зачем люди придумывают себе псевдоним
О псевдонимах, зачем они нужны и как их придумать
Едва начала писать стихи, прозу, да что нибудь, лишь бы писать) принялась искать себе псевдоним. Аргументы следующие:
1. Под всевдонимом пишут многие важные и любимые авторы, почему не могу и я?
2. Псевдоним это красиво, особенно, если придумать его правильно, чтобы звучало, так сказать.
3. Никто тебя не узнает и не побъет)
Ну а на самом деле? Какова роль псевдонима в жизни автора? Задумалась над этим совсем недавно и прошерстив несколько интернет страниц, не углубляясь, но и не совсем поверхностно, поняла, что свое настоящее имя скрывает немалая категория писателей.
А вы знаете, кто это?
Анна Горенко?
Илья Файнзильберг?
Аркадий Голиков?
Даниил Ювачев?
Алиса Зиновьевна Розенбаум?
Ирвинг Тенненбаум?
Мари́-Анри́ Бейль?
Чарльз Лютвидж Доджсон?
Эрик Артур Блэр?
Наверняка, нет. Вот и я не знала, ну по крайней мере до того времени, как активно стала интересоваться не только самим произведением, но и биографией, автора, а произошло это не так давно, как мне хотелось бы.
Так, зачем нужны псевдонимы?
До 20 века, т.е. каких-то жалких лет 100-120 назад, женщины-писатели не воспринимались всерьез, читатели предпочитали видеть среди авторов исключительно мужчины. Вот такой антифеминизм получался. В итоге женщинам приходилось использовать мужские имена. Пример тому, знаменитые сегодня и совсем не популярные в ранние годы их творчества, сестры Бронте — Эмилия, Шарлота и Энн. Свои романы они выпускали под псевдонимами — Каррер, Эллис и Эктон Белл.
Несомненно, у них такой проблемы не было, но современный нам автор Стивен Кинг столкнулся с тем, что издатели не желали наводнять рынок одними и теми же именами, поэтому несмотря на явный успех первых его работ, остальные печатать не спешили. Так появился Ричард Бахман. Под этим псевдонимом автор выпустил не менее 7 романов.
Какова роль псевдонима сейчас?
Прежде всего, псевдоним берут авторы, которым по тем или иным причинам собственное имя кажется не звучным и не подходящим для постановки в заглавии книги. Иногда оно так и есть, с этим не поспоришь.
Но чаще всего. псевдоним — это попытка обрести свободу для уже известного автора и скрыться для тех, кто пока не известен миру, боится допустить ошибку, навлечь на себя гнев критиков. Такой автор всегда может откреститься от своего неудачного произведения в психологическом плане, взять новое имя или явить публике свое настоящее, и продолжить писать без зазрения совести.
Наверняка, большинство авторов руководствуются и тем, и другим.
Как составлять псевдоним?
Чтобы получился красивый звучный псевдоним можно попытаться:
1. Использовать анаграму собственного имени и фамилии, любимого блюда, города, книги, даже имени уже известного писателя.
2. Сократить собственные имя и фамилию до нужного звучания.
3. Вспомнить имена всех любимых книжных героев и назваться одним из них.
4. Выбрать любое понравившееся имя, придумать к нему звучащую фамилию и все — псевдоним готов.
Мое любимое женское имя — Евгения, его я сократила на французский мужской манер и получилось — «Эжен». В французском, кстати, есть женский вариант — Эжения) Мой любимй цветок Лилия, убрала «я» получилось — «Лили» или «Лилиан». И третья часть — сокращенная фамилия.
Известный российский писатель Борис Акунин, которого в действительности зовут Григорий Чхартишвили, свой псевдоним составил из японского слова, переводящегося, как «негодяй, злодей» и простой буквы «Б», которую он вообще никак не расшифровывал.
Естественно, что псевдоним не делает писателя популярным, а его работы лучше. Но он позволяет обрести нужную каждому творческому человеку свободу, то, чего так не хватает в обычной жизни.
Зачем нужны псевдонимы, или кто скрывается под маской?
