зачем нужно вносить в почву удобрения 6 класс биология
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 30 Питание растений Удобрения
Стр. 128. Вспомните
№ 1. Каково значение почвы в жизни растений?
Почва имеет огромное значение в жизни растений, потому что благодаря ей растения могут расти, развиваться, плодоносить. В первую очередь, почва выполняет опорную функцию, так как в ней растения удерживаются при помощи корней. Также, чем больше в почве содержится перегноя и минеральных веществ, тем она питательней и благоприятней для растений, а значит, идеальна для их жизнедеятельности.
№ 2. Какие виды удобрений вы знаете?
Все удобрения делятся на группы:
Органические удобрения (птичий помет, навоз, стружка, древесные опилки, зеленые удобрения) улучшают физические свойства и структуру почвы, ее водный и воздушный режимы, обогащают ее легкорастворимыми питательными веществами и перегноем, а также являются пищей для почвенных организмов.
Минеральные удобрения нужны почве для пополнения в ней запаса таких питательных веществ, как калий, азот, фосфор.
Бактериальные удобрения – это препараты, содержащие почвенные микроорганизмы, полезные для растений и способствующие улучшению их питания и усиления биохимических процессов.
Органно-минеральные удобрение сочетают в себе органические и минеральные вещества в виде таблеток, жидких и сыпучих смесей, гранул. При их одновременном использовании увеличивается эффективность воздействия каждого из их компонентов.
Микроудобрения удобрения – это вид удобрений, которые сдержат в своем составе микроэлементы, потребляемые растениями в малых количествах. Бывают цинковые, медные, борные, марганцевые, кобальтовые и т.д.
Стр. 131. Моя лаборатория
Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель, на высоте 10 см и на пенёк наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенёк со стеклянной трубкой (рис.82).
Почву в горшке следует полить тёплой водой, после чего вода начнёт подниматься по трубке и вытекать из неё. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.
Если поливать почву в горшке с обрезанным растением водой комнатной температуры или теплой, то она начнет подниматься по трубке и потому вытекать из нее. После полива холодной водой – вода перестает подниматься по трубке.
Проведенное исследование дает возможность сделать вывод, что процесс поглощения воды корнями растения зависит от ее температуры. Теплая вода хорошо всасывается конями, а потому хорошо подходит для полива растений. Холодная вода всасывается плохо, а потому не рекомендована для полива.
Стр. 131. Вопросы после параграфа
№ 1. Чем отличается питание растений от питания животных?
Растения по способу питания относятся к автотрофам. Они могут сами создавать органические вещества из неорганических, используя для этого солнечную энергию. Из-за этого растения часто называют фабрикой органических веществ.
Животные по способу питания является гетеротрофами. Это организмы, которые не способны преобразовывать энергию солнца и неорганические соединения в органические, а потому питаются готовой органикой – растениями, другими животными.
№ 2. Что такое почвенное питание растений?
Почвенное или корневое питание растений происходит путем поглощения корнями растения воды и растворенных в ней минеральных веществ, необходимых для его роста и развития, которые находятся в почве.
№ 3. Зачем нужно вносить в почву удобрения?
Удобрения – это специальные вещества (минеральные и органические), которые нужны для питания растений и повышения плодородия почв. Эффект их обусловлен тем, что они поставляют растениям один или сразу несколько дефицитных химических компонентов, которые необходимы для их нормального роста и развития. При помощи удобрений удается разрыхлить почву, улучшить ее структуру, сделать благоприятной для растений и плодородной.
№ 4. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?
При недостатке азотных солей в растениях происходит накапливание нитратов, а значит, затягивается их рост, вызревают побеги, качество плодов становится низким. Листья и стебель растения приобретают бледно-зеленый цвет.
Фосфор является основным элементом в полноценном питании растений. Если он в достаточном количестве, то рост корневой системы усиливается, растение выглядит сильным, здоровым. При недостатке фосфорных солей блокируется поступление цинка, происходит пожелтение и отмирание тканей в листьях растений.
Калийные соли – это важнейший элемент в питании любого зеленого растения, включая плодовые культуры, без которого невозможно их полноценное развитие. Недостаток калийных солей проявляется не сразу. К середине вегетации можно увидеть общую поблеклость и голубоватый отлив на культуре. Со временем могут появляться бурые пятна. Не редко при недостатке калия растения начинают неестественно цвести, формируя мелкие плоды.
№ 5. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить загрязнения ими близлежащих водоёмов?
Внесение удобрений должно происходить строго в указанные производителями сроки и в небольших количествах – дозировках. Недостаток удобрений не принесет пользы, а его избыток в почве может привести к вымыванию его поливами и дождями в расположенные поблизости реки, озера, пруды и прочие водоемы, в которых живые организмы могут отравиться и погибнуть.
Стр. 131. Подумайте
Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?
Недостаток минеральных веществ в почве и, как следствие, недополучение их культурами, у разных растений сказывается по-разному. Однако уже по изменениям во внешнем облике можно судить о том, что в почве есть недостаток того или иного элемента, а само растение нуждается о дополнительном внесении удобрений.
Как правило, недостаток минеральных веществ в почве выражается в замедлении роста растений и изменении их внешнего вида – увядание, тусклый цвет листьев и стебля, мелкие цветы и плоды, появление пятен и т.д.
§ 25. Удобрения
1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?
Растения хорошо растут и развиваются, если почва содержит в достаточном количестве все необходимые минеральные вещества.
В процессе почвенного питания растения поглощают из почвы воду с растворёнпыми минеральными веществами. Люди, занимающиеся растениеводством (полевод, овощевод, садовод и др.) должны вовремя заметить, в каких веществах нуждается растение, и обеспечить его ими. Для этого в почву вносят минеральные и органические удобрения.
Производят различные минеральные удобрения (см. схему). Азотные и калийные удобрения хорошо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву весной перед посевом семян. Фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву осенью, чтобы они постепенно растворились и к весне стали доступны растениям.
За лето растения используют много минеральных веществ. Например, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. А крупным растениям, например картофелю, требуется ещё больше минеральных веществ.
Органические удобрения — это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных (перегной, торф, навоз, птичий помёт). В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями. Особенно ценным органическим удобрением является навоз, он содержит все необходимые растениям вещества. Обычно его вносят в почву осенью, и он постепенно разлагается до минеральных веществ, пригодных для усвоения растениями. Навоз перегнивает медленно, поэтому растения обеспечиваются питанием на несколько лет.
Для выявления потребности культурных растений в удобрениях применяют разнообразные методы. С их помощью определяют, какие вещества и в каких количествах необходимы растению. Так, но окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Например, при недостатке азота растение становится бледно-зелёным, при нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листа, а признаком недостатка калия служит появление на листьях бурых пятен.
Необходимое растению количество питательных веществ ещё определяют путём сравнения урожая на удобренных и неудобренных делянках.
Следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, своевременно и строго по нормам вносить удобрения. При этом надо учитывать, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведёт к их вымыванию дождями или поливами в пруды, реки, озёра, отчего в водоёмах гибнут рыбы и другие организмы.
Внесение удобрений с учётом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу.
Удобрения: минеральные, органические
Ответьте на вопросы
1. Какие виды удобрений вы знаете?
2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?
3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?
4. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить I загрязнения ими близлежащих водоёмов?
Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?
Биология. 6 класс
Конспект урока
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
§ 15. Минеральное питание растений — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие функции выполняет корень?
Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.
2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?
Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.
3. Какие минеральные вещества вам известны?
Фосфор, калий, сера, магний, азот.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?
Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:
Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.
2. Как растения поглощают питательные вещества?
Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.
У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.
Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.
Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.
Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.
3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.
4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?
5. Какие виды удобрений вы знаете?
Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:
6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.
7. Что такое подкормка?
Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.
Подумайте
Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?
В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною
С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?
По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.
Задания
1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.
Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.
Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.
Вывод: если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.
2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.
Растение
Появление стебелька
Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)
Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями
Различие между проростками бобовых с одной и двумя семядолями начинает проявляться примерно на 8-10 день эксперимента. Так, проросток с двумя семядолями будет развиваться активнее, будет более крупным и сильным. Это объясняется тем, что проростку с одной семядолей не хватает питательных веществ для роста. Растение может вырасти и с одной семядолей, но здоровым и крепким оно не будет.
Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.
Задания для любознательных
С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.
Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.
Словарик
Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.
Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.
Конспект урока Биология, 6 класс Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
- зачем нужно включать фары на машине днем
- зачем нужно вовлекать молодежь в спортивное добровольчество