зачем левшей переучивали в правшей
Зачем в Советском Союзе переучивали левшей, и к чему это привело
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Какие приемы для переучивания использовались
Переучить левшу, заставить его писать, рисовать, что-то делать правой рукой, а не левой, не так уж и просто. Методы в образовательных учреждениях (школах) были разными. Все зависело от педагогов, работающих с такими детьми. Чаще всего оказывалось моральное воздействие на ученика, но могли быть применены и более радикальные меры, например, левую руку привязывали к стулу. Так она не могла быть задействована в работе. Бывало, что особенно непослушные, которые не реагировали на замечания учителей и продолжали писать «не той» рукой, получали указкой по пальцам.
Родителей тоже заставляли принимать в этом участие. Учителя предлагали во время выполнения домашнего задания одеть на левую руку ребенку варежку и не позволять ее снимать. Второй прием можно назвать «варварским» – пальцы на левой руке рекомендовали забинтовать.
2. Причины, по которым переучивали
Первое, что повлияло на такое решение – советская политика. В это время все должны быть одинаковыми. Нельзя было допустить, чтобы кто-то выделялся из общей массы. «Не такими» считались не только левши, но и хиппи или «стиляги». В тот или иной период к ним относились презрительно, их не воспринимали.
Было и «официальное» объяснение переучиванию. Суть его заключалась в том, что все предметы и инструменты созданы под правшей и левше будет сложно ими пользоваться и с ними работать. Примером выступала чернильная ручка. Если писать левой рукой, как и положено, слева направо, то очень сложно не смазать чернила.
Третья причина особо не озвучивалась, хотя и имела место быть. Это армейская служба. Автоматные затворы находятся справа, и в эту сторону вылетают гильзы после стрельбы. Левше гильзы будут лететь в лицо. Это существенно усложнит человеку службу в армии, а, возможно, и исключит ее вовсе.
3. Почему переучивание левшей было отменено
Одновременно с тем проводились и наблюдения за переученными детьми-левшами, результаты которых показали отрицательное влияние процесса на их нервно-психическое состояние. Эти ученики часто становились неуверенными, у них появлялось чувство вины, они плохо учились, что связано с постоянной внутренней борьбой, отношения с одноклассниками были натянутыми. Многие переученные левши страдали бессонницей, у них появлялся нервный тик, заикание.
Интересный факт! Наукой доказано, что человек, родившийся с этой особенностью, не может быть полностью переучен. В отличие от правшей, у левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Те, кто смог пройти успешную адаптацию, как правило, научились работать обеими руками в одинаковой степени. В связи с описанными открытиями, в 1986 году техника переучивания левшей была отменена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Неправое дело: почему нельзя переучивать левшей
13 августа отмечается Международный день левшей. А еще 20 лет назад левши были чем-то из ряда вон выходящим. Детей, у которых замечали подобные склонности, упрямо переучивали. Сложно поверить, но и сейчас находятся семьи, которые пытаются исправить «леворукость» своего ребенка, почему-то полагая, что жить правше должно быть проще.
Редакция m24.ru выяснила, какие последствия могут быть у такой родительской «заботы».
Чем отличается левша от правши
Сегодня в мире левши составляют примерно 15 процентов населения, то есть левшой является каждый седьмой. Может, для кого-то будет неожиданностью, но рука, используемая для письма – это не точный индикатор лево – (право) – рукости. Можно встретить левшей, которым намного удобнее писать правой рукой. Но для выполнения большинства задач они используют левую руку. Самое известное подтверждение этому в истории – Чарли Чаплин, который даже на скрипке играл левой рукой, а писал только правой.
Кроме того, считается, что левши более впечатлительны, эмоциональны, у них часто меняется настроение. Все это легко объяснимо.
Не для кого не секрет, что у левшей иначе работает мозг: правое полушарие, которое отвечает за творчество, развито сильнее.
Не так давно британские ученые выявили, что левши даже целуются по-другому. Так, правши при поцелуе поворачивают голову вправо, а левши – влево. Правда, это касается лишь инициаторов поцелуя. Есть предположение, что наклон головы в ту или иную сторону зависит от распределения гормонов в полушариях мозга.
Причины леворукости
Фото: ТАСС/Александр Кондратюк
Невропатолог Норман Гешвинд полагал, что если плод был подвергнут высоким дозам тестостерона до рождения, то это поспособствует развитию «леворукости». Высокое содержание тестостерона замедляет рост левого полушария. По его теории, леворукость гораздо чаще встречается у мужчин. Более того, Гешвинд считал, что левши больше других подвержены определенным заболеваниям иммунной системы.
Другая популярная версия причины рождения левшей – теория «ультразвука». В ее основе – идея о том, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей и, в свою очередь, вызывать развитие леворукости.
По эволюционной теории асимметрии Вигена Геодакяна, праворукость и леворукость – это не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды.
В 2008 году британские ученые нашли «ген левшей», который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. А в 2012 году канадский исследователь Стенли Корен выявила: левши рождаются в основном в поздних браках. Так, у 30 – 35-летних родителей левшей рождается на 25 процентов больше, у 35 – 39-летних – уже на 69 процентов, а у 40-летних родителей вероятность появления на свет левши близка к 100 процентам.
Как раньше переучивали левшей
«Дети, возьмите ручку правой рукой», – настаивала воспитательница в детском саду. Родители в этом плане тоже не отставали: ультиматумы из серии «ешь правой, а то не получишь сладкого» были только цветочками в советских семьях.
Когда слов было недостаточно, родители переходили к действиям: в школьной форме, в куртках, пиджаках и даже в штанах ребенка они зашивали левые карманы, а носовой платок клали только в правый карман. Погремушки перекладывали из левой в правую руку, а обедать разрешали, только если ребенок правильно возьмет ложку. В СССР все это делалось ради «дисциплины» и «единообразия».
Из левши в правшу – какие последствия
Многочисленные исследования подтверждают: переучивания приводит к ухудшению не только психического, но и физического здоровья. Есть даже специальный термин «декстрастресс» – когда праворукая среда «давит» на левшу.
А среди последствий – различные невротические и неврозоподобные состояния, в частности, депрессия, страхи, ночной энурез, заикание, нарушение сна и аппетита, вялость, укачивание в транспорте, головные боли, и прочее – вплоть до эпилепсии.
Как развить сверхмозг
Фото: ТАСС/Игорь Кубединов
«Давно уже доказано, что «переделывания» ничего хорошим не заканчиваются. Я считаю, что лучше уж из правшей делать амбидекстров – людей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Это лучше, чем зацикливаться на одном полушарии», – считает нейропсихолог Андрей Чистяков.
По его словам, необходимо развивать оба полушария.
«В частности те, кто занимается музыкой, нагружают оба полушария. Тогда мы получаем так называемый «сложный мозг» – это пригодится в любом виде деятельности», – сказал врач.
Он также отметил, что возраст абсолютно не важен – мозг развивается постоянно. Просто в детстве все намного быстрее осваивается.
«Давно известен один из самых выигрышных методов развития двух полушарий: занятия музыкой. Среди нобелевских лауреатов по физике 95 процентов умеют играть на рояле. Это не шутки. Занимаясь музыкой, люди нарабатывают навыки, развивают когнитивные способности, внимание, память, мышление. Когда человек играет на музыкальном инструменте,его левая и правая руки полностью согласованы. Он приобретает навык перевода информации из одной модальности в другую: смотрит в ноты – играет – слышит музыку», – объяснил Чистяков.
Почему стоит научить левшу писать правой рукой
По вопросу переучивания левшей сломано немало копий. Советская тяга жёстко привести всех к праворукому стандарту в девяностые подверглась в педагогической науке ритуальному порицанию и уничтожению. Левшей оставили в покое и постепенно даже начали считать, что ручка в «неправильной» руке — признак творческих наклонностей, а то и гениальности. Почему эта точка зрения — неприемлемое упрощение, какие ошибки делают родители в отношении ведущих рук, надо ли переучивать детей (чаще — да!) и как это правильно сделать, рассказала создательница студии раннего развития «Синяя птица» Ольга Лавриненко.
Переучить или научить
Студия раннего развития «Синяя птица» — одна из старейших и известнейших в Кемерове — в апреле отметила 15-летний юбилей. Всё это время Ольга Лавриненко придерживается непопулярного мнения: левшей стоит учить писать правой рукой. По словам педагога, за пятнадцать поколений первоклашек психологическую травму не получил ни один, а вот удобный навык письма правой рукой вкупе с пресловутым раскрытием творческого потенциала — несколько десятков природных левшей. Кроме тех, конечно, чьи родители были против.
— Когда в нашей стране установилась демократия, а потом бурно развивалась психология, многие прогрессивные педагоги выступали за свободу личности, — рассказывает Ольга Лавриненко. — Эту свободу искали во всём. Нельзя запрещать ребёнку делать то, что он хочет, нельзя наказывать, нельзя ограничивать, надо воспитывать словом, надо уметь договариваться и так далее. И в том числе нельзя переучивать левшу — это, мол, стресс для ребёнка и подавление творческой личности. Но я утверждаю: было бы лучше, и в том числе для развития творческого начала, тренировать обе руки — и левую, и правую.
Сама Ольга — амбидекстр: одинаково ловко может есть, писать, рисовать хоть левой, хоть правой рукой. Это приобретённый навык, с рождения ведущей была лишь одна рука — левая. Однако со временем занятия за фортепиано, настойчивость родителей и педагогов привели к развитию обеих рук. По словам Ольги, у такой схемы нет минусов — только плюсы. Известное же отторжение переучивания вызвано грубостью и ошибками советской педагогики, которые достаточно не повторять.
— Учителя и родители просто неправильно выстраивали педагогический процесс, — объясняет создательница «Синей птицы». — Конечно, если бить ребёнка по руке и рычать: «Возьми в правую!» — это не приведёт ни к чему хорошему. И стресс, и страхи, и даже психологические травмы — отсюда, а вовсе не от самого факта переучивания.
Почему писать левой неудобно даже левше
В СССР переучивали левшей, потому что в европейских языках писать правой рукой попросту удобнее. Выстраивая строчку слева направо, человек видит, куда ведёт линию — а при освоении нового непростого навыка это критично важно. Левшам же, чтобы видеть, какой след оставляет стержень на бумаге, приходится идти на разнообразные ухищрения. В основном — приподнимать или выворачивать кисть кверху. Многие левши поворачивают лист бумаги почти на 90 градусов и пишут не слева направо, а как бы «снизу вверх».
— Дети выкручивают руку, все сухожилия натянуты, мышцы быстро устают, — объясняет Ольга. — Ребёнок весь как бы изгибается влево вслед за рукой, быстро зарабатывает искривление позвоночника. Зачем это нужно, ради чего?
Способы облегчить проблему есть: наклонить бумагу в другую сторону и расположить руку ниже строчки. Но полностью проблему они не решают. Есть и другие, менее критичные минусы в том, чтобы писать левой.
«Творческое полушарие» или увесистый миф
«Правое полушарие отвечает за творчество и левую руку, левое — за математику и правую руку». Примерно так выглядит вопрос в массовом сознании.
— Это работает далеко не так просто, — качает головой Ольга Лавриненко. — Связь периферической и центральной нервной системы, естественно, есть. Но сама по себе иннервация рук не влияет напрямую на работу полушарий. Да, есть двигательные центры в мозге. Да, есть связь между мелкой моторикой и, например, речью. Но в чём конкретно эта связь выражается, каков её механизм? Тут всё сложно. Напрямую и конкретно с рукой ничего там не связано. Есть превалирующие реакции, связанные с определённой рукой, но отчего они появляются — точно неизвестно. Публикаций на эту тему в серьёзных научных изданиях вы найдёте немного. Есть теория, что это генетически обусловлено, есть теория, что сказываются микроповреждения одного из полушарий от гипоксии во время родов, есть адаптивная и эволюционная теории. В человеческом мозге ещё много неисследованного и неопределённого.
Что совершенно точно неверно: если перекладывать ребёнку ручку в правую руку, у него, мол, начнёт страдать левое полушарие. Никаких данных в пользу этого утверждения нет. Да, наши парные органы асимметричны, включая глаза, почки, полушария и ноги. Но это не значит, что приходя в тренажёрный зал, нужно тренировать только одну ногу — правую. Напротив, нужно развивать обе. То же самое справедливо и для рук, и для полушарий. Не бывает ситуаций, когда вторая рука принципиально не способна к развитию. Мозг можно развивать всегда, стремиться к гармонии и балансу. Это касается и правшей: им нужно развивать левую руку.
— Заблуждения распространились из-за моды на эксклюзивность, — подчёркивает педагог. — «У меня ребёнок — левша! Это значит, он творчески развит!». А ребёнок никак пока не развит, и не факт, что будет — если с ним не будут заниматься. Порой доходит до абсурда: сам факт того, что ребёнок левша, вызывает у мамы радость. «Не вздумайте переучивать, он одарённый ребёнок». А вы не хотите его разговаривать научить? Чтобы у него «каши» во рту не было, а было цепкое внимание и развитая память? Вы уже удовлетворены тем, что он рисует левой? А то, что он рисует, держа карандаш в кулаке, вас не смущает? С левшой нужно заниматься не меньше, а часто даже больше, чем с правшой.
По словам главы студии, левши чаще других детей плохо держат письменные предметы. Это говорит не о творческой одарённости, а о том, что нужно развивать периферическую нервную систему и укреплять слабые мышцы руки.
— Если учить природного левшу писать правой — это давление, то музыкальные школы вообще стоит упразднить, потому что там поступают жестоко: учат играть обеими руками, — с сарказмом замечает Ольга Лавриненко. — Музыкальные партии на фортепиано выстроены, как известно, под правую руку: левая берёт аккорды, правая играет мелодию. Правшам развивают левую руку, левшам — правую, это трудная и важная задача. Вот изверги: учат делать вещи, которые человек делать не умел, к которым он природой не расположен. Я, однако, очень рада, что училась в музыкальной школе.
Ментальная арифметика: обе руки для развития мозга
Игра на фортепиано — не единственный способ «включить» вторую руку. Обе руки и оба полушария в «Синей птице» развивают с помощью письма, рисования и специальных упражнений, а ещё — в рамках курса подготовки к ментальной арифметике.
Это методика развития интеллекта с помощью вычислений на азиатских счётах — абакусе. В программу входят механические упражнения пальцами на счётах, упражнения на концентрацию, внимание, логику и счёт в уме. Цель ментальной арифметики — развитие возможностей мозга, а побочный эффект — умение быстро проводить операции с многозначными цифрами без калькулятора, в уме.
Чтобы добиться этого, дети работают со счётами двумя руками и выучивают карточки, в которых одна отвечает за число, другая — за тип операции. Сочетанная работа двух рук воспроизводит операции с разрядами, и в результате дети могут умножать огромные числа в уме, воспроизводя картинку при помощи движения рук.
— Чтобы прибавить или вычесть, нужно в одном месте бусинки на счётах прибавить, в другом убавить, — объясняет Ольга Лавриненко. — Раздвинул бусинки пальцами — получится, например, пять плюс один. Эти движения дети запоминают и затем используют уже без абакуса, чтобы воспроизвести картинку у себя в голове. Счёт получается тесно связанным с движением рук и визуализацией.
Насилие над природой или новые возможности?
Создательница «Синей птицы» уверена — и эта уверенность подкреплена многолетней практикой — что научить трёх-четырёхлетнего левшу писать правой рукой ненамного сложнее, чем левой. Психика в этом возрасте адаптивна, дети зачастую попросту не замечают вмешательства.
Секрет успеха — в аккуратной настойчивости и регулярности.
— Сел ребёнок учиться писать — вкладываем ему карандаш в правую руку, — объясняет Ольга Лавриненко. — Он через пять минут устанет и переложит в левую — спокойно просим: «Возьми, пожалуйста, в правую». Совсем устал — отдыхаем. Чем чаще тренируют навык, тем быстрее он устанавливается без всяких проблем и давления.
При этом не нужно запрещать брать ложку и другие предметы левой рукой. Происходит разделение сфер деятельности: ребёнок может всё делать левой рукой, даже рисовать, но писать ему лучше правой. И дети воспринимают это совершенно спокойно.
— Вы удивитесь, но вообще-то и правши часто берут карандаш левой, — улыбается Ольга Лавриненко. — Если не вмешиваться, они легко перекладывают карандаш много раз за занятие: устала одна рука — взял в другую. Они не в курсе, что писать надо какой-то одной рукой — это всё мы потом, взрослые, со своим ограничениями. Вот и пользуйтесь моментом, чтобы развивать обе! Мы ежегодно учим несколько левшей писать правой, в этом нет ровным счётом никакой проблемы, а есть одни плюсы.
Амбидекстр — человек, который одинаково хорошо владеет обеими руками. «Природных» амбидекстров среди людей менее 1%. Гораздо больше — тех, кто натренировал вторую руку целенаправленно. Ольга Лавриненко как раз из таких — а ещё она играет на музыкальных инструментах, имеет два высших образования, говорит по-английски и по-французски, развивает успешный бизнес. Непонятно, правда, обоерукость в её случае — это причина или следствие её талантов.
— В том ли дело, что у меня больше развито правое полушарие, — задаётся Ольга вопросом, — или, может быть, всё-таки в том, что родители вкладывали в меня очень много сил? Пробивной характер от папы, творческая сторона и море любви — от мамы. Огромная любовь и огромный труд родителей — вот реальный залог развития талантов детей. А не рассуждения о руках и полушариях.
К чему привело переучивание левшей в СССР?
Тем, кто учился в советских школах до середины 80-х годов прошлого века, хорошо знакома одна из причуд системы этой эпохи – переучивание левшей. Методы, как и причины, были разными. Для наших современников некоторые из них все еще остаются странными и непонятными.
1. Какие приемы для переучивания использовались
Переучивание левшей в СССР / Фото: vogazeta.ru.
Переучить левшу, заставить его писать, рисовать, что-то делать правой рукой, а не левой, не так уж и просто. Методы в образовательных учреждениях (школах) были разными. Все зависело от педагогов, работающих с такими детьми. Чаще всего оказывалось моральное воздействие на ученика, но могли быть применены и более радикальные меры, например, левую руку привязывали к стулу. Так она не могла быть задействована в работе. Бывало, что особенно непослушные, которые не реагировали на замечания учителей и продолжали писать «не той» рукой, получали указкой по пальцам.
Учительница / Фото: gazeta-pedagogov.ru.
Родителей тоже заставляли принимать в этом участие. Учителя предлагали во время выполнения домашнего задания одеть на левую руку ребенку варежку и не позволять ее снимать. Второй прием можно назвать «варварским» – пальцы на левой руке рекомендовали забинтовать.
2. Причины, по которым переучивали
Урок в советской школе / Фото: zen.yandex.ru
Первое, что повлияло на такое решение – советская политика. В это время все должны быть одинаковыми. Нельзя было допустить, чтобы кто-то выделялся из общей массы. «Не такими» считались не только левши, но и хиппи или «стиляги». В тот или иной период к ним относились презрительно, их не воспринимали.
Было и «официальное» объяснение переучиванию. Суть его заключалась в том, что все предметы и инструменты созданы под правшей и левше будет сложно ими пользоваться и с ними работать. Примером выступала чернильная ручка. Если писать левой рукой, как и положено, слева направо, то очень сложно не смазать чернила.
Школьница пишет чернильной ручкой / Фото: esquire.kz
Третья причина особо не озвучивалась, хотя и имела место быть. Это армейская служба. Автоматные затворы находятся справа, и в эту сторону вылетают гильзы после стрельбы. Левше гильзы будут лететь в лицо. Это существенно усложнит человеку службу в армии, а, возможно, и исключит ее вовсе.
3. Почему переучивание левшей было отменено
Девочка-школьница / Фото: tj.sputniknews.ru
Одновременно с тем проводились и наблюдения за переученными детьми-левшами, результаты которых показали отрицательное влияние процесса на их нервно-психическое состояние. Эти ученики часто становились неуверенными, у них появлялось чувство вины, они плохо учились, что связано с постоянной внутренней борьбой, отношения с одноклассниками были натянутыми. Многие переученные левши страдали бессонницей, у них появлялся нервный тик, заикание.
Ученица у доски. / Фото: back-in-ussr.com
Интересный факт! Наукой доказано, что человек, родившийся с этой особенностью, не может быть полностью переучен. В отличие от правшей, у левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Те, кто смог пройти успешную адаптацию, как правило, научились работать обеими руками в одинаковой степени. В связи с описанными открытиями, в 1986 году техника переучивания левшей была отменена.
Материалы по теме
А вот ещё:
ТОП-6 отлично сохранившихся древних Римских зданий
На протяжении веков Рим правил миром. Его хорошо обученные и дисциплинированные армии завоевали обширные территории, способствуя росту огромной империи. Многокультурное и в основном толерантное римское общество привлекало иммигрантов из-за пределов империи. Как новички, так и римские граждане — учёные, государственные деятели, художники, инженеры, чиновники, торговцы и солдаты — сыграли свою роль в формировании римского общества, культуры, искусства, законов и экономики. Римская архитектура — самый заметный отпечаток, который эта могущественная цивилизация оставила в мире.
Даже спустя столетия после падения Римской империи впечатляющие руины и римские памятники всё ещё стоят как свидетельство её былой мощи и славы.
Мезон Карре
Мезон Карре в Ниме, Юбер Робер. \ Фото: wordpress.com.
Один из наиболее хорошо сохранившихся римских памятников находится в городе Ним, на юге Франции. Этот потрясающий римский храм — так называемый Мезон Карре (Квадратный дом) — является хрестоматийным примером классической римской архитектуры, описанной Витрувием. При длине около двадцати пяти метров и ширине четырнадцати метров здание должно было доминировать над форумом древнего города.
Внушительный фасад храма, роскошные украшения и сложные коринфские колонны, а также внутренняя структура сохранились до наших дней почти в первозданном виде.
Мезон Карре, построенный примерно в 20 году до нашей эры.
Помимо высокого уровня сохранности, Мезон Карре имеет важное историческое значение. Храм, построенный по заказу Марка Випсания Агриппы в 20 году до н.э., первоначально был посвящён защитному духу императора Августа, а также богине Роме. Примерно 4-7 н.э. здание было вновь посвящено сыновьям Агриппы, внукам Августа и приёмным наследникам — Гаю и Луцию Цезарям, которые оба умерли молодыми.
Таким образом, Maison Carree является одним из первых примеров римской архитектуры, связанной с зарождающимся имперским культом. После падения Римской империи храм продолжал использоваться, выполняя различные функции. Он использовался как часть дворцового комплекса, консульского дома, церкви и музея.
Храм Августа
Храм Августа. \ Фото: ivejournal.com.
В современной Хорватии, в прибрежном городе Пула, находится ещё один хорошо сохранившийся храм, который до сих пор с гордостью занимает место на римском форуме. Как и его аналог в Ниме, Храм Августа также был посвящён императору Августу и богине Рима. Однако в надписи (ныне утраченной) не упоминается обожествлённый Август, честь, которая была оказана императору после его смерти. Из этого можно сделать вывод, что храм был построен при жизни императора, между 27 годом до н.э. и 14 годом н.э.
Когда храм Августа был построен, он был частью храмового комплекса, возведённого на форуме. Самый большой храм, посвящённый Капитолийской триаде (Юпитеру, Юноне и Минерве), стоял в центре. С самой правой стороны находилось здание-близнец, посвящённое Диане, богине охоты, луны и природы. Части двух ныне исчезнувших храмов были включены в средневековый общинный дворец.
В отличие от соседних зданий, Храм Августа продолжал функционировать после римского периода как церковь. В более поздний период он играл роль зернохранилища. К XIX веку дома, возведённые на форуме, почти полностью скрыли храм. Во время воздушного налёта Второй мировой войны храм получил прямое попадание и был почти полностью разрушен. К счастью, здание удалось восстановить из оставшихся фрагментов, и теперь оно выглядит так же, как и во время его освящения.
Курия Юлия
Курия Юлия в Риме. \ Фото: colosseumrometickets.com.
Это скромное на вид здание на Римском форуме в Риме было одним из самых важных произведений римской архитектуры в мире. Курия Юлия, или Дом Сената, было местом, где размещался римский сенат — правящий класс Рима. Это было третье и последнее здание, которое выполняло столь важную функцию в Риме. Работа над Курией началась при Юлии Цезаре и была закончена его приёмным сыном и первым императором Рима Августом. Таким образом, Юлианская курия символически ознаменовала конец Римской республики.
Курия Юлия, построенная в 29 году до н. э. и реконструированная в 94 и 238 годах н. э., Рим, Италия. \ Фото: docplayer.rs.
Здание, которое можно увидеть сегодня, не является полностью оригинальным сооружением. Считается, что Курия Юлия, возможно, пострадала от Великого пожара в Риме в 64 году н. э. во время правления императора Нерона. Здание было восстановлено Домицианом в 94 году н.э., но снова было разрушено во время пожара 238 года н.э. Окончательная реконструкция была завершена при императоре Диоклетиане.
Именно это здание стоит до сих пор. Это сооружение было преобразовано в церковь в VII веке, и его переход обеспечил его выживание. В то время как мраморные плиты, покрывающие внешнюю часть здания, исчезли, его первоначальный порфировый и змеевидный пол, низкие широкие ступени, на которых размещались места сенаторов, и три больших окна всё ещё являются частью конструкции.
Башня Геркулеса
Башня Геркулеса. \ Фото: livingthecamino.com.
Расположенная недалеко от входа в гавань Ла-Корунья, башня Геркулеса служила маяком с момента её постройки в I веке н.э. Перестроенная императором Траяном во II веке, башня Геркулеса играла жизненно важную роль в морском судоходстве для судов, направляющихся в Бискайский залив и далее к Ла-Маншу. Помимо своей практической функции, маяк имел священную связь. Согласно мифу, район его строительства был местом одного из величайших достижений Геркулеса — его победы над гигантским тираном Герионом.
Башня Геркулеса, построенная между I и II веком н. э.
В историческом плане здание было построено на фундаменте аналогичного финикийского сооружения. Его дизайн, вероятно, был вдохновлён Фаросом — Великим Александрийским маяком. Хотя в средние века он пришёл в негодность, маяк был вновь введён в действие в 1788 году, когда активизировалась коммерческая деятельность с Америкой. Башня была не только отремонтирована, но и дополнена новым этажом.
В настоящее время башня Геркулеса высотой почти пятьдесят пять метров является единственным римским маяком, который всё ещё используется. Это также старейший действующий маяк в мире.
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме. \ Фото: cienciahoy.net.
Пантеон, крупнейший исключительно хорошо сохранившийся памятник римской архитектуры, несомненно, является самым известным сооружением в этом списке. Оригинальный римский памятник, ныне утраченный, был заказан Марком Агриппой, чьё имя всё ещё видно на фризе.
Когда старое здание сгорело, Пантеон был восстановлен императором Адрианом, который придал ему культовую форму. Пантеон вызвал революцию в римской архитектуре, поскольку его массивный круглый купол нарушил традицию прямоугольной планировки, подчеркнув богато украшенный интерьер, а не внешний вид. Купол Пантеона был самым большим в мире до эпохи Возрождения. Кроме того, по сей день он остаётся крупнейшим в мире неармированным бетонным куполом.
Традиционно учёные считали, что Пантеон был построен как храм всех римских богов. Однако более поздние исследования показывают, что вместо традиционного храма это здание было династическим святилищем, связанным с императором Августом и его семьёй. Более поздние императоры продолжали использовать это здание для дальнейшего узаконивания своего права править империей.
Каким бы ни было его первоначальное предназначение, Пантеон стал в первую очередь ассоциироваться с властью императоров и их божественностью. Как и большинство римских архитектурных шедевров, Пантеон пережил постримский период благодаря своему превращению в церковь. За исключением нескольких незначительных изменений, здание сохранило свою первоначальную форму до наших дней. Его уникальный дизайн стал вдохновением для многих подобных зданий, построенных по всему миру.
Аула Палатина
Аула Палатина (Базилика Константина), около 310 г.н.э. \ Фото: de.m.wikivoyage.org.
Аула Палатина, образец позднеримской архитектуры, также известный как базилика Константина, является наиболее хорошо сохранившимся римским дворцовым зданием. Построенная около 310 года н.э., Аула Палатина изначально была неотъемлемой частью гораздо большего дворцового комплекса — резиденции императора Константина Великого во время его пребывания в Трире.
В его первоначальном виде к нему было пристроено несколько небольших зданий, и он мог бы функционировать как императорский зал для аудиенций. Аула Палатина, имеющая шестьдесят семь метров в длину и почти двадцать шесть метров в ширину, является самым большим сохранившимся однокомнатным сооружением древности.
3D-модель Аула Палатина. \ Фото: turbosquid.com.
Яркий пример роскошной римской архитектуры, Аула Палатина имела систему подогрева пола и стен — гипокауст. В то время как остальная часть комплекса не пережила последствий римского владычества, Аула Палатина была перепрофилирована и служила резиденцией епископа Трирского.
Римский памятник сохранял эту функцию до XIX века. В этот период Аула Палатина была возвращена в своё первоначальное состояние, став протестантской церковью в 1856 году. Однако во время Второй мировой войны здание было сильно повреждено в результате воздушного налёта. Внутренняя отделка XIX века никогда не ремонтировалась после войны, оставляя кирпичные стены видимыми изнутри. Сегодня здание напоминает о своей былой имперской славе и продолжает функционировать как христианская базилика.