зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы

Что такое воспитательная система?

зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

По мнению Л. И. Новиковой, большое значение для ре­ализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей доста­точно сложную структуру, включающую цели, деятель­ность которой обеспечивает их реализацию, среду систе­мы и управление.

Воспитательный процесс, представляющий собою дина­мическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из шко­лы просто обучающей в школу, прежде всего воспитыва­ющую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через со­здание воспитательной системы.

Между понятиями «воспитательная система» и «воспи­тательный процесс» четко просматривается взаимосвязь.

С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и разви­вается воспитательная система, с другой — эта система вы­ступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

А. С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. Сегодня созда­на целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л. И. Новикова, В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селиванова и другие.

Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как пси­холого-педагогической системы, так и социально-педагоги­ческой. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окру­жающую среду, через те отношения, которые складыва­ются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяю­щий объединять детей и взрослых в рамках данного кон­кретного заведения).

Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упо­рядоченность может иметь различные основания: не толь­ко цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего администра­тивного порядка и т. д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.

Воспитательная система школы — социально-педагоги­ческий объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитани­ем ребенка, но и относительно целей самого ребенка, свя­занных с удовлетворением актуальных потребностей лич­ности; и эти цели сориентированы.

Воспитательная система создается усилиями всех субъек­тов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.

Зачем нужна воспитательная система в школе? Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога.

Воспитательная система школы имеет сложную структу­ру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концеп­ции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвую­щий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее ин­теграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

Субъект гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступа­ет преимущественно в качестве объекта воспитания. И пе­дагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизи­руют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совмест­ной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив — ядро гуманистической воспитательной системы школы.

зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. 640 1. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-640 1. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка 640 1.

Не всякая совместная деятельность является системооб­разующей. Она должна быть творческой и личностно-значимой. Деятельность и общение детей и взрослых порожда­ют сетку отношений, которые и в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они-то в первую очередь и определяют воспитательный по­тенциал системы.

Любая гуманистическая воспитательная система — сис­тема открытая: в ее становлении, функционировании, раз­витии большую роль играет среда, и не только как влия­ющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).

Школьные воспитательные системы гуманистического типа возникают, развиваются, перестраиваются. Важней­шим аспектом управления развивающейся системой явля­ются укрепление ее системности на каждом новом витке раз­вития, создание действенных связей между ее компонен­тами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели,

намечать системообразующие виды деятельности и ключевые дела, проектировать и развивать гуманистические отноше­ния. Цели должны воплощаться в деятельности, деятель­ность — вести к определенному типу отношений и т. д. Со­здание, укрепление и корректировка связей между компо­нентами системы должны обеспечивать ее целостность.

Главный критерий эффективности развития гуманисти­ческой воспитательной системы — развитие личности ребен­ка. Становятся условия развития личности более благопри­ятными или же ухудшаются — от решения этой дилеммы зависит оценка правильности выбранного пути. Опыт свиде­тельствует о существовании закономерности: не только ав­торитарно управляемое развитие воспитательной системы, но и ее «свободный дрейф» неизбежно приводят к ухудше­нию условий личностного развития детей, к потере систе­мой человека как цели.

Воспитательная система любого уровня не является само­целью. Цель — личность развивающегося человека, вклю­ченного в эту систему. В связи с этим управление воспи­тательной системой включает прежде всего управление взаимодействием системы и личности, процессом их вза­имного влияния. Этот личностный аспект управления тре­бует поиска путей оптимального включения личности (причем и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопознанию, само­реализации.

Таким образом, управление любой воспитательной сис­темой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной систе­мы; управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности; и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отно­шений в наиболее для него благоприятной позиции.

Создание целостной воспитательной системы по сути есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельнос­ти школьников.

Среди разнообразных видов деятельности в воспитатель­ной системе можно выделить те, которые являются систе­мообразующими. Таких может быть один, два и даже три.

Системообразующей деятельность становится, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу.

Содержание системообразующих видов деятельности оп­ределяет тип воспитательной системы. Так, в воспитатель­ных системах школ, лицеев, гимназий познавательная де­ятельность может быть единственнным системообразующим видом; в школе-клубе системообразующих видов деятельно­сти два: познавательная и клубная; в школе, являющейся отделением сельскохозяйственного предприятия и занима­ющейся производительным трудом (Зоринская средняя школа Курской области), один из системообразующих ви­дов деятельности — труд. Тип воспитательной системы за­висит также от типа школы, ее месторасположения, коли­чества учащихся, опыта работы педагогического коллек­тива, традиций и т. д.

Сегодня в педагогической литературе часто встречает­ся понятие «авторская воспитательная система». Такие си­стемы создаются в школах, руководимых творчески рабо­тающими, нестандартно организующими воспитательный процесс директорами. Эти системы чаще всего и называют по имени директоров школ.

Источник

Статья «Моя система воспитательной работы в классе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества.

Занимаясь поиском, я осознала необходимость обновления не каких-то отдельных элементов работы классного руководителя, а системы воспитательной работы в целом. Такой путь преобразований предполагает системный подход в деятельности классного руководителя, моделирование и построение воспитательной системы класса.

Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка, эффективно содействующая его личностному росту. Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе.

Я учитываю в своей воспитательной работе состояние эмоционально – психологических отношений в классе. Направила свои усилия на создание и реализацию воспитательной системы, адаптированной к конкретному классному коллективу.

В нашей школе учителя начальных классов строят воспитательную работу в соответствии со школьной авторской программой для начальной школы, основанной в 2000 году «Искатели». Её авторы зам.директора по ВР Огородникова Ю.И. и учитель начальных классов Хизовец И.А.

Ведущим замыслом которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника.

Основу организации составляет игра – путешествие « В дорогу, в плаванье, в полёт, узнаем, как страна живёт». Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел – это путешествие по городам, станциям, морям, которые предполагают 9 ключевых дел для каждого возраста с 1 – 4 класс. Каждый месяц имеет своё направление, соответственно которому планируются коллективные творческие дела для параллели и для класса. КТД планируются по следующим направлениям:

воспитание ценностного отношения к здоровью.

В своей воспитательной системе класса приоритетным считаю гражданско – патриотическое направление, так как я историк по образованию и эта тема мне близка.

В человеке начинается гражданин тогда,

Когда он изучает историю своей Родины.

Общеизвестно, что основными компонентами воспитательной системы являются: (слайд)

индивидуально – групповой компонент;

ценностно – ориентационный компонент;

функционально – деятельностный компонент;

пространственно – временной компонент;

диагностико – аналитический компонент.

1.Индивидуально – групповой компонент.(слайд)

Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы, в нашем сообществе он состоит из:

— педагогов ( информатики, английского языка, физической культуры, музыки)

2. Ценностно – ориентационный компонент.(слайд)

Включает в себя : цель, задачи и принципы.

ЦЕЛЬ: Содействовать развитию нравственной, интеллектуальной и активной личности через тесное взаимодействие детей, педагогов, родителей и окружающего социума.

Основные ЗАДАЧИ воспитательной системы:

— формировать коммуникативные навыки, т.е. развитие умения общаться и сотрудничать.

— создание условий для проявления творческой индивидуальности каждой личности.

— способствовать сплочению классного коллектива.

— пробудить интерес к истокам русской истории и культуре.

— воспитывать уважение и любовь к нашей Родине.

Достижение цели и решение задач возможно в том случае, если классный руководитель в своей деятельности будет руководствоваться принципами педагогического взаимодействия.

Равенство всех участников.

Отсутствие оценки, замена этих стимулов самооценкой и самокоррекцией.

Чередование индивидуальной и коллективной работы.

Сотворчество (где объединяются сотрудничество и творчество).

3. Функционально – деятельностный компонент. (слайд).

Это совместная деятельность и общение членов классного сообщества.

Системообразующие виды деятельности в моей системе:

Годовой круг традиционных дел в классе.(слайд)

Самоуправление в классном коллективе.(слайд)

Спец.курс «Введение в историю»

C ледующим системообразующим видом деятельности является самоуправление в классе. Называется наш коллектив

В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его членов.

Есть своя эмблема. Эмблема представляет собой раскрытую книгу, которая символизирует знания, руки педагога ( родителей) – от них исходит жёлтый свет доброты, понимания, поддержки и помощи, зелёный побег – это символ жизни и развития ученика, т.е. те всходы, которые даст данная воспитательная система.

Наш коллектив работает под девизом:

Ученье и труд по жизни ведут. (слайд)

Важную роль в осуществлении замысла данной воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классе или

Воля и труд дивные всходы дают.

Доброе исполняем, а худое искореняем.

Веселье делу не помеха.

Здоров будешь – всё добудешь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Хвалят – не гордись, учат – не сердись.

Правда светлее солнца.

Организационная структура ученического самоуправления «Росток» можно представить в виде следующей схемы.(слайд)

Классное собрание- это высший орган классного самоуправления. Собрание обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по важным вопросам жизнедеятельности класса, даёт почувствовать каждому ребёнку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

Актив класса— главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководят работой микрогрупп, которые создаются для познавательной, творческой, оздоровительной, трудовой и др. видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и дружеских отношений.

— следит за выполнением правил внутреннего распорядка, заложенного в уставе школы;

— способствует сознательному отношению школьников к учёбе;

— проводит рейды по контролю посещаемости и успеваемости;

— проводит рейды наличия школьных принадлежностей.

— организует спортивные мероприятия;

— следит за внешним видом на уроках физкультуры;

— вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки;

— отвечает за проведение физминуток в классе.

— следит за дежурством в классе;

— организует генеральные уборки;

— помогает в оформлении кабинета;

— ухаживает за цветами;

— подготавливает костюмы и декорации.

— организует общеклассные праздники; вечера, чаепития, конкурсы и т.д.

— распределяет поручения при подготовке мероприятий.

Актив класса выбирает командира. Актив класса работает под руководством классного руководителя и родительского комитета. На заседаниях актива класса решаем следующие вопросы:

— вопросы текущего месяца;

— составление плана работы на следующий месяц;

— подведение итогов предыдущего месяца;

— вопросы поощрения и награждения активных учащихся

— распределение заданий к мероприятиям.

Члены классного сообщества имеют поручения внутри микрогрупп ( физорг, культорг, председатель учкома, санитары, цветоводы, консультанты по учёбе).

Реализация цели и задач данной воспитательной системы проходит через изучение спец.курса «Введение в историю», авторы Е.В.Саплина и А.И.Саплин. Он рассчитан на два года: 3-4 класс. Пропедевтический курс построен на материале отечественной истории и охватывает более чем 1000- летний период истории нашей страны. Историческое содержание раскрывается в хронологической последовательности, создавая образы исторической эпохи и формируя чёткие временные представления учеников. Вот некоторые из тем, изучение которых способствует формированию гражданско – патриотических чувств. (слайд)

4. Пространственно – временной компонент.

Это жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются ценностные компетенции. Ребёнок находится во взаимодействии с семьёй, со школой, с социумом. Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. ( слайд). Хорошими друзьями класса бывают люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии. Но схожи по двум важным качествам:

— они интересны детям своим талантом и увлечением;

— они проявляют желание быть полезными детям.

Свою воспитательную систему я разделила на три блока.(слайд)

Азбука вежливости.(2 класс)

Ваши права.( 4 класс)

Способствует адаптации учащихся в условиях жизни в школьном коллективе. Детям прививается культура поведения и обучения. На данном этапе формируются умения, навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей. Например, классные часы по ПДД, ЗОЖ, развлекательные, гражданско – патриотические.

Правила нашей школьной жизни.

Вежливость украшает человека.

Мои обязанности в школе и дома.

Формирует отношение ученика к обществу, к коллективу и самому себе. Эти требования вытекают из норм морали. Научить ребёнка благожелательно относиться к окружающим людям, уметь помочь и словом и делом. Примерные темы классных часов:

Моя семья – моё богатство.

Традиции моей семьи.

Мой любимый город Братск.

Школа первая – самая, самая…

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Моя Родина – Россия.

В этом блоке детям даётся минимум правовых знаний, формируются первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут. Примерные темы классных часов:

3) Ребёнок и его права.

4) Равенство и равноправие.

6) Дисциплина. Ответственность. Наказание.

Воспитательная система даёт определённые результаты.

Для оценки эффективности создаваемой воспитательной системы целесообразно принять следующие критерии:

— удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

— уровень сплочённости коллектива;

— уровень мотивации обучения.

Диагностико – аналитический компонент.( слайд)

— критерии эффективности воспитательной системы ( воспитанность, уровень межличностных отношений, социальная активность учащихся и родителей, удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью);

— формы и способы анализа, оценки, интерпретации полученных результатов ( тестирование, анкетирование, замеры, творческие работы, наблюдение);

— методы и приёмы изучения результативности.

Трудолюбие, усидчивость, заинтересованность, самостоятельность и дисциплинированность помогают большинству детей добиваться хороших результатов в учёбе. В ноябре 2009 года Киньябаев Руслан занял 2 место по школе в олимпиаде по русскому языку « Русский медвежонок», в марте 2010 года Пиркова Александра заняла 2 место по школе в олимпиаде по математике «Кенгуру».

В целом класс дружный, работоспособный, дисциплинированный. Дети помогают друг другу, радуются успехам и переживают за неудачи.

С удовольствием готовят инсценировки, соревнуются, ходят в походы и на экскурсии, посещают кукольный и драматический театры, активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях. Легко вовлекаются в организацию коллективных творческих дел. 42% учащихся отмечают, что класс дружный, сплочённый. 58% учащихся отмечают, что не совсем дружный.(слайд).

Классный руководитель ведёт работу по сплочению ученического и родительского коллективов. Традицией стали совместные мероприятия детей и взрослых:

— «Мама,, папа и я – спортивная семья»

— «Праздник бабушек и мам»

Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но 1/3 из них предпочитает занимать позицию зрителя при проведении КТД. Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям:

психолого – педагогическое просвещение

( лекции школьного психолога, тематические беседы классного руководителя на родительских собраниях, консультации во внеурочное время)

вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

( посещение семей, заседания родительских комитетов, подготовка экрана успеваемости, изготовление дидактического материала )

участие семей детей во внеурочных делах

( подготовка и проведение чаепитий, закупка новогодних подарков, рисование газет и плакатов к праздникам, шитьё костюмов)

Родители – активные и надёжные помощники учителя.

Источник

Статья «Построение воспитательной системы класса и создание ученического сообщества»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель английского языка

Построение воспитательной системы класса и создание

Неудовлетворенность педагогов результатами своего труда чаще всего происходит от осознания того, что ставка на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а построение воспитательной системы класса является ключевым в работе классного руководителя.

Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся отношения с ним? Ведь вместе придется работать не один год.

В 2003 г. я впервые стала классным руководителем. 5-ый класс, 27 ребят, все очень разные, уникальные. Я подумала тогда, что сейчас самое главное для нас сделать так, чтобы мы поняли друг друга и стали сотрудничать.

Потом поставила воспитательные задачи:

— вызвать и постепенно развить у каждого воспитанника любовь к учебе;

— воспитывать нацеленность на успех и достижения;

— извлечь на поверхность все лучшее, что скрыто в нас и помочь это сделать другим;

— учиться и учить чувствовать себя более уверенным и счастливым;

— овладеть методами самообразования и самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Следующим этапом моей воспитательной деятельности стало изучение учащихся класса, отношений, общения в классном коллективе, педагогическое планирование, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка и мониторинг собственной работы.

Существует очень много различных методик и диагностик. Самостоятельно или со школьным психологом следует провести диагностику обучающихся класса, поговорить с учителем начальных классов и родителями. Для родителей тоже можно подобрать различные тесты и анкеты.

В своей работе отдаю предпочтение технологиям организации коллективного планирования, выявления лидеров работы по укреплению самоуправления. Запланированные нами коллективные творческие дела носили и носят личностно-ориентированный характер, акцент ставится на личностное развитие, добровольность принятия ролей и поручений, не только учениками, но и родителями.

Постепенно складывалась интересная для меня, детей и родителей система взаимоотношений, общей деятельности, направленной, прежде всего на воспитание детей и сотрудничество с ними.

Классный руководитель, собирая, получая, обрабатывая и анализируя информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, проектирует систему целостной воспитательной работы в классе, процесс становления личности каждого школьника, его нравственных качеств. Классный руководитель, отслеживая характер оказываемых воздействий, координирует и организует учебно-воспитательную деятельность, самовоспитание и саморазвитие обучающихся, этапы формирования классного коллектива, динамику развития творческих способностей, взаимоотношения каждого с другими участниками воспитательного процесса.

В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива и уровня воспитанности учащихся. Классный коллектив стабилен, с развитым чувством ответственности, взаимопомощи, атмосферой толерантности, отсутствием правонарушений и девиантного поведения.

зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. image001. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-image001. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка image001.

Отсутствие детей с низким уровнем воспитанности говорит о качественной, целенаправленной, систематической работе с коллективом и индивидуальной работе с воспитанниками, их родителями.

По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении уровня их творческой и познавательной активности. Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма творческой и познавательной активности учащихся.

Уровень творческой и познавательной активности

зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. image002. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы фото. зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы-image002. картинка зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы. картинка image002.

Уровень творческой и познавательной активности детей возрастает за счёт вовлечения их во внеклассную работу, привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, индивидуальной работе с воспитанниками и их родителями, формированию их самостоятельности и творчества. Повышению уровня творческой и познавательной активности способствовало также создание ситуации успеха, стимулирование и поощрение, становление положительной мотивации.

Кроме того, в нашем сплоченном коллективе существуют традиции в организации досуга. Для моих воспитанников стали традиционными мероприятия: «День самоуправления», «День Хорошего ребёнка», турнир «Взрослые и дети», акция «Бюро добрых услуг», «День хороших поступков», операция «Волонтёр» (сбор подарков для детского дома), «День пожилого человека» (организация концерта и помощи пожилым людям), проекты «Лидер». Все начинания поддерживают родители.

В классе существует хорошо отлаженная система самоуправления учащихся: ученический совет класса, который сотрудничает с учащимися, классным руководителем, родителями и родительским комитетом, администрацией школы, учителями, 4 учащихся нашего класса входят в совет старшеклассников. В классе существует служба хорошего настроения, пресс служба, служба примирения, служба здоровья, служба организации полезных дел и совет «Отчаянных». Анализ показывает, что количество детей, участвующих в работе ученического совета с каждым годом увеличивается.

В воспитательной работе я стараюсь придерживаться следующих принципов сотрудничества классного руководителя и учащихся:

1. Безусловное принятие каждого воспитанника, его сильных и слабых сторон.

2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

3. Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

4. Диалогичность и открытость в общении с учащимися.

5. Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, умение признавать ошибки.

6. Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.

Все это помогало нам в создании ученического сообщества, несмотря на то, что у нас в классе все ребята очень разные и по увлечениям, интересам, успеваемости, поведению, характеру и даже внешнему виду. Фактором сплочения могут быть общие интересы или дела, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т.д. В зависимости от каждого фактора сообщество имеет свою траекторию развития и те качества, которые отличают его от других сообществ. С самого начала я стремилась к тому, чтобы сплочение нашего коллектива происходило демократично, чтобы детей связывали не только общие дела и интересы, а самое главное общие цели, т.е. создавалось ученическое сообщество. Превратить группу учащихся в сплоченное ученическое сообщество помогает уровень ее социально-психологической зрелости, поэтому при планировании деятельности, мы отдавали приоритет мероприятиям, повышающим этот уровень.

Уровень развития нашего ученического сообщества я оцениваю по следующим критериям:

2. Способность группы к самоуправлению – это форма организации жизнедеятельности ученического сообщества, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива коллективного действия.

4. Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов ученического сообщества понимать друг друга с «полуслова».

6. Волевая коммуникативность – это способность ученического сообщества противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как ученического сообщества, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные проблемы, ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.

Поэтому огромное значение для меня имеет планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:

1. Четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания.

2. Целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы.

3. Прогнозировать результаты своей деятельности.

Планирование воспитательной работы – это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации.

В своей работе я использую следующие технологии организации коллективного планирования. Необычным является то, что все запланированные нами коллективные творческие дела носят личностно-ориентированный характер. Чем отличается личностно-ориентированное КТД от традиционного КТД можно увидеть в таблице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *