зачем нужно молиться святым

Зачем молиться святым?

Не так давно на сайте была опубликована моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Христос?». Как я и предполагал, она вызвала достаточное количество отзывов. Были отзывы с благодарностью, а были и с осуждением и непониманием. Но мне запомнился один комментарий. Приведу его дословно: «У меня пару замечаний. Как известно, протестанты бывают разные. Среди них и лютеране. И знают они Писание в целом лучше православных. Так вот, их позиция: можно «почитать святых», т.е. вспоминать их жизнь, ставить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почившие пребывают в ожидании Страшного Суда. До этого они как бы «недееспособны». Таким образом, вoпрос не в пантеизме, а понимании загробной жизни до(!) Суда. Если батюшка соизволит это объяснить, ссылаясь на Писание (а для протестантов это авторитет в отличие от предания), тогда это будет более ценным».

зачем нужно молиться святым. sokolova 1. зачем нужно молиться святым фото. зачем нужно молиться святым-sokolova 1. картинка зачем нужно молиться святым. картинка sokolova 1.

Итак, предлагаю читателю вновь рассмотреть тему почитания святых в свете Священного Писания. Сразу же хотел бы возразить автору комментария в том, что лютеране знают Библию лучше православных. Библия одна и у православных и у протестантов. Есть православные, которые весьма хорошо знают Священное Писание, есть и протестанты, которые хорошо подкованы в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то сравнение вообще неуместно.

Продолжим дальше. Действительно, протестанты не признают Священного Предания, для них является авторитетом лишь Священное Писание. Пусть так. Начнем со слов ап. Павла, сказанных в послании к евреям: «вы приступили … ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12,22-23). Праведники пребывают на небесах, в Небесном Иерусалиме. Значит, их загробная участь уже определена Господом. Еще более показательны в этом вопросе слова Спасителя, сказанные раскаявшемуся разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Священное Писание содержит достаточное количество текстов, говорящих о святых, как о насельниках Небесного Града. Вот один из них: «тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5,8). Показана и немаловажность святых в Небесном Иерусалиме: «и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10). И их число достаточно велико: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5, 11). Следовательно, согласно Писанию, святые уже пребывают в раю рядом с Господом и их загробная участь уже определена до Страшного Суда.

Теперь стоит поразмыслить над «недееспособностью» святых, о которых говорил автор комментария. Здесь было бы уместным дать определение Церкви Христовой. Опять обратимся к Писанию. Бог положил «всё небесное и земное соединить под Главою – Христом» (Еф. 1,10). Следовательно, Церковь Христова – это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого – Христос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге. Разве одна нога, споткнувшись, не перекладывает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую заботясь о ней. Не может организм функционировать, если прекратило свою работу сердце. В таком случае, не заботятся ли святые о нас, уже находясь перед Богом.

Разве не посылает здоровый орган тела импульс головному мозгу о том, что начал болеть соседний. Так же и святые молят о нас Господа, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 25-26). «Вышний Иерусалим … он — матерь всем нам» (Гал. 4,26). А ведь граждане одного города, когда увидят своих сограждан в какой-либо беде, тотчас по зову их помогают, чем могут. Так поступают и православные и протестанты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие трудности, которые приходится преодолевать, чтобы помочь или делом или молитвой. Молятся по слову апостола: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 14-15).

Так почему же протестанты возбраняют молиться за нас самим апостолам? Разве это не абсурд? Взаимная молитва есть проявление взаимной христианской любви и попечения. Вот в эту-то взаимность между земной Церковью и небесной не верят протестантские богословы. Во дни своей земной жизни апостолы, по слову Спасителя, любили ближних и молились за них: «мы… не перестаем молиться о вас» (Кол. 1,8). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа» (2Кор. 2,8), стали меньше любить тех, которые остались на земле? Неужели потеряли они ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она «никогда не перестает» (1Кор. 13,8)? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их действенна, и глупо отрицать это. Сколько чудес совершает Господь через их святые мощи и иконы! И этому нет противоречий в Священном Писании, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2, 25). А их дела видны всем.

Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых — молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! — и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая».

Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1, 15). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их » (1 Пет. 3, 12). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 16-18).Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.

