зачем нужна классическая музыка
Классическая музыка: 7 удивительных эффектов от прослушивания
1. Понижает давление
В эксперименте факультета психологии Калифорнийского университета участвовали 75 человек. В центре внимание было воздействие классической музыки на частоту сердечных сокращений и сосудистую систему, поврежденную в результате стрессов. Респондентам предложили решить арифметическую задачу в условиях ограниченного времени, а затем разделили на несколько групп. Участники первой слушали джаз, второй — поп-музыку, третьей — классику. В итоге у последних зафиксировали более низкий уровень систолического артериального давления. Другие музыкальные стили не привели к подобным эффектам, равно как и тишина.
2. Усиливает умственные способности
Журнал Learning and Individual Differences сообщает об исследовании, в ходе которого студентов разделили на две группы с равными показателями по возрасту, здоровью и успеваемости (среднему баллу). Участники из первой группы присутствовали на лекции, фоном на которой играла классическая музыка, а испытуемые из второго отбора прослушали тот же материал в тишине. После лекций студенты обеих групп решали одинаковый тест. Выяснилось, что добровольцы, которые занимались под классическую музыку, получили больше баллов за правильные ответы по сравнению с теми, кто слушал лекцию без аккомпанемента. Вывод: музыка способствовала лучшему усвоению новой информации.
3. Обеспечивает высокую продуктивность
Одни предпочитают работать в полной тишине, другим необходим офисный шум. Исследования подтвердили, что даже фоновые звуки в кофейне заставляют мозг работать активнее (недаром существуют специальные плей-листы для стимулирования посетителей магазинов). Ученые неоднократно проводили эксперименты по влиянию классической музыки на продуктивность. В одном из последних исследований Американской психологической ассоциации было описано влияние музыки на когнитивные способности человека. Участники выполняли задания либо в тишине, либо под треки различных направлений. В результате эксперимента ученые заявили, что музыкальные звуки в основном затрудняют выполнение сложных и незнакомых задач, однако значительно усиливают продуктивность при решении привычных задач.
4. Улучшает сон
Исследование института поведенческих наук при Университете Земмельвайса (Будапешт, Венгрия) подтверждают, что классическая музыка может помочь при бессоннице. Для эксперимента отобрали 94 человек в возрасте 19–28 лет, которые жаловались на проблемы с засыпанием. Две трети из них в течение трех недель слушали перед сном классическую музыку или аудиокниги. Остальные наблюдались без изменения образа жизни. Результаты еженедельно измерялись с помощью Питтсбургского опросника на определение индекса качества сна. Эксперимент показал, что классическая музыка успокаивала нервную систему и люди быстрее засыпали. Врачи рекомендуют использовать классику в качестве безопасного способа лечения бессонницы легкой степени.
5. Помогает снизить тревогу
Бороться со стрессом можно разными способами: с помощью спорта, еды, друзей или посещения психолога. Ученые из частного медицинского университета Kaohsiung на Тайване считают, что от тревожности нужно избавляться быстро и бесплатно — слушая классическую музыку. Они провели исследование с участием беременных женщин с зафиксированным повышенным уровнем стресса. Участницы слушали классику, звуки природы, колыбельные или нью-эйдж ежедневно. Плей-листы можно было чередовать и выбирать по настроению. Большинство женщин отметили заметное снижение тревожности и начали чувствовать себя спокойнее после сеансов аудиотерапии, проводимых в течение двух недель. Врачи подсчитали уровень стресса будущих мам и отметили, что наиболее позитивное влияние оказывают сонаты Бетховена.
6. Позволяет расслабиться
Снижение сердечного ритма — один из доказанных результатов воздействия классической музыки — неизменно приводит к расслаблению. К исследованию Медико-санитарного университета вооруженных сил в Бетесде, штат Мэриленд, привлекли 67 добровольцев. Сперва им создавали стрессовые и некомфортные условия, а затем предлагали успокоиться в тишине либо под классическую музыку. Но в первом случае нужно было концентрироваться на внимании по аналогии с медитацией, во втором — просто расслабиться и отдыхать. Абсолютно у всех участников были отмечены снижение уровня стресса и чрезмерной мозговой активности.
7. Уменьшает боль
Классическую музыку можно использовать как обезболивающее. Это выяснилось в ходе эксперимента с участием людей, страдающих от хронических болей. Большинство из них признали, что чувствуют себя лучше после прослушивания записей и испытывают конструктивные эмоции, не фокусируясь на страдании. Врачи сделали вывод, что классическая музыка помогает людям восстанавливаться после травм и операций, усиливая действия анальгетиков. Помимо этого, она способствует позитивному настрою, который очень важен для выздоровления.
Для чего нам слушать классическую музыку?
Каждый сам выбирает чем ему заниматься. По определению человек должен любить и уважать себя, выбирать то, что принесет ему пользу. Это касается всего, образа жизни, питания, спортивных нагрузок, режима, тех занятий, на которые не жалко потратить свободное время.
Телевизор называют зомбоящиком. Неизвестно что там говорят, правду ли доносят до нас СМИ, или же искажают информацию? Может развлекательные программы созданы, чтобы отвлекать массу от реальных проблем?
Безусловно, каждый выбирает на что потратить свое свободное время. Может даже открыть для себя совершенно новое занятие. Учиться никогда не поздно.
Почему нужно слушать классическую музыку?
Классическая музыка положительно влияет на человека, это было неоднократно доказано. Классика существует во всем, одежде, искусстве, еде, музыке. Когда надеваешь классическую одежду, чувствуешь себя совершенно по-другому, не хочется сутулиться, мусорить, ругаться. Кому то это покажется очень скучным, кто-то получает удовольствие и наслаждение. Так и в музыке. Все относятся к ней совершенно по-разному.
Но очень небольшое количество людей ценят классику. Для маленьких детей, подростков и для многих взрослых это скучное занятие. Тех, кто ходил в музыкальную школу учителя заставляли слушать классическую музыку и уметь разглядывать в ней что-то особенное, понимать, о чем она, составлять структурный план, разделять на составляющие. Кому-то это нравилось, другие же возненавидели классическую музыку. Мне кажется, посещение занятий для тех, и других, в любом случае принесло свои плоды. Способ преподавания музыкальной литературы довольно интересный.
Почему нужно слушать классическую музыку? Дети, например, слушают классическую музыку и рисуют образы, которые она вызывает у них в голове. Это помогает им развивать образное, абстрактное, творческое мышление, умение видеть прекрасное в окружающем, что очень важно для жизни в современном мире.
Зачем нужно слушать классическую музыку?
Изучая биографию композиторов, можно многое сопоставить и понять лучше музыку и людей, которые жили в то время, либо прочувствовать переживания самого композитора, влияния на него, на фоне событий происходящих в его жизни.
С чего начать знакомство с классической музыкой?
Если же Вы уже задались вопросом «Почему нужно слушать классическую музыку?», и твердо решили разнообразить свой репертуар, стоит учитывать ряд вещей. В самом начале знакомства с классикой, Баха или Бетховена очень сложно воспринимать. Мне кажется, будет лучше, если начать с того, что наиболее близко русскому человеку. Прекрасным началом будет музыка русских композиторов 19 века. Она встречается довольно часто в нашей повседневной жизни, исполняется на концертах, используется в рекламе, фильмах.
Например, самые известные балеты Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Наверное, каждый слышал о его операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
Римский-Корсаков Н. А.: композитор, педагог, дирижер, музыкальный критик, возглавлял «Могучую кучку». Автор 15 опер, 3 симфоний, камерно-инструментальной, вокальной, духовной музыки. Самые известные произведения: Испанское каприччио, сюита Шехеразада, 3 симфонии( последняя не закончена). Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Моцарт и Сальери». Концерт для фортепиано с оркестром. Кроме того, Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.
Достойны внимания музыкальные творения на произведения великих литературных классиков. Например, такие произведения есть у композитора 20 века Георгия Свиридова – «Поэма памяти Сергея Есенина». Потрясающие и очень необычные 10 картин о крестьянской жизни.
Другие произведения: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину, опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на сюжет драмы Пушкина.
Почему стоит ходить на оперы?
Если человеку не приходилось бывать на опере, то ему однозначно стоит посетить оперный театр. Интересно открыть для себя новый жанр, расширить свой кругозор.
Вопрос «Зачем слушать классическую музыку?» время от времени возникает у каждого человека. Ответ на него у каждого свой, но, вне всяких сомнений, стоит уделять больше внимания классической музыке, ведь она дает нам связь с прошлой эпохой, позволяет с ней сблизиться, вносит необычное в повседневное. Массовая культура предлагает нам совсем иное, но классика достойна внимания не в меньшей степени.
Зачем нужна классическая музыка?
«Странно сознательно себя обкрадывать!» – считает московский музыковед и музыкальный критик Сергей Буланов
Зачем современному человеку нужна классическая музыка? Кто вообще ходит на концерты академической музыки в наш стремительный XXI век? Многие считают, что это слишком сложно, скучно, чересчур серьезно и тяжело для восприятия…
Симфонии влияют на гайки
«Классическая музыка способна менять сознание человека, она стимулирует развитие интеллекта, повышает общий культурный уровень, – отвечает московский музыковед и музыкальный критик Сергей Буланов. – Требования к человеку в современном обществе постоянно растут, и именно вечная классика, как ни парадоксально, поможет не отстать от жизни. Точно и образно на этот счёт говорит известный музыковед Дина Кирнарская: «Если человек слушает симфонии, он и гайки по-другому заворачивает!»
Сергей Буланов, постоянный корреспондент федерального журнала «Музыкальная жизнь», прилетел в Курган освещать уникальный фестиваль великой пианистки Элисо Вирсаладзе.
«Многие люди просто еще не знают, что очень любят классическую музыку, – убежденно говорит Сергей. – Да, надо сделать над собой небольшое усилие, которое откроет вам новые потрясающие горизонты – включить дома академическую музыку, купить билет на концерт. Странно не делать этого и сознательно себя обкрадывать!
Очень важно найти «проводника» в мир симфоний и сюит. Сегодня эту роль может с успехом выполнить интернет. В сети легко найти топ-10 произведений, с которых можно начать свой путь к любви к классической музыке. Знаменитые композиции, прошедшие испытание временем, оказывают влияние практически на любого человека, их сложно не понять и не принять.
Наша первооснова и фундамент музыкальной культуры – это фольклор и духовная музыка. Изначально музыкальное искусство было неразрывно связано с христианской традицией, светские жанры появились позднее. Если человек воцерковлен, слушая пение в храме, он уже получает представление о классической музыке».
Песня вернула к жизни
«Народные песни, старинные романсы – самый доступный для слушателя жанр, но для исполнения – крайне сложный, – объясняет Сергей Буланов. – Мне посчастливилось близко общаться с легендарной оперной певицей Валентиной Николаевной Левко. Процитирую одно из многочисленных писем от ее поклонников, хорошо иллюстрирующее важность темы нашего разговора. Письмо в декабре 1967 года написала своей знакомой врач одной из больниц Костромской области, позже оно попало в руки певицы: «Позавчера я пришла по вызову к больному. Оказать ему помощь я уже не могла, кроме болеутоляющего… Неожиданно он попросил достать из шкафа самое заветное. «Что?» – думаю. Достаю, а там пластинки, в пергаментную бумагу завернутые: поет Валентина Левко. Поставила «Липу вековую». Слушаю и не знаю, как слезы удержать, ком в горле, дрожу вся. А он оживился, глаза блестят. Я завидую этой певице: она, а не я, врач, смогла связать человека с жизнью и облегчить его страдания».
Сергей Буланов с народной артисткой РСФСР, солисткой Большого театра Валентиной Левко
Так называемые «легкие» жанры – наш путь к более сложной для восприятия музыке, требующей вдумчивости. Бывает так, что сначала слышишь песню из кинофильма в исполнении оперной певицы, очаровываешься ее голосом, ищешь записи, начинаешь слушать в ее исполнении классические романсы, потом – арии из опер, кантат. В мире классики неподготовленному слушателю желательно продвигаться не спеша, шаг за шагом.
Музыка XX века – это новое слово в истории, другой язык, другой способ высказывания. Мы по разным причинам больше слышим произведения композиторов XVIII-XIX веков. Например, гениальный Шостакович по масштабу личности сравним разве что с Бахом, но нам кажется, что Бах проще воспринимается… Чтобы до конца понять Шостаковича, надо помнить, что он самоотверженно писал правдивую летопись своего времени. Мое поколение появилось на свет уже после распада Советского Союза, однако, благодаря Шостаковичу мы можем ярко представить и внутренне пережить противоречивую советскую эпоху».
Хочешь понять, что такое любовь? Слушай классику!
«В прошлом веке ситуация с массовой музыкальной культурой была кардинально иной, – рассказывает Сергей Буланов. – В каждом доме по радио и телевидению звучали голоса выдающихся оперных певцов и профессиональных эстрадных артистов классической вокальной школы. Вкус прививался на государственном уровне. Сейчас в наших домах звучит в основном примитив – однообразный мелодический рисунок, незамысловатый текст. Низкопробная популярная музыка воспринимается чаще на чувственном уровне, не требует особенных усилий ни от души, ни от мозга. Результат налицо – резко упал уровень общей музыкальной культуры, растут поколения без мелодического чутья, лишенные изначальной прививки классической музыки, но эту прививку никогда не поздно получить.
