зачем фотографировали мертвых людей в 19 веке как живых
Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей
Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.
Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Зачем в XIX веке фотографировали мертвецов, как живых
В январе в кинотеатрах России стартует фильм ужасов « Невеста » об одной необычной семье. Начинается все с того, что после свадьбы молодая женщина уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в маленьком, почти заброшенном городке. Скоро она начинает сожалеть о своей просьбе. Семья Вани хочет провести таинственный свадебный обряд по своим традициям, и Настю начинают пугать страшные сны и непонятные предчувствия. Попытка понять что происходит, приводит девушку к странной находке — шкатулке с фотографиями мертвых людей. Мы решили немного рассказать о реальных истоках этих снимков.
Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай — фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях.
Смерть вполне себе была таким случаем: близким хотелось сохранить память о покойнике. Мало того, фотографы шли на самые разные ухищрения, чтобы казалось, будто на фотографии живой человек. Вот и появлялись на свет снимки, изображавшие якобы уснувшего человека или задумавшегося, а на деле уже мертвого. Очень много было таких фотографий с детьми, поскольку детская смертность была очень велика, а при жизни снять ребенка на дагерротип трудно — нужно слишком долго сидеть неподвижно.
Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в первой половине XX века.
Мертвым придавали непринужденные позы
imgur.com
Пририсовывали глаза, словно они на самом деле открыты
imgur.com
Укладывали так, словно ребенок прилег поспать
imgur.com
Кажется, что девушка о чем-то задумалась
imgur.com
Были и очень сложные случаи, как с этой девушкой, которую переехал поезд и целой осталась только верхняя половина
imgur.com
Покойников фотографировали с их любимыми вещами
imgur.com
или домашними любимцами
imgur.com
Для создания иллюзии были специальные приспособления, помогающие придать нужную позу
imgur.com
И иногда на таких старинных фотографиях мертвого можно отличить
imgur.com
только по недостаточно хорошо замаскированным кронштейнам imgur.com
А чаще всего человек, не подозревающий ничего, решит, что это изображение живого человека. Только поразится, почему от него трудно оторвать взгляд
imgur.com
Зачем фотографировали мертвых людей в 19 веке как живых
В истории насчитывается множество безумных эпох и событий, которые современного человека повергают в ужас, шокируют, и вызывают откровенное недоумение. Одним из таких безумных исторических фактов являлась мода фотографировать умерших близких, которая приобрела массовую популярность в высшем обществе и в среднем классе. Если Вы желаете узнать, в чем заключался смысл фотографирования мертвого человека, и что делали со снимками позже – завесу тайны приоткроет для Вас ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.
Зачем фотографировали мертвых в 19 веке?
Существует множество причин и версий, откуда возникла мода фотографировать мертвых родственников. И начать, пожалуй, стоит с «культа смерти», который возник в 1861 году, со смертью принца Альберта. Его жена, королева Виктория до конца своих дней носила траур по мужу, и облачалась только в черные наряды. Традицию носить длительный траур переняли все вдовы, но положенный срок носить черные наряды составлял 4 года.
Традиция делать фото умерших людей возникла после изобретения дагерротипа, являвшимся единственным на тот момент прибором, позволяющим запечатлеть образ почившего близкого человека. До изобретения прибора запечатлеть лицо покойного могли себе позволить только состоятельные люди, которые для этих целей нанимали художников. Родственникам покойного было важно запечатлеть умершего в кругу семьи, с домашними питомцами или любимыми предметами.
Чтобы понять, в чем причина такой популярность фотографировать мертвых, стоит разобраться с ключевым моментом. В 19 веке люди проще относились к факту смерти, так как она постоянно была рядом. Целые семьи погибали от эпидемий, смертность новорожденных детей в Европе была колоссальна. Практики лечить больных в лечебницах не существовало, и родственники были вынуждены спать в одной комнате с умирающими от различных болезней. К похоронам готовились быстро, дома, самостоятельно, и без излишеств.
С появлением дагерротипа, у родственников появилась единственная возможность сделать фото с умершим человеком, и карточку хранили, как дорогую память. Ничего ужасного и кощунственного в этом действии не усматривалось, и действо приобрело массовый характер. Стоит отметить, что фотографирование умерших было достаточно прибыльным делом, и на тот период один кадр стоит 7 долларов, что в наше время составляет приблизительно 200 долларов. Но что ни сделаешь ради памяти покойного, и многие готовы были расстаться с последней рубахой ради единственного снимка.
Жанры фотографирования с покойником
Посмертный стиль фотографирования имел несколько разновидностей. В большинстве случаев, тело покойного располагали в позе спящего человека, чтобы создать иллюзию естественного сна. Ранние кадры демонстрируют фигуры в полный рост или портреты умерших в сидячем положении. В гробу фото практически не делалось.
Полностью традиция фотографировать умерших родственников искоренилась в 20 веке. В современном мире применяется только криминальная съемка с места событий, в частной жизни, люди редко делают фото родственников в гробу, и только по личной инициативе.
Как проходил процесс фотографирования
В связи с повышенной детской смертностью в 19 веке, малышей родители фотографировали особо рьяно, и в различных позах. Малышей укладывали в кроватку в позу спящего, сажали на диван или за стол, вкладывали в руки игрушки или книги, расставляли вокруг игрушки. Фотографировали умершего малыша в одиночестве, в окружении братьев и сестер, с родителями и родственниками.
Фотографы, дабы подчеркнуть трагизм ситуации, вкладывали в руку ребенка надломленный цветок, или разворачивали цветок бутоном вниз. Часто в кадрах можно увидеть цветок ипомею, которая имеет свойство расцветать и увядать за сутки. Таким образом показывали скоротечность жизни покойного. Также на многих фото можно увидеть часы, которые акцентируют внимание зрителя на времени и на том, что оно неумолимо проходит.
Местом проведения съемок выбирали дом, где умер человек или ателье. Взрослых умерших людей часто располагали в сидячем положении. Покойных наряжали в самые красивые наряды, вокруг пространство украшали цветами, рядом могли присутствовать домашние животные. Глаза покойным открывали, или просто рисовали на закрытом веке радужную оболочку. Четкость фото 19 века оставляет желать лучшего, к тому же, из-за яркой вспышки, светлые глаза обесцвечивались, и выглядели пугающе. Для придания румянца и свежести на лице, щеки, умерших красили розовой краской.
Развитие индустрии фотографирования умерших
Индустрия фотографирования имела стремительное развитие. Специалисты облегчали себе работу тем, что придумывали различные приспособления для фиксации тел в определенной позе. На многих кадрах поздней эпохи трудно распознать, где живой человек, а где умерший. Выдать умершего могли только плохо замаскированные кронштейны. Благодаря таким изобретениям, умершие на фото «оживали», они пили кофе, читали книги и газеты, позировали на кушетке, расслаблено стояли, облокотившись о перила лестницы.
Особенно готовились к дню фотографирования с мертвым в деревнях. Этот день был важным событием, и все жители селения наряжались в лучшие одежды, приходили к дому покойного, чтобы сфотографироваться с умершим.
На более поздних фото умерших снимали в гробу, в окружении родственников и гостей. Данная традиция сохранилась до сих пор в Восточной Европе и Латинской Америке.
Дальнейшая история фотографий с умершими
Первые фото с умершими родственниками использовались, как сувенир. Ими украшали дома, миниатюры вставляли в медальоны, вместе с лоскутком волос, дарили родственникам и друзьям. Со временем, когда традиция получила массовое распространение, возникли коллекционеры. Собирающие фото покойников для своих альбомов. Одним из самых богатых архивов принадлежал Бернсу, и насчитывал более 4 000 снимков.
Позднее, во многих крупных городах начали устраивать выставки с фотографиями умерших, которые пользовались огромной популярностью у любопытной публики. Выставки включали не только фото из семейных архивов, но и различные сцены насильственных смертей, военных действий, жутких казней.
Стоит заметить, что христианская церковь не видит ничего плохого в хранении снимка усопшего, а также в выставлении его на всеобщее обозрение. В современном мире отсутствует культ фотографирования мертвых родственников, а снимать похороны не прилично, да и не к чему это. Такие фотографии пугают, вызывают негативные эмоции, и хранить их в доме решаться далеко не все. В памяти живых, умершие должны оставаться такими, какими они были при жизни, а освежить память можно с помощью настоящих фото с запечатленными живыми людьми.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Post-mortem: зачем в XIX веке фотографировали умерших
Появление изображений умерших людей было связано с изобретением дагерротипа. Его на рубеже XVIII—XIX веков изобрел француз Жозеф Ньепс, а затем и Луи Дагер. Получение изображения происходило с помощью медной пластины, покрытой йодистым серебром, которое реагировало со светом. Изображение проявляли парами ртути и закрепляли тиосульфатом натрия.
Фотографировать мертвых – удобно
Чтобы создать четкую картинку, нужно было чтобы объект сидел неподвижно от 15 до 30 минут. Метод был не из дешевых, но значительно дешевле, чем заказать портрет живописцу, и этот способ портретной съемки быстро распространился по Европе.
Вскоре и в Англии, и в Европе появился обычай делать портреты умерших людей. Изображение получалось качественным, ведь мертвые не двигались, а открытые глаза для придания «жизненности» мазали маслом. Обычай просуществовал в Европе вплоть до XX века.
Как пишет в статье «Пост мортем – мрачная черта Викторианской эпохи», сотрудник Эрмитажа Ольга Валерьевна Голубева, в Европе посмертная фотография быстро стала прибыльным бизнесом. Фотографы приезжали на дом или делали снимки в салоне. На ранних снимках мертвых фотографировали в полный рост и делали портретный снимок.
Взрослых часто фотографировали в гробу в окружении родных и близких, а покойным детям старались придать вид живых. Часто на фотографии мать держала умершее дитя на коленях, иногда в руки ребенку давали игрушку, «оживляя его», но чаще – фотографировали в гробике, украшенном кружевами и цветами. Взрослых покойников фотографировали стоя или сидя, используя специальные стойки для поддержания тела.
Иногда фотограф снимал покойного в окружении родных так, что его невозможно было отличить от них: покойника выдавал лишь цветок в руке, обращенный бутоном вниз, или темный цвет кожи на руках.
От пост-мортем – к репортажной съемке
Вели подобные репортажные съемки и английские, и французские фотографы во время Крымской войны.
Сибирский пост-мортем
Но в Сибири, благодаря немецким переселенцам, обычай пост-мортем был распространен до 1990-х годов. У немцев была своя особенность фотографий пост-мортем – они наряжали детей и незамужних и неженатых молодых людей невестами и женихами. Этот обряд получил название Totenhochzeit, что буквально значило «свадьба покойников», – об этом пишет в статье «Обычай венчания покойников в Сибири» этнограф Татьяна Борисовна Смирнова. Делалось это из убеждения, что человек при жизни должен обязательно вступить в брак. Девочек одевали в белое платье, а на голову одевали венок. Если малышке было всего несколько месяцев, венок одевали на чепчик. Юношей, мальчиков и холостяков наряжали в костюм, на лацкан которого прикалывали «штраус» – букет жениха.
Пост-мортем в СССР
Фотографии покойников и похорон распространились в России после революции, когда при большевиках возник культ погибших героев.
Вплоть до 1980-х годов на похоронах обязательно присутствовал фотограф, который запечатлевал родных и близких у гроба покойника. Были даже свои «каноны»: фотографировать следовало гроб с телом, лицо покойника крупным планом, родственников у гроба. Любопытно, что во время движения процессии снимков почти не делали – фотографировали прощание дома, вынос тела у крыльца и похороны на кладбище. Последними снимками часто бывали изображения готовой могилы со свежей пирамидкой.
Зачем это все?
Вторая цель подобных снимков – это передача информации о предках потомкам, которую теперь можно было передать не только устно и письменно, но и с помощью дагерротипов или фотографий.
Третьей целью фотографий пост-мортем этнографы называют документирование: посмертная фотография была документом, свидетельством и доказательством того, что человек жил.
Фотография похорон делались еще и с целью «запомнить, кто приехал», то есть становилась документом существования большой семьи, рода, объединенного одним, пусть и горестным, событием.
Таким образом, большинство фотографий пост-мортем становилось документальным свидетельством истории семьи.
Пост-мортем: почему в 19 веке было принято фотографировать умерших
Культ смерти возник в Англии в эпоху королевы Виктории. После смерти супруга она надела траурное платье и больше его не снимала, что породило моду на вдовьи наряды. Отношение к смерти в викторианской Англии было другим: дети умирали от болезней, взрослых убивали на войне, священники говорили о смерти на проповедях, образы смерти сопровождали людей везде. Люди жили с ней бок о бок, и она была привычным событием в жизни каждой семьи.
Фотографировать мертвых – удобно
Появление изображений умерших людей было связано с изобретением дагерротипа. Его на рубеже XVIII—XIX веков изобрел француз Жозеф Ньепс, а затем и Луи Дагер. Получение изображения происходило с помощью медной пластины, покрытой йодистым серебром, которое реагировало со светом. Изображение проявляли парами ртути и закрепляли тиосульфатом натрия. Чтобы создать четкую картинку, нужно было чтобы объект сидел неподвижно от 15 до 30 минут. Метод был не из дешевых, но значительно дешевле, чем заказать портрет живописцу, и этот способ портретной съемки быстро распространился по Европе.
Вскоре и в Англии, и в Европе появился обычай делать портреты умерших людей. Изображение получалось качественным, ведь мертвые не двигались, а открытые глаза для придания «жизненности» мазали маслом. Обычай просуществовал в Европе вплоть до XX века.
Как пишет в статье «Пост мортем – мрачная черта Викторианской эпохи», сотрудник Эрмитажа Ольга Валерьевна Голубева, в Европе посмертная фотография быстро стала прибыльным бизнесом. Фотографы приезжали на дом или делали снимки в салоне. На ранних снимках мертвых фотографировали в полный рост и делали портретный снимок.
Взрослых часто фотографировали в гробу в окружении родных и близких, а покойным детям старались придать вид живых. Часто на фотографии мать держала умершее дитя на коленях, иногда в руки ребенку давали игрушку, «оживляя его», но чаще – фотографировали в гробике, украшенном кружевами и цветами. Взрослых покойников фотографировали стоя или сидя, используя специальные стойки для поддержания тела.
Иногда фотограф снимал покойного в окружении родных так, что его невозможно было отличить от них: покойника выдавал лишь цветок в руке, обращенный бутоном вниз, или темный цвет кожи на руках.
От пост-мортем – к репортажной съемке
Вели подобные репортажные съемки и английские, и французские фотографы во время Крымской войны.
Сибирский пост-мортем
Но в Сибири, благодаря немецким переселенцам, обычай пост-мортем был распространен до 1990-х годов. У немцев была своя особенность фотографий пост-мортем – они наряжали детей и незамужних и неженатых молодых людей невестами и женихами. Этот обряд получил название Totenhochzeit, что буквально значило «свадьба покойников», – об этом пишет в статье «Обычай венчания покойников в Сибири» этнограф Татьяна Борисовна Смирнова. Делалось это из убеждения, что человек при жизни должен обязательно вступить в брак. Девочек одевали в белое платье, а на голову одевали венок. Если малышке было всего несколько месяцев, венок одевали на чепчик. Юношей, мальчиков и холостяков наряжали в костюм, на лацкан которого прикалывали «штраус» – букет жениха.
Пост-мортем в СССР
Фотографии покойников и похорон распространились в России после революции, когда при большевиках возник культ погибших героев.
Вплоть до 1980-х годов на похоронах обязательно присутствовал фотограф, который запечатлевал родных и близких у гроба покойника. Были даже свои «каноны»: фотографировать следовало гроб с телом, лицо покойника крупным планом, родственников у гроба. Любопытно, что во время движения процессии снимков почти не делали – фотографировали прощание дома, вынос тела у крыльца и похороны на кладбище. Последними снимками часто бывали изображения готовой могилы со свежей пирамидкой.
Зачем это все?
Вторая цель подобных снимков – это передача информации о предках потомкам, которую теперь можно было передать не только устно и письменно, но и с помощью дагерротипов или фотографий.
Третьей целью фотографий пост-мортем этнографы называют документирование: посмертная фотография была документом, свидетельством и доказательством того, что человек жил.
Фотография похорон делались еще и с целью «запомнить, кто приехал», то есть становилась документом существования большой семьи, рода, объединенного одним, пусть и горестным, событием.
Таким образом, большинство фотографий пост-мортем становилось документальным свидетельством истории семьи.