зачем нужны были гаремы в османской империи
Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эти женщины, полученные в качестве подарков или заявленные как военная добыча, олицетворяли власть, богатство и необузданную эротическую энергию халифата. Как и сцена из «Тысячи и одной ночи», повседневная жизнь в османском гареме была жизнью в подвешенном состоянии, полном чувственных наслаждений, а также бесконечных правил, ожиданий и границ. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего «священный» или «запретный», был частью легендарного патриархата, который свято верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.
1. Власть Османской империи
В течение VIII и IX веков турецкие кочевники были вытеснены из своих домов и в конечном итоге приняли ислам, когда столкнулись с монголами. К 1299 году нашей эры была создана Османская империя, которая принесла много изменений в регион, включая налогообложение, социальные сдвиги и большую религиозную индоктринацию. Между 1299 и 1923 годами н. э. появился культурный феномен, известный как «императорский гарем», в котором содержались все жёны, слуги, родственницы и наложницы султанов при дворе. По мере того, как империя расширяла свою территорию, сменялась власть, экономические и социальные институты развились из Византийской империи, и ислам стал главным законом страны.
2. Женщины гарема
Войти в гарем можно было только с помощью тщательно спрятанного входа, располагавшегося в центре двора. Женщины, занимавшие эти безукоризненные жилые зоны, не часто выходили за пределы отведённого им места, постоянно находясь в богато обставленных интерьерах, словно птицы, пойманные в золотые клетки. Никто не имел права смотреть на них, ни мужчины, ни посторонние женщины, за исключением специально обученных евнухов, которые следили за жительницами гарема, выполняя все указания императора и его подданных. Но только не евнух мог пробиться к власти. Женщины, жившие в гареме, если они были достаточно умны и удачливы, могли также достичь большого авторитета, уважения и богатства при императорском дворе.
3. Обстановка в гареме
Окрестности, располагавшиеся у гарема, поражали свой красотой. Сердцем этого девичьего царства был один из самых больших павильонов. В нем располагался внутренний двор, куда женщины приходили для купания в бассейне или любования местными растениями. Это место было мирным и спокойным, где в основном занимались отдыхом и созерцанием прекрасного. Внутренний двор также служил местом сборищ для женщин, где они могли побыть вместе, отдохнуть, заняться чтением или молитвой. Там же находились и личные покои правящего султана, а также четыре сотни помещений, где можно было остановиться, поспать или развлечься.
В императорском гареме, как правило, было несколько десятков девушек, в том числе официальные жёны султана, его мать, дочери, родственницы и прислужницы. Разумеется, не обходилось и без евнухов, которые ревностно следили за порядком. Сыновья султана также проживали в гареме до определённого возраста (двенадцати лет), после чего они считались мужчинами и им дозволялось завести собственный гарем.
4. Евнухи
Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. В результате гарем должен был охраняться теми, кто был властным, но почему-то не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было прекрасно достигнуто с помощью евнухов, кастрированных мужчин, которым было поручено охранять и защищать женщин.
Все служащие находились под началом одного главного гаремного евнуха, известного как Повелитель Девушек, или Кызлар Агасы. Чёрные евнухи были призваны охранять женщин и часто поднимались в ранге, занимая многие должности во дворце, такие как визирь, наперсница или даже генерал в армии. Между тем белые евнухи служили под началом Капи Агаси и имели привилегию заниматься государственными делами и другими вопросами внутренней службы султану.
5. Султанат женщин
6. Иерархия женщин в гареме
Слово «одалиска», которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, означающего «горничная», тем самым намекая как бы на то, чем на самом деле занимались женщины в гареме. Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были чем-то привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант. Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан (матерь султана), но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.
Женщин ниже одалиски звали гедик, и их замечали королевские власти, но не укладывали в постель, если, конечно, султан не решал изменить это. Но, в основном, эти женщины соблазнительно подавали ему пахлаву по вечерам. Ниже гедиков были простые слуги, которые делали всё тоже самое, но при этом не получали никаких почестей. Большинство этих низших женщин технически можно было бы назвать наложницами, так как это слово дословно переводится «девушка на одну ночь». В итоге, многие из наложниц стали весьма востребованными в гареме и к их услугам прибегал не только султан, а и его подданные.
7. Валиде султан
Гарем рассматривался как маленький мир внутри большого, где верховной властью обладала мать, или Валиде султан. Она была не только самой важной родственницей этого человека, но и во многих отношениях политически и социально влиятельной. Она выбирала наложниц для своего сына, и она была главным человеком, вокруг которого женщины гарема сплачивались, когда им что-то было нужно, они хотели заключить союз или настаивали на своих личных планах. Она была пчелиной маткой и могла мгновенно решить судьбу любой обычной женщины гарема, либо с позором изгнав её, либо повысив в должности.
Иметь её на своей стороне было чрезвычайно важно, поскольку безопасное место позволяло женщине получить помощь, еду, комфорт и даже статус. В конечном итоге, если одна из наложниц рожала сына правителю, то она вполне могла когда-нибудь занять главную роль при дворе. Она могла следить за тем, как часто некоторые жёны и их дети будут видеть султана и как их сыновей представят ко двору.
8. Свобода не для всех
Несмотря на ограничения и правила, не все женщины султанского гарема были рабынями. В нём жили многие из его жён, которые имели особое удовольствие жить в непосредственной близости от всех его наложниц. Формально жёны султана были якобы свободны, поскольку они были приняты в брак по собственной воле. Женщины гарема просто должны были принять друг друга и найти способ смириться со своей участью.
Несмотря на западные фантазии, не все женщины гарема должны были спать с султаном. На самом деле, все они получили общее образование, эквивалентное мужскому пажу, и часто выдавались замуж за членов двора, за пределами дворянства или османской политической элиты. Они также могли просто оставаться в гареме и служить прихотям Валиде султан.
Тем не менее это правда, что многие из красивых и умных рабынь в гареме были либо захвачены в плен во время войны, либо подарены султану в качестве подарка.
И независимо от того, какую роль женщина выполняла в гареме, рано или поздно она оказывалась на шёлковых простынях султана, если он заприметил её. Ведь как правило, султан всегда получал желаемое, а любой отказ и неповиновение мог стоить женщине даже жизни.
9. Образование
Для того, чтобы быть почитаемой женщиной из гарема, необходимо было обладать не только выдающимися внешними данными, но и быть умной, знать правила этикета и иметь хорошие манеры. Девушек обучали, как быть утонченной, и при этом уверенной в себе и соблазнительной. По своей сути, гарем стал для девушек своеобразной школой, где они получали знания и навыки, способные помочь им в дальнейшем вписаться в жизнь при дворе и отыскать своё место в нём.
Конечно же, девушки из османского гарема во всём мире считались наиболее привлекательными, ведь они были собраны из самых разных концов света. Их покупали на рынках рабов в России, Греции, Украине, Турции, Иране и в некоторых частях Европы. Эти женщины тщательным образом учились самыми важным навыкам: игре на различных музыкальных инструментах, учили стихи, искусство танца и обучались основам соблазнения. По мере взросления в их обучение добавлялись и другие, важные предметы – литература, география, история и правильнописание. В поздние периоды девушки и женщины из османского гарема свободно владели французским языком, могли осваивать зарубежные модные журналы, набираясь из них опыта, современных тенденций и подражая иностранным, утонченным леди.
10. Гарем в западном искусстве
На самом деле, к великому сожалению, нет никаких законных источников правды о гаремной жизни. Поэтому в мире искусства существует множество образных представлений, которые лишь освящают фантазию. Таким образом, большинство изображений, которые можно увидеть, отображающих женщин гарема и их опыт, относятся к западному миру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Секреты султанского гарема: «Как наложниц готовили к ночи любви»
Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.
Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.
Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.
Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.
Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».
Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.
В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).
Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.
Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.
Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы – старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.
Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.
На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.
Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.
Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.
Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.
Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.
Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.
Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек.
Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.
Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова.
Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.
Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.
Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.
В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.
Тело, достойное султана
После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.
Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.
Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.
После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.
Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой – гвоздики.
Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.
Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы.
Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель – пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.
Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры.
Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.
Гарем. Как это было
Давненько я ничего не писал, да по правде не собирался и в этот раз, но в комментариях пообещал пост, так что выполняю обещание…
Гарем! Что возникает в мозгу при этом слове? Сразу представляется толпа обнаженных полногрудых дев, которые собравшись у бассейна удовлетворяют малейшее желание грозного повелителя, лениво развалившегося на подушках и покуривающего кальян. Так ли это обстоит на деле и стоит ли завидовать обладателю гарема, постараемся разобраться.
Многоженство, а следовательно и гаремы, не есть изобретение или прерогатива ислама. Они существовали и задолго до этого, и в разных частях света: в Индии, Китае, у царя Соломона, у будущего святого князя Владимира («Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое..») и так далее. Но наиболее известным образцом гарема является гарем турецкого султана. О нем в основном и пойдет речь.
Многоженство, как явление практиковалось у арабов и до принятия ислама. Было это продиктовано не горячей южной кровью, а необходимостью. Будучи кочевым народом и ведя беспрерывные войны арабы (да и тюрки, и монголы) всегда имели дефицит мужчин, ведь они погибали в молодом возрасте. Мужчин не хватало, а женщины оставшись без мужской поддержки в суровых условиях кочевого быта были обречены на гибель. Чтобы как-то существовать общество практиковало многоженство. В первую очередь экономическая необходимость, а не любовь к распутству, как может показаться, способствовало этому. Женившись, мужчина не только брал на себя ответственность за жизнь жены, но и получал в распоряжение ее имущество, пользовался поддержкой родственников жены, сам нес перед ними определенные обязательства, что при племенном строе было немаловажно.
Рождение девочки у древних арабов считалось несчастьем, часто новорожденных бросали в пустыне закапывая в раскаленный песок. Пророк Мухаммед запретил этот дикий обычай. Он же ограничил число жен четырьмя. Ранее это число было неограничено. К тому же в исламском обществе женщина получила больше прав, чем имела ранее. Женщина могла даже требовать развода, если могла доказать, что муж с ней плохо обращается. На фоне многих обществ того времени это было довольно прогрессивно.
Жерар де Нерваль, французский поэт и путешественник 19 века посетивший Османскую Империю, писал:
«Мужчина, который в состоянии прокормить и прилично содержать нескольких женщин, то есть предоставить каждой из них отдельное жилье, служанку и два комплекта нарядов в год, а также каждый месяц выдавать определенную сумму на ее содержание, и впрямь может иметь до четырех жен, но по закону он обязан посвящать каждой из них один день в неделю, что далеко не всегда столь заманчиво. Представьте себе также, сколь незавидной будет его жизнь из-за интриг четырех жен, почти равных в своих правах, разве что этот мужчина сказочно богат.
…Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас, и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта. Если же она соглашается жить в одном доме с другой женщиной, то имеет право находиться отдельно, вовсе не стремясь, как это принято думать, изображать вместе с рабынями трогательные сцены семейного счастья под благосклонным оком супруга или господина. Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь или плясать, дабы развлечь своего властелина. Честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами, но мужчина может пригласить в свой гарем альмей (танцовщиц) и газий и с их помощью веселить своих жен.
. Итак, наслаждения гаремной жизни, всевластие мужа или господина, прелестные жены, которые сообща стараются доставить удовольствие одному-единственному мужчине, – все это, увы, очередная иллюзия, с которой приходится расстаться. Религия и мораль полностью разрушают этот идеал, столь соблазнительный для европейца.
. Свободная по рождению женщина имеет право выходить из дома и наносить визиты. Власть мужа ограничивается лишь тем, что он велит рабыням сопровождать жен, но это тщетная предосторожность, поскольку женам ничего не стоит взять рабыню в сообщницы или, переодевшись, улизнуть из бани или из дома подруги, пока сопровождающие ждут их у дверей. Покрывало и одинаковые одежды и впрямь предоставляют им больше свободы, чем европейским женщинам, склонным плести интриги. Забавные истории, которые вечерами рассказывают в кофейнях, часто повествуют о приключениях любовников, когда мужчины переодеваются в женское платье, чтобы проникнуть в гарем. Воистину, нет ничего проще, хотя добавим, что подобные истории порождены скорее воображением арабов, нежели турецкими нравами, уже два столетия царящими на Востоке. Мусульманин вовсе не склонен к адюльтеру и счел бы для себя оскорбительным любить женщину, которая ему не принадлежит. »
Ну что, мечтающие о гаремах мужчины? Согласны на таких условиях завести себе гурий? По мне – да ну его на фиг!
Многоженство в реальности было явлением довольно редким, которое могли себе позволить только очень богатые мужчины. Браки эти, как в принципе и в других обществах заключались отнюдь не по любви, а из чувства долга, как и везде. Это прежде всего была сделка двух семей, которые становясь родственниками начинали пользоваться взаимной поддержкой, приобретали вес в обществе.
Для правителей главными были политические браки. Например: татарские ханы женились на дочерях четырех карача-беков, предводителей четырех самых могущественных татарских кланов. И то «полный комплект» из четырех жен был редкостью, обычно ограничивались двумя – дочерью клана ширин и дочерью клана мангыт. Кланы эти, борясь за влияние, часто враждовали, и ханы получали головную боль, решая споры родственников своих жен. Иногда жены даже вступали в заговоры против мужа. Вот вам и «забитая женщина Востока»!
Турецкие султаны сначала тоже брали жен из числа дочерей турецкой родовой знати. Позднее стали брать жен из числа правителей сопредельных государств: Византии, Сербии, Болгарии. Известна пышная свадьба дочери византийского императора Иоанна Кантакузина Феодоры и Орхана, сына Османа, знаменитого основателя османского государства. Жених прислал за Феодорой эскорт в тридцать судов и позволил ей исповедовать христианство (мусульманам разрешается жениться на женщинах другой веры). Потом Феодора много сделала для христиан, живших во владениях её мужа.
Султаны, не желавшие решать споры благородной жениной родни вообще перестали жениться, предпочитая обходиться рабынями. Так место византийских принцесс и дочерей беев в постели султана постепенно перешло к рабыням-наложницам. Они стекались в гарем со всех невольничьих рынков Средиземноморья. «Законных» жен у султанов не было.
Наложницы стали единственными женщинами султанов на долгие годы. Это косвенно подтверждается тем, что существует множество описаний пышных свадебных торжеств сестер и дочерей султанов, но нет описания свадеб самих султанов. Владыки Османской Империи, в основном, были сыновьями рабынь, хотя и одними из самых сильных правителей мира. Известен случай, когда крымский хан, потомок Чингизхана и сын родовитой матери, будучи в разногласиях с султаном, писал о нем, как о недостойном доверия человеке, сыне рабыни, что для татарского хана казалось позорным. Сами татарские ханы, конечно, тоже имели побочных детей от рабынь, и эти дети воспитывались и жили в достатке, но к наследованию государства их не допускали, потому что за ними не стояли придворные группировки родственников матери.
В Османской же империи на это смотрели проще – весь управленческий аппарат тут был выходцами из рабов, к тому же некоторые рабыни по родовитости не уступали хозяевам, поэтому этими вопросами не заморачивались.
После захвата Константинополя Мехмед II построил дворец Топкапы, ставший сердцем Османской Империи. Сначала гарем располагался в другом дворце, отдельно. Назывался он «Изразцовый павильон». Султан посещал его только навещая своих жен. В Топкапы же султан решал государственные дела, не отвлекаясь на разные глупости. Во времена Хюррем-хатун, более известной как Роксолана, в правление Сулеймана Кануни, гарем переехал в Топкапы. Старый дворец на долгие годы стал традиционным обиталищем жен предыдущего султана.
Топкапы – сердце Османской Империи.
Гарем был четко организованной структурой, со своими правилами, рангами и церемониями. Все было жестко регламентировано. А как иначе содержать в порядке коллектив женщин?
Как ни странно, первыми кто встречал человека в гареме были мужчины. ну, почти. Евнухи были стражами гарема, наблюдали за наложницами и рабынями, были камергерами султанских фавориток, его матери, сестер и дочерей.
Старшие евнухи были богаты, даже имели свои дворцы. Деньги они наживали не только получая жалование от султана, но и благодаря подаркам от обитательниц гарема – взятки за назначение на выгодное место (например в покои матери султана) были обычным делом. Обратившие на себя внимание султана девушки тоже не забывали своих евнухов. Иногда евнухи, лишенные мужского желания, становились друзьями девушек, с которыми они могли поговорить «за жизнь» скрашивая однообразие гаремных будней. Младшие евнухи жили при гареме и несли сменное дежурство.
Иногда, заслуженные старые евнухи получали почетную отставку. Тогда они, будучи богаты, женились! Невесту брали из гарема, из числа девушек, которых так и не выбрал султан, но которые были дружны с евнухом. Делалось это из желания обеспечить девушке хорошую жизнь. Старый евнух умирая оставлял состояние своей еще молодой, красивой и нетронутой жене, которая становилась богатой и свободной невестой.
Но ни все евнухи были так благодушны. Были и злые евнухи, которые ненавидели женщин из-за того, что были лишены своей мужественности. Они были самыми строгими надзирателями, шпионами, отравителями и даже палачами. Иногда это делали даже из ревности! Что и говорить – за «воротами блаженства» располагался тот еще гадюшник.
Институт евнухов был перенят арабами, а затем и турками у византийцев. В Византии евнухи занимали довольно большие должности, потому что считалось, что лишенный низменных страстей человек будет всецело отдавать себя служению. Евнухов турки покупали в Абиссинии, уже кастратами. Оскоплять человека – это изменять его тело, то есть менять творение Аллаха, что есть грех. Поэтому производством евнухов занимались христиане, используя для этого мальчиков захваченных в Африке. Взрослые после такой операции выживали редко.
Гарем посещали и настоящие мужчины. Для тяжелых работ: ремонта, пиления и колки дров в гарем допускались слуги-мужчины. При их появлении строгие евнухи создавали оцепление, женщин изолировали. Кроме того, эти слуги носили специальную одежду с высокими воротниками, которые не давали вертеть головой и ограничивали обзор.
Кто же обитал в султанском гареме, что его так тщательно охраняли? На самой нижней ступени находились рабыни. Они покупались на невольничьих рынках. Были здесь женщины со всего света: берберские пираты поставляли испанок и француженок вздумавших путешествовать на кораблях по Средиземному морю, были невольницы из Африки, венецианки, славянки с Балкан и из Литвы, гречанки, грузинки. Самыми красивыми считались. нет, не славянки. Черкешенки.
Джордж Дорис, автор книги «Абдул-Хамид вблизи» писал:
«Контингент гарема набирается почти исключительно из представительниц черкесской расы – самой красивой на Востоке; но в нем можно встретить также сириек и румелиек. Выбранные за свою раннюю красоту, почти все одалиски куплены еще девочками специальными агентами двора».
Но не только пленные девушки пополняли гарем. Иногда сами родители, вопреки нормам ислама, продавали дочерей. Грех конечно большой, но и деньги не малые! В 19 веке, когда рабство в Османской Империи отменили, этот способ пополнения султанского гарема стал единственным. Обычно, так поступали бедные люди надеявшиеся на лучшую долю для своей дочери. При этом родители девочки получая деньги подписывали бумагу, что они отказываются от дочери и согласны с ней никогда не встречаться. После этого девочке давали другое имя, и она попадала в обучение к одной из наставниц – «кальфа». Кальфа – это старые женщины, иногда сами бывшие когда-то одалисками. Они знали все гаремные традиции и обычаи, были в курсе всех дел и заведовали обычно каким-то одним «департаментом». Были кальфа секретари, музыкантши, певицы, танцовщицы, ключницы, подавательницы кофе, хранительницы казны и еще сотня других важных и не очень должностей. Кальфа сами отбирали себе учениц и учили их азам профессии. Еще девушек учили читать и писать, а также умению одеваться, красиво говорить, поэзии, придворному этикету. Кальфа, сами лишенные радости материнства, зачастую относились к девочкам как к дочерям и старались, когда они войдут в возраст, при удобном случае представить их султану, что давало шанс возвыситься на вершину гаремной иерархии. С возвышением девушки возвышалась и кальфа. Если умирала жена или наложница султана, то наследницей ее состояния становилась ее кальфа. Когда умирала сама кальфа, то ее наследником становился султан. Круговорот богатств в гареме!
Если же девушка по истечении девяти лет в гареме не была замечена султаном, то ее выдавали замуж. Получить невесту из гарема было одной из наград для подданных Османской Империи. Невеста получала богатое приданое, была хорошо воспитана, красива и считалась очень выгодной партией. Девушке давалось свидетельство, что она является свободным человеком.
Часть девушек, которых не сочли достаточно красивыми для взора султана, оставались в гареме в качестве рабочей силы. Они были банщицами, истопницами, прачками, швеями и так далее. Впрочем, попасть сюда могли и красавицы у которых не было покровителей из числа кальф или евнухов. Это делалось и из мести, когда соперницы боясь конкуренции подкупали евнухов и те сплавляли девушку подальше от ясных глаз повелителя. Хотя и у таких был шанс. Например, мать султана Абдул-Меджида была обыкновенной банщицей. Однажды ее увидел входящий в баню султан. Внезапное влечение обернулось беременностью, что вознесло рабыню в ранг фаворитки, а появление сына, который затем стал султаном, сделало банщицу самым главным человеком гарема.
Любимые кадины имели статус «кадина-эфенди» или «хасеки», как начиная с Роксоланы стали называть любимых султана. Это вторая по значимости «должность» в гаремной иерархии. Если сын кадины становился султаном, то она становилась «валиде-султан». Валиде-султан – вот кто была единственной властительницей гарема. Потому что жен может быть много, а мама – одна! Власть валиде была абсолютной, без ее согласия в гареме ничего не происходило. Она была законодательницей мод, упаси вас Аллах одеваться лучше, чем валиде! Все наложницы султана проходили предварительное одобрение у валиде-султан. Чрезмерное увлечение одной фавориткой валиде старалась пресекать, опасаясь потери влияния на сына. Свекровь – она и в Турции свекровь! С этой целью валиде-султан обычно дарила сыну новую молодую наложницу.
Но был случай, что султан женился на одной женщине. Султана этого звали Сулейман Кануни, а женщину Хюррем Хасеки-султан, которую у нас знают как Роксолану. Кем она была до попадания в гарем точно неизвестно, но склоняются к ее славянскому происхождению. Сулейман не только женился на ней официально, но и в результате интриг Хюррем казнил своего наследника Мустафу, который был сыном прежней фаворитки Сулеймана по имени Махидевран. Женитьба на одной женщине была воспринята двором султана как нечто неслыханное. Ходили слухи, что султан околдован. Хюррем настолько взяла все в свои руки, что удалила из гарема всех других женщин, оставшись единственной любовью султана. После ее смерти султан Сулейман возвел мавзолей на ее могиле. А еще через несколько лет сам Сулейман был похоронен в другом мавзолее, недалеко от жены.
Хюррем в представлении художников и кинематографистов.
После смерти Сулеймана султаном стал сын Хюррем по имени Селим. За пристрастие к вину он получил у подданных прозвище Пьяница. Говорили, что он приказал захватить Кипр только из-за того, что ему рассказали о превосходном качестве тамошних вин. Фавориткой султана была девушка по имени Нурбану. Происходила она, по одной из версий, из семьи знатных венецианцев. Влияние Нурбану было так велико, что Селим, женился на ней, подобно тому, как Сулейман, женился на Хюррем. Правление Нурбану открывает целую эпоху в истории Османской империи – «Султанат женщин». Характеризовался он сильным влиянием гарема на политику государства в целом и на султанов в частности. В это время валиде-султан становились такие известные в истории Турции женщины как Нурбану-султан, Сафие-султан, Кёсем-султан и Турхан-султан.
В это время вся политика империи зависела от настроения гарема. Начало процветать взяточничество среди придворных, старавшихся купить благосклонность дам. Валиде-султан и фаворитки не обладали государственными талантами – это были всего лишь бывшие рабыни. Поэтому благодаря турецким «маркизам Помпадур» империя приходила в упадок.
На гарем тратились огромнейшие средства. Вообще валиде-султан и жены султана имели в своем распоряжении особые земли и поместья, доход с которых шел на их содержание. Назывались эти земли – «башмаклык», то есть «на башмачки». Валиде-султан нередко тратили эти «башмачные» на благотворительность. Практически после каждой валиде осталась построенная мечеть, являющаяся шедевром архитектуры.
Новая мечеть Валиде-Султан. Начата при Сафие-султан, достроена при Турхан-султан.
Упадок империи усугублялся личными качествами и безынициативностью самих султанов. Обусловлено это было следующим.
Наличие нескольких наследников создавало нестабильность в государстве и могло привести к гражданской войне, ведь один из них мог поднять восстание против брата. С целью недопущения этого еще султаном Мехмедом-Фатихом был принят суровый закон:
И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.
Мехмед-Фатих, мастер нестандартных решений.
Поэтому при воцарении нового султана лишних братьев без угрызений совести просто казнили. Особенно в этом преуспел султан Мехмед III, казнивший в день восшествия на престол девятнадцать братьев и утопивший в Босфоре беременных наложниц своего отца. Однако этот простой дедовский способ имел и некоторые недостатки: новый султан мог умереть бездетным, не оставив наследников. После того как однажды династия чуть не вымерла, стало очевидным, что иметь пару запасных наследников необходимо. Но как сделать, чтобы наследники не баламутили покой государства?
Кафес, золотая клетка принцев.
Гарем не только развлекал султана, но и в ожидании прихода господина развлекался сам. Сотни молодых и здоровых женщин были в большинстве своем лишены мужского внимания. Свой досуг они проводили в танцах, чтении сказок, примерке всевозможных нарядов и украшений, которыми их снабжали торговки-еврейки. Этим торговкам, как женщинам, был разрешен вход в гарем, а как немусульманкам им не нужно было сторониться посторонних мужчин. Поэтому они с готовностью выполняли для обитательниц гарема разные мелкие поручения.
Кроме примерок нарядов и танцев одалиски гадали, колдовали, делали привороты, наводили порчу на соперниц. Это делалось тайно, ведь ислам не одобряет колдовство. Но чего ни сделаешь, когда один мужчина на несколько сотен женщин! Кстати, иногда между обитательницами гарема возникали весьма порочные связи. Лесбиянство считалось величайшим грехом, поэтому за девушками зорко следили евнухи, особенно при посещении бань. Если связь раскрывалась или даже возникало подозрение, то девушек разделяли: удаляли из гарема, переводя в другое место. Случались и связи с мужчинами, когда девушкам удавалось переодевшись торговкой покидать гарем. Но евнухи не дремали, и изменившая султану оканчивала свои дни в мешке с ядром на дне Босфора. Поэтому на это решались немногие, и основную часть времени одалиски проводили в интригах в пользу своих детей, стараясь, чтоб именно их шахзаде стал наследником.
Очень «длиннопостно» получилось, за что прошу прощения у читателей)
Что почитать по теме: