зачем мертвым закрывают глаза
Почему покойникам закрывают глаза
Мы часто видим в фильмах, как умершего человека закрывает глаза ладонью. Задумывались ли вы, почему люди так торопятся закрыть почившему глаза?
Может быть, вы видели эту картину в реальности своими глазами, но спросить смысл этого действия старших родственников посчитали не уместным.
Есть три взгляда она данную проблему: с точки зрения магического мышления, человеческой психологии, и с точки зрения медицины.
Поверья о глазах умершего
Со времен язычества на русской земле остались суеверия, связанные с глазами умершего.
После этой традиции вспоминаешь древних греков, которые клали рядом с покойным в месте захоронения монеты, нужные по легенде, чтобы оплатить перевозку Харону через загробную реку Стикс. Они верили, что, если не положить монеты – душа останется скитаться и страдать на берегу вдоль реки вечно.
Закрывание глаз покойному с точки зрения медицины
После смерти у людей перестают выделяться слёзы для смачивания глазного яблока и облегчения моргания. Если глаза не закрыть, то глазное яблоко пересыхает, темнеет, проваливается. Лучше заранее защитить очи покойного от преждевременного пересыхания. Тем более, впалые глаза выглядит не эстетично – роговица становится мутной. Когда люди на церемонии прощания будут подходить к гробу, ничто не должно вызывать в облике умершего отвращения.
Почему закрывают глаза покойному с точки зрения психологии
Часто бывает, что человек умер, испытывая сильную боль, агонию. В этих условиях лицо человека отражает весь страх и ужас кончины. Если человек в этот момент умер с открытыми глазами, это выражение останется на его лице и после.
Разве хочется кому-то из близких видеть своего родного человека в агонии? Поэтому окружающие стараются закрыть только что умершему человеку глаза, чтобы его родные были более спокойны. приятнее и безопаснее для психики родственников видеть на лице умершего нейтральное выражение лица. Должно казаться, что человек не умер, а просто спит. Это в будущем поможет окружающим легче смириться с утратой.
Те, кто закрывал глаза умершему, знают, что по прошествии определённого времени это будет трудно сделать, так как наступает трупное окоченение. Такие люди скептически наблюдают за сценами кино, где герой или медик лёгким движением руки справляется с этим ритуалом.
Для большинства людей вопрос «закрывать или не закрывать глаза умершему» вообще не стоит. Так принято делать. Обязательно кто-нибудь это сделает: оберегая от ещё большего потрясения чувствительных родственников, или брезгуя видом мёртвых глаз.
18 суеверий о смерти, основанных на страхе
То, чего мы не знаем или не понимаем, может напугать нас, а страх способен привести к развитию суеверного поведения. Чего люди боятся больше всего? Однозначно смерти.
Мы, люди, всегда боялись смерти и мертвых. Писатели и режиссеры извлекли выгоду из этого. Они знают, что, для того чтобы нас напугать, им всего лишь нужно перенести развитие событий на старое кладбище или вставить в кадр живого мертвеца. Многие из суеверий, связанных со смертью и покойниками, берут начало как раз из наших страхов.
Суеверия зародились как способ защиты живых от мертвых. Это давало и продолжает давать людям чувство контроля над непознаваемым. Вот несколько примеров суеверий, которых многие из нас всё еще придерживаются.
1. После смерти родственника окна закрывали
Это делали для того, чтобы душа умершего не могла вылететь. Сегодня многие нарушают эту традицию и, наоборот, открывают окно, чтобы душа могла быть свободной. Это пример того, как суеверия с годами трансформируются, меняя свой облик.
2. В доме покойного завешивали зеркала
Зеркала прикрывались непросвечивающей тканью, чтобы дух не мог попасть в ловушку и остаться внутри. Зеркало считалось проводником между миром живых и миром мертвых. Если душа покойного посмотрит в него, она останется в доме.
Еще одно суеверие, связанное с зеркалами, гласит, что первый, кто увидит свое отражение в зеркале, находящемся в доме покойного, умрет.
3. Глаза покойному закрывали монетами
Это суеверие пошло из Древней Греции, где монеты помещали на веки усопшего. Существует три наиболее правдоподобных объяснения этому обычаю.
Во-первых, родственники и друзья покойного боялись, что мертвец может «высмотреть» себе сопровождающего в загробный мир. Умирать никому из родни не хотелось, так что глаза трупу приходилось закрывать.
Во-вторых, глаза покойному закрывали, чтобы он не отвлекался на мирские заботы. Дескать, всё, что происходит вокруг умершего, не должно его волновать.
В-третьих, монеты якобы позволяли мертвецу увидеть внутри себя истину. Какую — мы вряд ли узнаем, будучи в добром здравии.
Сейчас же считается, что глаза — это зеркало души, и через них душа умершего может покинуть тело. Монеты служат своеобразным препятствием, которое мешает душе покойника расхаживать в мире живых.
4. Умершего выносят из дома ногами вперед
Это было сделано для того, чтобы покойный не заглянул в дом и не убедил другого члена семьи присоединиться к нему. Видимо, предложение отойти в мир иной слишком заманчиво.
Также в старые времена принято было засыпать дорогу, по которой прошла похоронная процессия, ветками ели. При этом с кладбища возвращались другим путем, чтобы дух покойника не нашел дорогу домой и не беспокоил родственников.
5. За покойником наблюдали семья и друзья
Этот обычай должен был гарантировать, что дух умершего не покинул тело. Однако есть и еще одно, более логичное объяснение.
Дело в том, что наблюдение за мертвыми в XIX веке было способом избежать захоронения заживо, что было нередким явлением в те времена. Если тело «усопшего» в течение нескольких дней не подавало признаков жизни, родственники начинали готовиться к погребению. Также это делалось для того, чтобы следить за возможными странностями. К примеру, если у трупа приоткрывался один глаз, это означало, что он высматривает человека, которого хочет забрать с собой.
6. Тем, кто следил за телом, было приказано прикрывать рот, если они зевнули
Эта мера предосторожности служила гарантом того, что дух умершего не мог войти в тело живого человека. Ведь в противном случае дух погибшего мог бы заставить человека последовать за ним.
7. Нужно ставить на могилах большие памятники, чтобы дух покойного не сбежал
Изначально надгробия были просто камнями, которые использовались для обозначения места захоронения умершего. Но со временем камни превратились в большие памятники, и это произошло не только для того, чтобы отметить или как-то выделить могилу, но и для того, чтобы удержать дух умершего от побега.
8. Гроб не должны нести родственники
С точки зрения мистики умерший может почувствовать родственную кровь и вскоре явиться человеку, чтобы забрать его с собой.
На деле это суеверие можно объяснить тем, что человек, скорбящий по родным, при переносе тяжелого гроба может споткнуться и упасть.
9. Пока в доме покойник, уборку не делают
Вопреки мнению о том, что уборка в помещении — это лучший способ очистить дом как физически, так и духовно, стоит заметить, что даже невинное желание подмести пол в комнате, где лежит покойник, может привести к распространению патогенной инфекции.
Если же говорить о мистической подоплеке — считается, что, убираясь в доме, человек избавляется от негативной энергетики. Пока тело покойного находится в квартире, нужно дать ему возможность попрощаться с местом, где он жил, и своими вещами.
10. Стулья из-под гроба покойника, сразу же нужно перевернуть
11. О покойном можно говорить или хорошо, или ничего
Это суеверие пошло из Древней Греции, где считалось, что раз покойник уже не может постоять за себя, то нужно воздержаться от обвинений. Правда, фраза звучала немного иначе: «О покойном или хорошо, или ничего, кроме правды».
12. Нельзя носить одежду покойника
Давным-давно, когда у человека в среднем было по два-три костюма, суеверие звучало вполне оправданно. Ведь одежда покойника, в которой он пребывал в момент смерти, могла содержать в себе частицы естественных жидкостей.
Если же речь идет об одежде, которая всё это время висела чистой в шкафу, то никакой угрозы нет и не может быть. Хотя всё зависит от личного восприятия человека, ведь бытует мнение, что вещи хранят энергию того, кто их носил. Многие люди верят, что, одеваясь в вещи умершего, можно навлечь на себя беду или же разозлить покойного.
13. На кладбище нужно надевать одежду черного цвета
Следует обратить внимание на то, что на Руси в повседневной жизни никто не носил одежду черного цвета, так как она считалась ритуальной. Черный цвет выражал состояние души человека, пришедшего на похороны, — тоска, печаль, горечь потери и т. д.
Однако существует еще одна версия, почему на кладбище нужно надевать черные вещи. Так как черное в старину никто не носил просто так, считалось, что этот цвет являлся отличной маскировкой, которая помогала укрыться от смерти. По поверьям, дух смерти, который присутствовал на похоронах, мог узнать человека, который не переоделся в черные одежды, и забрать его душу.
14. Покойника нужно накрывать простыней
Накрытие покойного простыней было еще одним способом защиты живых от души, покидающей свое тело. Считается, что на том свете у покойника будут спрашивать, идет ли кто-нибудь за ним. Под простыней он не сможет оглянуться и посмотреть. В древности покойнику шелковыми платками закрывали еще и уши, чтобы он не мог слышать.
15. Фотографии в доме покойного должны перевернуть или закрыть
Семейные фотографии переворачивались лицевой стороной вниз как еще один способ избежать одержимости духом умершего. Ведь, по поверьям, он может увести в мир иной близких людей.
16. Покойному связывают руки и ноги
Считалось, что веревки на ногах и руках не позволят покойнику встать из гроба и навредить живым. Но и научное объяснение этому суеверию есть. Дело в том, что после трупного окоченения тело принимает произвольную форму, и привести его в нужное положение без грубого вмешательства становится невозможным.
17. Несущие гроб должны носить перчатки
Люди, которые несут гроб, должны были надевать перчатки, чтобы дух умершего не смог проникнуть в их тела. Считалось, что перчатки послужат своего рода барьером. В реальности же перчатки будут не лишними, так как из гроба могут просачиваться биологические жидкости.
18. Никто не идет навстречу похоронной процессии
При виде траурной процессии следует дать людям возможность пройти дальше, проявив таким образом уважение к шествующим и их скорби. С точки зрения мистики всё время до кладбища мертвец может забирать с собой души других людей. Также нельзя переходить дорогу тем, кто несет гроб: человек может навлечь на себя несчастья или серьезные проблемы со здоровьем.
Если у покойника открыты глаза, значит, он ищет, кого бы забрать с собой?
У меня умерла бабушка 3 дня назад. Когда перед погребением открыли ее лицо, у неё были открыты глаза. Мой дядя, закрыл ей глаза рукой, но говорят, что так покойница искала, кого забрать за собой.
Так ли это? Или это поверье к евреям не имеет отношения? N.
Отвечает рав Менахем Эпель
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, позвольте выразить Вам соболезнования в связи с уходом из жизни Вашей бабушки. Да удостоится её душа Ган-Эдена и вечной жизни.
То, о чем Вы пишете (открытые глаза — признак того, что покойник ищет, кого бы забрать с собой), в самом деле производит впечатление суеверия, порожденного страхом смерти, и к еврейским обычаям не имеет никакого отношения.
А обычай закрывать умершему глаза действительно есть в иудаизме и упоминается в наших книгах.
Тора рассказывает о том, как Йосэф открывается своим братьям в Египте, а они, в свою очередь, сообщают своему отцу, Яакову, что Йосэф жив и занимает высокое положение в Египте. И Яаков со всей семьёй спускается в Египет. Но перед этим он приносит жертвы в Беэр-Шеве. Там ему открывается Всевышний и обещает ему (Берешит 46:4): «Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосэф положит руку свою на глаза твои».
Что означает «Йосэф положит руку свою на глаза твои»? Мнения комментаторов разделились. Некоторые понимают эти слова как метафору: Творец обещает Яакову, что ему не нужно будет ни о чем заботиться, он будет на полном обеспечении Йосэфа.
Однако многие комментаторы (среди них рав Саадья Гаон, Рав Давид Кимхи, Абарбанэль и другие) видят в этих словах обещание, что именно любимый сын Йосэф закроет глаза Яакову, когда тот умрет.
В Устной Традиции этот обычай тоже упоминается. Так мишна в трактате Шабат (151 б) запрещает закрывать глаза умершему в субботу. Много об этом обычае говорит каббалистическая Книга Зоар (см. ниже).
А сейчас несколько слов о практической стороне вопроса. Рамбам (Законы скорбящих 4:1) пишет о еврейских обычаях похорон и траура. Первый обычай, который он называет, — закрытие глаз.
Об этом обычае пишут и два основных кодекса законов еврейской жизни — Тур и Шульхан Арух (Йорэ Дэа 352:4). Автор Биркей Йосеф, ссылаясь на Зоар, добавляет, что глаза умершему должен закрывать именно его сын.
А автор книги «Маавар Яббок» (раби Аарон-Берахья Модина, ум. 1639, Италия), тоже ссылаясь на книгу Зоар, пишет: если сын закрывает глаза покойному, это приносит ему пользу. Если же у покойного не было сына, это должен сделать кто-то из присутствующих.
«А-Кунтрас а-Йехиэли» (часть «Бейт Оламим»; раби Ицхак Альфия, 1878-1955, Иерусалим) добавляет, что есть ещё обычай: закрыв умершему глаза, положить на них немного земли (это упоминается также в книге Зоар).
О смысле этого обычая говорит Книга Зоар (комментарий к Вайехи, с. 226 а, и к Шлах, с. 169 а-б). Однако язык этой книги очень сложен, поэтому процитирую в приблизительном переводе Ме-ам лоэз (комментарий к Ваигаш 46:4), где упоминается интерпретация Зоара.
Там приводятся слова «Йосэф положит руку свою на глаза твои» и объяснение: «Из этих слов мы учим, что, если человек умер, хорошо, чтобы его старший сын закрыл ему глаза. Поскольку, когда человек умирает, его глаза остаются открытыми, ибо тогда ему позволено узреть сияние Шхины (Б-жественного присутствия). И он удостаивается этого уровня только в тот момент, когда душа выходит из тела. И следует закрыть эти глаза, чтобы они не увидели что-либо другое после того, как видели Шхину. Кроме того, если глаза остаются открытыми, они могут причинить вред каждому, кто находится перед покойным… И так как Йосэф был первенцем… Всевышний сказал Яакову, что Йосеф положит руку на глаза его, чтобы закрыть их. Так как благоугодно умершему, чтобы его сын закрыл ему глаза».
Ещё одно объяснение смысла этого обычая, тоже основанное на книге Зоар, мы находим у рава Моше-Давида Вали (ученика Рамхаля; 1697-1776, Италия) в его комментарии к книге Берешит. Он пишет: слова о том, что Йосэф возложил руку на глаза отца, содержат намек на то, что отец утратил зрение этого мира и сейчас сын наследует его место в этом мире.
В другом комментарии рав Вали добавляет: чем больше у человека раскрываются глаза разума, тем больше смыкаются его «материальные» глаза. Поэтому обычно у престарелых людей слабеет зрение: это связано с развитием их глаз разума. И в момент смерти глаза разума раскрываются полностью, человек видит возвышенные видения — и его материальные глаза полностью закрываются.
И то, что сын закрывает отцу глаза после смерти, показывает, что у отца закончилось материальное зрение и начинается зрение духовное — глаза души сейчас раскрываются полностью, ибо материя им больше не мешает.
На Руси покойнику закрывали глаза и не целовали в губы
На Руси существовали свои погребальные обряды, касавшиеся всех этапов похорон. Опасаясь, что умерший человек может нанести вред живым, в обществе сформировались определённые правила обращения с покойником, которых старались строго придерживаться.
Открытые глаза
Согласно церковным представлениям покинувший этот мир человек физически, то есть телом, засыпал, но душой оставался жив. Чтобы у присутствовавших на похоронах людей создалось впечатление, что покойник действительно умиротворённо спит, было принято закрывать усопшему глаза, если в момент смерти они были раскрыты.
Корни этого суеверия восходят к стародавним временам, когда существовало поверье, что открытые глаза мёртвого могут забрать с собой в потусторонний мир душу какого-нибудь родственника или близкого. На этот счёт даже существовала поговорка: «Смотрит – кого-нибудь насмотрит».
С точки зрения медицины, закрывать глаза покойнику следует, потому что не смачиваемая слезой роговица при открытых веках очень быстро мутнеет, и очи приобретают устрашающий вид.
Поцелуй в губы
На Руси из суеверных соображений запрещалось целовать покойника в губы. Прощаясь с родным человеком, близким следовало лишь прикоснуться своими устами к лежавшему на лбу мертвеца венчику. Считалось, что нарушивший это табу человек, мог впустить в своё тело душу покойника, из-за чего его могли мучить ночные кошмары и одолевать разного рода неприятности и болезни.
Запрет на целование покойника в губы аргументирован также гигиеническими соображениями: в теле усопшего могут находиться опасные бактерии, способные нанести вред здоровью живого человека.
Гроб не по размеру
Облачение усопшего
После проведения традиционного обряда омовения, покойника на Руси облачали в чистую одежду, являвшуюся символом нетления. Чаще всего в последний путь человека провожали в новом облачении, но если родственники усопшего не располагали финансовыми возможностями, допускалось, чтобы вещи были ношеными, но обязательно незапятнанными и опрятными.
Что касается узелков, то их не делали не только при шитье, но и при подвязывании пояса и платков – концы этих аксессуаров просто перекрещивали между собой, так как по поверью любой узел мог доставить умершему на том свете мучения и неудобства.
Мёртвые путы
В давние времена дурным предзнаменованием считалось оставление на покойнике мёртвых пут, которыми были связаны его руки и ноги до погребения. В старину полагали, что эти верёвки удерживали в теле скончавшегося душу, чтобы она случайно не переселилась в другого человека и не осталась в мире живых. Таким образом предки пытались сдержать мертвеца, чтобы он случайно не поднялся из гроба и не навредил окружающим. Путы применялись и для того, чтобы дьявольские силы не скрючивали покойника. С практичной точки зрения веревки были необходимы для сохранения нужного положения окоченевших конечностей.
Перед преданием тела покойника земле мёртвые путы неукоснительно разрезались, чтобы душа могла беспрепятственно покинуть физическую оболочку, иначе мертвец начнет являться родственникам в кошмарах и, что ещё страшнее, заберет к себе кого-нибудь из них.
Если по какой-либо причине родные забывали перерезать путы, то при похоронах любого другого человека, в гроб клали ножницы и просили его передать их мучившемуся родному, чтобы он сам избавился от сковывающих верёвок.
Вынос вперёд головой
Чтобы покойник обрёл покой в загробном мире, его необходимо было выносить из дома ногами вперёд. По славянскому поверью это делалось из-за того, что дверь расценивалась ими как портал в потусторонний мир, и, вынося домовину подобным образом, живые указывали мёртвому направление в загробное царство.
В качестве ещё одного аргумента поступать так, а не иначе, предки приводили тот факт, что вынос тела вперёд ногами не давал возможности душе запомнить обратный путь домой, а значит, обеспечивал безопасность домочадцев. К слову в стародавние времена, чтобы ещё больше запутать душу покойника, гроб выносили не через дверь, а просовывали сквозь специально проделанное по случаю кончины отверстие в стене, которое после погребения замуровывалось.
После принятия православия данное явление приобрело иное толкование: считалось, что выносить покойника вперёд ногами нужно было для того, чтобы в храм он попадал лицом к алтарю, и он мог в последний раз символически воздать молитву Богу.
Многие явления, связанные с обращением с покойным на Руси, указывают на то, что оставшиеся на этом свете родные и близкие хотели всеми способами уберечься от смерти. Да и правильно. Кто же хочет туда.
А у нас есть еще публикации в связи с поднятой темой:
Монетки на глаза умершим: зачем это делали?
Зачем умершим клали монеты на глаза
Наверняка, многие из Вас видели в фильмах, как покойнику на оба глаза кладут монетки. Собственно, такое можно встретить не только в кино. Это активно практиковалось и в древние времена, традиция сохранилась и в наши дни. Конечно, мысли о том, зачем это нужно, у многих исследователей ритуальных обрядов разнятся. Но все без исключения сходятся во мнении: это было нужно, чтобы умерший обрёл счастье на том свете.
Монетки на глаза покойника клали ещё в Древней Греции. Как правило, на глаза нужно было класть медные монеты, но если умерший при жизни был очень беден, то можно было обойтись любым круглым предметом. Считалось, что умерший должен был добраться после смерти до царства Аида, а для этого нужно было переплыть Стикс не без помощи Харона, перевозившего души за отдельную плату.
Хотя другие исследователи данный ритуальный обычай приписывают Древнему Египту, жители которого всегда очень скрупулёзно готовились к загробной жизни. Поэтому считалось, что если деньги играют такую важную роль в мире живых, то и в мире мёртвых они тоже пригодятся. И снова же ими нужно было расплатиться за переправу через реку мёртвых.
А вот славяне считали, что монетки пойдут на новую жизнь покойного в том, другом мире.
Современный взгляд
Современная же научная точка зрения гласит: когда человек умирает, мышцы его глаз не сокращаются. Но бывает, что покойный так и остаётся с открытыми глазами. Поэтому на глаза и клали монетки, чтобы тело выглядело не так устрашающе. Считается, что глаза покойнику можно закрыть только в первые часы после смерти. Потом тело будто парализуется, и глаза закрыть невозможно. Помогали монеты. Бывало и такое, что иногда глаза покойного во время похорон могли внезапно открыться, поэтому, чтобы не шокировать публику, монетки были как нельзя кстати. Плюс медь препятствовала распространению трупных пятен, поэтому, чтобы веки не посинели, на них клали медные монетки.