зачем на шинах автомобилей делают глубокий рельефный рисунок протектор
Типы рисунков протекторов покрышек: особенности, применимость и характеристики
Современный колесный транспорт в массе своей оснащается пневматическими шинами. Все покрышки имеют протектор с тем или иным рисунком, который обеспечивает устойчивость транспортного средства и другие ходовые характеристики. О типах рисунков протекторов и особенностях покрышек читайте в данной статье.
Назначение протектора на покрышках
Уже на заре автомобилестроения стало понятно, что колеса автомобиля очень важны для устойчивости автомобиля и его управления. Однако пока скорости были малы, а сами автомобили были больше средством развлечения, покрышкам придавали не слишком большое внимание, и чаще всего они не имели протектора. С ростом скоростей и расширением условий эксплуатации автомобилей, они стали оснащаться более сложными шинами с протекторами. Сегодня же шины с гладкой поверхностью запрещены к эксплуатации и даже могут стать причиной штрафа (точнее, такие покрышки находят применение только в некоторых видах автоспорта).
Протектор на шинах появился не из любви автомобилистов к прекрасному, а чисто из практических целей. Протектор выполняет несколько основных функций:
Таким образом, рисунок протектора — это не прихоть дизайнера, а необходимость, продиктованная суровой реальностью. Причем сегодня существует огромное разнообразие типов рисунков протекторов, которые помогают решать самый широкий круг задач при эксплуатации транспортных средств и колесной техники в любых условиях.
Покрышка КАМА-1260-1 Нижнекамск 18-ти слойная с камерой (156G)
Покрышка DEESTONE D-314 DR-4 TL 12PR
Покрышка NorTec TA 05 АШК PR12 с камерой
Покрышка ИЯВ-79 АШК 10-ти слойная с камерой
Покрышка ИДП-284 Нижнекамск с камерой
Покрышка DEESTONE D-314 DR-4 (R-4) TL 12PR
Покрышка TIGAR Ice шип.
Покрышка CORDIANT Professional DM-1 ведущая ось
Покрышка КАМА NT-201
Покрышка Ф-2А Нижнекамск с камерой
Классификация рисунков протекторов
Если бы все автомобили эксплуатировались только по новым дорогам с твердым покрытием в сухое и теплое время года, то проблем с покрышками не существовало бы в принципе — вполне достаточно было бы использовать гладкие шины без рисунка. Однако такие идеальные условия практически нереализуемы, поэтому сегодня существует большое количество типов, видов и разновидностей рисунков протекторов.
Существующие сегодня рисунки протекторов можно классифицировать по следующим признакам:
По типу дорожного покрытия рисунки протектора делятся на четыре основных категории:
Выделяют четыре тип рисунка протектора, которые отличаются ориентацией относительно автомобиля и симметрией:
По сезонности все шины делятся на три группы:
На летних шинах рисунок протектора обеспечивает надежный отвод воды, но при этом имеет достаточную жесткость для сцепления с твердым дорожным покрытием. На зимних покрышках рисунок протектора обеспечивает установку шипов, либо имеет ламели — эластичные элементы протектора, которые создают эффект «прилипания» шины к скользкому дорожному покрытию. Рисунок протектора всесезонных покрышек сочетает в себе особенности летних и зимних покрышек.
Наконец, рисунок протектора может иметь особенности, учитывающие скоростные характеристики шины. На шинах, предназначенных для использования на высоких скоростях, рисунок протектора обычно менее глубокий, что снижает их шумность и обеспечивает наилучшие характеристики на дорогах с ровным твердым покрытием.
Сегодня производители покрышек предлагают множество вариантов рисунков протекторов, которые обладают той или иной эффективностью. Однако для них справедливы одинаковые правила эксплуатации и рекомендации по обеспечению их долговечности.
Правила и рекомендации по эксплуатации шин
Действующие Правила дорожного движения не регламентируют использование на определенных типах транспортных средств шин с тем или иным рисунком протектора, однако они устанавливают минимальную высоту протектора, при достижении которой шины дальше эксплуатировать нельзя:
Производители покрышек дают ряд рекомендаций по продлению ресурса как самих шин, так и их протектора. В частности, необходимо соблюдать рекомендованное давление в покрышках, так как изменение давления в меньшую или большую сторону приводит к неравномерному износу протектора. Для шин с направленным рисунком следует строго соблюдать требования по месту их установки и ориентации относительно направления движения автомобиля.
Эксплуатировать шины с изношенным больше допустимых пределов рисунком протектора запрещено, их следует как можно скорее менять. Также необходимо своевременно менять шины при изменении сезона (ставить летние или зимние), что обеспечивает безопасность на дорогах и продлевает ресурс самих покрышек.
При соблюдении рекомендаций производителей и требований ПДД рисунок протектора покрышек обеспечит необходимые ходовые качества автомобиля и предотвратит лишние расходы.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почему протекторы шин делают с разным рисунком
Колесо — это повседневный элемент жизни. И все же многие люди до сих пор не знают, из чего изготовлена шина и почему ее протекторы сделаны с разным рисунком. Именно об этом и пойдет речь ниже.
Что такое протектор
Протектор — это та часть колеса, которая находится в контакте с поверхностью дороги. Если посмотреть на различные шины, представленные на рынке, можно заметить большое разнообразие рисунков.
Почему они такие разные?
Потому что рисунок на чертеже — это уникальный дизайн, который дает сцепление с автомобилем и управляемость для конкретных условий вождения. Все как в детективных фильмах, можно идентифицировать след шины по отметкам, которые он оставляет на дороге.
Каждый рисунок состоит из четырех частей:
Вместе ребра, канавки, выступы протектора и ламели могут быть расположены по уникальному шаблону для регулировки характеристик шины в ключевых областях, таких как шум, вождение, сцепление с дорогой и износ.
Это дает производителям шин возможность разрабатывать рисунки протектора для удовлетворения конкретных потребностей вождения, таких как торможение во влажных условиях, движение по сухим поверхностям, устойчивость и сцепление на льду и снегу.
Сколько существует рисунков? Довольно много, но, вообще говоря, три категории рисунков можно отличить от рисунка шин.
Асимметричный рисунок
Шина с асимметричным рисунком имеет два разных рисунка протектора: один на внутренней половине шины и один на внешней половине. Внутренний чертеж отвечает за вытеснение воды и защиту от скольжения.
Наружный протектор имеет жесткие проушины для повышенной боковой жесткости, обеспечивающей отличное сцепление при поворотах или движении по сухим поверхностям, а также меньший внутренний шум. Такое сочетание характеристик делает асимметричные шины особенно популярными для использования в автомобилях с высокими эксплуатационными характеристиками.
Ключевая особенность:
Симметричный рисунок
Наиболее распространенный тип рисунка является симметричным. Подходит для шин легковых автомобилей, но не для использования с высокими эксплуатационными характеристиками.
Шины в этой конструкции имеют непрерывные ребра или отдельные выступы протектора по всей поверхности протектора, и обе половины шины имеют одинаковый рисунок.
Ключевая особенность:
Шины с симметричным рисунком обеспечивают владельцу автомобиля максимальную гибкость при вращении шин, не влияя на повседневную работу. Они также тихие, долговечные и экономичные. Но они менее приспособлены к изменяющимся дорожным условиям.
Направленной рисунок
Шина с направленным рисунком предназначена для вращения вперед только в одном направлении. У нее есть боковые углубления, которые совпадают в середине шага и напоминают форму наконечника стрелы.
Однако их цель выходит за рамки спортивной эстетики. V-образные канавки лучше противостоят заносам на мокрой дороге и на высоких скоростях, так как они более эффективно вытесняют воду через рисунок рисунка.
Еще одним преимуществом является дополнительная тяга, которая обеспечивает отличную езду по снегу или по грязи.
Ключевая особенность:
Рисунок протектора шин: есть ли разница
Протектор – это поверхность шины, непосредственно контактирующая с дорогой. У протектора имеется рисунок, который определяется типом и направлением специальных канавок. Использование рисунка улучшает сцепление автомобильных шин с дорожной поверхностью и помогает с управлением в разную погоду и сезоны.
Выбор типа рисунка протектора шин должен основываться на характере езды, качестве дорог и климатических особенностях. От этого зависит безопасность поездки, а также скорость износа автомобильной резины.
Виды рисунка протектора
За различия в типах рисунка у протектора шин отвечает два параметра:
Направленность рисунка протектора показывает, есть ли общий вектор у канавок. Так, у направленных шин он един – V-образный и «смотрит» в одну сторону.
Симметричность рисунка указывает на однообразие порядка блока канавок с левой и правой стороны шины. Так происходит разделение на внутреннюю и внешнюю части у покрышек.
Сочетание обоих параметров позволяет выделить несколько типов рисунка протектора:
Симметричный ненаправленный
Это протектор с однообразным по всей поверхности шины рисунком. Здесь нет ни направления, ни строго определенных сторон. Это универсальные и надежные шины по низкой цене. Преимуществом станет простота монтажа и взаимозаменяемость (проще контролировать износ). Также это идеальный вариант для «запаски».
Создают такой тип протектора как для летних, так и для зимних шин. Однако наиболее популярно использование в сухое и теплое время года. Резина с симметричным ненаправленным рисунком подойдет тем, кому важно удобство управления машиной, а не скоростные характеристики. Если большая часть запланированных поездок – это спокойная езда в черте города, выбирайте такой рисунок протектора.
Среди недостатков выделяют слабую управляемость на высокой скорости и во время осадков. Попадание колес в лужу на трассе на таких шинах чревато потерей управляемости.
Шины с таким протектором – базовый комплект большинства новых авто. Однообразный по всей ширине ненаправленный рисунок применяется и для внедорожных автомобилей со смешанным циклом передвижения.
Симметричный направленный
Распознать шины с симметричным направленным рисунком несложно – у них отличительный узор-елочка по ширине покрышки. Четкое направление канавок предназначено для отвода воды, снежной массы и грязи в месте соприкосновения шины с поверхностью дороги. Такие шины рекомендуется ставить на заднеприводные авто, более склонные к заносу на мокром асфальте или заснеженной дороге.
Во время монтажа таких шин следует придерживаться правила: верхушка «елочки» при вращении должна касаться дороги первой, то есть смотреть в противоположную движению машины сторону. Для удобства большинство производителей указывают на боковине симметричных направленных шин подсказки: стрелку направления вращения и надпись «Rotation». Это позволяет избежать неправильной установки.
При езде на летних направленных шинах требуется полное сцепление с дорогой, поэтому на них лучше не съезжать на «грунтовку». Среди недостатков направленных шин отмечают шумность.
Асимметричный ненаправленный
Для улучшения скоростных качеств автомобиля и повышения маневренности используют асимметричные покрышки. Они имеют две стороны: внешняя часть покрышки выполнена из резины более грубой фактуры, так как испытывает большие нагрузки, чем внутренняя. Это дает лучшую управляемость на поворотах и при перестроении на скорости.
На внутренней части расположены меньшие по размеру шашки протектора и широкие канавки. Это лучше отводит воду и улучшает сцепление.
Для правильной установки производители подписывают внутренние (Inside) и внешние боковины (Outside).
Отличает такие покрышки высокая стоимость. Цель применения – езда на скоростных авто по асфальту.
Асимметричный направленный
Наиболее редкий вид рисунка протектора. Сочетает в себе все положительные качества других типов рисунков: отлично отводит воду, держит скорость, не деформируется во время сложных поворотов. В средней части протектора имеется продольное ребро – помогает сохранить высокую курсовую устойчивость. Использование таких покрышек оптимально для тех, кому важна одинаковая управляемость, как в сухую, так и в мокрую погоду.
Шины с асимметричным направленным рисунком не универсальны: во время монтажа требуют особой внимательности. Необходимо учитывать не только внутреннюю и внешнюю стороны, но и направление движение колеса.
Сезонные виды протекторов
Рисунок протектора и состав шины отличается в зависимости от сезонности.
Летние шины обладают более жестким составом резиновой смеси протектора по сравнению с зимними: для борьбы с аквапланированием (потерей сцепления с влажной дорогой) и достижения высоких показателей управляемости.
У рисунка протектора зимних шин блоки рассечены на более мелкие элементы несколькими канавками. Это придает мягкости шине (чтобы не «дубела» на морозе) и увеличивает сцепление на скользкой дороге. Зимние шины разделяют по типу рисунка протектора на два вида:
Скандинавский тип
Это рисунок с прямоугольными и ромбовидными блоками. При этом расстояние между элементами протектора достаточно велико. Боковые грани более острые. По структуре мягче, чем европейские шины.
«Грубый» рисунок позволяет шине с легкостью продавливать ледяную или снежную корку, предотвращать налипание грязи и лучше тормозить на льду – хороший вариант для езды по плохоочищаемым улицам и за городом.
Европейский тип
Предназначен для «мягкой» зимы и очищенных от снега дорог. В сильный снегопад на европейских шинах передвигаться будет проблематично.
Такие покрышки эффективно выводят снег с водой. Рисунок не грубый, а грани имеют более плавный переход. Европейская резина тверже – использование жесткого материала повышает износостойкость. Шины европейского типа «проживают» примерно 5 сезонов, в отличие от скандинавских, которые нужно менять каждые 2-3 сезона.
Для чего нужны шипы
Для дополнительной устойчивости при езде на заснеженных и заледенелых дорогах можно использовать зимнюю шипованную резину. Удобно, если погода зимой переменчива, и гололед может возникнуть в любой момент, а дороги чистят нерегулярно.
Полезно будет пару зим ездить на «шипах» и начинающим водителям.
К недостаткам шипования относят шумность и увеличение тормозного пути на чистом асфальте. На льду длина тормозного пути наоборот уменьшается.
Задумались о покупке новых шин на авто? Не стоит недооценивать важность правильного выбора рисунка протектора – от него зависит управляемость машиной как в сухую погоду, так и во время дождя или снега. Выбирайте новые покрышки в нашем каталоге!
Почему протекторы шин делают с разным рисунком
Колесо — это повседневный элемент жизни. И все же многие люди до сих пор не знают, из чего изготовлена шина и почему ее протекторы сделаны с разным рисунком. Именно об этом и пойдет речь ниже.
Что такое протектор
Протектор — это та часть колеса, которая находится в контакте с поверхностью дороги. Если посмотреть на различные шины, представленные на рынке, можно заметить большое разнообразие рисунков.
Почему они такие разные?
Потому что рисунок на чертеже — это уникальный дизайн, который дает сцепление с автомобилем и управляемость для конкретных условий вождения. Все как в детективных фильмах, можно идентифицировать след шины по отметкам, которые он оставляет на дороге.
Каждый рисунок состоит из четырех частей:
Вместе ребра, канавки, выступы протектора и ламели могут быть расположены по уникальному шаблону для регулировки характеристик шины в ключевых областях, таких как шум, вождение, сцепление с дорогой и износ.
Это дает производителям шин возможность разрабатывать рисунки протектора для удовлетворения конкретных потребностей вождения, таких как торможение во влажных условиях, движение по сухим поверхностям, устойчивость и сцепление на льду и снегу.
Сколько существует рисунков? Довольно много, но, вообще говоря, три категории рисунков можно отличить от рисунка шин.
Асимметричный рисунок
Шина с асимметричным рисунком имеет два разных рисунка протектора: один на внутренней половине шины и один на внешней половине. Внутренний чертеж отвечает за вытеснение воды и защиту от скольжения.
Наружный протектор имеет жесткие проушины для повышенной боковой жесткости, обеспечивающей отличное сцепление при поворотах или движении по сухим поверхностям, а также меньший внутренний шум. Такое сочетание характеристик делает асимметричные шины особенно популярными для использования в автомобилях с высокими эксплуатационными характеристиками.
Ключевая особенность:
Симметричный рисунок
Наиболее распространенный тип рисунка является симметричным. Подходит для шин легковых автомобилей, но не для использования с высокими эксплуатационными характеристиками.
Шины в этой конструкции имеют непрерывные ребра или отдельные выступы протектора по всей поверхности протектора, и обе половины шины имеют одинаковый рисунок.
Ключевая особенность:
Шины с симметричным рисунком обеспечивают владельцу автомобиля максимальную гибкость при вращении шин, не влияя на повседневную работу. Они также тихие, долговечные и экономичные. Но они менее приспособлены к изменяющимся дорожным условиям.
Направленной рисунок
Шина с направленным рисунком предназначена для вращения вперед только в одном направлении. У нее есть боковые углубления, которые совпадают в середине шага и напоминают форму наконечника стрелы.
Однако их цель выходит за рамки спортивной эстетики. V-образные канавки лучше противостоят заносам на мокрой дороге и на высоких скоростях, так как они более эффективно вытесняют воду через рисунок рисунка.
Еще одним преимуществом является дополнительная тяга, которая обеспечивает отличную езду по снегу или по грязи.
Ключевая особенность:
Какую опасность представляют собой камни в протекторе шины
В процессе эксплуатации шин их протектор так или иначе забивается мелкими камешками. Чаще всего обилие дорожного мусора можно обнаружить в зимних покрышках. Все дело в том, что их протектор буквально испещрен всевозможными каналами и ламелями, которые позволяют шинам эффективно бороться с водяной пленкой, и осушать пятно контакта покрышки с дорожным покрытием, чтобы обеспечить автомобилю надежное сцепление, управляемость и, конечно же, эффективное торможение.
Камней может забиться так много, что многие автомобилисты поневоле задумываются о том, чтобы заняться их извлечением. Обосновывают это тем, что обилие мелких камней может вносить дисбаланс в колесо. И некоторые таки берут в руки пинцет или небольшую отвертку, и бросаются на колесо, как на амбразуру. Причем время, которое при том можно потратить на извлечение камней, исчисляется даже не минутами, часами. Но стоит ли игра свеч?
Да, камни в шинах появлялись и будут появляться всегда. Это естественный эксплуатационный процесс покрышек. Камни от скорости и по мере износа шины вылетают. На их места забиваются другие — и так будет всегда, пока протектор не сотрется в ноль.
Однако если колеса отбалансированы, а развал-схождение в норме, то распределение камней по шинам выглядит вполне себе равномерным. И если внимательно присмотреться, это действительно так. И даже обилие равномерно распределенных по протектору камушков не способно нанести ощутимые изменения в поведении ни самих колес, ни автомобиля в целом. Мало того, угловатые камешки, застрявшие в ламелях, некоторым образом помогают при торможении на обледенелых покрытиях. Да, износ шины также имеет место быть, но он настолько незначителен, что обращать на это внимание не стоит.
Все, что нужно сделать перед тем, как отбалансировать колесо — это извлечь из его протектора крупные камни, если, конечно, таковые имеются. Как правило, они застревают не в ламелях, а в продольных и поперечных водоотводящих канавках, которые имеют в разы больший размер и глубину, чем ламели. Удалять же мелочь из ламелей не стоит вовсе. Проехав буквально несколько километров, очищенные покрышки вновь нахватают мелкой крошки, и снова будут выглядеть так, как выглядели до чистки.
Так что не тратьте свое время зря — не извлекайте мелкие камешки из шин, потому как их появление в ламелях — вполне нормальный процесс. Если очень хочется повозиться перед установкой зимней резины, то лучше сделайте это действительно с пользой — осмотрите шины на предмет появления грыж, трещин, заломов, выпадения металлокорда и других дефектов. В случае обнаружения, проконсультируйтесь с мастером шиномонтажа о возможности ремонта. Если ремонт нецелесообразен, то такую покрышку лучше заменить полноразмерной запаской. При этом не стоит забывать о том, что эпизодически для равномерного износа шины необходимо ротировать, включая запасное колесо.