зачем нужна психология в медицине

Значение психологии для медицинского работника.

зачем нужна психология в медицине. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. зачем нужна психология в медицине фото. зачем нужна психология в медицине-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка зачем нужна психология в медицине. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. зачем нужна психология в медицине. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. зачем нужна психология в медицине фото. зачем нужна психология в медицине-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка зачем нужна психология в медицине. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. зачем нужна психология в медицине. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. зачем нужна психология в медицине фото. зачем нужна психология в медицине-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка зачем нужна психология в медицине. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. зачем нужна психология в медицине. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. зачем нужна психология в медицине фото. зачем нужна психология в медицине-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка зачем нужна психология в медицине. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

зачем нужна психология в медицине. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. зачем нужна психология в медицине фото. зачем нужна психология в медицине-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка зачем нужна психология в медицине. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Медицинский работник должен осознавать значение психики больного, роль психологических контактов с пациентом. При общении медицинского работника с пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей. Один ждёт от другого помощи, облегчения страданий, другой определяет более правильные пути её оказания.

Любое заболевание вызывает определённые изменения в психологии человека, которые необходимо знать медицинскому работнику, чтобы наметить правильную тактику беседы, поведения и лечения, найти «общий язык» с пациентом. Больной человек стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, само болезненное состояние повышает обидчивость, избыточную чувствительность больных. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять в него уверенность в выздоровлении. В работе медицинской сестры часто важнее не то «что» она делает, а то «как» она это делает.

К сожалению, медицинские работники не всегда учитывают личностные, возрастные особенности больных, что приводит к усложнению взаимоотношений между ними.

В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться без знания основ общей психологии. Эти знания, кроме того, способствуют повышению профессиональной квалификации, создаёт возможности для творческого и личностного роста.

Задание для самостоятельной работы:

На основе изученного теоретического материала заполните, пожалуйста, таблицу следующего содержания:

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Психология в медицинской практике

Зачатки внедрения психологии в медицинскую практику появились уже в XVIII веке, когда Пинель писал о необходимости включения в руководство психиатрической больнице врача, администратора и психолога. В XIX ученые активно исследовали психику соматически и психически больных людей и нуждались в в помощи психологии для анализа сложных нарушений психической деятельности и поведения. В начале XX веке выделилась в самостоятельную научную дисциплину медицинская психология. Во второй половине XX столетия, после появления множества важнейших трудов, расширилась сфера деятельности медицинской психологии, она стала обособляться организационно. В современности медицинская психология чаще именуется клинической, ее важность, возможности и востребованность растут. Хотя и остаются еще сложности в правовом обеспечении клинической психологии и в определении ее точного возможностей и расположения между гуманитарной и медицинской наукой.

Итак, клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств и болезней. В ее состав входят следующие разделы: патопсихология, нейропсихология и соматопсихология (психосоматика). Патопсихология позволяет качественно исследовать нарушенные и сохранные психические функции, состояния больных, разрабатывает и применяет на практике различные методы психодиагностики. Нейропсихология разрабатывает и применяет на практике приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга и различных нарушениях психических функций при них; занимается методами восстановления таких больных. Связь соматики и психики доказана давно; соматопсихология и психосоматика изучает двустороннюю связь происхождения различных заболеваний и психики, личности больного. В процессе лечения важны жалобы больного, его способы реагирования, качественные характеристики личности. Таким образом, психология обращения с больным занимается психологическими взаимосвязями проблем лечебной деятельности и деятельности по уходу за больными, проблем воздействия на больных в самых различных ситуациях, возникающих в ходе этой деятельности, а также проблем поведения медицинских работников. Данная дисциплина занимается вопросом любых отношений, встречающихся в лечебном процессе: врач-больной, сестра-больной, врач-сестра-больной, а также больной-его близкие. В качестве раздела медицинской психологии порой рассматривают психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека, психические изменения, наступающие под воздействием этих веществ. Важное место клиническая психология занимает в профилактике (превенции), реабилитации больных с различными соматическими и психическими расстройствами, психокоррекции детей и подростков с нарушениями в психическом развитии, различных видах экспертизы.

Одним из важнейших направлений в работе является психотерапии, заключающаяся в использовании методов психологического воздействия на больного для достижения его психологического благополучия. В настоящее время до сих пор ведутся дебаты и дискуссии по поводу возможности применения психотерапевтических техник клиническим психологом. Здесь необходимо разъяснить некоторые вопросы по поводу отличия друг от друга психиатрии, психотерапии и психологии в России. Итак, психиатр — это врач, который занимается психопатологией; психотерапевт также является врачом с медицинским образованием по специальности психиатрия, но имеющий дополнительное образование в сфере психотерапии; психолог — специалист, не считающийся врачом и занимающийся изучением личности, поведения, развития человека в норме, владеющий методами оценки психических явлений и работы с ним. Однако здесь и заключается сложность, так как клинический психолог, хоть и не имеет право на оказание медикаментозного лечения, в полной мере владеет знаниями и способами работы не только в области нормы, но и патологии, более подготовлен, чем врач психиатр в плане личностной психологической коррекции и понимания глубинных личностных процессов в силу глубокого психологического образования. Пока в России тождественное психологическое воздействие со стороны врача психиатра носит название психотерапии, а со стороны психолога — психокоррекции.

Анализирую существующее положение психологии в медицине, можно говорить о неразрывном единстве и необходимости совместной работы клинических психологов и психиатров, неврологов и врачей общей практики.

Baumann, U., Perrez M. Lehrbuch Klinische Psychologie — Psychotherapie/ U. Baumann, M. Perrez. — 1998.

Русина, Н.А. Клинический психолог в системе здравоохранения: проблемы, реалии, перспективы. [Электронный ресурс]/ Н.А. Русина. — Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru.

Источник

Стоматологическая поликлиника № 2

Единые стандарты высокого качества тел. 777-925 Email: info@belstom2.ru

О поликлинке

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой, нажмите Ctrl+Enter, оставьте комментарий.

Пациентам

Гигиена полости рта

Зачем стоматологу психологическая подготовка?

Академик международной БПА, чл.-корр. Петровской Академии Наук и Искусств, д.пс.н., профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб ИНСТОМ (Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования).

Казалось бы, роль психологии в стоматологии общепризнанная, тем не менее – нередко спрашивают: «А так уж это актуально?». Ниже обобщаются вопросы, касающиеся работы и обучения психологии стоматолога. Ответы на них даны в форме диалога с воображаемым практикующим врачом. Пусть это будет человек осторожный, с критическим мышлением, который хочет во всем разобраться и решить, надо ли ему тратить силы и время на то, чтобы специально овладеть психологическими знаниями и умениями, или достаточно личного опыта и здравого смысла.

С.: Мой опыт врача-стоматолога без малого 8 лет. Срок достаточный, чтобы сделать вывод: без работы я не останусь. Бывают периоды, когда пациенты записываются реже обычного, случаются «окна» и даже простои, но у людей были и будут проблемы с зубами. Поток пациентов неиссякаем. Что в таких обстоятельствах может дать мне психология?

П.: Вы четко выразили позицию практического рационализма: если пациент приходит, то зачем дополнительные заботы, зачем осваивать основы психологии?

Многие руководители стоматологических учреждений, врачи, ассистенты врачей-стоматологов и администраторы уверены в том, что знания психологии им необходимы. Они помогают устанавливать доверительные контакты с пациентами того или иного типа, оказывать релаксирующее, убеждающее и внушающее влияние, упреждать и разрешать конфликты. Условия коммерции и конкуренции настоятельно диктуют необходимость психологической подготовки лечебного и обслуживающего персонала в условиях оказания платных услуг.

С.: Как мне кажется, я успешно общаюсь с пациентами, в этом плане у меня нет особых затруднений. Недоразумения и конфликты редки, но без них не обойтись.

П.: Прошу извинить меня, но в Ваши рассуждения вкралась типичная ошибка: человек склонен видеть себя в лучшем свете и оценивать на основе собственных критериев. А надо учитывать предпочтения пациентов и старания конкурентов.

С.: Мне кажется, что в большей степени пациентом «управляет» острая необходимость решить назревшую проблему, а не осознанный выбор личности врача или конкретного стоматологического учреждения.

П.: Уверяю Вас, в самое ближайшее время наш пациент «дозреет» до понимания аксиомы, как это произошло в цивилизованном мире: надо иметь «своего», постоянного стоматолога. Точно так, как целесообразно иметь своего юриста, семейного врача, гинеколога. И это не блажь богатых, а непременное условие сохранения здоровья. Разве не убеждает в том пресловутая практика обезличенного здравоохранения, когда каждый из нас побывал за свою жизнь на приемах у дюжины разных докторов, в том числе, стоматологов, которых мы не помним в лицо и которые забыли наши проблемы. Здоровье человека стало бесхозным, за него никто не отвечает. Это несовместимо с платной медициной. А сколько выгоды приносит постоянный пациент стоматологу!

Постоянный пациент да еще дистрибьютор услуг – надежное свидетельство того, что врачу доверяют, это лучшая реклама для стоматолога, на которую не надо тратить деньги. Эффект личности стоматолога сильнее всемогущества средств массовой информации.

Однако постоянным посетителем и добровольным дистрибьютором услуг пациент становится в результате продуманных действий врача, благодаря его психологической просвещенности. Увы, далеко не каждый доктор имеет соответствующие знания и навыки.

С.: Как объективно можно судить о том, что популярность врача у пациентов обусловлена именно умением общаться, а не мастерством его рук?

С.: И все-таки, как оценить роль искусства общения в работе стоматолога?

П.: Представим себе мастера «золотые руки». Естественно, его работа нравится и удовлетворяет ту часть пациентов, которая может увидеть и оценить ее. Намерение обращаться впредь к такому доктору обусловлено прежде всего его технологическими умениями.

Представим, что мастер «золотые руки» – личность определенного типа, например человек молчаливый, замкнутый или, напротив, склонный к общению, открытый к контактам. К нему потянется еще один ручеек пациентов, те, кого он устраивает своими коммуникативными качествами.

А теперь допустим, что мастер «золотые руки» – человек гибкий, умеет определять психологические особенности пациента и быть таким, каким надо в конкретном случае: общительным или не очень, рациональным или эмоциональным, умеющим приводить много аргументов или ограничиваться единственным, проявлять максимум или минимум сочувствия. Врач с такими задатками и навыками общения привлечет к себе максимальное число пациентов.

Таким образом, в первом случае психологически «срабатывала» зона «технологического мастерства», во втором – «зона личностных особенностей», в третьем – «зона искусства общения». Выводы очевидны: число постоянных пациентов у доктора будет увеличиваться по мере перехода от 1 к 3 «зоне», и чем больше привлекательных «зон» задействовано, тем лучше (см. рисунок 2).

С.: Это теория. Убедительная и наглядная, но все же теория.

П.: Приведу статистические факты из опыта работы одной из крупнейших стоматологических фирм Санкт-Петербурга. Здесь принято интересоваться впечатлениями пациентов об эффективности проведенного лечения. В телефонном опросе, в частности, выясняется: «Если у Вас вновь возникнет необходимость в стоматологической помощи, Вы обратитесь к нам?». Понятно, таким вопросом мы выясняем отношение к врачу. Из более 2-х тысяч опрошенных 85% ответили «да», остальные сомневаются или отвечают отрицательно. Таким образом, фирма по тем или иным причинам не досчитывает 15% постоянных пациентов. Это в среднем. А есть доктора, к которым готовы обращаться вновь 90% лечившихся пациентов, и доктора, у которых отсев пациентов составляет до 40%. Самое неприятное в этой статистике то, что внушительный процент потери пациентов после лечения встречается у мастеров «золотые руки». Стараясь помочь им, психологи показывают причины и пути устранения ошибок на консультациях и лечебных приемах. Вот вам конкретный эффект работы психолога.

П.: Причины отсева после консультации, надо полагать, разные и связаны они и с материальными возможностями пациентов, и с желанием узнать: где, что, почем. Одна из причин отсева касается психологии выбора и предпочтений. Очевидно, врач показался пациенту равновероятным, не оставил особого впечатления, это оказалось решающим.

Вот почему встает проблема целенаправленного формирования первого впечатления от контактов со специалистом. Имидж врача должен обладать сильным психологическим воздействием на пациента. Своих слушателей на коммерческих циклах мы посвящаем в секреты обаяния, создания яркого образа мастера своего дела.

С.: А что конкретно получает стоматолог от психолога? Поможет ли обучение мне, практикующему врачу, зарабатывать деньги?

П.: Психологи помогают врачу быстро и корректно научиться работать так, чтобы завоевать доверие пациента. Доверие обладает мощной силой, побуждающей пациента к постоянству и добровольному принятию на себя функции дистрибьютора. Вы умеете вызывать доверие, следовательно, Вы обеспечены работой, пациент предпочитает лечиться у Вас, а не у конкурентов. При этом для достижения такого результата Вы практически не вкладывали материальных средств, как это неизбежно при организации рекламы, закупках нового оборудования и материалов. Прибавьте к сказанному уважение и признание пациентов.

С.: Насколько мы отстали в культуре обслуживания в стоматологии?

П.: Ровно на одну общественно-экономическую формацию, если пользоваться терминологией исторического материализма. Лечить в ряде частных клиник начали по современным технологиям, а вот психология взаимодействия с пациентом отчасти перекочевала из социализма, отличавшегося, как известно, безразличием к личности. Покончить с ее рецидивами нелегко.

С.: На чем основано столь категоричное заключение?

П.: В моих словах нет вызова или упрека, но факт остается фактом – мы воспитанники своей эпохи. Помнится, когда мы, психологи, более десяти лет назад приступали к обучению врачей одной крупной стоматологической фирмы, многие из них активно и дружно сопротивлялись.

Мы ставили вопрос о необходимости налаживания обратной связи с пациентами, об изучении их мнений о качестве лечения и обслуживания. Это общепринятый способ проявления внимания к заказчику, выявления недостатков в работе. В ответ слышали, что опрос пациентов принижает личность врача и дает ненужную субъективную информацию.

Мы убеждали в том, что надо предварительно согласовывать с пациентом стоимость лечения, поскольку в платной сфере услуг принято считать затраты и уважать заказчика. Некоторые врачи заявляли в таком духе: «Коль пришел лечиться за деньги, должен иметь тугой кошелек». Мы говорили о необходимости индивидуального подхода, о гибкой тактике предоставления скидок и целесообразных уступках в цене, а нам возражали: «Ко мне очередь из желающих попасть на прием, пусть будет счастлив тот, кого я принял».

Проходит некоторое время, прежде чем медперсонал осознает, что, если хотя бы один доктор из всего коллектива настроен таким образом, это способно принести вред коммерции. Рано или поздно кто-то из пациентов на себе ощутит пренебрежение к своей личности, и это вызовет резонанс в среде пациентов. Чем выше престиж стоматологического учреждения, чем мощнее его сеть дистрибьюторов, тем заметнее порочащие его факты.

С.: Каким образом психологи преодолевают антирыночные умонастроения и сколь эффективны ваши усилия?

П.: Занятия по психологии с врачами-стоматологами приходится начинать с элементарных понятий. Возьмем обязательное профессиональное общение с пациентом на консультации или приеме. Врач должен выявить проблему пациента, влияние его здоровья на состояние полости рта, наличие аллергических реакций, инфекционных заболеваний, физическое и психическое состояние перед приемом. Врач должен учесть жалобы и пожелания пациента, а затем объяснить ему его проблему, связь состояния здоровья с заболеванием зубов или десен, содержание, рекомендуемый план, этапы и выбор варианта лечения. А еще надо согласовывать с пациентом содержание, выполняемый план и стоимость лечения – это требуется с точки зрения рыночных отношений и в целях юридической защиты прав потребителя и заказчика. Наконец, надо разъяснять пациенту стоматологический прогноз, гарантии, меры профилактики, условия сохранения эффекта лечения и действия в случае осложнений.

С.: Допустим, у врача что-то не получается. Посетив занятия психолога, он может усовершенствовать свое обязательное профессиональное общение?

П.: Методика занятий рассчитана на это. Лекции, деловые игры, дискуссии, учебные фильмы – все ориентировано на то, чтобы показать в раскладе «по полочкам» технологию профессионального общения. Особое внимание уделяется типичным психологическим ошибкам, которые допускают врачи на каждом этапе консультации или лечения. Об этом мы можем судить на основе наблюдений 204 консультаций стоматологов, в том числе, 40 видеозаписей.

С.: Какие типичные недостатки отмечают психологи в работе стоматологов?

П.: Многие доктора не знают «технологии» культурного обслуживания, т.е. как выказать радушие в общении с пациентом, какими способами передать внимание к его информации, как сделать наглядным проявление заботы и уважения. Этому приходится обучать врачей. Нигде не учат нас хорошим манерам вообще и профессиональной культуре общения в частности.

С.: Приведите «живой» пример.

П.: Наши наблюдения за консультациями и лечением показали, что некоторые врачи недостаточно проявляют инициативу в общении с пациентами. Диалог ведет пациент, «вытягивает» из врача информацию о вариантах лечения, стоимости, гарантиях и т.п., что резко снижает впечатление о профессионализме медика и доверие к нему. Психолог подсказывает, где и как нужно действовать активно, какие отрицательные эффекты случаются, если врач в тех или иных формах проявляет пассивность.

Среди элементарных коммуникативных ошибок: неумение выслушать пациента; злоупотребление профессиональными терминами; нечеткость выражения мысли; неумение отслеживать и оценивать сообщенную пациентом информацию; неумение управлять его впечатлениями и убеждать там, где это необходимо; неумение акцентировать в сознании пациента выводы и сведения, которые предопределяют принятие им решения о необходимости, объеме лечения и целесообразности затрат.

Занятия построены так, чтобы врачи могли посмотреть на себя со стороны. Видеокамера, учебные фильм, опросные методики, сами слушатели выполняют роль зеркала, в котором специалист видит свое отражение. Многие аспекты работы оказываются для слушателей неожиданными, переоцениваются и корректируются.

Типичный недостаток профессионального общения – неумение адресно проявлять сочувствие и сопереживание. Важно, чтобы каждый пациент увидел заботливое отношение к себе со стороны врача и ощущал успокаивающее его воздействие в процессе лечения. Таковы условия принятия личности и стиля доктора, без этого не может быть речи о постоянстве пациента.

Источник

Значение психологических знаний в практической медицине

зачем нужна психология в медицине. 605e46ed72a87ba8aa924a688459e532. зачем нужна психология в медицине фото. зачем нужна психология в медицине-605e46ed72a87ba8aa924a688459e532. картинка зачем нужна психология в медицине. картинка 605e46ed72a87ba8aa924a688459e532.

Дата публикации: 26.07.2017 2017-07-26

Статья просмотрена: 7263 раза

Библиографическое описание:

Шимовонян, К. Т. Значение психологических знаний в практической медицине / К. Т. Шимовонян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42035/ (дата обращения: 12.11.2021).

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного. За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину.

Ключевые слова: психология, медицина, клинический (медицинский) психолог, психотерапевтическая реабилитация, психотерапевтическая помощь, медицинская (клиническая) психодиагностика.

Психологическая наука развивалась в трех руслах: философском, медицинском и педагогическом. Это положение, относящееся как ко всей истории психологической науки, так и к истории отечественной психологии, является определяющим для понимания взаимоотношения психологии и медицины в их историческом развитии.

Историю психологии обычно начинают с Аристотеля, который своим трактатом «О душе», по существу первым исследованием психики человека, заложил основу этой науки во всех трех ее руслах. Но еще до него Гиппократ, который был не только философом, но и врачом, создал учение о «четырех соках» человеческого организма и, связав с ним ряд не только телесных, но и душевных проявлений, тем самым заложил основу для развитого в средние века его последователями учения о темпераментах. Он защищал идею, которую в течение длительного времени не признавали многие авторы: органом мышления и ощущений является мозг. Нельзя не отметить, что и первая сохранившаяся запись мысли о связи разума человека с мозгом была в так называемом хирургическом папирусе египтян, датируемом XXX веком до н. э. [2].

Заслуживает упоминания ряд имен врачей, вошедших в историю психологии. Среди них Алкмеон Кротонский, Гален, Авиценна, Зигмунд Фрейд, Бехтерев, Лазурский и многие другие. Известно, что И. М. Сеченов хотел написать работу по медицинской психологии, считая, что она должна быть его, как он сам писал, «лебединой песней», но так и не успел выполнить своей мечты [5].

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину; психология, в частности, внедряется в клинику соматических заболеваний, а к ним в настоящее время по разным данным относят от 50 до 80 % болезней, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, почечные, дыхательные и ряд других [1].

Сотрудничество врачей и психологов в борьбе с болезнями на Западе уже давно в порядке вещей, и уже ни у кого не вызывает сомнения, то факт, что психика и тело не разделимы и взаимосвязаны. В России же традиционная модель оказания медицинской помощи часто ограничивалась только лечением телесных симптомов, не говоря уже о культуре отношения людей к своему психологическому благополучию.

По сути, в каждой российской больнице должен работать психолог. Чем же должен заниматься психолог в стационарах?

Согласно приказу Минздрава РФ от 26.11.96 № 391 «О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ» медицинский психолог это специалист с высшим образованием по специальности «Психология», получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Медицинская (клиническая) психодиагностика является специализированным разделом общей психологической диагностики и одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в таких социально значимых областях, как медицина и здравоохранение. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также с задачами психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных. Основные области применения теории и методов, медицинской психодиагностики – клиническая и профилактическая медицина.

В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. Полученные в процессе клинической психодиагностики данные используются врачом при постановке нозологического и синдромального диагнозов, оценке динамики состояния больного в процессе лечения, при проведении различных видов экспертизы (медико-социальной, военной, судебной), при определении задач и методов психотерапии, реадаптации и ресоциализации больных.

В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств. Существенное значение имеет психологическая диагностика для выявления посттравматических стрессовых расстройств, лечения и реабилитации лиц, переживших экстремальные и кризисные ситуации [3, 4].

В случае работы психолога в детских отделениях существует своя специфика, необходима работа как с ребенком, так и со взрослыми, находящимися рядом с ним. Мозг ребенка созревает только к 16 годам, последними созревают лобные доли, которые отвечают за функции самоконтроля. То есть говорить о том, что человек сам за себя отвечает и контролирует, можно говорить только после 16 лет. До 16 лет мозг ребенка легко внушаемая и восприимчивая среда, поэтому работа только с ребенком без близких не возможна, это всегда симбиоз. Только работая с ребенком невозможно вылечить посттравматическое стрессовое расстройство.

Если говорить о травматологии, то мы видим, что физические травмы тоже влекут за собой психологические проблемы. Например, фантомные боли – это боли, которые ощущаются человеком при ампутированной конечности, они могут сопровождать человека всю жизнь. В настоящее время разработаны и применяются на практике психотерапевтические методики, которые показывают, что эти боли имеют психологический характер и их можно убрать чисто психологически.

Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, которые, главным образом, сводятся к исследованию психологии личности. Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания (возможности образования вторичных симптомов), для выбора правильной тактики терапевтических и психотерапевтических воздействии, для решения вопроса о возможности сообщения больному диагноза и для многого другого.

В процессе обучения, будущие психологи осваивают дисциплины находящиеся на стыке психологии и медицины, среди которых: психосоматика, патопсихология, нейропсихология, психогенетика, специальная психология, психофизиология, клиническая психология, телесно-ориентированная психология. А в медицинских вузах преподаются такие дисциплины, как клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика и ряд других.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что и психологи, и медики изучают не мало одних и тех же дисциплин. У вас может возникнуть вопрос: почему же тогда сам медицинский работник не может оказать психологическую помощь своему больному, если он также, как и психолог изучает множество дисциплин, находящихся на стыке психологии и медицины?

Дело в том, что стандартная подготовка врачей направлена на то, чтобы работать больше с физиологией человека и сознательно не обращать внимание на то, что твориться с психологией человека, его эмоциональным фоном, чтобы, как не странно, вылечить больного. Если хирург будет переживать о тех действиях, которые он совершает, то он никогда не сделает операцию, поэтому они обучены так, чтобы сильно не сопереживать, а только видеть перед собой тело, материалы, препараты и сделать свою работу высококлассно. Если им включать еще и психологию, они просто сойдут с ума, поэтому они защищают свою психику от взаимопроникновения с пациентами. Именно этот факт и не дает в итоге врачам понимать медицинских психологов, а значит и выполнять их работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *