зачем люди пишут фанфики
Психология фанфикшна
Фанфикшн изучают лингвисты, психологи, социологи, философы и культурологи. Десятки интернет порталов и форумов предлагают разместить своё творение. Полина Владимировна Шубина, кандидат философских наук, доцент, фикрайтер рассказала, почему фанфики так популярны, кто их пишет и зачем.
Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни немного поменять сюжет, героев в любимом фильме или книге. За это взялись талантливые фанаты. Используя в основе канон, то есть увлёкший их текст, фильм, они попробовали написать собственное произведение, дополняя или изменяя факты исходного материала. Не нравится, что в конце Гарри Поттер женится на Джинни Уизли? Раз, и создали свой финал знаменитой истории! Это и есть фанфикшн.
Рождение фанфиков
Слово «фанфикшн» появилось в семидесятые годы в англоязычной культуре. Сначала фанфики помещали в фанзинах, фанатских журналах, которые переписывались от руки, а позже печатались. Сегодня есть специализированные сайты, электронные книги фанатского творчества.
Изначально фанфикшн воспринялся как протест против системы массовой культуры, в которой самиздат не имел права на широкое распространение. Донести свою точку зрения, интерпретацию произведения — в этом заключалась цель первых фикрайтеров, этим же заняты и современные фикрайтеры.
Кто пишет фанфики?
Большую часть фандома, фанатского сообщества, составляют девочки, девушки, женщины и даже бабушки. Почему так? В патриархатной системе женщина — по умолчанию субъект, к мнению которого прислушиваются редко. Сколько любовных романов — классических романов — написано авторами-женщинами? Маргарет Митчелл, сёстры Бронте, Джейн Остин — первые имена, которые приходят на ум. Но все они − представительницы высшего класса общества, девушкам из низших слоёв проявить себя было практически невозможно.
Женщину и сейчас порой вовлекают в публичное пространство лишь потому, что она же и должна это пространство организовывать. Она позволяет другим высказываться. Фанфикшн же стал одним из способов реализации творческих талантов женщины.
Зачем пишут фанфики?
В начале 2000-х годов исследователи начинают воспринимать фанфикшн как дополнение к литературе. Сара Гвенлиан-Джонс пыталась проанализировать культурные функции тех текстов, которые сочиняют фанаты. Она и её коллеги были удивлены результатами! Оказалось, существует невероятное количество причин, по которым люди пишут фанфики.
Что написано пером, не вырубишь топором. Зафиксировать своё видение мира важно для того, чтобы окружающие заметили нас, узнали о нашем существовании.
Социальная проблематика — одна из ведущих задач для написания фанфика. Художественный текст позволяет каждому высказаться о тех проблемах, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Для нас это проще, нежели подготовить научную публикацию или написать исследовательскую работу.
Архангельский фандом
Полина Владимировна проводила опрос среди фикрайтеров, в котором приняли участие 24 человека: 23 девушки и один юноша. Возраст опрошенных от 14 до 31 года. Среди респондентов психологи, экологи, биологи, историки, экономисты, даже дорожные строители!
Они отвечали на вопрос: «Почему человек приходит в фандом?». Самый популярный ответ: «Недостаточно канона», то есть какие-то характеры произведения, по мнению фанатов, остались нераскрытыми, события описаны не полно. Кроме того, так фикрайтеры расширяют круг друзей и находят себе самореализацию. Два человека ответили, что хотели бы сбежать от этой реальности, создать новую. Важным оказалось и личностное развитие: толерантность, организованность, уверенность в себе, получение новых знаний. Главный вывод исследования: фанфикшен − это самоконструирующая практика и возможность критического осмысления проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Прямая речь
«Я увлечена этой темой, и сама читаю и пишу фанфики уже десять лет. Фанфикшн можно рассматривать с точки зрения разных дисциплин. И именно этим мне он интересен. Ещё мне показалось, что на „Нелекции“ в „Некафе“ можно говорить о литературе, не являющейся литературой в прямом смысле слова. Та обстановка, которую мы видим здесь, хорошо подходит для неформальных встреч.
Среди преподавателей вуза есть огромное число тех, кто хотя бы имеет представление о том, что такое фанфикшн. Для некоторых фанфикшен, конечно, становится открытием и, как и все новое, часто принимается в штыки.
Мне бы очень хотелось получить некоторые из любимых фанфиков в печатном виде! Для себя распечатать можно, но будет ли широкая печать? Большой вопрос. К фикрайтерам у некоторых авторов канонов много претензий насчёт авторского права. Стругацкие были не против любительских рассказов по их произведениям, а Макс Фрай, например, против».
Перевод: что такое фанфики и зачем их пишут
Что объединяет «Властелина Колец», «Фей Винкс», «Сумерки», «Стартрек», «Шерлока», «Гарри Поттера», «My Little Pony» и «Игру престолов»? У всех этих произведений огромные армии преданных фанатов! Им мало просто читать истории о приключениях любимых героев, они хотят создавать их. Статью The New Yorker о том, что такое фанфикшн, кто этим занимается и зачем, для тебя перевела редакция Кота. А ещё – мы проводим конкурс, где ты сможешь показать, насколько любишь «Игру престолов» и использовать свои творческие способности. Читай материал до конца.
Фанфикшн (fan – фанат, поклонник; fiction – прозаическая литература) – литературное творчество, основанное на образах из произведений, авторские права на которые принадлежат кому-то другому.
Франческа Коппа,
автор-составитель книги «Читатель фанфиков»
Откуда
У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!
Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.
Или же первопроходцами стоит считать поклонников научной фантастики, которые в ещё в далёкие 1930-е годы проводили конференции и распространяли среди своих самостоятельно напечатанные журналы?
А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?
Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?
Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.
Масштабы явления
Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга?
Ошибаетесь!
Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.
Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети.
Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел «Продолжай».
Научное признание
Пару лет назад Анна Джемисон, профессор Университета Юты, опубликовала потрясающее исследование под названием «Фанфик: Почему фанатская литература завоёвывает мир», в написание которого внесли вклад представители многих фандомов (фанатских сообществ, посвящённых тому или иному произведению).
Её исследование подвело итог ранее написанным фанатами из академической среды книгам и статьям, которые объясняли поведение поклонников определённых произведений с научной точки зрения. Среди учёных, уделявших внимание этой теме, можно найти антропологов, психиатров, и, с недавнего времени, литературных критиков и филологов (к примеру, профессор Джемисон также является экспертом в творчестве Кафки).
Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам.
Вот только несколько тем, затронутых в этих трудах:
слэш и гомосексуальные «пейринги»,
(два персонажа оригинального произведения, связанные романтическими/сексуальными отношениями, в описании фанфика обычно обозначается через косую черту, например: «Кирк/Спок»)
особенности организации и иерархия в фанатских комьюнити,
отдельные фандомы и их уникальные черты.
Борьба с правообладателями
В этих книгах, однако, было немного самих фанфиков: даже напечатанный в университетском издательстве не для продажи сборник был невозможен ещё пять лет назад, ведь корпорации, владеющие авторскими правами на оригинальные произведения, угрожали судом в случае публикации фанатской литературы.
Вероятно, судебные иски были бы ими проиграны, ведь такая некоммерческая публикация при указании оригинального источника и его авторов, является вполне законной, но дело было в самом факте угроз. Теперь же некоторые из корпораций рассматривают фанфики как бесплатную рекламу, другие попросту сдались, ведь интернет слишком большой, чтобы его контролировать.
Если бы ситуация не изменилась, не были бы возможны и огромные сообщества фикрайтеров (авторов фанфиков) со своей внутренней солидарностью, конфликтами, мемами, нормами публикации, хотя бы просто потому, что владельцы авторских прав могли бы засудить авторов за действия, порочащие репутацию, учитывая, сколько среди фанфиков эротического и гомосексуального контента.
Один из ключевых моментов сдвига парадигмы произошёл в 2007 году с открытием онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own («Наш Архив»), который стал основным местом публикации разнообразных фанатских работ (включая песни, комиксы, видео).
Этот ресурс стал «островком безопасности» для людей, объединённых общими целями, вкусами, работающих безвозмездно, неофициально, зачастую анонимно. По этим причинам, подобные ресурсы смогли оказать гораздо лучшее сопротивление правообладателям, чем их соперники, работающие на коммерческой основе.
Зачем люди пишут фанфики
Коппа, профессор литературы и театра в колледже Мюленберга, помогла основать «Архив». Её альманах «Читатель фанфиков» объединил истории, которые, на её взгляд, могут дать представление об этом феномене: сравнительно короткие произведения в рамках известных фандомов, с долей эротики, но без откровенно шокирующих извращений. Коппа также написала вступительное эссе, затрагивающее темы, которым посвящены фанфики. Рассказы в книге подобраны увлекательные, их интересно читать, даже если вы не знакомы с героями, это глубокие, качественные произведения.
Их можно было бы легко переделать в рассказы, не связанные с определённым фандомом. Но в этом случае потерялись бы внутренние, понятные только фанатам шутки, мотивация, атмосфера, которые наполовину делают рассказ таким классным.
Тут мы приходим к интересному вопросу, который состоит даже не в том, может ли фанатская литература быть хорошей в соответствии с общепринятыми литературными стандартами (конечно, может!), а в том, в чём и для чего фанфики особенно хороши.
Написать фанфик по любимой книге – всё равно, что вернуться в ресторан, в котором вам очень понравилось, или научиться готовить еду, которую там подают.
«Все истории – правда, даже те, которые вы выдумываете в детстве», – говорит персонаж фанфика за авторством KaydeeFalls по фандому «Доктор Кто».
Но не все истории интересны другим людям. Если у вас получится переработать свои воспоминания, размышления или фантазии о переезде, смене пола, выходе на пенсию в рассказ о Брюсе Уэйне и Дике Грейсоне, возможно, людям, которым не безразличны Бэтман и Робин, появится дело и до ваших мыслей и жизненного опыта.
КСТАТИ. В России почитать чужие и выложить свои фанфики можно на сайтах: https://ficbook.net и http://fanfics.me. Поклонникам Гарри Поттера стоит заглянуть на сайт http://hogwartsnet.ru. Почитатели саги «Сумерки» найдут единомышленников на https://twilightrussia.ru.
Фикрайтерство часто скрывает имя автора и даёт ему же окрыляющее чувство равенства всех писателей в сообществе. Восприятие новичка как «дерзкого выскочки» остаётся далеко в мире коммерческих издательств и престижных романистов, отношение скорее можно описать лозунгом поэтов-авангардистов 70х годов: «Впахивай, чтобы изменить язык и никогда не прославиться».
Фикрайтеров можно сравнить с американским инди-роком до группы Nirvana, с той лишь заметной разницей, что фанфики пишут в основном женщины.
Если вы привыкли читать старомодные прозаические сборники, и в то же время открыты идее о том, что фанфики – новая и важная часть литературы, обладающая уникальными преимуществами, вы будете очарованы сборником «Читатель фанфиков» ещё до того, как прочтёте его. Однако люди, которые живут и дышат фикрайтерством, смотрят на это иначе.
Надеемся, что многие читатели после этой статьи посетят сайты с интересующими их фандомами, и, возможно, попробуют не только читать фанфики, но и писать сами!
Поэтому у нас конкурс.
Напиши фанфик на тему книг «Игра престолов» и пришли его на почту kot.brod.book@gmail.com.
Объём – 3000 знаков.
Текст самого талантливого автора будет выложен на сайте, а сам фикрайтер получит от нас приятный бонус!
Что было дальше. Зачем люди создают альтернативные концовки любимых книг и пишут фанфики
Большую популярность и развитие фанфики получили после окончания «Стартрека». История тронула поклонников, они «включили» фантазию и принялись активно писать о том, что было дальше. Англоязычная фикотека «Стартрека» пополняется каждый день и сегодня насчитывает более 65 000 произведений.
Одним из самых знаменитых и популярных фанфиков можно назвать книгу «50 оттенков серого». Английская писательница Э. Л. Джеймс создала ее по мотивам вампирской саги «Сумерки». Литературный критик Мария Лебедева обращает наше внимание на то, что в данном случае именно фанфик стал бестселлером. А значит, хочется нам того или нет, к этим произведениям стоит относиться серьезно.
Что общего у фанфиков и рэп-батлов?
«В некоторых случаях очень сложно дифференцировать “литературу” и “не-литературу”. Не всегда напечатанное лучше сетевого текста — и наоборот. Твердая обложка, иллюстрации, реклама, популярность — все это не показатель качества. Пространства печатного и виртуального постоянно пересекаются. Например, в издательстве АСТ выходит серия “Хиты Wattpad”. Хотя Wattpad — это интернет-ресурс для свободного размещения творчества (в том числе и фанфиков) условно непрофессиональных писателей», — говорит литературный критик Мария Лебедева.
Фанфики сейчас — это интересное явление массовой культуры, которое отличает быстрая реакция на события. Критик рассказывает, что после баттла между Оксимироном и Славой КПСС моментально стали появляться фанфики об их отношениях. «Это же очень здорово! Не то, что кому-то интересно читать о воображаемых романтических отношениях двух рэперов, а то, что фанфикшн такой реактивный», — продолжает критик.
По словам эксперта, фанфики назвать литературным жанром нельзя. Фанфикшн — это, скорее, про платформу, на которой размещен текст. История опубликована на фикбуке? Ок, это фанфик. А если историей заинтересовалось издательство и напечатало книгу, перестал ли фанфик быть таковым?
Лебедева уверена, что назвать фанфик жанром нельзя, хотя бы и потому, что внутри него существует метажанровое разделение по очень многим критериям. По фэндому (ориджинал/RPF — это когда об известных людях/книгах и т.д.), по возрастному рейтингу (например, PG-13 — можно читать детям с 13 лет, или NC-17 — No Children), и по особенностям сюжетопостроения, смысловым акцентам (так, метка Hurt/Comfort ставится, если внимание сконцентрировано на том, что одни персонажи эмоционально/физически страдают, а другие — проявляют о них заботу). Иногда канонические миры фанфикшна представляются диковатыми на обывательский взгляд. Например, омегаверс — когда действие разворачивается в альтернативной Вселенной, где герои делятся на альф, бет и омег и обладают определенными сексуальными предпочтениями и личностными особенностями, в зависимости от категории.
Я плачу со своими персонажами
Семнадцатилетний Всеволод Калев написал свой первый фанфик два года назад, когда учился в 9 классе. Преподаватель по литературе предложила всем принять участие в конкурсе рассказов на свободную тему. Всеволод согласился, чтобы поддержать одноклассницу.
«Моя лучшая подруга не хотела участвовать из-за стеснения, так как она была единственной желающей, и я поднял руку, чтобы поддержать ее. Идея для фанфика пришла быстро. Конкурс был достаточно близок ко Дню святого Валентина, а потому я выбрал именно эту тему. Так и родилась история о девушке, нашедшей свою любовь абсолютно случайно. Фанфик вышел детским, без намека на какую-либо серьезность, и от него за версту несло неумением писать.
Сейчас я пишу как ориджиналы, так и фанфики по фэндомам. Сюжет стал более проработанным, ровно как и персонажи, а язык довольно сильно изменился с момента написания моего первого фанфика. Я считаю, что довольно неплохо прокачал свой писательский скилл за это время. Что до любви к персонажам, то у меня тёплые чувства к героям моих ориджиналов. Я чувствую некоторую привязанность к ним, переживаю за них, как за родных, сочувствую им и плачу вместе с ними. Что же до тем, романтика для меня — это всё», — рассказывает Всеволод.
Любовь — это то, ради чего герои лезут в пекло
Но написание фанфиков это не только развлечение для школьников. Максу Маршалу 30 лет, он пишет фанфики под псевдонимом Ramster. Мужчина работает врачом-реаниматологом, а истории создает для развлечения.
«Я написал свой первый фик и понятия не имел, что это так называется. Шел 1994 год, мне было пять лет, моим кумиром был Арнольд Шварценеггер, я мечтал накачаться как он. Я просто сделал его кот-версию по имени Шварц и придумал тому коту целую планету, где он президент. Идея пришла из множества просмотренных боевиков и любви к котикам! Теперь вся эта история вызывает, естественно, фейспалм из-за детской наивности и гротеска.
Сейчас я пишу фики по играм, либо сериалам. Любимые темы — угрожающие жизни состояния и привязанность. Любовь есть везде. И хотя главное — это экшн и жесть, любовь остается основной мотивацией персонажей. Любовь — это то то, ради чего они лезут в пекло. Мне нравится, что в творчестве много движа: бои, самопожертвование, спасение, хёрт/комфорт, трагика-героика. Еще я ввожу в истории какие-то медицинские детали, не протокольно-подробные описания, а неожиданные мелочи, которые показывают, что автор знает, о чем говорит.
Фики для меня — исключительно хобби, призванное нести позитив. Я стремлюсь создать что-то такое, что хотелось бы прочесть мне самому, что волновало бы и вдохновляло при перечитывании. У меня большие проблемы с творческой продуктивностью, поэтому я никогда бы не допустил, чтоб мой заработок зависел хоть сколько-нибудь от творчества, вдохновения и способности оригинально и ярко изложить нужную мысль».
Пока я не попробую все жанры, а не готова к чему-то серьезному
Алесе Мяделец 35 лет, первый фанфик она написала зимой 2019 года. Для нее это был не первый опыт работы с текстом, по словам Алеси, она сочиняла истории еще с детского сада. Сначала увлекалась только чтением фанфиков по одному фэндому, а потом решила принять участие в конкурсе. День сдачи работ выпадал на Масленицу, праздник и определил содержание фанфика — девушка написала историю под названием «Блины и любовь».
«Первый фанфик был выстраданный, так сказать. Я не из тех, кто пишет в стол, у меня слишком много идей, которые нужно донести читателям, получить отклик. Пишу практически онлайн и выкладываю. Подозреваю, что ни один нормальный писатель так не делает.
Я крепко засела в фэндоме «Юри на льду» (романтическая история отношений японского и российского фигуристов). Просто приросла к этому аниме. В итоге — 25 работ, и все по Виктури.
В детстве я мечтала писать книги и стать серьезным писателем-романистом. Сейчас же это — хобби. Слишком много разных идей, хочется всё попробовать. Я же ещё не писала фэнтези, стимпанк, мистику, ничего про роботов, и не экспериментировала с формой сказки. Нет, пока я не попробую все жанры, а не готова к чему-то серьезному».
Фанфик: копипаст дрожащий или право имеет?
Между авторами оригинальных произведений и фанфиков случаются разногласия. В первую очередь из-за авторских прав. Писатель и юрист по авторским правам Ольга Митькина к фанфикам относится плохо. Для нее они — пока что не отдельный литературный жанр. Авторы должны быть осторожнее в выборе произведений, чтобы не нарушить ничьих прав.
Значит, это кому-нибудь нужно
В 2020-е, когда все вебинары по сторителлингу учат ставить точку вместо запятой, а инфостиль стал эталоном хорошего текста, фикрайтеры выглядят как Киркоров в сценическом костюме на официальном приеме в немецком посольстве. Под пером авторов «облако» может превратиться во что-то вроде «густо-взбитой молочной пенки в чашке горячего небесного латте». И во многом поэтому весь остальной интернет беззлобно подшучивает над этой субкультурой. При этом фанфики сделали две важные вещи. Во-первых, превратили писательство в доступное хобби, за которое берутся и школьники, и фельдшеры скорой. А во-вторых, создали доброжелательное творческое сообщество. Например, фикотека ficbook готова принять любой текст, лишь бы он не оскорблял чьи-то чувства и не нарушал закон. Так тысячи людей в России разделили с другими свое творчество. И прямо сейчас, пока вы дочитываете этот текст, на фикотеке кто-то публикует — свой.
Всё о фанфиках. Кто их пишет, куда публикует и как сочинять самому
Если вы пропустили большой материал об истории возникновения фанфиков, то советуем начать с него — это отличная статья, чтобы погрузиться в контекст. Но если вы уже немного в теме, то можете остаться здесь и влиться в новую волну фактов об этом жанре. На этот раз Анастасия Плинер расскажет, почему вообще люди пишут эти фанатские истории, какие есть сайты для их публикаций, а главное — даст советы, как (и зачем) самому начать писать фанфики.
В большом взрослом интернете графомания по-прежнему считается нехорошим делом. Если ты освещаешь в своём фейсбуке общественные события или даёшь полезные рекомендации в инстаграме — ещё куда ни шло. А вот посягать на художественную литературу разрешается лишь тем, кого больше ни в какое другое хобби не взяли, и то из жалости. Усугубить это плачевное положение можно только одним способом: вляпаться в чужой выдуманный мир и писать фанфики.
В англоязычной культуре выделяют два способа фанатеть по чему-либо: кураторский, когда ты наслаждаешься сбором артефактов и информации (например, коллекционируешь световые мечи или на спор называешь всех предков Сириуса Блэка до седьмого колена), и трансформационный, когда у тебя с произведением глубокая эмоциональная связь. То есть ты скорее проведёшь психологический анализ страданий Ванды из нового сериала Marvel, нежели перечислишь все косяки относительно сюжета комиксов. Фанфикшн относится как раз ко второму способу, и это одна из причин, почему далеко не все фанаты его жалуют.
Где читать фанфики
Казалось бы, именно поэтому фанфикшн редко мелькает в лентах рекомендаций, и, если не фокусироваться на нём специально, может действительно показаться, что это крайне маргинальная сфера, не представленная в популярных соцсетях. На самом деле, всё проще. Если мы хотим найти фанфики в интернете, важно помнить, что у этого непритязательного занятия есть одно важное техническое требование: возможность размещать большие объёмы текстов. Поэтому самыми популярными площадками для фанфикшн-комьюнити были и остаются блогерские платформы.
На данный момент лучше всего фанфики на английском и нескольких других языках представлены на Tumblr и в ЖЖ: в первом случае — в основном в формате авторских блогов, а во втором — в виде сообществ и фестов (что это такое, расскажу чуть ниже).
Русскому фанфикшну в этом плане не повезло. 15 лет назад, когда ваша покорная слуга только открывала для себя этот дивный новый мир, главным его пристанищем был сервис Дайри.ру. Так продолжалось примерно до середины прошлого десятилетия, после чего некогда одиозный Дайри стал вымирать, и теперь многие сообщества представляют собой памятник ушедшей эпохи. После него для фанфиков так и не нашлось уютной неспециализированной соцсети: часть авторов приютил VK, часть интегрировалась в англоязычную среду, а остальные переехали на специально созданный сайт — Фикбук.
Фикбук был создан в 2009 году (по другим источникам — в 2007-м), и до сих пор это самая крупная русскоязычная площадка для фэндомных писателей. Если верить главной странице, то сейчас там насчитывается более 25000 фэндомов, среди которых как классика (вроде Гарри Поттера или «Звёздных войн»), так и весьма специфические: компьютерные программы, антропоморфные города или жизнь режиссёров российского немого кино.
Одно из правил Фикбука — строго русскоязычные тексты. Сайт определяет свою миссию как «дать возможность авторам поделиться с миром результатами своего творчества», из-за чего он плотно оброс коммерческими инструментами: улучшенным аккаунтом без рекламы с расширенной статистикой, виртуальными подарками для любимых авторов, возможностью вывода фанфика на главную с пометкой «ждёт критики». Фикбук изо всех сил создает атмосферу комьюнити и стимулирует читателей писать и комментировать, раздавая за это награды. Те, кому наград не досталось, могут пробить себе дорогу в рейтингах инвестициями в монеты — виртуальную валюту Фикбука. За монеты можно вывести фанфик в топ, подарить награду любимому автору или приобрести улучшенный аккаунт без рекламы и с кастомизацией аватара.
За Фикбуком закрепилась репутация неразборчивого ресурса, который даёт «голос» даже самым косноязычным. Особенно поспособствовала этому группа «Шыдевры Фикбука», которая собирает скрины самых диких речевых оборотов, опубликованных на сайте. Группа появилась в 2012 году в VK, и теперь практически не уступает в популярности неповторимому оригиналу. Среди отзывов на Фикбук также часто встречаются жалобы на публикуемое «чтопопало» наряду с претензиями к коммерческой раскрутке и большому количеству слэша, зато в числе достоинств отмечают удобную навигацию, широкий спектр жанров, идей и возможность выразить себя творческому человеку.
Другой ресурс, на котором регулярно публикуют русскоязычный фанфикш — это Wattpad. Основная функция Wattpad — публиковать начинающих авторов оригинальных произведений и помогать им раскрутиться за счёт конкурсов, но и для фанатских произведений запретов нет. Однако этот сайт имеет два существенных недостатка для публикации фанфиков. Во-первых, поиск только по названию, потому что все фанфики падают в один большой жанр «фанфик». Во-вторых, Wattpad — среда совершенно не фэндомная, и большая часть читателей ищет там новые произведения, а не фантазии на мотив уже существующих.
Ещё один литературный гигант, специализирующийся именно на фанфикшне — Archive of Our Own или попросту Ao3. Это сайт с совершенно другими идеологией и целями. Он был создан в 2008 году инициативной командой «Организация Трансформационных Работ» (The Organization for Transformative Works, OWT), которой также принадлежит авторство проектов Fanlore и Fanhackers, а также сборника научных работ о фанфикшне. Заодно OWT занимается правовой поддержкой фанатского творчества в США и спасением архивов фанфикшна, которые расположены на уже не поддерживаемых серверах.
Ao3 — огромная библиотека фанфикшна на более чем двадцати языках с мощным поисковым инструментом. По сути поиск на Ao3 работает так же, как на Фикбуке: нужно выбрать фэндом, жанр, направленность и специальные метки (например, Female James T. Kirk, чтобы выбрать фанфики с Кирком-женщиной, или Tony Stark Has a Heart для работ, в которых гений-миллиардер показан чутким и любящим персонажем). Также можно отделить законченные работы от незаконченных, указать максимальное/минимальное количество слов и наличие/отсутствие предупреждений (например, о смерти главного героя).
В отличие от Фикбука, Ao3 — проект абсолютно некоммерческий и существует на пожертвования, однако русскоязычная аудитория на нём представлена меньше. На момент написания этого абзаца сайт содержал 134719 русскоязычных фанфиков. Для сравнения — на Фикбуке только по фэндому «Гарри Поттера» опубликовано 105584 работы. Однако Ao3 точно можно назвать главным ресурсом для публикации фанфикшна в мире: в 2013 году он вошёл в 50 лучших сайтов по версии Time, а в 2019-м получил премию Хьюго в номинации «Лучшее нехудожественное произведение».
Что ещё есть, кроме фанфиков?
Помимо стандартной схемы «написал-прочитал» существуют иные форматы обмена творчеством: эвордсы (awards) и фесты (этимология названия здесь та же, что у Октоберфеста). Эвордсы — это стандартные конкурсы, где авторы сами заявляют свои работы, а победитель в каждой категории определяется голосованием. Возможно, я плаваю в собственной теме, но последний живой эвордс, который мне попадался в Рунете — Russian Slash/Yaoy Awards — мирно скончался в 2019 году. Англоязычное сообщество до сих пор проводит такие мероприятия, но даже там фесты — создание произведений по специальной заявке/заданию — куда популярнее.
Фесты бывают двух видов: командные, где нужно создавать контент сообща, ориентируясь на задание организаторов, и индивидуальные, где одни участники оставляют анонимные заявки, а другие выполняют их. Самый известный в Рунете командный, да и вообще, фест Фандомная битва проводится дважды в году с 2011-го. Он посвящён не только фанфикшену, но и фанатскому творчеству в принципе: артам, видеоклипам и другим формам самовыражения. По правилам каждая команда представляет конкретный фэндом и создаёт произведение на заданную организаторами тему. Все работы публикуются анонимно, а лучшая выбирается голосованием. В итоге побеждает команда, работы которой победили в самом большом количестве номинаций.
Индивидуальные фесты организованы проще, и часто проводятся ежемесячно. Как правило, первая половина месяца отводится под заявки, а вторая на их исполнение, хотя чаще всего никто не запрещает исполнить понравившуюся заявку сразу же или через три года. Обычно всё публикуется анонимно, но после очередного «тура» не возбраняется «деанон», когда автор заявки и автор исполнения появляются под своими никами.
А кто пишет все эти фанфики?
И здесь у вас может возникнуть резонный вопрос: а кто вообще эти люди, которые пишут фанфики? В уже упомянутой статье Vox встречаются два противоречивых предубеждения относительно жанра слэш: фанфики пишут только сексуально фрустрированные девочки-подростки VS. фанфики пишут мужчины-геи средних лет. И, поскольку весь фанфикшн зачастую ошибочно приравнивается к слэшу, это представление распространяется на всё фанатское творчество.
Обратимся к данным: пользовательница Ao3 centreoftheselights в 2013 году начала серию исследований половозрастного распределения любителей фанфикшна (первая статья, вторая и третья), которое показало, что большинство заинтересованных фанфикшном — гетеросексуальные женщины в возрасте от 19 до 29 лет. Никаких других численных данных нет (неоплачиваемое исследование столь же неоплачиваемой деятельности — не самое плодотворное занятие). Поэтому мы не знаем ни о среднем уровне достатка или образования, ни о самых распространённых профессиях создателей, а вернее будет сказать, создательниц фанфиков.
Образ юной девушки-фанатки, балансирующей между выдуманным и реальным миром, впервые появился в «большой литературе» в 2013 году, когда была опубликована книга Fangirl писательницы Рейнбоу Рауэлл. Эту книгу можно назвать «рассказом от первого лица», потому что сама Рауэлл когда-то тоже начинала с фанфиков по Гарри Поттеру. The New York Times назвала эту книгу одним из самых достойных произведений для подростков 2013 года, и, хотя отмечают, что фанатская культура в ней прописана не достаточно подробно, отзывы скорее положительные. А вот что касается фильма Slash, снятого в 2016 году с той же самой целью — показать жизнь типичного фаната фанфикшна — то его разгромили в пух и прах, в частности, за то, что он представляет «типичными фанатами» тех, кто в реальности представлен в этой среде очень мало — взрослых мужчин.
Подобное распределение характерно и для русскоязычной среды, здесь исключений нет. Однако плодовитость и популярность автора совсем не зависит от пола и возраста. Большинство произведений, которые поразили моё воображение, были написаны людьми, которых я знала лишь по нику и аватарке.
Вот ещё одно доказательство того, что фанфикшн чрезвычайно демократичен. Единственный ценный ресурс, который он требует, — это время, и единственный навык, который для него нужен, — умение складывать слова в истории так, чтобы захватывало дух. У меня нет универсальных рецептов того, как написать хороший фанфик, но есть несколько рекомендаций, с чего начать, если после всего вышеизложенного вам страсть как захотелось присоединиться к комьюнити.
Совет 1. Пишите о том, что волнует именно вас
Почему-то принято считать, что фанфики без рейтинговых сцен никому не нужны и не найдут отзыва у пользователя. И что необходим лихо закрученный сюжет, а истории в альтернативных декорациях маленьких кофеен никому не интересны (вы не поверите, но в фанфикшне действительно существует троп Coffee Shop AU).
На самом деле, можно описать в фанфике свой опыт борьбы с депрессией, или посмеяться над своими детскими страхами, или выразить своё недовольство устройством общества, не отступая от битв с драконами или межгалактических путешествий. Такие фанфики как раз выглядят «живыми», а фанфик — это всё же общение человека с человеком.
Совет 2. Забудьте всё, чему вас учили на уроках литературы
Нельзя два предложения подряд называть персонажа по имени, используйте синонимы. Предложение без эпитетов говорит о скудости речи. Сложноподчинённые предложения — вершина литературного мастерства
Из-за того, что во «внешнем интернете» за фанфиками закрепилась репутация низкопробной литературы, авторы иногда слишком гонятся за мифическим «качеством», ориентируясь на единственные критерии, которые им когда-либо озвучивали учителя литературы. И забывают, что эти требования нужны, чтобы показать, что ученик освоил правила, а вовсе не для красивого текста. Может, в 2021 году такое советовать уже не комильфо, но всё же я скажу: фанфик нужно писать таким, каким его хотелось бы прочесть лично вам, потому что вероятность, что его однажды включат в школьную программу, крайне мала (что вовсе не должно мешать вам писать фанфики по Достоевскому).
Совет 3. Вам нужен бета-ридер
Или попросту человек, который будет читать ваш сырой текст, выковыривать опечатки и указывать на места, где герой дважды снял с себя шляпу. Беты и авторы часто находят друг друга в фан-чатах Discord или группах VK, а на Фикбуке есть даже целая биржа бет. Но если вы хотите писать фанфики долго и счастливо, то имейте в виду: настоящая бета — это как напарник из полицейских сериалов, готовый прикрыть вашу спину от пуль. В том смысле, что куда приятнее, если автора и бету связывают дружеские отношения, общие вкусы и представления о фаноне (что такое фанон, я уже писала в предыдущей статье). Без беты писать фанфики, разумеется, можно. Но лучше с бетой.
Совет 4. Будьте осторожны с терминологией
Совет 5. Не позволяйте предыдущему совету вас отпугнуть
Несмотря на огромное количество странных слов и аббревиатур, субкультура вполне лояльна к тем, кто употребляет их неправильно. Как уже говорилось, самое важное здесь — не знание правил, а любовь к фэндому и готовность делиться своими фантазиями. Скорее уж вас съедят за неправильный пейринг или трагическое несовпадение в фаноне.
Совет 6. Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях
Если это существует, об этом есть фанфик. Очень похоже на правило 34, правда? Фанфики пишут обо всём. Или вы что, считаете, что несовместимы Маленькие Пони и квантовая механика? Или Ланнистеры и коронавирус? Ваша тема вряд ли окажется слишком непопулярной или узко направленной. Фанфики можно писать обо всём, и на любую неожиданную комбинацию найдётся читатель, который уже лет пять ждал именно этого.
Ваша фантазия не ограничена законами физики, желаниями инвесторов, отточенностью навыка или мнением ребят с района. Как я уже говорила раньше, фанфикшн — самый демократичный вид фанатского творчества.