Византии» – этой краткой формулировкой многие историки подчеркивают, что воздействие византийских политических традиций и культуры продолжалось и после падения империи. Спасаясь от турок, византийские ученые, художники, ремесленники переселялись в другие страны, увозя с родины древние рукописи и иконы. Одни греки поселились в Италии, открыв итальянцам малознакомую древнегреческую традицию и внеся немалый вклад в расцвет итальянской культуры эпохи Возрождения. Другие же греки перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру. Достойным наследником византийской империи стало государство Российское, которое заимствовало и сохранила византийскую культуру.

Источник

Чему учили в византийских школах 6 класс

Подробное решение Параграфы § 7 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е. В. Агибалов, Г. М. Донской 2012

Вопрос 1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?

Ответ. Учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Прежде всего, школы готовили чиновников. Кроме того, обычный человек продавал и покупал самые разные товары, заключал письменные договоры. И, конечно, хороший подданный обязан быть истинно верующим православным. Именно по этому в школах изучали такие предметы.

Вопрос 2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

9) особенно хорошо развивалось богословие, постоянно спорили разные направления христианства и богословие было нужно для того, чтобы православие выходило победителем из этих споров, а также для того, чтобы отличать истинное православие от ересей.

Ответ. Храмы древних греков в основном были небольшими. Бог там жил, но религиозные церемонии проводили в основном снаружи. Потому древние греки и украшали свои храмы в основном снаружи. Христианские службы проводятся внутри храма, потому внутри убранство наиболее пышное, внутри нужно поражать воображение людей.

Вопрос 4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.

Ответ. Строительство Софийского собора, план:

1) разрушение церквей Константинополя в ходе восстания «Ника» в 532 году;

2) в этом же 532 году Юстиниан приглашает лучших архитекторов Исидора Милетского и Анфимия Тралльского;

3) выбор названия для храма;

4) общий план храма (квадрат с куполом в центре);

5) размеры и высота храма;

6) материалы, которые использовались при строительстве (особенно материалы колонн);

7) украшение храма фреска, мозаика, золотом и дорогими сортами камня;

8) купол – его площадь, тонкие опоры (слепящее солнце не давало их увидеть и верующим казалось, что купол подвешен на золотой цепи, которая спускается с неба);

9) математические знания, которые были нужны, чтобы построить храм и особенно купол.

Вопрос 5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?

Ответ. Мозаика создаётся на стене из цветных кусочков; фреска создаётся также на стене, но не объёмными кусочками, а красками; икона создаётся также красками, но не на стене, а на деревянной основе. Вот более подробные определения.

1) Мозаика – это изображение на стене любого жанра, которая делая, приклеивая к стене разноцветные камешки, кусочки смальты, керамическую плитку или другие материалы. Мозаики обычно большие, занимают большую часть стену или всю её.

2) Фреска – одни из видов росписи стен. Для того, чтобы её создать, рисуют краской на сырой штукатурке. Когда штукатурка высыхает, она закрепляет краску.

3) Икона – в христианстве изображение на религиозную тему на деревянной основе. Для того, чтобы, чтобы её создать доску (обычно липовую) покрывают специальной грунтовкой (левкасом), а сверху наносят краски.

Вопрос 6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Ответ. Византия оставалась главной наследницей знаний древних римлян и греков. С помощью контактов другие народы получили эти знания и передавали их с помощью других контактов следующим. Так европейцы основную часть знаний античности получили от арабов, а те их узнали от византийцев, на завоёванных ими византийских землях.

Источник

§ 7. Культура Византии

Вопрос 1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?

Ответ. Учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Прежде всего, школы готовили чиновников. Кроме того, обычный человек продавал и покупал самые разные товары, заключал письменные договоры. И, конечно, хороший подданный обязан быть истинно верующим православным. Именно по этому в школах изучали такие предметы.

Вопрос 2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

9) особенно хорошо развивалось богословие, постоянно спорили разные направления христианства и богословие было нужно для того, чтобы православие выходило победителем из этих споров, а также для того, чтобы отличать истинное православие от ересей.

Вопрос 3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера — изнутри?

Ответ. Храмы древних греков в основном были небольшими. Бог там жил, но религиозные церемонии проводили в основном снаружи. Потому древние греки и украшали свои храмы в основном снаружи. Христианские службы проводятся внутри храма, потому внутри убранство наиболее пышное, внутри нужно поражать воображение людей.

Вопрос 4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.

Ответ. Строительство Софийского собора, план:

1) разрушение церквей Константинополя в ходе восстания «Ника» в 532 году;

2) в этом же 532 году Юстиниан приглашает лучших архитекторов Исидора Милетского и Анфимия Тралльского;

3) выбор названия для храма;

4) общий план храма (квадрат с куполом в центре);

5) размеры и высота храма;

6) материалы, которые использовались при строительстве (особенно материалы колонн);

7) украшение храма фреска, мозаика, золотом и дорогими сортами камня;

8) купол – его площадь, тонкие опоры (слепящее солнце не давало их увидеть и верующим казалось, что купол подвешен на золотой цепи, которая спускается с неба);

9) математические знания, которые были нужны, чтобы построить храм и особенно купол.

Вопрос 5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?

Ответ. Мозаика создаётся на стене из цветных кусочков; фреска создаётся также на стене, но не объёмными кусочками, а красками; икона создаётся также красками, но не на стене, а на деревянной основе. Вот более подробные определения.

1) Мозаика – это изображение на стене любого жанра, которая делая, приклеивая к стене разноцветные камешки, кусочки смальты, керамическую плитку или другие материалы. Мозаики обычно большие, занимают большую часть стену или всю её.

2) Фреска – одни из видов росписи стен. Для того, чтобы её создать, рисуют краской на сырой штукатурке. Когда штукатурка высыхает, она закрепляет краску.

3) Икона – в христианстве изображение на религиозную тему на деревянной основе. Для того, чтобы, чтобы её создать доску (обычно липовую) покрывают специальной грунтовкой (левкасом), а сверху наносят краски.

Вопрос 6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Ответ. Византия оставалась главной наследницей знаний древних римлян и греков. С помощью контактов другие народы получили эти знания и передавали их с помощью других контактов следующим. Так европейцы основную часть знаний античности получили от арабов, а те их узнали от византийцев, на завоёванных ими византийских землях.

Источник

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 7

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Задание 1. Найдите два неправильных ответа и исправьте их.

Из истории культуры Византии

Задание 2. Подумайте, как византийские историки объясняли ход истории и причины происходивших событий.

Византийские историки в своей работе использовали исторические документы, свидетельства очевидцев и личные наблюдения. Ход истории и причины происходивших событий византийские историки оценивали по-разному: причинами сложных и многогранных событий считались божественный промысел или судьба, а более простые причинно-следственные связи описывались на основе личных убеждений и умозаключений, иногда даже с явным проявлением назидательных устремлений автора.

Примечание: Нельзя объяснять ход истории одним только божественным промыслом и судьбой. Иначе получится произведение, не заслуживающее внимания. Так, придется, например, объяснять причины отступления остготов из южной Италии божественным промыслом, а не тем, что византийский флот и армия имели подавляющее преимущество, а у вестготов кончались припасы. Рок и божественный промысел привлекали для объяснения событий, с анализом которых историки, не обладая достаточными знаниям, просто не могли справиться. К таким событиям, например, можно отнести зарождение и падение государств. Мы понимаем, что такие события являются следствием сотен взаимосвязанных причин. Далеко не каждый может в них разобраться даже сегодня, когда у нас под руками огромная база данных знаний в Интернете, не говоря уж о византийских историках, ориентирующихся на античные традиции и документы.

Чтобы доказать, что простые события историками оценивались на основе личных убеждений приведем пример из трудов известного нам по учебнику византийского историка Прокопия Кесарийского. Его три произведения — «История войн», «О постройках» и «Тайная история» — являются настолько важным источником разнообразных сведений по истории, экономике, географии, демографии Византии и соседних с ней стран, что возникает проблема какой же источник выбрать для определенного периода. Проблема выбора усугубляется тем, что указанные произведения не только написаны в разных стилях и жанрах, но и выражают разные политические идеи. «История войн» — это классическая хронология военных действий императора Юстиниана без каких-либо объяснений событий. «О постройках» — это работа с бесконечными восхвалениями строительных достижений Юстиниана. «Тайная история» — это один большой памфлет с критикой всех действий того же Юстиниана. И где же тут божественный промысел?

Задание 3. В 941 году, правитель Древней Руси, князь Игорь направился в военный поход на Византию, но под Константинополем потерпел поражение. Одержать победу византийцам помогло изобретение, неведомое в других странах. Какое?

