зачем нужна духовная сфера
Особенности духовной сферы
Духовная сфера общества — комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.
Определение
Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для духовного развития личности.
Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:
Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.
Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она — плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек — это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.
Что составляет основу духовной жизни
Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:
Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.
Мораль
Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:
Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.
В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.
Религия
Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой религии — вера, не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.
В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.
Образование
В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.
Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.
Наука
Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.
Искусство
Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.
Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.
Пробуждает высокие чувства:
Культура
Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.
В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.
Заключение
Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.
Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции
С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.
Что такое духовная сфера общества?
Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.
Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.
Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.
Примеры функционирования духовной сферы
Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.
По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:
Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).
Структура духовной сферы
В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:
Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.
Значение и функции духовной сферы
Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.
При этом духовная сфера выполняет такие функции как:
Отличие духовных ценностей от материальных
У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.
Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.
Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).
Заключение
Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.
К основным сферам духовной жизни человека относятся такие, как эстетическая, нравственная, религиозная, философская, научная, политическая, правовая. Это те сферы, в которых происходит осознание жизни общества и человека и осуществляется передача этого знания новым поколениям. Осознание происходит на уровне эмоций, настроений, идей, создавая срез общественной психологии и общественной идеологии. Особое значение в духовной жизни человека имеют эстетические (художественные), нравственные, религиозные взгляды.
Определение
Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:
Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.
Что составляет основу духовной жизни
Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:
Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.
Мораль
Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:
Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.
В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.
Религия
Образование
Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.
Наука
Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.
Искусство
Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.
Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.
Пробуждает высокие чувства:
Культура
Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.
В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.
Заключение
Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.
В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Социальный институты в сферах общества
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
Взаимосвязь сфер общественной жизни
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.
Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.
Формы духовной сферы общества
Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.
К формам духовной сферы относятся:
Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.
Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.
Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.
Структурными элементами духовной подсистемы являются:
Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.
Виды духовного производства
Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.
Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.
Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.
Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.
Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.
Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.
Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.
Духовная сфера общества является важной частью культуры.
Что такое культура?
В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.
Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).
Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.
Из чего складывается духовная культура
К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.
Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.
В чём значение науки, образования в жизни человека?
Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?
Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.
В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.
Интересные факты
В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.
Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.
Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.
Подведём итоги
Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.
Основные термины и понятия
Духовная сфера общества, культура, нравы.