зачем нужна компьютерная грамотность
Почему нужно учиться компьютерной грамотности?
Действительно спросите вы. Зачем!?
Вот на эту тему мы и поговорим в сегодняшней статье.
На самом деле, уровень компьютерной грамотности населения, характеризует грамотность и конкурентоспособность современного общества.
Неважно, в каких целях вы используете компьютер, только в личных и домашних, либо в целях бизнеса и автоматизации различных процессоров.
Люди, которые не изучают компьютерные технологии, или сторонятся их использования, очень многое теряют. Компьютер позволяет раскрыть свои творческие способности (занятие музыкой, написание книг, ведение своего интернет дневника, рисование, графика и так далее) или просто сделать повседневную жизнь проще (поиск нужной информации в сети, распечатка нужных документов, набор текста).
Но, а о безграничных возможностях интернета, даже и говорить не стоит. Представьте, что вы, не выходя из дома, можете, зайти на любой сайт, который может находиться в любой точке планеты Земля. Именно двадцать первый век – век информации, позволяет нам черпать знания из «всемирной паутины», как из гигантской библиотеки. Ну а познание нового, всегда развивает наш с вами интеллект.
Умение владения компьютером, в современном мире цениться очень высоко. Развивается такое направление работы как «Фриланс». Это когда вы можете работать не выходя из своего дома, ну и, конечно же, получать за это деньги. Например, создавать сайты, писать тексты на заказ, или обрабатывать фотографии клиентов, сидя при этом в удобном домашнем кресле, перед монитором.
Однако чтобы всем этим заниматься, нужно освоить сначала базовый компьютерный уровень.
Исходя из моей практики, я заметил, что даже, казалось бы, опытные пользователи компьютера, впадают в панику, когда в компьютере наблюдается какая либо неисправность или неполадка.
Главное не паниковать и мыслить трезво.
Если вам хочется стать уверенным пользователем компьютера, и уметь исправлять базовые компьютерные неисправности. То щёлкните тут: http://windows7.winda-comp.ru/
В этой заметки, я пояснил своё виденье компьютерной грамотности и описал, зачем нужно знать компьютер. Тем более владеть хорошо, владеть компьютер на пользовательском уровне, это совсем не трудно. Тут я не говорю, о каком-то программировании и других сложных материях.
Пользовательский уровень владения компьютером – это как велосипед, просто как никогда.
Крепких вам компьютерных знаний.
С Уважением Артём Ющенко.
Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна
Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.
Я слышал что-то о цифровой грамотности. Что это?
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
А можно конкретнее и проще? А то ничего не понятно…
Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
А что будет, если у человека нет цифровой грамотности?
Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.
Грамотность нужна не только для работы. Есть люди, которые пересылают пароли по почте, сохраняют их в «Google Документах» с открытым доступом, вводят на непонятных сайтах. А потом не могут войти в аккаунт в соцсети или видят, как с карты исчезают деньги. Только за 2020 год россияне потеряли в общей сложности 150 млрд рублей просто потому, что не смогли распознать фишинг.
Допустим, я знаю уловки и не попадусь на фишинг. Значит, я грамотный?
Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.
Что за персональные данные и как они относятся к цифровой грамотности?
Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.
Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.
А что про безопасность хранения? Я же могу просто поставить пароль на компьютер
Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.
О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Убедили. А достоверность информации зачем проверять?
Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.
А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.
Цифровая грамотность нужна больше на работе?
Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.
Хорошо, а как повысить уровень цифровой грамотности?
Внимательно изучать всё вокруг — читать FAQ сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.
Обложка: Оля Ежак для Skillbox Media
Компьютерная грамотность: почему это так важно сегодня?
Компьютеры уже давно стали частью нашей повседневной жизни. Сложно представить себе какие-то области, в которых бы не применялись современные технологии. По этой причине невозможно обходить стороной и вопросы компьютерной грамотности населения. Увы, но даже сегодня, когда компьютер появился буквально в каждом доме, по-прежнему остается много людей, который с техникой общаются на «вы». И, естественно, это приводит к тому, что такие люди не являются ценными кадрами в современном мире, уходя на обочину прогресса. Вряд ли можно себе представить художника или музыканта, который бы не владел компьютерными программами, позволяющими расширить его сферу талантов.
Сегодня можно встретить курсы повышения компьютерной грамотности, такие как it-course.ru. Эти курсы позволяют расширить свой кругозор, обучиться чему-то новому, чтобы оставаться «в тренде» современности. Сегодня даже дети уже умеют работать с компьютером, причем порой они знают даже больше взрослых. Многие успешные программисты завоевывают медали еще в 14-16 лет, что говорит о том, что их развитие очень быстро опережает развитие многих зрелых людей. Однако не стоит считать, что взрослые люди не могут обучиться компьютерной грамотности. Могут, если захотят. Это будет очень полезным навыком, поскольку даже при приеме на работу сегодня требуется знания основ работы с компьютером и офисными пакетами. Без этого вряд ли можно будет найти даже самую непрестижную работу.
Взрослым людям приходится сложнее в этом плане, поскольку менталитет у них уже сформировался и им очень трудно перестраивать свое мышление. Они привыкли все делать медленно, опираясь на свои прошлые достижения и познания, а здесь придется думать по-новому, меняя привычный уклад мыслей. И, естественно, мыслить по-иному и схватывать такой обильный поток информации им сложнее, нежели молодым людям. Однако если пробовать курсы, представленные по ссылке, можно будет научиться многому очень быстро, поскольку там все разъясняется простым и понятным языком. Такие навыки помогут понимать молодежь и всегда оставаться «на коне». Прогресс идет семимильными шагами, поэтому стоит всегда стараться поспевать за ним.
Общаться, читать, платить
В последние годы аудитория Рунета прирастает как раз за счет людей 55+. Для тех, кто хочет выходить в Сеть, но не умеет пользоваться компьютером, открыты курсы компьютерной грамотности по всей стране. Чаще всего они бесплатны или стоят каких-то символических денег, к примеру, 50 рублей за занятие.
Не нужно бояться осваивать что-то новое. Возраст здесь не помеха. Интернет дает огромные возможности для общения: в соцсетях можно найти своих старых знакомых или переписываться с друзьями, звонить по видеосвязи близким да и просто искать рецепты новых блюд, чтобы порадовать внуков. Компьютер поможет не терять связи с внешним миром.
Спрос на такие курсы высок. В Тверской области в прошлом году курсы компьютерной грамотности освоили 1,5 тыс. пожилых людей. В Чебоксарах за один только декабрь 2017-го курсы посетили 700 неработающих пенсионеров.
В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке занятия проходят 2-3 раза в неделю, чтобы пройденное не забылось.
Кстати, ученики 55+ намного прилежнее молодых студентов: кто-то делает записи в блокноте, кто-то кладет на стол диктофон, много раз переспрашивают и охотно задают вопросы: а стоит ли покупать защитный чехол на планшет или как поменять заставку рабочего стола.
Самые популярные в Интернете компьютерные курсы (бесплатно)
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека.
Социальный центр «Содействие».
Управление Пенсионного фонда РФ.
Центральная районная библиотека им. В.В. Розанова.
Центр соцобслуживания «Забота».
Совет: искать бесплатные курсы можно в районных библиотеках или центрах соцобслуживания населения.
В мае 2017 года в Санкт-Петербурге прошел финал VII Всероссийского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров. На него приехали участники из 74 субъектов РФ. Кибер-спортсмены «серебряного возраста» состязались в навыках владения текстовыми редакторами, умении ориентироваться на портале госуслуг, в поисковых системах, работе на планшетах. В 2018 году финал чемпионата будет принимать Ставропольский край.
Зачем нужен компьютер тем, кому за.
узнавать прогноз погоды;
узнавать, в какой аптеке города есть нужное лекарство и где оно стоит дешевле;
записаться на прием к врачу;
оплатить коммунальные платежи;
зарегистрироваться на сайте госуслуги.рф;
позвонить бесплатно родственникам в другой город.
Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
Умение программировать также важно как умение читать. Это требования рынка и нового мира. Разбираем доклад НИУ ВШЭ «Универсальные компетентности и новая грамотность» и рассказываем, зачем и как учить ребенка программированию
Почему программирование стало частью новой грамотности
Навыки компьютерной грамотности помогают любому человеку решать повседневные и профессиональные задачи. Согласно результатам исследования Открытого университета Израиля, программирование стимулирует креативное мышление и формирует умения учиться. Авторы доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность» сравнивают развитие компьютерной грамотности с этапами развития грамотности как умения читать, писать и считать.
В истории грамотности выделяют два этапа:
На первом этапе текст становится частью инфраструктуры. Они занимают центральное место в жизни людей. Текст использовался как инструмент создания законов и разработки стратегий. Особенно это касается земельных законов, которые стали оформлять в виде письменных текстов вместо персональных свидетельств.
На втором этапе текст становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Благодаря массовым кампаниям по ликвидации неграмотности, начиная с XIX века, большинство людей освоили навыки письма и чтения. Грамотность помогала получить доступ к информации в газетах с описаниями событий, в буклетах с рекомендациями для фермеров и счетах для отслеживания задолженностей. Чем больше людей осваивали навыки чтения и письма, тем более массовой должна была становиться грамотность.
В развитии компьютерной грамотности можно выделить те же этапы, только развитие происходит в течение десятилетий, а не веков.
Сначала компьютеры становятся частью инфраструктуры, когда их использует государство для переписи населения. Университеты, авиакомпании и банковский сектор начали использовать компьютеры c 1950-х годов. Примерно в 1980-х компьютеры стали доступными для большинства людей, а знания о компьютерах начали проникать из областей знаний узких специалистов в жизнь обычных людей. Люди чаще пользовались компьютерами при обращениях в больницы, организации данных о государственном управлении и управлении образованием.
Затем компьютеры становятся частью жизни. Способность написать несложную программу или код постепенно становится базовым навыком. Программирование и вычислительное мышление расширяют возможности и становятся обязательным требованием к любому специалисту — от физика до журналиста. Способность читать и понимать компьютерный код становится более востребованной, поэтому программирование переходит из специального знания в универсальную грамотность. Это грамотность использования современных инструментов общения и работы — компьютеров. И если это аспект грамотности, то развивать его нужно с детства.
Как программирование учит решать задачи
Программирование развивает вычислительное мышление. Это набор приемов для решения задач в компьютерных науках, но применимых в любых сферах. Например, вычислительная наука помогает в образовании. Специальная платформа собирает данные об активностях студентах. С помощью данных преподаватель отслеживает неэффективные задания, чтобы составить новую учебную программу.
Вычислительное мышление учит формулировать проблему, искать решение и анализировать его. Программирование — часть вычислительного мышления и самый эффективный способ его освоить. Например, перед программированием мы анализируем и разбиваем задачу на подзадачи. Программирование конкретизирует вычислительное мышление и может стать инструментом получения знаний.
Зачем учить детей программированию
Идеолог конструктивизма в педагогике Жан Пиаже предложил такую идею: дети учатся быстрее, когда сами формируют свои представления об увиденном и делают собственные заключения, а не когда им говорят, как они должны воспринимать мир. Дети оказываются не пассивными получателями знаний, а наоборот, сами их конструируют.
Программист и один из основоположников теории искусственного интеллекта Сеймур Пейперт добавил: эффективное обучение происходит, когда ученик создает значимый для него объект, будь то песочный замок или теория. Конструкционизм объединяет два типа конструирования: дети конструируют вещи в реальном мире и конструируют новые идеи в своей голове. Два типа конструирования создают непрерывную спираль обучения: когда у ребенка появляются новые идеи, он конструирует новые вещи в реальном мире. Программирование помогает детям воплотить эти идеи в жизнь.
Через программирование ребенок развивает вычислительное мышление. Вычислительное мышление помогает детям развивать навыки решения задач, креативное мышление, умение учиться и навыки совместной работы.
Программирование и вычислительное мышление помогают детям учиться сетевым взаимоотношениям: общаться в чатах, видеоконференциях, соцсетях. Решая сложные задачи, дети используют четыре основных компонента вычислительного мышления: декомпозицию, выделение паттернов, автоматизацию и абстрагирование.
Обучать детей программированию нужно не для того, чтобы они в будущем стали программистами. Задача программирования — подготовить детей к вычислительному мышлению, которое поможет им уверенно справляться с комплексными задачами XXI века, которые не имеют однозначного решения.
Дети смогут применять «вычислительные» подходы в разных контекстах и дисциплинах. Если ребенок научился раскладывать большую задачу на маленькие фрагменты, находить сходства в разных элементах, выявлять и устранять незначимые детали, выстраивать фрагменты в единый алгоритм для получения результата, он сможет решить задачи в любой дисциплине.
Митч Резник, руководитель исследовательской группы, которая разработала язык программирования Scratch, уверен, что креативность можно поддерживать, подпитывать и стимулировать.
За компьютером дети потребляют информацию, играют в игры и только малую часть времени придумывают и создают что-то свое. Тенденция начала меняться с распространением инструментов программирования для детей, например Scratch, Alice или Kodu. С помощью таких инструментов дети учатся создавать игры, анимацию, истории и художественные элементы. Программирование помогает поддерживать и стимулировать креативность, открывает источники вдохновения, чтобы выражать свои идеи и раскрывать личность.
Обучаясь программированию, дети учатся мыслить по-новому. Если написанная программа не работает или работает не так, как ожидал ребенок, ему приходится разбираться и придумывать решение задачи. Ребенок начинает понимать новые идеи и учится учиться.
По сравнению с другими видами учебной деятельности программирование — более щадящий и мягкий процесс. Работа с кодом помогает учиться на своих ошибках и не вызывает дискомфорта, если дети их совершают. Например, ребенок может отменить команду, чтобы исправить ошибку в коде, внести правки и попробовать что-то новое. Благодаря программированию дети перестают бояться ошибок. Вот что рассказывала мать девочки, которая работала на Scratch:
«Она набралась храбрости и больше не боится пробовать новые вещи. Даже если первая попытка оканчивается неудачей, дочка воспринимает ее не как “конец игры”, а как напоминание, что стоит попробовать другой путь, что в нужное место можно идти разными маршрутами и что не бывает маршрутов “правильных” и “неправильных” как таковых»
Ребенок начинает ценить обучение программированию, когда выражает себя через продукт, который может показать другим. Такой подход обозначают понятием «вычислительное участие» (computational participation).
Профессора Кафаи и Берк описали вычислительное участие в книге «Связанный код: почему детям нужно учиться программированию». Они считают, что вычислительное участие — это решение задач и разработка интуитивно понятных систем с другими и для других. Изучение культурной и социальной природы поведения человека с применением понятий, практик и подходов компьютерных наук. Например, работа в группах и использование кодов других людей.
Благодаря совместному программированию, в школе можно создать среду, основанную на сотрудничестве. Запрограммированные игры или истории, которые создает ребенок, могут связывать разных детей друг с другом.
В традиционном классе учитель дает задания, а ученики их решают. Если у детей есть внутренняя мотивация к учебе, такой подход будет работать, но не для всех. При этом у детей почти не остается времени и ресурсов для самовыражения. Вычислительное участие помогает решить эту проблему за счет персонализации и опоры на внутреннюю мотивацию.
Персонализация. В программировании дети персонализируют проекты, «добавляя в них самих себя». Например, в программе Scratch можно добавить свою фотографию и запись голоса. Персонализация вовлекает в обучение, делает его более интересным и мотивирующим.
Опора на внутреннюю мотивацию и интересы. Через программирование можно задействовать внутреннюю мотивацию ребенка, а не использовать систему внешних вознаграждений. Например, Scratch выбирает отдельные проекты для показа на главной странице, вместо прямого вознаграждения в виде очков, баллов или звездочек. Дети радуются, когда выбирают именно их проект. Идея такого подхода в том, чтобы мотивировать других, подсказывая им новые идеи. В профиле пользователя не говорят, сколько раз его проекты оказывались на главной странице, а лишь над сколькими проектами ребенок работал.
Обычный результат программирования — это проект. Ребенок сразу видит: работает или не работает программа. Если не работает, он старается понять, что нужно узнать для завершения проекта. Ученик мотивирован, ему интересно искать ответы на вопросы, на которые и учитель не знает ответа, но точно может помочь их найти.
Как учить детей программированию
Согласно исследованию по развитию компьютерного мышления, формальная обстановка развивает систематическое мышление и подходы, а неформальная помогает детям развивать мотивацию и определить сферу интересов. Идеальная обстановка должна совмещать то и другое. Распространение технологий размывает границы между формальным и неформальным образованием. Учителю больше не нужно «пропускать через себя» все образовательные программы — ученики сами выстраивают новые связи с миром.
Профессора Кафай и Берк создали две среды обучения, чтобы оценить различия между структурированным обучением и внеучебной средой. В каждой из них, ученики создавали цифровые истории с одним и тем же преподавателем на протяжении десяти недель.
Согласно результатам исследования, во внеучебной среде меньше детей закончили свои проекты, но сделали их сложнее и больше. Ученики в клубе использовали больше креативных навыков программирования и вдвое активнее сотрудничали со своими сверстниками. При этом для тех, кто только знакомится с программированием, структурированное занятие будет более эффективным.
Авторы доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность» предлагают дополнять занятия в классе мейкингом, мероприятиями по программированию и походами в технопарки.
Мейкинг. Педагоги объединяют детей на внеклассных мероприятиях для создания физических или цифровых проектов — мейкинга. Создание реального продукта дает ученикам стимул учиться, возможность применить знания на практике и понять, что еще нужно освоить.
На базе философии мейкинга можно создавать школы. Например, в 2011 году в Сан-Франциско открыли школу Brightworks для детей от 5 до 15 лет. Для обучения детей там используют полностью проектно-ориентированный подход. На уроках ученики делают проекты, например строят «Детский город».
По всему миру создают клубы программирования для детей. Они основаны на движении CoderDojo, которое поощряет сообщества создавать лагеря программирования свободного доступа — додзё. Например, в России работают два международных бесплатных клуба под руководством волонтеров CoderDojo и Code Club.
Мероприятия по программированию. На таких мероприятиях участникам дают материалы, чтобы самим провести занятия по программированию. Учителю, родителю или ребенку остается собрать других детей вместе и начать учиться. Например, некоммерческая организация Code.org проводит три популярных международных мероприятия, посвященных программированию — Час кода (Hour of Code), Неделя кода в Европе (Code Week EU) и конкурс по информатике «Бобер» (Bebras Challenge).
Час кода — часовая учебная программа, разработанная для всех возрастов на более чем 45 языках. Час кода проводят в 180 странах.
Неделя кода — двухнедельные мероприятия для детей, организованные волонтерами по всему миру. Неделю кода проводят в 50 странах. В 2016 году в Европе приняли участие почти 1 млн человек.
Конкурс «Бобер» проводят каждый год в 38 странах для детей от 8 до 19 лет. По условиям конкурса, каждому участнику дают 45 мин на выполнение 18 заданий в области информационных технологий. Организаторы не требуют специальных навыков программирования, поэтому с заданиями может справиться каждый. Конкурс проводят на базе школ при поддержке учителей. Победители получают сертификаты и призы.
Детские технопарки. Это образовательные площадки для школьников. В технопарках устанавливают высокотехнологичное оборудование, чтобы мотивировать детей учиться проектированию и компьютерным технологиям.
Например, «Кванториум» — сеть детских технопарков в России. Сейчас работают 24 технопарка в 19 регионах страны.
Зачем учить детей программированию
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.