зачем щелкают перед началом съемки
Хлопушка. Факты, о которых вы не знали
Что вы знаете о кинохлопушке?
Часто ее описывают так:
“Дощечка, которой хлопают перед камерой” или “Та штука, которой хлопают”.
Мало кто знает, для чего нужна эта штука, которая хлопает. В сегодняшней статье все функции этой незаменимой на киноплощадке штуке.
Да-да, незаменимой! В кино даже есть такая профессия “Человек – хлопушка”. И это очень сложное и ответственное дело. А придумал хлопушку работник студии Universal господин Леон.
Для чего же нужна в кино хлопушка?
?Первое и очень важное, для чего используют хлопушку – это для проверки корректной записи звука перед началом дубля и синхронизации звука.
Так же, хлопок нужен для синхронизации звука с видео на дальнейшем монтаже.
?Вторая важная причина использовать хлопушку – это отсчёт отснятых дублей и кадров.
А если сцен таких 200 и в каждой по 5-10 дублей?
Так вот, хлопушка не только хлопает, она ещё и отбивает эти дубли, которые помощник режиссёра отмечает – какой дубль чем отличился и в каком было лучше.
Человек с хлопушкой перед каждым дублем маркером обозначает номера дублей, сцен, кадров.
?Третья причина использовать хлопушку – это колоссальная экономия времени на монтаже.
И вот тут то хлопушка спасает. Вместо картинок первого кадра, монтажер видит хлопушку с номером дубля! Таким образом у него уже все отсортировано на монтаже.
Второй режиссер ведет свой список, в котором отмечает и описывает все нюансы каждого дубля.
И вот главный режиссер командует – “хочу дубль, в котором он улыбнулся не так широко”.
Монтажер моментально из всей тысячи его находит.
Хлопушка помогает ориентироваться в большом количестве отснятого материала и сэкономить время. В этом и мой секрет быстрого монтажа. Благодаря хлопушке мне удаётся смонтировать 12-часовой съёмочный день всего за 3 часа.
Профессия “хлопушка” только кажется простой. На самом деле надо уметь хлопать во-время, успевать писать и фиксировать дубли, не пропускать команды режиссёра.
cinematographua
Записки продюсера
1) Хлопушка в кадре должна быть крупной. У вас не прибавится друзей, если вы будете держать её на расстоянии 3 метров при съёмке на широкоугольную оптику. Золотое правило – это держать хлопушку на расстоянии в 30см на каждые 10мм фокусного расстояния.
2) Пишите крупно и разборчиво. Кто-то будет читать, то что вы написали через превью, возможно на ноутбуке. Имейте это ввиду.
3) Убедитесь, что хлопушка в кадре на начало съёмки. Превью в монтажном софте создаётся по первому кадру, так что если там была хлопушка, то монтажёр сразу получит всю необходимую информацию. Когда-то это было оригинальной находкой, сейчас же это стандарт. Если вы не сделаете это, то вам позвонят из монтажной. Поверьте это не то, чего вы хотите.
*(В английском языке хлопушка это clapper-board, где clapper – это именно та часть, что хлопает, а board сама доска. А в русском варианте такого разделения нет и я использовал слово “ударник”. Тут с терминами вообще беда. Пфф. Здесь и далее италиком – Прим. переводчика.)
5) Держите хлопушку одной рукой, а хлопайте второй. Это позволяет сохранять стабильность хлопушки во время удара. Набравшись опыта вы сможете хлопать одной рукой. (Ну просто буддизм!)
6) Хлопайте громко при съёмки с расстояния и тихо на крупных планах. Вам незачем оглушать актёра хлопая со всей силы у него перед лицом. На крупных планах микрофон обычно близко, так что вам просто нужно только слегка хлопнуть.
7) Найдите верную позицию для хлопушки на крупных планах. Иногда это не просто, часто советуют провести линию от объектива до глаз актёра и выставить хлопушку по этой линии.
8) Найдите верную позицию для хлопушки на длиннофокусной съёмке. Иногда полезно прислонить хлопушку к компендиуму и быстро отбежать на нужную дистанцию сохраняя позиционирование хлопушки. Поверьте – вы не хотите, что бы оператор поправлял ваше местоположение перед съёмкой, если режиссёр захочет немедленно начать съёмку, то они потеряют дубль и виноваты будете вы.
9) Помещайте хлопушку в кадр после команды режиссёра*. Обычно он кричит “Мотор!” и тогда вы должны выставить хлопушку в кадр, в тот промежуток, когда камера ещё не снимает.
*(В США это кричит ассистент режиссёра, но я здесь и далее заменил его на “режиссёр”, чтобы соответствовать суровой Российской действительности.)
10) Знайте, когда камера начала снимать. Первый ассистент оператора сообщит вам когда камера набрала нужную скорость*, так же некоторые камеры дают это понять определённым звуком. Если режиссёр говорит “Мотор! Камера! Начали!”, то он неопытен. Профессионалы говорят только “Мотор!” и ожидают, что всё остальное самом собой разумеется.
*(Речь идёт о плёнке. Хотя для цифровых камер тоже актуально.)
13) Хлопушка должна быть в кадре ещё секунду после удара, но не больше. Монтажёр может остановить изображение, что бы прочесть её, так что необходимости держать её долго нет. Хлопнули, посчитали до одного и отходите.
14) Пишите следующий дубль сразу же, ещё во время съёмки предыдущего. Вы быстро обучитесь мастерству бесшумного снятия колпачка с маркера. Если предыдущий дубль не удался и режиссёр захочет следующий немедленно, то последняя вещь которую он хотел бы ждать – это пока вы обновите дубль на хлопушке.
15) Обычно вы получаете всю информацию о сценах и дублях от супервайзера сценария, но вам следует знать, как всё это работает (по крайней мере в США)
Чаще всего вы просто нумеруете каждый дубль каждого кадра, например “кадр 17, дубль 1″. Но иногда требуется дополнительные маркировки, например если делается альтернативный дубль, то вы пишете 17А, 17B и тд. Некоторые буквы, такие как O и I не используются, так как похожи на цифры. Если у вас закончились уникальные буквы(да, такое бывает), то маркируйте двойными, например 17АА, 17BB и тд. Если у вас есть сомнение – спросите у супервайзера сценария.
Иногда вас могут попросить написать “Дубль 2, p/u”*, если актёр облажался в диалоге, но режиссёр решил не переснимать целиком весь дубль, а доснять только неудачную часть. Мне кажется это глупо, так как “p/u” трудно прочитать. А так же, что делать если актёр облажается и на досъмке? Назовём следующий дубль “p/u p/u”? Правильней всего использовать буквы, но это решать супервайзеру сценария.
*(p/u = pickup. То есть досъёмка.)
Так же нужно помнить, что супервайзер сценария – это член отдела монтажа. Что они говорят писать на хлопушке, то и нужно писать. Они дают вам информацию напрямую, минуя монтажёра. Не спорьте с ними. Если они ошибутся – это их ошибка, а не ваша.
Ранее в моей карьере был случай, когда я работал на телевидении, один сценарный супервайзер был заменён на другого и у него была своя собственная “система” маркировки дублей. Она отличалась от всего, что я и вся команда, когда либо видела и я помню как звукомонтажёр проговаривая дубль добавил: “и это самая еба****я система нумеровки сцен из всех что я видел”. На следующий день супервайзеру позвонили, во время разговора он побледнел, но сразу же начал использовать стандартную разметку.
Кинопроизводство и так очень сложное занятие – не надо его ещё больше усложнять. Держатся стандартов значит тратить меньше времени на процесс и больше на творчество.
На съёмках рекламы всё немного по другому. Когда вы снимаете несколько роликов за один день, то нумерация начинается с 101 для первого ролика, 201 для второго и тд. Буквы используются редко.
16) Если в этом дубле звук не пишется, то хлопушка в кадре должна быть закрытой. Если она открыта, то монтажёр решит, что к этой сцене есть звук и будет его искать.
17) Иногда хлопушка должна быть в конце дубля, а не в начале. Что бы указать на это, переверните хлопушку вверх ногами. После того как режиссёр крикнет “Снято!”, очень правильно выкрикнуть “Хлопушка в конце!”(Tail Slate!), что бы напомнить оператору, что камеру ещё рано выключать.
18) Убедитесь, что хлопушка хорошо освещена. Съёмки в темноте не извиняют затемнённую хлопушку. Попросите осветителей дать небольшой свет на неё или имейте с собой фонарик для освещения.
19) Если съёмка идёт в очень стеснённых условиях, есть пара вещей, которые могут вам помочь:
Если места хватает, просто держите доску* в кадре, когда камера начнёт снимать, выждите секунду, потом уведите её вниз кадра, что бы был виден ударник, крикните “Маркер!” и хлопните.
*(Тут и далее говоря “доску” я имею ввиду часть хлопушки, на которой находятся надписи)
Если места почти нет, и в кадр не вмещается номер сцены и дубля, то держите хлопушку так, что бы в кадре сначала была сцена. После запуска камеры, выждите секунду и сдвиньте доску горизонтально, так что бы в кадре был дубль, потом выждите ещё секунду и опустите её в низ, что бы был виден ударник. Крикните “Маркер!” и хлопните.
Используйте миниатюрные доски для особо тесных мест. Чаще всего они идут без ударника, так что если вам нужно хлопнуть, то вы можете снять ударник с обычной хлопушки и использовать его отдельно.
Используя миниатюрные доски вы можете соединить сцену и дубль в одном поле, например “17А/1″. Отметить как можно больше информации на доске – это хорошая идея, но на монтаже людей интересует только номер сцены и дубль. Поверьте они знают кто оператор и режиссёр.
20) Работать с несколькими плёночными камерами достаточно просто – достаточно записать пару секунд хлопушки на каждую отдельную камеру по очереди, а потом когда начнётся съёмка выкрикнуть “Камера А и B – единая отметка!” и хлопнуть. Это укажет монтажёру, что съёмка идёт на две камеры и отметка одна на всех. Это не работает для цифровых камер, так как там остановка создаёт отдельный файл.
Решение простое – хлопать каждой камере отдельно. Крикните “Маркер для камеры А!” или “Маркер для камеры Б!” и тд. Надеюсь у вас хватает для этого людей, если же нет, то ассистент оператора камеры “А” может сделать это сам.
При работе с несколькими камерами всегда держите хлопушку в кадре вначале съёмки. Не только из-за превью, но и что бы скрыть из кадра другие хлопушки и избежать проблем на монтаже со случайной синхронизацией по другой хлопушке.
Каждая камера должна иметь собственную хлопушку с большой буквой “A”, “B”, “C” или подобной. Буквы обычно разных цветов – красный для камеры “А”, синий для “B” и тд. Это помогает быстрей различать их.
21) Периодически вас будут просить писать странные обозначения на хлопушке, вроде R17A, имея ввиду, что вы переснимаете(R – reshoot) сцену 17А. 17А-TV означает, что вы снимаете “чистую” версию сцены для TV и тд. Если вы работаете с компьютерной графикой при съёмке, то у них есть совершенно безумные обозначения различных эффектов в сцене. Супервайзер сценария или супервайзер спецэффектов скажут как их использовать.
22) Номер плёнки или карты очень часто игнорируется. Я не до конца понимаю почему, но ассистенты зачастую покупают хлопушки без места под номер плёнки\карты, а монтажёры не спрашивают эту информацию.
23) Убедитесь, что вы пишите имя режиссёра и оператора без ошибок. Если вы хотите всех впечатлить, купите трафарет и сделайте аккуратные надписи для каждой съёмки. Это выглядит очень профессионально и это производит долгоиграющее впечатление на команду. Аккуратность много значит. На высокобюджетных проектах обычно заказывают хлопушки с гравировкой имени режиссёра и оператора.
Ошибки всех новичков, которые стоит избегать:
24) Не уносите хлопушку далеко от камеры. Есть тенденция у новичков таскать хлопушку у себя на поясе перемещаясь по площадке. Это бессмысленно и раздражает, так как если вы не у камеры, когда начинается съёмка, кое-кто серьёзно будет на вас зол.
Всегда оставляйте хлопушку возле ассистента камеры, что бы он смог быстро её найти и нанести маркировки, если вас не окажется рядом. Хлопушка всегда должна быть в пределах досягаемости ассистента камеры.
25) Не надо хлопать на репетициях. Репетиции чаще всего не записываются, а хлопушка нужна как идентификатор для монтажа.
Зачем щелкают перед началом съемки
Что такое «хлопушка» в киноиндустрии?
Хлопушка – это инструмент, который используют при съемках кинофильмов и телесериалов.
В первую очередь, она нужна для синхронизации изображения и звука, а также для разделения по сценам отснятого материала при последующем монтаже. Сама хлопушка состоит из двух частей – доски с написанными на ней маркером данными о снимаемой сцене и прикрепленного бруска, который и делает хлопающий звук. На сегодняшний день уже существуют цифровые хлопушки.
На хлопушке пишется название снимаемого фильма или сериала, фамилия режиссера, оператора, номер сцены, кадра и дубля. Перед началом съемок каждого дубля, после команды о готовности камеры и начале записи звука, помощник режиссера размещает хлопушку с информацией перед камерой, потом проговаривает вслух номер сцены и дубля, хлопает ею и выходит из кадра. Если невозможно показать хлопушку перед началом съемки, то ее использует в конце отснятого дубля, перед командой “стоп”, переворачивая ее вверх ногами. В дальнейшем, при монтаже, после удара хлопушки совмещаются изображение и звук. Работой с хлопушкой в российском кино занимается ассистент режиссера, а в западном – второй ассистент оператора. Также человека работавшего с хлопушкой в простонародье тоже называют “хлопушкой”.
Спасибо, Ваш голос учтён
Что такое «хлопушка»?
«Сцена первая, дубль первый»! Наверное подобную фразу слышали практически все, кто интересовался, как снимают кино. И многие знают, что лишь после этой команды и характерного звука щелчка начинается съемка. Хлопушка не хитрый, маленький, но очень важный инструмент в кино. Зачем же он нужен?
Во времена Советского Союза хлопушкой работал и вел учет отснятых сцен помощник режиссера. В современном кинематографе выделена дополнительная должность второго ассистента оператора.
Основная функция хлопушки: разметка отснятого материала по сценами, дублями и другим параметрам.
Как выглядит хлопушка?
Это одна или несколько досок, используемых в работе, с нанесенной информацией в виде постоянной надписи рабочего названия фильма. Перед съемкой каждого дубля под надписью названия картины пишется номер сцены, которая будет сниматься. Кроме этого может быть нанесена другая служебная информация, например, дата, данные режиссера, оператора, информация о кинопленке и прочие технические параметры, к пример светофильтры для определения в дальнейшем нужных параметров для светокоррекции.
Хлопушка это инструмент из 2-х частей. Одна часть более широкая, узкая часть прикреплена к широкой на шарнире, чтоб можно было ей хлопать. В современном мире уже используется поверх широкой доски 2 соединенные шарниром деревянные палочки. Может использоваться для доски встроенная подсветка, или даже индикатор временного кода на цифровом дисплее. Хлопающие палочки у хлопушки обычно окрашены в контрастную диагональную черно-белую полоску, чтоб их было наиболее оптимально видно на негативе изображения.
Как работают хлопушкой?
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое «хлопушка» в киноиндустрии?
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое «хлопушка» в киноиндустрии?
Цели применения хлопушки в кинематографе:
— облегчает работу над фильмом в процессе монтажа;
— для синхронизации звука и изображения отснятого материала;
— разделения фильма на отдельные сцены.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Очень часто, когда мы смотрим документальные фильмы и передачи о том, как снимался тот или иной фильм, клип, мы видим, как некая девушка с хлопушкой выбегает перед камерой, и щелкает легендарной хлопушкой. Также довольно часто можно услышать о том, что хлопушки, которые использовались при съемках известных фильмов приобретают достаточно высокую ценность, представляя собой некую связь с известной картиной.
Порой мы даже не задумываемся о том, для чего необходима данная хлопушка и каково ее функциональное назначение. Однако, следует сказать, что роль данного предмета в процессе съемки очень велика, и этот предмет действительно очень важен в индустрии кинематографии.
Хлопушка – это по сути некий ритуальный инструмент, который используется в индустрии кино. Процесс кинематографии постоянно развивается, в стороне не осталась и хлопушка, однако основные принципы ее действия не претерпели особых изменений.
Звук хлопушки при снятии фильма, клипа и даже рекламного ролика имеет некий магических штрих.
Казалось бы, что тут такого, однако функция хлопушки велика, ведь она позволяет сделать необходимые отметку в нумерации кадров, и тем самым избавить режиссера от ненужных поисков отснятого материала.
Первые хлопушки были весьма примитивны, и не были похожи на ныне существующие.
Позднее, с появлением первого полнометражного звукового фильма («Певец джаза», 1927 г.), появляются более усовершенствованные хлопушки, которые позволяют синхронизировать дорожку с видеорядом. И для этого Фрэнсис Уильям Тринг предлагает использовать некую черную доску, обладающую двумя планками, которыми будет хлопать помощник режиссера. Со временем хлопушка усовершенствовалась и стала собой представлять некую доску с двумя брусками, на которые были указаны графы, ячейки, в которых и отражалась необходимая информация.
В 70-е годы Стивен Спилберг решил декорировать хлопушку в стили снимаемого фильма. Сегодня такая практика также актуальна, и даже заказывают на заказ хлопушка для каждой картины.
В истории советского кинематографа довольно сложно отследить судьбу хлопушки, они имели довольно простой вариант. Андрей Тарковский в свое время ее усовершенствовал, используя некую систему индексом и ячеек.
Сегодня хлопушка стала уже не деревянная, а из акрила, и содержит помимо необходимой служебной информации, также некое брендирование, подсветку и цифровой дисплей для тайм – кода.
Как работает хлопушка.
В наши ни с хлопушкой работает второй ассистент оператора, который передает необходимую информацию сувервайзеру сценария. Если же эти две функции объединены – то ассистент вносит необходимые данные в монтажный лист.
Сам процесс выглядит следующим образом:
• Сначала запускается киноаппарат и звучит команда режиссера «Мотор!»
• Затем звучит звуковой сигнал о начале записи – следует ответ звукорежиссера «Мотор идет!»
• Хлопушка помещается перед объективом;
• Ассистент режиссера озвучивает номер дубля и сцены;
• Происходит хлопок хлопушкой;
• Хлопушка убирается из кадра;
• Происходит сверка данных с монтажным листом.
На хлопушке указывают следующую информацию:
— наименование картины,
— имя режиссера, оператора;
— дата съемок;
— время съемки;
— локация;
— фокусное расстояние объектива;
— скорость кадра.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое хлопушка в киноиндустрии?
Зачем перед съёмкой каждого дубля фильма щёлкают хлопушкой?
Над созданием кинофильмов трудятся режиссёр, оператор, звукорежиссёр и очень большое количество других специалистов съёмочной группы. Они снимают фильмы по частям – сценам. Каждая сцена переснимается несколько раз, другими словами, делаются дубли. Затем кинопленка с кадрами сцен попадает на монтаж, где выбирают лучшие дубли и соединяют их, – так получается кино.
Но при монтаже легко можно запутаться в отснятом материале, ведь некоторые сцены могут пересниматься десятки раз. Например, в мультфильме «История игрушек» есть сцена (появление космического рейнджера Базза Лайтера), которую переснимали целых 52 раза!
Чтобы путаницы не случилось, перед съемкой каждого дубля помощник режиссёра или оператора помещает перед объективом кинокамеры хлопушку – дощечку с прикрепленным к ней бруском, произносит номер сцены и дубля и щелкает хлопушкой. На хлопушке написано название фильма, номер кадра и дубля. Таким образом, хлопушка разделяет на плёнке дубли и сцены. Все это помогает смонтировать материал по порядку и выбрать из всей массы нужные дубли.
«Но зачем нужен щелчок?» – спросите вы. Когда мама или папа снимают на видеокамеру, как вы рассказываете Деду Морозу стихотворение или пытаетесь прокатить кота на тележке, звук и картинка записываются и соединяются одновременно. Можно сразу после съёмки посмотреть ваш маленький фильм.
Но в большом кино всё намного сложнее! Дело в том, что изображение в кино снимается на кинокамеру, а звук записывается другим устройством. И чтобы потом, когда звук и изображение соединят, сказанные актёрами слова совпадали с движениями губ, в начале съёмки делают щелчок хлопушкой. Звук щелчка и изображение момента щелчка во время монтажа сопоставляются – и получается, что герои фильма раскрывают рты кстати.
Конечно, современная техника позволяет соединить звук и изображение и без щелчка хлопушкой, но выбрать нужные дубли и расположить по порядку отснятые сцены без хлопушки не получится.
Как называется табличка при съемке фильмов, которой щелкают перед каждым началом дубля или кадра?
Инструмент, применяемый на этапе съемки кино- и видеофильмов для облегчения синхронизации дорожек аудио и видео. В дополнение к этому, хлопушка используется для обозначения начала новой сцены или дубля.
Хлопушка состоит из двух частей: доски для обозначения мелом наименования снимаемой сцены, и прикрепленного на шарнире бруска для произведения хлопающего звука. В ранние дни кино один человек держал доску с наименованием сцены, а второй человек издавал хлопок при помощи двух палок, соединенных шарниром. Объединение этих двух приспособлений в одно позволило одному человеку без проблем справляться с обеими задачами.
Традиционно хлопушка изготовлялась из деревянной доски и прикрепленного на шарнире бруска. В наши дни, однако, две соединенные шарниром деревянные палочки прикрепляются поверх белой доски или доски из акрилового стекла, что позволяет избежать необходимости дополнительного освещения со стороны камеры. Иногда также используется встроенная подсветка. Существуют также «умные» хлопушки с индикатором пройденного времени на светодиодном дисплее. Хлопающие палочки традиционно окрашиваются в чёрно-белую диагональную полоску для оптимальной различимости в любых условиях и освещении.
В ранние дни использовалась как правило чёрная доска и белый мел для надписей, в современности как правило применяется белая доска и чёрный маркер. Объясняется это тем, что ранее при изготовлении фильмов применялась съемка в негативе, и на этапе монтажа черный фон хлопушки становился белым, что было удобнее для восприятия. В наше время монтаж, как правило, происходит уже после оцифровки пленки, либо сразу снимается на цифровой носитель, и необходимости в инверсии цвета доски нет.
При съемке очередного дубля, информация о нем помечается на доске. Как правило, это дата, наименование картины, имя режиссера, оператора и информация о сцене, кадре и дубле, также могут быть указаны номер объектива и номер кассеты.
Сейчас также появились электронные хлопушки, которые по радио-сигналу синхронизируются с тайм-кодом от какого-нибудь источника, например, камеры.