Уже сложилась традиция молитвы разным святым в различных нуждах. В ней нет ничего предрассудительного, если следовать всему вышеизложенному. Но, к сожалению, многие люди не понимают этого. В последнее время в храмах появились в продаже «молитвословы на различную потребу». В них изобильно представлены молитвы святым угодникам в различных житейских нуждах. Названия молитв в них представлены примерно следующим образом: «молитва Адриану и Наталии о семейном благополучии» или «молитва Пантелеимону Исцелителю от телесных недугов». Прекрасно, давайте молиться! Открываем нужную страницу и видим, что там находится молитва, читаемая в день памяти святого. Что-то смущает. А где же наша житейская нужда? Куда делось наше молитвенное прошение к святому помолиться в конкретной ситуации? Разве не проще обратиться к святому своими словами и попросить помолиться за нас. Ведь, как говорил Иоанн Златоуст, «молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся и исправляемся». И лишь в редкой книге можно найти подобное объяснение. Как правило, его нет. А народ Божий начинает усердно читать предложенные молитвы как некие заговоры. Написано ведь черным по белому: «от телесных недугов» и т.п. И даже не советуются со священниками в столь важном вопросе, как молитвенное правило. А зачем? В молитвослове ведь все написано, как и кому молиться. А в молитве ко святому многие и вовсе забывают о том, что подателем всех благ является Всемогущий Бог, а не святой. И молитвенное правило такого человека представляет собой подобие такого «молитвослова на всякую потребу», где нет места молитве Господу. А человек уже начинает мнить себя столпом благочестия и примером молитвенного подвижничества. В итоге впадает в гордыню. И этому виной издатели таких молитвословов, которые в целях экономии средств не утруждают себя объяснением того, как правильно почитать святых и просить их молитвенного предстательства. Печально, но факт! И это вовсе не придумано мной, а основано на реальных человеческих судьбах. К счастью, есть и противоположные примеры, когда издатели, заботясь о читателе, подробно изъясняют то, как следует чтить святых и обращаться к ним за молитвенной поддержкой. Такой молитвослов приятно взять в руки и помолиться.

Так что же делать человеку неопытному в таком важном вопросе, как молитва? В первую очередь, необходимо четко понимать, что мы просим святых молить Бога о нас. И никак иначе! Во вторых, молитва – это не какой-то заговор, после прочтения которого моментально перестанет болеть голова или удачно выйдет замуж засидевшаяся в девках дочь. Лишь Господь знает, когда и что подать от своих богатых милостей и щедрот человеку. В третьих, перед началом постоянного чтения того или иного молитвенного последования нужно взять благословение у духовника. В этом случае человек будет знать, что поступает правильно, а с благословения молиться всегда лучше. Можно даже попросить священника отслужить молебен святому, к которому впоследствии будет обращаться с молитвами. Но только не надо просить батюшку отслужить молебен о материальном благополучии или повышении по службе. Если бы Господь исполнял эти прошения, то священники, наверное, были бы самыми богатыми и успешными людьми на земле. Но самое главное, надо помнить, что молитва никогда не бывает лишней. Она, по слову Иоанна Златоуста, «есть наша благоговейная беседа с Богом». Пусть и предстательством святых. Одним словом, беседуйте на здоровье! Все святые, молите Бога о нас!

Источник

Зачем молиться святым, если есть Христос?

Часть первая

Тема, кото­рой я хотел бы кос­нуться в этой статье, несмотря на свою мно­го­ве­ко­вую исто­рию, весьма акту­альна и на сего­дняш­ний день. Это тема почи­та­ния святых. Многим нево­цер­ко­в­лен­ным людям зача­стую бывает трудно понять, зачем молиться святым, когда есть Хри­стос. Поста­ра­юсь пока­зать раз­ли­чие между почи­та­нием святых и слу­же­нием Богу на одном при­мере.

Одна­жды мне при­шлось бесе­до­вать с одним моло­дым чело­ве­ком, кото­рый, придя в храм, был очень воз­му­щен нали­чием в церкви боль­шого коли­че­ства икон. Было видно, что моло­дой чело­век неплохо под­ко­ван в знании Свя­щен­ного Писа­ния, имел поня­тие о неко­то­рых хри­сти­ан­ских дог­ма­тах, хотя несколько иска­жен­ное, но при этом был чело­ве­ком абсо­лютно нецер­ков­ным. Из этого я сделал вывод, что передо мной стоял чело­век, попав­ший под воз­дей­ствие учения какой-то псевдо­хри­сти­ан­ской секты. Тем более, что пове­де­ние парня было несколько агрес­сив­ным по отно­ше­нию ко всему пра­во­слав­ному.

Скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что он был спе­ци­ально подо­слан в храм для какой-то про­во­ка­ции. Это мнение под­креп­ля­лось видом явно сдер­жи­ва­ю­щей свои эмоции свеч­ницы, кото­рой моло­дой чело­век пытался «про­чи­щать мозги». Я поспе­шил на помощь цер­ков­нице.

Как и сле­до­вало ожи­дать, все вни­ма­ние моло­дого чело­века сразу же пере­клю­чи­лось на меня, т.к. он искренне наде­ялся дока­зать свою правоту хотя бы одному пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, а тем паче, свя­щен­нику. Свои доводы он под­креп­лял сло­вами Свя­щен­ного Писа­ния: «Ска­зано ведь «Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Так почему же в пра­во­слав­ных храмах такое боль­шое коли­че­ство икон святых, когда кроме изоб­ра­же­ний Христа не должно быть ничего? А как зай­дешь в цер­ковь, только и слы­шишь, молись Бого­ро­дице, Нико­лаю Чудо­творцу, Пан­те­ле­и­мону Исце­ли­телю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заме­нить Его дру­гими богами?» Я чув­ство­вал, что раз­го­вор пред­стоит непро­стой и, как видимо, долгий. Не буду пере­ска­зы­вать его весь, но поста­ра­юсь выде­лить лишь самую суть, т.к. в наше непро­стое время подоб­ными вопро­сами зада­ются многие люди. И, к сожа­ле­нию, эти иска­тели истины довольно часто падают жерт­вами хорошо под­ко­ван­ных сек­тан­тов и сами ста­но­вятся посто­ян­ными чле­нами раз­лич­ного толка сект.

Для начала я пред­ло­жил моло­дому чело­веку разо­браться с опре­де­ле­ни­ями, следуя про­стой логике. Это про­стой пси­хо­ло­ги­че­ский прием, кото­рый я довольно часто исполь­зую при необ­хо­ди­мо­сти доне­сти до чело­века неко­то­рые неоспо­ри­мые истины. Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Неужели и вправду, это неко­то­рые боги низ­шего порядка? Ведь Цер­ковь при­зы­вает почи­тать их и воз­но­сить молитвы к ним. Начнем с того, что почи­та­ние святых – это древ­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция, сохра­ня­ю­ща­яся с апо­столь­ских времен. Муче­ник, постра­дав­ший за Христа, сразу после своей смерти ста­но­вился объ­ек­том бла­го­го­вей­ного почи­та­ния веру­ю­щих. На гроб­ни­цах первых хри­сти­ан­ских святых совер­шали Боже­ствен­ную Литур­гию, им воз­но­сили молитвы. Понятно, что свя­тому воз­да­ва­лось особое почи­та­ние, но вовсе не как отдель­ному богу. Это были люди, отдав­шие свою жизнь за Бога. И, в первую оче­редь, они сами были бы против пре­воз­не­се­ния их в ранг боже­ства. Ведь мы, к при­меру, чтим память людей, поло­жив­ших свою жизнь за Оте­че­ство на полях сра­же­ний. И даже ставим им памят­ники, чтобы буду­щие поко­ле­ния знали бы и чтили этих людей. Так почему же хри­сти­ане не могут чтить память людей, особо уго­див­ших Богу своей жизнью или муче­ни­че­ской смер­тью, при этом назы­вая их свя­тыми? Я попро­сил моло­дого чело­века отве­тить на этот вопрос. После­до­вал утвер­ди­тель­ный ответ. Первый бастион сек­тант­ского мыш­ле­ния рухнул.

Теперь было необ­хо­димо пока­зать этому иска­телю истины в чем раз­ница между покло­не­нием Богу и почи­та­нием святых. Чело­веку воцер­ко­в­лен­ному сразу видна раз­ница в опре­де­ле­ниях. И дей­стви­тельно, чело­век при­зван слу­жить Гос­поду Богу своему и только Ему одному. Покло­не­ние чему-либо или кому-либо дру­гому рас­це­ни­ва­ется как нару­ше­ние первой запо­веди: «Я Гос­подь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2-3 ). Слу­же­ние Гос­поду про­яв­ля­ется и в цер­ков­ной и в повсе­днев­ной жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Доста­точно обра­тить вни­ма­ние на назва­ние – бого-слу­же­ние, а вовсе не свято-слу­же­ние. Таким обра­зом, пра­во­слав­ные вовсе не покло­ня­ются святым, а почи­тают их. Почи­тают как стар­ших настав­ни­ков, как людей достиг­ших духов­ной высоты, как людей, живу­щих в Боге и для Бога. Людей, достиг­ших Цар­ства Небес­ного. А осно­ва­ние для почи­та­ния настав­ни­ков было дано ап. Павлом: «Поми­найте настав­ни­ков ваших.… и взирая на кон­чину их жизни, под­ра­жайте вере их» ( Евр.13:7 ). А вера святых есть вера Пра­во­слав­ная и она при­зы­вает к почи­та­нию святых с апо­столь­ских времен. И один из вели­чай­ших святых Иоанн Дамас­кин гово­рил о этом почи­та­нии: «Досто­по­кло­ня­емы святые – не по есте­ству своему, мы покло­ня­емся им, потому что Бог про­сла­вил и соде­лал страш­ными для врагов и бла­го­де­те­лями для при­хо­дя­щих к ним с верою. Покло­ня­емся им мы не как богам и бла­го­де­те­лям по есте­ству, но как рабам и сослу­жи­те­лям Божиим, име­ю­щим дерз­но­ве­ние к Богу по любви своей к Нему. Покло­ня­емся им, потому что сам Царь отно­сит к Себе почи­та­ние, когда видит, что почи­тают люби­мого Им чело­века не как Царя, но как послуш­ного слугу и бла­го­рас­по­ло­жен­ного к Нему друга».

Наша беседа с моло­дым чело­ве­ком пере­шла в более спо­кой­ное русло, и теперь он больше слушал, чем гово­рил. Но для боль­шей убе­ди­тель­но­сти было необ­хо­димо при­ве­сти еще парочку веских аргу­мен­тов своей правоты, и я поспе­шил сде­лать это. Для этого как нельзя лучше подо­шло поня­тие о Церкви небес­ной и земной. Цер­ковь Небес­ная – тор­же­ству­ю­щая вкупе с Цер­ко­вью земной – воин­ству­ю­щей состав­ляет единую Цер­ковь Хри­стову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угод­ники, порознь явля­ются чле­нами Церкви Хри­сто­вой. Святые явля­ются нашими молит­вен­ни­ками и покро­ви­те­лями в небе­сах и поэтому живыми и дея­тель­ными чле­нами Церкви воин­ству­ю­щей, земной. Их бла­го­дат­ное при­сут­ствие в Церкви, внешне явля­е­мое в их иконах и мощах, окру­жает нас как бы молит­вен­ным обла­ком славы Божией. Оно не отде­ляет нас от Христа, но при­бли­жает к Нему, соеди­няет с Ним. Это не посред­ники между Богом и людьми, кото­рые отстра­няли бы Еди­ного Посред­ника Христа, как думают про­те­станты, но наши сомо­лит­вен­ники, друзья и помощ­ники в нашем слу­же­нии Христу и нашем обще­нии с Ним. Посред­ник же «…един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус, пре­дав­ший Себя для искуп­ле­ния всех…» ( 1Тим.2:5-6 ). Цер­ковь есть тело Хри­стово, и спа­са­ю­щи­еся в Церкви полу­чают силу и жизнь Хри­стову, обо­жа­ются, ста­но­вятся «богами по бла­го­дати», сами явля­ются хри­стами во Христе Иисусе. Таким обра­зом, святые суть те, кто подви­гом своей дей­ствен­ной веры и дея­тель­ной любви осу­ще­ствили в себе свое бого­по­до­бие и тем явили в силе Божий образ, чем и при­влекли к себе изобиль­ную бла­го­дать Божию. Ведь сам Хри­стос гово­рит в Еван­ге­лии: «кто любит Меня, тот соблю­дает слово Мое, и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему, и оби­тель у него сотво­рим» ( Ин.14:23 ). Апо­стол лишь под­твер­ждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Хри­стос» ( Гал.2:20 ). На это мой собе­сед­ник уже не мог найти вра­зу­ми­тель­ных аргу­мен­тов в свою пользу ни в Свя­щен­ном Писа­нии, ни в своих сек­тант­ских позна­ниях.

Теперь я мог спо­койно перейти к вопросу о молитве к святым угод­ни­кам. Как я уже пока­зал выше, святые суть наши сомо­лит­вен­ники и друзья на пути слу­же­ния Богу. Но разве мы не можем про­сить хода­тай­ство­вать за нас пред пре­сто­лом Все­дер­жи­теля? Разве не то же самое про­ис­хо­дит в нашей повсе­днев­ной жизни, когда мы просим наших близ­ких и зна­ко­мых замол­вить слово за нас перед началь­ством? А ведь Отец наш Небес­ный куда выше любого зем­ного началь­ства. И Ему дей­стви­тельно воз­можно все, чего нельзя ска­зать о про­стых земных людях. Но при молитве к святым угод­ни­кам вовсе нельзя забы­вать о молитве Гос­поду. Ибо только Он – Пода­тель всех благ. И это очень важный момент, т.к. многие пра­во­слав­ные хри­сти­ане в молитве к святым забы­вают о Том, к Кому, в конце концов, и направ­лена будет молит­вен­ная просьба, пусть и пред­ста­тель­ством кого-либо из святых. Не должно хри­сти­а­нину забы­вать о Гос­поде Боге своем. Ведь и святые слу­жили именно Ему. Этим я пока­зал моло­дому чело­веку, как важно не пере­гнуть палку даже в таком, вроде бы, про­стом деле, как молитва. Было видно, что парень нахо­дился в неко­то­ром заме­ша­тель­стве, но собрав­шись с мыс­лями, выдал послед­ний вопрос: «Ска­жите, а почему необ­хо­димо молиться разным святым по какому-то опре­де­лен­ному вопросу?». Я ожидал этого вопроса и ответ уже был готов. Святые могут помо­гать нам не в силу изоби­лия своих заслуг, но в силу обре­та­е­мой ими духов­ной сво­боды в любви, кото­рая дости­га­ется их подви­гом. Она дает им силу пред­ста­тель­ства пред Богом в молитве, а также и в дея­тель­ной любви к людям. Бог дает святым, наряду с анге­лами Божи­ими, совер­шать Свою волю в жизни людей дея­тель­ной, хотя обычно и неви­ди­мой, помо­щью. Они суть руки Божии, кото­рыми Бог совер­шает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано тво­рить дела любви не в каче­стве подвига для своего спа­се­ния, кото­рое уже совер­шено, но, дей­стви­тельно, для помощи в спа­се­нии других собра­тий. И помощь эта дару­ется Самим Гос­по­дом во всех наших житей­ских нуждах и пере­жи­ва­ниях по молит­вам святых. Отсюда и святые – покро­ви­тели тех или иных про­фес­сий или хода­таи перед Богом в житей­ских нуждах. Бла­го­че­сти­вая цер­ков­ная тра­ди­ция, осно­вы­ва­ясь на житиях святых, при­пи­сы­вает им дей­ствен­ную помощь своим земным собра­тьям в раз­лич­ных нуждах. К при­меру, Геор­гий Побе­до­но­сец, бывший при жизни воином, почи­та­ется как покро­ви­тель пра­во­слав­ного воин­ства. Вели­ко­му­че­нику Пан­те­ле­и­мону, быв­шему при жизни врачом, молятся об избав­ле­нии от телес­ных неду­гов. Нико­лая Чудо­творца очень почи­тают моряки, ему же молятся девицы об удач­ном заму­же­стве, осно­вы­ва­ясь на фактах его жития. Люди, живу­щие за счет рыбной ловли, молятся об удач­ном улове апо­сто­лам Петру и Андрею, кото­рые до своего высо­кого при­зва­ния были про­стыми рыба­ками. Ну и конечно, нельзя не ска­зать о высшей всех ангел и архан­гел Пре­свя­той Бого­ро­дице, сто­я­щей во главе сонма святых. Она явля­ется покро­ви­тель­ни­цей мате­рин­ства.

В Пра­во­сла­вии суще­ствует обычай давать при кре­ще­нии имена в честь хри­сти­ан­ских святых, кото­рые, при этом, назы­ва­ются анге­лами дан­ного чело­века (день именин также назы­ва­ется день ангела). Это сло­во­упо­треб­ле­ние ука­зы­вает, что святой и ангел-хра­ни­тель сбли­жа­ются в слу­же­нии своем чело­веку настолько, что обо­зна­ча­ются даже общим име­но­ва­нием, хотя и не ото­жеств­ля­ются.

Беседа наша под­хо­дила к логи­че­скому концу. Я очень наде­ялся, что аргу­менты, при­ве­ден­ные мной, должны были оста­вить след в душе этого моло­дого чело­века. И я не ошибся. Напо­сле­док он сказал фразу, ради кото­рой можно было бы гово­рить еще очень долго: «Спа­сибо вам! Я понял, что во многом оши­бался. Видимо моих позна­ний в хри­сти­ан­стве еще недо­ста­точно, но теперь я знаю, где искать правду. В пра­во­сла­вии. Еще раз боль­шое спа­сибо». С этими сло­вами мой собе­сед­ник уда­лился. Остав­шись один на один со своей радо­стью, я поспе­шил в храм воз­не­сти бла­го­дар­ствен­ную молитву Гос­поду и всем святым, кото­рые помогли мне в этот день в моем пас­тыр­ском слу­же­нии. Но это уже совсем другая исто­рия.….

Все Святые, молите Бога о нас!

Часть вторая

Не так давно на сайте была опуб­ли­ко­вана моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Хри­стос?». Как я и пред­по­ла­гал, она вызвала доста­точ­ное коли­че­ство отзы­вов. Были отзывы с бла­го­дар­но­стью, а были и с осуж­де­нием и непо­ни­ма­нием. Но мне запом­нился один ком­мен­та­рий. При­веду его дословно: «У меня пару заме­ча­ний. Как известно, про­те­станты бывают разные. Среди них и люте­ране. И знают они Писа­ние в целом лучше пра­во­слав­ных. Так вот, их пози­ция: можно «почи­тать святых», т.е. вспо­ми­нать их жизнь, ста­вить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почив­шие пре­бы­вают в ожи­да­нии Страш­ного Суда. До этого они как бы «недее­спо­собны». Таким обра­зом, вoпрос не в пан­те­изме, а пони­ма­нии загроб­ной жизни до(!) Суда. Если батюшка соиз­во­лит это объ­яс­нить, ссы­ла­ясь на Писа­ние (а для про­те­стан­тов это авто­ри­тет в отли­чие от пре­да­ния), тогда это будет более ценным».

Итак, пред­ла­гаю чита­телю вновь рас­смот­реть тему почи­та­ния святых в свете Свя­щен­ного Писа­ния. Сразу же хотел бы воз­ра­зить автору ком­мен­та­рия в том, что люте­ране знают Библию лучше пра­во­слав­ных. Библия одна и у пра­во­слав­ных и у про­те­стан­тов. Есть пра­во­слав­ные, кото­рые весьма хорошо знают Свя­щен­ное Писа­ние, есть и про­те­станты, кото­рые хорошо под­ко­ваны в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то срав­не­ние вообще неуместно.

Про­дол­жим дальше. Дей­стви­тельно, про­те­станты не при­знают Свя­щен­ного Пре­да­ния, для них явля­ется авто­ри­те­том лишь Свя­щен­ное Писа­ние. Пусть так. Начнем со слов ап. Павла, ска­зан­ных в посла­нии к евреям: «вы при­сту­пили … ко граду Бога Живаго, к Небес­ному Иеру­са­лиму и тьмам Анге­лов, к тор­же­ству­ю­щему собору и церкви пер­вен­цев, напи­сан­ных на небе­сах, и к Судии всех Богу, и к духам пра­вед­ни­ков, достиг­ших совер­шен­ства» ( Евр.12:22-23 ). Пра­вед­ники пре­бы­вают на небе­сах, в Небес­ном Иеру­са­лиме. Значит, их загроб­ная участь уже опре­де­лена Гос­по­дом. Еще более пока­за­тельны в этом вопросе слова Спа­си­теля, ска­зан­ные рас­ка­яв­ше­муся раз­бой­нику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит доста­точ­ное коли­че­ство тек­стов, гово­ря­щих о святых, как о насель­ни­ках Небес­ного Града. Вот один из них: «тогда четыре живот­ных и два­дцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золо­тые чаши, полные фимиама, кото­рые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Пока­зана и нема­ло­важ­ность святых в Небес­ном Иеру­са­лиме: «и соде­лал нас царями и свя­щен­ни­ками Богу нашему; и мы будем цар­ство­вать на земле» ( Откр.5:10 ). И их число доста­точно велико: «И я видел, и слышал голос многих Анге­лов вокруг пре­стола и живот­ных и стар­цев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр.5:11 ). Сле­до­ва­тельно, согласно Писа­нию, святые уже пре­бы­вают в раю рядом с Гос­по­дом и их загроб­ная участь уже опре­де­лена до Страш­ного Суда.

Теперь стоит пораз­мыс­лить над «недее­спо­соб­но­стью» святых, о кото­рых гово­рил автор ком­мен­та­рия. Здесь было бы умест­ным дать опре­де­ле­ние Церкви Хри­сто­вой. Опять обра­тимся к Писа­нию. Бог поло­жил «всё небес­ное и земное соеди­нить под Главою – Хри­стом» ( Еф.1:10 ). Сле­до­ва­тельно, Цер­ковь Хри­стова – это сово­куп­ность небес­ной и земной церк­вей. Цер­ковь небес­ная и земная есть одно Тело, Глава кото­рого – Хри­стос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не забо­тятся друг о друге. Разве одна нога, спо­ткнув­шись, не пере­кла­ды­вает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую забо­тясь о ней. Не может орга­низм функ­ци­о­ни­ро­вать, если пре­кра­тило свою работу сердце. В таком случае, не забо­тятся ли святые о нас, уже нахо­дясь перед Богом.

Разве не посы­лает здо­ро­вый орган тела импульс голов­ному мозгу о том, что начал болеть сосед­ний. Так же и святые молят о нас Гос­пода, «дабы не было раз­де­ле­ния в теле, а все члены оди­на­ково забо­ти­лись друг о друге. Посему, стра­дает ли один член, стра­дают с ним все члены; сла­вится ли один член, с ним раду­ются все члены» ( 1Кор.12:25-26 ). «Вышний Иеру­са­лим … он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). А ведь граж­дане одного города, когда увидят своих сограж­дан в какой-либо беде, тотчас по зову их помо­гают, чем могут. Так посту­пают и пра­во­слав­ные и про­те­станты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие труд­но­сти, кото­рые при­хо­дится пре­одо­ле­вать, чтобы помочь или делом или молит­вой. Молятся по слову апо­стола: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь» ( Иак.5:14-15 ).

Так почему же про­те­станты воз­бра­няют молиться за нас самим апо­сто­лам? Разве это не абсурд? Вза­им­ная молитва есть про­яв­ле­ние вза­им­ной хри­сти­ан­ской любви и попе­че­ния. Вот в эту-то вза­им­ность между земной Цер­ко­вью и небес­ной не верят про­те­стант­ские бого­словы. Во дни своей земной жизни апо­столы, по слову Спа­си­теля, любили ближ­них и моли­лись за них: «мы… не пере­стаем молиться о вас» ( Кол.1:8 ). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водво­ри­лись у Гос­пода» ( 2Кор.5:6-8 ), стали меньше любить тех, кото­рые оста­лись на земле? Неужели поте­ряли они ту любовь во Христе Иисусе, о кото­рой и сами писали, что она «нико­гда не пере­стает» ( 1Кор.13:8 )? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их дей­ственна, и глупо отри­цать это. Сколько чудес совер­шает Гос­подь через их святые мощи и иконы! И этому нет про­ти­во­ре­чий в Свя­щен­ном Писа­нии, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:25 ). А их дела видны всем.

Просят за нас святые угод­ники, и Гос­подь испол­няет их просьбы: «чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» ( Мф.21:22 ). Они наши сомо­лит­вен­ники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отверг­нуть от себя то, что было есте­ственно для святых – молитву друг за друга? В пра­во­сла­вии молит­вен­ное при­зы­ва­ние святых осно­вы­ва­ется на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей име­ю­щих сво­бод­ную молитву. При­зы­вает к вза­им­ной молитве не только Гос­подь, но святые вторят ему. Святой Киприан Кар­фа­ген­ский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отой­дет туда (на небо) по бла­го­во­ле­нию Божию: да про­дол­жится пред Гос­по­дом наша вза­им­ная любовь, и да не пре­ста­нет пред мило­сер­дием Отца, молитва за наших братий”. А вот как гово­рит о пред­ста­тель­стве святых свт. Васи­лий Вели­кий в слове на 40 муче­ни­ков: «Сколько упо­тре­бил бы ты труда найти и одного молит­вен­ника за себя ко Гос­поду! – и вот 40 молит­вен­ни­ков, воз­сы­ла­ю­щих соглас­ную молитву… святый лик! Свя­щен­ная дру­жина! Непо­ко­ле­би­мый полк! Общие хра­ни­тели чело­ве­че­ского рода! Добрые сообщ­ники в забо­тах, спо­спеш­ники в молит­вах, самые силь­ные хода­таи, све­тила все­лен­ной, цвет церк­вей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверз­лись врата рая».

Итак, святые молятся за нас, помощь их дей­ственна и видна многим. Сколько у людей духов­ных и житей­ских нужд. Но не всегда Гос­подь испол­няет наши молит­вен­ные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы про­сти­ра­ете руки ваши, Я закры­ваю от вас очи Мои; и когда вы умно­жа­ете моле­ния ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усер­дия: «Чело­век с дво­я­щи­мися мыс­лями не тверд во всех путях своих» ( Иак.1:8 ). Молитвы же святых Гос­подь слышит и испол­няет: «потому что очи Гос­пода обра­щены к пра­вед­ным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Молитвы святых сильны перед Богом: «При­зна­вай­тесь друг перед другом в про­ступ­ках и моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься: много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного. Илия был чело­век, подоб­ный нам, и молит­вою помо­лился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть меся­цев. И опять помо­лился: и небо дало дождь, и земля про­из­рас­тила плод свой» ( Иак.5:16-18 ). Поэтому мы и ста­ра­емся найти себе сомо­лит­вен­ни­ков и пред­ста­те­лей перед Гос­по­дом среди святых. И дей­стви­тельно, многие люди при­бе­гают к молит­вен­ной помощи святых в разных нуждах. И каж­дому свя­тому Гос­подь дает особую бла­го­дать помощи людям в раз­лич­ных ситу­а­циях. Сколько женщин ста­но­вятся счаст­ли­выми мате­рями после долгих лет бес­пло­дия по молит­вам Бого­ма­тери. И воис­тину «Кто при­те­кая в храм твой, Бого­ро­дице, не прем­лет вскоре исце­ле­ния?» (чино­по­сле­до­ва­ние малого освя­ще­ния воды). А сколько людей исце­ляет от телес­ных неду­гов Гос­подь руками вмч. Пан­те­ле­и­мона Исце­ли­теля. И не пере­честь всех чудес, кото­рых творит Бог по молит­вам свт. Нико­лая Чудо­творца.

Уже сло­жи­лась тра­ди­ция молитвы разным святым в раз­лич­ных нуждах. В ней нет ничего пред­рас­су­ди­тель­ного, если сле­до­вать всему выше­из­ло­жен­ному. Но, к сожа­ле­нию, многие люди не пони­мают этого. В послед­нее время в храмах появи­лись в про­даже «молит­во­словы на раз­лич­ную потребу». В них изобильно пред­став­лены молитвы святым угод­ни­кам в раз­лич­ных житей­ских нуждах. Назва­ния молитв в них пред­став­лены при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: «молитва Адри­ану и Ната­лии о семей­ном бла­го­по­лу­чии» или «молитва Пан­те­ле­и­мону Исце­ли­телю от телес­ных неду­гов». Пре­красно, давайте молиться! Откры­ваем нужную стра­ницу и видим, что там нахо­дится молитва, чита­е­мая в день памяти свя­того. Что-то сму­щает. А где же наша житей­ская нужда? Куда делось наше молит­вен­ное про­ше­ние к свя­тому помо­литься в кон­крет­ной ситу­а­ции? Разве не проще обра­титься к свя­тому своими сло­вами и попро­сить помо­литься за нас. Ведь, как гово­рил Иоанн Зла­то­уст, «молитвы святых имеют очень вели­кую силу, но только когда мы сами рас­ка­и­ва­емся и исправ­ля­емся». И лишь в редкой книге можно найти подоб­ное объ­яс­не­ние. Как пра­вило, его нет. А народ Божий начи­нает усердно читать пред­ло­жен­ные молитвы как некие заго­воры. Напи­сано ведь черным по белому: «от телес­ных неду­гов» и т.п. И даже не сове­ту­ются со свя­щен­ни­ками в столь важном вопросе, как молит­вен­ное пра­вило. А зачем? В молит­во­слове ведь все напи­сано, как и кому молиться. А в молитве ко свя­тому многие и вовсе забы­вают о том, что пода­те­лем всех благ явля­ется Все­мо­гу­щий Бог, а не святой. И молит­вен­ное пра­вило такого чело­века пред­став­ляет собой подо­бие такого «молит­во­слова на всякую потребу», где нет места молитве Гос­поду. А чело­век уже начи­нает мнить себя стол­пом бла­го­че­стия и при­ме­ром молит­вен­ного подвиж­ни­че­ства. В итоге впа­дает в гор­дыню. И этому виной изда­тели таких молит­во­сло­вов, кото­рые в целях эко­но­мии средств не утруж­дают себя объ­яс­не­нием того, как пра­вильно почи­тать святых и про­сить их молит­вен­ного пред­ста­тель­ства. Печально, но факт! И это вовсе не при­ду­мано мной, а осно­вано на реаль­ных чело­ве­че­ских судь­бах. К сча­стью, есть и про­ти­во­по­лож­ные при­меры, когда изда­тели, забо­тясь о чита­теле, подробно изъ­яс­няют то, как сле­дует чтить святых и обра­щаться к ним за молит­вен­ной под­держ­кой. Такой молит­во­слов при­ятно взять в руки и помо­литься.

Так что же делать чело­веку неопыт­ному в таком важном вопросе, как молитва? В первую оче­редь, необ­хо­димо четко пони­мать, что мы просим святых молить Бога о нас. И никак иначе! Во вторых, молитва – это не какой-то заго­вор, после про­чте­ния кото­рого момен­тально пере­ста­нет болеть голова или удачно выйдет замуж заси­дев­ша­яся в девках дочь. Лишь Гос­подь знает, когда и что подать от своих бога­тых мило­стей и щедрот чело­веку. В тре­тьих, перед нача­лом посто­ян­ного чтения того или иного молит­вен­ного после­до­ва­ния нужно взять бла­го­сло­ве­ние у духов­ника. В этом случае чело­век будет знать, что посту­пает пра­вильно, а с бла­го­сло­ве­ния молиться всегда лучше. Можно даже попро­сить свя­щен­ника отслу­жить моле­бен свя­тому, к кото­рому впо­след­ствии будет обра­щаться с молит­вами. Но только не надо про­сить батюшку отслу­жить моле­бен о мате­ри­аль­ном бла­го­по­лу­чии или повы­ше­нии по службе. Если бы Гос­подь испол­нял эти про­ше­ния, то свя­щен­ники, навер­ное, были бы самыми бога­тыми и успеш­ными людьми на земле. Но самое глав­ное, надо пом­нить, что молитва нико­гда не бывает лишней. Она, по слову Иоанна Зла­то­уста, «есть наша бла­го­го­вей­ная беседа с Богом». Пусть и пред­ста­тель­ством святых. Одним словом, бесе­дуйте на здо­ро­вье! Все святые, молите Бога о нас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *