зачем памятники на дорогах
Почему ставят памятники вдоль трасс?
Проезжая по загородной трассе, нередко можно увидеть установленный вблизи дороги памятник или крест. Отношение водителей и пассажиров к памятным сооружениям разное, а некоторые просто не обращают на них внимания. А откуда вообще взялась эта, своего рода традиция — установка памятника вблизи дорожного полотна?
Каким значением обладали памятники около дорог на Руси
Подобной традиции не одна сотня лет. Ещё княгиня Ольга, первая принявшая христианскую веру, призывала уничтожать языческих божков, расположенных около дорог и заменять их крестами. Подобные ритуальные предметы ставились на перекрёстках и на въезде в город. Назывались они кенотафы и являлись символами победы христианской веры над языческими обрядами.
По прошествии некоторого времени такие кресты получили и другое значение. Довольно высокие их экземпляры выступали в качестве ориентира для путешествующих. Путник, перед таким сооружением, традиционно молился, благодаря за то, что его продолжительное пешее путешествие закончилось благополучно.
Однако основное значение крестов было памятное. Их установка могла отмечать место сражения или знаменовать какое-либо значимое событие.
Надгробия вдоль трасс в современной России
Сегодня чаще всего кенотафы (буквально пустая могила) или памятные знаки без захоронения устанавливают в местах ДТП, в результате которого погиб один человек или несколько. Подобные ритуальные предметы могут быть нескольких видов. Например, устанавливается крест или просто искусственные цветы или венок фиксируются к столбу или дереву. Часто можно увидеть красиво оформленное надгробие или целый мемориал.
Как относится церковь к памятникам, расположенным вне территории кладбища
Единого мнения нет. Одни священнослужители, считают, что место памятников — исключительно на кладбище. Однако большинство духовных служителей всё же понимают людей, которые устанавливают их в местах трагедий. И считают это действие данью древней традиции.
Веками считалось, что место, где человек скоропостижно расстался с жизнью, считается особенным, священным. Именно поэтому сложилась традиция оборудовать его с использованием ритуальных предметов. Цель таких сооружений была в том, чтобы проходящие мимо могли помолиться об упокоении души человека, жизнь которого здесь трагически завершилась.
Установка памятника в месте гибели человека в ДТП, скорее всего, имеет тот же смысл. Проезжая мимо, верующий человек может помолиться о жертвах аварии. Тот, кто не считает себя религиозным, просто снизит скорость и хотя бы на несколько секунд задумается, тем самым, возможно, предотвратив очередную трагедию. Установка кенотафа — не только русская традиция. В православной Греции в подобных местах возводят небольшого размера часовни. В них горят свечи. Во Франции на местах аварий ставят силуэты чёрного цвета, как будто разорванные молнией.
Можно сделать вывод, что следование подобного рода традиции вполне допустимо. Однако злоупотреблять сооружением таких предметов и превращать обочины дорог в копии кладбищ, конечно, не стоит.
Придорожный траур, или зачем на трассах ставят памятники?
Стоит только выехать из Ульяновска, как сразу по трассе начинается череда памятников погибшим в авариях. Их очень много. На каждой дороге, неважно маленькая она или федерального значения, памятники, кресты, венки и даже целые мемориалы стоят десятками и сотнями. Проезжая мимо, всегда задумываешься об аккуратности и снижаешь скорость. Но стоит ли дороги превращать в места траура?
Что такое и с чего все началось?
Для начала стоит выяснить, что это такое, как эти памятники называются и когда в России начался бум на придорожный траур? Название у таких памятников есть. Кенотаф – надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, так называемая символическая могила. Чаще всего их у нас в России устанавливают у дорог на местах ДТП со смертельным исходом, чтобы почтить или увековечить память о погибшем. Бывают и исключения местоположения: очень редко мемориалы можно встретить в городах.
Кенотафы существуют нескольких видов. Венки из искусственных цветов, памятники, кресты, мемориалы или памятник из частей автомобиля. Редко, но можно встретить и памятник в виде целого автомобиля. В Ульяновской области такой находится на дороге при выезде на трассу Ульяновск-Казань со стороны Баратаевки. Смотрится устрашающе!
В нашей стране памятники активно начали появляться еще в Советском Союзе в 1980-х годах. Многие исследователи связывают это с тем, что в это время больший процент населения смогли позволить себе личный транспорт, вследствие чего увеличились и количество аварий. А дальше распад страны, «легализация» церкви и лихие 90-е, когда наша жизнь перенасытилась всевозможными религиозными ритуалами.
Однако первые кенотафы встречались уже в 1960-х. Существует такой замечательный фильм Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964). В нем на 57-й минуте герои картины останавливаются у одного из таких мемориалов, чтобы выразить почтение.
С того самого момента, как установка кенотафов стала массовой, начались и споры о том, законны ли эти придорожные памятники, подлежат они демонтажу или нет? В ГИБДД нам пояснили, что те, кто устанавливает такого рода мемориалы на трассах ПДД и законов не нарушают, их действия не противозаконны. Монумент, в случае если он мешает, могут убрать дорожники во время проведения ремонтных работ. Однако и они, и сотрудники ГИБДД такие же люди как мы, поэтому без особой нужды кенотафы не трогают.
В 2015 году в Госдуме уже рассматривался законопроект, который предлагал ввести запрет на установку придорожных памятников. Тогда он наделал много шума, разделив общество на две стороны: одни говорили, что давно было пора это сделать, другие – яро «протестовали» против законопроекта. Так или иначе, но законопроект, в итоге, принят не был.
Отец Серафим, священник Свято Воскресенско-Германовского кафедрального собора:
– Я считаю, что ставить памятники погибшим в авариях не разумно. У нас в городах есть кладбище, где похоронены тела усопших, куда можно прийти, вспомнит погибшего человека, помолиться за него на его могиле, отдать дань памяти и уважения, вспомнить его жизнь. Также есть храм Божий, где можно заказать панихиду. Это было бы правильно.
К сожалению, со временем на дорогах не будет места, где бы не погиб человек. И если на каждом этом месте мы будем ставить венки, кресты и памятники, то все со временем превратиться в кладбище. Поэтому Русская православная церковь относится к этому негативно. Есть храмы, где можно помолиться, раз ты хочешь вспомнить человека. И вообще, главный памятник о погибших – память о них в наших сердцах.
Юрий, автомобилист с 30-летним стажем:
– Таких памятников с венками и крестами очень много в Ульяновской области, однако, наличие их, меня вовсе не беспокоит. Я езжу по этим дорогам почти каждый день и знаю некоторых людей, которые там погибли. Бывает, проезжая мимо памятников, вспоминаю их и слегка сбавляю скорость. Надеюсь, что и остальные задумаются о своей и чужой жизнях, наблюдая на трассах эти мемориалы.
Уважаемые читатели, мы придерживаемся нейтральной позиции по данному вопросу и не навязываем какое-то определенное мнение. Предлагаем вам высказаться по этому вопросу в комментариях.
Могила без мертвеца
В России вдоль трасс стоят тысячи памятников погибшим в ДТП. Опасные участки дороги как будто дополнительно помечены пятнышками искусственных цветов и крестами. Вы видите их каждый раз по дороге на дачу. Это кенотафы: пустые могилы. Когда их начали сооружать? Зачем это делают? Как правильно установить кенотаф и можно ли? Мы отправили Нину Абросимову вдоль трассы, чтобы она узнала историю хотя бы одного памятника.
Второй час я иду по дороге А-104, которая ведёт к моему городу. На резких поворотах регулярно разбиваются люди, поэтому я знаю, что тут много кенотафов. Я никогда не рассматривала их, хотя отчим всегда непроизвольно снижал скорость. Но сейчас я не пропущу ни одного, потому что иду пешком. Мне сигналят и предлагают подвезти, а я просто иду от одного кенотафа до другого, фотографирую их и списываю имена и фамилии погибших. После нахожу в соцсетях телефоны их родственников, звоню и договариваюсь о встрече в том же районе.
Кенотаф — это стационарный памятник на том месте, где нет захоронения. Условно все кенотафы можно поделить на несколько групп:
— искусственные цветы, венок или несколько венков на столбе или дереве;
— железный или деревянный крест на обочине;
— памятник, установленный на обочине;
— полноценный мемориал;
— части автомобиля типа руля и колёс.
Я видела их все — жёлтые выцветшие цветы, классический венок с лентами, памятник со скамейкой и оградкой, покрышки и даже надпись, выложенную крупными белыми камнями на холме: «СЕРЁГА, МЫ ТЕБЯ ПОМНИМ».
Антрополог Анна Соколова, которая вывела эту классификацию, говорит, что родственники чаще всего стремятся воспроизвести могилу: «В каждой стране кенотафы отражают практики с кладбища: по ним сразу видно, православная ли это страна или католическая. В Греции это специфичные домики. В России — бурлеск искусственных цветов и кресты. Россия — нищенская страна, поэтому искусственные цветы популярнее всего». К ним же, по традиции, прикладывают конфеты, сигареты и алкоголь.
Сейчас появилось больше доступных материалов, но у людей уже нет желания сооружать что-то оригинальное. А в самом начале памятники были очень причудливыми, например снеговики из шин, которые вспоминает Соколова. Их массовая установка началась на рубеже 80–90-х. Это связано с всплеском автомобилизации: больше машин — больше аварий.
Кенотаф — попытка законсервировать боль, оставить её где-то далеко, на том самом месте, где произошла трагедия. «А зачем, когда человек умирает неожиданной и неправильной смертью, родные его комнату сохраняют в нетронутом виде многие годы? Они сами не могут объяснить», — говорит Соколова. У такого рода памятников очень жёсткая социальная прагматика. И памятник ставится только жертве. «Если человек шёл пьяный, бросился под колёса грузовика и умер — памятник не появится, — добавляет Соколова. — Кенотаф появляется только тогда, когда погиб невиновный».
Со Светланой Ковалёвой мы встречаемся через полтора часа после того, как я нашла в елях на обочине большой ухоженный мемориал с оградой и крестом. Мы сидим на остановке, её муж и дочь гуляют неподалёку, а она рассказывает, как больше двадцати лет назад её жениха вместе с другими тремя кремлёвскими курсантами сжёг другой водитель. Две машины столкнулись лоб в лоб, четверо парней оказались без сознания, и нетрезвый мужчина почему-то решил облить их бензином, сжечь и скрыться с места. Столб дыма заметили, водителя поймали, но здоровые крепкие парни превратились в гору пепла.
Через несколько недель после аварии родители насыпали искусственный холм и поставили памятник, друзья и Светлана — украсили. Похоронили курсантов порознь: кого-то в Москве, кого-то в Дубне, поэтому родственники чаще предпочитают добраться сюда. «Там рядом кладбище, где они похоронены относительно. Мне не нравится туда ходить. Всё-таки они практически дотла сгорели, а пепел остался на дороге. Куда мне ещё ходить?» — спрашивает Светлана. Кенотаф она видит каждый день по два раза: по дороге на работу и по дороге с работы. Говорит, что «сейчас уже затихает, смотришь по-другому».
Обычно люди, живущие в том районе, знают, какая история стоит за кенотафом. Анна Соколова считает, что они часто могут рассказать о памятниках, которые находятся за несколько сотен километров. Местное сообщество в России не так сильно, но оно работает. Соколова рассказывает, что все люди, живущие на расстоянии 10–15 километров от обнаруженного ею небольшого венка на столбе в деревне, знали о том, что там сбили маленького ребёнка пятнадцать лет назад. «Хотя казалось бы: висит два цветка», — добавляет она. Светлана говорит, что к их памятнику регулярно ездят люди: «Если свадьбы где-то рядом проходят, то у памятника останавливаются, возлагают цветы. Кто-то ездит к монументам погибшим в войну, кто-то к нам. Это дань уважения. Кто местные — все знают».
В Америке и Австралии памятники часто устанавливают люди, связанные с движением типа «Матери против пьяных водителей». Это сигнал: мол, мы помним, что пьяные водители — это плохо, и мы бы не хотели, чтобы это произошло ещё раз. Они, опять же, акцентируют внимание на несправедливости произошедшего. Соколова рассказывает, что в некоторых штатах, например в Техасе и Канзасе, это поддерживает власть. Они выпускают типовые кресты, которые устанавливают родственники по согласованию с владельцами, на чьей территории произошёл инцидент. Считается, что такие памятники заставляют водителей снижать скорость. В Канаде, чтобы проверить это, даже установили фейковый кенотаф и подтвердили, что мемориалы способствуют повышению дисциплины водителей. Росавтодор же считает, что «большое количество незаконно установленных вдоль дорог объектов, безусловно, может отвлекать внимание водителей от управления транспортными средствами и привести к аварии».
Кенотафы вообще много кому не нравятся. Об этом регулярно сообщают депутаты разного уровня. В 2015 году, например, один из них назвал кенотафы «могилами-обманками» и вместе с группой внёс законопроект о запрете установки каких-либо памятников. Чиновникам не нравится в том числе то, что искусственные цветы, например, быстро теряют красивый вид и их впоследствии никто не убирает. Запрет установки кенотафов также обсуждали в законодательных собраниях Татарстана, Тверской, Тульской, Свердловской, Ленинградской, Еврейской автономной и Челябинской областей, а также Кабардино-Балкарии.
Иногда местные службы сами устраивают рейды по зачистке обочин, но всё-таки обычно это связано с проведением дорожно-ремонтных работ. Как замечает Соколова, «дорожные рабочие щепетильны к таким вещам, поэтому они переносят, а не уничтожают памятники. Они воспринимают кенотафы как места со сложной историей».
В России считается, что кенотафы стоят на ничьей земле. Светлана, которая работает в ГИБДД, говорит, что ей ужасно не понравится, если кенотаф внезапно уберут, но их кенотаф устроен по всем правилам и стоит не на проезжей части. «Если кто культурно делает — их не трогают. Зимой дороги чистят, но сносят только те памятники, которые не вынесены за обочину».
Росавтодор, отвечающий почти за все федеральные дороги, сообщил «Батеньке», что ведомство не обсуждает легитимацию установки памятников жертвам ДТП родственниками пострадавших. На данный момент размещение тех или иных объектов возможно только с разрешения Федерального дорожного агентства, а кенотафы — вне закона. Поэтому Росавтодор оставляет за собой право убирать данные конструкции. В письме также сказано, что подведомственные Росавтодору региональные учреждения, в чьём оперативном управлении находятся участки федеральных трасс, убирают подобные памятники в рамках работ по содержанию вверенных дорог, и предупреждать родственников при этом «не представляется возможным».
Но попытаться зарегистрировать кенотаф всё равно можно. В том случае, если вы решили поставить памятник, помните, что его действительно лучше установить на расстоянии более одного метра от дороги. Оформить же его можно так, чтобы он не требовал ухода: например, ограничиться декоративными элементами типа ограды и не использовать для украшения искусственные цветы, которые потеряют свой вид уже через несколько месяцев.
Могилы у дороги: зачем ставят кресты и памятники на трассах?
Многие водители замечали кресты или могилы, которые стоят вдоль дорог или на въезде в город. Отношение к таким сооружением разное: кого-то они отвлекают, кто-то не имеет ничего против и считает их данью уважения погибшим. Но зачем их устанавливают?
Зачем ставят кресты и памятники у дорог
Традиция ставить кресты вдоль дорог зародилась много столетий назад. Ещё княгиня Ольга приказывала уничтожать языческих идолов и ставить на их место кресты, называемые кенотафами. Кресты воздвигались также на перекрёстках и на въезде в города, расположенные в удалённых землях. Всё это должно было означать победу христианства над язычеством.
Чуть позже кресты получили и другое значение. Очень высокие постройки служили ориентиром для путешественников. Иногда кресты показывали границы больших угодий или говорили путнику о том, что он въезжает в город, а значит, надо помолиться Богу за то, что трудный путь окончен.
Но чаще такие кресты являются памятными. В прежние времена их ставили на месте сражений или в честь каких-то особенных событий (Иван Грозный, например, воздвиг постройку в честь рождения сына). Сегодня кресты и даже целые памятники устанавливаются в местах ДТП со смертельным исходом. Такие могилы обычно оказываются пустыми — останки человека похоронены на кладбище, у дороги стоит лишь надгробие, напоминающее о смерти.
Кресты и памятники ставятся в честь тех, кто погиб на этом месте в ДТП
Мнение водителей и церкви
Водителям такая традиция не очень нравится. Крест или даже целое надгробие с венками отвлекают того, кто ведёт машину, может заставить погрузиться в мрачные мысли, что во время вождения недопустимо. Но по этому вопросу есть и другое мнение: кто-то считает, что кресты напоминают о смерти, которая может постичь каждого, и заставляют быть внимательнее.
Такие вещи [памятники вдоль дорог] либо не замечаешь, либо они дико угнетают нервную систему. Если человеку для приведения в чувство за рулем нужны кресты — не нужны ему права. Люди гибнут везде: на улице, в квартирах, переходах, магазинах, парках и тротуарах. Почему там нет крестов? Непонятно.
k1mosab3
https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462
Очень бодрит за рулем. Избавляет от иллюзий.
BeerJIEHb
https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462
Православная церковь негативно относится к таким памятникам.
Не стоит ставить памятники и крепить венки вдоль дорог. Поминать надо на кладбищах и в церквях. Нужно молиться за умершего человека.
отец Владимир, клирик Спасо-Вознесенского собора
https://ulpressa.ru/2013/11/01/mogilyi-u-dorogi/
Кресты у дорог — давняя традиция, в разные времена они имели различное значение. Сегодня памятники устанавливают на местах ДТП в память о погибших.
Траурные венки на пыльных обочинах
Эти траурные венки и таблички с датой, а иногда и обстоятельствами смерти в ДТП могут возникнуть в любом месте проселочной дороги или оживленной магистрали. В России такая мода — отмечать по-кладбищенски места аварий со смертельным исходом возникла лет двадцать назад, хотя и в некоторых европейских странах подобные мемориалы тоже можно наблюдать.
Недавно один из депутатов российской Госдумы высказался о недопустимости «превращать дороги в псевдокладбища», подразумевая установку памятников на местах аварий, которые отвлекают водителей и мешают им сосредоточится на управлении автомобилем. Народный избранник предложил ввести штраф в размере полутора тысяч рублей за размещение похоронной атрибутики вдоль дорог. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе.
«Многие сочувствующие, в основном друзья, пытаются отметить место аварии искусственными цветами и похоронными венками. Нередко вдоль дороги могут встретиться и памятники, и импровизированные могилки с оградами. Напоминание о смерти заставляет тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, что недопустимо во время езды за рулем, так как вождение требует максимального внимания и концентрации. Как следствие возникают все новые причины для аварий», — приводит слова Валерия Селезнева, инициатора законопроекта, интернет-сайт «Вести.Ru».
Действительно, в настоящее время нет норм, регламентирующих установку памятников на обочинах российских дорог. Отчасти правовые отношения «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» регулирует федеральный закон № 257 от 18 октября 2007 года, где разъясняется, кто и при каких обстоятельствах может заниматься строительством, установкой различных конструкций на прилегающих к трассе территориях.
Не только депутат полагает, что искусственные цветы, траурные венки и прочая ритуальная атрибутика довольно быстро теряет свой презентабельный вид и перестает быть символом светлой памяти о погибших. Кроме того, зачастую в авариях гибнут нетрезвые водители или пешеходы и, получается, некоторые памятники увековечивают память не только невинных жертв, но и нарушителей правил дорожного движения. На некоторых впечатлительных людей подобные напоминания о смерти нагоняют тоску или вгоняют в депрессию.
Необходимо помнить и о таких аспектах этой проблемы, как людская зависть или тщеславие. Если выехать из столицы в сторону Ясной Поляны, то на 25-м км трассы Москва — Крым, по правую сторону, стоит роскошная часовня в память о погибшем на этом месте цыганском певце Шандоре. После посещения усадьбы Льва Николаевича Толстого, где посетители видят скромный зеленый холмик, насыпанный над могилой великого русского писателя и отсутствует даже табличка, возникают сравнения далеко не в пользу безвременно погибшего 25-летнего юноши. Увидев часовню, туристы невольно задаются вопросом — кто там такой похоронен, если классика мировой литературы, согласно его завещанию, столь скромно предали земле.
А что можно найти в церковных канонах по поводу такого способа помянуть усопших? Испокон веков на Руси существовала традиция ставить кресты вне кладбищенской ограды и устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например, на распутьях дорог или при въезде в какое-то селение. «Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился, — утверждает игумен Феодор (Яблоков). — Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших — своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели».
В православной Греции вдоль дорог стоят небольшие часовенки, за стеклом которых горят свечи. Во Франции на местах гибели людей в ДТП ставят на обочинах черные силуэты, разорванные красной молнией. В России часто можно увидеть некую маргинальную символику — автомобильную покрышку с венком или воткнутым в скат пучком цветочков. По мнению дорожных работников сегодня в нашей стране памятников вдоль дорог становится меньше. Случаи восстановления демонтированных памятников встречаются еще реже.
Установку надгробий вдоль автомобильных трасс и дорог одобряют немногие. По их мнению, кюветная «наглядная агитация» заставляет водителей задуматься о тщете человеческой жизни и уязвимости человеческого тела. Критики отвечают им в том смысле, что зачем громоздить повсюду кенотафы: достаточно и искореженных останков машин на пьедесталах около постов ГИБДД.
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.