зачем подростки рисуют улыбки на руках
Психолог рассказал, почему подростки склонны наносить татуировки
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
Подростковый психолог, кандидат культурологии Елена Лосева прокомментировала Москве 24 инициативу депутата Госдумы Виталия Милонова, который предложил запретить подросткам наносить татуировки, так как они могут привести к суициду и другим негативным последствиям. Специалист объяснила, почему не считает эту меру необходимой.
«Тату – это один из миллионов факторов, которые к этому приводят, и, скорей всего, она будет являться следствием, дополнительным симптомом, начиная с общей неудовлетворенности жизни, отсутствия благополучия и прочего», – говорит психолог.
Лосева подчеркнула, что распоряжаться собственным телом – это одно из неотъемлемых прав человека, и только он имеет право им распоряжаться независимо от возраста. «У подростка и так много ограничений. Рисуют на заборах – плохо, а рисовать только на бумажке – неинтересно. Это (тело. – Москва 24) буквально единственное место остается у него для самовыражения», – отмечает психолог.
По ее словам, подростков следует вовлекать в какую-то деятельность, дать шанс себя проявить, тогда у них не будет времени на негативные порывы.
Психолог также напомнила, что до 18 лет сделать долговечную татуировку официально можно только по согласованию с родителями.
Ранее депутат Госдумы Виталий Милонов отправил обращение министру здравоохранения Веронике Скворцовой с просьбой о запрете татуировок для подростков.
«На мое имя поступает огромное количество обращений, в которых сообщается, что множество подростков по всей стране делают себе настоящие татуировки. По улицам городов ходят 16-17-летние дети, с ног до головы «забитые» изображениями и надписями возмутительного и провокационного характера», – написал Милонов в обращении.
Депутат заявил, что татуировки в раннем возрасте имеют негативное влияние на психологическое развитие человека. Милонов также отметил, что ему известны случаи, когда татуировки становились причиной развития психических расстройств и даже суицида.
«В данной связи прошу вас рассмотреть возможность разработки пакета мер, запрещающих нанесение татуировок несовершеннолетним в нашей стране. Помимо этого, также необходимо разработать механизмы по дополнительному контролю тату-сферы», – просит Милонов министра.
Моя дочь (12 лет) рисует на себе синяки. Это переходный возраст или последствия развода?
Здравствуйте! Моей дочери Варваре 12 лет. Один ребенок в семье. Она в последнее время идя в школу рисует на себе синяки. Когда я спрашиваю для чего, она мне отвечает, что хочет остаться без друзей. Ей хочется быть с какими-то травмами, что бы быть в бинтах. А как-то она заявила, что хочет себе в комнату обои как в тюрьме.
С её отцом мы развелись, когда ей было 6. Были постоянные скандалы, и она становилась такой же грубой как он. Но после развода она стала очень доброй и отзывчивый девочкой, за всех переживала. А теперь стала какой-то бездушной, без особых эмоций и жалости. Ей на все темы-все равно. А еще заявила, что прошла тест в интернете и у нее шизофрения.
Сейчас живу с другим мужчиной уже 4 года. Отношения между ними не такие конечно теплые, как между отцом и дочерью, но это и понятно, она же уже подросток и он соблюдает приличную дистанцию. Хотелось бы конечно больше общения между ними, но она всё время сидит у себя в комнате, слушает музыку.
Может это последствие развода? Или переходный возраст? Или я делаю что-то не так? Подскажите пожалуйста, очень переживаю, боюсь упустить проблему. Спасибо.
К и р и е н к о в а, здравствуйте.
Скорее, это последствия чтения в интернете.
Можем обсудить подробно ситуацию и наметить шаги к выходу из неё.
Она в последнее время идя в школу рисует на себе синяки.
Я была бы очень рада.
В школу. Она никуда гулять не ходит. Только на каникулах и то не всегда.
она мне отвечает, что хочет остаться без друзей
Вожу я и еще родители из двух девочек. Они все трое разные. Варя взрослее их всех и по возросту на пол года и по мышлению. Когда они в машине что-то обсуждают, для неё это почти все не интересно. Она надевает наушники и спокойно едет домой. Кто бы не вез их.
Она в машине все время слушает музыку в наушниках. Разговоры этих девочек ей кажуться детскими и не интересными. Она нн накого не наезжает и ни за кого не заступается.
Синяки я успеваю ей смыть. Но не уверена что всегда замечаю
Очень аккуратно надо прояснить, чем она занята в интернете. Сделать это нудно максимально осторожно. Спросить её без нажима и объяснить это можно тем, что Вы хотите её совета: «. Чем общение в интернете интереснее обычного общения». Конечно, она может не быть откровенной и тогда настаивать не надо.
Очень осторожно, чтобы она не заметила, можно посмотреть историю в браузере.
Вам нужно выяснить, откуда эти идеи, чтобы исключить влияние деструктивных групп.
Кроме того, стоит нанять дочке психолога для очных занятий. Надо сначала найти подходящего специалиста, который сможет её заинтересовать и разговорить и у же с ним договориться о том, как рассказать девочке причину обращения к психологу.
Я могу здесь с Вами продолжить обсуждение этой ситуации.
Обратите внимание, она прошла тест на шизофрению. Эти тесты есть в свободном доступе, но их обычно проходят люди, зависимые от мыслей о психическом расстройстве. Возможно, её кто-то напугал на сайтах.
Но припомните, она могла слышать от родных или знакомых слышать о том, что кто-то болен шизофренией или другим психическим расстройством?
А про шизофрению он могла услышать от племяшки. У неё дедушка умер от этого, но она его не видела. Но могла про него рассказать. И тест этот она проходила, когда племяшка приезжала на коникулы.
Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог
Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.
В каракулях скрываются эмоции
«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.
Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?
Когда нужна помощь специалиста
Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.
Общее впечатление
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Специалисты рассказали, что можно узнать о родителях по рисункам ребенка
Как трактовать то, что изображают ваши дети
«Мой сын никогда не рисует на картинках, где изображает нашу семью, младшую сестренку, как будто ее не существует», — переживает мама 5-летнего малыша. «Дочка всегда рисует себя отдельно от нас с мужем», — сетуют родители первоклассницы.
Конечно, полностью разобраться в проблемах ребенка и его отношении к семье только по его художествам невозможно. Однако специалисты уверены, что многие «болевые точки» малыша вполне можно определить по тому, что и как он рисует.
Что могут рассказать рисунки о ребенке, его эмоциональном состоянии и отношении к близким? Мы попытались разобраться с детским психологом.
К сожалению, иногда и внимательные родители уверены, что ребенок чувствует себя в семье комфортно, даже если это не совсем так, — объясняет детский психолог Юлия Кротова. — Обычный детский рисунок может многое рассказать взрослым о состоянии малыша даже без похода к специалисту. Понимание поможет взрослым сгладить негатив и создать для ребенка комфортные условия. Конечно, практически нет смысла оценивать рисунки малышей до трех лет, они объективно еще не отражают внутреннего состояния ребенка и его отношения к взрослым. Реально информативным детское творчество становится с 4–5 лет. Также не следует оценивать картинку ребенка, если она нарисована сразу после какого-то семейного конфликта или ссоры. Очевидно, что рисунок покажет лишь отношение малыша к текущей ситуации, а не его состояние и восприятие своей семьи в целом.
Специалисты считают, что одним из самых эффективных способов диагностики внутрисемейных отношений является рисуночный тест «Моя семья». При правильной оценке из него можно получить наиболее полную информацию. Для проведения теста необходимо просто попросить ребенка нарисовать свою семью так, как ему хочется.
Черный папа и одинокий малыш
Случай из жизни: Алина из Подмосковья обратила внимание, что ее старший 5-летний сын стал очень капризным и замкнутым после рождения младшей сестренки. Рисунок «Моя семья» показал неожиданные результаты. Самого себя малыш изобразил в левой части листа рядом с бабушкой и кошкой. Мама с сестренкой оказались на другой стороне листа, а папа был нарисован в середине композиции и старательно заштрихован черным цветом, остальные члены семьи были покрашены в яркие тона.
Комментарий психолога: В рисунке сына Алину больше всего взволновал тот факт, что мальчик изобразил отца в черном цвете, хотя в данной ситуации это не имело большого значения и произошло случайно. После общения с ребенком выяснилось, что в последнее время мужчина чаще всего носил темную куртку и брюки, именно поэтому сын и раскрасил его черным карандашом. В подобном рисунке о причинах тревожности малыша можно говорить по композиции, то есть по тому, как расставлены герои на картинке. Ребенок явно чувствует себя обделенным вниманием родителей, ненужным им после рождения младшей сестры. Исходя из картинки, можно сказать, что близкие отношения в последнее время у него складываются только с бабушкой и котом. Судя по тому, что папу мальчик изобразил в центре картины, но отдельно от других членов семьи, отец пытается уделять всем равное внимание, но редко бывает дома, так как много работает.
Как трактовать рисунок по цвету
В норме дети обычно рисуют яркие и пестрые картинки своей семьи. В среднем для раскрашивания они используют 5–6 цветов. Специалисты отмечают, что чем больше малыш уверен в себе, тем ярче выглядят его художества. Правда, у каждого малыша есть несколько особенно любимых цветов, которые и будут преобладать на рисунке. Однако в целом по характеру раскрашивания картинки можно сделать выводы о текущем состоянии ребенка. Так, светлые яркие или насыщенные тона говорят о жизнерадостности и комфортном самочувствии малыша в семье. Преобладание красного цвета может указывать на эмоциональную напряженность и раздражительность маленького художника. Если семья малыша нарисована в черно-серых тонах, стоит задуматься о наличии скрытых страхов у ребенка, попытаться понять причины, почему ему неспокойно рядом с близкими. Интересно, что чаще всего малыш окрашивает в тот же цвет, что и самого себя, того члена семьи, к которому испытывает наибольшую симпатию.
Детский рисунок и композиция
В норме ребенок обычно рисует свою семью в центральной части листа, смещение вниз чаще всего говорит о заниженной самооценке малыша, а вверх — наоборот, о завышенной. Единственные дети в семье чаще всего рисуют себя в центре композиции между мамой и папой. Члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, обычно наиболее близки. Стоит также обратить внимание, в какой последовательности ребенок рисует домочадцев: тот, кто ближе к началу, в глазах ребенка занимает более значимую позицию в семье. Если малыш изображает себя в стороне от близких, это чаще всего свидетельствует о чувстве одиночества малыша, ощущении своей ненужности близким. Кроме того, такую композицию нередко выбирают дети, которые испытывают ревность и недостаток внимания родителей после рождения братика или сестрички.
Тревожным знаком считается и отсутствие на картинке одного из членов семьи. Если это тот же маленький брат или сестра, то дело в ревности. Если же на картинке отсутствует мама или папа, это может обозначать, что у малыша практически нет психологического контакта и эмоциональной связи с этим человеком в данный момент. Например, если ребенок не стал рисовать своего маленького брата или сестренку, возможно, он ревнует к нему родителей и стремится отстоять свое право на их любовь. Если на рисунке нет самого «художника», стоит задуматься, что малыш чувствует себя отверженным, ненужным в семье. В случае появления на картинке вымышленного члена семьи специалисты также отмечают, что ребенок в данный момент испытывает нехватку родительской любви.
Фото: Детский центр «Петрушка»
Руки-грабли и тучи над детской
Случай из жизни: Олег из Москвы стал беспокоиться, что после начала учебы в школе его 7-летний сын стал проявлять непонятную агрессию и злость, стал плохо слушаться и даже хамить взрослым. В последнее время родителям мальчика пришлось много работать, большую часть времени ребенок проводил с няней, поэтому взрослые решили проверить, не это ли стало причиной изменений в поведении ребенка. На рисунке мальчик изобразил всех членов семьи, включая собаку, самого себя он рисовал последним. Все герои были раскрашены яркими красками, люди держатся за руки, прорисованы достаточно пропорционально. Единственное, что может насторожить на картинке, это неестественные руки-грабли у самого маленького автора и тучи над головами героев рисунка.
Комментарий психолога: Судя по расположению героев на картинке, в данный момент ребенок не чувствует себя обделенным вниманием в семье. Единственное, не очень хорошо, что он изобразил самого себя последним, это говорит о том, что подсознательно мальчик не ощущает себя значимым в семье. А вот неестественные руки-грабли у автора действительно могут говорить о скрытой злости и агрессии у ребенка. О каких-то негативных эмоциях у малыша свидетельствуют и тучи, изображенные над семьей на рисунке. В данном случае, похоже, что раздражение у мальчика идет не из семьи, а от каких-то внешних факторов, возможно, от агрессивного поведения одноклассников в школе.
Положение героев и пропорции в рисунке:
О комфортном состоянии ребенка в семье, как правило, говорит тот факт, что все герои изображены в верных пропорциях относительно реальности. Если малыш изображает себя очень маленьким, значит, он чувствует себя неуверенным и незащищенным даже в кругу близких людей. Что касается остальных членов семьи и домашних животных, то чем крупнее они изображены на рисунке, тем большую роль играют для малыша. Большое значение играет и поза самого автора на картинке. Счастливый и уверенный в себе ребенок, скорее всего, изобразит себя с растопыренными руками и ногами, при этом все конечности будут детально прорисованы по мере способностей художника. Руки, прижатые к телу или закрывающие голову, говорят о неуверенности ребенка, возможно, взрослые слишком часто ругают или критикуют его.
О негативных эмоциях ребенка говорят рисунки, на которых автор изображает себя как будто висящим в воздухе, а не стоящим на одной плоскости с другими членами семьи. Большие глаза и яркие прорисованные зрачки у героев могут свидетельствовать о тревоге малыша, так же, как и сильная, с зажимом штриховка героев рисунка. А неестественно огромные руки-грабли у кого-то из персонажей, в том числе у самого ребенка, свидетельствуют о скрытой злости их обладателя.
Детали в детских художествах:
Психологи считают, что полное отсутствие каких-либо деталей на рисунке семьи ребенка говорит о замкнутости его автора. Обратная ситуация, когда этих деталей слишком много, может свидетельствовать о скрытом беспокойстве малыша. Изображение некоторых определенных предметов на картинке также нередко указывает на неблагополучие малыша в семье. Например, если вместо людей ребенок рисует какое-либо строение, где проживает семья, то это может быть знаком, что среди близких малышу некомфортно. Изображение солнца или лампы может означать, что автору картины не хватает душевного тепла в отношениях с близкими. Тучи и облака также свидетельствуют о негативных эмоциях, которые в данный момент беспокоят малыша, но они не обязательно исходят от членов семьи. Изображение различных игрушек или несуществующих домашних животных может говорить о том, что ребенку не хватает внимания от близких людей.
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫША
1. Задание нарисовать семью вызвало радость у ребенка.
2. Все члены семьи, с которыми близко общается малыш, присутствуют на картинке.
3. Герои изображаются пропорциональными, никто не выглядит неестественно большим или маленьким.
4. Все члены семьи расположены недалеко друг от друга, взявшись за руки. Все конечности у персонажей хорошо прорисованы.
5. Рисунок выполнен в насыщенных и ярких тонах без сильной штриховки.
ПРИЗНАКИ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ В СЕМЬЕ У РЕБЕНКА
1. Малыш не хочет рисовать свою семью или вместо людей рисует свой дом.
2. Чрезмерно большие или маленькие размеры отдельных членов семьи.
3. Малыш рисует себя последним из домочадцев, демонстрируя, что мало значит в своей семье.
4. На рисунке отсутствует кто-то из членов семьи, сам ребенок или появляется несуществующий персонаж.
5.Изображение себя или близких с закрытым лицом или неестественно большими руками.
6. Преобладание на картине черных, серых, коричневых и фиолетовых тонов, желание нарисовать свою семью с помощью только простого карандаша.
ПРАВИЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
— Для анализа не стоит брать рисунки, которые дети рисовали в детском саду, школе или изостудии, — обычно они выполнены по определенным критериям;
— Если вы хотите правильно оценить использованные в рисунке цвета, предлагайте ребенку полный набор карандашей и красок. Иначе малыш может нарисовать картинку в темных тонах только потому, что именно они были в этот момент под рукой.
— Не стоит устраивать художественный тест, когда ребенок устал, обижен или расстроен, — результат будет неинформативен, так как покажет состояние малыша в текущий момент.
— Попросите ребенка самостоятельно описать свою картину, рассказать, что чувствует каждый из героев, так будет проще правильно интерпретировать художество малыша, особенно если он не очень силен в рисовании.
— В ходе теста постарайтесь не хвалить и не критиковать художества своего чада, иначе провести повторную проверку через некоторое время будет проблематично, так как ребенок будет действовать по шаблону, пытаясь угодить родителю.
ПОЧЕМУ НУЖНО РИСОВАТЬ И ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ
Многие воспринимают рисование исключительно как хобби, приятное занятие и не задумываются о том, почему нужно рисовать. Это действительно так, но занятия рисованием имеют ещё много положительных следствий, о которых я кратко расскажу.
Учёные провели множество исследований и поняли, что заниматься рисованием нужно всем без исключения, независимо от наличия таланта и специального образования.
Вам никогда не хотелось заняться живописью? Вот накупить всех этих холстов, мольбертов и красок, а затем начать рисовать только вам одному понятные шедевры? Если вы испытывали подобные устремления и каждый раз откладывали их в долгий ящик как неуместные и несвоевременные, то совершенно напрасно. Современная наука утверждает, что занятие изобразительным искусством не только естественно для любого человека, но и очень полезно.
1. Занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги
В ходе недавнего исследования, результаты которого были опубликованы, учёные предложили участникам заняться живописью. Уже через 45 минут у испытуемых было зафиксировано значительное снижение уровня кортизола — гормона стресса. Психологическое воздействие различных видов творчества является настолько ярко выраженным, что получает всё большее распространение в качестве терапии для жертв домашнего насилия, людей, пострадавших от преступных действий или понесших тяжёлую утрату.
Рисование — это просто приятно. Но только в том случае, если это не академическое построение перспектив и другие чисто геометрические закономерности построения рисунка. Когда рисование интуитивно, когда оно отражает Ваш взгляд на мир, допускает любые Ваши поправки, даже если они не укладываются в каноны стандартной красоты, то такое рисование становится настоящим удовольствием.
Именно поэтому я считаю, что каждый должен попробовать правополушарное интуитивное рисование, чтобы погрузиться в этот процесс сотворения красоты. Хотя бы попробовать.
2. Рисование улучшает работу головного мозга
Искусство действует на наш мозг на нейронном уровне. В 2014 году в журнале PLOS ONE была опубликована научная работа, доказывающая, что изобразительное искусство может улучшить связи между нейронами человеческого мозга. Как утверждают учёные, это помогает нам лучше сосредотачиваться на предмете и быстрее усваивать новые знания.
Вы начинаете развивать своё правое полушарие мозга. Вместе с этим растёт Ваша эффективность интеллектуальной работы. Но этот пункт действует только, если и левополушарная деятельность у Вас в достаточном количестве. Просто художник может быть талантлив, но не сообразителен, но тот, кто занимается сложнейшей наукой и при этом рисует или играет на музыкальном инструменте, тот обычно добирается до высот.
3. Изобразительное искусство помогает преодолеть печаль и уныние
Сосредоточение на творчестве действительно помогает забыть о многих проблемах. Если вы хотите отвлечься от грустных мыслей и переживаний, то берите в руки мольберт, краски, карандаши и мелки. Это ещё раз подтвердил эксперимент. Его участникам было предложено посмотреть фильм «Проект Ларами», вызывающий обычно очень негативные и даже депрессивные эмоции. После этого зрители были разделены на две группы. В одной люди принялись обсуждать события из фильма, в то время как участникам второй было предложено нарисовать какой-либо пейзаж. Последующее тестирование показало, что эмоциональное состояние «художников» очень быстро вернулось к обычному, в то время как остальные участники ещё долго испытывали подавленность и тревогу.
4. Бездумное рисование эскизов помогает сосредоточиться
Не стоит думать, что пользу можно получить только от серьёзной живописи. Иногда даже механически созданные каракули на бумаге могут выручить в трудной ситуации. Например, если вы сидите на собрании или скучной лекции — возьмите листок бумаги и начните заполнять его какими-либо узорами. Важно делать это совершенно непредсказуемо, без какой-либо идеи и цели. Как утверждают авторы исследования, этот простой приём поможет вашему мозгу по-прежнему оставаться в фокусе и запомнить на 29% больше, чем если бы вы просто сидели и слушали.
Рисование даёт настоящий отдых и разгрузку нашему беспокойному уму, который в современных условиях часто перегружен. Такие переключения позволяют продуктивно и с удовольствием работать после рисования. Ведь результат Вам не так важен, Вы не художник, Вам не нужно бояться, понравится ли портрет заказчику или удастся ли продать картину. У Вас есть преимущество чистого наслаждения процессом.
5. Хотите решить проблемы — нарисуйте их
Учёные уже давно заметили, что гораздо проще найти выход из ситуации, если описать её на бумаге. Но авторы этой научной работы пошли ещё дальше и предложили участникам нарисовать свои главные проблемы. Результаты превзошли все ожидания: более половины участников сказали, что после сеанса арт-терапии их проблемы показались им не такими уж большими и в чём-то даже смешными.
6. Рисование помогает достичь состояния потока
Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи и определяется им как психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается. Оно характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Творчество является одним из классических способов достижения этого состояния, когда творец не заинтересован в какой-то конкретной конечной цели, но в полной мере сосредоточен на самом процессе.
Рисование формирует естественным образом наш эстетический вкус. Вы больше различает красивое и не красивое. Все это переносится на любую Вашу деятельность, в ней Вы постепенно совершенствует то, над чем работаете.
Вы раскрываете свои творческие таланты. Если Вы регулярно рисуете, Вам все больше хочется перенести творчество в другие сферы: в быт, в отношения, в работу. Везде Вам становится легче творить, придумывать новое, находить оригинальный выход из сложных ситуаций.
Благодаря всему выше сказанному рисование развивает мозг. Не зря в детских садах и во всех развивающих занятиях для маленьких детей присутствует рисование. Часто мы не понимаем, почему нужно рисовать, но хотим этого. Интуитивно желаем этого. Для меня сейчас даже постановка вопроса «почему нужно рисовать» очень удивительна. Это естественно, само собой разумеется!
А ещё рисование — чудесный способ создать подарки свои друзьям и родным, неповторимые рукотворные подарки!
у меня при попытках рисования на компе (как-то в прошлом подарил себе на ДР бюджетный Wacom) возникает ощущение куриных лап и чувство когнитивного диссонанса, хочется бежать в ебеня и орать что-то нечленораздельное.
У меня рисование вызывает стресс, уныние и желание убивать окружающих.
Детские заметки
У нас с женой два сына: Вадик (5 лет) и Саша (3 года). Недавно состоялся такой разговор.
Вадик: Через 2 года я пойду в школу. Мне будет 7 лет. А когда мне исполнится 9, Саше будет 7, и он тоже пойдёт в школу. А когда мне будет 20.
Жена: Ты уже будешь учиться в университете, уедешь от мамы с папой, у тебя появятся новые друзья, знакомства, может быть влюбишься.
Вадик (грустно выпятил губу): Я от вас никогда не уеду.
Жена: Уедешь, конечно. Станешь взрослым, будешь жить отдельно от нас, будем друг к другу в гости ездить.
Вадик (срываясь на плач): Нет, я не уеду никогда!
Жена: Не плачь, сынок. Чего ты раньше времени расстраиваешься?
Подходит Саша: Мама, ты не переживай. Я уеду.
Ответ на пост «Папы разбираются в проказах»
Две мамы
Как-то была в бассейне и увидела там маму и девочку. Невозможно было не обратить на них внимание. Девочка пыталась что-то делать, но на все действия получала недовольный окрик матери: » Ну сколько можно?!», «как так можно?!», «сколько раз я тебе говорила», «что ты копаешься?». Любое, абсолютно любое действие ребёнка вызывало недовольство мамы. И в самом бассейне, и в душе, и уже в раздевалке. Там мама кричала так сильно, что уже мешала окружающим. В таких ситуациях бессмысленно делать замечания, т.к. ничего кроме раздражения, которое впоследствии выльется на ребенка не будет («смотри, ИЗ-ЗА ТЕБЯ мне сделали замечание! Ты понимаешь насколько ТЫ ПЛОХ?!»).
Я грустила, сочувствовала девочке, думала над своими отношениями с мамой.
А вчера, в том же бассейне, в раздевалке, я увидела ещё одну девочку и ещё одну маму. Мама бережно сушила её волосы, а девочка каждые 2 минуты бегала к пакетику, где лежал припасенный перекус, что умиляло маму и вызывало её улыбку. Вторая девочка собиралась ничуть не быстрее первой и делала все ничуть ни ловчее. Но все было спокойно, с удовольствием. Мама говорила ей «моя любовь», «моя девочка», «моя красавица» и помогала ей. Когда девочка расслабилась, мама сказала, чуть строго, собранно: » так, теперь время одеться, я иду в туалет, а ты одеваешься». Мама отошла, а девочка играя и болтая, начала одеваться, что-то приговаривая себе, вроде «сапожки-топотульки» и т.д. Видимо то, что ей приговорили, когда её собирали-одевали.
Я радовалась, улыбалась и старалась не слишком сильно пялиться, просто впитывала то, что происходило. Ушла оттуда с улыбкой, которая ещё долго не сходила с лица.
Какие разные мамы. И разные девочки.
Ребёнок
Сегодня целый день льёт дождь.
Я промерзла до глубины костей, как только вышла из метро на улицу.
Даже сигаретный дым получалось втягивать как-то судорожно.
Заскочила за стеклянную остановку- будто там может быть тепло. Не было. Но я отчаянно придумывала себе тёплые ощущения. Замерзая мне виделось, как я простыну, после такого ожидания трамвая и заблаговременно проклинала небеса.
Рядом со мной, в том же самом холоде, резвилась девочка лет 5. Смешно, но ей было совершенно пофиг на холод.
Она приплясывала и сосала разноцветный леденец. Ей было комфортно и видимо тепло.
Как стало ясно из подслушенного разговора, она абсолютно счастлива каждому дню и событию, ежедневно случающимся. И искорки безоблачно счастья долетали до моих ушей и грели их.)
На одной и той же остановке.
В одном и том же мире.
Ответ на пост «Жизнь учителя 3.Про детей с ОВЗ»
В классе у супруги была «особенная» девочка.
Показалось
Ответ choperman в «Буллинг и стыд»
В параллельном классе было два ребёнка, оба с одним глазом. Мальчик и девочка. Мальчик сразу был с протезом, и был абсолютно обычным типом, только один глаз не двигался.
Девочка же в шестом классе попала в серьёзное ДТП, тогда же она потеряла глаз, кроме того половину тела покрывали шрамы, лицо стало асимметричным, глаз с протезом был заметно шире открыт, чем другой.
Так вот, никого из них никогда не дразнили. Девочка даже пошла на медаль при окончании школы, а сейчас ведёт какие-то обучающие курсы, работает с людьми. При том, что такие серьёзные следы травм никуда не делись.
И я не могу сказать, что наша параллель состояла из добрых ребятишек. Мы и дрались, и были попытки устроить травлю, и разборки из-за одинаковых туфель, ручек, сумок, проигранных соревнований и т. д. Только этих двоих всё это обошло стороной.
Я думаю, при определении «жертвы» в детском-подростковом коллективе личные качества первичнее, чем внешние особенности.
Ответ на пост «Ответ на пост *разочарование ‘»
Вы молодец. Действительно. Сейчас расскажу, почему я так считаю:
Завел тетрадку, туда всё переписывал. До этого ходил на курсы в компьютерный клуб, изучил на Ямахах MSX язык Лого, так что опыт был.
Зашел как-то разговор с отцом, что у него сидят 10 или 12 тетенек-бухгалтеров и считают на калькуляторах и счетах нормы выдачи военнослужащим разных продуктов. Точно сейчас не помню, но смысл был такой: военная часть, на каждую единицу л\с определенная норма продуктов. На кораблях чуть по другому, на лодках тоже иначе. Частей военных нашем регионе было много, кораблей много, лодок хватало. Я написал программу, которая выводила на печать то, что эти тетеньки считали вручную. И за пару недель всё сделал. Отец отнес распечатки в бухгалтерию, те проверили и ОКАЗАЛОСЬ, что всё точно))
Не знаю уж как, но мне выплатили зарплату в 10000 рублей. Официально никак, но потом отец рассказывал, что тетки вроде сами передали мне. Сколько это точно не помню, но хлеб стоил на Камчатке около 50р, машину помыть стоило 100-200р, газету с программой ТВ я покупал в типографии за 4р, а продавал по 10р)) Ну и кроме этого у меня появился новый комп c цветным VGA монитором с принтером Epson FX-1000, который стоил как Жигули новые, но это совсем другая история.
Так вот. Отец этим меня реально мотивировал изучить комп, программирование, что потом мне в жизни очень пригодилось. Ведущим программистом Гугла я конечно не стал, но высшее образование в этой сфере получил, в начале создания российских интернет карт поучаствовал, а потом тяга к машинам взяла своё и ушел в чип-тюнинг (пишу программы для моторов) и корчестроительство. Я ему благодарен.
Жизнь учителя 3.Про детей с ОВЗ
Практически в каждом классе у меня есть дети с овз (имена изменены):
1.5Б,Коля.Тихий замкнутый ребёнок,ни с кем не общается,не может освоить элементарных правил чтения.Однажды на перемене я (о,ужас!) осмелилась напомнить Коле,что сегодня после уроков у нас доп занятие.Ко мне через час на стрелку пришел его батя,похожий на типичного «братка».Да,я посмела перед другими детьми унизить его сына,напомнив ему,что он ущербный,раз ему нужны дополнительные занятия.
2.7В, Даша.Находится на домашнем обучении,приходит в школу к учителям и учится отдельно.Слабая,но очень старательная ученица.Даша плохо строит свою речь,разговаривает сама с собой,живет в своём мире,а в общении напоминает четвероклассницу,поэтому она фактически изгой для своих сверстников.
Вы можете бесконечно читать одухотворенные статьи про то,как правильно учить инклюзивных детей вместе с обычными,как им просто нужен особый подход,личный наставник и т.п.Но знайте: учитель всегда будет ориентироваться на слабого учащегося.Ему придётся отвлекаться и отставать по программе.Таким детям нужны специальные школы и отдельные учителя.
Как обычно,пишу с телефона,извините,что много букв.
Ответ на пост «Буллинг и стыд»
У нас в классе была девочка без руки. С 1 и по 11 учились вместе. Никогда в классе её никто не задирал и она была отличной девчонкой. В активностях участвовала, была очень творческим ребёнком с приятной ебанцой. Всегда в разноцветной одежде, какие-то кепки, береты. Помню кто-то её обидел из старших. Нам сказали девчонки мол, сидит в раздевалке, плачет. Мы пацанами мелкими тогда впряглись за неё со всей детской серьёзностью. Кто камень в руку взял, кто палку. Не хило тогда нам досталось, но и старшие тоже кто в глаз получил а кто по лбу. Больше её никто не трогал. И как-то раз мы с одноклассниками вспоминали её и я спросил понят ли они что у неё руки не было? И оказалось что мы даже забыли этот факт. Никогда её не считали какой-то особенной или неполноценной, она была своей. Помню поправил ей лямку от протеза, чисто машинально, как в порядке вещей. Даже не придал этому значения. Да и вспомнил про это только сейчас. Не знаю почему у нас такая дружба заладилась? Может потому-что она была открытая и светлая, люди к ней тянулись. Может просто мы не агрессивные были друг к другу? Старались держаться в классе друг за дружку ибо в остальной школе был 90-й год со всем вытекающими, блатными понятиями, наркотой т.д. т.п.
Буллинг и стыд
Как вывод, скажу следующее. Разговаривайте с детьми, объясняя им, что не все в этом мире «обычные» дети.
Пишу сюда, чтобы выговориться, ведь чувство стыда так и не покидает меня спустя 11 лет.