зачем к иконе прикладываются лбом
Зачем мы целуем крест и иконы?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Зачем мы целуем крест и иконы? К какой части иконы надо прикладываться? Обязательно ли целовать ее или можно просто приложить лоб?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Целуя икону, мы выражаем наше почитание Господа или святых, которые на иконе изображены. То же самое, когда мы целуем крест. Вообще, поцелуй — это древний символ доверия к кому-то. Потому что через поцелуй мы открываем свой внутренний мир, свое сердце.
Целование иконы — это не языческий знак, в чем часто пытаются упрекнуть православных христиан. В этом нет магии, есть лишь выражение благоговения перед тем первообразом, который иконописец написал на доске. Простое сравнение: когда мы достаем фотографию дорогого нам человека и целуем ее, мы, конечно, целуем не фотобумагу с отпечатком. Так же и с церковными святынями.
К иконе можно приложиться и лбом, чтобы освятить свои мысли. Но традиционно мы именно целуем иконы и крест.
По поводу того, к какой части иконы надо прикладываться, есть разные традиции. Если на иконе в полный рост изображен один святой, мы прикладываемся к тем частям, где написаны ноги или руки святого. Если это поясной образ, то мы целуем не лик, а место, где изображена рука или одежда. А если это, к примеру, Нерукотворный образ Спасителя или другой образ, где написан только лик, то прикладываться надо к тому месту, где изображены волосы. На иконе Божией Матери мы целуем плечо, часто там изображена восьмиконечная звезда.
Как и зачем нужно прикладываться к иконам в храме?
То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.
Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.
Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.
В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.
В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.
Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».
Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные – суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство – лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.
И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы – это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.
По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.
Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг – храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника – это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, – это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое – символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.
Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) – ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием – кануне (кануннике).
Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие – всеочищающее и спасающее.
Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.
Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.
Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.
Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме – научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.
Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.
Зачем к иконе прикладываются лбом
Почему верующие целуют иконы, а потом прикладываются к ним лбом?
Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель Казанского храма г. Саратова:
— Иконы почитаются христианами с древних времен, о чем существует множество исторических и святоотеческих свидетельств. На VII Вселенском Соборе была обоснована и подтверждена древняя традиция почитания христианских святынь, которая имеет ветхозаветные корни. Так, Ковчег Завета и Жертвенник всесожжения называются в Ветхом Завете «святыней великой», и говорится, что все, прикасающееся к ним, освятится (Исх. 30, 29).
В вероопределении VII Вселенского Собора говорится о том, что наши уважение и любовь к Богу, Божией Матери, Ангелам, святым внешне проявляются, в том числе, через почитание святых образов: поставление свечей перед ними, воскурение ладана и целование. Само слово «икона» с греческого переводится как «образ». «Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
Прикладываясь к иконе устами, мы просим Господа (по молитвам святого угодника, если на иконе изображен святой) просветить наши чувства, а когда прикладываемся лбом, просим просветить наш ум. Кроме того, целование иконы есть своего рода приветствие изображенному на ней святому, а касание лбом — знак особого уважения к его личности. Возможно, это отголосок древней восточной традиции, когда во время приветствия самому старшему и уважаемому члену семьи было принято не только целовать руку, но и прикладывать ее к своему лбу.
Какого-то строгого правила относительно того, как именно прикладываться к иконе — только целовать ее или еще прикладываться лбом — не существует. Нельзя уподобляться обличаемым в Евангелии фарисеям и составлять строжайшие инструкции по всем нюансам поведения в храме, а тем более — обличать «невежд в законе». Если мы не прикоснемся к образу лбом, то никакого нарушения не совершим. А во время летней жары, когда лоб мокрый от пота, лучше, наверное, намеренно воздержаться от прикосновения им к иконе — так мы не принесем смущения нашим ближним, которые тоже захотят ее поцеловать.
Можно ли на службе подпевать хору?
Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:
— В древний период в христианских храмах тексты молитв исполняли все пришедшие на богослужение. С течением времени в церквях появляются хоры, а прихожане внимают пению и чтению «про себя». Лишь некоторые известные песнопения традиционно исполняются всем приходом. К таким песнопениям на всенощном бдении можно отнести следующие: тропарь на литии (по большим праздникам), «Богородице Дево, радуйся», «Воскресение Христово видевше» (по воскресным дням). Иногда прихожане подпевают песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». На Литургии весь храм поет «Символ веры» и молитву «Отче наш». Порой в храме по сложившейся местной традиции исполняются вместе с прихожанами и некоторые другие песнопения — например, 50‑й псалом. В своем желании подпеть хору человеку лучше ориентироваться на эту традицию, не пытаясь петь другие произведения, даже если они знакомы, так как это может помешать и молящимся, и певчим. Если же есть желание петь на службе больше, стоит обратиться в любительский церковный хор — занятия церковным пением для прихожан организованы при многих храмах.
Можно ли во время службы, если чувствуешь в себе такую потребность, постоять на коленях?
Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:
— Христианское богослужение очень символично. Оно отражает в себе те основные свойства, которыми обладает Церковь: единство, соборность и прочие. Каждый год Церковь в определенном порядке совершает богослужения, посвященные воспоминанию основных событий, имеющих непреходящее значение в деле домостроительства нашего спасения. В связи с этим весь богослужебный год можно разделить на периоды, каждый из которых имеет свойственный только ему богословский смысл. Это отражено и в церковном уставе, в котором, в частности, есть разграничение: когда можно вставать на колени, а когда этого делать не стоит. Например, в период Великого поста совершается много коленопреклонений, а в период от Пасхи до Троицы, воскресные дни и двунадесятые праздники они отменяются совсем. Как писал святитель Афанасий (Сахаров), «коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: “Авва, Отче!”».
Церковь ни в коем случае не пытается стереть границы личности и сделать из всех молящихся одноликую серую массу. И запретить встать на колени в храме никто человеку не может. Но христианин, молящийся соборно, то есть за общим богослужением, должен понимать, что он является членом Церкви, которая в данный момент вспоминает конкретные события, и что в богослужении, на котором он присутствует, есть определенный духовный настрой. И важно не быть в стороне от этого, не ставить свои личные чувствования выше всего, что происходит вокруг, не обособляться от общего ликования или, напротив, скорбного и покаянного чувства. Помолиться на коленях в храме можно и тогда, когда это не предполагается уставом, но лучше сделать это во внебогослужебное время.
Как правильно обращаться к незнакомым мужчинам и женщинам в храме?
Отвечает священник Сергий Протасов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Петровска:
— В православной среде употребляются сердечные обращения: «сестра» — к девушкам, «матушка» — к замужним женщинам. К юноше, молодому мужчине можно обратиться со словом «брат», к более старшим по возрасту — «отец», в знак особого уважения. При этом совершенно неправильным является фамильярное «папаша».
В принципе можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «господин», «госпожа» — оно тоже выражает уважение и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку он несет в себе образ Господа. Но надо учитывать, что в наши дни это обращение уже не столь естественно для людей и более официально, чем перечисленные выше.
К священнику обращаются только со словом «отец» в сочетании с именем, либо «отче», «батюшка» без имени. При этом часто употребляемое нецерковными людьми обращение «святой отец» в Православии не принято.
В храме не приняты обращения «женщина», «гражданин» или «гражданка». Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или просто «эй!». Лучше уж просто обратиться к человеку: «Простите, пожалуйста…», никак не называя его, чем демонстрировать такое бескультурье.
Правда ли, что на Литургии после «Верую» вплоть до «Отче наш» нельзя выходить из храма. Почему?
Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова:
— Выходить из храма вообще не положено до конца богослужения. Конечно, в жизни бывают различные обстоятельства, и иногда всё же приходится уйти со службы раньше времени, но это должно быть исключением из правил, а не обычным делом. На Литургии после «Символа веры» начинается Евхаристический канон — самая главная ее часть, на которой предложенные Честные Дары (Хлеб и Вино) силой и действием Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому во время Евхаристического канона верующие стараются молиться в полной тишине и благоговении. И в этот период лучше не только не выходить из храма, но и не перемещаться по нему. Ну а после возгласа священника: «Святая святым», если человек не причащается и имеет крайнюю необходимость, он может, не создавая шума, выйти.
Когда нужно креститься на службе?
Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:
Христианин творит крестное знамение при входе в храм и при выходе из храма, перед тем как приложиться к иконам и святыням. На богослужении крестное знамение совершается на каждом прошении, произносимом диаконом или священником на ектениях, и на возгласах священника. Совершением крестного знамения за богослужением христианин являет свое единство с общей церковной молитвой.
Как быть, если на службе рядом ктото шепчется, и это отвлекает от молитвы?
Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное:
— Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, многое зависит от степени знакомства с человеком, который нас отвлекает. Человеку хорошо знакомому мы можем сказать: «Дорогой, не отвлекай меня, пожалуйста, от службы». Прочим, думаю, не следует делать замечаний. Чтобы не раздражаться, стоит напомнить себе, что многие люди только воцерковляются и совершают что-то по незнанию. И мы сами тоже когда-то были на их месте.
Меньше всего внешние рассеивающие факторы действуют на людей, которые находятся в первых рядах молящихся. В наших храмах место у солеи практически всегда пустует. Исключением являются лишь великие праздники. Встаньте впереди — и будете видеть только службу и слышать ее. И никто вас не будет отвлекать.
Можно ли при встрече со священником не целовать ему руку, а просто поздороваться?
Отвечает священник Дионисий Елистратов, настоятель Петропавловского храма г. Аткарска:
— Да, можно. Но стоит понимать, что священник не от себя дает благословение, а от Бога, поэтому выражение нашей благодарности в виде поцелуя руки относится не к батюшке, а к Самому Богу.
Святитель Николай Сербский приводит такой пример: один из известных сербских князей пришел в храм. Там служил молодой батюшка. Этот князь был благочестивым человеком и, когда он приложился ко кресту, хотел поцеловать и руку пастыря. Молодой священник смутился и не дал ему этого сделать. Тогда князь сказал: «Я почитаю и целую не твою руку, а твой сан, который древнее и тебя, и меня. Поэтому дай руку, я ее поцелую, и мы так с тобой исполним всякую правду».
Газета «Православная вера» № 10 (630)
Храм Михаила Архангела, села Столыпино
Официальный приходский сайт
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ
Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.
Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.
Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.
Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.
Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.
В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.
В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.
На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.
Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.
Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.
Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.
Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.
Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).
Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».
Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».
Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.
Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.
Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.
Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.
Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.
О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»