Дата публикации: 26.04.2019 2019-04-26
Статья просмотрена: 9906 раз
Библиографическое описание:
Гобозов, Руслан. Зачем нужны псевдонимы, или кто скрывается под маской? / Руслан Гобозов, О. Б. Галаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5.1 (25.1). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/25/1510/ (дата обращения: 08.11.2021).
Объектом моего исследования являются псевдонимы медийных личностей (т. е. писателей, поэтов, актеров и т. д.). На мой взгляд данная тема до сих пор является актуальной, ведь всегда было интересно, для чего же творческие люди берут себе псевдонимы, обычная ли это прихоть или же вынужденная мера. Итак, сегодня я попытаюсь объяснить суть замены настоящих имени и фамилии на псевдонимы.
Цель исследовательской работы: исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.
Задачи работы:
− собрать материал по теме;
− дать определение слова «псевдоним»;
− привести примеры псевдонимов.
− установить причины выбора псевдонимов.
Что такое псевдоним?
Причины, принуждавшие авторов сохранять инкогнито, весьма разнообразны. Одни были вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований; другие отказывались от своей фамилии из-за ее неблагозвучия; общественное положение третьих не позволяло им открыто выступать на литературном поприще. И начинающие, и знаменитые авторы прятались под псевдонимом, чтобы отвлечь от себя огонь критики. Иные придумывали себе псевдонимы потому, что это было модно, иные — из-за наличия однофамильцев, а некоторые — из желания мистифицировать читателей и заставить их ломать себе голову в догадках, кто скрывается под псевдонимом. Встречаются авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ.
Иногда, принимая псевдоним, автор ставил целью не скрыть свое имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, социальное положение, главную черту своего характера или направления своего творчества.
− стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся;
− стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи;
− стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени;
− стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя.
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой
Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере человека, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, был прозван Федром (по-гречески — веселый).
В древности, когда фамилий еще не существовало, имена могли совпадать, что вызывало путаницу. Так, в древнегреческой литературе — целых четыре Филострата, которых приходится различать по номерам: Филострат I, Филострат II и т. д.
Чтобы избежать путаницы, применялись различные способы. Один из них был основан на использовании имени отца или деда. Знаменитый ученый ХI—ХII вв., живший в Бухаре, вошел в историю как Ибн-Сина, т. е. сын Сины.
Но чаще всего фамилию заменяло прозвище, связанное с местом рождения или жительства человека: Конрад Вюрцбургский, Диодор Сицилийский.
В основе прозвища могло быть также занятие, звание, общественное положение человека. Один византийский поэт VI века известен под именем Павел Силенциарий, т. к. занимал при дворе императора Юстиниана пост начальника дворцовой стражи, которая именовалась силенциариями.
Исследование
1) Что означает слово «псевдоним»?
Среди старшеклассников (30 чел.) был проведен социологический опрос.
Цель — проверить знания учащихся по этой теме. На вопрос, что такое псевдоним смогли ответить правильно (т. е. вымышленное имя) все учащиеся.
2) Настоящая фамилия Анны Ахматовой.
(Варианты ответов: Сидоренко; Горенко; Фоменко)
На вопрос о настоящей фамилии Анны Ахматовой из 30 человек, правильно (т. е. Горенко) ответили 18 человек (около 60 %). 6 человек (около 20 %) ответили, что настоящая фамилия Ахматовой — Сидоренко. Оставшиеся 6 человек (около 20 %) указали на фамилию — Фоменко.
3) В опросе старшеклассникам (30 чел.) было предложено назвать настоящие имена и фамилии трёх писателей: Максима Горького, Демьяна Бедного, Аркадия Гайдара
Настоящее имя и фамилию Максима Горького (Алексей Пешков) назвали 70 % опрошенных.
Настоящее имя и фамилия Демьяна Бедного (Ефим Придворов) назвали 30 % опрошенных.
Настоящую фамилию Аркадия Гайдара (Голиков) назвали только 10 % опрошенных. (т. е. всего 3 человека. )
Кто скрывается под маской?
Псевдонимы А. П. Чехова
Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов. Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись «Антоша Чехонте». Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Исследователи литературного наследия писателя полагают, что данный псевдоним возник, когда Чехов учился в таганрогской гимназии, где законоучитель гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.
Псевдонимы известных людей.
Псевдонимы встречаются не только у известных писателей, но и у других личностей, связанных с различными видами деятельности. Так, например, Ленин на самом деле был Ульяновым, а Сталин — Джугашвили.
Заключение.
Таким образом, в результате анализа материала мы узнали, что такое «псевдоним», каковы причины использования псевдонимов, и какими принципами руководствуется человек при выборе псевдонима.
Также стало понятно, что псевдонимы играют важную роль в жизни многих людей, связанных с искусством, политикой и другими деятельностями.
Хороший вопрос«Когда всем за тебя стыдно»: Разные люди о том, зачем они придумали себе псевдоним
Отличаться от других или изменить свою жизнь
Псевдоним или вымышленное имя чаще всего используют люди, чья жизнь хоть как-то связана с публичностью — поводом становится желание сделать своё имя более запоминающимся. Но иногда псевдоним перерастает сценический образ своего автора и сигнализирует о начале его новой жизни. Мы поговорили с людьми, придумавшими себе второе имя, о том, как оно появилось и изменилась ли с тех пор их жизнь.
Мона Пепперони
У меня всегда было желание выступать на сцене, но как травести-артист я начал выступать достаточно поздно — мне было уже двадцать пять лет. Так сложилось, что это стало моей работой, которая приносит мне деньги. Псевдоним я придумал сам. Изначально я хотел назваться Моникой, потому что мне очень хотелось походить на Монику Беллуччи, но моя подруга как-то сказала, что это это имя для меня простовато, а вот имя Мона — смачное и страстное, короче, самое то. «Пепперони» я добавил сам: мне хотелось создать образ забавным, смешным, но в то же время эмоциональным. Я ещё придумал себе слоган для выступлений: «Жгучая итальянская женщина с лёгким французским акцентом». Многие не приняли этот псевдоним. Кто-то говорил, что его слишком сложно запомнить, другим он казался просто глупым, но я продолжал настаивать, потому что он очень мне нравился. В итоге я слился со своим образом и псевдонимом. Я не могу сказать, что есть сильные различия между Моной и Гришей. Для меня это одно. Мона откровеннее, смелее на сцене, но это ещё обусловлено образом и характером работы. Если меня кто-то назовёт Моной, когда я не в образе, или Гришей, когда я в образе, я не удивлюсь. Сам псевдоним не рождает какое-то новое воплощение меня. Скорее открывает новую грань. Может быть, добавляет новые краски, но это моя личность.
Сейчас я уже настолько свыкся со своим образом, что мне безразлично, как меня называют. Не могу сказать, что псевдоним мне как-то помог, наоборот, мне приходилось очень долго его отстаивать, но зато в итоге мой образ на сцене сложился именно с этим именем, и я бы не согласился его поменять.
Даша Ебалотная
Я татуирую с 2013 года. У всех татуировщиков есть псевдонимы. Свой я выбрала в четыре года, сама того не зная. Я рисовала, кажется, с самого рождения, но только в четыре года начала подписывать свои работы и постоянно писала своё имя неправильно. Я меняла местами буквы или зеркалила их. Одну из своих первых картинок я подписала так — «Даша Ебалотная». Я ещё не знала матерных слов, мне было негде их услышать. Я не подозревала, что сделала что-то не так, но родители решили сохранить тот рисунок. Несколько лет назад я нашла его и долго смеялась. Решила, что это очень подходит тематически моим работам, потому что вдохновение и многие сюжеты я черпаю из детства. В то же время я люблю провокационные картинки, которые люди не ожидают увидеть в формате татуировок, поэтому это было полное попадание.
Мой псевдоним помог собрать аудиторию, которая готова воспринимать мои приколы. Недавно я пришла работать в студию, которая не приемлет мат и вообще представляет собой апофеоз гармонии и оптимизма. Мне сразу же предложили поменять псевдоним, обосновывая это тем, что он слишком длинный и непонятный. Но я думаю, что это всё-таки было лукавством. Больше я в такие ситуации не попадала. Иностранцы в большинстве случаев думают, что это моя настоящая фамилия. Я ощущаю это имя островком свободы. Мне очень нравится идея, что если кто-то серьёзный в официальном месте захочет произнести это вслух, скорее всего, ему не позволят этого сделать. До сих пор ребята в моей студии, упоминая меня где-то в постах, пишут просто «Даша». Это приятное чувство, когда всем за тебя немного стыдно.
Маша Марина
Мне было пятнадцать лет, и у меня была большая районная компания друзей-выпивох, которые каждый день тусовались на районе. Мы в шутку назывались «ОПГ138». К нам постоянно прибивались разные ребята. На очередном сабантуе мы познакомились с чуваком по имени Ваня Совок. В тот вечер я ушла домой пораньше. Видимо, я очень понравилась тому парню, он всю ночь спрашивал у моих друзей: «Где Марина?» Никто долго не мог понять, что за Марина. Оказалось, что он искал меня. Ну и на следующий вечер мы в компании решили, что Маша — это когда я приличная девочка, учащаяся в школе. А Марина — моё альтер эго, бунтующая и выпивающая. Маше утром стыдно за Марину. В контакте я поменяла имя на «Маша можно Марина».
В какой-то момент поведение Марины стало мешать Маше готовиться к поступлению в универ. И тогда я придумала ник «masha_vs_marina». У меня всё ещё такой контакт, почта и инстаграм. Я не ожидала, что этот ник так ко мне прицепится. Все друзья уточняют про меня, когда непонятно про какую Машу идёт речь: «Маша, которая Марина?» Короче, даже новые люди в моей жизни подхватывают очень легко этот ник. Притом что с той старой компанией, где этот псевдоним был придуман, я не общаюсь уже около восьми лет. Некоторые думают, что Ма́рина — это моя фамилия. Новые люди, которые меня нашли в соцсетях, всё ещё уточняют, как ко мне обращаться: Маша или Марина? В работе тоже полный раздрай: меня подписывают в титрах «Маша Омельченко», «Маша Тузикова» (девичья фамилия матери героини. — Прим. ред.) и «Маша Марина». Из-за этой путаницы меня иногда не пускают на съёмочные локации, когда заказывают пропуск.
Антон Образина
Всё началось с локального городского форума. У меня там был ник braza. Почему уже не помню, возможно, это было как-то связано с «Бивисом и Баттхедом» или чем-то таким. Короче, обычный дурацкий ник. Потом друзья стали называть меня Бразой уже и вне форума. Некоторые называют так до сих пор. Когда появилась сеть «ВКонтакте», я не хотел указывать там настоящие данные — не хотелось особо связываться с бывшими одноклассниками или коллегами. Так что назвался Бразой и там. А уже позже придумал, как прикольно переделать это имя. Некоторые сейчас думают, что Образина — это моя настоящая фамилия, но нет. «Образина» не значит ничего, просто прикольное панковское слово. Когда делал вэнити-сёрчи, обнаружил, что так ругаются разные политизированные ребята — причём и либералы, и охранители. Нахожу это забавным.
Образиной подписываюсь во всех музыкальных делах. В этой сфере Антона с настоящей фамилией просто не существует, разве что где-то бывает надо назвать паспортные данные — например, подписать договор или купить билеты на поезд. Как немузыкальный журналист подписываюсь настоящей фамилией. Но это уже совсем другие дела, не хотел бы, чтобы я-персонаж пересекался со мной-работником, потому что под именем Образины я позволяю себе гораздо больше и это часто на грани фола.
Насто Соколова
Родители хотели назвать меня Мишей Соколовым, но я родилась девочкой, и меня назвали в честь героини сказки «Морозко». Никто не задумывался, что имя Анастасия станет таким популярным. Всю мою жизнь меня доставало то, что, во-первых, очень популярное имя и, во-вторых, популярная фамилия. На всех курсах и кружках было пять Насть и иногда два-три человека с фамилией Соколов или Соколова. В университете я всегда подписывалась «Н. Соколова», из-за чего мою работу часто путали с работой однокурсника.
Я всегда ненавидела своё полное имя, прямо до тошноты. Все производные Настюши и Настасьи мне тоже не нравились. Единственное, что я принимала: Анастасия Сергеевна — для людей, с которыми я выпиваю, и Настя. Довольно долго думала о том, чтобы взять мамину фамилию. Хотелось, чтобы моё имя запоминалось и не терялось, учитывая, что моих однофамильцев в медиа очень много. Я всегда настаивала на том, чтобы меня подписывали сокращённым именем Настя. Как-то раз оператор, с которым я работаю, имеющий привычку коверкать слова, обратился ко мне словом «Насто». В украинском языке, кстати, есть звательный падеж. И я подумала, что это прикольная форма моего имени и она мне нравится. Сейчас я часто представляюсь не Настей, а Насто. Многие вообще не понимают почему, хотя я просто поменяла одну букву. Моя мама сначала сильно переживала, что это средний род, но успокоилась, когда я спросила её: «Мам, а Марго — это средний род?» К тому же имя быстро прижилось. Теперь, когда я прихожу в новую компанию, представляюсь Насто, и меня сразу запоминают: «А, это кто-то с очень странным сочетанием букв вместо имени». Очень удобно.
Иван Синергиев
Псевдоним «Иван Синергиев» мы придумали осенью 2010 года, когда в «Коммерсанте» началось бурное развитие интернета. Всё это тогда называлось красивым словом «Синергия». Мы публиковали много скороспелых заметок, которые нужно было как-то подписывать, какие-то из них я делал своими руками. Тогда мы стали подписывать их «Иваном Синергиевым». Потом «Иван Синергиев» стал коллективным псевдонимом сотрудников отдела политики. Мы стали использовать его в тех случаях, когда текст делался силами редакции или над ним работало шесть-семь авторов, имена которых невозможно было вместить в подпись.
Вообще-то в детстве батя перепутал моё имя в паспортном столе, когда ходил за свидетельством. Он сначала решил назвать меня в честь шоколадки (угадайте, какой). Принёс её в роддом, показал маме. «Так и назовём», — сказал. Ну, решили и решили, а когда он пришёл забирать документы, ему сказали, что нет такого имени, и записали другое. Похожее (угадайте какое). Первые четырнадцать лет я была двумя людьми: именем из свидетельства меня называли малознакомые и неприятные люди, а именем с шоколадки — все остальные.
Я думаю, что есть двое: Кит и ещё один человек внутри меня, которого зовут моим настоящим именем. Мне определённо больше нравится Кит — я иногда чувствую, как на сочетание этих звуков во мне отзывается что-то, что я считаю собой, а во втором случае — многое из того, что мне не по душе. Если подумать, настоящим именем меня теперь назовут только родители, полиция или те, кого интересуют мои документы — а это, скорее всего, не мои будущие друзья, как ни крути.
Когда-то давно было супернеприятно, если кто-то узнавал моё имя из паспорта, я старалась этого избегать, мне казалось, что это нечестно, что кто-то не верит, будто меня зовут Кит, и пытается узнать какой-то секрет или какую-то таинственную правду, которая на самом деле ничего не меняет. А потом я работала на разных работах и разговаривала с разными взрослыми людьми, и делала какие-то документы, и грань стёрлась. Сейчас я работаю в школе, и все называют меня там по имени-отчеству, но это вовсе не обидно.
Но если честно, всё равно могу сказать, что у моего сердца другое имя. Мне всегда нравилось, что никто не приклеивал ко мне прозвищ и это имя я выбрала себе сама. Оно как будто помогло мне вырасти, сделало внутри меня того, кто мне нравится, кого я уважаю — лучшую мою версию. И я знаю, что те, кто действительно знают меня, назовут меня Кит. Ту другую часть меня они просто никогда не встречали. Иногда я думаю, что человек с другим именем — моя тёмная сторона, что она совершает всякие ошибки и косяки. Но это неправда, это тоже я, и в том месте, где мы соединяемся, у меня вообще нет никакого имени. Там, в этом месте, меня некому звать.
Я плохо помню, что происходило в моей жизни до девятого или десятого класса. Есть только знание, что там было много физического и психологического насилия. Там меня звали назначенным при рождении именем. В девятом классе я пыталась представляться другими именами. В школе меня травили, но называться там именем, которым меня звали дома, было довольно невыносимо. С этим словом я себя никогда не идентифицировала, оно было символом места, где тебя бьют и унижают. Мать обзывала меня фамилией отца и отчеством, когда хотела намекнуть, что это своего рода «плохая кровь» во мне.
После одиннадцатого класса я поступила в университет в Москве, переехала и при знакомстве с новыми людьми стала пользоваться именем Алиса, но в университете по-прежнему приходилось сталкиваться с тем, что тебя называют так, как ты слышать не хочешь. Позднее это повторялось на первой и последующих работах, в аспирантуре, во втором университете — в таких местах тебя представляют именем и фамилией из паспорта до того, как ты успеваешь хотя бы подумать о том, чтобы представиться иначе.
Я отказалась не только от старого имени, но и от большой части своей истории. Во многом я человек, который появился в 2017 году — уже мало помню из того, что было до. Я удалила страницы в инстаграме, «ВКонтакте», посты в фейсбуке. Публикации, в том числе в научных журналах, которые были подписаны тем именем, уже никогда не попадут в моё портфолио. Меня это устраивает.
150 имен Ленина: зачем большевики меняли фамилии на псевдонимы
Президент Франции Эммануэль Макрон посетил острова Французской Полинезии. На Туамоту ему подарили много ожерелий из цветов и ракушек – так по давней традиции аборигены приветствуют высокопоставленных гостей. А на Маркизских островах Макрону по другому старинному обычаю дали новое имя, которое в переводе означает «великий вождь, который шагает вперед и который пойдет далеко».
«Вторые имена» были у многих мировых лидеров. Но для чего политики придумывали себе клички и псевдонимы? Что скрывали под вымышленными фамилиями и прозвищами российские большевики, даже те, кто не занимался конспиративной деятельностью? Кто из отцов революции носил фамилию надзирателя одесской тюрьмы? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Псевдоним, чтобы запутать жандармов
Галлей Джемс, Толстый и Епис – в конце XIX – начале XX веков эти клички ежедневно фигурировали в сводках царской охранки. Под прозвищами скрывались знаменитый революционер-бомбист Борис Савинков, двойной агент Евно Азеф и организаторы боевых бригад рижских рабочих Екаб Дубельштейн.
«Можно смело сказать, что на рубеже XIX–XX веков в большом количестве появляются псевдонимы. Это связано с бурным развитием культуры, публицистической деятельности, появлением огромного количества периодических изданий, журналов и газет, а также с деятельностью подпольных организаций, прежде всего партий, прежде всего РСДРП. Большинство членов этой организации, чтобы сохранять инкогнито и спокойно передвигаться по стране и за рубежом, придумывали себе псевдонимы», – рассказала кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России РУДН Елена Кряжева-Карцева.
Революционеры даже разработали специальную инструкцию: во время секретной переписки или регистрации на тайные съезды подпольщики использовали названия животных и городов. У каждого революционера было около 10 конспиративных прозвищ.
«Мы знаем, что представители партии большевиков часто должны были менять и конспиративные квартиры, и псевдонимы, под которыми они работали либо издавались, чтобы запутать жандармов, чтобы успешно скрываться. Естественно, подрывная революционная работа требовала частых смен фамилий и псевдонимов», – комментирует историк Владислав Каменских.
Троцкий – фамилия тюремщика?
«Некоторые исследователи считают, что Троцкий – это прозвище, псевдоним, который происходит от названия города Тракай. Но многие склоняются к тому, что Лев Давидович восхищался авторитетом старшего надзирателя, которого побаивались и все работники тюрьмы, и сами заключенные, и просто взял себе этот псевдоним. Вероятно, он считал, что получит такой же сильный характер, если возьмет эту фамилию», – поясняет профессор РУДН Елена Кряжева-Карцева.
«Пролетарские» фамилии
После провальной революции 1905 года руководство социал-демократической партии изменило принципы выбора кличек. Чтобы привлечь на свою сторону как можно больше сторонников среди рабочих, многие видные большевики поменяли прозвище на более звонкие, пролетарские: Луначарский стал известен под именем Воинов, а Крупская указывала себя на партсъездах как Саблина.
«Революционеры были вынуждены сменить свои фамилии из-за неблагозвучности или из-за того, что они выдавали их национальное происхождение. Эффект от того, что к народу обратились бы Бронштейн и Джугашвили, был бы не настолько широким, чем когда к людям вышли Троцкий и Сталин», – уверен историк Владислав Каменских.
Гуталинщик, Коба, Сталин
Один из самых известных и грозных псевдонимов XX столетия появился 12 января 1913 года Вене. Бывший ученик Тифлисской духовной семинарии Иосиф Джугашвили впервые подписал статью фамилией Сталин.
«Примечательно, что псевдоним Сталин, превратившийся в фамилию, появился после ссылок Иосифа Виссарионовича. Существуют разные версии, откуда появилась такая фамилия», – рассказала кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России РУДН Елена Кряжева-Карцева.
Популярная в Советском Союзе версия гласила, что Сталин – это буквальный перевод настоящей фамилии, Джугашвили. «Джуга» якобы по-грузински означает «сталь» или «булат», а окончание «швили», распространенное в Грузии, переводится как «дитя» или «ребенок».
Но эту теорию опроверг кандидат исторических наук Вильям Похлебкин, более известный широкой публике как знаток русской кухни. Он провел собственное исследование и выяснил тайну появления знаменитого прозвища.
«Похлебкин говорит, что на самом деле это не так. Если говорить про осетинский вариант корня, переводиться он будет чуть ли не как «стадо». В письмах, которые Вильям Васильевич писал в Грузию, значилось, что это распространенная фамилия, которую можно перевести как «сын Джуги», дословного перевода на русский язык нет. Другая версия, которую Похлебкин привел в своей книге, более интересна», – полагает профессор РУДН Елена Кряжева-Карцева.
Похлебкин утверждал, что псевдоним Сталин появился благодаря поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Якобы Иосиф Виссарионович читал это произведение в русском переводе Евгения Сталинского. Когда будущего руководителя Советского Союза приняли в ЦК партии, он сократил фамилию журналиста и стал именоваться Сталиным.
«У Сталина было, по разным подсчетам, около 30 псевдонимов. Самый известный – Коба, его знали под этим прозвищем до 1913 года, до публикации серии работ под псевдонимом Сталин», – добавляет Елена Кряжева-Карцева.
Однокашники Иосифа Виссарионовича утверждали, что псевдоним Коба он позаимствовал у героя романа Александра Казбеги «Отцеубийца». Якобы будущему лидеру СССР так понравился кавказский Робин Гуд, что он незамедлительно взял его имя.
«Но на самом деле имя Коба – производная от имени очень известного шахиншаха Кавада I, который правил в конце V – начале VI веков в Персии. Он известен тем, что завоевал территорию современной Грузии и Тифлис превратил в одну из мощных провинциальных столиц», – считает профессор РУДН Елена Кряжева-Карцева.
До революции однопартийцы называли Иосифа Виссарионовича Осипом, Иванычем или Васильевым. Но больше всего соратники любили называть будущего лидера страны Гуталинщиком.
«Иосифу Виссарионовичу было обидно слышать это прозвище, как многие считают, хотя ничего обидного в нем нет. Его отец был башмачником, и, вероятно, прозвище появилось по отцу. К тому же тифлисские представители этой профессии были чем-то похожи на Иосифа Виссарионовича», – полагает Елена Кряжева-Карцева.
Больше всего партийных псевдонимов историки насчитали у вождя мировой революции Владимира Ленина. До 1895 года Ульянов вел агитационные собрания среди рабочих Петербурга под именем Федора Петрова. Первые письма лидер большевиков подписывал как Ильин. Всего исследователи отыскали более 150 конспиративных кличек главного революционера. Среди них – Тулин, Статист, Базиль, Старик, Наблюдатель, Посторонний и даже Кубышкин.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!