зачем я живу эссе
Жизнь, на что ты мне дана?
Сочинение на тему
Жизнь человека — самое дорогое, что у него есть. Она неповторима, уникальна, она бесценна. Жизнь человека — Божий дар! Но почему-то мало кто из нас серьезно задумывается над тем, как он живет, для чего живет и что оставит после себя.
Люди ценят драгоценные камни. Они берегут их, подбирают красивую оправу, бережно хранят и боятся потерять, а самую главную драгоценность — нашу жизнь — часто пускают на самотек. Мы, не задумываясь проживаем день за днем, растрачиваем время на пустые развлечения или бездельничаем возле телеэкрана. Но наступит момент, когда каждый человек остановится и спросит себя: «А зачем я живу? Для чего мне жизнь моя дана?» Ведь если судьбой, природой, какими-то высшими силами было предопределено наше появление на свет, значит, это не случайно. Значит, в нашей жизни есть какой-то смысл. Жизнь дается человеку только один раз, и, как говорил русский писатель Н. А. Островский, «прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Цель — вот что самое главное в жизни. Стремление к осуществлению мечты, к реализации планов. Эта цель может быть у каждого своя, но она должна быть. И она должна быть высокой, благородной, такой, которая возвышала бы человека в его собственных глазах и в глазах окружающих его людей.
О том поразмысли, что ждет впереди;
Цель выбрав благую, к ней прямо иди.
Эти слова Фирдоуси, на мой взгляд, должны стать девизом каждого. И не важно, чего именно стремится добиться в жизни человек. Главное, чтобы он был уверен в том, что его цель стоит того, чтобы к ней стремиться. Только тогда эта цель наполнит настоящим смыслом его жизнь. Только тогда она действительно принесет пользу. Как говорил В. Гете: «Без пользы жить — безвременная смерть».
Для кого-то целью жизни становится создание семьи, рождение и воспитание детей. И если человек со всей ответственностью относится к этому, то, без сомнения, проживет жизнь с пользой. Он вложит в своих детей все самое лучшее, что несет в собственной душе, он отдаст им всю свою любовь и заботу и, скорее всего, подарит миру достойных людей, которые внесут свой вклад в улучшение и процветание жизни на Земле.
Кто-то стремится всего себя посвятить какому-то определенному делу. Он стремится достичь наибольших высот в профессии. И если это не просто стремление делать карьеру ради самой карьеры или денег, то такой человек, конечно, живет не зря. Его цель — высокая и благородная. Его усилия не останутся незамеченными, а сам он внесет значительный вклад в общее дело, оставит в этой жизни свой след.
Трудно дать однозначный ответ на вопрос, для чего жизнь дана человеку. Сколько великих философов, мыслителей, писателей сделали главной целью своей жизни разгадку тайны человеческого существования и предназначения. Каждый из них находил смысл жизни в чем-то своем. И никто из них не смог сформулировать единой цели жизни для всех людей Земли. Но есть все же некоторые мысли, к которым на том или ином этапе приходили все ученые мужи, к которым рано или поздно приходит каждый мыслящий человек. «Жизнь ценится не за длину, но за содержание», — говорил Сенека. Катон Старший считал, что если жизнь не употреблять «в дело», ее «съедает ржавчина». «Нужно перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь», — призывал Л. Н. Толстой. То есть главное, к чему должен стремиться человек, — наполнять свою жизнь смыслом.
Жить, по выражению замечательного русского классика А. П. Чехова, значит «бодро, осмысленно, красиво. играть видную, самостоятельную, благородную роль. делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, или еще хуже того. «.
Конечно, жизнь прожить — не поле перейти. На этой ухабистой дороге нас ждут и радость, и разочарования. Но идти вперед нужно. Не пасуя перед трудностями, преодолевая препятствия, исправляя допущенные ошибки. Нужно жить, стремясь к высшему, лучшему, светлому. И само это стремление помогает выжить, воспитать свою душу и приблизиться к разгадке самой великой тайны — тайны жизни. А может быть, для того и дана нам жизнь, чтобы мы сами «сотворили себя», чтобы мы постоянно стремились к совершенствованию, гармонии и красоте.
«Я прожил жизнь», — произносит человек на склоне лет и задумывается над тем, что составляло смысл его жизни, чем был наполнен каждый его день. И нередко оказывается, что позади пустота: не летал к звездам, не совершал открытий, не защищал родину, не стремился к спортивным достижениям, хлеб не растил. никого не согрел своим теплом. Вспомнить нечего. Не построил дом, не вырастил сына, даже дерева не посадил. Получается, жизнь прожита зря, ведь ни смысла, ни содержания в ней не было, а значит, не было и самой жизни. Да, человек существовал, «плыл по течению», а жизнь прошла стороной. Без него. Тогда-то и вспоминаются слова, сказанные писателем П. А. Павленко: «Жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились». И сделать так, чтобы запомнилось как можно больше, может только сам человек.
Я пока не знаю, что смогу, что успею сделать в своей жизни. Знаю только, что буду стремиться, чтобы в конце пути мне было что вспомнить, рассказать, чтобы я мог гордиться прожитой жизнью, чтобы моим родным, друзьям и знакомым не было «мучительно больно» за мои бесцельно прожитые годы. Я верю, что на склоне лет смогу сказать своим внукам, что жизнь свою прожил не зря, и буду иметь полное право подписаться под словами Ю. Фучика: «Но и мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь!»
Эссе на тему зачем я живу? Эссе на тему: «Для чего я живу»
Сегодня хочу затронуть очень философскую и щепетильную тему для каждого из нас.
Раз мы приходим в этот мир, значит, — это для чего-то нужно.
С проблемой смысла жизни рано или поздно сталкивается практически каждый человек.
Для кого-то вопрос «Для чего я живу?» встает еще в юношеском возрасте, для кого-то — уже на закате существования.
На поиски ответа могут уйти годы, если не целая жизнь.
При этом на разных ее этапах ответ может быть разным.
Зачем я живу или для чего я живу: почему мы задаем себе этот вопрос?
Совсем маленькие детки совершенно не озадачены смыслом жизни.
Уровень развития их интеллектуальной и эмоциональной сферы не позволяет им ставить перед собой такой вопрос.
Искать ответ начинают подростки. Это может быть связано с тем, что:
Переходный возраст редко проходит совершенно безболезненно для ребенка.
Оказываясь в ситуации конфликта с окружающими его взрослыми и ровесниками, подросток углубляется в изучение самого себя, своих целей, своего предназначения, своих перспектив.
Взрослый человек может задать себе вопрос «Зачем я живу?» в момент столкновения с каким-то глобальным потрясением или жизненной неудачей.
Возможно, интерес к этой проблеме может быть обусловлен низкой самооценкой или неуверенностью в себе и своих силах.
Когда есть способности, но нет возможностей
Самое интересное, что для того чтобы ответить на этот вопрос, у человека со звуковым вектором есть все способности – мощный абстрактный интеллект, которому по силам решать сложнейшие задачи и находить ответы на философские вопросы; врожденное желание думать, концентрировать мысль. Нет только одного – точки приложения своего потенциала, потому что непонятно, где искать. Ведь то, на что направлен его интерес, не потрогаешь руками, не увидишь глазами.
Вот поэтому жернова его очень сильной мысли прокручиваются вхолостую, подминая под себя самого человека, раздавливая его своим напором. Активный, непрекращающийся внутренний диалог – проявление недостаточной реализации звукового вектора. И ничто не избавит от него, пока этой реализации не будет. Ему нужно создавать мыслеформы, облекать невидимое в слова, расшифровывать волну, код Вселенной.
Для чего я живу?
Когда мне было 16 лет, я решила, что мое предназначение – работать с детьми-сиротами.
Стремясь хоть чуть-чуть помочь их израненным душам, я надеялась изменить этот мир к лучшему.
Столь «высокое» предназначение я определила себе, по всей вероятности, на фоне своего юношеского максимализма.
Сейчас я не хочу больше спасать весь мир.
Я поняла, что лучше выстроить свой маленький уютный мирок, в центре которого будет находится любимый муж и кот.
Смысл жизни определился как стремление уберечь их от горя, дать возможность реализовать свои мечты и просто радоваться прелестям жизни, таким как любимое дело, хорошие игрушки, путешествия.
Да мало еще что можно придумать?!
Зачем я живу?
Затем, чтобы моя семья жила хорошо.
Потому что если не будет меня, у них вряд ли будет много хорошего.
Наверное, цель моя примитивна и слишком банальна…
Но… я не хочу получить Нобелевскую премию, выиграть Евровидение или построить приют для бездомных кошек.
Но я живу и работаю для того, чтобы иметь возможность вложить в своих будущих детей по максимуму в надежде, что они сделают что-то важное и хорошее.
Итоговое сочинение на тему: Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Пример итогового сочинения 2021-2022 по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина».
Тема сочинения: «Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?»
Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Я очень часто слышу, как окружающие жалуются на плохие условия жизни, на беспорядок в стране, грязь на улицах и так далее. Но при этом они ничего не делают, чтобы что-то изменить в этой жизни, а просто жалуются. Одна моя знакомая мне рассказала, что когда она едет с семьёй отдыхать на природу, всегда берёт с собой одноразовые перчатки и пакеты для мусора. Приезжая на какое-то популярное место у озера или реки, они зачастую находят там кучки мусора. Вместо того чтобы возмущаться, семья принимается за уборку. Это занимает, как правило, минут пять-десять. И всё. Отдыхать становится приятно и кажется, что окружающая природа говорит тебе «спасибо». Теперь и я поступаю так же. Ведь это несложно и занимает совсем немного времени, а какое удовольствие мы потом получаем от отдыха и сознания того, что сделали доброе дело.
А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Эта цитата, по-моему, и отвечает на вопрос, как человек может сделать мир вокруг себя лучше. Каждый из нас пусть сделает то, что он может: посадит дерево, почистит водоём, или всего лишь не бросит на землю обёртку от съеденного мороженого, а донесёт её до мусорного бака. И ведь это совсем не сложно! Но почему-то так происходит не всегда и не со всеми. В романе Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» есть очень тяжёлая сцена, когда туристы подожгли муравейник, потому что муравьи мешали им отдыхать. Егор Полушкин с сыном с ужасом смотрят на то, как горят ни в чём не повинные живые существа, которые так трудились над созданием своего большого дома. Но горожанам этого не понять. Они считают себя царями природы, для них гораздо легче облить муравейник бензином, чем прейти в другое место. Если бы все люди были такими же, как Егор Полушкин, то мир стал бы действительно прекрасным. Этот человек всегда ответственно относился к своему делу, любил природу, ценил красоту и создавал её вокруг себя, учил этому сынишку. У героя книги была мечта — развести на озере белых лебедей. Он даже купил в городе две пары этих прекрасных птиц. Но браконьеры убивают их и избивают Егора, вставшего на их защиту.
А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка» приводит пример того, как добрые поступки могут изменить судьбы людей. Пётр Гринёв когда-то душевно отнёсся к незнакомцу, который вывел его в буран к постоялому двору. Прощаясь, молодой дворянин подарил этому мужику свой тулуп. Такой поступок не прошёл для офицера даром. Впоследствии его случайный знакомый, Пугачёв, помиловал его и невесту, помог им избежать гибели и быть вместе.
Таким образом, я считаю, что каждый человек может сделать окружающую его действительность лучше. Для этого надо просто иметь такое желание. Пусть на первый взгляд сделанное дело покажется совсем незначительным, но оно обязательно принесёт значимые плоды, подаст пример другим людям. Они повторят этот поступок, и добро разрастётся, станет большим и очень заметным. Так работают сегодня многочисленные волонтёры, помогающие больным и престарелым, убирающие мусор, разыскивающие потерявшихся людей и животных. Благодаря этим людям мир становится добрее и прекраснее.
Как успокоиться
Для того чтобы успокоиться, нужно научиться правильно организовывать свой отдых. Хорошо помогает смена деятельности. Если человек занимается интеллектуальным трудом, то на выходных ему следует заняться спортом или выехать на природу.
Также можно прибегнуть к аутотренингу: «Я полностью расслаблен, по телу разливается приятное тепло. Мой пульс замедляется, становится ровным. Я расслабляюсь, мой пульс медленный».
Также следует делать массаж. Он способствует улучшению кровообращения и повышению мышечного тонуса.
Медитация также помогает успокоиться
Биологическое предназначение человека
Поиск смысла жизни человека является духовной и философской проблемой. Представления о цели существования зависят от следующих факторов:
Если условия жизни человека благоприятны, он видит смысл своего существования в достижении собственного благополучия. Если он находится во враждебной среде, то жизнь утрачивает для него и ценность, и смысл.
Во время поиска цели существования следует уяснить: то, что должно произойти, все равно произойдет. Самое главное – научиться взаимодействовать с реальностью в программе «здесь и сейчас».
В противном случае есть большой риск конфликта с обществом и с самим собой. На фоне внутриличностного и межличностного конфликта обычно вырастают проблемы, которые в 90% случаев закладываются в фундамент подсознательных страхов.
Проблема смысла жизни в философии
В отличие от иных существ, населяющих землю, жизнь человека представляет собой набор ценностей. Для того чтобы овладеть ими, необходимо:
Смысл и цель жизни человека зависят от его приоритетов. Для кого-то смысл существования заключается в покорении горной вершины. Кто-то мечтает приобрести роскошный автомобиль. Кому-то жизненно необходимо стать первоклассным врачом или ученым и найти лекарство от рака.
Для некоторых людей смысл жизни заключается в создании семьи. В этом случае они оправдывают биологическое предназначение человека, которое заключается в продолжении рода.
Социальная функция индивида
В процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди зависят друг от друга. На этом фоне устанавливается связь и взаимодействие между людьми.
Социальная функция – это поручение конкретному человеку от общества. Она зависит от особенностей распределения труда: преподаватель несёт ответственность за обучение, медик – за лечение, предприниматель – за организацию производства.
О функциях конкретного индивида социологи судят не по тому, что он делает или намеревается сделать, а по тому, какие последствия для общества вытекают из этих действий.
Если индивид отказывается от выполнения своих функций или результаты его деятельности имеют негативное значение, речь идет о дисфункции.
Выполняя свои функции, человек становится необходимым другим. На фоне общественного разделения труда образуются социальные статусы и роли. Появляются «ячейки», каждая из которых ответственна за выполнение важной общественной функции.
Глобальное одиночество
Еще один побочный эффект экзистенциального кризиса – утрата связи с людьми, с внешним миром. Чтобы выполнять свою роль, звуковик стремится к уединению и тишине – так лучше концентрировать мысль, искать ответы на главные свои вопросы. Но из-за того, что нет понимания, на чем эту мысль концентрировать, он замыкает ее на себе.
Так проявляются особенности психического устройства звукового человека: для него внешний мир более или менее иллюзорен, а внутренние состояния реальны, истинны. Ему кажется, что ответ на вопрос «кто я?» скрыт внутри него. Именно туда он направляет свое внимание, но чем больше он делает это, тем большую пустоту он ощущает. Внутри нет ответов. А следствием такой погруженности в себя становится пронзительное одиночество.
Звуковик никогда не признается, что страдает от одиночества, ведь оно для него желанно. Будучи интровертом, он не стремится к общению И все-таки нет человека, страдающего от одиночества больше, чем он. И нет другого такого человека, способного получить наибольшее удовольствие от ощущения связи с людьми!
Эссе на тему зачем я живу?
Когда я был малышом, смысл моей жизни заключался в физическом развитии и росте. Я познавал окружающее пространство. Мир вокруг такой интересный и необычный, всё принадлежит мне. И моя цель, мой смысл – получить всё, что есть вокруг.
Став школьником, я уже видел всё по другому. Не помню, как было у меня, но Артёму в 10 лет сейчас важно, чтобы ему завидовали. Чтобы он выделялся из толпы сверстников, чтобы он был лучшим, первым, главным, единственным. И смысл его жизни на этом этапе – выделится из толпы одноклассников, получить одобрение, заслужить похвалу.
Когда мне стукнуло четырнадцать – смысл моей жизни состоял в том, чтобы сочинять и петь песни под гитару. Ничего другое меня так не волновало и не будоражило, как сочинение песен. Смысл жизни – выражать себя и получать одобрение окружающих.
Где-то начиная с двадцати лет меня всё больше стала интересовать карьера. А именно – управление людьми, менеджмент. Я взапой читал книги о карьерном росте, о работе с людьми. Я растил свои навыки, я изучал инструменты, которые бы позволили мне более эффективно выполнять работу менеджера, к которой я готовился.
К двадцати двум годам я созрел для серьёзных семейных отношений, влюбился и через год женился на моей возлюбленной. И смысл моей жизни в те месяцы был полностью помещён во всё, что касалось моих отношений с моей любимой.
Где-то в двадцать восемь лет я очень остро начал ощущать необходимость расти духовно. Я стал искать ответы на вопросы: зачем я живу, куда я иду, что я хочу. Я начал интересоваться законами успеха, читать на эту тему, менять свои привычки.
К тридцати годам я уже больше думал о предпринимательстве, о собственном бизнесе. И смысл уходил в это – в создание и развитие собственной компании.
Таким образом, я вижу, что в каждый период моей жизни у неё был разный смысл. То есть, смыл жизни постоянно меняется вместе с тем, как меняюсь и развиваюсь я сам. И получается, что к этому вопросу: зачем я живу, в чём смысл моей жизни, нужно обязательно добавлять слово «сегодня». А в чём смысл моей жизни сегодня? Именно в данный момент времени, в данный день, в данный год. Зачем я живу, в чем смысл моей жизни имено сейчас?
Найдя на него ответ, на какое то время выстраиваются приоритеты, новые ориентиры, и приходит новое вдохновение. Я живу на новой волне, наплывает свежая энергия. Проходит время и снова этот вопрос остаётся без ответа. И я снова его задаю и слышу новые ответы, актуальные для сегодняшнего дня, для меня настоящего. Я изменился за это время и конечно, изменился смысл моей жизни.
Я не могу знать, какие у Бога на меня планы. Я не могу видеть всей картинки Мироздания. Я вижу лишь очень узкую полоску, которая жёстко ограничена моим мировоззрением, знаниями, опытом, чутьём. И конечно, я не могу видеть всех возможных дорог, по которым я смогу пройти в ближайшие годы. Поэтому глупо формулировать смысл всей своей жизни, так как я не знаю, какие возможности, какие интересы, какое мышление будет у меня через пять, десять, двадцать лет. Я меняюсь – это факт. Если я менялся в прошлом, то я буду меняться и в будущем.
Я никогда не знал, что произойдёт со мной. Всё случалось неожиданно. Часто я представлял себе совсем другие сценарии развития событий, но бац – и получилось вот так. Причем, надо сказать, что я не сидел тихо и скромно в уголке, ничего не делая и ожидая каких-то случайных перемен. Я постоянно действовал. Но результат моих действия часто не совпадал с тем, что я планировал. То, к чему я страстно стремился, как правило, не получалось и глохло. А то, что я делал как бы между делом, наоборот, получалось наилучшим образом.
Поэтому, как сказать, какой смысл моей жизни, если я просто не знаю, куда меня ведёт этот путь? Когда совершенно понятно, что я сам себе не принадлежу. Что есть что-то или кто-то свыше, который знает намного лучше, какой путь мне предложить и на какие приключения меня направить.
Тогда что остаётся делать? Забыть этот вопрос о смысле жизни. Его нет, его нельзя познать. Любые разговоры на этот счёт – лишь болтовня и игра для ума, игра в философа. Нужно просто слушать себя, свою совесть, своё сердце, и поступать так, чтобы оно не разламывалось, не болело, а радостно сжималось и покалывало.
Но что тогда делать? Делать то, что делаешь сейчас. Но делать это лучше. Делать так, чтобы постоянно развиваться, расти, созидать. Представить, что я величайший мастер в своей профессии. Я лучший в мире руководитель. Или отец. Или учитель. Или сантехник. Или лучший муж. Или инженер. Или писатель. Как я буду себя вести? Что я буду говорить? Когда я буду молчать? О чём я буду мечтать? С кем я буду обедать? Кто мои Клиенты? Кто оказывает на меня влияние? На кого оказываю влияние я?
Жизнь, на что ты мне дана?
Сочинение на тему
Жизнь человека — самое дорогое, что у него есть. Она неповторима, уникальна, она бесценна. Жизнь человека — Божий дар! Но почему-то мало кто из нас серьезно задумывается над тем, как он живет, для чего живет и что оставит после себя.
Люди ценят драгоценные камни. Они берегут их, подбирают красивую оправу, бережно хранят и боятся потерять, а самую главную драгоценность — нашу жизнь — часто пускают на самотек. Мы, не задумываясь проживаем день за днем, растрачиваем время на пустые развлечения или бездельничаем возле телеэкрана. Но наступит момент, когда каждый человек остановится и спросит себя: «А зачем я живу? Для чего мне жизнь моя дана?» Ведь если судьбой, природой, какими-то высшими силами было предопределено наше появление на свет, значит, это не случайно. Значит, в нашей жизни есть какой-то смысл. Жизнь дается человеку только один раз, и, как говорил русский писатель Н. А. Островский, «прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Цель — вот что самое главное в жизни. Стремление к осуществлению мечты, к реализации планов. Эта цель может быть у каждого своя, но она должна быть. И она должна быть высокой, благородной, такой, которая возвышала бы человека в его собственных глазах и в глазах окружающих его людей.
О том поразмысли, что ждет впереди;
Цель выбрав благую, к ней прямо иди.
Эти слова Фирдоуси, на мой взгляд, должны стать девизом каждого. И не важно, чего именно стремится добиться в жизни человек. Главное, чтобы он был уверен в том, что его цель стоит того, чтобы к ней стремиться. Только тогда эта цель наполнит настоящим смыслом его жизнь. Только тогда она действительно принесет пользу. Как говорил В. Гете: «Без пользы жить — безвременная смерть».
Для кого-то целью жизни становится создание семьи, рождение и воспитание детей. И если человек со всей ответственностью относится к этому, то, без сомнения, проживет жизнь с пользой. Он вложит в своих детей все самое лучшее, что несет в собственной душе, он отдаст им всю свою любовь и заботу и, скорее всего, подарит миру достойных людей, которые внесут свой вклад в улучшение и процветание жизни на Земле.
Кто-то стремится всего себя посвятить какому-то определенному делу. Он стремится достичь наибольших высот в профессии. И если это не просто стремление делать карьеру ради самой карьеры или денег, то такой человек, конечно, живет не зря. Его цель — высокая и благородная. Его усилия не останутся незамеченными, а сам он внесет значительный вклад в общее дело, оставит в этой жизни свой след.
Трудно дать однозначный ответ на вопрос, для чего жизнь дана человеку. Сколько великих философов, мыслителей, писателей сделали главной целью своей жизни разгадку тайны человеческого существования и предназначения. Каждый из них находил смысл жизни в чем-то своем. И никто из них не смог сформулировать единой цели жизни для всех людей Земли. Но есть все же некоторые мысли, к которым на том или ином этапе приходили все ученые мужи, к которым рано или поздно приходит каждый мыслящий человек. «Жизнь ценится не за длину, но за содержание», — говорил Сенека. Катон Старший считал, что если жизнь не употреблять «в дело», ее «съедает ржавчина». «Нужно перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь», — призывал Л. Н. Толстой. То есть главное, к чему должен стремиться человек, — наполнять свою жизнь смыслом.
Жить, по выражению замечательного русского классика А. П. Чехова, значит «бодро, осмысленно, красиво. играть видную, самостоятельную, благородную роль. делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, или еще хуже того. «.
Конечно, жизнь прожить — не поле перейти. На этой ухабистой дороге нас ждут и радость, и разочарования. Но идти вперед нужно. Не пасуя перед трудностями, преодолевая препятствия, исправляя допущенные ошибки. Нужно жить, стремясь к высшему, лучшему, светлому. И само это стремление помогает выжить, воспитать свою душу и приблизиться к разгадке самой великой тайны — тайны жизни. А может быть, для того и дана нам жизнь, чтобы мы сами «сотворили себя», чтобы мы постоянно стремились к совершенствованию, гармонии и красоте.
«Я прожил жизнь», — произносит человек на склоне лет и задумывается над тем, что составляло смысл его жизни, чем был наполнен каждый его день. И нередко оказывается, что позади пустота: не летал к звездам, не совершал открытий, не защищал родину, не стремился к спортивным достижениям, хлеб не растил. никого не согрел своим теплом. Вспомнить нечего. Не построил дом, не вырастил сына, даже дерева не посадил. Получается, жизнь прожита зря, ведь ни смысла, ни содержания в ней не было, а значит, не было и самой жизни. Да, человек существовал, «плыл по течению», а жизнь прошла стороной. Без него. Тогда-то и вспоминаются слова, сказанные писателем П. А. Павленко: «Жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились». И сделать так, чтобы запомнилось как можно больше, может только сам человек.
Я пока не знаю, что смогу, что успею сделать в своей жизни. Знаю только, что буду стремиться, чтобы в конце пути мне было что вспомнить, рассказать, чтобы я мог гордиться прожитой жизнью, чтобы моим родным, друзьям и знакомым не было «мучительно больно» за мои бесцельно прожитые годы. Я верю, что на склоне лет смогу сказать своим внукам, что жизнь свою прожил не зря, и буду иметь полное право подписаться под словами Ю. Фучика: «Но и мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь!»