рабочая программа методика обучения литературе
Рабочая программа дисциплины Методика обучения литературе (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
Балашовский институт (филиал)
«____» ___________ 20____ г.
Рабочая программа дисциплины
Методика обучения литературе
050100 Педагогическое образование
Русский язык и литература
Квалификация (степень) выпускника
1. Цель освоения дисциплины_ 3
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы_ 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины_ 4
Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Содержание и структура дисциплины_ 5
4.1. Объем дисциплины_ 5
4.2. Содержание дисциплины_ 6
4.3. Структура дисциплины_ 10
Очная форма обучения (учебный план 2011 г. ) 10
Заочная форма обучения (учебный план 2011 г) 12
Очная форма обучения (учебный план 2013) 14
Заочная форма обучения (учебный план 2013) 17
5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины_ 18
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 19
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине 20
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС_ 24
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины_ 26
Литература по курсу_ 26
Программное обеспечение 27
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины_ 27
1. Цель освоения дисциплины
2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы
Дисциплина «Методика обучения литературе относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б3.2).
Для освоения дисциплины «Методика обучения литературе» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, а также литературоведческих дисциплин. Для освоения дисциплины необходимо знание истории литературы, владение литературоведческой терминологией в объеме школьной программы, а также сформированная на предыдущей ступени образования способность осознавать важность педагогического процесса, умение видеть взаимосвязь между различными процессами, происходящими в обществе.
Изучение дисциплины «Методика обучения литературы» является необходимой основой для профессиональной подготовки будущих учителей-словесников.
3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· владеет знаниями, умениями и навыками в области методики преподавания литературы (СК-16);
· владеет методами и приемами научно-литературоведческой и психолого-педагогической интерпретации материалов школьного учебника (СК-17)
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– предмет и задачи методики как науки;
– цели и содержание обучения литературе в школе;
– методы, принципы и средства обучения и контроля над результатами обучения литературе в школе;
– пользоваться учебной и научной литературой, а также работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
– применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области литературного образования школьников;
– основными методами и приемами анализа литературного материала, методами обучения и контроля;
– навыком поиска, обработки и корректного использования информации по изучаемой дисциплине (в том числе с использованием интернет-источников);
– ознакомительного и изучающего чтения методической и педагогической литературы;
– составления вторичных текстов научно-методического стиля (конспектов, планов, рефератов одного или нескольких источников);
– применения простейших методов педагогического исследавания (наблюдение, изучение, анализ и обобщение опыта как отдельных учителей-словесников, так и коллективного);
– анализа школьной документации;
– использования в учебной деятельности современных профессиональных баз данных и справочных систем.
4. Содержание и структура дисциплины
4.1. Объем дисциплины
Учебный план 2011 г.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них:
– по заочной форме обучения: 9 зачетных единиц, 324 часа, из них
58 часов аудиторной работы (20 часов лекций и 38 часов практических занятий), 248 часов самостоятельной работы. Два экзамена – 18 часов. Дисциплина изучается в 6, 7, 8 семестрах, ее освоение заканчивается экзаменом в 7 и 8 семестрах.
Учебный план 2013 г.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа, из них:
– по очной форме обучения: 144 часа аудиторной работы (56 часов лекций и 88 часов практических занятий), 117 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 4 семестрах. Ее освоение заканчивается:
в 5 семестре – зачетом
– по заочной форме обучения: 56 часов аудиторной работы (20 часов лекций и 36 часов практических занятий), 242 часа самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 4 семестрах. Ее освоение заканчивается:
в 7 семестре – зачетом
4.2. Содержание дисциплины
Методика обучения литературе как научная дисциплина. Статус методики как науки, взаимосвязь с другими дисциплинами
Специфические методы исследования: целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом по литературе, обобщение передового опыта словесников, теоретическое изучение актуальных проблем, естественный эксперимент, метод срезов и др.
Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, искусствоведением.
Взаимосвязь методической теории и школьной практики.
Литература как учебный предмет в современной школе
Полифункциональность литературы, многообразие ее социальных и эстетических функций.
Цели и задачи изучения литературы в школе. Приобретение учащимися на уроках литературы общекультурной, литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой компетентностей.
Острота общественного внимания к проблемам преподавания литературы в школе. Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире.
Основные направления совершенствования преподавания литературы в средней школе: гуманизация содержания литературного образования;
формирование общественно активной личности в процессе изучения литературы, изучение литературы как словесного искусства.
Парадигмы литературного образования. Содержание литературного образования. Критерии отбора художественных текстов для изучения
«Создание» человека как цель образования. Переход от знаниевой к культуроцентричной парадигме образования. Литература как способ формирования культурных и духовно-нравственный ценностей.
Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в школе: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Художественные произведения в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Диалог классической и современной литературы. Сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.
Перечень произведений в инвариантной части программы литературного образования, обеспечивающий федеральный компонент общего образования. Возможность расширения списка писательских имен и произведений в авторских программах как реализация принципа вариативности в изучении литературы. Три уровня детализации учебного материала.
Стандарт, предметная программа и предметный учебник
Рабочая программа по курсу «Выразительное чтение»
МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Шунгенская средняя общеобразовательная школа»
Кружок «Выразительное чтение»
Современное общество переживает нелегкие времена во всех сферах деятельности. Особенно кризис общества заметен в социальной и духовной жизни. В этом потоке живут наши дети, поглощая эту информацию и усваивая, порой, не самые лучшие ценности и принципы. К сожалению, дети потеряли интерес к книге, к хорошей литературе, заменив это компьютером и телевизором (Р.Т. Селиванова). Посильные изменения могут внести дополнительные занятия с детьми выразительным чтением художественных произведений.
Такое чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.
В Стандарте основного общего образования по литературе среди основных видов деятельности по освоению литературных произведений и требованиях к уровню подготовки выпускников указано среди прочих выразительное чтение.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность). Техническая сторона подчиняется и обслуживает вторую.
Программа курса разработана на основе обучения выразительному чтению по методике М.А. Рыбниковой.
Цель : формирование устойчивого интереса, обучение и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала для более глубокого понимания литературного произведения и его воплощения в звучащем слове.
Задачи :
Обучающие:
— обучение технике речи: дикция, дыхание, голос;
— обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове.
Развивающие:
— развитие ассоциативного образного мышления;
— развитие внимания, фантазии и воображения;
— развитие и формирование художественного вкуса;
— развитие эмоциональной сферы;
Воспитательные:
— воспитание работы в коллективе, уважительного отношения друг к другу;
— воспитание ответственности за результат своей работы и коллективных работ;
— воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданственной позиции.
В соответствии с федеральным образовательным Стандартом основного общего образования по литературе элективный курс обеспечивает систематизацию знаний и умений по осознанному, творческому чтению художественных произведений разных жанров, выразительному чтению.
Формы организации образовательного процесса представлены систематическими (классно-урочная, самостоятельное выполнение домашних заданий) и эпизодическими (конкурсы) формами.
Технологии, используемые в образовательном процессе
1. Личностно-ориентированные технологии, в качестве планируемых результатов предполагающие не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Технологии создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей школьников.
2. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам.
3. Дифференцированное обучение для освоения учебного материала учащимися с различным уровнем обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
4. Технология игрового обучения.
Метод выразительного чтения (М.А. Рыбникова)
Метод воспитательного чтения (Ц.П. Балталон)
Из пересказов предпочтение отдается свободному, а не «близкому к заучиванию наизусть». Чтение учителем, письменные заметки о прочитанном, беседа о прочитанном, письменное изложение впечатлений, исправление ошибок, чтение учеников, списывание с письменного текста и грамматические упражнения, самостоятельное приготовление уроков. Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам имеет «троякую цель»: •воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; • комментирование прочитанного текста; • оценка учениками под руководством учителя явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа.
Метод творческого чтения ( Н.И. Кудряшев)
Метод реализуется с помощью следующих приемов: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям или по тексту произведения, постановка учебной проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников.
Исследовательский метод ( Н.И. Кудряшев)
Данный метод предусматривает творческое усвоение знаний, которые учащиеся добывают самостоятельно в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Исследовательский метод реализуется с помощью следующих приемов: постановка проблемных вопросов, исследовательские задания.
Методы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова (В.А. Никольский):
Выразительное чтение учителя . Готовит школьников к последующему анализу произведения; выразительное чтение учителя должно откликнуться в выразительном чтении учащихся.
Заучивание наизусть . Значение заучивания наизусть обусловлено тем, что образ не заменим рассуждениями о нем, кроме того, заучивая наизусть, учащиеся обогащают свою память образными выражениями.
Художественное рассказывание по мотивам произведения . Допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается или перекомпоновывается учащимися. В данном случае необходимо заботиться о целостности изложения.
Формы решения поставленных задач также отличаются разнообразием.
— фронтальная работа (со всеми детьми);
— групповая работа (с частью детей);
— индивидуальная работа (детей и с детьми);
— комбинированная работа (различные задания для отдельных групп детей);
II . Описание места курса «Выразительное чтение» в учебном плане
В рамках элективного курса идет подготовка к различным конкурсам исполнителей художественного слова (конкурсы чтецов), а также в конце второго полугодия проводится 1 итоговый устный урок контроля – конкурс чтецов художественных произведений разных жанров, который позволит оценить умение использовать на практике средства речи, а также покажет уровень выразительности чтения произведений разных жанров.
III . Содержание элективного курса «Выразительное чтение»
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.
Ознакомление со средствами речи – 1 ч.
Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Работа над речевым аппаратом. Чтение скороговорок.
Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).
Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении.
Темп. Ритм. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры). Соотношение логических и ритмических пауз.
Логическое ударение в простом предложении. Акцентирование однородных членов предложения.
Эмоционально-образная выразительность речи – 10 ч.
Видение. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные. Пауза в простом предложении. Паузы в лирическом тексте.
Понятие части абзаца (в форме многоголосого чтения). Интонация (повышение и понижение, интонации чувств, подражание).
Чтение по ролям (басни).
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина («Пущину И.И.», «Товарищам», «19 октября 1827 года» и др.), М. Ю. Лермонтова.
Практикум. Подготовка к конкурсам чтецов. – 3 ч.
Подготовка к конкурсу чтецов (Подготовка к муниципальному конкурсу чтецов, «Вифлеемская звезда» или др.).
Выразительное чтение прозаических произведений. Подготовка и участие в конкурсах – 9 ч.
Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба» и пр.). Выразительное чтение поэтической прозы И.С. Тургенева: «Певцы», «Перепелка», «Голуби», «Мы еще повоюем» и стихотворений И.С. Тургенева в прозе. Подготовка к конкурсу чтецов (чтение прозы).
Конкурс чтецов (исполнение прозы).
Итоговый урок – 1 ч.
Конкурс чтецов художественных произведений разных жанров (стихотворения, басни, прозаические произведения).
III . Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе на конец учебного года
Обучающийся должен знать:
Виды речевой деятельности
Основные правила русской орфоэпии (литературное произношение, согласование слов в предложении и т.д.)
Ключевые понятия курса (дикция, интонация, пауза, темп, ударение, ритм)
Жанры литературных произведений и особенности чтения произведений разных жанров (стихотворение, басня).
Обучающийся должен уметь:
Правильно использовать дыхание и голос
Ясно и чисто произносить звуки
Соблюдать правила литературного произношения
Использовать при чтении литературных произведений фразовое, логическое ударение, соблюдать паузы, темп и ритм речи.
Обучающийся должен применять на практике:
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
Методы и приемы изучения литературы
Целевая аудитория: студенты 4 курса СПО
Предмет: МДК 05.03. Литературоведение с методикой преподавания литературы
Тема: Методы и приемы обучения литературе
Обучающий компонент : ознакомление с основными классификациями методов и приемов обучения литературе в основной общеобразовательной школе.
Развивающий компонент : совершенствование информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности студентов.
Воспитывающий компонент: освоение студентами компетенций личностного самосовершенствования.
по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся теоретической базы и опыта;
по способу организации – лекция с элементами диалога, выполнением практических заданий.
по источнику передачи знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.):
— словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;
— наглядные (демонстрация – мультимедийная презентация)
— практические (заполнение сравнительной таблицы)
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Предполагаемый результат урока:
получат общее представление о классификациях методов и приемов обучения литературе в основной общеобразовательной школе.
смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что такое «метод», «прием», соотношение этих понятий в концепциях разных методистов.
Автор разработки: преподаватель ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж» Малыхина Ирина Леонидовна
I . Вступительное слово
Перечислены методы работы учителя на уроке.
Метод обучения реализуется через частные методические приемы.
2. Формулировка темы. Целеполагание.
Исходя из содержания нашего курса, сформулируйте тему и цель нашего занятия.
Какие задачи необходимо выполнить, чтобы достичь цели?
Методы и приемы изучения литературы в школе
(Изучение методов и приемов изучения литературы)
3. Лекция с элементами практической работы
1. Классификация методов обучения литературе В.В. Голубкова
В.В. Голубков (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962) выделил три основных метода обучения литературе:
• лекционный: сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя;
• метод литературной беседы: умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя;
• самостоятельная работа: выполнение учащимися докладов, письменных работ.
Ученый допускает взаимопереход методов и приемов. Известным и признанным считается его высказывание об «исторической жизни» методов: расширение сферы влияния лекционного метода в дореволюционных гимназиях, примате метода литературной беседы в ряде прогрессивных школ 19в., увлечении методом самостоятельной работы учащихся в российских школах 20-х гг. XX в.
2. Классификация методов обучения литературе Н.И. Кудряшева Классификация Н.И. Кудряшева (Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981) опирается на общедидактическую систему методов обучения, предложенную И.Я.Лернером, М.Н. Скатанным с учетом обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся, которые выделили пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Н.И. Кудряшев применительно к преподаванию литературы обосновал четыре метода: метод творческого чтения, репродуктивный, эвристический, исследовательский. При этом метод проблемного изложения не рассматривается методистом как особый, а преподносится как форма изложения материала, присущая всем методам обучения. Н.И. Кудряшев описал взаимодействие методов обучения, приемов и видов деятельности учащихся.
При изучении общей педагогики и частных методик преподавания в начальной школе, вы уже знаете целый ряд методов и приемов обучения. Пользуясь своими знаниями в этой области, а также интуицией, попробуйте заполнить предлагаемую таблицу. Для того, чтобы работа шла продуктивнее, работать будем в парах. (Раздаются карточки с перечисленными методами и приемами).
Проверка и обсуждение результатов. Какой вывод можно сделать? Из чего исходил Кудряшев при создании своей классификации?
Таким образом, классификация методов обучения литературы Н. И. Кудряшева подчинена логике познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя.
• выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен из пьес в исполнении актеров (в записях, в радио- и телепередачах);
• обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное
• слово учителя, имеющее целью обеспечить правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;
• беседа, нацеленная на выяснение непосредственного впечатления учащихся от прочитанного и направляющая их внимание на существенные идейные и художественнее особенности произведения (репродуктивная беседа, беседа по выяснению первоначального восприятия и др.);
• слово учителя или беседа после изучения произведения, нацеленная на активизацию художественных переживаний учащихся, обогащенных в процессе его изучения
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
• домашнее и классное чтение;
• слушание художественного чтения;
• составление плана, заголовки которого стимулируют образное, эмоциональное восприятие отдельных эпизодов, глав;
• сжатые и подробные пересказы;
• устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;
• рассматривание иллюстраций и их оценка;
• сочинения по картинам, но живым впечатлениям
• рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция, лекция о творческом пути писателя (с записью плана или конспекта лекции на доске), с демонстрацией (учебных пособий, использованием ТСО;
• задания по учебнику, по учебным пособиям, предусматривающие не механическое запоминание и изложение прочитанного, а ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
• запись плана или конспекта лекции учителя;
• составление плана, тезисов, конспекта прочитанных статей учебника;
• подготовка устных ответов по материалу лекции, учебника, подобий;
• подготовка докладов, рефератов, сочинений обобщающего характера с использованием всего имеющегося материала по данной теме.
• обучение учащихся анализу художественного текста: эпизода, взаимосвязанных эпизодов, целого произведения; образов героев, композиции, языка и т.д.;
• сопоставление разных произведений;
• эвристическая беседа, состоящая из системы вопросов, ответ на вопрос при этом логически предполагает переход к следующему вопросу;
самостоятельное составление учащимися вопросов по произведению, направленных на выяснение основного идейного содержания художественного текста; самостоятельные ответы учащихся на ключевые вопросы;
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
• работа над текстом произведения: анализ эпизода, целого произведения; образов героев, языка, композиции и т.п.; пересказ, цитирование, составление плана как прием работы над композицией; сравнительная характеристика
• составление плана к своему развернутому устному ответу, к докладу, сочинению;
• конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительный анализ произведений разных видов искусств; сравнительный анализ поставленной проблемы;
• выступление на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением, критическими статьями
• выдвижение учителем проблемы для всего класса, для групп, отдельным учащимся;
• рекомендация учителя источников и пособий для работы над данной проблемой;
• предложение ряда тем для сочинений;
• выдвижение тем для семинарских занятий;
• самостоятельный поиск учащимися произведений, не изученных в классе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
• самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ не изученного в классе художественного текста;
• сопоставление разных произведений в проблемно-тематическом, идейном, теоретико-литературоведческом, историко-литературном планах;
• сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на художественный текст, образ героя, с обоснованием своего мнения;
• сопоставление художественного произведения с его экранизацией;
• самостоятельная оценка спектакля, разных интерпретаций актерами, режиссерами драмы;
• оценка просмотренного кинофильма, выставки живописи, телепостановок и т.д.;
3. Классификация методов обучения литературе В.Г. Маранцмана
В.Г. Маранцман в 1990-е гг. создает классификацию методов обучения литературе, основанную на видах деятельности ученика, методах и операциях по изучению литературного произведения и историко-литературного процесса. Ученый выделяет следующие методы:
1. Метод чтения художественного текста: индивидуальное, коллективное, вслух, «про себя», выразительное чтение; слушание.
2. Метод анализа художественного произведения (трансформация приемов литературоведческого анализа в практике школьной работе по литературе): композиционный и стилистический анализ, приемы «скрытого» анализа художественного текста; сопоставление произведения и его реальной неновы, сравнение вариантов художественного текста.
3. Метод комментирования с помощью внетекстовых материалов: с помощью писем, мемуаров, литературно-критических статей, биографии писателя, теоретико-литературных и историко-литературных понятий.
4. Метод интерпретации художественного произведения в других видах искусства: в живописи, музыке, театре, киноискусстве и т.д.
5. Метод литературного творчества: пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение писем, дневников героя, сочинения учеников по жизненным впечатлениям.
4. Классификация методов обучения литературе Н.Д. Молдавской
Ученый-методист Н.Д. Молдавская подчеркивала необходимость использовать всю систему методов обучения на уроках литературы, т.к. каждый из них содержит в себе специфическую возможность формировать определенные свойства познавательной деятельности учащихся, развивать их самостоятельность в постижении литературы как искусства. Н.Д. Молдавская выделяет следующие методы преподавания литературы:
1. Метод творческого чтения, реализуемый в целом ряде приемов (слушание художественного текста, выразительное чтение, пересказы, рисунки к прочитанному, устное рисование, инсценирование), способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственных впечатлений от прочитанного, пробуждению эмоций учащихся на художественный текст.
4. Излагающий метод (напр., лекция учителя), казалось бы, лишает учащихся самостоятельности. Однако проблемное изложение, когда учащимся предлагается составить план лекции, увидеть приемы анализа текста, формы и последовательность доказательств, способы обобщения знаний и т.д., открывает возможности для развития самостоятельности мышления школьников.
Итак, сегодня мы познакомились с основой основ – методами и приемами обучения литературе в основной общеобразовательной школе. Вернемся к поставленными задачам – получилось ли у нас их выполнить? Достигли ли мы цели занятия?
В заключение я прошу вас поделиться своими размышлениями относительно изученного материала. Как будущие учителя литературы, продемонстрируйте творческий подход: составьте синквейн по материалам урока, оформите его на листочках и прикрепите результат на доску.
Напоминаю формулу: (слайд).
Желающие могут прочитать получившийся синквейн.
6. Домашнее задание
Письменно ответьте на вопросы (слайд).
Какие из упомянутых методов вы уже использовали в своей практике?
Какие методы и приемы из других частных методик, новых концепций преподавания вы могли бы предложить для дальнейшей работы?