зачем легковушки тормозят перед фурами
Водитель американского капотного тягача с механической коробкой передач объясняет, почему в спорной ситуации следует уступать таким машинам дорогу.
С водителем-дальнобойщиком Романом Мироновым беседовал ведущий канала «АвтоКартель» Александр Сысоев.
Я в кабине тягача International 9200 с дальнобойщиком Романом. Тут целая квартира!
— Не обращайте внимания на бардак: эта машина только что сделала 6500 километров практически без остановок. Загрузка, выгрузка – только такие простои. Была она буквально на краю света, за полярным кругом.
Я слышу странный звук, как будто бы что-то стучит в двигателе. Что это?
— Это jake brake, моторный тормоз. Если в легковых машинах фазы газораспределения меняются таким образом, чтобы увеличивать мощность, то здесь обратный эффект: клапан раньше закрывается и позже открывается. Это делается для того, чтобы тормозить двигателем.
Сколько тут передач?
— 13 передач. И чтобы разогнаться до 20 километров в час нужно пройти 6 передач. И в такие моменты, когда нужно пройти круг или перекресток, приходится постоянно переключаться.
Офигеть. В следующий раз, когда в городе будете ехать рядом с тягачом, пропустите его – подумайте триста раз, как сложно приходится его водителю.
— На самом деле, это очень сложно. Нам, чтобы притормозить на скорости в 20 километров час и снизить её до 5, нужно пройти четыре передачи вниз. Вам тормознуть на легковой машине гораздо проще, к тому же вы потом разгонитесь, потратив совсем немного бензина. А когда грузовик разгоняется, он расходует литр топлива на километр, то есть 100 литров на 100 километров. Поэтому нам пропустить легковые машины очень сложно.
Иногда нам сигналят, а потом жалуются: чего ты не пропустил, неужели ты не слышал? Ребята, из-за работы дизеля здесь ничего не слышно!
Мы бы вас, конечно, пропускали, если бы слышали. Когда мы успеваем услышать сигнал, то всегда стараемся избежать ДТП, пропустить лишний раз даже если водитель легковушки нарушает правила. Бог с ним! Лучше пропустить, чем терять время на оформление ДТП. Но легковой автомобиль не всегда слышно. У нас уровень шума намного выше.
Я из разряда тех, кто о грузоперевозках знает по сериалу «Дальнобойщики». И хочу задать такой вопрос: а почему ты без напарника?
— Я привык, мне так удобнее. Есть разные грузы, и в моем случае для доставки вполне достаточно одного водителя. Но бывают особые грузы, например, цветы или охлажденное мясо с очень маленьким сроком доставки, и их возят экипажи из двух водителей, потому что иначе не уложиться в срок. Работают, что называется, в четыре руки – как пианисты.
Раньше машины обладали меньшей надежностью (те же КамАЗы, МАЗы), и ездили вдвоем еще и затем, чтобы минимизировать простой, ведь некоторые поломки легче устранить с напарником (а с кое-какими в одиночку и вовсе не справиться). Сейчас техника вышла на другой уровень, её ресурс и запас такой, что можно ездить одному, и даже если у тебя что-то сломается, то почти всегда можно найти какое-то временное решение, доехать до выгрузки и только потом поехать в сервис. Настолько сейчас надёжная и совершенная техника, что необходимость во втором водителе отпадает.
А я думал, что всегда дальнобойщики парами ездят!
— Нет, это только те, что в кино – которые ездят и всех спасают. Мы к таким не относимся!
Никогда мы не будем братьями. Почему водителям грузовых и легковых автомобилей трудно дружить 16:46, 13 августа 2019 Версия для печати
Скажем честно: водители легковых машин и фур частенько друг друга недолюбливают. Взаимная неприязнь, как это часто бывает, построена на непонимании. В первую очередь это связано с тем, что управление тягачом сильно отличается от вождения небольшой машинки.
О причинах недопонимания между водителями большегрузных и легковых машин рассказывает Михаил Баландин.
По роду своей деятельности мне приходилось ездить на десятках грузовых машин — от «полуторки» и ЗиС-5 до новых поколений Mercedes Actros и Урал Next. И если в первой четверти века грузовой ГАЗ-АА не сильно-то отличался от легкового фаэтона ГАЗ-А (да у них даже моторы и коробки были одинаковыми), то с течением лет грузовые машины стали удаляться от легковых все сильнее и сильнее. У них появились свои системы, которых нет у легковушек, а значит, и свои особенности в управлении. Кроме того, коррективы вносят вопросы экономического характера. И сегодня вождение грузовика и легкового автомобиля во многом различается. Вот только водители легковых машин об этом частенько не догадываются.
Габариты и обзор
Бывает, что водитель, пересев с Opel Astra на Toyota Camry, долго не может привыкнуть к габаритам новой машины. Мол, непонятно, где у нее начало, а где конец. А вот водитель самосвала разницы между этими машинами не видит вообще. А иногда не видит и сами машины.
Обзор за рулем грузового автомобиля имеет только одно преимущество — высокая посадка позволяет видеть намного дальше. Ну а минусы очевидны. У водителя грузовика в принципе нет салонного зеркала заднего вида, и то, что творится сзади, он не может видеть при всем желании. Кроме того, вокруг его машины есть множество «слепых» зон.
Стандартная ситуация — грузовик «задавил» легковую машину при правом повороте. Водитель легковушки часто искренне не понимает: «Да как так-то? Как это — не видел?». В большинстве случаев все так и есть — то, что происходит в районе переднего правого колеса, как правило, попадает в «слепую» зону.
Помогают дополнительные зеркала. Часть из них позволяет заглянуть в «слепую» зону у правого колеса, другая — разглядеть «мертвое» пространство перед передним бампером.
Ural Next 6×4. Зеркало хорошо видно сверху в окошке пассажирской двери
Не будем сейчас говорить про камеры, которые ставят, например, на Mercedes-Benz Actros пятого поколения. Во-первых, у нас таких машин еще нет, во-вторых, камеры вместо зеркал в России еще долго будут экзотикой.
Есть еще один способ показать водителю грузовика машину, пытающуюся обойти его справа, — сделать низкую линию остекления двери. Так часто поступают на среднетоннажных машинах, на которые лепить по три зеркала обычно не имеет смысла. Например, на этом Fuso Canter видно, как ниспадающая линия остекления уходит в передней части даже ниже приборной панели. А еще это красиво. Правда, если кабина очень высокая (как у того же Урала), то толку от этого мало — там без зеркал не обойтись.
Одним словом, лезть под грузовик не стоит. И психовать на «слепого» водителя допотопного КАМАЗа тоже — он действительно часто не видит, что происходит в непосредственной близости от его машины.
По этой же причине не стоит перебегать дорогу почти перед бампером грузовика — пешехода водитель там не заметит.
Еще одна элементарная вещь, про которую забывают водители легковых машин: в городских условиях тягачу с прицепом для поворота одной полосы не хватает. Когда кабина выезжает на вторую от обочины полосу, многим кажется, что фура пойдет за ней. Но это не так: при повороте она начнет к этой самой обочине прижиматься. И если в этот момент влезть на своей машине между грузовиком и обочиной — будет плохо.
И еще одно важное отличие — в подаче звуковых сигналов, связанных опять-таки с обзором. Водитель легковушки может сигналить от нечего делать или с целью «повозмущаться», и часто на него просто не обращают внимания. А вот звуковой сигнал стоящего грузовика обычно предупреждает, что сейчас он поедет задним ходом. Опытный водитель его обязательно подаст по одной причине: из-за отсутствия салонного зеркала он не видит, что происходит позади автомобиля. И сигналит, чтобы предупредить: мол, валите в сторону, сейчас машина поедет назад.
Конечно, обзор и габариты свои коррективы в особенности вождения грузовика вносят. Но не только они.
Разгон и торможение
То, как разгоняются грузовые и легковые автомобили, — это две абсолютно разные вещи. Прихоти, доступные водителям легковых автомобилей, водителям грузовиков практически запрещены.
Мы все прекрасно знаем, что такое моментальный расход топлива. И многие из нас видели, какие цифры показывает бортовой компьютер при нажатии на педаль газа.
Даже владельцев машин с 1,5-литровым атмосферным мотором не удивят цифры от 20 до 25 л на 100 километров. Хорошо, что они держатся в течение коротеньких секунд разгона…
А теперь представьте машину, которая тащит 20 тонн, с мотором объемом 13 литров. Мало того что моментальный расход там в разы больше (несмотря даже на то, что мотор этот дизельный), так еще и длительность разгона намного больше, чем у легкового автомобиля. И количество топлива, потраченное за это время, существенно влияет на средний расход топлива. Чем больше расход — тем меньше доход. И ни один нормальный водитель фуры не будет ехать в режиме «газ в пол — тормоз». И тому есть еще несколько причин.
Во-первых, само торможение.
Наверное, не все водители легковых машин догадываются, что тормозить педалью тормоза — злейший моветон.
При каждом таком торможении деньги просто улетают в трубу. Ну, на обычном автомобиле и деваться некуда: есть рабочая тормозная система (как раз та самая педаль тормоза) и стояночная. Эффективно тормозить двигателем умеют не все, а на машинах с автоматическими коробками это иногда просто невозможно. У водителя грузовика способов замедляться больше, и педаль рабочей тормозной системы применяется тут намного реже. Так как же тормозит тягач? Не будем сильно ударяться в технику и принцип работы тормозов-замедлителей и для простоты разделим их на три типа: ретардер, моторный тормоз и декомпрессионный тормоз.
Ретардер — это трансмиссионный тормоз-замедлитель. Он работает по принципу гидротрансформатора. Тут есть две турбины на одной оси в общем корпусе. Ротор связан с ведущими элементами трансмиссии, статор — с корпусом. Если ретардер встроен в КПП, то его называют интардер (такую технологию и соответствующий термин придумала компания ZF). Кроме того, ретардеры бывают не только гидродинамическими, но и электродинамическими (тут используются токи Фуко). Есть даже акватардер (ретардер по типу первого, но в качестве рабочей жидкости используется не масло, а охлаждающая жидкость из системы охлаждения мотора) и турборетардер, который использует, например, тот же самый Мерседес на тягачах Actros SLT и Arocs SLT.
Моторный тормоз — самый элементарный замедлитель. По сути — заслонка в выпускном коллекторе, перекрывающая выход отработавших газов, что создает противодавление. Одновременно с этим отключается подача топлива в цилиндры.
Тумблеры моторного тормоза Kenworth Т800 и рычажок управления моторным тормозом на Mercedes-Benz Actros
Декомпрессионный тормоз выпускает воздух из цилиндра сразу после такта сжатия. Мотор при этом работает как компрессор и не тянет машину вперед, а замедляет. Способов реализации такого замедлителя много, и у разных производителей эти замедлители работают по-разному. Но мы обещали в эти дебри не лезть (а жаль — тут можно было бы много интересного рассказать про американские траки и Iveco), поэтому вынесем из этого только одну информацию — водитель тягача тормозит совсем не так, как водитель легковушки. И если он часто пользуется рабочим тормозом, он что-то делает не так.
Головка блока цилиндров дизеля с электронными насос-форсунками и декомпрессионным тормозом
Особенности работы тормозов-замедлителей и вес грузовой машины определяет и основную особенность торможения — все происходит гораздо медленнее, чем на легковом автомобиле. И водитель трака никогда не станет тормозить «в пол» перед светофором. Ему гораздо интереснее рассчитать скорость так, чтобы попасть в зеленый свет. Либо немного сбросить скорость (замедлителем), либо чуть ее прибавить. Иногда он может потихоньку тащиться перед перекрестком, пытаясь попасть на стоп-линию к зеленому свету. И это все не из-за вредности, а из-за особенности управления грузовиком.
Большой брат следит!
Теперь немного философии. Почему бы водителям фур не проявлять чуть больше чуткости к водителям легковых машин и не ездить, как все? Хотя бы потому, что они в основном — наемные работники и… за ними следят.
Уже давно на многие тягачи ставят системы, позволяющие владельцам следить за тем, как работают их водители. У Мерседеса это FleetBoard Eco Support, есть похожие и у Volvo, и у Scania. Эти системы передают владельцу машины множество параметров. Не только данные о том, сделал ли их водитель «плечо» в сторону или не спал ночью, но и информацию о том, как он тормозил, как разгонялся, как пользовался замедлителем и рабочими тормозами, использовал ли он правильно круиз-контроль и другие системы, которые чисто теоретически позволяют машине ездить долго и дешево.
Поэтому в интересах водителя ездить максимально экономично. То есть таким образом, который часто приводит в бешенство водителя легковушки.
В населенном пункте ехать ровно 79 км/ч и выходить на обгон, когда, казалось бы, проще сбросить скорость на 2 км/ч. Выходить на левую полосу для опережения прямо перед носом вашей машины или совершать это опережение несколько минут, не добавляя при этом скорость. То есть делать все так, что вроде и правил не нарушает, но и здорово мешает другим. А куда деваться, если за каждый лишний маневр с перерасходом топлива и за каждое необоснованное торможение с сокращением ресурса колодок работодатель может настучать рублем по шее? Хотя со стороны, конечно, многие маневры действительно выглядят по-хамски.
Реагировать на них агрессивно не нужно. Во-первых, обычно это «не по злобе». Во-вторых, это опасно. Ну, а «учителя» могут за свою дурацкую деятельность вполне заслуженно получить от профессиональных водителей по сусалам: большинство из них объединены крепким товариществом, и несколько фраз на 15-м канале «сибишки» помогут быстро договориться о наказании «учителя».
В защиту обычных автолюбителей скажу одно: люди с загоревшей левой рукой зачастую сильно недооценивают важность безопасности на дорогах. Им-то бояться особо нечего, если их машина весит в 10-15 раз больше соседней…
Не стоит видеть друг в друге врагов. Их на дороге нет. Если кто-то и может справедливо бесить участников дорожного движения, так это «обочечники». Но это другая история. Мы такие не публикуем даже со знаком «18+».
«Езжу по обочине, потому что плачу налоги». Нелюбимые дальнобойщиками нарушители – о своей правоте 18:15, 18 декабря 2020 Версия для печати
Зимой пробок стало больше, а с ними — и объезжающих заторы по обочине. Водители возмущаются и блокируют нарушителям проезд. Обочечники заявляют, что никому не мешают. Кто будет виноват в случае ДТП, и что говорят в ГИБДД?
Сильные снегопады привели не только к заторам на дорогах по всей России, но и к обострению ситуации с обочечниками. Желающих побыстрее объехать пробки и оказаться дома раньше стоящих в потоке водителей становится больше. Реагируют автомобилисты по-разному.
Самый лояльный способ отомстить нарушителям придумал недавно водитель из Сахалина: его видео с комментариями в адрес обочечников быстро стало вирусным. «Кошка рожает, «Мне просто направо», «Мне ребенка забрать из садика», «А еду за ними», «А я автобус, у меня график», «А я не хуже автобуса», «Разметки нет, правила не нарушил» — называл разные причины для такого нарушения автомобилист, который вместе со всеми терпеливо двигался в пробке.
А в Казани автомобилисты недавно сняли видео с нарушителями, которые решили объехать пробку даже не по обочине, а по тротуару.
«Многие водители считают, что пробки в 9 баллов дают им право ездить по тротуару», — подписал видеозапись автор сообщения. Комментаторы возмутились: «В конце пробки они будут лезть в правый ряд. В итоге нормальные люди стоят, а нарушители едут». Однако нашлись и те, кто встал на стороны объезжающих затор таким способом: «Сами не можете так сделать. Но надо людям, которые могут, сделать плохо».
Какие аргументы против обочины
Множеством своих примеров привели автомобилисты в сообществе «Синие ведерки»: они уверены, обочечники — одна из главных причин возникновения пробок.
«Пятница, вечер, пробка. Трасса «Крым», старое Симферопольское шоссе в сторону области. Рядом с Москвой идет ремонт моста. Четыре ряда и пятый, обочина, сходятся в два. В итоге пробка растягивается на полчаса. Хотелось бы понять, зачем и почему вы едете по обочине? Некоторые даже уверяют, что готовы платить штрафы за это», — рассказал о типичной ситуации на трассе один из автомобилистов.
Многие недоумевают: почему дорожные камеры не полностью контролируют проблемные участки трасс?
«На Симферопольке штрафы никто не платит: там камеры стоят только возле моста, когда все уже втиснулись, — рассказал водитель Сергей Жаров. — Хорошо бы те, кто пропускает обочечников, тогда уступали свое место и ехали в конец пробки. Из-за таких добряков водители и едут по обочине, а если бы все их не пропускали, то и они бы вымерли, как класс. А если бы можно было фотографии отправлять в ГИБДД, и таких обочечников штрафовали, я бы первым подписался на такой сервис».
Фото: facebook.com / bluebuckets
«Уважение к окружающим есть не у всех есть, поэтому позволяют себе ехать по обочине. На дорогах пробки, но не все до такой степени наглые», — возмутился другой пользователь.
«Минское шоссе, с утра, прут по обочине третьим потоком. И все равно на светофоре все собираются в две полосы. Тормозят поток, подрезают, лавируют непонятно как», — рассказывает один из жителей Москвы.
«Считают, что им нужно проехать быстрее, чем остальным. Пока их будут пускать в полосу — они будут лезть»,
— недовольна Виктория Стреженцова.
Какие аргументы у обочечников
Сами обочечники себя нарушителями чаще всего не считают и приводят множество аргументов в свою защиту. В их числе невозможность быстро доехать до дачи, уставший в машине ребенок или просто срочные дела.
«Я езжу по обочинам. Потому что в год плачу много налогов. Считаю, что имею право ехать быстро и без пробок. И мне не нравится, когда меня шкурят как липку и еще заставляют в пробках стоять. Чем я хуже пассажира автомобиля с мигалкой? Обычно встраиваюсь только перед грузовиками, когда расстояние от них до впереди едущий метров 50-70. В наглую никогда не лезу», — объяснил свою позицию один членов сообщества «Синие ведерки».
«Я иногда еду по обочине. Вот Ярославка стоит в Москву мертво, а мне нужно в Ивантеевку. Ехать мне от дачи до дома 9 км. И почему я должна стоять в пробке с едущими в Москву? Меня бесит, что они через город Пушкино и Ивантеевку прутся. Думают, что так быстрее будет. И как результат, пробка в городе», — рассказала одна из автомобилисток.
«Я ребенка так вез перед двухчасовой пробкой на реверсивный мост. Он уже кушать хотел, расплакался, я и пошел по обочине. В основном не трогали, кроме «пельменя», который вышел и преградил путь, мол, он тоже с детьми. Здоровье моего ребенка было мне куда приоритетнее штрафа или амбиций. Ушел, а позже еще и догнал», — вспомнил свой случай на Ярославском шоссе другой водитель.
Как блокируют проезд по обочине
Чтобы помешать обочечникам, некоторые водители имеют привычку частично выезжать за разделительную полосу и не пропускать дополнительный ряд.
«Я всегда «держу обочину» вместе с дальнобойщиками. Рация есть, договориться всегда можно»,
— поделился Яков Моисеев.
«Платная Ленинградка в область, вечер пятницы, пробка перед строительством развязки с ЦКАД. Встал на обочину и держал ее. На уширениях просочилось штук пять. Через 2/3 пробки дерготня уменьшилась, и пробка поехала, а все потому что с обочиной три ряда объединялись в два и усугубляли этот затор. Я заблокировал обочину, и два ряда спокойно поехали», — поддержал такой метод Кирилл Кунаков.
«На подъезде к трассе М4 «Дон» держали таких. Один автомобиль зарывал дорогу пяти обочечникам. Там и таксисты, и обычные машины. Но тем, кому очень нужно, объезжали нас слева», — поделился Александр Петросян.
Что говорят в ГИБДД
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КоАП), куда в том числе входит и езда по обочине, стало одним из самых популярных среди автомобилистов в России в 2020 году. За 9 первых месяцев было выписано 2,2 млн постановлений.
Согласно ч.1 ст.12.15 КоАП нарушителям положен штраф в 1500 рублей, который можно оплатить со скидкой 50%.
При этом в ГИБДД объясняют: если автомобилист будет блокировать проезд по обочине, но при этом пересечет для этого линию разметки, он сам будет приравниваться к таким нарушителям. Подобные методы инспекторы ГИБДД в беседе с корреспондентом Autonews.ru применять не рекомендовали.
Что будет, если въехать в обочечника
Аварии с обочечниками часто происходят в момент, когда водители решают съехать направо со скоростных трасс. Посмотрев направо и увидев свободный ряд, автомобилисты спокойно поворачивают на прилегающие дороги, и неожиданно в них влетает спешащий по дополнительной полосе нарушитель.
При этом юристы предупреждают: устоявшейся практики даже среди самих инспекторов ГИБДД не сложилось. Некоторые составляют протоколы на обоих автомобилистов и указывают их обоюдную вину, некоторые — указывают виновниками только обочечников, а были и случаи, когда неудачно повернувших водителей называли единственными виновниками, так как они не убедились в безопасности маневра. В таком случае жертве обочечника придется потратить время на судебные тяжбы, хорошим помощником в которых могут стать записи с регистраторов и показания свидетелей.
Тем не менее по подобным делам уже накопилась судебная практика, где суды все-таки соглашаются с аргументами адвокатов и признают: на обочине водителей не должно быть по умолчанию. Соответственно, обвинять добропорядочного автомобилиста в неосмотрительности несправедливо. Поэтому, например, адвокат Александр Липатников советует предъявлять в судах уже принятые ранее решения по подобным делам.
Дальнобойщик рассказал, почему не стоит встраиваться между фурами и поссорил пользователей сети (видео) 15:21, 27 мая 2021 Версия для печати
Сообщество «Екатеринбург – Серов» опубликовало обращение дальнобойщика к водителям легковушек.
— Хочу обратиться ко всем водителям. Эту дистанцию мы держим для того, чтобы успеть затормозить, а не для того, чтобы вы сюда влезали. Фуре хватает скорости 40 километров в час, чтобы расплющить легковую машину.
Участники сообщества разделились на два лагеря. Первые возмутились призывом дальнобойщика:
— Да иди ты знаешь куда. Держи дистанцию еще больше. Любой имеет право заехать между вами и не тебе решать, для чего эта дистанция, – написал один из комментаторов.
— Вот же умник, за вами ехать невозможно, да еще и колонной едете, сразу не обгонишь, – написал другой пользователь.
Пользователи также отметили, что необходимость держать дистанцию прописана в ПДД специально для того, чтобы обгоняющие машины могли встроиться между двумя ТС (пункт 9.11).
Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Нашлись, конечно, и те, кто поддержал дальнобойщика. Чтобы подтвердить его правоту, один из пользователей привёл ссылку на видеоролик, на котором показаны последствия столкновения фуры с легковушкой на скорости 40 км/ч.
Вывод можно сделать такой: ПДД, безусловно, не запрещают встраиваться между двумя грузовиками, но выполнять такой маневр (как и любой другой обгон) нужно предельно аккуратно.