зачем левша подковал блоху
Анализ произведения, или зачем Левша блоху ковал. стр. 4
1. Анализ произведения, или зачем Левша блоху ковал.
Интересна и многозначна история создания лесковского сказа. 1881 г. печально знаменит убийством народовольцами императора Александра II. После взрыва в царской столовой Лесков писал в газетах «о трусости» общества и призывал всех, кто пугается террористов, поверить в «успех действий власти, поступившей. в руки лица, внушающего всем честным лицам большое доверие и уважение к его способностям». Но, когда 1 марта царя все-таки взорвали, Лесков был в отчаянии.
Легенда о Левше написана в жанре сказа, почему и центральной фигурой в ней является рассказчик. Всю информацию о рассказчике нетрудно собрать уже в первом предложении: возраст его равен возрасту века, если в 1881 г. он вспоминает начало 10-го столетия. Начитан, скорее всего, а еще больше наслышан, так как знает такие слова, как «междоусобные», хотя образованием явно не блещет, соединяя в единое словосочетание «междоусобные» и «разговоры». К императору относится явно иронически. Почему? Да потому, что перед иностранными «чудесами» склонялся и неумеренно восхищался: «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может. Взахался ужасно». Рассказчик явно выходец из народной среды, а сам рассказ построен в виде непритязательной, непреднамеренной беседы в небольшом, задушевном кругу не обязательно друзей, когда при состоянии общей душевной теплоты некуда и не хочется никуда спешить и вспоминаются смешные истории, грустные и смешные, жуткие и веселые. На протяжении всего повествования рассказчик не появляется ни разу, как не представлен он и в самом начале.
Итак, можно сделать вывод о том, что первые главы сказа посвящены проблеме взаимоотношения царской власти с народом. В данном случае народ представлен образами Платова и рассказчика. Как же народ относится к своей верховной власти? По-разному. Как того заслуживают те, кто являет эту власть.
В таком взгляде на Левшу и туляков, а, значит, и на весь русский народ, от лица которого они выступают, сквозит не столько восхищение, сколько сожаление, жалость, сочувствие. Но этот взгляд может появиться только при таком прочтении: «блоху» сломали нечаянно, потому что «в науках не зашлись». Но ведь это только взгляд читателя, взгляд под определенным углом зрения. Лесковская «тайнопись» нам ничего точного, конкретного не говорит. Автор оставляет нам свободу выбора. Из текста следует только то, что туляки «сразу же имели такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да и тогда отдать».
Левша отвергает все, что выходит из круга его представлений. Россия для него не просто родина в традиционно патриотическом представлении. Для него это то место, в которое он врос корнями, это то, что его питает, это его аура, его дом, в котором левша счастлив.
Кроме недоумения по поводу того, как Лесков изобразил народ, улавливается и сомнение по поводу авторства «Левши». Дело в том, что лесковское предисловие поняли буквально, не уловили лесковской коварной манеры, веселой мистификации. С этим Лесков разобрался быстро. Он немедленно пишет известное литературное объяснение, в котором объявляет, что никакой легенды не было в природе, а легенду эту он, Николай Лесков, сочинил в мае прошлого года. Впоследствии Лесков убрал Предисловие как составную часть сказа совсем.
Эту веру разделяет и сам Лесков, бережно воссоздающий в сказе склад народного самосознания. Левша дорог ему не только как герой его собственного произведения, но и как эпический характер, воплощающий собой этический идеал народа. В великом богатстве духовных и творческих возможностей народа, сохраняющего жизнестойкость и человечность, вопреки всем стесняющим его обстоятельствам, Лесков и черпал свою веру в будущее, которою проникнут его сказ о Левше.
1. Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М.: «Знание», 1979.
2. Другов Б. М. Н. С. Лесков. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.