зачем над пермью летают истребители
Над Пермью сегодня целый день громко летают самолеты МиГ-31. Что происходит?
МиГами пермяка не удивишь, но сегодня они зачастили
МиГи над Пермью летают нередко
Пермь, как один из крупнейших городов Урала, является важным центром экономики, культуры и развития региона. В последние годы жители города могут иногда заметить пролет истребителей над Пермью. В этой статье мы рассмотрим причины и цели таких полетов, объясним, почему истребители над Пермью являются неотъемлемой частью безопасности и защиты города.
1. Защита границ и воздушное пространство:
Истребители, которые летают над Пермью, выполняют важные задачи по защите границы и воздушного пространства Российской Федерации. Они осуществляют патрулирование и контроль воздушного пространства, обеспечивая безопасность города и его жителей от возможных угроз.
2. Поддержание боеготовности и тренировки пилотов:
Полеты истребителей над Пермью также связаны с поддержанием боеготовности и тренировкой пилотов. Это позволяет им поддерживать высокий уровень навыков и готовности к выполнению сложных задач в случае необходимости. Регулярные тренировки и проверка оборудования помогают гарантировать, что наши воздушные силы готовы к защите.
3. Демонстрация силы и дисциплины:
Полеты истребителей над Пермью также имеют символическое значение. Они демонстрируют силу и дисциплину российских Вооруженных сил, что важно для поддержания стабильности и уверенности в обществе. Это также служит напоминанием о необходимости обеспечения национальной безопасности и готовности к решению возможных вызовов.
4. Важность национальной безопасности:
Истребители над Пермью напоминают нам о важности национальной безопасности. Времена меняются, и безопасность становится все более значимой для каждого города и страны. Полеты истребителей напоминают нам о необходимости поддерживать и развивать свои военные силы для защиты нашей страны и города.
Фото: Тимофей Калмаков
Сегодня над центром Перми после перерыва снова начали летать истребители МиГ-31. Взлетно-посадочная полоса у них находится в Большом Савино, и летчики вынуждены снижаться, чтобы зайти на посадку. К громким звукам двигателей перехватчиков жители города привыкли уже давно и не замечают их, а вот приезжие до сих пор удивляются и испрашивают, почему над центром так громко летает военная авиация. А сегодня удивились и пермяки: МиГи зачастили.
В пресс-службе ЦВО поспешили успокоить горожан — 16 августа в Пермском крае проводятся обычные плановые учебно-тренировочные полеты.
— Сегодня действительно проводились плановые учебно-тренировочные полеты экипажей МиГ-31БМ авиаполка, который дислоцирован в Пермском крае, — объяснили 59.RU в пресс-службе ЦВО. — После выполнения учебно-тренировочных полетов самолеты идут на посадку. Шум от низколетящих самолетов мог напугать жителей.
Авиаполк с самолетами-перехватчиками МиГ-31 располагается на авиабазе «Сокол». Экипажи сверхзвуковых истребителей взлетают с одной полосы вместе с гражданской авиацией. Приземляться летчикам приходится по одному направлению, которое также используют пилоты пассажирских лайнеров. Но делают они это так шумно, что порой заглушают все вокруг.
Проблему громкой посадки МиГов обсуждают в Перми более 10 лет. Еще в 2011 году на жалобы горожан отреагировал губернатор Прикамья Олег Чиркунов и омбудсмен Татьяна Марголина. Глава региона обратился к министру обороны Анатолию Сердюкову с просьбой запретить полеты над Пермью истребителей-перехватчиков МиГ-31. Министр тогда распорядился разобраться в проблеме и на время полеты прекратились. Но в последние годы военные летают над городом очень часто, порой даже ночью.
В авиаполку объясняют, что изменить схему полета очень сложно. Для этого необходимо строить новую взлетно-посадочную полосу. В 2013 году проблемой также озаботился экс-губернатор Виктор Басаргин. Он обсуждал полеты МиГов над городом с руководством Минобороны.
— Считаю, что радикально решать этот вопрос нельзя. Пермский край не заинтересован в выводе данной военной части, — писал Басаргин в своем блоге. — Это фактически база для развития одного из наших населённых пунктов. Считаю, что здесь возможны компромиссные решения. У меня было несколько встреч с руководством Минобороны, где мы договорились о том, что военные откажутся от полётов над городом в ночные часы и рано утром. Кроме того, начнут перевооружение, в ходе которого заменят двигатели на новые, менее шумные.
Спустя шесть лет проблема так и не решена. Самолеты продолжают летать над центром города, каждый раз вызывая волну возмущения у жителей. А туристы и гости Перми удивляются низколетящим истребителям. Периодически пермяки вновь поднимают вопрос о шумном пролете самолетов, но власти, как и военные, молчат.
Боевые самолеты над Пермью летали, летают и будут летать.
А он — в прошлом офицер ВВС, командир дислоцированного на окраине города 764-го истребительного полка (ныне авиабазы 6977) «Сокол» знает, что говорит. Мол, всё дело в местной розе ветров — наиболее благоприятный режим взлета и посадки самолётов против ветра.
А в Перми господствуют южные ветра. По мнению Григорьева, для того чтобы военные самолёты не летали над городом, надо построить другой аэродром с удобными для военных заходамиглиссадами.
Но это дело сложное, долгое, а главное, архизатратное. Кроме того, следует учитывать военнополитические аспекты: авиабаза расположена в Перми не случайно, ее географическое положение позволяет эффективно прикрывать огромные (в том чис-ле — приграничные) территории. Военные летают над Пермью не для забавы, а обеспечивают, как это пафосно ни звучит, защиту Родины. Там, где не летают наши самолеты — летают НАТО-вские.
При поддержке краевых властей «Пермские авиалинии» ведут переговоры с Минобороны РФ о разработке новых партнерских условий эксплуатации взлетнопосадочных полос, совместно используемой инфраструктуры. Хотя и здесь не без вопросов. Специалисты гражданской авиации утверждают: МиГи31 вызывают повышенный износ бетонного покрытия. Поэтому его приходится очень часто ремонтировать. Отсюда стремление переложить содержание полосы на военных.
Соображения военных авиаторов сводятся к следующему. Полеты непосредственно над городом минимальны — в воздушном коридоре между Гайвой и Курьей, где практически отсутствуют жилые массивы. Затем на высоте 800 метров — слева от Камского моста. Проходят также окраину микрорайона Парковый (возле китайского рынка). Снизившись до 600 метров, пересекают Балатовский лес. Почти сразу за ним — «бетонка» родного аэродрома. А по поводу шума… Аэродром появился в 1952 году достаточно далеко от города. Но тот разросся. Значит, претензии надо бы предъявлять к тем, кто составлял градостроительные планы.
Есть резон в соображениях военных относительно нагрузки взлетнопосадочных полос и связанных с этим расходов: налицо нечто вроде сиамских близнецов, оба «брата» подчинены федеральному центру, какой смысл перекладывать деньги из одного кармана в другой. К тому же надо еще доказать, что сильнее разрушает полосу: тяжелые пассажирские и грузовые самолеты или куда как более легкие истребители?
Авиафобия пермяков, особенно после катастроф «Боинга» в 2008 году, МиГа в 2010м и серии «просто аварий», вполне объяснима.
Вот и руководитель пермского Общества развития предпринимательских инициатив, член градостроительного совета Перми и правозащитник Денис Галицкий выступил с инициативой предъявления судебного иска к «Соколу» «от имени граждан, опасающихся потенциальной угрозы авиакатастроф и недовольных шумом вследствие полетов военных самолетов». Совсем исключить полеты военных невозможно, признает в своем блоге господин Галицкий. Но, по его мнению «самолеты описывают круг и через некоторое время возвращаются… Уж кругито можно запретить мотать над городом. Ночные полеты тоже можно запретить — пусть ночные упражнения делают на других аэродромах!» И далее: «Я объявлю сбор средств; если наберется сумма, необ-ходимая на авиатехнические экспертизы и судебные расходы, возьмусь за дело. А если не наберется — верну все деньги жертвователям».
Почему над Пермью второй день гудят МиГи? В Минобороны говорят: «Им надо налетать 100 часов»
В пресс-службе Центрального военного округа рассказали, что сейчас над городом тренируются молодые летчики
МиГи летают над городом с оглушительным рёвом
Фото: Тимофей Калмаков
Второй день над Пермью летают военные самолеты. Истребители с гулом заходят на посадку на авиабазу «Сокол». Многие пермяки уже привыкли к вою самолетов и не обращают внимания на пролетающие МиГи. Однако некоторым горожанам постоянный шум доставляет неудобства. Ситуацию мы попросили прокомментировать в пресс-службе Центрального военного округа.
В прошлом году мы уже разбирались в ситуации с шумными полетами военной авиации над городом. Как известно, авиаполк с самолетами-перехватчиками МиГ-31БМ располагается на авиабазе «Сокол». Экипажи сверхзвуковых истребителей взлетают с одной полосы вместе с гражданской авиацией.
Приземляться летчикам приходится по одному направлению, которое также используют пилоты пассажирских лайнеров. Но делают они это так шумно, что порой заглушают все вокруг. В своё время проблемой занимались Олег Чиркунов и Татьяна Марголина, чиновники писали письма министру обороны, но с тех пор ситуация никак не изменилась — МиГи продолжают оглушительно летать над городом.
Сегодня второй день горожане могут слышать, как сверхзвуковые самолеты пролетают над центром Перми. Оказывается, все дело в молодых летчиках, которые выполняют свои первые полеты на МиГ-31БМ и Су-24МР.
— Молодые летчики — выпускники военных вузов 2019 года, проходящие службу в смешанной авиадивизии Центрального военного округа (ЦВО) и получившие допуск, приступили к первым полетам на сверхзвуковых истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ и самолетах-разведчиках Су-24МР. Полеты проходят под присмотром инструкторов в небе Красноярского и Пермского краев, а также в Челябинской области, — сообщили 59.RU в пресс-службе Центрального военного округа.
В Минобороны отмечают, что во время первых полетов молодым пилотам и штурманам предстоит налетать более 100 часов с инструкторами, в том числе в простых и сложных метеоусловиях, а также проверить свои навыки действий в смоделированных штатных и чрезвычайных ситуациях. По окончании стажировки летчики приступят к самостоятельным полетам в составе молодого экипажа.
Всего в практике молодых пилотов участвуют 20 самолетов, а также более 100 человек летного и инженерно-технического состава, добавили в пресс-службе ЦВО.
#ПроектFAQ: Почему самолёты летают над городом?
Что мешает проложить путь захода на посадку в обход Перми и почему военные самолёты летают ночью?
Несмотря на то что данная проблема волнует горожан уже давно, впервые о необходимости изменения траектории полётов как гражданских, так и военных самолётов задумались лишь после того, как 14 сентября 2008 года Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс Москва-Пермь, упал на железнодорожные пути между двумя районами Перми.
Именно с этого момента краевая и городская власть начали говорить о необходимости пересмотра не только траектории полёта самолётов над городом, но и о создании более комфортных условий как для городских жителей, так и работы военной и гражданской авиации.
Поэтому сразу же после проведения анализа причин авиакатастрофы губернатор Пермского края Олег Чиркунов поручил региональному правительству провести исследование, целью которого должно было стать снижение количества взлёт-посадок самолётов над городом.
По словам начальника краевого Управления транспорта и связи Дениса Гвоздева, которого цитирует REGNUM, необходимость исследования не связывалась с авиакатастрофой в Перми. Это работа была инициирована на федеральном уровне во многих регионах и предполагает дальнейшее софинансирование.
4 апреля 2009 года тогдашний министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев объявил открытый конкурс на разработку рекомендаций для внесения изменений в Инструкцию по производству полётов аэродрома совместного базирования в Большом Савино и проведение научных исследований по вопросу строительства второй взлётно-посадочной полосы.
Так, в июне 2009 года ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (Москва) получило право на разработку рекомендаций по проекту изменения траектории взлёта-посадки самолетов в аэропорту «Большое Савино».
Всего в конкурсе участвовало две организации, но связи с тем, что заявка ФГУП «Научно-исследовательский институт „Аэронавигация“» не соответствовала условиям конкурса, «Аэронавигация» продолжить своё участие в конкурсе не смогла.
По данным «РБК», на проведение данной проверки в краевом бюджете было предусмотрено около 26 млн руб.
По информации Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, задачей данного исследования стала разработка вариантов изменения маршрутов входа и выхода воздушных судов (ВС) с аэродрома «Большое Савино». Цель повышение безопасности полётов и благополучия населения. Это связано с прогнозом увеличения до 2032 года количества взлётов и посадок самолётов с 13 до 38 тысяч в год.
В рамках исследования должна была быть проведена оценка уровня авиационного шума, концентрации загрязняющих веществ в районе аэродрома на период до 2032 года при существующем расположении взлётно-посадочной полосы аэропорта «Большое Савино».
В сентябре 2009 года эксперты представили первые результаты проведённой работы. По итогам предварительной оценки ситуации, полностью запретить полёты над Пермью в существующих условиях нельзя, но минимизировать негативное воздействие аэропорта на город можно. Так, учёные увидели, что на данный момент реально добиться снижения удельного веса посадок военных самолетов над Пермью со 100 %, а гражданских с 93 % до 20,38 %. Но для того чтобы достичь данных показателей, необходимо переоснастить систему навигации аэропорта.
И ещё. В 2009 году краевому правительству удалось договориться с ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» о включении работ по дооборудованию системы навигации в Перми в неплановом порядке на 2010 год. Стоимость работ должна была составить 30 млн руб. Финансирование брала на себя Госкорпорация, сообщает Пермский региональный сервер.
Но, к сожалению, вопрос полётов военной авиации с Министерством обороны РФ так и не был урегулирован.
По данным Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, жители Перми продолжали регулярно обращаться с жалобами на полёты военных летчиков над городом. А после того как в начале сентябре 2010 года в 11 км от Перми разбился истребитель-перехватчик МиГ-31, число таких обращений значительно увеличилось.
Как сообщается на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, ещё 20 мая 2011 года губернатор края Олег Чиркунов обратился к тогдашнему министру обороны РФ Анатолию Сердюкову с просьбой провести мероприятия по снижению влияния сверхнормативного шума самолётов на здоровье населения. Министр обороны ответил, что командованию войсковой части 69806-2 даны соответствующие указания. Однако ситуация не изменилась.
Тогда губернатор 21 октября 2011 года направил министру обороны РФ телеграмму о запрете полётов в целях обеспечения безопасности населения.
А 29 ноября 2011 года министр обороны запретил полёты военной авиации над городом и поручил главнокомандующему ВВС в кратчайшие сроки изменить схемы полётов военных самолётов.
В кратчайшие сроки командование ВВС и ПВО изменило схему взлёта, посадки и ухода на маршрут истребителей МиГ-31. С тех пор взлётно-посадочная полоса аэропорта «Большое Савино» используется только с одного, противоположного городским кварталам, направления.
Однако, по словам Владимира Трофименко, капитана вооружённых сил в отставке, начальника группы обслуживания и обработки данных контрольно-записывающей аппаратуры, самолётам всё равно придётся заходить на посадку, пролетая над городом.
Насколько я помню, в Перми городская и краевая власть не раз пытались расширить практику использования обратного курса как для военных самолётов, так и для гражданской авиации. Однако использование такой схемы часто невозможно, в первую очередь из-за розы ветров в районе аэропорта «Большое Савино». Так, заход самолётов на посадку со стороны Югокамского зачастую ограничивает попутный ветер. Насколько мне известно, у МиГ-31 существует запрет на посадку при попутном ветре более 5 м/с. Подобные ограничения применяются и для гражданских самолётов. Поэтому выполнить посадку по данной схеме удаётся лишь на 30-40 % от общего числа посадок. В остальных случаях посадка вынуждена выполняться с пролётом над центром города. Есть ещё один важный момент: заход на посадку по обратному курсу гражданские самолеты могут выполнять лишь по неточной схеме, то есть когда нижняя граница облачности составляет 300 метров, а горизонтальная видимость около 5 тыс. метров. Поэтому самолёты всё равно будут вынуждены выполнять круг над городом. Но траектория снижения при этом будет проложена уже не над центром города. Хотя мне кажется, что в связи с плохими погодными условиями самолёты будут вынуждены время от времени прибегать к старой схеме.
Несмотря на все принятые меры, полёты военной и гражданской авиации над центром города так и остались одним из самых главных вопросов Перми. Так, ещё до своего ухода губернатор Пермского края Олег Чиркунов пожаловался на полёты истребителей над городом:
Фото: chirkunov.wordpress.com/2012/04/19/судебная-защита-интересов/
А в апреле прошлого года уже новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин написал в своем блоге:
Считаю, что радикально решать этот вопрос нельзя. Пермский край не заинтересован в выводе данной военной части. Это фактически база для развития одного из наших населённых пунктов. Считаю, что здесь возможны компромиссные решения. У меня было несколько встреч с руководством Минобороны, где мы договорились о том, что военные откажутся от полётов над городом в ночные часы и рано утром. Кроме того, начнут перевооружение, в ходе которого заменят двигатели на новые, менее шумные.
Когда над Пермью будут меньше летать самолеты? Отвечают эксперты
Сейчас в международном аэропорту «Пермь» начинается модернизация радиомаяков, требующихся для обеспечения взлета и посадки самолетов. Новое радиомаячное оборудование позволит при соответствующих метеоусловиях в большем объеме, нежели сейчас, использовать для взлета и посадки самолетов в Большом Савино магнитный курс 32° (ВПП-03), сообщили Properm.ru в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Сроки внедрения новой системы не называются, ориентировочно новая система заработает до 2022 года.
«Уменьшится число полетов над городом, которые неизбежны при использовании другого магнитного курса — 212° (ВПП-21). Хотя роза ветров в районе аэропорта такова, что основным взлетно-посадочным курсом Большого Савино является и будет являться как раз курс 212° (ВПП-21)», — поясняют в Госкорпорации.
Наземное и бортовое радиотехническое оборудование системы предназначено для получения, выдачи экипажу и в систему автоматического управления воздушным судном информации о значении и знаке отклонения от номинальной траектории снижения, а также для определения моментов пролета характерных точек на траектории захода на посадку.
Вопрос о дооснащении пермского аэропорта радионавигационным оборудованием для большего использования курса 32° решается более 10 лет. В Большом Савино воздушные суда могут заходить на посадку с двух сторон, используя магнитные курсы 212° и курс 32°. Основной магнитный курс, по которому летают самолёты, проходит над городом. Ранее заявлялось, что внедрение нового оборудования может уменьшить число заходов на посадку над городом до 60%. Работы по дооборудованию обойдутся в сумму более 30 млн рублей, они финансируются за счет ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения».
Заключение:
Полеты истребителей над Пермью являются неотъемлемой частью безопасности и защиты города. Они выполняют важные задачи по защите границы и воздушного пространства, поддержанию боеготовности и тренировке пилотов, а также демонстрации силы и важности национальной безопасности. Помним, что истребители являются символом защиты и безопасности нашей страны, и их присутствие над Пермью говорит о нашем стремлении обеспечить мир и безопасность для всех горожан.