зачем нужно в школе или в классе создание воспитательной системы
Что такое воспитательная система?
По мнению Л. И. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление.
Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.
Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь.
С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.
А. С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.
Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л. И. Новикова, В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селиванова и другие.
Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).
Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка и т. д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.
Воспитательная система школы — социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы.
Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.
Зачем нужна воспитательная система в школе? Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.
Субъект гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив — ядро гуманистической воспитательной системы школы.
Не всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно-значимой. Деятельность и общение детей и взрослых порождают сетку отношений, которые и в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они-то в первую очередь и определяют воспитательный потенциал системы.
Любая гуманистическая воспитательная система — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).
Школьные воспитательные системы гуманистического типа возникают, развиваются, перестраиваются. Важнейшим аспектом управления развивающейся системой являются укрепление ее системности на каждом новом витке развития, создание действенных связей между ее компонентами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели,
намечать системообразующие виды деятельности и ключевые дела, проектировать и развивать гуманистические отношения. Цели должны воплощаться в деятельности, деятельность — вести к определенному типу отношений и т. д. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать ее целостность.
Главный критерий эффективности развития гуманистической воспитательной системы — развитие личности ребенка. Становятся условия развития личности более благоприятными или же ухудшаются — от решения этой дилеммы зависит оценка правильности выбранного пути. Опыт свидетельствует о существовании закономерности: не только авторитарно управляемое развитие воспитательной системы, но и ее «свободный дрейф» неизбежно приводят к ухудшению условий личностного развития детей, к потере системой человека как цели.
Воспитательная система любого уровня не является самоцелью. Цель — личность развивающегося человека, включенного в эту систему. В связи с этим управление воспитательной системой включает прежде всего управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот личностный аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности (причем и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопознанию, самореализации.
Таким образом, управление любой воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы; управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности; и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.
Создание целостной воспитательной системы по сути есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.
Среди разнообразных видов деятельности в воспитательной системе можно выделить те, которые являются системообразующими. Таких может быть один, два и даже три.
Системообразующей деятельность становится, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу.
Содержание системообразующих видов деятельности определяет тип воспитательной системы. Так, в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий познавательная деятельность может быть единственнным системообразующим видом; в школе-клубе системообразующих видов деятельности два: познавательная и клубная; в школе, являющейся отделением сельскохозяйственного предприятия и занимающейся производительным трудом (Зоринская средняя школа Курской области), один из системообразующих видов деятельности — труд. Тип воспитательной системы зависит также от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д.
Сегодня в педагогической литературе часто встречается понятие «авторская воспитательная система». Такие системы создаются в школах, руководимых творчески работающими, нестандартно организующими воспитательный процесс директорами. Эти системы чаще всего и называют по имени директоров школ.
Статья «Моя система воспитательной работы в классе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества.
Занимаясь поиском, я осознала необходимость обновления не каких-то отдельных элементов работы классного руководителя, а системы воспитательной работы в целом. Такой путь преобразований предполагает системный подход в деятельности классного руководителя, моделирование и построение воспитательной системы класса.
Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка, эффективно содействующая его личностному росту. Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе.
Я учитываю в своей воспитательной работе состояние эмоционально – психологических отношений в классе. Направила свои усилия на создание и реализацию воспитательной системы, адаптированной к конкретному классному коллективу.
В нашей школе учителя начальных классов строят воспитательную работу в соответствии со школьной авторской программой для начальной школы, основанной в 2000 году «Искатели». Её авторы зам.директора по ВР Огородникова Ю.И. и учитель начальных классов Хизовец И.А.
Ведущим замыслом которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника.
Основу организации составляет игра – путешествие « В дорогу, в плаванье, в полёт, узнаем, как страна живёт». Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел – это путешествие по городам, станциям, морям, которые предполагают 9 ключевых дел для каждого возраста с 1 – 4 класс. Каждый месяц имеет своё направление, соответственно которому планируются коллективные творческие дела для параллели и для класса. КТД планируются по следующим направлениям:
воспитание ценностного отношения к здоровью.
В своей воспитательной системе класса приоритетным считаю гражданско – патриотическое направление, так как я историк по образованию и эта тема мне близка.
В человеке начинается гражданин тогда,
Когда он изучает историю своей Родины.
Общеизвестно, что основными компонентами воспитательной системы являются: (слайд)
индивидуально – групповой компонент;
ценностно – ориентационный компонент;
функционально – деятельностный компонент;
пространственно – временной компонент;
диагностико – аналитический компонент.
1.Индивидуально – групповой компонент.(слайд)
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы, в нашем сообществе он состоит из:
— педагогов ( информатики, английского языка, физической культуры, музыки)
2. Ценностно – ориентационный компонент.(слайд)
Включает в себя : цель, задачи и принципы.
ЦЕЛЬ: Содействовать развитию нравственной, интеллектуальной и активной личности через тесное взаимодействие детей, педагогов, родителей и окружающего социума.
Основные ЗАДАЧИ воспитательной системы:
— формировать коммуникативные навыки, т.е. развитие умения общаться и сотрудничать.
— создание условий для проявления творческой индивидуальности каждой личности.
— способствовать сплочению классного коллектива.
— пробудить интерес к истокам русской истории и культуре.
— воспитывать уважение и любовь к нашей Родине.
Достижение цели и решение задач возможно в том случае, если классный руководитель в своей деятельности будет руководствоваться принципами педагогического взаимодействия.
Равенство всех участников.
Отсутствие оценки, замена этих стимулов самооценкой и самокоррекцией.
Чередование индивидуальной и коллективной работы.
Сотворчество (где объединяются сотрудничество и творчество).
3. Функционально – деятельностный компонент. (слайд).
Это совместная деятельность и общение членов классного сообщества.
Системообразующие виды деятельности в моей системе:
Годовой круг традиционных дел в классе.(слайд)
Самоуправление в классном коллективе.(слайд)
Спец.курс «Введение в историю»
C ледующим системообразующим видом деятельности является самоуправление в классе. Называется наш коллектив
В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его членов.
Есть своя эмблема. Эмблема представляет собой раскрытую книгу, которая символизирует знания, руки педагога ( родителей) – от них исходит жёлтый свет доброты, понимания, поддержки и помощи, зелёный побег – это символ жизни и развития ученика, т.е. те всходы, которые даст данная воспитательная система.
Наш коллектив работает под девизом:
Ученье и труд по жизни ведут. (слайд)
Важную роль в осуществлении замысла данной воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классе или
Воля и труд дивные всходы дают.
Доброе исполняем, а худое искореняем.
Веселье делу не помеха.
Здоров будешь – всё добудешь.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Хвалят – не гордись, учат – не сердись.
Правда светлее солнца.
Организационная структура ученического самоуправления «Росток» можно представить в виде следующей схемы.(слайд)
Классное собрание- это высший орган классного самоуправления. Собрание обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по важным вопросам жизнедеятельности класса, даёт почувствовать каждому ребёнку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.
Актив класса— главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководят работой микрогрупп, которые создаются для познавательной, творческой, оздоровительной, трудовой и др. видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и дружеских отношений.
— следит за выполнением правил внутреннего распорядка, заложенного в уставе школы;
— способствует сознательному отношению школьников к учёбе;
— проводит рейды по контролю посещаемости и успеваемости;
— проводит рейды наличия школьных принадлежностей.
— организует спортивные мероприятия;
— следит за внешним видом на уроках физкультуры;
— вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки;
— отвечает за проведение физминуток в классе.
— следит за дежурством в классе;
— организует генеральные уборки;
— помогает в оформлении кабинета;
— ухаживает за цветами;
— подготавливает костюмы и декорации.
— организует общеклассные праздники; вечера, чаепития, конкурсы и т.д.
— распределяет поручения при подготовке мероприятий.
Актив класса выбирает командира. Актив класса работает под руководством классного руководителя и родительского комитета. На заседаниях актива класса решаем следующие вопросы:
— вопросы текущего месяца;
— составление плана работы на следующий месяц;
— подведение итогов предыдущего месяца;
— вопросы поощрения и награждения активных учащихся
— распределение заданий к мероприятиям.
Члены классного сообщества имеют поручения внутри микрогрупп ( физорг, культорг, председатель учкома, санитары, цветоводы, консультанты по учёбе).
Реализация цели и задач данной воспитательной системы проходит через изучение спец.курса «Введение в историю», авторы Е.В.Саплина и А.И.Саплин. Он рассчитан на два года: 3-4 класс. Пропедевтический курс построен на материале отечественной истории и охватывает более чем 1000- летний период истории нашей страны. Историческое содержание раскрывается в хронологической последовательности, создавая образы исторической эпохи и формируя чёткие временные представления учеников. Вот некоторые из тем, изучение которых способствует формированию гражданско – патриотических чувств. (слайд)
4. Пространственно – временной компонент.
Это жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются ценностные компетенции. Ребёнок находится во взаимодействии с семьёй, со школой, с социумом. Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. ( слайд). Хорошими друзьями класса бывают люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии. Но схожи по двум важным качествам:
— они интересны детям своим талантом и увлечением;
— они проявляют желание быть полезными детям.
Свою воспитательную систему я разделила на три блока.(слайд)
Азбука вежливости.(2 класс)
Ваши права.( 4 класс)
Способствует адаптации учащихся в условиях жизни в школьном коллективе. Детям прививается культура поведения и обучения. На данном этапе формируются умения, навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей. Например, классные часы по ПДД, ЗОЖ, развлекательные, гражданско – патриотические.
Правила нашей школьной жизни.
Вежливость украшает человека.
Мои обязанности в школе и дома.
Формирует отношение ученика к обществу, к коллективу и самому себе. Эти требования вытекают из норм морали. Научить ребёнка благожелательно относиться к окружающим людям, уметь помочь и словом и делом. Примерные темы классных часов:
Моя семья – моё богатство.
Традиции моей семьи.
Мой любимый город Братск.
Школа первая – самая, самая…
Неразлучные друзья – взрослые и дети.
Моя Родина – Россия.
В этом блоке детям даётся минимум правовых знаний, формируются первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут. Примерные темы классных часов:
3) Ребёнок и его права.
4) Равенство и равноправие.
6) Дисциплина. Ответственность. Наказание.
Воспитательная система даёт определённые результаты.
Для оценки эффективности создаваемой воспитательной системы целесообразно принять следующие критерии:
— удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
— уровень сплочённости коллектива;
— уровень мотивации обучения.
Диагностико – аналитический компонент.( слайд)
— критерии эффективности воспитательной системы ( воспитанность, уровень межличностных отношений, социальная активность учащихся и родителей, удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью);
— формы и способы анализа, оценки, интерпретации полученных результатов ( тестирование, анкетирование, замеры, творческие работы, наблюдение);
— методы и приёмы изучения результативности.
Трудолюбие, усидчивость, заинтересованность, самостоятельность и дисциплинированность помогают большинству детей добиваться хороших результатов в учёбе. В ноябре 2009 года Киньябаев Руслан занял 2 место по школе в олимпиаде по русскому языку « Русский медвежонок», в марте 2010 года Пиркова Александра заняла 2 место по школе в олимпиаде по математике «Кенгуру».
В целом класс дружный, работоспособный, дисциплинированный. Дети помогают друг другу, радуются успехам и переживают за неудачи.
С удовольствием готовят инсценировки, соревнуются, ходят в походы и на экскурсии, посещают кукольный и драматический театры, активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях. Легко вовлекаются в организацию коллективных творческих дел. 42% учащихся отмечают, что класс дружный, сплочённый. 58% учащихся отмечают, что не совсем дружный.(слайд).
Классный руководитель ведёт работу по сплочению ученического и родительского коллективов. Традицией стали совместные мероприятия детей и взрослых:
— «Мама,, папа и я – спортивная семья»
— «Праздник бабушек и мам»
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но 1/3 из них предпочитает занимать позицию зрителя при проведении КТД. Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям:
психолого – педагогическое просвещение
( лекции школьного психолога, тематические беседы классного руководителя на родительских собраниях, консультации во внеурочное время)
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
( посещение семей, заседания родительских комитетов, подготовка экрана успеваемости, изготовление дидактического материала )
участие семей детей во внеурочных делах
( подготовка и проведение чаепитий, закупка новогодних подарков, рисование газет и плакатов к праздникам, шитьё костюмов)
Родители – активные и надёжные помощники учителя.
Статья «Построение воспитательной системы класса и создание ученического сообщества»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель английского языка
Построение воспитательной системы класса и создание
Неудовлетворенность педагогов результатами своего труда чаще всего происходит от осознания того, что ставка на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а построение воспитательной системы класса является ключевым в работе классного руководителя.
Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся отношения с ним? Ведь вместе придется работать не один год.
В 2003 г. я впервые стала классным руководителем. 5-ый класс, 27 ребят, все очень разные, уникальные. Я подумала тогда, что сейчас самое главное для нас сделать так, чтобы мы поняли друг друга и стали сотрудничать.
Потом поставила воспитательные задачи:
— вызвать и постепенно развить у каждого воспитанника любовь к учебе;
— воспитывать нацеленность на успех и достижения;
— извлечь на поверхность все лучшее, что скрыто в нас и помочь это сделать другим;
— учиться и учить чувствовать себя более уверенным и счастливым;
— овладеть методами самообразования и самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Следующим этапом моей воспитательной деятельности стало изучение учащихся класса, отношений, общения в классном коллективе, педагогическое планирование, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка и мониторинг собственной работы.
Существует очень много различных методик и диагностик. Самостоятельно или со школьным психологом следует провести диагностику обучающихся класса, поговорить с учителем начальных классов и родителями. Для родителей тоже можно подобрать различные тесты и анкеты.
В своей работе отдаю предпочтение технологиям организации коллективного планирования, выявления лидеров работы по укреплению самоуправления. Запланированные нами коллективные творческие дела носили и носят личностно-ориентированный характер, акцент ставится на личностное развитие, добровольность принятия ролей и поручений, не только учениками, но и родителями.
Постепенно складывалась интересная для меня, детей и родителей система взаимоотношений, общей деятельности, направленной, прежде всего на воспитание детей и сотрудничество с ними.
Классный руководитель, собирая, получая, обрабатывая и анализируя информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, проектирует систему целостной воспитательной работы в классе, процесс становления личности каждого школьника, его нравственных качеств. Классный руководитель, отслеживая характер оказываемых воздействий, координирует и организует учебно-воспитательную деятельность, самовоспитание и саморазвитие обучающихся, этапы формирования классного коллектива, динамику развития творческих способностей, взаимоотношения каждого с другими участниками воспитательного процесса.
В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива и уровня воспитанности учащихся. Классный коллектив стабилен, с развитым чувством ответственности, взаимопомощи, атмосферой толерантности, отсутствием правонарушений и девиантного поведения.
Отсутствие детей с низким уровнем воспитанности говорит о качественной, целенаправленной, систематической работе с коллективом и индивидуальной работе с воспитанниками, их родителями.
По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении уровня их творческой и познавательной активности. Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма творческой и познавательной активности учащихся.
Уровень творческой и познавательной активности
Уровень творческой и познавательной активности детей возрастает за счёт вовлечения их во внеклассную работу, привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, индивидуальной работе с воспитанниками и их родителями, формированию их самостоятельности и творчества. Повышению уровня творческой и познавательной активности способствовало также создание ситуации успеха, стимулирование и поощрение, становление положительной мотивации.
Кроме того, в нашем сплоченном коллективе существуют традиции в организации досуга. Для моих воспитанников стали традиционными мероприятия: «День самоуправления», «День Хорошего ребёнка», турнир «Взрослые и дети», акция «Бюро добрых услуг», «День хороших поступков», операция «Волонтёр» (сбор подарков для детского дома), «День пожилого человека» (организация концерта и помощи пожилым людям), проекты «Лидер». Все начинания поддерживают родители.
В классе существует хорошо отлаженная система самоуправления учащихся: ученический совет класса, который сотрудничает с учащимися, классным руководителем, родителями и родительским комитетом, администрацией школы, учителями, 4 учащихся нашего класса входят в совет старшеклассников. В классе существует служба хорошего настроения, пресс служба, служба примирения, служба здоровья, служба организации полезных дел и совет «Отчаянных». Анализ показывает, что количество детей, участвующих в работе ученического совета с каждым годом увеличивается.
В воспитательной работе я стараюсь придерживаться следующих принципов сотрудничества классного руководителя и учащихся:
1. Безусловное принятие каждого воспитанника, его сильных и слабых сторон.
2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
3. Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
4. Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
5. Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, умение признавать ошибки.
6. Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
Все это помогало нам в создании ученического сообщества, несмотря на то, что у нас в классе все ребята очень разные и по увлечениям, интересам, успеваемости, поведению, характеру и даже внешнему виду. Фактором сплочения могут быть общие интересы или дела, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т.д. В зависимости от каждого фактора сообщество имеет свою траекторию развития и те качества, которые отличают его от других сообществ. С самого начала я стремилась к тому, чтобы сплочение нашего коллектива происходило демократично, чтобы детей связывали не только общие дела и интересы, а самое главное общие цели, т.е. создавалось ученическое сообщество. Превратить группу учащихся в сплоченное ученическое сообщество помогает уровень ее социально-психологической зрелости, поэтому при планировании деятельности, мы отдавали приоритет мероприятиям, повышающим этот уровень.
Уровень развития нашего ученического сообщества я оцениваю по следующим критериям:
2. Способность группы к самоуправлению – это форма организации жизнедеятельности ученического сообщества, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива коллективного действия.
4. Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов ученического сообщества понимать друг друга с «полуслова».
6. Волевая коммуникативность – это способность ученического сообщества противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.
Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как ученического сообщества, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные проблемы, ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.
Поэтому огромное значение для меня имеет планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
1. Четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания.
2. Целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы.
3. Прогнозировать результаты своей деятельности.
Планирование воспитательной работы – это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации.
В своей работе я использую следующие технологии организации коллективного планирования. Необычным является то, что все запланированные нами коллективные творческие дела носят личностно-ориентированный характер. Чем отличается личностно-ориентированное КТД от традиционного КТД можно увидеть в таблице.