зачем трут петуха на площади революции
Магия скульптур на станции «Площадь революции»
Почему считается, что потереть нос бронзовой собаке на «Площадь революции» — на удачу, а одного из петухов — наоборот, лучше не трогать? Тайны известных статуй столичного метро (мимо которых некоторые москвичи проходят каждый день): как «матрос-сигнальщик» влюбил в себя британскую принцессу, и какое послание из прошлого оставил «студент с книгой».
О легендах вокруг знаменитых статуй на станции «Площадь революции» рассказывает экскурсовод проекта «Экскурсии в метро» Андрей Антосяк.
По легенде, когда Сталин когда был на экскурсии на этой станции — он ходил между этими скульптурами и говорил такие слова «как живой, как живой». Причем изначально эти скульптуры были белые, гипсовые. Но как только Сталин так отреагировал на то, что он увидел — эти скульптуры сделали в бронзе, поэтому таким образом они стали уже не просто украшением, а визитной карточкой московского метро.
Сейчас каждый день пассажиры на станции метро «Площадь революции» стараются дотронуться до носа бронзовой овчарки — чтобы повезло на экзаменах, если собираются на свидание — трогают туфельку у студентки, на удачу трут петуха бронзовой птичницы и флажки в руках у матроса. Как будто здесь есть какая-то магия: а может быть, она в удивительных судьбах тех, кто стал прообразом для этих скульптур? Как появилась традиция наглаживать собаку, почему одного их петухов — тереть, наоборот, ни в коем случае нельзя, и как матрос-сигнальщик влюбил в себя британскую принцессу?
Почти все фигуры, кроме детских, чтобы уместить в арочные проходы, пришлось изобразить либо сидящими, либо согнувшимися, либо вставшими на колено — из-за этого ходила опасная шутка, что «на станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Сейчас некоторые места на бронзовых скульптурах сияют, будто это золото — миллионы рук отполировали их до зеркального блеска. Прообразом пограничника с овчаркой был знаменитый Никита Карацупа и его пес Индус — но моделью для скульпторы стала овчарка Ирма архитектора станции Алексея Душкина. Как возникло поверье, что нос собаки приносит удачу? Рассказывает экскурсовод проекта «Экскурсии в метро» Андрей Антосяк:
Также есть такая традиция, что если проходить дальше по центральному залу станции — там есть птичница. У ее ног стоит петух и вот слева петух затерт до блеска, а справа он черный и его не трогают. И я долго думал, почему слева петуха натирают, а справа не трут. Причем есть такая примета, и даже в нескольких источниках я читал о том, что это дурная примета — потереть петуха, который справа. То есть это как бы считается «петух для готов». Но почему слева трут, а справа нет? Один из экскурсантов мне открыл эту тайну: он говорит так, что (и в принципе в его словах я вижу долю смысла) изначально станция была тупиковая. То есть один вход был исторически эскалаторный, а противоположный был тупиковый. Пассажиры заходят в центральный зал. И есть такая традиция — плюнуть через левое плечо, как защита от нечистых сил.
И вот как раз слева петуха трут на удачу, а справа не трут. Так же туфельку у студентки трут — тоже считается, что это принесет удачу на свидании. То есть это тоже студенческий фольклор: денег на цветы нету, но вот потер туфельку — и свидание прошло прекрасно.
Считается, что если ранним утром прикоснуться к флажкам матроса-сигнальщика — это залог удачи на весь день. Для этой статуи скульптору Матвею Манизеру позировал будущий контр-адмирал Олимпий Рудаков — тогда еще курсант. И он стал первым человеком, с которым танцевала британская королева Елизавета, взойдя на престол.
. Это было в 53-м году. По случаю коронации в Портсмуте — состоялся военно-морской парад. Но по пути российский крейсер «Свердлов», капитаном которого был Олимпий Рудаков, попал в жесточайший шторм. Начало торжеств едва не пришлось переносить, ведь по традиции первой с вступлением на престол ее величества должна поздравлять Россия, а корабль задерживался. И когда организаторы уже почти отчаялись, на горизонте появился русский крейсер. Не сбавляя скорости, он влетел на рейд и, отказавшись от лоцмана, начал швартовку, встал на якорь в три раза быстрее британских нормативов — и этим произвел огромное впечатление на королеву. На награждении Елизавета II выделила русского капитана. Первыми в строю стояли американские и французские адмиралы, за ними — Рудаков. Но ее величество сначала вручила памятную медаль ему. На коронационном балу Рудаков преподнёс Елизавете подарок советского правительства — горностаевую мантию. В ответ королева первый тур вальса подарила русскому офицеру, а после сама подвела его к своей сестре — принцессе Маргарет. А вот какая байка разошлась о том, что происходило дальше:
Был еще один вальс, теперь уже с принцессой. Следом, опять нарушая все мыслимые традиции, королева предлагает аудиенцию, но не «высоким» представителям России, а вновь капитану, и они исчезают в ее кабинете. Даже невозмутимый премьер-министр Англии Уинстон Черчилль разводит руками и удаляется с приема.
На следующий день принцесса Маргарет прислала на борт советского крейсера целое море роз. Откуда ей было знать, что у капитана аллергия на цветы, и он приказал раздать розы по кубрикам всем матросам! Позже к борту причалил катер с принцессой Маргарет. Видя, что ни в каюте командира крейсера, ни в кают-компании цветов нет, она выразила дворецкому неудовольствие: как это так, ее распоряжение не выполнено?!
— Ну что вы, Ваше Высочество, розы прекрасны! Спасибо! — ответил Рудаков. — Но весь экипаж был так очарован Вашим Высочеством, что пришлось их раздать морякам.
— Ах, так? — благосклонно приняла объяснение принцесса. — Завтра вам доставят новые цветы! В очередной раз, навестив крейсер, она, абсолютно не смущаясь присутствия офицеров, заявила Рудакову, что русский офицер ей очень нравится и она не прочь провести с ним время.
— Извините, Ваше Высочество, но тут до некоторой степени военный корабль. Уставы не разрешают его надолго покидать!
— Не принимаю никаких возражений! — надула губы принцесса. — И в моей сумочке уже лежит письменное разрешение королевы на десятидневное путешествие в вашем обществе по замкам Англии.
Капитан был в замешательстве, но получил через посольство “добро” из Москвы на два дня отпуска
Из книги Олега Фочкина “Москва. Лица улиц. Продолжение легенд”).
Скорее всего, все эти слухи о неудавшемся романе — выдумка. Как и то, что на балу у королевы Рудакову поднесли бокал шампанского — а тот со словами «Да вы что, разве русские так пьют!» — вытащил из стоявшей рядом вазы цветы, налил туда водки и залпом выпил.
Матрос, стахановец, девушка-дискоболка — ребятам, которые позировали скульптору Манизеру для этих фигур, тогда было по 20-30 лет. И их судьбы сложились по-разному.
В одной из арок станции «Площадь революции» спрятана статуя студента с книгой. К которой люди до сих пор приносят цветы.
И вот недавно я прочитал историю. Мне понравилась эта история, потому что я думаю что она истинная. Поисковики находят останки под Ленинградом, под Санкт-Петербургом и они находят солдатский медальон — это пластиковая капсула, в которую солдаты клали бумажку, на которой карандашом было написана фамилия и звание и год рождения солдата. Солдаты в те годы — они считали, что когда ты заполнил этот солдатский медальон, то это ты подписал себе смертный приговор. Ну такая примета была. И также мы знаем, что бумага в земле недолго сохраняется. И вот находят поисковики один из солдатских медальонов. И как раз в нем они видят эту бумагу, которая хорошо сохранилась. И там надпись Аркадий Гидрат. А на обороте этой карточки его рукой карандашом было написано послание его жене и всего лишь два слова «Живи счастливо». То есть это как бы послание из прошлого. И я думаю, что это послание не только его жене, это еще и послание нам, современникам. То есть если бы люди того времени могли что-то сказать нам и обратиться к нам — я думаю, многие из них сказали бы именно эти два слова «живите счастливо». То есть это обращение к нам. Поэтому живите счастливо.
Тайна бронзового петуха на «Площади революции»: зачем кормить его изюмом и можно ли трогать клюв
Скульптуру петуха на станции метро «Площадь революции» неизвестные начали «подкармливать» изюмом, надеясь таким образом привлечь удачу. «360» разобрался в мифологии московского метрополитена.
Вчера по дороге с работы домой ожидал поезда на станции «Площадь революции» и, любопытствуя, заглянул за голову бронзового петуха, заласканного людьми до блеска. К моему удивлению, я обнаружил там горсть свежего изюма. Петуха то есть не только гладят, загадывая желание, но и кормят изюмом, чтобы повернее сбылось
Мужчина проверил всех четырех петухов, у каждого из них оказалась за головой оказался изюм. «Есть в этом что-то евразийское — кормить сладким сушеным виноградом бессмертного идола. Но одновременно и имперское, римское — приносить безобидную жертву в пантеоне конкретному клюющему духу», — добавил он.
Фото: Алексей Цветков / Facebook
На станции «Площадь революции» 76 скульптур, и изваяние петуха является самым загадочным. По некоторым поверьям, трогать ни одного из них (всего их на станции четыре) ни в коем случае нельзя — обязательно «придет беда». Другие считают, что трогать не стоит только одну из бронзовых птиц, однако какую именно — неизвестно.
Это не единственная скульптура на станции, от которой люди ждут благословения или проклятия. Так, туфельку бронзовой девушки советуют потереть тем, кто собирается на свидание — она сулит успех в любовных делах. Нос собаки пограничника приносит удачу студентам во время экзаменов. А если коснуться рано утром флажка сигнальщика — день должен быть хорошим.
Публикация от MOoK
(@mookcharrun) Окт 24 2017 в 3:36 PDT
Не все относятся спокойно к тому, что скульптуры на станции пользуются популярностью. Так, например, краевед Александр Можаев в 2014 году обратился к руководству метрополитена с просьбой спасти собаку от варваров и взять бронзовую скульптуру под охрану. Делать это отказались, однако пообещали, что нос собаки покроют специальным составом, который не будет стираться от частых прикосновений.
В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию. Их вернули обратно в 1944 году. Во время эвакуации монументы сильно пострадали — от некоторых остались только разрозненные части. Однако за счет того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, их удалось полностью восстановить.
Мистика Площади Революции
Я люблю коллекционировать приметы на удачу, вроде таких, как потрогать белый камень из старой Варварской башни на «Китай-городе» или сесть между скульптурами Шерлока Холмса и Доктора Ватсона возле Смоленской набережной)) Еще можно на счастье потереть нос песику на станции «Площадь Революции». Об этом уже знают все, судя по затертым носикам всех четырех собак в вестибюле станции, а вот существование версии о том, что это вовсе не пес, а древнеегипетское божество Анубис, лично для многих стало новостью. Об этом я прочитала в книге Марии Артемьевой «Темная сторона Москвы». О легенде про московского Анубиса и других приметах станции метро «Площадь Революции» в этом посте))
Подумать только! Традиции гладить нос собачкам на станции метро «Площадь Революции» уже 81 год! Появилась она в 1938 году благодаря студентам МГТУ имени Баумана (расположенного через одну станцию), которые перед сдачей экзаменов нарочно приезжали сюда потереть носик песикам памятника «Пограничник с собакой. Уже в те времена поговаривали, что после этого успешная сдача сессии гарантирована.
На «Площади революции», которую создавал архитектор Алексей Душкин, строивший высотку на Красных Воротах, «Детский мир» и станцию «Маяковская», целых четыре таких памятника. Я не раз встречала информацию, что пёсика зовут Мухтар, но в интервью с внуком архитектора Душкина прочитала, что это была немецкая овчарка его дедушки и ее настоящее имя Ирма. Она жила в коммуналке с архитектором, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали, и умерла еще до начала войны.
На фото Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой.
Многие до сих пор спорят какая именно из четырех собак приносит удачу. Судя по тому, что носы затерты у всех, искатели фортуны решают подстраховаться и потрогать носы у каждой. А некоторые утверждают, что та самая волшебная статуя находится ближе всего к третьему с конца вагону, следующему в сторону станции Бауманской. Вроде как именно этот пёс приносит удачу на экзаменах. Его клона на противоположной платформе просят о помощи те, кто мечтает справиться с вредными привычками. К собакам в центре вестибюля возле перехода обращаются перед каким-нибудь важным делом или серьезной сделкой, чтобы все прошло гладко.
В наши дни говорят, что можно потереть и лапы. При этом некоторые верят, что нос Ирмы приносит удачу на экзаменах, а лапы – только на зачетах))
В вестибюле «Площади революции» установлено 76 повторяющихся скульптур рабочих, крестьян, стахановцев и военных, созданных Матвеем Манизером, которых жители и гости столицы также касаются на счастье.
Что касается петушиного гребешка, то считается, если ты его потрогаешь, то в этот день вкусно поешь)) Другие уверяют, что петух приносит финансовое благополучие и повышение зарплаты. А в подол птичницы, которая при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.
Есть и такие, кто считает, что петух наоборот приносит несчастья. Одни говорят, что тереть его клюв нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому.
Помимо выступающих частей тела и одежды большой популярностью пользуется оружие: натерты и местами непонятно каким образом отломаны и украдены (!) наган (говорят, он приносит удачу в денежных делах), граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера.
Так написано в книге Марии Артемьевой.
Вот такая история! Верить в это или не верить – ваше дело, но все же, на мой взгляд, легенда получилась очень увлекательной!))
Источник
Новое в блогах
Мифы и легенды станции метро «Площадь революции»
Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при социализме.
Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Согласно легенде, над этим будто бы потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.
Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, прославившемся не только в сергеемихалковском «Дяде Стёпе», но и вполне реально в Великую Отечественную войну. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.
«Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при коммунизме.
Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Над этим в свою очередь потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.
Sizif Вадим # ответил на комментарий Sizif Вадим 29 октября 2011, 08:16 Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, сражавшемся за правое дело Революции. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.
Sizif Вадим # ответил на комментарий Sizif Вадим 29 октября 2011, 08:17 Станция метро Площадь революции – это место паломничества московских студентов. В разгар сессии к бронзовой фигуре пограничника с собакой выстраивается целая очередь из «страждущих знаний». Есть такая примета: если накануне экзамена потереть ладошкой овчарке нос или зачеткой прикоснуться к ее голове, успех гарантирован. Поначалу для этой цели использовали «Мухтара», который несет службу около третьего вагона (от конца поезда), если ехать в сторону «Щелковской». Теперь за «исполнение желаний» отвечают все четыре собаки (на станции именно столько скульптурных «пограничных» композиций), а в нехитрую игру – загадай желание и потри нос – включились не только москвичи, но и гости столицы. Зачем? «На удачу, «на счастье» – так отвечают многие.
На этой же станции имеется еще одна «счастливая скульптура» – матрос с флажком. Говорят, если по дороге на работу прикоснуться к флажку, который держит матрос, день будет удачным. Поверье связано с морской приметой: день хорош, когда на судне поднят флаг.