Человек амфибия чему учит это произведение
Рецензии на книгу «Человек-амфибия» Александр Беляев
«Человек-амфибия» – одно из лучших произведений Александра Беляева и самых популярных.
Доктор Сальватор проводил опыты по пересадке человеку органов от животного. Он преследовал следующую цель. Если у человека приживутся органы животных, то медицинской помощи получат больше людей, чем прежде. А также появится возможность излечиваться от некоторых сложных болезней. Сальватор был нелюдимым и даже поселился подальше от общества, но не смотря на это он никогда не отказывал в помощи нуждающимся.
Проводя эксперименты, врач получал поистине удивительных существу, соединяя части разных животных.
У местных жителей появился слух о удивительном получеловеке-полурыбе, который помогал обитателям моря и даже спасал моряков от смерти. Некоторые представляли его как нечто злое, но другие увидели в нём героя.
Один торговец решил поймать это существо и заставить работать на себя. Добывать жемчужины из дна морского.
События, описанные в произведении, напоминают реальность. Был судебный процесс по делу хирурга, который проводил эксперименты над человеком с целью его усовершенствования. Так как его деятельность расценили, как вызов Богу, его осудили, при чем на длительный срок.
Роман написал ярким стилем. В нем изображена природа, но есть время и для описания душевного состояния героев. В произведении много интересных приключений.
То как Ихдиандр чувствовал себя под водой описано убедительно. Хорошо переданы его эмоции, переживания. Морской мир красив.
Сальаватор выступает как борец за революцию. Он желает менять людей к лучшему. Но сражаться с религиозным мнением, которое проверено временем, трудно. Профессор хотел открыть новые возможности для человечества. Большинство членов общества выступало против его экспериментов, но он представлен как сильный и харизматичный человек, который готов всем дать отпор.
Есть мысль о том, что Ихтиандр — один из людей грядущего будущего. Он был одинок на море и на суше, потому что являлся уникальным. Но в тоже время Ихтиандр честный, порядочный, чувственный.
От себя хочу добавить, что общество испытывает противоречие даже в настоящее время. Оно спорит о гуманности опытов, подобных книге. Во многих странах запрещено проводить скрещивание людей и животных.
Таким образом, роман показал себя с хорошей стороны, а главное проверился временем. Даже в современном обществе он не потерял актуальности, не перестал быть интересен.
Несколько строк об авторе
Книга написана в 1927 году Александром Беляевым, который большую часть своей жизни провел, прикованный к кровати: у него был спондилит позвоночного столба. Это не помешало ему написать 17 романов и более 70 рассказов, повестей и других научно-фантастических произведений, в которых было более сорока идей и фантазий, которые впоследствии были осуществлены в реальности.
Умер Александр Романович в Ленинградскую блокаду в 1942 году, оставив после себя великое наследие и получив почетное прозвище: «русский Жюль Верн».
Кристо отправляется к Сальватору
У ворот дома Сальватора через несколько дней стоял пожилой индеец, держащий на руках больную девочку. Это был Кристо, который согласился исполнить просьбу Зуриты. Его впустили, слуга у него забрал ребенка и сказал вернуться через месяц. Когда тот явился, слуга возвратил ему абсолютно здоровую девочку. И хотя она совсем не была его внучкой, он начал ее целовать и бросился перед доктором на колени, сказав, что очень обязан ему. Кристо попросил Сальватора взять его в слуги. Доктор нечасто брал новых слуг, однако работы было много, и он согласился. В саду Сальватора многое удивило и напугало индейца. Здесь были крысы и овцы, сросшиеся боками, лающие, как собаки, пятнистые ягуары. Змеи с головами рыбы и рыбы с лапами лягушек плавали в пруду. Однако Кристо не увидел Морского дьявола.
Отзывы о книге
Роман Беляева рекомендуют к прочтению школьникам 6-7 классов, так как он затрагивает такие важные ценности, как дружба, верность и учит ставить моральные принципы и честь выше материальных ценностей, которые дают только временное удовольствие. Если судить по отзывам о книге «Человек- амфибия», то однозначно то, что добро все равно победит зло, но настолько дорогой ценой, что после прочтения еще несколько дней не будет покидать неприятный осадок от несправедливости, человеческой подлости и нарушения всех этических норм.
Ихтиандр достает жемчуг для Зуриты
Зурита подслушал их разговор. Он пообещал сдать полиции Ихтиандра или отпустить его, но лишь в том случае, если юноша достанет для Зуриты много жемчуга со дна морского. Так на «Медузе» оказался Ихтиандр. Его посадили на длинную цепь, после чего отпустили в море.
Целое состояние принес Зурите первый же улов. Волна возбуждения прокатилась по шхуне. А на другое утро Зурита его выпустил в море без цепи. Согласно уговору, Ихтиандру следовало исследовать корабль, утонувший недавно, и принести найденное Зурите. Когда Морской дьявол скрылся под водой, команда напала на Зуриту, поскольку его богатство вызывало зависть. В безвыходном положении оказался Зурита, когда заметил, что лодка приближается к шхуне. Доктор Сальватор находился в ней. Зурита тут же прыгнул в шлюпку и направился к берегу. Обследовав шхуну, Сальватор не нашел Ихтиандра.
Сюжет книги
Краткое содержание «Человека-амфибии» вряд ли передаст всю гамму ощущений, переживаний и душевного трепета от прочтения всей книги. Александр Романович очень тонко передал тонкости всей истории, характер героев и их эмоциональные состояния, которые краткий пересказ не способен передать даже наполовину.
Книга Беляева «Человек-амфибия» повествует о гениальном ученом, создавшим первого человека с жабрами, то есть способного дышать под водой. Местные жители неоднократно его видели резвящимся в воде и прозвали «морским дьяволом». Была назначена награда за его поимку.
Молодой парень, долгое время живший в ограниченном пространстве, случайно попадает в мир людей – спасает тонущую красивую девушку и влюбляется в нее. Первоначально она отвечает взаимностью, но так уж складывается судьба, что ей необходимо выйти замуж за другого, чтобы спасти отца.
Ихтиандр (так зовут главного героя) решает помочь и собирает жемчуг на дне моря, но случайно попадает в сети, расставленные для его поимки. Волею судеб оказывается, что он – пленник будущего мужа его возлюбленной. Юношу заключают в тюрьму, держа в зверских условиях, из-за которых он навсегда теряет способность дышать легкими и едва не умирает. К счастью, друзья помогают ему бежать: несчастный парень навсегда покидает близких людей, уплывая жить в океан, подальше от алчных людей, охотившихся за ним.
План Педро Зуриты
Такая ситуация подрывала планы владельца шхуны «Медуза» Педро Зуриты. У него вскоре появилась идея: поймать чудовище и заставить его добывать для себя жемчуг со дна моря. Зурита убедился сам в том, что Морской дьявол разумен. Он слышал, как это чудовище кричало человеческим голосом, плывя верхом на дельфине.
Проволочная сеть была сооружена по приказу Зуриты. Ее установили у входа в подводный туннель. Сюда часто заходит Морской дьявол, как выяснили водолазы. Однако им не удалось его поймать. Когда сеть вытаскивали, «дьявол» разрезал острым ножом проволоку и через дыру вывалился в воду.
Однако Зурито был целеустремленным и не был настроен отступать. Размышляя о Морском дьяволе, он сделал вывод, что на берегу, у подводного туннеля, находится еще один выход.
Ведущие персонажи
Характеристика главных героев
В романе присутствуют как положительные, так и отрицательные персонажи. Сюжетная линия произведения строится вокруг следующих действующих лиц, символизирующих неотъемлемые части всего общества:
Основная концепция «Человека–амфибии»
Отзыв о книге у некоторых детей нынешнего поколения довольно жесткий: ученый, считавший себя отцом Ихтиандра и имевший большие деньги, обеспечил его всем, кроме самого главного: общения с людьми и умения жить среди них. По мнению юных читателей, отсутствие именно этих качеств привело к печальному окончанию романа.
Парень не знал самых простых вещей, но при этом обладал академическими знаниями о море и их жителях, разбирался в зоологии и географии, даже астрономии, но понятия не имел, что такое ложь и предательство, не знал, что такое деньги и к чему приводит жажда обладания ими.
Роман Беляева восполняет этот пробел и показывает всю человеческую суть во всей ее неблаговидном естестве, давая читатель самому сделать выводы, не навязывая своего мнения.
Ихтиандр разыскивает девушку
Ихтиандр однажды заметил девушку, привязанную к доске и умирающую. Юноша ее вытащил на берег, после чего скрылся. Тогда к девушке подбежал какой-то усатый господин и начал убеждать ее в том, что именно он ее спас. А Ихтиандр влюбился в эту незнакомку. Он рассказал о ней и Кристо. Индеец предложил ему отправиться в город — там много девушек, возможно, среди них есть и прекрасная незнакомка.
Кристо и Ихтиандр в назначенный день отправились в город. Этим эпизодом продолжает свой роман Александр Беляев («Человек-амфибия»). Краткое содержание его следующее. Кристо хотел привести юношу к Бальтазару, своему брату, где их будет ожидать Педро Зурита. Однако в доме у Бальтазара они нашли лишь его приемную дочь Гуттиэре. Увидев ее, Ихтиандр выбежал и скрылся. Хитрый индеец догадался, что это и есть та незнакомка, которую спас когда-то Ихтиандр.
О свободе и тех, кто на неё покушается
Все началось с того, что ловцы жемчуга услышали в море испугавший их странный голос. Эта тайна, заставившая всех насторожиться, открывает в романе линию Ихтиандра. Параллельно с ней идёт линия Зурита — владельца шхуны и хозяина ловцов жемчуга. Когда Ихтиандр открылся людям, их линии пересеклись и определился конфликт. Он станет основным в романе.
Ихтиандр и Зурита представлены автором как два антипода. Ихтиандр изначально вызывает чувство расположения у читателей. И это чувство в дальнейшем повествовании усиливается. Другое дело — Зурита. Он вызвал антипатию в первый момент своего появления. Впоследствии оказалось, что она вполне обоснована.
В чём же суть их конфликта? В том, что столкнулись два понятия: «свобода» (Ихтиандр) и «тюрьма» (Зурита). В романе образ тюрьмы станет не символическим, а реальным.
Почему возник конфликт? Потому, что Зурита, как только увидел Ихтиандра, поставил себе цель поймать его и заставить доставать жемчуг с морского дна. Конфликт вполне реален, но не реален один из его участников — Ихтиандр — единственный фантастический образ в романе. Его присутствие позволило автору показать важные проблемы.
Главная из них — это проблема свободы. Зурита покусился на свободу Ихтиандра, но он не был здесь первым. Первым позволил себе это, но более тонко и искусно, названый «отец» Ихтиандра — хирург Сальватор. Сделал он это под предлогом совершенствования человеческой природы. «Человек несовершенен», — говорил он. Потом, когда Сальватор пересадил Ихтиандру жабры акулы, он будет о нем заботиться, защищать и, может быть, даже любить. Но раньше он просто забрал у него свободу. Сальватор не вызывает такого однозначного неприятия, как Зурита. Но если вдуматься, он не менее опасен, чем прямолинейный Зурита.
Став по воле хирурга человеком-рыбой — не таким, как все, Ихтиандр попадает в водоворот драматических событий. На него началась охота, завершившаяся потерей свободы.
Правда науки и правда морали
Ихтиандр — дитя научных опытов хирурга Сальватора. Получился человек-акула. Но стала ли эта операция благом для Ихтиандра? Вначале мы видим его, если не абсолютно счастливым, то довольным своей жизнью. Сальватор подарил Ихтиандру море. Правда, тут же ограничил его пребывание на земле.
Сальватор и его эксперименты подвергались осуждению и со стороны церкви (обычные люди только удивлялись и ужасались).
Таким образом, фантастический элемент позволил автору определить проблему и сделать очевидной истину о двух правдах. Своя правда есть у науки и своя у морали. Пока они не сошлись.
А нужна ли любовь человеку-рыбе?
До встречи с Гуттиэре Ихтиандр был вполне доволен жизнью. Он дружил с дельфинами, развлекался с альбатросом. Все изменилось после того, как он встретил Гуттиэре, вернее, когда он спас её. Чтобы видеть её, он готов был терпеть людей и их душный город. Именно любовь показала, что Ихтиандр прежде всего человек.
Благодаря любви, проявилось, в общем-то очевидное: все новые возможности человека-амфибии очень мало значат в сравнении с утраченным правом на любовь. И снова вопрос: «А стоят ли все достижения науки того, чтобы ради них отказать человеку в том, что составляет главный смысл его жизни?»
Жемчуг как смысл жизни
Различие Ихтнандра и Зуриты не только в том, что один из них выбрал другого как свою жертву, но и в том, что они живут в мире разных ценностей. Особенно сильно это проявляется в их отношении к жемчугу. Для Ихтиандра жемчуг не представляет никакой ценности, зато для Зуриты он — весь смысл жизни. И не только для него одного.
Вспомним сцену в тюрьме, когда за жемчуг тюремщики готовы были открыть любые двери. А вот Сальватору даже в голову не пришло использовать Ихтиандра как добытчика жемчуга. Он всё-таки был прежде всего учёным.
История создания произведения
Оригинальная история, ставшая основой знаменитой книги Беляева, называлась «Человек, который может жить в воде». Она была опубликована в парижском издании Le Matin в 1909 г. Герой произведения, злой иезуит Фульбер, мечтал об обретении власти над миром. Он пересадил маленькому Гиктанеру жабры молодой акулы вместо одного из легких и внушил ненависть к миру. Подросший юноша запросто отправлял на дно целые эскадры. Он бы мог наделать еще очень много бед, но вмешалась любовь.
В этом же году в газете «Земщина», выпускаемой в Санкт-Петербурге, появилась антисемитская переделка романа, получившая название «Человек-рыба». В ней были сохранены сюжет и герои, но Фульбера сделали евреем, который старался подчинить мир еврейству и поработить людей. Теперь уже невозможно установить, что это была за публикация и в каком издании. Однако эта история подтверждает стремление писателя отталкиваться от фактов, а не придумывать сюжеты.
Первые главы знаменитого романа появились в январском номере журнала «Вокруг света» в 1928 г. Завершающие — в выпуске под тринадцатым номером. Литературный труд пользовался успехом у читателей. В аннотации к нему указано, что это научно-фантастический роман о человеке, способном обитать под водой.
Дополнительную популярность книге принесла экранизация в 1962 г. Главные роли в советском фильме сыграли Анастасия Вертинская и Владимир Коренев.
Основные персонажи
Действие романа развивается в начале XX века в аргентинской столице — Буэнос-Айресе. В нем фигурируют положительные и отрицательные персонажи. В сюжетной линии затронуты следующие действующие лица:
Сюжет и развитие событий
Ихтиандр мог жить на суше и в воде. Лучше всего он чувствовал себя в безмолвном и прекрасном подводном мире, чем среди людей. Ему приходилось часто нарушать планы рыбаков и спасать от гибели редких обитателей моря. Из-за этого о нем пошла молва, как о морском дьяволе. Богач Педро Зурита решил поймать «чудовище» и заставить его добывать сокровища со дна моря.
Активная ловля дьявола Бальтазаром и другими помощниками долго ни к чему не приводила. Однажды юноша едва не попался в ловко расставленные сети, но ускользнул. Тогда Зурита понял, что морской дьявол — разумное существо с уникальными возможностями. Обследовав побережье, он наткнулся на уединенную гасиенду, принадлежащую Сальватору. Опытный доктор и талантливый ученый много раз спасал жизни богачей и помогал тем, кто не мог оплатить лечение.
Попасть в дом врача удалось не сразу. Педро отправил туда Кристо — родного брата Бальтазара. Став слугой в доме, индеец увидел много чудес. Но самое главное — познакомился с Ихтиандром и узнал его историю. Морским дьяволом оказался молодой юноша. В детстве он был на грани жизни и смерти, а доктор спас его, пересадив жабры. С тех пор он мог жить на суше и в воде. Важно было часть дня находиться на воздухе, а другую проводить в морской пучине.
Ихтиандр случайно спас из воды Гуттиэре и был покорен прелестью девушки. Он стал искать встреч с нею и чаще выходить в люди. С помощью Кристо однажды он посетил лавку Бальтазара, где увидел Гуттиэре. Молодые люди начали общаться. Однако девушка была просватана за Педро, которому старый индеец был должен большую сумму денег.
Женившись на Гуттиэре, Зурита отвез молодую супругу в поместье. Ихтиандр последовал за ней и попал в ловушку, устроенную богачом. По указке Педро он собрал много жемчуга, но так и не получил свободу. Однако бунт на корабле позволил ему уплыть в открытое море. Кристо узнал по родимому пятну в Ихтиандре родного сына Бальтазара. Старый индеец подал на Сальвадоре в суд, а процесс получил огласку.
Во время разбирательства Ихтиандру пришлось жить в бочке с водой, которую никто не менял. Он уже не мог долго находиться на суше. Сальваторе смог организовать побег воспитанника, который отправился к далеким островам. Там ему готовился дать приют друг доктора.
Вскоре о морском дьяволе забыли. Лишь Бальтазар часто вспоминал юношу, но его считали безумным стариком.
Краткий разбор
Фантастический роман написан в ярком и живом стиле. Автор красочно изображает подводный мир, его обитателей, ландшафты уникальной южноамериканской природы. Научные факты в тексте органично сочетаются с авторскими размышлениями об отдаленном будущем. Писатель дает понять, что человечество стоит на пороге множества удивительных открытий, которые смогут сделать жизнь комфортнее и проще.
От других людей Ихтиандра отличала не только способность жить под водой. Он обладал особым мировоззрением человека, вынужденного жить вдали от общества. Жестокий мир, где правят деньги и связи, разочаровал героя. Покидая людей и погружаясь в пучину моря он нисколько не жалел. Существование среди алчных и недобрых персон было для него невыносимым. Кратко проанализировать произведение для читательского дневника в 6 классе можно по такому плану:
В отзыве о книге «Человек-амфибия» можно упомянуть основную идею автора. В годы написания романа существовала вера в торжество всеобщего равенства. Автор придерживался теории и выражал надежду на то, что люди смогут быстро покорить океанские просторы, стать частичкой водной стихии. Однако для этого следовало меняться не только внешне. Гораздо важнее изменить образ мыслей, а в каждом живом существе видеть себя.
Прошел почти век с момента написания романа. Он до сих пор не теряет актуальности и популярен среди подрастающих поколений. Почитатели фантастической литературы с радостью погружаются в события романа, который побуждает думать, сочувствовать, делать выводы.
Отзывы читателей
Прошлым летом прочел книгу про человека-амфибию, до этого несколько раз смотрел фильм с родителями. Мне очень понравились описание подводного мира и Ихтиандр. Жаль, что финал у книги печальный. Я бы хотел, чтобы он остался вместе с Гуттиэре.
Книга про человека-амфибию — одна из моих любимых с подросткового возраста. Так уж сложилось, что я стал доктором. Всегда, когда перечитываю, задумываюсь — а смог бы я поступить так, как Сальваторе? Наверное, нет. Этот ученый гениален и смел. Его опыт имел успех. Но в жизни все иначе.
Мама очень любила одноименный фильм, поэтому сложилось так, что я сначала вместе с ней много раз смотрела его. Лишь в 14 лет впервые осилила книгу. Произведение гораздо глубже. Я долго ходила под впечатлением от прочитанного, осуждала многих персонажей. Позже обратилась к другим книгам писателя и изучила биографию автора. Его трагичная судьба потрясла не меньше литературных трудов. Долгое время он был парализован и умер от голода в блокадном Ленинграде.
Человек амфибия основная мысль чему учит. Анализ произведения «Человек-амфибия» Беляева А.Р
Которая завоевала признание многих людей, показывая, как порой удивительны повороты судьбы. Мы рассмотрим это произведение с точки зрения читательского интереса и укажем, что же такого особенного оно в себе хранит.
Жанровая принадлежность достаточно легка для выявления. Все романы, так же как и эта книга, написаны в жанре научной фантастики, которую очень любит Александр Романович Беляев. «Человек-амфибия» является пиковым произведением, которое рождено этим известным автором. В отличие от других его «детей», этот роман с полной силой показывает любимый им жанр.
«Человек-амфибия». Тематическая направленность
Как и многие произведения Александра Беляева, это пропитано морской тематикой. Наименование романа в полной мере показывает это. Автор с особой красочностью рассказывает о морских глубинах, где бывает главный герой, и не скупится ни на эпитеты, ни на другие тропы, способные во всех красках описать любимую стихию.
Главные герои
В книге «Человек-амфибия» главные герои достаточно жизненно описываются, и автор не скупится на оживление образа каждого из них. Главными героями являются:
Отметив общую ценность персонажей, рассмотрим каждого в отдельности.
Характеристика героев
Первым стоит отметить Ихтиандра. Герой представлен как умный и добрый, он помогает бедным. Беляев своего героя видит морским Робин Гудом, который, согласно легенде, грабит богатых и отдает бедным. Подобная легенда присутствует и в этом произведении, где, согласно линии повествования, морской дьявол, так именуют Ихтиандра местные рыбаки, разрезает сети состоятельных рыбаков и отдает улов бедным.
Описываемое поведение породило шквал положительных эмоций и получило многочисленные хорошие отзывы. Человек-амфибия стал любимцем как в книжной индустрии, так и в кинематографической.
Этого героя книги «Человек-амфибия» автор представил в виде зачинщика всех последующих событий. Благодаря его деятельности появилось то существо, о котором стали ходить легенды, и он стал легендой русской и даже зарубежной классики. Однако, несмотря на столь важную роль, злым гением, дела которого пошли на благо, его представить нельзя. Именно Сальватор дал жизнь умирающему ребенку и помог обрести способности, о которых только стоит мечтать. Сущность этого персонажа заключается в спасении другого и уходе с целью оберегания в течение всей жизни.
Итак, отметив главных героев описываемого романа, хотим сказать, что в книге «Человек-амфибия» автор пытается показать, насколько может быть сильна привязанность между родителем и его ребенком. Что существует взаимовыручка ради жизни другого или просто ради чистой совести, а также существует, как в любой сказке, добро и зло, где первая сторона побеждает вторую после длительной и порой опасной борьбы.
Сюжет
Говоря о науке и экспериментах, мы имеем в виду Сальватора, который для спасения ребенка вживил ему жабры, чтобы он мог жить под водой. Ихтиандр получал истинное удовольствие от подводной жизни, но на суше ему также приходилось бывать, чтобы хоть немного понимать человеческую суть и, в случае необходимости, найти помощь среди людей.
В книге «Человек-амфибия» тема любви и симпатии между двумя разными по своей природе существами проходит красной нитью. Книга пропитана любовью, состраданием, алчностью и раскаяньем, которое приходит слишком поздно.
Именно сюжет книги повлиял на многочисленные отзывы. «Человек-амфибия» стал одним из любимых романов общества.
Интересные факты о книге «Человек-амфибия»
Согласно одному из источников, не все имена, указанные автором в произведении, являются плодом его фантазий.
Второй интересный факт касается непосредственно рождения Ихтиандра. В России жил ученый Мышкин, который вживлял животным и детям чужеродные органы. Одним из подопечных стал юноша, перенесший хорошо операцию, но в итоге погибший из-за несовместимости существующих внутренних органов. Реальный юноша стал прототипом вымышленного Ихтиандра, который стал жить во всемирно известном произведении Беляева.
Резюме
Несмотря на то что все представленные произведения получали отличные отзывы, описанный в статье роман больше всего полюбился народу, причем не только в виде книги, но и в виде фильмов.
Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской РГА
Октябрьский учебно-воспитательный комплекс № 1«Школа-гимназия»
Красногвардейского районного совета
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ
В РОМАНЕ А. БЕЛЯЕВА «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ»
учитель русского языка и литературы
Танашевич Александра Александровна
пгт Октябрьское – 2014
Тема: Символическое значение персонажей в романе А. Беляева «Человек-амфибия»
Цель: учить объяснять мотивы поступков героев, умению делать выводы, вести диспут, комментировать прочитанное; развивать умение отстаивать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, наблюдательность во время чтения отрывков романа, развивать аналитическое мышление; воспитывать доброту, милосердие, чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: портрет А. Р. Беляева, выставка книг писателя, роман «Человек-амфибия», иллюстрации к произведению, схема, таблица, словарь литературоведческих терминов.
Тип урока: урок–проблемный вопрос, урок–исследование.
Истинная наука не знает
ни симпатий, ни антипатий:
Природа — это лучшая
и объективнейшая учительница
при решении самых трудных
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Что мы знаем об Александре Романовиче Беляеве?
Ответ: Александр Беляев – известный писатель-фантаст, ставший одним из основоположников советской научно-фантастической литературы.
Серьезная литературная деятельность Беляева начинается только после переезда в Москву, в 1923 году. В эти годы печатаются его первые научно-фантастические рассказы, а также повести в журналах. Кстати, со временем за писателем закрепилось прозвище «советского Жюля Верна». В период с 1925 по 1930-е гг. выходит целый ряд произведений Беляева, а именно – «Властелин мира», «Человек, потерявший свое лицо», а также «Человек-амфибия». Эти рассказы прославили писателя не только в России, но и за рубежом. Последним романом стал «Ариэль», который был написан в 1941 году. Те произведения, которые Беляев печатал уже после 1930-х годов, выражали различные научные идеи и политические агитки, так как в это время наблюдался жесткий идеологический прессинг, под которым жили литераторы той эпохи.
Интересный факт: рассказы Беляева выпускались не только под своим именем, но и под псевдонимами Немо, А. Ром, А. Романович.
За несколько месяцев до начала войны писатель перенес очередную операцию, поэтому отказался эвакуироваться. В военные годы он проживал в городе Пушкин, в пригороде Ленинграда, который был оккупирован. В 1942 году писатель умер от голода.
Однако обстоятельства смерти до сих пор остаются загадкой для историков. Мнения относительно смерти писателя разделились. Бытовало мнение, что Беляев не выдержал ужасов оккупации, а некоторые считали, что причина гибели скрыта в его последнем романе.
На Казанском кладбище Царского села установлен памятник фантасту. Однако установлен он не на могиле писателя, а в месте его предполагаемого захоронения. В 1990 году Союз писателей СССР утвердил литературную премию имени Александра Беляева, которой награждаются за научно-художественные и научно-популярные произведения.
Ответ: «Челове́к-амфи́бия» — роман о человеке, способном жить под водой, написанный в , однако историю о человеке-амфибии пересказывают с древних времен.
Источники сюжета
Французский роман-фельетон «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира, публиковавшийся газетой «Le Matin» (Париж) с июля по сентябрь 1909 года. Главный герой иезуит Фульбер, мечтающий о власти над миром, пересаживает маленькому Гиктанеру заменяющие одно легкое жабры молодой акулы и внушает ненависть ко всему роду человеческому. Подросший Гиктанер пускает ко дну целые эскадры, а его наставник предъявляет мировой общественности ультиматумы. Так продолжается, пока Гиктанер не влюбляется в Моизетту, которая открывает ему существование Бога. Человек-амфибия выходит из подчинения Фульберу, делает в Париже операцию по удалению жабр, а затем перебирается жить на Таити вместе с Моизеттой.
Русский роман «Человек-рыба» анонимного автора, созданный на основе текста Жана де ла Ира, напечатанный в петербургской осенью 1909 года. В русской переделке сохраняются основные сюжетные линии французского подлинника, однако Фульбер становится евреем и старается подчинить мир международному еврейству, чтобы «поработить человеческую расу».
Чем отличается популярный сейчас жанр фэнтези от научно-популярной фантастики?
Словарная работа:
Прежде подготовимся к дальнейшей работе!
Давайте вспомним основные моменты содержания романа:
К этому моменту из-за слишком частого пребывания на суше состояние Ихтиандра ухудшается. Легкие у него атрофируются. Отныне он должен почти всё время проводить в воде.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель: Наравне с другими произведениями Беляева в книге анализируется возможность физического выживания в экстремальных условиях, а также моральная сторона научных экспериментов. Наша задача сегодня будет состоять в следующем – выйти за рамки общепринятого понимания и провести небольшое исследование: содержит ли роман Беляева скрытые символы и что эти символы могут обозначать.
Словарная работа:
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Учитель: Итак, для того, чтобы выявить скрытые символы в романе, нам необходимо вспомнить, что произведение насыщено персонажами главных и второстепенных ролей.
Проблемный вопрос : какова же значимость каждого из персонажей романа Беляева? Что символизируют персонажи?
Вспомним всех персонажей романа.
Давайте попробуем с помощью цитатного анализа характерных качеств основных героев и их поступков определить, что же в их лице автор пытается нам показать.
Учитель: Исходя из информации, данной об Ихтиандре, какой вывод мы можем сделать – что или кого символизирует человек-амфибия?
Ответ: Ихтиандр чист душой, его помыслы и действия искренни. Юноша впитывает то, чему учит его окружающий мир, воспринимает те знания, которые ему дают. Он умен и любознателен, как любой ребенок, но в то же время лишен умения ориентироваться в обществе, человеческие чувства – первые, искренние – его поглощают, он не умеет с ними справляться. Ихтиандр представляет собой подобие ребенка, дитя – создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него. Юноша – результат деятельности и замыслов тех, кто извлекает выгоду из его детского, неиспорченного характера и особых способностей.
Учитель: Какой же вывод можно сделать о Бальтазаре? Что собой представляет этот человек?
Таким образом, можно сделать вывод, что Бальтазар – обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств.
Учитель: Какое впечатление на вас произвел Зурита?
Ответ: Педро Зурита – представитель категории людей, подверженных порокам, людей, которые любой ценой достигают своей цели, при этом для них не имеет ценности человеческая жизнь, они способны причинить боль «любимым» людям, использовать их в своих целях.
Учитель: Итак, кто же такой Сальватор – спаситель или злодей, гений или безумец?
Ответ: Сальватор – ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества. Он не злодей, потому что спасает жизни бедных индейцев, но и не совершенный благодетель, потому что проводит эксперименты над живыми существами, включая людей. Нельзя его назвать безумцем, потому что он осознанно совершает свои опыты для высшей цели – помочь человечеству. Его операции гениальны. Сальватор любит свои создания, любит Ихтиандра как сына, но все же занят наукой больше, чем воспитанием в юноше чувств и способностей жить в обществе. Сальватор не бежит от ответственности, он готов принять наказание, понимая, что все равно стоит выше всех, кто его судит. Выше потому, что для него открыты все законы, которые его не страшат, в отличие от остальных «обывателей».
Гуттиэре : «Девушка была известна красотой далеко за пределами Нового порта. Но она была застенчива и своенравна. Чаще всего она говорила певучим, но твердым голосом: «Нет!»
Учитель : Многое ли мы можем узнать о Гуттиэре из текста? Что собой представляет девушка?
Ответ: Красота Гуттиэре поражает Ихтиандра, ее прямолинейность и доброта вызывают у юноши первое чувство любви. Своенравие девушки приводит к необратимым ситуациям: скрытность и тайны – к тому, что Ихтиандр бросается со скалы, девушка называет Ихтиандра «бедный мальчик», отмечая в нем неиспорченность и чистоту, но в то же время – девушка не ценит чувства юноши по отношению к ней, любовь, которую она олицетворяет, приводит Ихтиандра практически к гибели. Любовь к Гуттиэре – это чувство, обладающее разрушающей силой.
Учитель : Что мы можем сказать о представителе церкви, веры?
Ответ: Мы знаем, что еще в период Средневековья чрезвычайно важной особенностью культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом. В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт – церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества. Можно сделать вывод, что епископ Хуан де Гарсилассо – представитель той идеологии, которая отрицает воздействие человека на развитие мироздания и руководит людьми благодаря деформированному понятию «религии» и «веры в Бога».
Давайте попробуем прийти к единому выводу – что является главным фактором, заставляющим человека оставаться на том же уровне?
Учитель: Страх перед новым, неизведанным всегда заставлял людей оставаться на той ступени развития, которой они достигли. Мы можем сделать еще один вывод – епископу был выгоден страх общества перед опытами доктора Сальватора, потому что с помощью страха представителей этого общества можно направлять в нужном для «власти» направлении.
Подведем итоги наших размышлений.
Составление таблицы (письменно)
Что он символизирует
создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него.
обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств
представитель категории людей, подверженных порокам, «болезнь» общества
ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества (развитие науки)
сильное чувство, обладающее разрушающей силой
Хуан де Гарсилассо (епископ)
представитель той идеологии, которая отрицает воздействие человека на развитие мироздания и руководит людьми благодаря деформированному понятию «религии» и «веры в Бога».
может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него
пороки, «болезнь» общества
отрицает воздействие человека на развитие мироздания
разрушительная сила любви
человек, приспосабливающийся к условиям ради того, чтобы выжить
Чтобы более ясно увидеть взаимосвязь персонажей, давайте попробуем составить вспомогательную схему:
Обратим внимание на круговое взаимодействие символичных значений персонажей:
1. – пороки влияют на людей, заставляя их подчиняться условиям выживания;
2. – идет взаимодействие человеческих качеств: иногда принципиальный человек может развить в себе негативные черты, которые пагубно скажутся на судьбах других;
3. – наука имеет свои строгие понятия, поэтому ее целью не является воспитание и развитие эмоций, ее цель – физиологическая и физическая сторона;
4. – наука и религия – две противоборствующие силы, имеющие одинаковое влияние на общество, но с различными последствиями, взаимоотрицание и неприятие;
Ихтиандр – связующее звено, так как именно он находится под влиянием всех этих факторов.
Устали? Правильно, пора провести разминку
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Опираясь на тематику работ автора, на проблемы, поднимаемые в его произведениях, опираясь на проанализированные факты о символическом значении персонажей романа Александра Романовича Беляева «Человек-амфибия», а также об их непосредственной взаимосвязи, мы можем ответить на ранее поставленный проблемный вопрос о значении персонажей романа и прийти к следующему заключению: рассмотренные образы символизируют неотъемлемые составляющие части всего общества. Сильнейшие чувства и эмоции, пороки общества, противоборство науки и религии, желание человека выжить в любых условиях – это главные факторы, которые влияют на «незамутненное» сознание и душевные качества, способные развиваться при определенных условиях. Ихтиандр – символ чистого сознания, еще дитя по своему восприятию – не может выжить в таком противостоянии, потому что каждый элемент сосредоточен на получении своей выгоды, а не на устранении ущерба для жизни остальных. Настоящим исследованием, проведенным анализом мы пришли к своеобразному выводу – подтверждению актуальных проблем общества, но в то же время не умаляем значение темы о моральной стороне научных экспериментов.
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
А) Для учащихся достаточного, высокого и среднего уровней компетентности: письменно ответить на вопрос – «В чем для меня заключается смысл произведения «Человек-амфибия» А. Беляева».
Б) Для учащихся низкого уровня компетентности: рассказать о том, как сложилась судьба героев после описанных событий.
Методическая разработка урока литературы
Главным героем фантастического романа «Человек-амфибия» является юноша по имени Ихтиандр. Ихтиандр обладает необычной способностью – он может дышать под водой, как рыба. Талантливый хирург доктор Сальватор, уединенно живущий на берегу моря в своей лаборатории, пересадил Ихтиандру в детстве жабры акулы. Доктор Сальватор жил мечтой о том, чтобы человечество могло освоить океанские просторы и глубины, и когда к нему однажды принесли умирающего ребенка, он решил спасти ему жизнь, проведя столь необычную операцию.
Побочным эффектом этой операции было то, что Ихтиандр не мог долго дышать воздухом на поверхности и поэтому значительную часть времени он проводил под водой. Жизнь людей на поверхности мало его интересовала, зато подводный мир он знал великолепно. Не зная особенностей человеческой жизни, он не понимал, зачем люди вылавливают так много рыбы, и подшучивал над ними, портя снасти и пугая рыбаков. Так появилась легенда о морском дьяволе.
Но однажды один из капитанов по имени Зурита, промышлявший добычей жемчуга, сумел понять, что необычное существо, которое люди встречали в море, не имеет ничего общего с дьяволом. И Зурита решил поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Первая попытка поймать человека-амфибию сетями окончилась неудачей. Тогда Зурита сумел внедрить своего человека в обслуживающий персонал доктора Сальватора. И однажды Ихтиандр стал его пленником. Через какое-то время опыты доктора Сальватора по переделке живых существ стали достоянием огласки и в дело вмешалась церковь. Доктора Сальватора судили, а Ихтиандра тоже держали под стражей в местной тюрьме. Из-за несоблюдения образа жизни, который ему предписывал доктор Сальватор, Ихтиандр мог дышать легкими совсем мало времени и вынужден был теперь постоянно находиться в воде.
Доктор Сальватор сумел устроить Ихтиандру побег из тюрьмы и направил его на далекий остров в Тихом океане, где жил его старинный друг. Так Ихтиандр покинул мир людей, наполненный жадностью, склоками и стремлением к наживе. И хотя в океане он был одинок, жизнь среди водных просторов была для него несравненно более привлекательна.
Таково краткое содержание романа.
Главная мысль романа «Человек-амфибия» состоит в том, что характер человека, его интересы и набор знаний, которыми он обладает, всецело определяются средой обитания. Ихтиандр значительную часть жизни провел в океанских глубинах, и он отлично разбирался в тонкостях подводной жизни, знал и любил обитателей моря. А жизнь людей ему казалась малоинтересной и зачастую представлялась неприятной.
Роман «Человек-амфибия» учит тщательно просчитывать последствия разного рода научных экспериментов, которые могут принести не только пользу, но и вред в случае, если не все факторы учитываются при таких экспериментах. Ихтиандр хоть и получил в результате операции доктора Сальватора возможность жить дальше, но при этом уже не мог жить полноценной жизнью среди других людей. В результате юноша вынужден был жить в одиночестве.
В романе мне понравился главный герой, Ихтиандр. Он сумел приспособиться к необычной для него среде обитания, океану. Обладая недоступными другим людям способностями, он нередко приходил на помощь людям, терпящим бедствие на воде, спасал им жизни. И даже беды морских обитателей не оставляли его равнодушным. По вечерам он ходил вдоль берега и бросал обратно в воду тех жителей моря, которых прибой выбрасывал на берег.
Какие пословицы подходят к роману «Человек-амфибия»?
Родные А. Беляева вспоминали, что однажды ему на глаза попалась газетная заметка о судебном процессе в Буэнос-Айресе над доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми. Доктор, якобы с согласия родителей, проводил операции на детях индейцев — делал, например, более подвижными суставы их рук и ног. Этот факт дополнила прочитанная Беляевым книга французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта». В книге рассказывалась история человека-акулы, который стал орудием в руках людей, мечтающих поработить мир. Из этих реальных фактов родился замысел романа «Человек-амфибия».
О свободе и тех, кто на неё покушается
Все началось с того, что ловцы жемчуга услышали в море испугавший их странный голос. Эта тайна, заставившая всех насторожиться, открывает в романе линию Ихтиандра. Параллельно с ней идёт линия Зурита — владельца шхуны и хозяина ловцов жемчуга. Когда Ихтиандр открылся людям, их линии пересеклись и определился конфликт. Он станет основным в романе.
Ихтиандр и Зурита представлены автором как два антипода. Ихтиандр изначально вызывает чувство расположения у читателей. И это чувство в дальнейшем повествовании усиливается. Другое дело — Зурита. Он вызвал антипатию в первый момент своего появления. Впоследствии оказалось, что она вполне обоснована.
В чём же суть их конфликта? В том, что столкнулись два понятия: «свобода» (Ихтиандр) и «тюрьма» (Зурита). В романе образ тюрьмы станет не символическим, а реальным.
Жемчуг как смысл жизни
Различие Ихтнандра и Зуриты не только в том, что один из них выбрал другого как свою жертву, но и в том, что они живут в мире разных ценностей. Особенно сильно это проявляется в их отношении к жемчугу. Для Ихтиандра жемчуг не представляет никакой ценности, зато для Зуриты он — весь смысл жизни. И не только для него одного.
Вспомним сцену в тюрьме, когда за жемчуг тюремщики готовы были открыть любые двери. А вот Сальватору даже в голову не пришло использовать Ихтиандра как добытчика жемчуга. Он всё-таки был прежде всего учёным.
Правда науки и правда морали
Сальватор и его эксперименты подвергались осуждению и со стороны церкви (обычные люди только удивлялись и ужасались).
Таким образом, фантастический элемент позволил автору определить проблему и сделать очевидной истину о двух правдах. Своя правда есть у науки и своя у морали. Пока они не сошлись.
А нужна ли любовь человеку-рыбе?
До встречи с Гуттиэре Ихтиандр был вполне доволен жизнью. Он дружил с дельфинами, развлекался с альбатросом. Все изменилось после того, как он встретил Гуттиэре, вернее, когда он спас её. Чтобы видеть её, он готов был терпеть людей и их душный город. Именно любовь показала, что Ихтиандр прежде всего человек.
Благодаря любви, проявилось, в общем-то очевидное: все новые возможности человека-амфибии очень мало значат в сравнении с утраченным правом на любовь. И снова вопрос: «А стоят ли все достижения науки того, чтобы ради них отказать человеку в том, что составляет главный смысл его жизни?»
А что в финале?
Почти все персонажи остались при своём. Сальватор, отбыв наказание, снова занялся научной работой. Зурита по-прежнему добывает жемчуг — теперь уже на новой шхуне. Гуттиэре вышла замуж за хорошего человека — Ольсена.
И только Бальтазар, ощутив себя настоящим отцом Ихтиандра, тоскует по нему. Его боль настолько сильна, что из более-менее благополучного человека он превратился в «полупомешанного индейца», отца « морского дьявола».
Выходит, что наука, вырвав человека из родной стихии и наделив его большими возможностями, счастливее его не сделала.
Неожиданные повороты сюжета, серия тайн, приключения и фантастика в романе «Человек-амфибия», анализ которого мы провели, раскрывают не только проблемы науки, но и проблемы человека. Беляев убедителен, когда говорит, что наука — это не только огромные возможности, но ещё и огромная ответственность за человека.
Основные особенности романа «Человек-амфибия» :
Роман А. Беляева «Человек-амфибия» можно назвать классикой советской фантастики. Эта книга является любимой для многих людей, его герои стали кумирами для нескольких поколений мальчишек и девчонок.
Не являюсь исключением и я: «Человек-амфибия» Беляева – один из моих самых любимых фантастических романов. В этой книге меня привлекает смесь фантастики (описание трудной жизни человека, которому пересадили жабры акулы) и реальной жизни (борьбы добра со злом, воспевание справедливости, порядочности, дружбы, любви, милосердия).
Все герои романа делятся на положительных и отрицательных. К «хорошим» персонажам относятся, прежде всего, Сальватор – талантливый врач и ученый, спасший маленького Ихтиандра. Именно Сальватор пересадил ему жабры акулы и тем самым подарил герою жизнь.
Человек-амфибия стал достойным сыном своего приемного отца. Он также всегда был добр, наивен, доверчив, верил в дружбу и любовь.
Зурите было безразлично самочувствие Ихтиандра – он был заинтересован лишь в деньгах, которые способен был принести ему человек-амфибия. Именно поэтому, пленив главного героя, Педро чуть не погубил его.
Несмотря на помощь многих людей, судьба Ихтиандра оказывается несчастной – в финале он не остается со своей любимой девушкой Гуттиэре, которая выходит замуж за другого. Кроме того, отец человека-амфибии сходит с ума из-за пропажи своего сына.
Думаю, своим романом Беляев хотел показать всю сложность существования человека, не похожего на других, верящего в добро. Но, с другой стороны, писатель говорит о том, что всегда бороться за свои взгляды, идти в своих убеждениях до конца.
Одним из моих любимых эпизодов в романе является эпизод освобождения Ихтиандра. Герою помогали всего его друзья – Сальватор, Ольсен, Гуттиэре. Даже смотритель тюрьмы и его семья всеми силами содействовали тому, чтобы человек-амфибия вырвался из тюрьмы.
И Ихтиандр уплывает – ему помогают Ольсен и Гуттиэре: «Из бочки показалась голова. Ихтиандр оглянулся, быстро вылез и прыгнул на землю». Человек-амфибия направляется на далекий остров к друзьям Сальватора, покидая своих близких и любимую девушку.
Эпизод побега героя – радостный, но, в то же время, очень печальный. Именно поэтому я могу сказать, что он мне и нравится, и не нравится.
Пейзаж в конце этого эпизода усиливает настроение грусти, боли, даже безысходности: «Ветер крепчал и почти валил людей с ног. Море бушевало, шипел песок, грохотали камни».
Таким образом, роман Беляева «Человек-амфибия», я думаю, один из лучших фантастических романов. Я очень люблю эту книгу и ее героев, учащих нас всегда следовать дорогой добра, крепко дружить и по-настоящему любить, исповедовать сострадание, милосердие, человечность.