В российских консерваториях – огромные конкурсы. В нашей стране, с ее лучшей в мире системой музыкального образования, есть очень много юношей и девушек, мечтающих посвятить жизнь классической музыке. Ничего удивительного, что искусство так увлекает. Во многом именно благодаря настоящей музыке мы понимаем, что такое любовь. Эмоции, заложенные в произведении, пережитые и усиленные исполнителем, позволяют нам испытать нечто особое. Слушая классику, мы начинаем иначе смотреть на жизнь. Если я чем-то взволнован или огорчен, мне достаточно включить Четвертую симфонию Брамса. Эта музыка оказывает поразительное действие – пока слушаю, в голове всё раскладывается по полочкам, и сами собой находятся ответы на все волнующие вопросы.
Конечно, можно благополучно прожить и без классики, при этом быть прекрасным человеком, замечательным профессионалом, делать добрые дела. Но есть эмоциональные потребности души, которые так же важны, как еда и сон для тела. Классическая музыка позволяет нам пережить весь спектр эмоций и чувств, необходимых для развития и роста личности, от переживания катастрофы до безграничного счастья».
Погружение в классику: роль классической музыки в современном мире
В мире, где доставка сообщения, быстрее телефонного звонка, все еще сохранились ценности, которые никуда не исчезают. Классическая музыка о сих пор в эпицентре событий и вызывает интерес, причём – не только у профессионалов, но и рядовых слушателей и зрителей.
Времена изменились, поэтому нельзя говорить о том, что классическая музыка сегодня имеет армию поклонников среди детей и молодёжи. Дело в том, что любовь к классической музыке нужно прививать с детства. Я имею в виду не только уроки музыки в средней школе, но и семью, где с ранних лет следует формировать некие эстетические устои.
Погружение в классику
Конечно, восприятие классической музыки требует усилий и душевных затрат, а также эмоционального отклика, в отличие от той же «популярной музыки». Забавно, что когда-то Моцарт также считался представителем «лёгкой музыки».
Государство тоже должно не «стоять в стороне», а популяризировать классическую музыку. В моё время дети посещали музыкальные школы, осваивая музыкальные инструменты, и делалось это не для воспитания будущих музыкантов, а для развития. Единицы из этих детей потом становились профессионалами, однако и для остальных учёба в ДМШ тоже не проходила даром.
В России есть специальный фонд «Новые имена», который занимается поиском, отбором и поддержкой молодых музыкантов. Его президент – пианист с мировым уровнем – Денис Мацуев много для этого делает. Но у нас сегодня речь об ином. Печально, когда сегодня для молодёжи Бетховен – не великий немецкий композитор, а кличка собаки из знаменитой американской комедии, и некоторые музыкальные темы становятся рингтонами для мобильных телефонов.
По мнению знаменитого скрипача и дирижёра Дмитрия Ситковецкого, «музыка делится на две категории: хорошая и плохая». Существует джаз, рок-музыка и другие «смежные» жанры поэтому на мой взгляд, противостояние между классической и популярной музыкой априори не верно и ни к чему не приведёт.
Роль классической музыки
На Западе классическая музыка пользуется бóльшим уважением, но и там среди молодёжи нет повального интереса к этому виду музыки. В заключение этой статьи я бы хотел привести слова знаменитого советского и российского композитора Максима Дунаевского, с которым мне посчастливилось беседовать несколько лет назад:
Я считаю, что в России сейчас – «бум» на посещение концертов классической музыки: концертные залы полны, приезжает огромное количество артистов со всего мира, в том числе, из Германии. Раньше было не до этого, а сейчас все «проснулись» от долгой «спячки». Я поражаюсь переполненности залов, когда на хороших исполнителей порой невозможно достать билеты. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток стали «Меккой», с переполненными залами, это – очень серьёзная тема, но так было не везде. Например, Московская область в этом плане являлась отстающей, хотя она – огромная по территории – как среднеевропейская страна, но в то же время она очень разобщена. Через какой-то промежуток времени мне удалось получить собственное помещение и концертный зал, и мы за 2-3 года смогли привлечь население Московской области к серьёзным концертам и классической музыке. Я не сдавался, хотя меня просили, чтоб я дал в концерте «отдушину» в виде «попсы» или джаза, но я добился того, что Моцарт и Бах у нас стали популярными композиторами!
Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект
Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.
Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.
Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.
Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.
Не только дети: как музыка помогает взрослым?
Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.
Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.
Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.
К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.
Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).
Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.
Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.