зачем нужна экономика государству
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
Казанский государственный энергетический университет
Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.
Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.
Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.
В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.
2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.
3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.
4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.
5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.
ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE
Kazan state power university
Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.
Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.
Зачем нужна экономика? Почему нужно знать, как она устроена?
Экономика стара как мир
Вопросами о сути экономики и ее значимости люди задаются давно. И каждый из нас отвечает на них по-своему. И немудрено, ведь явление это старо как мир: как только люди научились осознавать свою выгоду, они стали обмениваться продуктами питания, изделиями и прочим имуществом, полученным в результате земледелия и скотоводства.
Наши современники также обменивают доступные им ресурсы на необходимые ценности. И такие отношения складываются не только между отдельными людьми, но и между целыми странами.
Мировая экономика – источник жизни людей
Жизнь везде построена идентично – мы получаем зарплату, тратим ее в магазинах, платим налоги – то есть, вносим вклад в государственную и мировую экономику. При этом каждый из нас по-своему понимает, как использовать знание экономики, самостоятельно интерпретируя значение слова этого слова. Так, все домашние хозяйки применяют свои знания, экономя в процессе ведения хозяйства, студенты рассуждают об этом понятии с точки зрения теории.
Все мы участвуем в экономических процессах, работая в выбранной нами сфере. Неважно, кем именно мы являемся: парикмахером, механиком, инженером, электриком. Выражаясь словами экономиста П.Самуэльсона, можно сказать: «…Что касается экономики, то каждый уже с детства кое-что знает о ней…». Даже дети осознают себя частью этой области, стремясь научиться работать на компьютере, использовать интернет, изучая английский язык – все это поможет не просто стать интересной личностью, но и найти хорошую работу, получать достойную оплату и жить счастливо.
Экономика удовлетворяет все наши нужды
Очевидно, что у людей разные потребности. Но есть и общие нужды: общественный транспорт, медицинские препараты и т.п. Кстати, лекарства закупаются за деньги. Но прежде препараты нужно произвести, что также оплачивается заказчиками медикаментов. Процесс производства, распоряжения его результатами должен быть организован с учетом интересов потребителей.
Государственная экономика организует жизнь каждого человека, получающего выплаты, покупающего товары на рынке, использующего энергоресурсы. При этом важно учитывать демографическую ситуацию: население должно быть снабжено достаточным количеством ресурсов для существования не только в пределах отдельно взятого государства, но и планеты в целом.
Даже любовь и брак, рождение детей всегда связаны с экономической стороной жизни. Мировой опыт показывает, что страны, население которых знакомо с основами экономики, живут лучше – они более конкурентоспособны, более надежны для проживания.
Экономика и человечество вместе навсегда
Это бесспорный факт, подтвержденный историей и всей нашей жизнью. Проблема в том, молодые люди редко осознают свою значимость в экономических процессах государства и мира. И если наше общество хочет процветать, то придется согласиться с мыслью, сформулированной Л.Питером: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Урок обществознания «Роль государства в экономике»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок обществознания в 8 классе.
«Роль государства в экономике».
Цель урока: создание условий для формирования представления о способах воздействия государства на экономику, особенностях политики налогообложения и степени её влияния на формирование государственного бюджета.
1) образовательные: способствовать усвоению учащимися знаний об основных экономических функциях государства, видах налогов и государственном бюджете; показать воздействие государственных механизмов, а именно системы налогообложения и бюджетной политики, на экономику страны;
2) развивающие: развивать учебно-интеллектуальные ( устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы); развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре)
3) воспитательные: формировать уважительное отношение друг к другу при ведении диалога; способствовать воспитанию экономической культуры учащихся; воспитывать интерес к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.
1. Зачем экономике государство?
2. Налоговая система.
3. Государственный бюджет.
Этап повторения и активизации имеющихся знаний
Вы знаете, что развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов экономической жизни. Они получили название экономических систем. Вспомните, какие типы экономических систем существуют в обществе? (традиционная, командная, рыночная и смешанная).
Назовите основные особенности каждой системы (слайды)
Господство натурального хозяйства.
Нет товарно-денежного обмена.
Отсутствие технического прогресса.
Земля и капитал находятся в общем владении.
Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение.
Директивное планирование из Центра.
Земля и капитал преимущественно принадлежат государству.
Организована на основе рыночной саморегуляции (спрос и предложение).
Земля и капитал находятся в частных руках.
Государство обеспечивает в рамках закона порядок в обществе.
Этап усвоения новых знаний
1. Зачем экономике государство?
1) Сегодня мы с вами будем говорить именно о рыночной экономике.
— Можно ли управлять экономическими процессами?
— А нужно ли государству регулировать экономические процессы? Насколько это сложно? В истории человечества вопрос ставился и так. Давайте мы с вами на уроке попытаемся разобраться в этих вопросах. Я думаю, вы уже догадались о теме нашего урока.
Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Ещё в XVIII веке английский учёный экономист А.Смит определил следующие основные функции правительства (слайд)
— обеспечение национальной обороны;
— организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
— сбор налогов для оплаты нужд государства.
Как вы думаете, актуальны ли эти функции сегодня?
До XX столетия господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда ему отводилась некоторая роль как «попечителя общественного интереса». Но лишь в XX веке государство стало рассматриваться как один из основных регуляторов экономической жизни.
Это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в обществе.
Какие сложные и масштабные проблемы появились в XX веке, с которыми справиться под силу только государству?
1) загрязнение окружающей среды; (слайды)
2) массовая безработица;
3) экономические кризисы;
4) образование крупных монополий (монополизация)
5) свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов – богатству и бедности.
И в результате, появилась точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу обществу.
— Так какие же экономические задачи должны решать государства в современном мире? (слайд)
— Перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;
— Защита прав собственности;
— Перераспределение ресурсов страны в интересах общества;
— Забота о том, чтобы каждый имел работу;
— Организация производства общественных благ (охрана здоровья и окружающей среды, бесплатное образование, оборона, общественный транспорт и др.)
— Как вы считаете, нужно ли государству управлять экономикой? Почему?
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
Мы выяснили, что у государства множество обязанностей, но возникает вопрос
— На какие деньги государство должно существовать? (А что такое налоги? Определение записываем в тетрадь)
Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.
Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.
Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Скажите, а какие налоги вы знаете из истории?
(Примеры налогов из истории)
В современном мире существует целая система налогов, но она мало отличается от той, которая использовалась ещё в Римской империи. Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.
(Чертим схему на доске)
Задание. Составьте схему и объясните, что такое прямые и косвенные налоги.
(Прямые налоги, то есть те самые деньги, которые мы заработали и отдали в виде части от своего дохода в пользу государства. В России один из самых низких в Европе подоходных налогов и составляет 13%. Доходы от собственности, от предпринимательской деятельности, налог на имущество, на землю.
Косвенные, то есть налоги, скрытые в цене товара. Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (спиртные напитки, табачные изделия). Таможенный сбор: из-за границы ввозится товар, который, возможно, производится и внутри этого государства. Вот для того, чтобы поддержать своего производителя, государство устанавливает некоторый барьер в виде таможенного побора. Товар, соответственно, будет стоить дороже. Но дороже за него платит потребитель, то есть, по сути, государство как бы облагает налогом потребителя, который не хочет поддержать отечественного производителя.
(поменяйтесь тетрадями и оцените правильность заполнения схемы, за каждый правильно названный элемент ставим 1 балл.)
Задание на закрепление (буквенный диктант). Определите о каких налогах идёт речь в данных ситуациях, (самопроверка, правильные ответы показаны на слайде), за каждый правильный ответ ставьте 1 балл.
У мамы из зарплаты вычли подоходный налог.
Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.
Фирма « Adidas » оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.
Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.
Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству.
При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом.
Мой брат выиграл в лотерею, при получении выигрыша заплатил налог государству.
Система налогообложения имеет древние корни, однако до сих пор идут споры как её совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю доходов граждан государство будет взимать в виде налогов, тем больше средств у него будет на развитие социальной сферы. С другой стороны, опыт некоторых развитых стран показывает, чем меньше налоговый гнёт на экономику, тем лучше она развивается. Давайте посмотрим, что думают об уплате народов граждане некоторых стран.
(Задание, части В из ГИА, работа в парах, памятка по работе с диаграммой на столе, проверка правильности выполнения задания, один отвечает, все проверяют ставим количество баллов).
Теперь вырисовывается некая система: люди работают, передают часть заработка государству, а государство, аккумулировав эти средства, должно их справедливо распределить, израсходовать. Но государство не является экономическим игроком, оно не должно зарабатывать деньги. Оно должно те деньги, которые собрало, разумно и справедливо потратить не на себя, а на общество. Эти накопленные деньги называются бюджет. Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette», то есть сумы, которую министр финансов Британии вешал себе на пояс и хранил в ней всевозможные документы, связанные с налогами британцев. Потом он эти документы зачитывал перед Парламентом или монаршей особой. Постепенно это слово перекочевало в другие языки и стало экономическим и социальным термином.
Так что же такое государственный бюджет?(определение записываем в тетрадь)
Гос. бюджет – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.
Сейчас бюджет – это закон и очень масштабный документ. Например, российский бюджет – это документ, включающий в себя тысячу, а иногда и две тысячи листов. Там очень скрупулёзно записаны все статьи доходов и расходов государства. Он утверждается парламентом, т.е. высшей законодательной властью страны. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей. Доходная часть, показывает, откуда поступают средства, расходная – на какие цели направляются государственные средства. Иными словами в бюджете есть статьи дохода и статьи расхода (начало схемы на доске).
Бюджеты бывают разные. В настоящее время мы можем говорить о таких двух типах бюджета, как дефицитный и профицитный. Представим себе бюджет: документ, в котором есть доходные статьи (то есть статьи, по которым государство получает средства) и расходные. Если в доходной части условно десять рублей, а в расходной части, когда подсчитаны все необходимые траты государства, получилось условно двенадцать рублей, получится ситуация, о который мы говорим, что бюджет дефицитный. То есть государству средств для решения всех социально значимых задач не хватает, оно испытывает дефицит денег. Если же в доходной статье десять рублей, а в расходной – восемь, то бюджет профицитный, то есть доходов больше, чем расходов. В случаях, когда доходы и расходы равны, бюджет считается бездефицитным.
Задание. Используя информацию учебника на стр. 137, составьте один из типов бюджета. Напишите конкретные статьи дохода и статьи расхода, и посчитайте в денежном выражении.
( Статьи дохода: налоги, от использования государственного имущества, от внешней торговли, административные платежи и сборы, продажа государственного имущества.
Статьи расхода: оборона, поддержка отраслей промышленности, выплата внутреннего долга, поддержание правопорядка, социальная сфера и др.)
Поменяйтесь тетрадями и оцените правильность выполнения задания (баллы выставляем на полях)
Этап первичного закрепления новых знаний
А теперь давайте выясним, какими путями государство должно регулировать экономические процессы.
( Через налогообложение и государственный бюджет)
— Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;
— в условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;
— важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
— налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.
Посчитайте количество набранных вами баллов и выставьте оценку на полях в тетради. 22-24 балла – «5», 18-21 балл – «4», 15- 17 баллов – «3».
Для чего нужна экономика и зачем её изучают?
Экономика должна быть экономной. Люди старшего поколения хорошо помнят этот лозунг советского времени, раздражавший своей тавтологией. Хотя, если вдуматься, не такой уж этот тезис глупый, каким кажется на первый взгляд.
Экономика (понятие впервые введенное еще древнегреческим философом Ксенофонтом: «эйкос» – домашнее хозяйство и «номос» – закон) – это наука о хозяйственных отношениях, о ведении процессов производства, использовании и распределении ресурсов, сбыте и потреблении товаров и благ на уровне государства, города, области, отдельного предприятия.
Говоря попросту, экономика – это наука о правильном ведении хозяйства. А экономная экономика – это наука об экономном ведении хозяйства, то есть об эффективном.
Еще экономикой называют систему отношений, которые связаны с управлением и ведением хозяйства и само хозяйство страны, мира, региона. Существует понятие мировая экономика, рыночная, плановая, производственная, смешанная и пр.
Мировая занимается изучением ведения международной торговли, в ее основе лежат отношения между национальными экономиками.
В основе рыночной экономики – частная собственность и свободное предпринимательство.
При плановой – все ресурсы в общегосударственной собственности распределяются государством. Но какой бы экономика не была, в ее задачи входит улучшать хозяйственную деятельность, регулировать процессы производства, потребления, обмена и распределения благ.
Изучение экономики позволяет прийти к более рациональному ведению хозяйства. Если у власти находятся грамотные экономисты, которые заботятся о благе государства, это позволяет вывести страну на более высокий экономический уровень. Если на предприятии хороший экономист, то предприятие развивается, заключает выгодные контракты и процветает.
Зачем нужно изучать экономику людям, избравшим для себя эту деятельность в качестве основного занятия – понятно. Знаний много не бывает, пусть продолжают изучать. А вот нужно ли изучать экономику обычным людям, чья жизнь и деятельность совершенно не связаны ни с управлением государством, ни с управлением предприятием?
Найдется очень много людей, которые твердо уверены: знания экономики им абсолютно не нужны. Особенно, если учесть, что в экономике все «прекрасно разбираются» даже без знаний. Ведь не взирая на образование, сферу деятельности, мы всегда даем советы, как лечить, как воспитывать детей и как управлять страной, чтобы поднять государственную экономику.
Получается, куда ни глянь, везде одни медики, педагоги и экономисты. В общем, все в экономике разбираются лучше, чем правительство и дипломированные специалисты. Причем, такое отношение наблюдается в любой стране. Но, увы, такие «знания» в экономике не приносят пользу ни стране, ни отдельно взятым гражданам.
Все-таки в экономических законах стоит разбираться по-настоящему. Эти знания полезны для любого человека: от владельца даже самого маленького бизнеса и обычной домохозяйки до директора крупного завода.
Ведь ежедневные проблемы, которые возникают в жизни простого обывателя, тесно связаны с экономикой. Брать ли кредит, как выгоднее сделать ремонт, как отложить деньги на море, как распределить зарплату, как отложить на учебу детям и еще 1000 таких «как», на которые трудно найти правильный ответ.
Законы экономики для простых обывателей
Можно выделить 9 основных законов экономики, обдумав которые как следует, простые обыватели смогут даже без повышения зарплаты улучшить свою жизнь:
1. Закон дефицита – чем товар более редкий, тем он дороже. (Не стоит гоняться за дефицитом и переплачивать, ведь обходились же вы как-то без него раньше).
2. Закон спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена на товар. (Не ищите тот же дефицит. Если все перестанут им интересоваться – цена на него упадет).
3. Закон замены. (Замените дорогие жареные биточки на салат из капусты – и деньги сэкономите и для здоровья полезнее).
4. Закон связанности. (Поднимается цена на один товар, значит скоро поднимется и на другой. Запасайтесь!)
5. Закон убывающей доходности. (Затраты на производство со временем увеличиваются, а стоимость уменьшается, соответственно и доходы тоже. Для производителей – плохо. А вот потребители могут подождать, пока цены снизятся, но, правда, и товары смогут исчезнуть, как нерентабельные).
6. Закон возрастающей доходности. (Если производство больше, чем у конкурентов, предприятие – более известное, цены на его товары растут. Покупайте товары менее известных фирм – они дешевле).
7. Закон выбора. (Выбирайте товары, соответствующие вашим предпочтениям).
8. Закон отдельной цены. (Цена зависит от вашей готовности платить за товар).
9. Закон максимума. (Каждый стремится получить как можно больше выгоды: кто-то – при производстве, кто-то – при продаже, а простые обыватели – при покупке товаров. Покупайте товары по выгодным ценам!)
Однажды Бернард Шоу в шутку сказал, что зная законы экономики, от жизни можно получать удовольствия гораздо больше, чем без экономических знаний. Шуточное высказывание, но абсолютно верное.