зачем нужны были бурлаки

Значение слова БУРЛАК. Что такое БУРЛАК?

Что обозначает эта профессия?

Бурлаками в России называли наемных рабочих, как правило, выходцев из самых беднейших слоев населения, которые тянули при помощи длинных веревок суда, плывшие против течения. Это был тяжелый физический труд, который являлся сезонным. Длился период бурлачества с весны по осень. Для того чтобы поддерживать друг друга, эти люди объединялись в артели. Как правило, бурлацкий труд не вызывал большого уважения и считался вынужденным способом заработка.

Оплата труда была достаточно низкой, поэтому эта работа стала уделом безродных нищих и часто бездомных. Нередко бурлаками становились бывшие каторжники и люди с сомнительной репутацией.

Сегодня актуален вопрос о том, что тянули бурлаки. Преимущественно им приходилось тянуть за собой крупные суда, которые были лишены пароходной тяги. Эти суда использовались для перевозки различных грузов.

Сколько платили бурлакам в то время, и какой был расчет человек на судно

Для работы бурлаки распределялись на так называемые артели, которые насчитывали от 15-40 человек. В артели была своя иерархия. В зависимости от исполняемых функций.

Меня поразила иерархия бурлацких артелей:

Люди, которые занимали эти должности и отвечали за организацию всего процесса, составляли верхушку артели. Соответственно «шишки» получали большую плату, нежели те, которые исполняли роль рабочей силы. Ничего не напоминает?

В среднем заработанные за сезон средства одного рабочего в переводе на современные деньги колебались в районе от ста тысяч до полутора миллиона рублей.

Интересный факт: работодатель обеспечивал бурлаков бесплатным питанием, потому как от этого напрямую зависела их производительность. Далеко не все люди могли себе позволить питаться так, как кормили бурлаков.

Интересные факты

Какая иерархия была среди бурлаков: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные

В бурлацкой артели существовала строгая иерархия. Бригадира называли шишкой. Обычно это был самый опытный и сильный мужчина. Он шел первым, задавая ритм движения. Идти надо было синхронно, и бурлаки шагали с правой ноги, подтягивая левую. Со стороны это выглядело как покачивание. Бывало, что кто-то сбивался, тогда шишка командовал: «Сено-солома!», чтобы люди могли снова попасть в такт. Удерживать ритм на извилистых узких дорожках, проходящих над обрывом, было непросто. Бригадир должен был уметь это делать. Помощников шишки, которые шли по сторонам от бригадира, называли подшишельниками. Это были его главные пособники. Например, артельный староста, который занимался закупкой еды и раздачей жалования. Суммы порой были смешными и могли составлять и 30 копеек в день. Столько стоил проезд на извозчике из одного конца Москвы в другой. За подшишельными шли бурлаки, которых следовало контролировать. Например, это были кабальные, которые спускали все жалование в первые же дни, работающие за еду. Потому особого старания они не проявляли. Самого молодого бурлака обычно назначали кашеваром. В любой артели были и халтурщики, которые старались приложить как можно меньше усилий. За ними присматривали опытные бурлаки, которые шли сзади. Замыкал движение косный. В его обязанности входило следить, чтобы веревка не зацепилась за кусты и камни. Косный шел в своем ритме, на эту роль брали тех, кто был слаб или болен.

По волжской тропе

Когда плывешь вдоль правого берега реки от Самары до Ширяево, можно заметить, как вдоль кромки воды, прижимаясь к уступам Жигулевских гор, петляет дорожка, протоптанная бурлаками. Ведь они тащили суда именно против течения. А если учесть, что его скорость в реке, не перегороженной плотинами, была изрядная, можно представить себе, насколько тяжел был их труд. Вес кораблей составлял до 500 тонн. Выдерживать темп движения ватажникам помогали песни. Одной из известных является «Эх, дубинушка, ухнем». Ее обычно пели для координации сил артели в один из самых тяжелых моментов: когда судно трогается с места после подъема якоря.

Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули суда по «большой воде»: весной и осенью. На припасах владельцы кораблей обычно не экономили. Им было важно вовремя прибыть на место назначения и как можно быстрее начать торговлю. Некоторые бурлаки именно в артели впервые пробовали белый хлеб. «Нужда заставит калачи есть», — говорили с улыбкой уроженцы северно-русских губерний, где им доступен был только ржаной. Делая остановку, ватажники ловили рыбу на уху, чинили лапти или плели новые, клали заплаты на рубахи и порты, расползавшиеся от тяжелой работы.

Неволя вниз идет, кабала вверх: тут речь все о той же матушке-Волге и о бурлачестве, с которым связана кабала, потому что задатки взяты вперед, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. Неволя, то есть нужда, идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет, или тянет лямкою, кабала. Владимир Даль, из книги «Пословицы русского народа»

В Российской империи столицей бурлаков с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через этот порт проходила четвертая часть всех ватажников страны. Но и в Самаре существовал крупный бурлацкий рынок, на котором владельцы кораблей набирали себе рабочих.

Кто такие бурлаки: история в России

Тема эта активно освещалась и в документальной литературе позапрошлого века. Много о бурлаках писал знаменитый москвич и журналист В. Гиляровский. Вместе с ними странником Гиляровский прошел немало дорог и хорошо знал и их жизнь, и их быт.

На вопрос о том, кто такие бурлаки, кратко Гиляровский отвечал так: это люди, люди разные, часто просто попавшие в трудную жизненную ситуацию, но не лишенные человеческого образа и человеческой души.

Интерес к бурлакам вызвал и интерес к их фольклору. Знаменитый певец Ф. Шаляпин с успехом исполнял одну из их песен «Эх, дубинушка, ухнем!».

Бурлачество как социальный класс стало исчезать с середины позапрошлого века, когда появились пароходы, уже не нуждающиеся в том, чтобы их с берега тянули люди.

Однако тема эта продолжала набирать популярность, поэтому даже либеральная интеллигенция знала, кто такие бурлаки. Как правило, образ этих людей в среде революционно настроенной молодежи отождествлялся с угнетением, которое переживает русский народ.

Официально бурлацкий труд был запрещен только в СССР. Однако и его вынужденно использовали в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня тема эта известна нашим современникам, скорее, по произведениям искусства. Поэтому возникают и новые песни, и новые художественные полотна, которые рассказывают о том, кто такие бурлаки.

Источник

Зачем в России нужны были бурлаки, когда уже существовали пароходы?

зачем нужны были бурлаки. wpapers ru %D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-wpapers ru %D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка wpapers ru %D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5.

зачем нужны были бурлаки. wpapers ru %D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-wpapers ru %D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка wpapers ru %D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5.

На момент начала XX века прошло уже почти 140 лет с того момента, как инженер и изобретатель Джеймс Уатт создал свой собственный прототип парового двигателя. Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?

зачем нужны были бурлаки. burlakonavolge1. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-burlakonavolge1. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка burlakonavolge1.

Рациональное объяснение того факта, что даже к 1917 году в России использовался труд бурлаков, ужасающе просто – деньги. Свое хоть сколь-нибудь значимое производство паровых двигателей (котлов) в стране отсутствовало. Те пароходы, что были в наличии, не могли на 100% удовлетворить запросы экономики страны. Между тем, труд крестьян оставался до безумия дешевым, а потому большинству тогдашних «успешных бизнесменов» было намного проще и выгоднее нанимать на такую работу мужиков, чем тратить на пароход.

зачем нужны были бурлаки. burlakonavolge2. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-burlakonavolge2. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка burlakonavolge2.

И это еще хорошо, если нанимали мужиков. Женщина-бурлак была далеко не редким явлением в дореволюционной России. Более того, женские бригады набирались с куда большей охотой, ведь труд крестьянок стоил еще меньше, чем труд крестьян-мужиков. После отмены крепостного права загонять мужика палкой в бурлаки уже было не нужно, они сами туда охотно шли. Правда следует понимать, что их «охота» была продиктована исключительно тяжелыми условиями жизни и невозможностью хоть где-то нормально заработать, кроме как пойти тягать баржи.

зачем нужны были бурлаки. burlakonavolge3. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-burlakonavolge3. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка burlakonavolge3.

Относительно большинства других способов заработка в бурлаках крестьянин мог неплохо заработать. За один сезон можно было поднять денег на весь следующий год. Правда, сумм этих хватало для того, чтобы не помереть с голоду, а не для того, чтобы позволить себе какие-то излишества. Конечно же, было немало и тех, кто от осознания безысходности и жалкости своего крестьянского бытия, невозможности вырваться за сословные рамки общества просто пропивал весь свой заработок за месяц-другой.

зачем нужны были бурлаки. burlakonavolge4. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-burlakonavolge4. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка burlakonavolge4.

Интересно, что вокруг картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге», нарисованной в 1873 году, произошел скандал, дескать художник порочил имидж державы в глаза соседей. Вот только Репин, к сожалению, лишь отразил в своем произведении печальную и объективную действительность страны, а также бедственное и удручающее положение абсолютного большинства ее жителей.

зачем нужны были бурлаки. burlakonavolge5. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-burlakonavolge5. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка burlakonavolge5.

После революции 1917 года ситуация сразу не изменилась. Бурлаки все еще оставались нужны на протяжении всей Гражданской войны. Более того, в ходе конфликта между Красными и Белыми ситуация с паровым речным транспортом только усугубилась. Так, например, «замечательный человек» Александр Васильевич Колчак, которому в сегодняшней России ставят памятники и пытаются превозносить его как героя, отступая по Каме, сжег и затопил все баржи и немногочисленные пароходы. В результате чего труд бурлаков здесь был востребован еще почти десятилетие.

Решить вопрос с автоматизированным речным транспортом в России смогла только власть Большевиков в результате проведения индустриализации.

Источник

Кто такие бурлаки

зачем нужны были бурлаки. Burlaki na Ladozhskom kanale 1900 gg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-Burlaki na Ladozhskom kanale 1900 gg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка Burlaki na Ladozhskom kanale 1900 gg.

Рассматривая знаменитую картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», многие современные люди могут спросить: кто эти изображенные художником люди, откуда они?

Почему соглашались выполнять такую тяжелую работу? Попробуем найти ответы.

Крылатые выражения

Со временем профессия бурлака обросла легендами. Многие думают, что в артель вступали бывшие каторжники, другие предполагают, что тянуть лямку подряжались «пропащие люди» — пьяницы и попрошайки.

Однако прочно засевшие в современном языке выражения, которые мы сейчас уже не ассоциируем с бурлаками, свидетельствуют о том, что это ремесло было довольно распространенным на Руси.

«Долго же я тянул эту лямку!» — воскликнет сотрудник, наконец уволившийся с нелюбимой работы. «Что за шишка к нам пожаловала?» — спросит другой служащий у своего коллеги. «У вас просто кабальные условия прописаны в договоре!» — возмутится человек, обратившийся за кредитом.

И никто даже не вспомнит о том, что с помощью лямок тянули баржу, шишка — это ведущий, самый опытный в ватаге бурлак. А в кабале оказывались те ее члены, что трудились за долги, то есть работали за хлеб и соль.

зачем нужны были бурлаки. Burlaks walking. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-Burlaks walking. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка Burlaks walking.

Бурлачить на Руси никогда не считалось зазорным. Многие крестьяне во время неурожаев, чтобы заплатить оброк или чтобы не стать холопами своих кредиторов, спасались этим промыслом. К бурлакам иногда прибивались и разорившиеся горожане. Ведь владельцы судов, а затем пароходств платили сразу же и наличными. В ватажники шли и молодые парни, копившие на свадьбу или начало собственного дела. К примеру, бурлаком был основатель династии самарских купцов Лариных. По воспоминаниям жительницы нашего города Ольги Лариной, ее дед Александр Гаврилович в молодости также состоял в артели, тянул баржи. Заработав деньги, он стал покупать участки земли, разводить сады и продавать их.

Распределение труда

Были среди бурлаков и настоящие профессионалы. Главный человек в ватаге, как правило, знал все тропы вдоль Волги, все пещеры и овраги, в которых можно найти защиту от непогоды. Рассчитывал время доставки груза и умел рядиться с заказчиками. Знали свои права и так называемые коренные — люди, взятые по договору и получившие задаток. Также опытными были замыкающие группу — косные. Они должны были следить за тем, чтобы лямки не зацепились за различные препятствия, вовремя перебрасывать их через камни и кусты.

зачем нужны были бурлаки. KARAVAN SUDOV NA VOLGE e1562396421445. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-KARAVAN SUDOV NA VOLGE e1562396421445. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка KARAVAN SUDOV NA VOLGE e1562396421445.

При попутном ветре на судне поднимали парус, который значительно ускорял передвижение. Зачастую в артель бурлаков входила и команда корабля — лоцман (букатник) и старший водолив, вовремя ликвидировавший протечки, а также следивший за сохранностью товара. За работой артели наблюдал приказчик. По воспоминаниям Ильи Репина, на привале в Ширяево бурлаки жаловались ему на молодого хозяйского помощника, совсем мальчишку, который весь день подгонял артель, не давая сделать остановку.

По волжской тропе

Когда плывешь вдоль правого берега реки от Самары до Ширяево, можно заметить, как вдоль кромки воды, прижимаясь к уступам Жигулевских гор, петляет дорожка, протоптанная бурлаками. Ведь они тащили суда именно против течения. А если учесть, что его скорость в реке, не перегороженной плотинами, была изрядная, можно представить себе, насколько тяжел был их труд. Вес кораблей составлял до 500 тонн. Выдерживать темп движения ватажникам помогали песни. Одной из известных является «Эх, дубинушка, ухнем». Ее обычно пели для координации сил артели в один из самых тяжелых моментов: когда судно трогается с места после подъема якоря.

Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули суда по «большой воде»: весной и осенью. На припасах владельцы кораблей обычно не экономили. Им было важно вовремя прибыть на место назначения и как можно быстрее начать торговлю. Некоторые бурлаки именно в артели впервые пробовали белый хлеб. «Нужда заставит калачи есть», — говорили с улыбкой уроженцы северно-русских губерний, где им доступен был только ржаной. Делая остановку, ватажники ловили рыбу на уху, чинили лапти или плели новые, клали заплаты на рубахи и порты, расползавшиеся от тяжелой работы.

Неволя вниз идет, кабала вверх: тут речь все о той же матушке-Волге и о бурлачестве, с которым связана кабала, потому что задатки взяты вперед, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. Неволя, то есть нужда, идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет, или тянет лямкою, кабала. Владимир Даль, из книги «Пословицы русского народа»

В Российской империи столицей бурлаков с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через этот порт проходила четвертая часть всех ватажников страны. Но и в Самаре существовал крупный бурлацкий рынок, на котором владельцы кораблей набирали себе рабочих.

Сарынь на кичку!

У ватажников были свои традиции. В определенных местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию: человек должен был бежать на вершину холма, а «бывалые» били их лямками по спине и кричали: «Жарь его!» Места эти — высокие крутые берега — называли жареными буграми.

Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. По договору ватажника обязывали «быть у хозяина во всяком послушании. Идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления. На работу — чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни».

Однако мало было тех, кто при нападении хотел подставлять себя под пули за хозяйское добро. Не случайно стал известным специальный клич, придуманный атаманами Жигулевской вольницы: «Сарынь на кичку!». Это был знак бурлакам и команде собраться на носу корабля, чтобы не попасть под горячую руку. Хозяйский приказчик в таких случаях делился товаром с нападавшими, и они, взяв дань, пропускали караван судов.

Когда Репин писал картину «Бурлаки на Волге», ватаги считались уже уходящей натурой. Однако труд бурлаков был востребован очень долго. В последующие голодные годы появились даже бурлачки-женщины. И только в 1929 году специальным постановлением Народного комиссариата путей сообщения человеческая тягловая сила была запрещена.

зачем нужны были бурлаки. Burlaki na YAntszy. Kitaj. Poslevoennoe 1946 50. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-Burlaki na YAntszy. Kitaj. Poslevoennoe 1946 50. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка Burlaki na YAntszy. Kitaj. Poslevoennoe 1946 50.

Бурлаки-судорабочие обыкновенно объединялись в артели со специальным распределением занятий. Обычно среди них определяли старшего водолива, отвечающего за подмочку товара (он же плотник), лоцмана (дядю, или букатника на народном языке), шишку — передового в лямке и двух косных — в хвосте. Среди бурлаков были также коренные, взятые на весь путь с задатком, и добавочные, нанятые временно.

Вот, примерно, ходил я с отцом — дедом твоим — на расшиве, бечевой ходили, бурлаками, было их у нас двадцать семь человек. Максим Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина»

Источник

Кто шёл в бурлаки и как складывалась их жизнь

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Кто шел в бурлаки и что такое бечевник

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

С 16 века и до появления паровых двигателей суда по рекам против течения тащили бурлаки. Основной «водной дорогой» была Волга. Но существовало множество деревень, которые располагались по берегам крупных рек. Как только заканчивался ледоход, в них приходили артели бурлаков в поисках работы. Чаще всего это были отчаявшиеся люди, которые потеряли хозяйство и махнули на жизнь рукой.

Было много традиций среди бурлаков. Например, посвящение в профессию. Выбирались особо крутые берега Волги, которые еще называли «буграми жареными». Когда судно проходило мимо такого бугра, артель устраивала причал. Новичкам следовало построиться у подножья берега, а лоцман, взяв в руки лямку, находился за их спинами.

И вот раздавался крик опытных работников: «Жарь!» — лоцман начинал стегать новичков лямкой, а те стремительно бежали вверх. Кто первым добегал до верха, тот избегал ударов. После этого экзамена новичок становился своим, его принимали в артель.

Ходили бурлаки по бечевнику. Так называлась прибрежная полоса, утоптанная бурлацкими ногами. Никаких особых условий для работы не предоставлялось, разве что распоряжением императора Павла было запрещено строить дома и заборы. Что касается камней, болотистых мест, кустов — их приходилось с трудом преодолевать.

Какая иерархия была среди бурлаков: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

В бурлацкой артели существовала строгая иерархия. Бригадира называли шишкой. Обычно это был самый опытный и сильный мужчина. Он шел первым, задавая ритм движения. Идти надо было синхронно, и бурлаки шагали с правой ноги, подтягивая левую. Со стороны это выглядело как покачивание. Бывало, что кто-то сбивался, тогда шишка командовал: «Сено-солома!», чтобы люди могли снова попасть в такт. Удерживать ритм на извилистых узких дорожках, проходящих над обрывом, было непросто. Бригадир должен был уметь это делать.

Помощников шишки, которые шли по сторонам от бригадира, называли подшишельниками. Это были его главные пособники. Например, артельный староста, который занимался закупкой еды и раздачей жалования. Суммы порой были смешными и могли составлять и 30 копеек в день. Столько стоил проезд на извозчике из одного конца Москвы в другой.

За подшишельными шли бурлаки, которых следовало контролировать. Например, это были кабальные, которые спускали все жалование в первые же дни, работающие за еду. Потому особого старания они не проявляли. Самого молодого бурлака обычно назначали кашеваром.

В любой артели были и халтурщики, которые старались приложить как можно меньше усилий. За ними присматривали опытные бурлаки, которые шли сзади. Замыкал движение косный. В его обязанности входило следить, чтобы веревка не зацепилась за кусты и камни. Косный шел в своем ритме, на эту роль брали тех, кто был слаб или болен.

Как был организован бурлацкий труд

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Работа у бурлаков была монотонной и крайне тяжелой. Помогал лишь ветер, который иногда мог быть попутным и дул в паруса. Тяжело ступая, люди передвигались по берегу, а когда становилось совсем тяжело, запевали песни. До нас дошла самая известная — «Дубинушка». Ее ритм помогал скоординироваться и «поднажать».

Изредка артель делала остановки, чтобы переобуться, заштопать одежду, перекусить. После ухода на берегу можно было найти потушенный костер, старую обувь, и, увы, могильный крест.

Хозяин судна нанимал артель и отбирал у бурлаков вид на жительство. Люди переходили в его собственность до момента, когда путь не будет закончен. Бурлаки были обязаны слушаться хозяина, идти день и ночь без капризов и лишних остановок, и даже отбиваться от разбойников, если они нападут на артель.

Когда идти по берегу было нереально, использовали еще один способ: на корме корабля был установлен барабан с длинным канатом, на конце которого находились якоря. Бурлаки посильнее грузились в лодку с якорями, отплывали подальше и бросали груз в воду. Бурлаки, которые находились на палубе, вручную подтягивали судно к якорям. После этого процесс повторяли.

Неженская работа: не только мужчины, но и женщины работали бурлаками

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Город Рыбинск считался условной бурлацкой биржей труда. Весной в него устремлялись те, кто хотел заработать, перетаскивая баржи и суда. Интересно, что приходили не только мужчины, но и женщины. Многим из них приходилось это делать по приговору суда, то есть речь о каторжных. Но большинство представительниц прекрасного пола были свободными, например, солдатки, вдовы и даже сироты, которые не смогли выйти замуж — те, кто остро нуждались в деньгах.

Артели бурлачек собирались так же, как и мужские, из расчета на тысячу пудов груза (а это 16360 килограммов). Требовалось пять женщин, а мужчин — трое. К сожалению, женский труд оплачивался дешевле, так как практически все хозяева хотели, чтобы их баржу тащили мужики. Женщины старались сбить цену, чтобы их наняли. Несмотря на это, бурлачки неплохо зарабатывали, и денег хватало до следующего сезона. Скорее всего дело было в том, что мужчины, получив расчет, уходили в загул. На спиртное и женщин спускали немалые средства, а доход бурлака мог составлять и 500000 рублей в пересчете на современные деньги. Женщины-бурлачки были более разумны в этом плане, и финансы тратили экономно, стремясь сберечь побольше.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Бурлацкую тягу в СССР отменили 1929 году

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Илья Ефимович Репин, наверное, мог бы запатентовать тему бурлаков в живописи, поскольку его картина всемирно известна, хотя не все могут сразу ответить на вопрос: А сколько бурлаков изображено на полотне?

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Илья Репин Бурлаки (эскиз) 1870 г.

Бурлаки — наёмные рабочие, обычно из оброчных крестьян или городских низов, которые, идя вдоль берега (по так называемому бечевнику), тянули при помощи бечевы речное судно против течения или передвигали его по воде с помощью весел. Историки считают, что само слово «бурлак», возможно, возникло от названия реки Бурла, протекающей главным образом в Алтайском крае. Бурлаки в России появились в конце XVI – XVII веках и трудились, в основном, в Волжском, Беломорском и Днепровском речных районах. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Илья Репин Бурлаки на Волге. 1870-73 гг.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Илья Репин Бурлаки, идущие вброд.1872 г.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Николай Каразин Каракалпакские бурлаки на Амударье.

Бурлацкий труд являлся сезонным, лодки тянули обычно по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Обычно бурлаки нанимались артелями по 4-6, чаще 10-40 человек, связанных между собой круговой порукой, но иногда артель составляли более 150 человек.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Василий Верещагин Бурлаки 1866 г.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Алексей Корин Бурлаки. 1897 г.

Труд бурлака был крайне тяжёлым, монотонным и низкооплачиваемым. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Алексей Саврасов Бурлаки на Волге. 1871 г.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Исаак Левитан Бурлаки.

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества. Именно в этом городе стоит единственный в мире памятник бурлаку.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Памятник бурлаку в г. Рыбинске.

В связи с техническим прогрессом (распространением пароходов) к началу ХХ века бурлацкий труд практически исчез. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой.
Уже в СССР в 1929 году постановлением НКПС, в подчинении которого до 1931 года находился речной транспорт, бурлацкая тяга была полностью запрещена. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение. В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу, поскольку постановление 1929 года утратило силу, однако фактов ее применения в современности не наблюдалось, видимо, как пишет Википедия, в связи с экономической неэффективностью.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Honore Daumier The Hauler Of A Boat. 1856-60 гг.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Signorini Telemaco L’alzaia 1864 г.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Frederick Arthur Bridgman Scene de Halage sur le Nil. 1875 г.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Lando Landozzi Il battelliere. 1931 г.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Claude Monet Towing of a Boat at Honfleur.

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Jacques Villon The Haulers 1907 г.

Впрочем, слово «бурлак» обозначает не только человека, таскающего баржи и суда, но имеет и другие этимологические значения. Например, в разговорном латышском языке слово «burlaks» означает не только «бурлак», но и «разбойник». В разговорном литовском языке словом «burliokas» называли местных русских старообрядцев. А в разговорном румынском языке бурлаком (burlac) называют холостяка.
В русском языке иногда словом «бурлак» обозначали человека, ушедшего на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Слово «бурлачить» в значении охотиться употребляют до сих пор в Кирилловском районе Вологодской области: «Опять кот Васька ушел бурлачить».

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Бурлаки фото 1900-х гг. Рыбинский краеведческий музей

Напоследок, сделанное мной открытие. Я нашел картину Константина Мейсонье, которая называлась «Женщины бурлаки».

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Constatin Meunier Three Female Haulers Sun.

Я подумал, что это неточное название, и женщины не могут бурлачить. Но сомнения отпали, когда я нашел фотографию из Рыбинского краеведческого музея. Стопроцентно был прав Некрасов – «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»… Впрочем, и на рисунке Жака Виллона одна из бурлаков тоже женщина (в чепце).

зачем нужны были бурлаки. jpg. зачем нужны были бурлаки фото. зачем нужны были бурлаки-jpg. картинка зачем нужны были бурлаки. картинка jpg.

Бурлаки-женщины на Волге. фото 1900-х гг.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *