зачем захарка став уже взрослым и даже постарев приезжает в деревню
Урок внеклассного чтения в форме диспута «Ты знаешь, так хочется жить!» по рассказу Белый квадрат» Захара Прилепина. 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
1) организовать читательскую деятельность учащихся для постижения смысла рассказа;
2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя, уметь высказывать своё личностное суждение и развивать умение анализировать текст;
3) показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке, вызвать сочувствие, сопереживание по отношению к трагическому случаю с героем.
1) создание условий для усвоения темы;
2) создание ситуаций успеха;
3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;
4) обучение индивидуальной рефлексии цели;
5) развитие навыков самоконтроля;
6) развитие схематичного мышления.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и приёмы обучения: эвристический, устный опрос, рассказ учителя, сообщения учащихся, работа с текстом по группам, задания на установление соответствия, на ассоциации, беседа по вопросам.
Оборудование: текст рассказа, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, вопросы для 3-х групп, детские фото, иллюстрации к рассказу, макет солнца и лучей, музыкальный фон “Ты знаешь, так хочется жить…” (клип “Рождество”, Александр Марцинкевич).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия УУД |
1. Орг. момент. (Цель: настроить учащихся на учебную деятельность). Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально. | Проверяет готовность учеников к уроку. Музыкальный фон “Ты знаешь, так хочется жить…”. |
Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.
тельные:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
(Цели: проверить усвоение материала, развивать умение формулировать свои мысли, аргументировать своё мнение) – Стадия вызова “создание мотива к обучению”
Рассмотрите детские фото, выберите любые 5 фото и вывесите вокруг солнышка (макет солнца). Объясните, почему вы выбрали именно эти фото. Напишите на лучиках солнца, какие слова у вас ассоциируются со словом детство
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы одноклассников.
Записывают, затем читают.
Записывают (мама, папа, счастье, семья, улыбка, радость, воспоминание и т.д.)
тельные:
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?
Именно о детстве нам повествует Захар Прилепин в рассказе “Белый квадрат”, который мы с вами будем сегодня обсуждать. Мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты взаимоотношений между детьми и узнаем, какой дорогой должен идти каждый, чтобы не замёрзло его сердце.
На ваш взгляд, какие отношения должны быть между людьми в целом? Сердечные, тёплые, которые будут согревать.
Обсуждение.
Отвечают на вопросы
Обсуждают ситуацию
кативные:
— формирование умений слушать и вступать в диалог;
— участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации.
Чтение учителем рассказа с остановками.
Исследования по группам
Вопросы для 1-й группы
1. Во что играли несколько деревенских пацанов на пустыре за магазином?
2. Что должны были сделать все за это время, когда тот, кому выпало водить, стоял к двери лицом и громко считал до ста?
3. Где и как таились темнолицые, щербатые, остроплечие пацаны, а потом мчались наперегонки с тем, кто водил, к двери сельмага, чтобы коснуться нарисованного на ней кирпичом квадрата, крикнув: “Чур меня!”
5. Я был самый маленький, как я старательно прятался и следил за водящим из травы, зоркий как суслик?
6. Когда водящий уходил в противоположную сторону, я … И семенил короткими ножками двери сельмага до … и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал: “…..”?
Вопросы для 2-й группы
1. Сколько примерно лет было главному герою рассказа – Захарке? А Сашке?
2. Как Сашка удивлял деревенских ребятишек?
3. Каким качества характера Сашки завидовал Захарка, даже став взрослым?
4. Честно ли исполнял обязанности “водящего” Захарка?
5. Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.
6. Виноват ли Захарка в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.
7. “Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания. Но когда сам веришь своим оправданиям – тогда легче.
— Как я могу им не верить, Саша? Что мне тогда делать? Но Саша не слушает меня”. Почему?
Вопросы для 3-й группы
1. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?
2. Почему рассказ называется “Белый квадрат”?
3. Сколько временных пластов в рассказе? Почему?
4. Какова авторская позиция в рассказе?
5. Какие проблемы поднимает автор в рассказе?
Дополните. Выкрикнув это, я услышал…. за спиной, но это не я, голопузый, вызвал восхищение. Это… опять учудил.
Работают в группах.
Делают записи в тетради. Высказывают свои предположения.
тельные:
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанного текста;
— определение основной информации;
— свободная ориентация и восприятие художественного текста;
— формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5. Этап решения частных задач. (Цель: научить формулировать собственное мнение и позицию.
Научиться быть добрыми и отзывчивыми.
Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни.
У каждого из нас есть свой крест и его надо пронести до конца достойно, даже если тебе очень больно и горько.
тельные:
— анализ и синтез знаний учащихся;
— построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности рассуждения.
(Цель: определить, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей.)
Что порождают воспоминания о детстве? (Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно.)
Какие проблемы поднимает З. Прилепин в рассказе “Белый квадрат”? (Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей ценности человеческой жизни).
Приём “Тонкие и толстые вопросы”.
2. Продолжите предложения:
Самым интересным для меня….
Сегодня я познакомился (узнал) …
Я ещё хотел бы узнать …
3. Составление синквейна к слову детсво.
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка – короткое предложение из 4 слов, раскрывающих суть темы;
5 строка – одно заключительное слово (синоним) к 1 существительному (н-р, детству).
Делают записи в тетради
Составляют синквейн
тельные:
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Какие чувства он у вас вызвал?
Обоснуйте.
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.
3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе “Школа 2000…” / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
4. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.
5. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения “Школа 2000…”. – М., 2011.
6. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13. Министерство образования Российской Федерации.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
8. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
10. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: “Ничья земля в возрастной психологии”. – Вопросы психологии, 1998, № 3. – С. 17-31.
Помогите с литературой
1-В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета, то настоящее — это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться», и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего. Настоящее в рассказе очень коротко, очень емко и весьма трагично. Это разговор автора с воображаемым собеседником, которого давно нет на свете: «он и не приходит никогда», и никто «не знает, где он».
Настоящее в рассказе «отравляет прошлое», не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И все – таки детство остается детством.
2-http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/prilepin/0/j7.html
3-В основе сюжета лежит описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом».
4-Захарке было примерно 5 лет, он был самым маленьким.
5-Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца.
6-Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.
Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу».
Девятилетний Сашка даже не боялся десятилетних хулиганов — близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав.
7-Смелости и независимости. Сашка один мог на вопрос: «Че ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» — «… и не смог найти; а он нашел – в свои девять лет».
8-Тот не уставал удивлять сверстников своими «способностями», мог каркать, передразнивая ворону; куда он только не прятался… Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!».
Виноват ли Захар в гибели Сашки? Зачем, став взрослым, приезжает в деревню?
Прилепин «Белый квадрат». Виноват ли Захар в гибели Сашки?
Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, приезжает в деревню?
Сначала ответим на первый вопрос произведения «Белый квадрат» про виновность Захара в гибели Сашки.
Я могу понять Захарку, то, что он винит себя в гибели Сашки. Тогда Захарка был маленьким и то, что он не нашел Сашку, а потом не уточнил, ушел тот домой или все же попал в беду, наложило отпечаток на детскую психику. Он явно винит себя в том, что случилось.
Захар до последнего ищет Сашку, но предполагает, что он уходит домой, не сказавшись. Я не думаю, что мальчик является прямым виновником случившегося, здесь скорее всего стечение всех обстоятельств приводят к трагедии и гибели ребенка.
Самое печальное, что Захар уходя дотрагивается до «белого квадрата», говоря «Чур меня», как будто что-то предчувствуя, видя вспыхнувший окурок и сравнивая его с сердцем.
Именно это все и отравляет жизнь мальчику, он постоянно возвращается к тому моменту, переживает его, думает, если бы он поступил по другому, все могло бы быть иначе.
Захар возвращается обратно в деревню и тут снова идет диалог с погибшим Сашкой. Захар говорит, что он вернулся домой, а Сашка ему ответил, что он звал его.
Фильм сложный, непривычного формата, требует неслабой культурной артподготовки)
Ну и остальные цитаты из Михалкова и прочих отечественных оскароносцев.
А на «Настасье Филипповне» я просто в голос смеялась. Пять баллов 🙂
Возможно покинул, возможно решил отдохнуть.
Как не ему знать, как Россия «продолжает воевать» на Донбассе неся еженедельные потери в 1000 танков и 300 самолетов.
И это на протяжении 4 лет.
Он знает это, ибо это его хлеб. Но молчит.
Если знать причину, то нужно признать очевидное.
Понять такое можно, когда каждый первый гражданин Украины лжёт себе в надежде не признавать гражданскую войну и переложить с себя ответственность за неё на некую «агрессию русских».
Но мы видим их старания обмануть себя, окружающих.
Возможно понимаем причину их самообмана.
И даже крутим у виска пальцем, когда видим проявления их массовой лжи.
Он не просто напоминает с кем воюют ВСУ, указывая их гражданство и место жительство, но и рассказывает преступления ВСУ и зависимость командования ВСУ от зарубежных стран.
И это тоже часть информационной блокады и массовой лжи Украины.
Да, Прилепин прав в том, что Украина поощряет и выпячивает всяческие русофобские творения, даже низкой пробы. Россия же как будто стоит осторонь Донбасской темы в музыкальном формате, по крайней мере. Общества, как российское, так и украинское, и так достаточно взбудоражены этой темой и накалять страсти еще больше, наверно не имеет смысла. В телеэфире и инете итак все копья сломаны, достаточно этого. каждый, кому интересна эта тема, давно определился со своей гражданской позицией.
Прошу прощения за сумбур. Слишком близко к сердцу.
Захотелось написать этот пост не из-за бонуса, а потому что вспомнилось, как дети пели «Вставай, Донбасс». Их было от силы человек пять: на моей центральной улице некогда процветающего города, в том проклятом 14 году.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос (или вопросы)
(по типу заданий№8,15)
1.Сколько временных пластов в рассказе З. Прилепина «Белый квадрат»?
2. Прочитайте диалог главного героя с воображаемым собеседником «в настоящем». Прокомментируйте его по возможности.
3. В какую игру играли деревенские дети?
4. Сколько примерно лет было главному герою произведения – Захарке?
5. Как относятся ребята к Захарке? Почему?
6. Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?
7. Какой черте характера Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?
8. Как Сашка удивлял деревенских ребят?
9. Честно ли Захарка исполнил свои обязанности «водящего»?
10. Почему Сашку не нашли?
11. Виноват ли Захар в гибели Сашки?
12. Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?
13. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, приезжает в деревню?
14. Почему рассказ называется «Белый квадрат»?
15. Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе.
Согласны ли Вы с ней?
16. Почему в рассказе несколько временных пластов?
Нужно иметь представление и о автобиографических военных рассказах о том, как будучи омоновцем, рассказчик воевал в ЧЕЧНЕ ( книга «Грех»), и»конечно о большом романе З. Прилепина «Обитель» (20-ые годы 20 века. Соловецкий монастырь, борясь с религией, приспособили под тюрьму. Туда попал молодой парень, убивший своего отца. Какие только испытания ему не довелось там перенести.. Но везде есть люди, и среди арестантов были разные типы, и среди охранников. Главному герою удаётся бежать, а помогает ему в этом молодая сотрудница органов.) Несмотря на крутой сюжет, З.Прилепин признаётся, что почти все герои имеют прообразы, т.к. он очень много работал с архивными материалами.
А этот текст З. Прилепина предлагается использовать для ЕГЭ по русскому языку.
1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.
(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.
(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.
(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.
(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.
(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.
(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?
(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.
(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.
– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!
(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.
(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.
(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал
к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.
(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!»
(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.
(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.
(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким.
(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.
(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.
(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.
* Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) современный российский писатель, лауреат литературных премий.
Оцени написанное учеником на ЕГЭ сочинение. Поправь ошибки, приведи свои примеры