«Греческий огонь» — специальная зажигательная смесь на основе нефти и смолы, которую нельзя погасить водой.

Задание 4. Найдите на схеме храма Святой Софии его основные части и подпишите их.

Чему учили в византийских школах 6 класс. 3 3. Чему учили в византийских школах 6 класс фото. Чему учили в византийских школах 6 класс-3 3. картинка Чему учили в византийских школах 6 класс. картинка 3 3.

Примечание: Многие могут попытаться вас убедить, что под цифрами 2, 3 и 4 показаны боковые и главный нефы храма. Но это не так. Боковые и главный нефы идут от притвора к алтарной зоне, т.е. вдоль смысловой оси храма. На рисунке как раз показан продольный разрез храма, с одной стороны которого притвор, а с другой апсида с алтарной зоной. Значит среднее пространство на этом плане никак не может быть боковыми и главным нефами, а лишь двумя поперечными нефами и средокрестием (пересечением главного продольного нефа с центральным поперечным — так называемая подкупольная зона). Возможно, составители рабочей тетради тоже не особо разбираются в этих понятиях.

Задание 5. О развитии каких наук, ремёсел и искусств может рассказать византийский храм?

Создание шедевра, наподобие собора Святой Софии, требует знаний в математике и геометрии, механике и физике, материаловедении и пр. Также необходимы навыки в архитектуре и строительстве, обработке камня и дерева, металлургии (для изготовления режущих инструментов), гончарном и стекольном ремеслах. Для отделки храма необходим высокий уровень художественного, скульптурного и ювелирного мастерства, а также декоративно-прикладных ремесленных направлений (столярные работы, резьба по дереву, кости, камню).

Источник

Чему учили в византийских школах 6 класс

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Опубликовано 11.02.2011 в рубрике Учебные пособия и материалы » Византология
Система образования в Византийской империи

Огнев Александр, иерей

Рассматривая систему образования в Византии, священник Александр Огнев освещает ее слабые и сильные стороны, рассуждает о значимости образования для развития духовной и культурной жизни византийского общества. Особое внимание автор уделяет предметам, которые составляли курс обучения, а также тому, насколько доступным было образование для простых слоев населения и для женщин.

Уважение к образованию в Ромейской империи было унаследовано от классического мира, связанного с культурой Древней Греции. Однако положительное отношение к грамоте в Византии не было одинаковым в разные периоды и у разных слоев населения[i], что было обусловлено, во–первых, тем, что возможность добраться до книги в Византии для большинства жителей империи являлась трудно исполнимой мечтой, т.к. образование было доступно для семей, имевших средства для оплаты обучения своих детей. Во–вторых, бедные люди хорошо знали то, что грамотность не всегда могла обеспечить достаток, но в тоже время она гарантировала защищенность от нищеты[ii]. У простых людей существовало мнение, что обучение музыке и пению важнее обучения грамоте, потому что участие в церковном хоре в каком-нибудь городе или дворце давало приличное вознаграждение. Довольно редким было негативное отношение к образованию, что связано было с жизненными перипетиями, когда образование не давало положительного результата и средств к существованию. Некоторые еретики выступали против образования, считая образованных людей «фарисеями», и всячески старались избегать их. В целом на положение ученых людей и их судьбы в империи оказывало влияние отношение к образованию правящего василевса.

В данной статье представляется интересным рассмотреть систему образования в Византии, охарактеризовав ее сильные и слабые стороны, ее значимость для развития духовной и культурной жизни византийского общества. Известно, что продолжительность и уровень обучения были различными, как правило, два-три года, но для многих образование заканчивалось через девять-десять лет. Срок и уровень образования определялись сугубо из практического расчета: какой в будущем будет профессия ребенка и как скоро хотели получить от него помощь по ремеслу или как долго могли платить за его обучение. Обучение элементарной грамоте начиналось обычно с 5–7 лет. Некоторые приступали к учебе в девять (Михаил Пселл) или в двенадцать лет (Илия Молодой). Широко бытовало мнение, что для успехов в учебе недостаточно прилежания и способностей — необходима еще помощь Божья, которую усердно испрашивали[iii].

Детей, поступивших в школу, сначала обучали чтению и письму, затем следовали более сложные предметы: грамматика, синтаксис, введение в античную литературу. В обязанность ученика входило выучивать наизусть 50 строк из Гомера, вдобавок читать комментарии к ним. Позже постигали риторику с отработкой произношения и дикции, изучали великих ораторов, на последнем году обучения исследовалась философия, естественные науки: «четыре вида искусств» – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

В Ромейской империи полный курс обучения состоял из трех этапов: подготовительного (начального), среднего, высшего[iv]. Охарактеризуем каждый из трех этапов обучения.

Начальная школа продолжительный период находилась в ведении епископа[v], позже она становится частной и платной. В начальной школе обучали, во-первых, чтению – базовой книгой стала Псалтырь; во-вторых, письму – как правило, писали на дощечках, размещенных на коленях или на камнях; в-третьих, учили считать, используя счеты-табличку; в-четвертых, преподавали литургическое пение[vi]; физического воспитания не было. Получить начальное образование было непросто во все времена существования Ромейской империи. Безграмотность в деревнях была преобладающей. В городах также было немало безграмотных, которые не получили начального образования, но среди них могли встретиться люди, занимавшие высокие посты — сановники или полководцы, вышедшие из низов. На документах они вместо подписи ставили крестик. Так, командующий имперским флотом Роман I Лакапин был неграмотным, однако позже стал императором. Начальное обучение детей из знатных и состоятельных семей чаще всего велось на дому приглашенными преподавателями. Образование детей при храмах или монастырях осуществлялось клириками и монахами преимущественно для подготовки кадров церковного учреждения низших чинов духовенства. Практически в каждой епархии была своя школа. Государственных начальных школ было мало[vii].

Средняя школа считалась доступной всем независимо от социального происхождения, но в действительности предпочтение отдавалось детям чиновников. В ранний период империи образование в провинциях контролировалось священником. В некоторых городах существовали центры, где можно было получить традиционные энциклопедические знания. В самом Константинополе в X в. находилось не более десяти средних школ. Многие в империи хотели отдать детей для обучения именно в эти школы, т.к. полученные знания давали возможность для карьерного роста в административных структурах. Ученик начинал обучение с грамматики — искусства чтения и комментирования, с элементами истории, древней географии, мифологии. Риторика была предназначена для обучения ораторов и мастеров эпистолярного искусства. Философия иногда включала в себя теологию и математику (арифметику), музыку, геометрию, астрономию, физиологию (изучение природы), но в некоторых школах изучалась только математика. Известно, что философия еще в античности была крепко связана с математикой, соединялась с богословием, а в итоге — «подчинилась» христианству. Средняя школа была частной, а учитель — светским человеком. Школы в большей или меньшей степени субсидировались Церковью. Воспитанники в школах обучались платно; родители заключали контракт с преподавателем. Если преподаватель был один в школе, то ему в обучении младших помогали старшие, наиболее подготовленные ученики; все жили в доме учителя. В наиболее значимых школах города император сам назначал некоторых преподавателей, но обычно учителей выбирали коллеги или ученики. Среднее образование было светским, но включало в себя элементы церковных знаний[viii], религиозное образование получали в монастырях.

Высшие школы были доступны для богатых и знатных слоев населения империи. Высшее образование включало в себя знание философии, которая делилась на теоретическую и практическую; к первой относили богословие, астрономию, геометрию, арифметику, медицину, музыку; ко второй — этику, политику, историю. В тот период под философией понимали богословие, и ее отделяли от прочих наук.

Учебные заведения высшего образования находились в главных культурных центрах Римской империи, которые специализировались в какой-либо области образования: Александрия — в астрологии, геометрии, медицине; Бейрут — в праве; Нисибина — в медицине. Усилиями императоров высшая школа постепенно концентрировалась в Константинополе. Император Константин I Великий основал в новой столице империи императорскую школу для обеспечения администрации образованными чиновниками. Феодосий II в 425 г. превратил Константинопольскую императорскую школу в академию, контролируемую и поддерживаемую императором. Его стараниями на южной стороне Капитолии организуется образовательное учреждение, которое назвали Аудитория; в нем был 31 преподаватель, десять из них — по греческой грамматике, девять профессоров — по латыни, пять — по греческому красноречию, три — по латинскому, два — по праву, один — по философии. Это была закрытая преподавательская корпорация со своими привилегиями и правами. Аудитория в V в. была полностью христианизирована, но при каких обстоятельствах — не известно. Первый период высшей школы закончился указом императора Фоки, не расположенного к наукам. Он удалил всех дидаскалов из столицы. Следующий император Ираклий I, при активном участии патриарха Сергия, вновь открывает высшую школу, которая просуществовала до иконоборческого периода. Император Лев III был вынужден закрыть высшую школу, которая не поддержала иконоборческий процесс в империи и выступила в защиту икон. Весь иконоборческий период академия не существовала.

Новая высшая школа была организованна в IX в. кесарем Вардой, которого уважали за «широту знаний». Он был первым министром, советником и дядей Михаила III. Новая школа давала общее образование по философии, риторике, арифметике, геометрии, астрономии, музыке. Предметы, связанные с латинским языком, не входили в программу, т.к. с VII в. в империи становится официальным греческий язык[ix]. Немало иностранцев обучалось в Константинопольской школе, среди них были славяне, армяне, грузины, итальянцы[x].

По специальному указу императора Константина IX Мономаха около 1045 г. была создана высшая школа, имевшая два факультета: юридический, который располагался в монастыре Святого Георгия в Манганах, и философский, находившийся в здании рядом с площадью Августион[xi]. Позже в XII в. секция философии была сокращена патриархом Алексием I после осуждения Иоанна Итала[xii] за рационализм[xiii].

По окончании отделения права юридического факультета выпускники могли стать адвокатами или нотариусами. Факультет философии давал «энциклопедическое» образование. Высшая школа была организована аналогично Аудиторию V века. Обучение было бесплатным. Целью такого образования было усвоение и запоминание накопленных веками знаний, а не развитие наук и не создание новых теорий и концепций[xiv]. Предметы в школе были исключительно из греческой науки, но юристам было предписано изучать латынь, как и несколько веков назад. Особо отличившийся воспитанник становился помощником преподавателя, его с одобрения совета преподавателей ставили учителем в своем отделении, акт утверждался императором.

Позже провинциальные города стали серьезными конкурентами столичного образования, например, такие как Мистра. По мнению А. Гийу, образование, имевшее прежде национальный характер, стало поворачиваться в сторону западной культуры[xv]. Получить высшее образование в провинции можно было у некоторых высокообразованных епископов или митрополитов[xvi], выходцев из константинопольской высшей школы, которые обучали по собственной системе, а воспитанниками были лица, избравшие духовную карьеру. Но подлинным средоточием науки в IX–XII вв. был Константинополь, куда приходили юноши для получения образования с благословения родителей, а иногда и против их воли.

Мало что известно о воспитании девочек и девушек в империи[xvii], но определенно можно сказать, что девочку в византийском обществе воспринимали как будущую жену и мать. В доме радовались меньше рождению девочки, чем мальчика, которого воспринимали как надежду семьи и будущего кормильца. Весь так называемый круг наук девочки из простонародья получали на кухне, за прялкой, на поле; свобода девочки была резко ограничена, ее детство заканчивалось еще раньше, чем у братьев. Как правило, девочки в Византии были образованы хуже своих братьев, но если обучали на дому сына, то дочери позволяли присутствовать на уроках. Поступать в высшие учебные заведения девочки не могли, но по желанию они могли продолжить образование только в частном порядке. Немало девушек выучивалось на врачей и работало в женских отделениях наравне с мужчинами-коллегами.

Иное положение дел было в домах богатых и знатных людей: девочки и девушки располагали некоторым досугом и могли заниматься науками или рукоделием. Если на то была благосклонность родителей, иногда девушки воспитывались в доме жениха, слушая вместе с ним преподавателя. Вполне возможно, что девушек обучали верховой езде[xviii]. До XII в. в средних школах империи девочек не обучали[xix].

Несмотря на высокий уровень образования в Византии, а превосходство ученых людей было заметно для современников, т.к. они отличались по объему знаний и эрудиции[xx], были и такие деятели византийской науки, которые разделяли со своими невежественными современниками веру в знамения, предсказания, чародейство, вещие сны и наговоры — несмотря на то, что закон определял суровую кару для знахарей и колдунов, они не переводились. Так, например, император Алексей I, изгнавший из Константинополя астрологов, как шарлатанов, позже при тревожных слухах в связи с появившейся на небе кометой поинтересовался мнением эпарха Василия, который оказался астрологом. Император Константин IX хотел канонизировать свою жену Зою, причиной тому стал выросший на ее отсыревшей гробнице гриб. На похоронах Исаака I Комнина возник спор из-за скопившейся воды на его могиле: одни утверждали, что это — гнев Божий, другие, что это — слезы покаяния усопшего. Примирил обе стороны Михаил Атталиар, рассудивший о пользе этих толкований как о страхе перед Богом и как о надежде на Его милосердие. Малообразованный Кекавмен высмеивал веру в вещие сны, высокообразованный Скилица слепо доверял им, а патриарх Никифор в IX в. составил сонник с «типичными» сновидениями.

После 1204 г., когда двор переехал в Никею, центр просвещения также последовал за ним. Ситуация меняется после латинской оккупации. Взятие никейскими войсками Константинополя в 1261 г. позволило императору Михаилу VII Палеологу восстановить высшую школу, которая просуществовала до падения Константинополя в 1453 г.[xxi]. В этот период древнегреческое литературное наследие стали изучать с еще большим рвением, в то же время восточные веяния (персидские и монгольские), принесенные трапезундскими учеными, и западные идеи латинян создали новую интеллектуальную волну энергии в искусстве империи. Образование сохранилось в монастырях столицы — в Акаталепте, который был основан Михаилом Планудом (Хора), а позже вновь открыт Никифором Григорой. Учебные заведения стали унифицированными. Из школ выходили как гражданские чиновники или военные, так и церковные чиновники. Программа обучения для всех воспитанников была одинакова — сочинение классиков, математика, античная медицина.

Таким образом, система образования в Византийской империи долгое время позволяла воспитывать высокообразованных, всесторонне развитых ученых людей, которые управляли либо государством, либо Церковью. Благодаря античному наследию и христианству, которое системно преподавалось с начальной и до вышей школы, выпускники выходили не только высокообразованными управленцами, но и духовно богатыми людьми. В целом, грамотность в империи была на высоте. Если бы не разрушительные набеги латинян и турок-османов, количество сохранившихся произведений древнегреческих классиков и византийских авторов было бы значительно большим. Ряд трудов, дошедших до нас, стали краеугольными камнями для европейской мысли. Значительная часть богословских трудов оказала влияние на развитие науки и культуры славянских народов.

[i] Литаврин Г.Г. Как жили византийцы // Серия «Византийская библиотека. Исследования». СПб.: Алетейя, 2006. С. 191.

[iv] Самодурова З.Г. Социальный состав учащихся в Византии VII–XII вв. // ВВ, 1991, т. 52. С. 38.

[v] Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2 т. Т. I. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). С. 349.

[vi] Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994 С. 44.

[vii] Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб.: Алетейя, 2006. ил. (Серия «Византийская библиотека. Исследования»). С. 195.

[viii] Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоевского; Предисл. Р. Блока. Екатеринбург: У–Фактория, 2005. (Серия «Великие цивилизации»). С. 327.

[ix] Приблизительно с VIII в. в империи в ходу было три формы греческого языка. На новогреческом говорили простые люди необразованные, на аттическом диалекте древнегреческого языка писали образованные, а более сложную форму древнегреческого языка использовали как разговорную, последний был ближе к классическому языку, нежели новогреческий, что увеличивало пропасть между письменной и устной формой языка.

[x] Бердяев Н. Восток и Запад // Путь №23, 1930. С. 99.

[xi] Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоевского; Предисл. Р. Блока. Екатеринбург: У–Фактория, 2005. (Серия «Великие цивилизации»). С. 329.

[xii] Увлеченный античной философией Иоанн Итал вынес споры с коллегами на площади. Превосходно пользуясь изученной логикой, он развивал свои идеи, отдавая предпочтение разуму, нежели вере.

[xiii] Успенский Ф.Н. История Византийской империи. Т. 4. Отдел VI. Комнины. Отдел VII. Расчленение империи. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. (Классическая мысль). С. 192

[xiv] Пселл в этой школе преподавал философию, его друг Константан Лихуд (позже патриарх Константин III 1059–1063 гг.) — юриспруденцию.

[xv] Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоевского; Предисл. Р. Блока. Екатеринбург: У–Фактория, 2005. (Серия «Великие цивилизации»). С. 330.

[xvi] Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви. Т. I. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). С. 372.

[xvii] Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб.: Алетейя, 2006. (Серия «Византийская библиотека. Исследования»). С. 190.

[xviii] Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб.: Алетейя, 2006. Серия «Византийская библиотека. Исследования»). С. 191.

[xix] Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоевского; Предисл. Р. Блока. Екатеринбург: У–Фактория, 2005. (Серия «Великие цивилизации»). С. 324.

[xx] Самодурова З.Г. Социальный состав учащихся в Византии VII–XII вв. // ВВ, 1990, т. 51. С. 22.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *