зачем чеченцы отрезали головы
В Сети недоумевают, зачем Кадыров показывает отрезанные головы
Глава Чечни опубликовал в своем блоге отчет о ликвидации очередной банды, проиллюстрировав его фотографией отрезанной головы одной из жертв операции
20 января в телеграм-канале чеченского лидера Кадырова появилась такая информация:
«С бандподпольем в Чеченской Республике полностью покончено!
Бойцы Полка полиции специального назначения МВД по ЧР имени Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова провели успешную спецоперацию на окраине селения Катар-юрт, финалом которой стало уничтожение банды Аслана Бютукаева в количестве 6 человек, которые находились в федеральном розыске.
Спецоперация была спланирована давно. Я лично принимал участие в разработке плана, который грамотно осуществил, на месте руководя спецоперацией, командир полка Замид Чалаев. Бандгруппе удавалось дважды уходить от преследования и боестолкновения. В третий раз им не удалось скрыться от бойцов Полка полиции имени Ахмата-Хаджи Кадырова.
Все шестеро боевиков банды Бютукаева уничтожены на месте, никому не удалось уйти. Уже опознаны: Бютукаев Аслан, Саралиев, Базуркаев Иса, Даршаев.
Верховный Главнокомандующий с самого начала был в курсе проведения спецоперации, лично вносил корректировки, и поручил провести операцию максимально профессионально, без потерь среди личного состава.
Я лично доложил Президенту РФ об успешном уничтожении банды. Владимир Владимирович поздравил нас с успешной спецоперацией и отдельно похвалил сотрудников Полка полиции имени Ахмата-Хаджи Кадырова за профессионализм и героические действия в ходе ликвидации бандгруппы. »
В качестве иллюстрации своих достижений Кадыров приложил фотографию с отрезанной головой одного из убитых боевиков. Это вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях.
Так, популярный блогер Илья Валиев написал, что ему это фото совсем не понравилось. Настолько, что он встретился со своим чеченским приятелем журналистом по имени Малик, давно живущим в Москве, и спросил его, нормальный ли это ход со стороны Кадырова. Вот что тот сказал:
— Ты же понимаешь, что я всё равно Рамзана Ахматовича поддерживаю, как бы там ни было. Бандиты — это шайтаны. Их надо уничтожать всеми способами. И мы будем. И правильно он поступил. Уважение ему от нас только. От всего нашего российского народа»
— Ну да, да, — заметил Валиев, — но людей может шокировать».
— А может, так и надо, чтобы им неповадно было такое творить.
На том приятели и порешили и разъехались.
Правда, ни чеченский журналист, ни московский блогер как-то не вспомнили элементарную истину: жестокость порождает ответную жестокость, и ничего больше. А демонстративная – и подавно. Вопрос лишь в том, кто станет ее очередной жертвой. Скорее всего, это будет какой-нибудь невинный человек, попавший «под раздачу». Впрочем, до психологии ли тут, когда такие дела творятся?!
Это три истории, про три Ада на земле, на нашей земле, рассказанная мне людьми, побывавших там. Все, что здесь рассказано – правда, которую должен помнить каждый из нас.
ГПАП 1 автобусная станция (в Грозном), бывшая закрытая тюрьма для пыток. В этой тюрьме не было людей, там «работали» звери.
Парней и девушек не просто убивали, а насколько возможно мучительней.
«Турник» — устройство, на котором подвешивали людей, в разных позах. Со временем кости выходили из суставов.
«Мухомор» — паяльником выжигали полости рта.
«Роза» — трубку вставляют в задний проход, затем вводят колючую проволоку через трубку в прямую кишку. Трубку вытаскивают, а проволока остается. Проволоку затем выдергивают.
«Крест». Там в одном из залов висел крест, сваренный из рельс. К кресту прикручивали проволокой пленных и били током.
«Волчий оскал» — большим напильником стачивали зубы во рту.
«Тиски» — зажимали голову в тиски, и сверху капала кипящая смола.
И знаменитая «Утроба». Выкапывали яму глубиной 1 метр, на корточки в ряд усаживали пленных и заливали по шею бетоном. При засыхании бетон, сжимаясь, ломал все кости.
Как проходили допросы.
Любимый вариант — это «Пылесос». На голову одевали противогаз и перекрывали кислород. Задыхающегося пленного начинали забивать ногами. Когда он терял сознание, ему впрыскивали химию, и начиналось все заново. Это продолжалось часами.
Другой вариант «Березка». Пленного ставили на стул, заранее завязав руки за спиной. На голову одевали петлю, которая была завязана над головой к перекладине. Выбивали стул, человек задыхался на виселице. Потерявшего сознание откачивали и снова вешали.
За зданием ГПАП 1 была стена, там расстреливали людей. Часто их ставили к стенке и 2–3 раза стреляли поверх. Это они так шутили. Затем уже убивали.
Иногда прикованных раненых давали на растерзание собакам. Это ГПАП 1. Многие среди палачей были узкоглазые.
Я прошу вас, не читайте эти строки. А впитайте их в свою кровь. Это не басни, это не брeд безумца в ночи, лишившегося разума. Это страдание и муки тех, кто остался там и тех немногих, кто выжил.
И они хотят умереть, чем жить, эта боль в душе засела в них навсегда. Это я написал бы на каждой стене нашего города. Жаль, что не каждому дано это понять.
Если я буду писать о гостинице «Чайка», в подвале которой 48 человек беженцев, заваленных плитами, поедали друг друга от голода.
Или про тех, кто, проходя мимо, слышал крики из-под земли и стуки. Но он проходил мимо. Я пишу это, и это нас не забудет…
Двоюродный брат моей матери, лично знал женщину, которая обезумела от того, что в подвале дома, в котором их завалило, ей пришлось есть человечину. На её руках там умер ее ребенок. После этого она кидалась на детей…
Интернат глухонемых на «Минутке». С 2000 по 2006 год — закрытая тюрьма (секретка).
Там было несколько зданий, одно с «обезьянником» для отмазки. Но вот второе здание и его подвалы, служили машиной смерти. За день до нас туда приехали наши «мемориал»-защитники.
Они нашли в одном из кабинетов документы и фотки узников. И как жалкие трусы дали структурам у себя их изъять. Пофоткали обезьянники и уехали домой. Мы приехали, и нас не пустили. На свой риск мы проникли с задней стороны.
Власти дали команду находившимся там рабочим в течение недели снести здание. У нас было мало времени. Среди рабочих оказался парень, который нам помог. Далее я расскажу, что там было.
Вот про этот ОМОН далее и пойдут мой рассказ.
Это место было домом смерти, в нем «пропали» почти 400 человек, даже больше. И его хозяева были те душегубы из ГПАП 1.Это Хантымансийский ОМОН, именовавшие себя СОМ.
Читайте также:
Над входом в подвал, где убивали узников, было написано большими буквами. ПОМОЖЕМ УМЕРЕТЬ!
Это были последние слова, что читали перед входом в «пещеру» наши братья и сестры! А на здании виднелась отчетливо надпись, НАМ ПО…Й ВАШЕ ГОРЕ! Так же:«Смерть духам», «Поможем умереть. ОМОН УВД ХМАО», «Russian vodka — свежее дыхание облегчает понимание».
В подвалах было несколько камер. В них не было ничего, ни окон, ни света, одна грязь сырость и бетон.
В 1-ой камере держали мужчин, все стены были исписаны именами. «ОРБ-2 — пусть проклято ты будешь вечно», «РУБОП, ты за все заплатишь нам. Мы отомстим за все. Иншаллах», «Где я. Что со мной. Я жив или нет. 27 марта 06 г.», — это лишь некоторые из десятков надписей, обнаруженных уже на стенах камер в подвале.Во второй камере держали девушек и женщин. Я не буду говорить, что там было на стенах. Но многое были написаны кровью, писавшие их понимали что умрут. Я ЖИВА? Диана. Я НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, Я УМЕРЛА ЗДЕСЬ Зарета 2001. АЛЛАХ ПОМОГИ, Малика 16 лет.
Много горя на этих стенах, и много слез и крови впитали они в себя. Все эти надписи и слова, мне трудно произносить. На следующий день, когда мы приехали, камеры кто-то поджог покрышками. И копоть осела на стенах.
Этих девушек зверски насиловали каждый день. Над почти каждой койкой убийц, были фото этих девушек в обнаженном виде. Были и убитые ими как память. Эти фото находили рабочие, но сразу сжигали.
Насиловали и у камер с мужчинами, чтобы они слышали крики своих сестер. Кто пытался помочь, того пытали.
Еще там была камера пыток прямо за стеной от узников. Чтоб они слышали крики и хруст костей, своих братьев и сестер. В этой камере мы заметили две толстые доски, они использовались так: человека клали на одну, а второй накрывали. И сверху били огромной кувалдой. Чтоб полопались внутренности.
Читайте также:
США может предоставить Украине Железный купол – СМИ
Стены в этой камере были залиты краской многократно, так как кровь была везде. Выжил один мужик, ему успели отрезать ухо. Но он и сейчас не всю правду говорит, страх одолел его.
Некоторых девушек крали и продавали в это место, нохчи ублюдки. На следующий день, меня позвал туда один человек. То, что я увидел меня потрясло, это был кошмар.
Оказалось, что рабочие нашли секретные камеры. Они были замурованы. В одной ничего не было. Но были кольца в стенах. А второй проход во вторую камеру проламывали на наших глазах. Мы зашли туда.
То, что мы там увидели, я запомню на всю жизнь. Там держали беременных, и девушек с грудными детьми.
Три железные кровати, над каждой висит полусогнутый лист железа. Привязанный проволокой к потолку. В них укладывали детей. Помещение все в сырости, и грязи. Ни окон, ни света. В дальнем углу стоял странный аппарат, и рядом вся стена в крови.
Как мы выяснили, на нем рубили пальцы, прижигали о маленькую печку, что стояла под ним, и руку обтирали о стену. И это все в комнате, где держали девушек с грудными детьми. Скорее всего, эти дети родились там. Ни они, ни их матери не выжили.
На это место не пускают даже власти. Только прямое подчинение Кремлю. Оттуда никто не возвращался. Около Новых Атагов. Секретная база. Проезжать это место ночью, было риском для жизни для любого водителя. Если остановят, мог не доехать до дома.
Один чеченец работал там, он рассказал до своей гибели об этом месте.
Читайте также:
Смерть украинца во Вроцлаве: прокуратура сможет назвать причину в конце сентября
Этот парень говорил, что там девушки и парни и совсем молодые. И нет ни одного нормального, все потерявшие разум, лают и воют по ночам. Обросшие, грязные, дикие. Это место есть и сейчас (на момент публикации этого материала в сети была в 2007 года). И оно вселяет страх всем, своим молчанием и тишиной. За 200 метров люди пьют чай, и отдыхают. А там, кто-то умирает от страданий. Надписи на стенах камер в подвале
Нацарапаны на краске, под краской иногда проглядываются старые закрашенные надписи.
ОРБ 2 пусть проклято ты будешь вечно
РУБОП ты за все заплатишь нам Мы отомстим за все Иншалла
ГДЕ Я ЧТО СО МНОЙ Я ЖИВ ИЛИ НЕТ 27 марта 06 г
Эй люди. Осталось еще 73 года. Молитесь Аллаху. 1500 лет по Хидже конец всему миру. День возмездия близок. Так зачем мы о нем забываем. 1427 по Хидже
Жизнь Аллаху, честь ни кому 18.11.05
Шахидам рай, неверным пламя ада
IIIIIIIIIIII (12 черточек, очевидно, отмечающих сутки) 15.05.06 А
28.01.05 Хусейн Ермоловка
Нам танки и пушки совсем не страшны С кликом Аллахом мы в атаку пойдем
IIIIIIIIIIIIIIIIIIII (20 черточек) 2006 м04 ч/ц 835 АИД
Это написала ХАВА с Алероя
Бачуев Апти 15.08.2003
IIIIIIIIII (10 черточек) Муслим Иншаллах
Рисунок, на котором изображена башня на фоне гор, горящая свеча, внизу – кувшин со стоящим в нем цветком
Урус-М Пешхо Руслан 2005
11 марта 2005 г Задержан 158
Задержан 2004 Хава
25.04.2003 Висита (далее не читаемо) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII (34 черточки)
Гойский ст 206 (далее зачеркнуто)
Рай под тенью сабель
Курчалой Сулейман ст 158
Сулейман Ялхо ст. 158 ч. 2
Задержана Нунаева Мусаев. Хава 1990 го р 9 мая
Задержан Махачкала 24.03.05
Луиза ст 222 ч 1 14.07.2005
Алхазурово М.Лема задержан 2 декабря 2004 222 ст 208
Бутенко Хус?? 222 ч 1
Аллах всему судья Висхан:Бено:Хамас (надпись шариковой ручкой)
Братья держитесь (надпись шариковой ручкой)
Все пройдет и это пройдет
Баксан Арун Мухад 3.06.2003 (надпись выступает из-под побелки)
Ислам Ца-Ведено 2002 (надпись выступает из-под побелки)
Висита Гойский 23.04.2004
Поселок Мичурина Шаваев Мохмад 31.10.04
Салам братья Село Джалка Рустам Самбиев ст 105 ч 1 01.07.05 г.
«Контрактников и офицеров сразу расстреливали» Последний и решающий бой за Грозный глазами российского солдата
Это текст из цикла «Ленты.ру» к 25-летней годовщине чеченской войны. Остальные тексты цикла читайте ЗДЕСЬ.
Операция «Джихад»
В конце мая 1996 года, спустя месяц после ликвидации Джохара Дудаева, президент России Борис Ельцин и новый лидер чеченских сепаратистов Зелимхан Яндарбиев подписали в Кремле соглашение о прекращении боевых действий в Чечне с 1 июня.
Когда чеченская делегация была в столице, Ельцин слетал в мятежную республику, где объявил солдатам: «Война кончилась. Вы победили». Прямо на броне БТР президент подписал приказ о досрочной демобилизации отслуживших в горячих точках.
Тем не менее перемирие оказалось недолгим и неоднократно нарушалось обеими сторонами. Вскоре боевые действия в Чечне продолжились с новой силой, а российские регионы сотрясла серия терактов.
Завязались жестокие бои. Обе стороны понесли значительные потери, однако к 13 августа, по словам Трошева, федеральным войскам удалось выправить положение. Были разблокированы несколько КПП и большинство блокпостов. Как следствие, сепаратисты сами оказались в кольце.
Боевики оказались в трудном, даже безвыходном положении. В течение недели после начала боев к городу стягивались войска, блокируя Грозный с внешней стороны
Командующий российской группировкой генерал Константин Пуликовский потребовал от боевиков сдаться в течение 48 часов. По истечении срока ультиматума он обещал бросить против бандитов «все имеющиеся в его распоряжении огневые средства, в том числе авиацию и тяжелую артиллерию». Однако прибывшие в Чечню секретарь Совета безопасности России Александр Лебедь и бизнесмен Борис Березовский критически отнеслись к ультиматуму и вступили в конфликт с военным командованием.
Начались мирные переговоры Лебедя и Масхадова. 31 августа 1996 года они закончились подписанием Хасавюртовских соглашений, которые многие ветераны федеральных сил считают предательством и капитуляцией армии в почти выигранной войне.
«Они вели по нам огонь, нам же команду не давали»
Александр Титов, бывший военнослужащий внутренних войск МВД, во время последнего боя за Грозный — командир гранатометного отделения:
Меня призвали в 1995 году в Башкирии. Попал в воинскую часть Лабинска в Краснодарском крае. Полгода провел в учебке, а в декабре нас кинули на Кавказ, в Чеченскую Республику.
Около девяти месяцев мы стояли в горах в Урус-Мартановском районе, село Рошни-Чу. Однажды поехали на учения и попали на мину. Подорвалась именно та бээмпэшка, на которой сидел я. Взрывной волной нас откинуло в поле. Командира нашего, старшину, сильно контузило. Его потом увезли. А нас раскидало, минут 30-40 мы приходили в себя. Но обошлось. Поставят такую мину мирные жители? Вот и я сомневаюсь.
Были и перебежчики, уходившие к чеченцам и обращавшиеся в ислам. Когда мы еще стояли в горах у Урус-Мартана, несколько человек сбежали из моей роты. Обкурились там или водки не хватило — поехали за добавкой на БМП. Их было трое. И пропали. Бээмпэшку потом нашли. Двое в итоге вернулись и попали под трибунал. А один остался. К этому парню потом приезжала мать. Он от нее отказался и возвращаться домой не захотел. Ходили слухи, что он потом женился на чеченке и стал своим. Не знаю, живой ли сейчас.
В июле 1996-го пришел приказ о выводе. И мы вернулись на Кубань. Признаться, вздохнули с облегчением. Нам пообещали отпуска, начали их распределять, готовить списки.
Мы собрались по-быстрому. Вся наша часть выехала туда своим ходом. Это был самый конец июля или первые числа августа. При подходе к городу подверглись обстрелу боевиков. Прибазировались мы к 101-й бригаде (101-я Особая бригада оперативного назначения ВВ МВД России понесла тяжелые потери при нападении боевиков на Грозный в августе 1996 года, но не сдала ни один из контролируемых объектов — прим. «Ленты.ру»).
В общем, 6 августа 1996-го я был в Грозном. Знаю, что группы боевиков находились в городе и до этого наступления.
В источниках можно найти разные данные о соотношении сил. Пишут, что группировка федеральных войск в Грозном превосходила незаконные вооруженные формирования в несколько раз. Мол, наших шесть тысяч, а боевиков то ли 850, то ли 2000. Мне сложно оценивать, соответствует ли такая информация истине. Могу лишь сказать, что наша часть была там в полном составе. Еще были подразделения 101-й бригады, танкисты. Боевиков тогда никто не считал. Шла война… Возможно, нас действительно было больше.
Бои не прекращались ни на день. Мы зачищали один-два квартала и возвращались на базу, в 101-ю бригаду. Кто-то оставался в городе на дежурстве. Держали кольцо обороны, чтобы не пропустить боевиков.
В те дни Грозный представлял собой страшную картину. Все было развалено и разбито. Кругом дым. Можно сказать, не было ничего живого. Относительно целые дома припоминаю только в частном секторе. Но и они стояли обстрелянные. А многоэтажки сильно пострадали все
Спали мы где придется. Питались в те дни по принципу «что найдем, то и покушаем». Можно сказать, пропитание добывали себе сами. Огурцы в огороде, например. Приходит приказ: зачистить столько-то кварталов в сторону площади Минутка. Мы выдвигаемся. Командир говорит: «Видишь коттедж? Заходите». Мы с бойцами идем. Занимаем позиции на разных этажах и ждем.
Боевиков я видел своими глазами. Точно не знаю, были ли среди них арабы, о которых так много говорят. Как распознать в бою, кто он по национальности? А выяснять как-то не хотелось. На мой взгляд, там были представители разных наций. Очень много было снайперов с Украины, биатлонисты-наемники. В основном женщины. Сам я их не видел, но знаю, что они там были.
Сложно оценивать, каких результатов в плане зачистки мы добились до приказа о прекращении боевых действий. С нашей стороны точно были очень большие потери (по официальным данным, 494 человека — прим. «Ленты.ру»). Это я видел сам.
По Грозному ездила машина Красного Креста, собирала трупы. Их складировали штабелями в 101-й бригаде. До отправки они там так и пролежали, гнили… Пока обследуют, пока опознают. Потом увозили. Сколько погибло боевиков, я не знаю. Думаю, тоже немало
Думали ли иначе офицеры? Нам они свое мнение не докладывали. Но было среди них два-три человека, кому можно было довериться. Проверенные. Думаю, мнения тогда разделились. Одни были рады возможности покинуть Чечню, другие хотели воевать до победного конца.
К мирной жизни привыкал долго и сложно. Честно говоря, первое время сидел на стакане, как и почти все остальные. Работы в Башкирии нет, колхозы все развалились. Везде тотальная разруха. Психика нарушенная. В общем, пил до тех пор, пока не встретил будущую жену. В 1999 году она приехала к бабушке в гости из Сургута. Она направила меня на истинный путь. Шесть лет мы прожили в Башкирии, затем перебрались в Сургут. У нас дочери, все хорошо.
Фильмов о чеченской войне я не избегаю. Смотрю и «Чистилище» Александра Невзорова, и «Грозовые ворота», и «Блокпост». На мой взгляд, более чем наполовину все так и было. Есть и вымысел, конечно, но в целом все сходится. Сужу по тому, что видел за проведенные в Чечне девять месяцев. И головы отрезали, такое было.
Очень печальна судьба Евгения Родионова. (Пограничник Родионов в 1996 году попал в плен к боевикам полевого командира Руслана Хайхороева и был убит при отступлении бандитов из Бамута. Считается, что Родионова обезглавили за отказ снять нательный крестик, обратиться в ислам и воевать против федералов. Родионова многие православные верующие почитают как русского воина, не отрекшегося от веры и ставшего мучеником — прим. «Ленты.ру».) Меня не слишком удивляет, что из всех убитых ветеранов Чечни посмертно он приобрел, возможно, наибольшую известность. Такой у него был характер. Ближе к Богу Евгений жил. Не пошел на поводу у бандитов, не стал снимать крест. Сильно верующий человек был. Настоящий, мужественный. Но, как я уже сказал, бывали и обратные случаи.
Обиды на высших командующих, плохого отношения к ним лично у меня нет. Зато есть вопросы к правительству. Не можем сейчас добиться никаких льгот. Все поотменяли. В военном билете написано: возраст выхода на пенсию рассчитывать по формуле один за три. Грубо говоря, один год человек провел на войне — значит, должен уйти на пенсию на три года раньше. На деле же такого нет! Это относится только к контрактникам. Почти нет и санаториев для ветеранов, а нас 1 миллион 600 тысяч человек. Уровень бесплатной медицины крайне низок — скотину лучше лечат. Между тем реабилитация очень нужна. Психика-то нарушена у всех поголовно.
Как развивались события чеченской войны, смотрите в хронологии «Ленты.ру».
«Зашли в дом и выпустили в нее две обоймы» Чеченские мужчины — о правах женщин, порядках и «убийствах чести»
П о данным правозащитников, с 2013-го по 2017 год на Северном Кавказе были убиты как минимум 39 россиянок. Они стали жертвами так называемых убийств чести, мотивом для которых были слухи об их развратном поведении. Исполнителями такого убийства становятся, как правило, близкие родственники жертвы — отец, муж или братья. Общество и суд склонны их оправдывать. После огласки результатов исследования правозащитницы сообщили о слежке и угрозах. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Лидия Михальченко отправилась в Чечню, чтобы поговорить с местными мужчинами о том, как они относятся к женщинам и что может стать основанием для расправы над их женами, сестрами и дочерьми.
Тимур, таксист. Грозный
«Чеченке с детства объясняют, что так нельзя»
Девушка не должна проявлять интерес к мужчине, она может только позволить себя завоевать. Если я ухаживаю, она должна быть чуть-чуть недоступной, чтобы я не думал, что она благосклонна к каждому так же, как ко мне. Ей надо быть поскромнее. Чуть-чуть скромности! Я больше ничего не прошу. А то знакомлюсь, начинаю переписываться… Я никогда в жизни поцелуйчики не отправлял девушке в чате.
Нет, ну с парнями в переписке мы друг другу отправляем, чисто по приколу. Даже когда в компании прощаемся, друг другу говорим: «Ладно, братан, давай, целую!» Но то чисто наш юмор. С девушкой я даже шутить так не стал бы, не то что всерьез писать. Я считаю, это неправильно, если девушка такое себе позволяет. И есть девушки, которые знают, что это неправильно, а есть те, которым это неважно, они даже сердечки мне шлют!
Самый частый упрек, который я слышу от девушек: «А почему ты мне ни разу сердечко не отправил?» Я консервативен. В нашем понятии девушка, которая отправляет откровенные смайлики, несерьезная. Если она планирует выходить замуж, строить будущее, то это по меньшей мере некрасиво. С чисто чеченской ментальности это говорит о том, что девушка легкомысленная.
Если так поступает русская, это для меня нормально. Дело в менталитете. Чеченке с детства объясняют, что так нельзя. И если русская этого не соблюдает — это не ее вина, а если не соблюдает чеченка — значит, она, мягко говоря, инфантильна.
Встретил одну девушку, стал общаться, и настолько мы растворились в этом общении, чувствовалось, что мы одно целое. И я ей говорю: «Ты хочешь быть со мной?» Она говорит: «Да, я хочу быть с тобой». Это по телефону. И я говорю: «Давай тогда я приеду». То ли я ей в душу запал, то ли она так прониклась доверием ко мне, что она начала такие разговоры, спросила: «Я могу считать себя твоей женой?» Я говорю: если я приеду, и мы уедем с тобой вместе, то можешь. Я думал, что она имеет в виду, серьезен ли я в своих намерениях.
А она говорит: «Тогда давай поиграем в мужа и жену». Я со своей наивностью не мог догнать, о чем она. Потом понял, что она пытается со мной развить тему виртуального интима.
Я был разочарован: ну почему она просто не подождала несколько недель? Я бы приехал, забрал ее, и у нее бы вся жизнь была, чтоб со мной об этом общаться. И я с ней сразу расстался. Я сказал: «Я тебе чужой парень, как ты посмела со мной разговаривать на эти темы? Как я могу быть спокоен и не думать о том, что ты потом с другими не будешь об этом говорить, когда я буду на работе? И часто ты играешь в эти игры?» Может, я был чересчур строг, но по-другому нельзя.
Когда я иду с девушкой по улице, я не позволю себе большего, чем взять ее за руку. Я не позволю себе ее обнять, даже если она этого сама захочет. Тем самым парень дает понять, что воспринимает ее серьезно — не как объект для развлечения, а как объект для дальнейшего развития своей жизни. Я не пытаюсь залезть к ней домой и затащить ее к себе домой. Я даю понять: мне главное — что она рядом, а все остальное — само собой.
Российскому обывателю этого не понять. Я не делаю различий между русской девушкой и чеченской. Суть в том, что русские воспитаны свободными, а мы воспитаны закрытыми.
Если девушка стала жить с мужчиной раньше замужества, это значит, что отец и мать до нее не донесли в полном объеме, как следует жить. А если она их не поняла, то мужа не поймет тем более.
«Кто-то считает жену своей собственностью, но она сама виновата»
Я против разводов. Говорят, что в Чечне хотят ввести штраф за развод. Чечня бьет первое место по разводам в стране. Раньше такого не было. Это позор был, чтобы женщина возвращалась домой [после развода]. А сейчас — легко: пожила, что-то не понравилось, ушла.
Хорошо, что хотя бы гулящим женам не оставляют детей. Знаю, что в прессе эту тему поднимают как признак дикости наших традиций. Но на самом деле у нас в Чечне с каждым годом у женщин все больше прав. Женщины водят машину, и этому уже почти не удивляются, гораздо больше женщин стали самостоятельно владеть бизнесом, и у них получается намного лучше, чем у мужей. Женщины пошли вперед, и общество это принимает. В ресторан зайдешь — там хозяйка женщина, и в государственных структурах на многих должностях девушки работают.
Вообще говоря, на Кавказе женщина — самая защищенная. Если я чужую женщину обижу, я такое получу! Конечно, случается, что кто-то считает жену своей собственностью, но она сама виновата — своей необразованностью.
Алихан, спортивный тренер. Грозный
«Это делается для устрашения остальных»
Я считаю, что выдавать чеченок за мужчин иных национальностей — значит продолжить тот самый геноцид, которому мы подвергаемся уже 300 лет. Если маленький народ перемешать с большим, он исчезнет, произойдет вырождение нации. Что из среднестатистической российской семьи может взять кавказский ребенок? Если женщина из Чечни, Дагестана или Ингушетии выйдет за российского Васю? Ладно еще, если родится мальчик. А если девочка? Где гарантия, что она сможет повторить ту чистоту нравов, с которой выросла ее мать? Ведь в России считается нормальным, что девушка сбивается со счету относительно числа половых партнеров до брака. Это недопустимо для наших регионов.
Относительных мусульман не бывает. Бывают обрезанные с детства, которые не понимают, зачем это, и есть другие, которые дошли до веры сердцем. Не орган тела пострадал от религии, а сердце улучшилось. Когда человек принял религию сердцем, ему уже запрещено выдавать дочерей замуж за немусульман.
Расскажу историю для примера. Как-то к моему односельчанину пришел двоюродный брат и сказал: «Я слышал, что твоя родная сестра гуляет». Тот переспросил: «Ты слышал?» — «Да, я слышал».
И мой знакомый сказал: «Хорошо, пойдем». Зашли в дом к этой девушке и выпустили в нее две обоймы. Убили. Почему? Дело не в том, правда это или слухи, что она гуляла. Это делается для устрашения остальных. Гуляла — не гуляла, но если начались разговоры, то будь показательным примером для общества. Когда в роду есть хоть один случай подобной расправы, то в этом роду ни одна юбка никуда не бегает. Все возвращаются домой до темноты.
«Семья ей мозги вправит и сделает это эффективнее, чем я»
Чечня сплошь и рядом пропитана такими случаями, в каждой семье (в широком смысле — прим. «Ленты.ру») есть такой негативный пример. Если одна девушка из тысячи умрет, это будет малая цена за то, чтобы остальные жили по традиции. Такой же пример есть у родственников моей матери. Никого не убивали, но девушку изгнали из семьи. Она не была распутная, просто своим поведением привлекла избыточное внимание неравнодушных стариков.
Когда у жен сподвижников [пророка] спросили, почему их мужья столького добились во времена завоеваний пророка в распространении ислама в разных странах, они ответили: «Мы относились к своим мужьям так, как вы относитесь к своим королям». Это отношение заложено и в нашу традицию. Это не делается принудительно. Женщину не надо пинать, чтобы она мужа уважала, она уважает его априори. Если в ее поступках нет уважения, это позор для целого народа, который ее воспитал.
Мне не надо драться с женой, если она мне не подчиняется, — достаточно позвонить ее близким и рассказать о конфликте. Семья ей мозги вправит и сделает это эффективнее, чем я. Много ли таких примеров в российских регионах?
В Кабардино-Балкарии, как мне кажется, немного тяжелее с обычаями и традициями, чем в трех наших республиках: Чечня, Ингушетия, Дагестан. Они хорошо ассимилировались.
Я не знаю, убьет ли чеченец свою жену [за измену], но если у его жены есть мужчины в роду, то они сами это сделают. По шариату нужно четыре свидетеля измены, если это мужчины, и вдвое больше, если женщины.
Почему так? Чтобы у вас не было феминистических вопросов. Женщины более подвержены эмоциям, поэтому одна должна подтверждать то, что говорит другая.
«Права человека — это механизм по вырождению нации»
Измены и убийства чести не обсуждаются, особенно с чужими. Чеченцы, ингуши, дагестанцы бурно переживают этот момент. Очень болезненно. Даже если все знают об измене супруги, сам человек об этом не расскажет. Это уничтожает мужчину как мужчину. Если жена изменила — значит, он слабак. Ведь сильного мужчину жена хотя бы побоится, будет верна из страха. Тот, кто себя уважает, может в такой ситуации просто не сдержаться, учитывая кавказский темперамент.
Вспомним воровские понятия. Самое страшное что? Когда человека опустили. Унизительно и позорно. То же самое касается измены в кавказских мусульманских общинах. Не только измены, но даже когда речь идет о сестре или о дочке, если выяснилось, что она с кем-то гуляет. Этого достаточно, чтобы отца или брата начали подкалывать, смеяться.
Если отсидевшего в тюрьме человека спросить о сексуальном насилии в тюрьме, например: «Что бы ты сделал, если бы тебя опустили?» Что он должен ответить? «Я убью того, кто это сделал»? Да, так и должно быть, но он даже этого не захочет сказать, потому что его будет отвращать сама мысль, что это может случиться. Примерно то же самое — задавать нашему этносу вопрос «что будет, если твоя жена тебе изменит»?
Но вообще наказание в виде убийства грозит не только женщине. Для мусульман в приоритете Коран, а потом Конституция. Это Конституция приходила к мусульманам и укоренялась, а не наоборот. По шариату, если выяснилось, что прелюбодействовали парень с девушкой, оба подлежат равному наказанию. Не может такого быть, что пацану скажут: «Ты больше так не делай», а девочку камнями закидают.
Права человека — не исламские, не шариатские, и они не прописаны в традиционных канонах этносов. Права человека пришли к нам извне, это еще один механизм по вырождению нации. Не было у нас Конституции — и народ просуществовал тысячу лет. Чеченский язык — не заимствованный, а зародившийся у нашего народа. Это подтверждают слова, которые образовались от природных звуков. Названия животных созвучны с тем, какие звуки издают эти животные. Есть, правда, заимствованные арабские слова, но это произошло с приходом религии. До ислама чеченцы были многобожниками. Соблюдение давних обычаев позволило нации просуществовать до сегодняшнего дня. В Чечне стоят многоэтажные башни с тех времен, когда в России еще народ в землянках жил и не имел представления о строительстве домов.
«Жене подарили цветы, и она вылетела из дома»
Я с первой женой прожил семь лет. Признаю, что изменял ей. Это самая мерзкая сторона моей жизни. Я этим не горжусь. Но был виноват мой молодой возраст и неосознанность поступков. Я считал, что это круто — если есть жена и еще любовницы. Мог на мероприятиях с разными женщинами появляться. Все перешептываются, а ты кайфуешь. Но в этом гордости нет.
Сначала я скрывал, но в итоге жена добилась от меня, я ей все рассказал и спросил: «Ну что, разводимся или дальше будешь с этим жить? Теперь ты знаешь, что я это делаю и исправляться не собираюсь». Она со мной еще несколько лет жила. Но потом, чтобы меня проучить, она приняла цветы и конфеты от своего коллеги, который ей симпатизировал. Уверен, что она не собиралась изменять, а думала только, чтобы я одумался, осекся. Это был ответ на мои измены. Но он стал первым и последним, потому что я с ней развелся. Ко мне ходили толпами родственники, просили помириться, вернуться, передавали ее извинения, обещали за ней следить, чтобы такого не повторилось. Но для меня не было пути назад. Сам факт, что она приняла чьи-то ухаживания, стал для меня решающим. Невзирая на двух детей, наши отношения закончились. Детей я оставил себе, их воспитывает моя мама.
В данном случае мое поведение — чисто чеченское. Другой нации человек в России, наверное, помирился бы, решил, что больше этого не будет, и продолжал жить. Сейчас я понимаю, что на 90 процентов был сам виноват, что разрушил семью. Часть вины, конечно, на бывшей жене. У нее не хватило терпения. Ей подарили цветы, и она вылетела из дома, хотя за мной самим был грешок. Это вполне в духе нашего народного характера.
После этого мое отношение к изменам поменялось. Тем, кто помоложе, я объясняю, что так делать не нужно, ничего крутого в этом нет.
«У мужчины есть право на четырех жен»
У женщины есть права в мусульманском мире — не меньше, чем у мужчины, просто они разные. Например, вы много женщин-шахтеров знаете? Это мужская профессия. Не то чтобы женщинам нельзя, но это тяжело для женского организма, учитывая все сложности репродукции. Медсестра — наоборот, женская работа. Медбратья тоже есть, но мне кажется, что медсестер больше, потому что профессия эта связана со стрессоустойчивостью. Женщины в этом плане выигрывают.
У женщин в нашем народе есть права, которых нет у мужчин. Это регулируется общиной, для этого не нужна ни полиция, ни люди в форме с дубинками.
Кстати, в Коране предсказано, что в последние времена появятся люди, у которых будут палки, похожие на коровий хвост, и они будут этими палками принуждать народ. На момент предсказания даже не было полиции, а сейчас предсказание сбывается. По исламу ни у женщины, ни у мужчины нет права на измену. У мужчины есть право на четырех жен, но это не обязательно.
Женщина вправе предотвратить вторую и последующие женитьбы своего мужа: до свадьбы надо жениха спросить, намерен ли он вступать в новые браки. Если он говорит, что больше ни на ком жениться не намерен, что она будет единственной, то у него больше не может быть других жен. Ислам не настолько простой и поверхностный, чтобы упускать такие вопросы.
Я сам вырос с современными взглядами и не во всем с шариатом согласен. Например, говорится о четырех свидетелях измены. Считаю, что одного хватит. Ведь что получается? Скажем, я с тремя друзьями прихожу домой и вижу, что жена изменяет. Но у меня не хватает четвертого свидетеля. Так что, я должен тем троим сказать: постойте здесь, а я схожу за четвертым? В это время любовник жены убежит, и я не смогу ничего доказать. Потом эти трое могут на меня всю жизнь показывать пальцем и смеяться. Утрирую, конечно, но закон о четырех свидетелях не считаю правильным. Хотя у мусульманина нет права сомневаться в правильности шариата, если он принимает ислам в целом. Если ты отрицаешь хоть что-то из постановлений религии — ты не можешь называться мусульманином, твоя молитва не будет принята.
Ответственность за зина (прелюбодеяние, тяжкий грех по исламу — прим. «Ленты.ру») распространяется на обоих. Сейчас в обществе лояльное отношение к мужчинам-прелюбодеям, но это недопустимо в религии, разумеется. Хромоногость носителя идеи не должна бросать тень на саму идею. Это ошибка людей, а не религии.
Ахмед, учитель. Чечня
«Убийства чести нужны, чтобы дети понимали»
У меня несколько дочерей. Как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть. После того как что-то случится, уже поздно принимать меры. Убийства чести нужны, чтобы дети понимали: вольное поведение для девушки закончится очень плохо.
Еще пример. Брат посылает свою сестру в магазин и говорит: «Если через 15 минут ты не будешь дома, то потом неважно, когда ты придешь, у тебя будут проблемы». И эта сестра бежит бегом, потому что знает, что обычным шагом она не успеет.
И есть внутренние традиции, которые особо не разглашают. Не то чтобы тайна, просто не придают значения.
Еще в детстве, в пять-шесть лет, родители приучают дочек, что брат, даже если он младше, имеет право ее физически воспитывать. Если девочка провинится, родители не сами ее лупят, а посылают брата. Так прививается с малых лет страх и уважение к брату. Повиновение, одним словом.
Иногда братья начинают этим пользоваться и становятся тварями, которые не следят за своими сестрами, а паразитируют на них. Мое отношение к этой традиции неоднозначно, но она хорошо передает наши устои будущим поколениям. Когда в семье один-два ребенка, у родителей хватает времени воспитывать их посредством личного общения, а в наших семьях бывает и по десять детей. Если с каждым сидеть общаться, все дела встанут. Так что наша традиционная система на сегодняшний день — самая лучшая наработка.
Если в Чечне или Ингушетии на улице видят разборку, парень на повышенных тонах разговаривает с девушкой или даже поднимает на нее руку, вряд ли кто решится вмешаться. Потому что понятно, что ссора семейного характера. Брат воспитывает сестру, или отец дочку.
Среди чеченских женщин, к моему сожалению и стыду, встречаются те, кто позволяет себе недопустимое с традиционной точки зрения поведения. Но скрывается это тщательно, потому что преследуется очень жестко. Тут все строже, чем в России.
По крайней мере, я еще не видел, чтобы русской девушке, которая села в машину к незнакомцу, брили голову, красили зеленкой и выпускали на улицу. В Чечне это довольно распространенное наказание. Гулящую девушку «прославляют» так среди людей, чтобы она чувствовала позор. Воспитательная мера.
Глава семьи у нас называется «отец дома». Это все то, за что он несет ответственность, чем он располагает. За тех же женщин он несет ответ. А жена — приложение к дому, все, что с этим домом связано, обстановка и так далее. Женщина не является «матерью дома», она является «матерью очага», если дословно перевести.
«Воровство невест — это дикость и варварство»
Была такая традиция на Кавказе — воровать невест. С религиозной точки зрения — ни в какие ворота. Это дикость, варварство, пришедшее из дорелигиозной культуры.
В наших традициях есть понятие кровной мести, но есть исключения. Если видят, что девушку против ее воли крадут — хватают и тащат в машину, то обязаны отбить ее у похитителей, спасти. Это гражданский долг на уровне традиций. Равнодушно мимо такого мужчина не должен пройти, иначе его цена в обществе падает. И если, отбивая эту девушку, он убьет кого-то из нападающих, превысив пределы обороны, то на этого освободителя не распространяется кровная месть. Его должны, по традиции чеченской, простить. Это в духе наших старых устоев — не давать девушек в обиду.