Что волнует современную молодежь
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.
Аморальность в поведении. Все, что затрагивает подростков, является очень важным. Касательно аморальности, то она должна впитываться с пеленок. Эта проблема молодежи закладывается подсознательно, на примере семьи. Если подросток видит неуважение одного родителя к другому, то в 90% случаев, он так же будет относиться и к окружающим. У него не будет рамок приличия, через которые он не сможет переступить. А его окружение станет под него подстраиваться, и это уже вторично приобретенная проблема современной молодежи. Часто родители задумываются, почему их чадо так поступает? А оказывается вся проблема в друзьях. Необходимо изначально воспитывать ребенка правильно, а в последующем, интересоваться его компанией. Только так можно будет уберечь подростка от аморального поведения.
Алкоголизм. Алкоголизм можно назвать социальной проблемой молодежи, так как от него никто не застрахован. Здесь влияет как наследственная предрасположенность, так и приобретенная, методом втягивания. Подросток, рано начавший употреблять спиртные напитки, теряет смысл в жизни. В последующем его стимулом становится выпивка. Сегодня алкоголизм является самой актуальной проблемы молодежи не зависимо от пола. Подросток в стадии алкогольного опьянения становится неуравновешен, навязчив, груб, бесшабашен. Отсюда выходит еще одна проблема молодежи, это преступность. Ведь таким людям море по колено и они могут пойти на все тяжкие. Большее количество всех преступлений совершенных подростками в стадии алкогольного опьянения. Чтобы избежать подросткового алкоголизма и вырастить полноценного члена общества, необходимо следить за детьми и вовремя ограждать их от плохих компаний, где практикуется употребление спиртных напитков. Лучше, чтобы ребенок приобрел смысл жизни в спорте, музыке или других направлениях.
Табакокурение. Если рассматривать эту проблему молодежи, то можно сказать, что она не столь значительна, чем предыдущие. Но она может стать первоистоком к более глобальной зависимости и привести и к алкоголизму, и к наркомании. Не стоит давать спуску подростку, замеченному в курении, необходимо постоянно говорить ему о негативе курения и рассказывать, к каким последствиям это может привести, приводить примеры.
Преступность или самоубийство. В редких случаях подросток отчаивается пойти на преступление, если он здравомыслящий, а значит, не употребляет ни спиртного, ни наркотиков. Поэтому преступность является выплывающей проблемой молодежи в России, но такой, что обращает на себя внимание. Однако, преступления совершаются еще и по причине неуравновешенной психики подростков или в результате неразделенной любви. Поэтому, в таких слечаях, необходимо больше обращать внимание на эмоциональное состояние подростка, и своевременно предпринимать меры.
Подмена жизненных ценностей. Эта проблема современной российской молодежи является довольно актуальной. В погоне за современностью многие девочки-подростки вместо стремления к счастливой будущей семейной жизни, стараясь стать привлекательными и сексуальными, приходят к развратности натуры. Это касается и мальчишек, которые смотря на своих кумиров, со временем понимают, что у них не получится стать такими как те. Это приводит к потере всех ценностей и разочарованию в жизни. Но надо помнить, что само собой это не урегулируется.
Непонимание поколений. Одной из основных проблем молодежи становится непонимание их взрослыми. Через это происходит множество конфликтов с родителями и проблем. Часто подростки уходят из дома, а иногда даже решают покончить с жизнью. Здесь, мне кажется, родители должны поработать над собой. Вспомнить себя в детстве, зарегистрироваться в социальных сетях, почитать N количество информации на эту тему.
Вывод. Государство должно больше внимания уделять проблемам молодежи: оказывать поддержку в организации учреждений работающих исключительно по молодежным проблемам, оказывающим эффективную психологическую и социальную помощь молодым людям; больше внимания уделять развитию спорта, больше привлекать молодое поколение к профессиональному спорту. Проводить больше пропаганды о здоровом образе жизни молодежи, привлекать для этого не только государственные организации и учреждения, но и частные компании и средства массовой информации.
1.Глинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие / Я. Глинский, В. Афанасьев. – СПб.: Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. – 168 с.
2.Запесоукий, А.С., Файн, А.П. Эта непонятная молодежь…: Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М.: Профиздат, 1990. – 224 с
Основные проблемы современной молодежи
Наверное, не бывает такого возраста, когда бы нас ничего не волновало, и мы бы ни о чем не заботились, не беспокоились. Даже в детстве мы все равно находили какие-то мелочи, из-за которых возникали радости или огорчения. А с возрастом проблемы только прибавляются, и чем старше становишься, тем их больше.
На мой взгляд, у молодежи очень много причин волноваться, переживать, может даже больше, чем у каких-либо других возрастных категорий. Молодежь – это молодое поколение, молодые люди. К ним относят людей с шестнадцати и, примерно, до двадцати пяти лет. Именно в этот возрастной период люди определяются с дальнейшей жизнью, ищут себя.
В нашем классе был проведен опрос, тема которого была: «Что волнует современную молодежь?». По результатам этого опроса молодежь волнует следующее:
2) поступление в высшее учебное заведение,
3) дальнейшая учеба,
4) будущая жизнь, работа, семья,
5) взаимоотношения с родителями, друзьями,
6) материальное положение.
Также волнуют такие проблемы, как курение, зависимость от алкоголя, наркотиков и интернета.
Исходя из этих результатов, мы видим, что молодежь волнует не только то, что касается лично их, но и глобальные проблемы.
Самой важной проблемой для учеников выпускного класса является, конечно же, ЕГЭ. Именно по его результатам выпускники будут поступать в ВУЗы, то есть от этого экзамена зависит дальнейшее обучение. Так что неудивительно то, что ЕГЭ очень волнует молодежь.
Я думаю, что немаловажной проблемой является зависимость молодежи от интернета и социальных сетей. Благодаря компьютеризации интернет занял прочное место в жизни молодежи. Безусловно, интернет помогает нам в учебе. Он упростил поиск нужной информации, дает возможность общения на дальних расстояниях, однако он же является заменителем некоторых реальных вещей.
Наверное, нельзя считать зависимыми тех, кто использует интернет для учебы, но это лишь малая часть, а большая часть молодежи зависима: она пропадает в социальных сетях, ищет новые знакомства в интернете, а кто-то не может жить без игр.
Возможность общаться в любое время на любые темы, выплеснуть эмоции, получить ответ на любой вопрос заставляет молодых людей все больше и больше времени проводить в интернете. Кто-то описывает каждое свое действие, кто-то бродит по сайтам без цели. Каждый из них, сам того не замечая, уже заменяет реальную жизнь виртуальной, проводя в сети свободное время – с телефона или планшета в дороге, с компьютера – дома. Интернет оказывает неоценимую услугу как источник полезной информации, но в то же время наносит вред, предоставляя возможность жить в виртуальном мире, а не в реальном.
Мне кажется, что вызывать беспокойство должно и то, что уже маленькие дети зависимы от интернета и игр. И виной этому – зависимость самих родителей, принадлежащих молодому поколению, которым легче посадить ребенка за компьютер или дать ему планшет, чем заниматься и играть с ним. А если молодые люди не всегда могут контролировать себя в этой зависимости, как же это сделает ребенок? Это действительно должно волновать, ведь дети вырастут и заменят нас.
Молодежь заботят многие проблемы, но, мне кажется, что именно эта проблема охватывает большую часть современной молодежи.
Среди старшеклассников нашей школы был проведен опрос, и предлагались следующие вопросы:
1) Какими ресурсами сети интернет вы пользуетесь?
2) Есть ли у вас виртуальные друзья?
3) Сколько времени вы проводите в интернете?
4) Положительные и отрицательные стороны интернета
5) Нужно ли вообще читать книги?
В опросе участвовало около ста человек.
На первый вопрос большинство ответило, что пользуется такими ресурсами интернета, как: Google, Яндекс, ВКонтакте, Одноклассники, YouTube, Skype, электронная почта.
60% предпочитают общаться с друзьями в реальном мире, остальные 40% старшеклассников имеют виртуальных друзей, которые живут в других городах, странах.
Около 70% опрошенных проводят в интернете три-пять часов в день, 15% – более пяти часов, 5% – все свободное время.
Положительной стороной интернета все считают удобный поиск нужной информации, и особенно помощь при выполнении домашнего задания.
В то же время все опрошенные признают негативное влияние интернета на здоровье, психику, взаимоотношения с родителями, признают, что удобства при поиске, доступность информации ведут молодежь к зависимости от интернета и, следовательно, к деградации. Также некоторые отмечают, что при использовании интернета для общения и развлечения время проходит очень быстро, и потом становится жаль, что оно потрачено впустую.
Все признают, что книги читать просто необходимо. Чтение книг помогает развивать память, речь, пополняет словарный запас и повышает грамотность. Однако, как мы видим, «живыми» книгами скоро перестанут интересоваться, все переходят на электронику, считая, что это удобнее.
Основываясь на результатах данного опроса можно говорить о том, что при всей своей значимости интернет имеет много недостатков. Молодежь сильно зависит от интернета.
Иногда я думаю: что мы все будем делать, если эта всемирная сеть вдруг исчезнет, по какой-то причине мы потеряем к ней доступ? Даже не представляю, какими окажутся беспомощными те, кто заменил реальный мир виртуальным.
Как я уже отмечала, молодежь зависима от интернета, что сильно беспокоит родителей – представителей другого поколения. На этой почве часто случаются конфликты между родителями и детьми.
К сожалению, сейчас наблюдается такая тенденция: молодежь предпочитает общаться с друзьями в социальных сетях или проводить время за компьютером, чем просто поговорить с родителями. Большинству молодых людей кажется, что ровесники поймут их лучше, чем родители, что довериться можно другу, а не родному человеку.
Я коснулась только некоторых, на мой взгляд, основных проблем современной молодежи. Многие осознают проблему интернет-зависимости, но никто не может отказаться от интернета.
Социологи выяснили, что волнует современную молодежь в России
Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) подготовил доклад под названием «Молодежный» протест: причины и потенциал».
Его авторы считают, что мнение об «аполитичности» молодежи, сложившееся в нулевые, неверно. Хотя даже в протестах 2011–2012 годов молодежь не играла ключевой роли, сейчас, по мнению экспертов ЦЭПР, ситуация изменилась. Такой вывод они делают на основе информации о митингах марта этого года. Их аудитория значительно «помолодела», утверждается в докладе.
С целью выявления ценностных основ современной молодежи и ее протестного потенциала эксперты провели исследование, опросив 111 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет в 30 населенных пунктах России. Цель — получить срез основных ценностей, установок и стремлений молодежи, посмотреть потенциал и мотивацию их участия в социально-политических протестах.
По словам руководителя ЦЭПР Николая Миронова, авторы доклада исходили из того, что важнее понять не количественное распределение тех или иных ответов, а мотивы, по которым даются эти ответы и которые подталкивают молодежь на те или иные действия.
«Особенно в этом смысле важна шкала проблем, которые они видят в России. Мы наблюдаем уклон от бытовых и личных социальных проблем в сторону общественного устройства, что говорит о том, что молодежная протестность носит не прагматический, а идеалистический характер», — считает Миронов.
Хотя опрошенные и выделили ряд проблем российской действительности, 48% при этом считают, что Россия развивается в правильном направлении. О неверном пути говорили только 36% респондентов. При этом подавляющее большинство из них (68%) так или иначе одобряют деятельность президента России Владимира Путина. Не одобряют — только 28%, при этом 4,5% затруднились ответить на данный вопрос.
Запрос на справедливость
Исследователи делают вывод, что власть пока может решить вопрос с потенциальным молодежным протестом. Но для этого ей следует обратить внимание на проблемы, которые выделяют авторы доклада.
«Протестность опрошенной молодежи носит во многом ценностный, альтруистический характер. Недовольство молодых людей выходит за рамки их повседневных интересов», — подчеркивается в документе.
45% опрошенных в качестве первоочередной проблемы страны назвали коррупцию. По данным исследования, опрошенные заявляли, что в нашей стране она цветет «махровым цветом». При этом ответственность за эти преступления несправедливая, по принципу «воруют все, а наказывают только неугодных».
Причем истоки коррупции, по мнению большей части опрошенных, лежат в действиях власти, которая «стремится к распилу средств в любой области деятельности». Более того, ряд респондентов считают, что в верхних эшелонах власти коррупция распространена больше. По мнению исследователей, также характерна оценка, что коррупция основана «на нелюбви к своей стране, к людям».
Говоря о коррупции, опрошенные молодые люди говорили не только о «взяточничестве», но и о произволе чиновников, в том числе в использовании служебного положения для личной выгоды.
Еще четверть респондентов говорили о несовершенстве политической системы.
По данным доклада, второй по популярности среди опрошенных блок проблем связан с экономикой (примерно четверть опрошенных). Большая часть респондентов считает ее «слабой и отсталой». Молодежь высказывала претензии по развитию IT-сферы, развалу сельского хозяйства. Также не была обойдена вниманием и углеводородная зависимость бюджета.
Более 20% опрошенных указали на проблему низкого уровня жизни в стране.
«Уровень жизни очень низкий, если не воруешь, то в бедных — до старости проживешь», — приводится в исследовании мнение одного из респондентов. Многие отмечали проблемы низких зарплат, которых не хватает на съем жилья и покупку продуктов.
Еще пятая часть опрошенных указала на проблемы в социальной сфере. Респонденты сетуют, что в России нет таких хороших пособий по безработице, как в западных странах. «У меня, как и у большинства людей, нет уверенности в элементарной социальной защищенности», — приводится в докладе «типичный» комментарий опрошенных.
Меньшее количество респондентов указали проблемы, связанные с образованием, и сложности, связанные с получением работы.
Только 9,9% в качестве главной проблемы видят агрессивную внешнюю политику России. Здесь опрошенные говорили о том, что наши власти не уважают позицию других стран, если она не совпадает с нашей. Также высказывались мнения, что мы усиливаем напряженность даже в отношениях с дружественными нам странами.
Что касается ценностных установок опрошенных, авторы доклада относят их к «традиционным». В мировоззрении респондентов важную роль играет «морально-этическая составляющая». Например, основной целью образования подавляющее число опрошенных назвали: получение знаний, навыков, опыта. В качестве главной составляющей успеха большинство из них (60%) видят построение карьеры «упорным трудом». Впрочем, 27% из них указывают в качестве необходимых условий успеха наличие «блата» и связей.
«Личные достижения — это главная составляющая, но она не дает правильного результата: по способностям ничего не добиться, если нет связей. Поэтому первое без второго не работает», — приводится в исследовании ответ одного из респондентов. Опрошенные не считают правильным успех любой ценой.
47,7% выразили желание уехать жить за границу из-за того, что там больше возможностей для самореализации. Эксперты считают, что из-за отсутствия «национальной идеи» немало молодых людей не видят смысла проживания в стране.
Из опрошенных 43% имеют опыт участия в волонтерской деятельности. 22,5% участвовали в благотворительности. 37% — голосовали на выборах. Активной политической деятельностью занималось меньше. 14,4% посещали протестные акции, 10% участвовали в деятельности политических партий и движений, и 8% были наблюдателями на выборах. 26% респондентов заявили о том, что не имеют опыта участия в общественно-политической деятельности. 19% респондентов готовы принять участие в протестных акциях, если они состоятся там, где они живут. 20% поддержат, но не примут в ней личного участия, утверждается в докладе ЦЭПР.
В общем и целом исследователи делают вывод о том, что, с одной стороны, они осознают важность системных проблем в стране. Их недовольство выходит за рамки повседневных интересов. Это значит, что его не получится заглушить примитивной пропагандой или демонстративным решением частных проблем.
Трудности перевода
Впрочем, не все эксперты уверены, что из данных ЦЭПР можно делать далеко идущие выводы. Так, один из сотрудников близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), политолог Андрей Колядин считает, что опрошенные могли просто давать социально приемлемые ответы. «Молодой человек, отвечая социологам, не идет на конфликт. Говорит то, что хотят услышать. Он уже достаточно умен, чтобы дать ответ, который удовлетворит интервьюера», — критикует эксперт классическую методологию. Поэтому Колядин призывает не торопиться делать вывод о такой «однозначной толерантности» к власти.
Сам политолог считает, что молодежь сейчас сильно атомизирована. По сути, она создала такое «государство в государстве» и уходит в него, уверен собеседник «Газеты.Ru».
«Молодежь уходит не в политический протест, а в свой мир. Существуют люди, которые на своих YouTube-каналах собирают по 5 млн человек. Я когда посмотрел, что и о чем там говорят, ничего не понял. Но 5 миллионов-то понимают!» — рассказал эксперт.
На данный момент они, скорее, «не враждебны государству», утверждает Колядин. Но, с другой стороны, до них и не получается достучаться. Их не интересуют истории про традиционные карьерные лифты. Большая часть молодых людей развивается в своем мире со своими интересами. Эксперт указывает, что то же волонтерство развивалось в государстве без помощи со стороны государства.
Вряд ли это сильно скажется на выборах, тем более, что если удастся воздействовать на них через их же лидеров мнений, они придут и проголосуют, считает Колядин. Впрочем, он уверен, что для будущего такая атомизация не очень хороша. Замкнутые в своем мире люди прекращают ощущать общность корней со страной и вообще ассоциировать себя с ней. Поэтому властям нужно не пытаться делить молодежь на своих и чужих, а пытаться войти в эти субкультуры.
Представитель совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов считает, что молодежь — это вымышленный класс. Он обращает внимание, что «универсальных молодых людей» нет.
Представитель этой социальной группы на Сахалине будет сильно отличаться от такого же по возрасту человека в Москве. Кузнецов задается вопросом: стоит ли вообще заниматься молодежью отдельно или имеет смысл делить группы по другим — невозрастным — критериям, например, по способу получения информации, образованию или роду занятий.
«Это не популяция белых мышей, выведенных в лаборатории от одной пары. У них нет единого стиля поведения и потребления. Они не сводимы к общим характеристикам», — описывает опрошенных ЦЭПР респондентов собеседник «Газеты.Ru». Более того, неверно полагать, что именно эта группа людей имеет какое-то особое значение для протестов.
Кузнецов считает, что в России их основа — это люди старше 30 лет, разочарованные в жизни и карьере. «Все вспоминают студенческие протесты во Франции 1968 года. Но все забывают, что без преподавателей Сорбонны не было бы ничего. Это они «сконструировали» протестную молодежь», — рассказывает политолог.
Другой вопрос, что выводы исследования верны, если говорить о всех гражданах. Он согласен, что многие сейчас чувствуют социальную несправедливость. Впрочем, это верно не только для России, но и для всего мира. Кузнецов полагает, что аналогичное исследование в Испании, Франции, Италии дало бы похожие результаты.
Решать эти проблемы можно введением прогрессивной шкалы налогообложения, общественным давлением на «правящую верхушку», продвижением благотворительной деятельности. Кузнецов добавил, что прогрессивный налог должен заключаться не в том, что богатые должны платить больше, а том, что бедные — меньше.
Надежда на «лидеров мнений»
Вскоре после мартовских митингов источники, близкие к Кремлю, рассказывали «Газете.Ru», что некоторые действия по работе с молодежью действительно обсуждаются. Так, один из источников говорил о работе в соцсетях, где на данный момент лидирует оппозиция. Кроме того, шел разговор об информационной поддержке ряда провластных проектов, чтобы интегрировать молодежь в них. В частности, в антикоррупционную деятельность ОНФ.
Еще один источник рассказывал, что власти не хватает адекватных каналов трансляции в интернете. Обсуждалась необходимость понимания языка молодежи, а также работы с лидерами мнений, чтобы они могли доносить позицию власти по данному вопросу. Также обсуждалось, что стратегически стоит подумать о «ценностном предложении» для молодого электората.
Также известно, что новый первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко позитивно относится к теме волонтерства и благотворительности. По сведениям «Газеты.Ru», в Кремле обсуждались идеи борьбы с показным потреблением. Сам Кириенко, курирующий внутреннюю политику в АП, является руководителем оргкомитета Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет в октябре в Сочи.
Статья по теме «Что волнует молодежь?»
статья содержит результаты анкетирования студентов колледжа по основным проблемам современной молодежи
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме «Что волнует молодежь?»»
Мир молодежи — особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.
Именно молодежь выступает наиболее активно в конфликте поколений. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность можно и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить действительность без существенных перемен.
Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».
Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12-13 лег, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18-24 лет и молодые взрослые — 25-29 лет.
Социология молодёжи – это отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследовании молодёжью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальная мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодёжи.
Зарождение социологии молодёжи приходится на начало 60-х годов ХХ века и связано с созданием при ЦК ВЛКСМ специализированной социологической группы. Интерес к молодёжи стал особенно усиливаться к концу 60-х годов: когда во всём мире она стала всё громче заявлять о себе, сопротивляясь американскому вторжению во Вьетнам, борясь за гражданские права, за уничтожение расовой и половой дискриминации и т.п.
В ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования. Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных:
— с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства;
— сменой основной модели социализации;
— с возрастанием роли СМИ в современном обществе.
Почему нам кажется, что старшее поколение всегда неправо, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности или оно еще не окончательно укоренилось в молодых душах.
В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.
Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и, если и совершаешь какие-либо ошибки, будет достаточно времени, чтобы их исправить.
В действительности, проблемы, волнующие современную молодежь, многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного практичнее своих сверстников прошлых лет. Они понимают, что надеяться, кроме как на себя, не на кого. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил, продолжает бороться и поистине заслуживают уважения.
Каждый молодой человек стоит перед проблемами — как стать самостоятельным, занять свое место в жизни и с какими трудностями ему предстоит столкнуться.
Пять проблем современной молодежи России
Во-первых, молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества. Это – отдельная страта общества, которая начинает жить самостоятельно, но пользуется финансовыми ресурсами своих родителей. Это значит, что родители принимают решение, нужна ли их ребёнку (молодой семье) отдельная жилплощадь или нет. Выбор и решение родителей зависит не только от их взглядов на жизнь, но и от материальной обеспеченности. В России фактически нет среднего класса, поэтому, в большинстве случаев, они не могут помочь решить квартирный вопрос для своих детей.
Во-вторых, к сожалению, при решении квартирного вопроса молодое поколение не может рассчитывать и на государственную помощь. Ипотека в России практически не развита и ее услугами могут воспользоваться лишь немногие.
В-третьих, многие мечтают жить в Москве, Нижнем Новгороде и т.п., то есть там, где есть работа и где для жизни созданы лучшие условия, но в нашей стране легальная миграция населения крайне затруднена: действует система регистрации-прописки. Если кто-нибудь решит начать работать и жить в другом городе, то он немедленно столкнется с множеством бюрократических преград [5].
На данной схеме мы видим предпочтения молодежи при выборе профессии [3].
Работа в прибыльной профессии практически невозможна без профессиональной подготовки и высшего образования. Поэтому выпускники средней школы стремятся продолжить свое образование. Положение нашего образования и материальное состояние наших преподавателей, в частности, порождают коррупцию, так как зачастую вступительные экзамены являются «соревнованием кошельков». Единственный вариант – быть гением. Лишь тогда можно блестяще сдать любые вступительные экзамены. В противном же случае нужно быть готовым платить за свое обучение, это не реально для большинства в нашей стране.
Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Этот вопрос немало важен. Как правило, для молодых, в это время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает. Важно, чтобы это время действительно было чем-то занято, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от хулиганства до убийства. «Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим видам преступлений [6].
Молодежь нуждается в доступных центрах досуга, клубах, дискотеках, спортивных и культурных центрах, кинотеатрах, кафе.
Найти работу, которая станет источником основного дохода – это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В мегаполисах сделать это легче, а в провинции ситуация намного хуже. Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Начиная работать, он думает, что будет делать через год-два, какую должность сможет получить в будущем; для него очень важно знать, где он сможет набраться опыта и практических знаний, которые сделают из него более престижного, востребованного рынком специалиста.
С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая, на его взгляд, соответствует его уровню жизни.
В России очень трудно найти работу молодым специалистам. Бывает, что работа «приходит» сама, но очень часто её нужно искать. Поиски работы могут продолжаться не одну неделю: приходится писать, правильно составленные резюме, рассылать его по компаниям, проходить собеседования, выдерживать испытательные сроки.
Решение проблемы безработицы в целом и молодежной безработицы в частности – это забота государства. В больших городах есть где работать и молодежь работает, но есть целые регионы, где нечего делать и тогда это уже не проблема молодежи, а проблема региона, а значит государства.
Следует помнить, что безработица среди активного и работоспособного населения, которому нужно как-то получать средства к существованию, ведет к росту преступности, социальному расслоению, а как следствие, к социальной напряженности.
Проблема безработицы может быть решена путем миграции населения в регионы, где есть работа, но работа в Москве, например, без московской прописки-регистрации, по мнению МВД, является преступлением [2].
Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. И, слава богу!
У наших отцов и матерей было то, чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы; им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет таких знаний.
Молодежи необходимо иметь представления реальной жизни и окружающем мире; нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; и нужно знать законы того мира, в котором он живет. Вся эта информация поступает с раннего детства от родителей, педагогов, детей из сказок, мультиков, песен и кинофильмов; молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.
Реальная картина мира, сегодняшнего дня говорит им о бессилии человека и предрешенности: что есть богатые и властные «дядьки», которые все решают: кто, куда и зачем. Такая картина мира альтернативно провоцирует молодое поколение:
— одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства;
— другая, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами.
Сложившаяся в нашем обществе неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание.
В этих условиях молодежь, оставшаяся большей частью «без присмотра» общества, крупных политических сил, неспособных проявить инициативу со своей стороны и безучастно ожидающих нового взрыва молодежной активности, может стать добычей разного рода экстремистов.
Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, то есть приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социальных ориентиров и норм.
Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере. А это задача формирования новых норм, освоения новых ценностных ориентаций, культивирования ценностей в обществе, их консервация в общественном сознании молодежи с помощью массовой коммуникации.
СМИ, именно они являются смыслообразующим стержнем информационного общества, а характер отношения к информации становится основанием социальных отношений, в том числе и неравных, в которых пребывает молодежь. Процессу социализации свойственны специфические способы организации социальных связей, взаимодействий и отношений молодежи в условиях неопределенности, они отличаются преимущественно случайным, вероятностным характером. Здесь воспроизводство жизненных средств, физических и духовных сил приобретает не социально-направленный, а стихийный характер.
Из отмеченных проблем социализации молодежи, возникает необходимость комплексного подхода к их решению. Соединяя в себе черты различных специальностей, социальная работа имеет интегральный характер и широко использует как собственные методы и технологии, так и методы, процедуры и технологии других отраслей знания и сфер практической деятельности, объединяющей социальных работников, медиков, социологов, юристов, педагогов, и др. на базе одного социального учреждения. Их деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем молодежи, ее социализации и проблем развития общества в целом.
— нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать);
— верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
Летом 2006 года в России официально утверждён статус студенчества, а 25 января считается Российским национальным днём студентов.
Студенчество (новая прослойка общества) – это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определённой программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
Студенчество имеет свои отличительные признаки, мировоззренческие особенности, свой фольклор, свой сленг и вызывает интерес исследователей, как в социальном, так и в прикладном, прагматическом плане, т.к. оно является активным потребителем различного рода товаров и услуг на мировом рынке. Исследование показало, что у студентов почти не остаётся свободного времени, поэтому многие из них живут в состоянии стресса, хотя специалисты считают, что такой ритм является подготовкой к взрослой жизни и развивает у молодёжи способности справляться с трудными ситуациями.
Проблемы молодежи исследуются, как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно – как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами; они во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров, лиц преклонного возраста, снижением рождаемости и т.д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью, той политикой, которая проводится по отношению к молодежи.
Таким образом, проблемы молодежи – одно из основных направлений в развитии современного общества, потому что, как ни банально это звучит, за современной молодежью – будущее! В общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна! В ее рядах мы все же видим больше студентов, чем не учащуюся молодежь; больше работающих, чем наркоманов; больше духовно богатых, чем «моральных уродов». И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи начала двадцать первого столетия и, наверное, воспользуются своим опытом, нелегко усвоенным ими на рубеже тысячелетий. А пока они продолжают жить и радоваться жизни, решая насущные проблемы, ибо: «дорогу осилит идущий».
6. Вятские вехи. Альманах Вятского интеллектуального клуба под ред. проф. В.С. Сизова – Киров, 2008.