зачем фотографировали похороны в советское время

Зачем русские фотографировали похороны

зачем фотографировали похороны в советское время. boytsova00. зачем фотографировали похороны в советское время фото. зачем фотографировали похороны в советское время-boytsova00. картинка зачем фотографировали похороны в советское время. картинка boytsova00.

Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.

С чем же было связано возникновение подобной традиции?

Происхождение традиции

Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.

Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.

В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.

Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.

Особенности фотографирования мертвых в России

Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.

К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.

Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.

Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.

Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.

При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.

Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.

Зачем это делали

Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».

В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.

Хранили, а теперь выбрасывают

В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.

При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.

Источник

Похоронные фотографии: почему они были так популярны в СССР

Происхождение традиции

Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции, который часто начинались именно с фотографий похорон.

Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше — например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.

В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других. Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.

Особенности фотографирования мертвых в России

Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на 1970—80-е, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.

К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.

Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.

Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя, стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.

Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например, не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.

При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего. Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.

Зачем это делали

Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по-разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно». В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.

Хранили, а теперь выбрасывают

В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристианского общества, страшащегося смерти.

При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.

Источник

Почему русские фотографировали похороны?

зачем фотографировали похороны в советское время. %D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8 %D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B. зачем фотографировали похороны в советское время фото. зачем фотографировали похороны в советское время-%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8 %D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B. картинка зачем фотографировали похороны в советское время. картинка %D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8 %D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B.

Обычай фотографировать похороны появился во времена СССР. Просуществовал он недолго, и был забыт в конце прошлого столетия. Хотя, в некоторых местах продолжают фотографировать похоронный процесс и самих покойников. Все это, конечно же, очень неприятно, и уж совершенно непонятно, как могла в цивилизованном мире возникнуть столь жуткая традиция.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного окунуться в историю. Во времена Гражданской войны было принято размещать фотографии погибших героев на страницах газет и журналов, а также комплектовать ними фотоальбомы, рассказывающие об истории революционного движения в России. Как правило, такие альбомы начинались с фотографий похоронных процессов погибших революционеров. Хотя, по мнению историков, традиция снимать похоронную процессию может иметь прямое отношение к похоронам Петра Великого, и его посмертному портрету. Да, это не была фотография, но именно этот портрет дал начало традиции, вешать на стены фотографии умерших императоров, а затем и видных политических деятелей.

Представители старшего поколения наверняка помнят, как в кинотеатрах, перед основным кинофильмом, показывали документальные ленты похорон различных знаменитостей, таких, как: Столыпин, Ключевский, Куиджи и целый ряд других. В конечном итоге это вошло в традицию и стало обыденным делом.

Наибольшее распространения эта традиция получает в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия, как раз в то время, когда была изобретена полуавтоматическая фотокамера. Без фотографирования не обходились ни одни похороны, а фотографии умерших родственников стали неотъемлемой частью семейных альбомов.

Хотя, если честно, то мертвых людей фотографировали и в Европе. При этом делали это весьма оригинально, пытаясь наряжать их в красочные наряды. При этом мертвого человека пытались усадить в оригинальную позу, да еще и глаза ему открывали. Ничего этого в царской России не было. Тут просто фотографировали сам похоронный процесс, да лежащего в гробу человека. Искажать реальность здесь считалось аморальным. Глумиться над телом покойного русские люди себе никогда не позволяли.

В России было принято фотографировать сами похороны, снимать крупным планом лицо покойного, а также делать фотографию стоящих у гроба родственников. Снимки делались как дома, так и на кладбище у могилы покойного, украшенной поминальными венками и цветами. Согласно существовавшей традиции, такие фотографии должны были быть нейтральными. То есть, на них не должно было быть слез и страданий родственников. Поэтому момент прощания с покойным никогда не снимался. Что касается священнослужителей, то к фотосъемке похоронной процессии они относились весьма спокойно, не считая это нарушением церковных канонов.

Теперь давайте разберемся со смыслом таких фотографий. Во-первых, это была память об усопшем. Во-вторых, такие фотографии могли подчеркнуть значимость умершего человека для общества. В-третьих, это делали просто ради соблюдения традиции. Ведь фотографируют же рождение ребенка и его крещение, так почему же нельзя фотографировать момент перехода человека в мир иной? Ведь фотографии позволяют сохранить память об ушедшем от нас человеке для потомков.

Источник

Фото похорон в семейных альбомах

Традиция фотографировать похороны и хранить эти фото в семейных альбомах существовала в России вплоть до 1990-х годов, а потом резко исчезла. Зачем люди стремились запечатлеть на пленку такое трагичное событие? И почему сейчас от этих фотографий стараются избавиться?

Сама по себе традиция фотосъемки умерших не уникальна именно для России, она существовала и на Западе. Но подход к изображению смерти на фото в нашей стране кардинально отличался.

В Европе существовал такой широко известный феномен, как post mortem фото, когда умерших людей фотографировали, словно живых. Им придавали определенные позы, чтобы они выглядели естественно. Часто вместе с ними фотографировались и живые родственники. Выглядят такие снимки откровенно инфернально.

В России подобные художественные вольности не допускались. Фотограф снимал именно похороны: родственников на фоне гроба и могилы, поминальное застолье и другие моменты.

Позже эти фото распечатывали и помещали в семейные альбомы рядом с фотографиями свадеб, дней рождения, выпускных и т.д. И, что интересно, их пересматривали во время семейных застолий, сопровождая просмотр рассказом о том, как проходила церемония прощания.

Возникает вопрос: зачем? Зачем людям было нужно хранить эти страшные фото и смотреть на них? Современному человеку это понять сложно. И все-таки причина хранить память о похоронах была.

Зачем фотографировать умерших и похороны?

В Европе снимки post mortem делали по весьма банальной причине. В те годы фотография была дорогой. Иногда за всю жизнь человек фотографировался один-два раза. А часто люди умирали молодыми — в юношестве или даже детстве, и ни одной прижизненной фотографии у родных не было. Поэтому их снимали после смерти, стараясь придать вид живых. Так у родителей оставался на память хотя бы посмертный снимок.

Это была первая причина, по которой в семейных альбомах появились фото с похорон. Но не единственная. Фотографии также служили объединяющим звеном. До революции люди жили в тесной связи с родовой общиной. Население не было мобильным, и, как правило, на деревенских погостах были похоронены множество поколений одной семьи. После 1917 года основа общества — род — начала распадаться. Если кто-то умирал, зачастую уже не было возможности собрать всю семью на похороны. Но благодаря фотографиям живущие далеко родственники могли заочно поприсутствовать на церемонии.

Именно поэтому эти жуткие снимки было принято смотреть во время крупных застолий. Те, кто присутствовал на похоронах, рассказывали тем, кто не был, как все прошло. Родственникам было важно убедиться, что «похоронили хорошо», все ритуалы были соблюдены, и усопший может покоиться с миром.

Как фотографировали похороны в России?

В России, как и в Европе, существовали свои каноны посмертных фотографий. И все фотографы, снимавшие похороны, придерживались их.

В первую очередь, следовало сфотографировать лицо умершего крупным планом. Дальше следовали не менее важные фото с родственниками у гроба. Причем здесь тоже были определенные правила, которые менялись со временем. В 1920-30-е годы родственники позировали и смотрели в объектив. На более поздних снимках было принято смотреть не в камеру, а на умершего — таким образом живые как бы отдавали ему последнюю дань уважения.

Также нужно было делать фото по дороге на кладбище, на погосте и у могилы. Могилу снимали отдельно. На таких снимках часто можно увидеть запечатленные крупным планом цветы и памятник. И, наконец, требовалось заснять поминки, чтобы на фото присутствовали все, кто был на поминальной трапезе.

Но некоторые вещи нельзя было снимать. Не фотографировали плачущих родственников. Вообще любое проявление горя должно было остаться за кадром. Также не снимали момент, когда после отпевания присутствующие прикладывались к венчику.

Антропологи замечают, что «похоронные» фотографы невольно следовали традициям иконописи. Гроб снимали сбоку, а присутствующие смотрели на умершего спокойно и серьезно без скорби и боли. Похожим образом написаны иконы «Положение Христа во гроб» и «Успение Богоматери».

Почему сейчас похоронные фото считают «нехорошими»?

Таким образом, вплоть до конца XX века фото похорон были обычным делом. И никто не видел в них ничего страшного.

Традиция резко исчезла в 1980-90-е годы. Люди не просто перестали фотографировать прощальные церемонии, но и начали избавляться от старых похоронных фото в семейных архивах. Некоторые убирали их в отдельные конверты, а другие — просто выбрасывали или даже сжигали. С чем это связано?

В первую очередь, конечно, с тем, что к тому времени уже умерли последние хранители традиций рода, существовавших до революции. Общество просто забыло, с какой целью делали такие фотографии. Кроме того, именно в эти годы россияне тесно познакомились с различными эзотерическими течениями, понятием ауры и энергетики. Десятки экстрасенсов начали вещать о том, что такие снимки «отмечены смертью», что, соприкасаясь с фотографиями живых, они навлекут беды и т.д. Под влиянием этой антипропаганды, люди стали избавляться от «нехороших» снимков.

И сейчас всем уже кажется естественным, что нельзя хранить дома подобные фото. Хотя еще 50-60 лет назад никто даже не думал об этом.

Сегодня некоторые ритуальные агентства предлагают такую услугу, как фотосъемка похорон, но она не пользуется особым спросом. Более того, даже онлайн-трансляции прощальных церемоний, получившие распространение в эпоху пандемии коронавируса, вызывают у людей негатив.

Несколько лет назад появилась информация, что в Европе предпринимались попытки возродить культуру post mortem. Однако они не увенчались успехом. Фотография сейчас утратила ритуальное значение, она стала слишком доступной, превратилась в развлечение и уже не рассказывает историю семьи. Поэтому традиция фотографировать похороны навсегда осталась в прошлом.

Источник

Можно ли фотографировать похороны

Если люди не понимают суть вещей или событий, то они обрастают суевериями, призванными устрашать простых обывателей. Разумеется, большим количеством предубеждений обросли и любые обряды, связанные с похоронным делом, в том числе фото и видеосъемка прощания с усопшим.

Ритуальные агенты все чаще предлагают профессиональные услуги фотосъемки похорон. Но не каждый понимает, что потом делать с отснятым материалом и можно ли его хранить дома. Прежде, чем принимать однозначное решение, нужно разобраться в истоках бытующих «страшилок», а также реальных последствиях подобных действий.

Можно ли хранить фотографии с похорон

Покажется странным, но фотографирование умерших – это не новомодная блажь, а необходимость, которую практиковали наши предки еще в XIX столетии. С изобретением фотографии у людей появилась возможность сохранить память не только о делах и поступках умершего, но также передать потомкам представление о внешности умершего родственника. Но первые фотографические аппараты были крайне сложными. Один снимок приходилось ждать неделями, а стоимость такого удовольствия была по карману только зажиточным семьям, да и те оттягивали до последнего. Это привело к появлению нового направления в фотографическом искусстве, называемого post mortem (после смерти). Так семья старалась в последний момент запечатлеть ушедшего из жизни.

Это были первые фотографии с эффектом фотошопа. Так как веки у покойного уже опущены, глаза на фото приходилось дорисовывать вручную.

С ростом технического прогресса и усовершенствованием фотоаппаратов прижизненные фото перестали быть редкостью. Поэтому в XX веке на похоронах делали фото преимущественно для дальних родственников, которые не сумели поприсутствовать лично. Таким образом близкие позволяли всем причастным прочувствовать происходящие и приобщиться к общей скорби.

Обязательным условием фотосъемка была на погребении знаменитостей, выдающихся деятелей науки и искусства, значимых политиков. В этом случае фото переставало носить характер семейной реликвии и становилось общественным достояние, иллюстрирующим новейшую историю государства.

В XXI веке фото- и видеосъемка достигли больших технических возможностей и открыли перед родными умерших новые горизонты. В наше время профессионального фотографа и видеографа нанимают для создания посмертных фильмов и фотопроектов. Это масштабные работы с участием режиссера, сценариста и дизайнера. Их основная задача собрать все имеющиеся у семьи материалы и составить из них полноценный фильм о жизни усопшего, заключительной точкой в котором станут кадры с похорон.

Стоит ли хранить такие кадры?

Священнослужители не видят в этом ничего плохого, так как по мнению церкви, изображение, запечатленное на бумаге не может оказать влияние на живого человека. Тем не менее мистики настаивают на том, что такие фото несут в себе отрицательную энергетику и «высасывают» жизнь из домочадцев. В каком-то смысле обе точки зрения являются верными.

В христианском мире, похороны человека – это всегда драматическое, печальное событие, которое и будет отражено в фотосессии. Естественно, что просмотр таких карточек не принесет положительных эмоций. Особенно в первое время после погребения. Но, если снимки уже сделаны не стоит торопиться с удалением. Спустя время, их можно будет использовать для создания того же фильма о жизненном пути покойного. Однако не стоит оставлять их в общедоступных местах, чтобы не травмировать близких людей и не вызвать эмоционального истощения. Для хранения траурных фото подойдет:

Бумажный носитель не несет в себе дурного начала, но психологи не рекомендуют обзаводиться такими карточками мнительным или суеверным людям. Не стоит хранить траурные фото тем, кто испытывает страх смерти или слишком глубоко переживает утрату.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *