Врач психоневролог детский что лечит
Врач психоневролог детский что лечит
Психоневролог – это доктор, который знает и неврологию, и психиатрию. Во-первых, любое неврологическое заболевание всегда несет в себе психосоматический компонент, т.е внутренний дискомфорт, тревогу, страхи, дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, антоним слова «эйфория». В организме все эти явления проявляются вполне материальными болезнями – головная боль, бессонница, различные болевые синдромы и другое. Задача врача состоит в том, чтобы увидеть за маской соматического заболевания, например, гастрита, колита, бронхиальной астмы, цистита, мигрени, вегетососудистой дистонии или, например, артериальной гипертензии невроз, скрытую депрессию. Поэтому доктор психоневролог помимо стандартного неврологического статуса собирает информацию о психологическом состоянии пациента.
Подсказать доктору, что есть проблемы с психическим состоянием пациента, помогает беседа с пациентом. Доктор может спросить вас о следующем:
Для более точного определения нарушений психики доктора используют тесты, опросники, клинические шкалы.
Безусловно, когда у пациента есть жалобы подобные указанным выше, то доктор намечает план обследования. Ведь за головной болью может стоять аневризма или опухоль. Артериальная гипертензия помимо психологического напряжения и хронического стресса может быть вызвана заболеваниями почек, болезнями надпочечников, щитовидной железы. Сонливость, утомляемость, шум в ушах, головокружение могут быть проявлением хронического воспалительного заболевания, анемии любого вида, тяжелого внутреннего заболевания.
Наличие жалоб на проблемы психологического характера часто бывают в самом начале при совершенно, казалось бы, не связанных с ними заболеваниях и могут быть дебютом этих заболеваний. Поэтому ценность такого специалиста как доктора психоневролога в его мультифункциональности. Для адекватной консультации доктор компетентен в нескольких сферах как то терапия, неврология и психиатрия.
Отделение психоневрологии и психосоматической патологии
Виды заболеваний
Виды диагностики
Виды лечения
Виды реабилитации
Распорядок дня соответствует внутреннему распорядку Института.
Еще в 1799 г. в терапевтическом отделении созданного при Московском воспитательном доме «Отделенного госпиталя» были организованы палаты для детей с заболеваниями нервной системы. А начиная с 1860 г., в медицинских отчётах по грудным отделениям Воспитательного дома отдельно стали выделяться такие нозологические единицы, как менингит, энцефалит, гидроцефалия.
Детские неврологи активно и последовательно изучали неврологическую и психопатологическую симптоматики гнойного менингита, эпидемического и коревого энцефалита, туберкулеза, полиомиелита и других форм неврологической патологии. Были разработаны нормативы становления моторных функций, этапов развития речи, навыков самообслуживания у детей раннего возраста, изучены ритмы суточного сна и бодрствования. Затем были установлены закономерности онтогенетического развития развивающегося мозга и функциональных систем, его питающих (ликворной и кровеносной), проведено изучение патогенеза туберкулезного менингита, описаны ликворологические изменения, осложнения и остаточные изменения данной формы церебральной патологии у детей. В 60-е годы ХХ века из института вышли работы, посвященные цитогенетическим исследованиям при синдроме Дауна и синдроме Шерешевского-Тернера, было проведено клинико-цитогенетическое изучение половых аномалий, связанных с хромосомными аберрациями, уделено внимание исследованиям фенилкетонурии у детей и организации специального питания для профилактики интеллектуальной недостаточности у таких больных. В 70–90 годах прошлого века было продолжено изучение механизмов развития и исходов гипоксически-ишемических поражений ЦНС в эксперименте и клинике, как у доношенных, так и у недоношенных младенцев, а также разработаны методы определения тяжести течения неврологической патологии с определением сывороточных маркеров поражения мозга, оценкой изменений общей и мозговой гемодинамики, что явилось основой для оптимизации терапии перинатальных поражений мозга и этапной реабилитации пациентов. Особое внимание детские неврологи обращали на тяжелые последствия гипоксически-ишемического поражения ЦНС: детский церебральный паралич, микроцефалию, эпилепсию, гидроцефалию. С использованием тестовых компьютерных систем внедрен мультидисциплинарный подход в диагностику и лечение когнитивных дисфункций у детей с хронической неврологической и соматической патологией, а также при рассеянном склерозе, митохондриальной патологии, синдроме Ретта. На современном этапе сотрудники отделения создали и внедрили в практику эффективные методы восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, нервно-мышечной патологией, эпилепсией, нейродегенеративными заболеваниями ЦНС, наследственно обусловленными нарушениями обмена веществ. Особенно активно развивается направление по ферментозаместительной терапии у детей с наследственными болезнями обмена (различные типы мукополисахаридозов, болезнь Фабри), инициировано исследование по проведению вакцинации у детей с рассеянным склерозом. Внедрены в практику молекулярно-генетические методы диагностики редких наследственных болезней для оптимизации тактики лечения на основе персонифицированного подхода.
Детский психоневролог: кто это, что лечит и когда обращаться
Психоневролог – врач, который занимается изучением взаимодействия между тем, что делает мозг человека, и тем, как он действует в жизни-эмоционально, физически, социально и так далее. Как правило, это детский врач. Для детей до 14 лет специализации невролог и психиатр объеденены в одну. В зависимости от диагноза, врач назначает соответствующую медикаментозную терапию.
Основная часть того, что делает нейропсихолог, это диагностическая область. Он более пристально рассматривает, почему люди действуют так, как они действуют, основываясь на том, как их мозг обрабатывает информацию. Нейропсихологи могут сами провести некоторую когнитивную реабилитацию. Большинство людей не думают обо всем, что делает их мозг, поэтому, когда он не функционирует должным образом, у них возникает чувство «я не чувствую себя самим собой», и они не совсем уверены, почему это происходит. Таким образом, нейропсихолог может сказать о том, почему это так, основываясь на результатах тестов, которые он проводит.
Когда следует обратиться к психоневрологу?
Примерами состояний, которые оценивает и лечит психоневролог, являются:
Детский аутизм. В последнее время эта патология среди детей стала встречаться намного чаще. Аутизм в чистом виде выявляется довольно редко, чаще всего к нему добавляются выраженные задержки в развитии, поведенческие нарушения, снижение умственных способностей. Если его выявить на более ранних этапах его развития, то в большинстве случаев удается достичь более высоких результатов от лечения. При игнорировании тревожных симптомов, аутизм может перерасти в детскую шизофрению или шизотипическое расстройство (более чем в 40% случаев)
Расстройства схожие с шизофренией и типичная шизофрения. Психические нарушения эндогенного круга чаще встречаются у школьников и подростков. Очень важно своевременно выявить данные расстройства и начать лечение, поскольку оно стремительно развивается
Как проходит прием у психоневролога?
На первой консультации врач изучает медицинскую историю пациента: перенесенные ранее заболевания, полученные травмы. Обязательно заносится информация о наличии психических и неврологических заболеваний у близких кровных родственников. Врач расспрашивает пациента о симптомах, которые беспокоя человека: как давно они возникли, как часто проявляются, какова их длительность и интенсивность.
Проводится неврологический осмотр – диагностика мышечного тонуса, тесты на координацию, скорость восприятия информации. Чтобы определить насколько точно и слаженно функционирует головной мозг, врач проводит с пациентом различные психологические тесты, во время которых используются графические материалы – таблицы, рисунки.
Методы лечения
Терапия патологических состояний неврологического и психического характера в большинстве случаев медикаментозная. Медикаментозная терапия включает прием таких препаратов, как антидепрессанты, адаптогены и нейролептики. Другие лекарственные средства назначаются для симптоматического лечения, чтобы как можно быстрее купировать клиническую картину и облегчить состояние пациента.
Психиатрические расстройства, не замеченные в детстве, могут в подростковом возрасте привести к патологическим изменениям личности, появлению странных идей, возникновению наркотической или алкогольной зависимости, а также навязчивым мыслям о суициде или прямым попыткам свести счеты с жизнью, поэтому очень важно своевременно обратиться к специалисту.
Нарушение психики у детей
Консультацию педиатра и аллерголога-иммунолога
Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.
Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.
Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.
При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).
Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет
Доктора данного направления
Распространенные нарушения психики у детей
К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.
На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.
Аутизм
Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.
Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Задержка психического развития
В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.
Умственная отсталость
Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:
В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).
Шизофрения
Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).
Клиническая картина у дошкольников:
Медицинская и психологическая диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.
Аппаратные методы
Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.
Детский психоневролог
Детский психоневролог – медицинский специалист, который совмещает в себе функции психолога и невропатолога. В сфере его деятельности – различные болезни и патологические состояния, появление которых связано с нарушением работы органов центральной нервной системы у маленьких детей. Занимается врач диагностикой и лечением врожденных патологий развития и функционирования головного мозга.
Психоневролог – сложная медицинская специальность, которая занимается лечением и корректировкой различных патологий у малышей. Этот врач помогает родителям найти ответы на волнующие вопросы относительно развития их ребенка.
Какие патологии входят в специализацию врача-психоневролога?
Отклонения в работе центральной нервной системы у детей носят врожденный и приобретенный характер. Их появление связано с нарушениями развития плода в утробе матери, полученными травмами во время родов, нестабильностью психики маленького ребенка, на которую большое влияние оказывает окружающая среда, воспитание.
Детский психоневролог занимается следующими патологическими состояниями:
В специализацию детского психоневролога входят также любые отклонения в умственном развитии ребенка и нарушение его социальной адаптации.
При наличии каких признаков необходимо показать ребенка врачу?
Отправляться на прием к детскому специалисту необходимо в обязательном порядке в тех случаях, когда роды прошли с осложнениями, либо женщина во время беременности переболела инфекционными или воспалительными заболеваниями.
Следующие признаки указывают на наличие патологий у ребенка, требующих корректировки детского психоневролога:
Для каждого возраста характерны свои признаки неврологических отклонений. Школьники могут внезапно начать отставать в развитии, плохо воспринимать информацию. У детей в возрасте от 5 до 8 лет проявляются отклонения в синдроме постоянного фантазирования.
В любом возрасте признаком развития патологий может быть чрезмерная подвижность и активность малыша или, наоборот, его повышенная утомляемость, нежелание чем-либо заниматься, апатия. У младенцев отклонения проявляются в постоянной плаксивости, плохом сне. При повышении температуры тела появляются судорожные сокращения мышц.
Показаться специалисту необходимо также в тех случаях, когда у малыша повышена агрессия, он отстает в учебе, развивается ночной энурез. Родителям не стоит пытаться самостоятельно решить возникшие с поведением ребенка проблемы. Если вовремя не диагностировать неврологическое отклонение, болезнь будет усугубляться и приведет к развитию тяжелых патологий в будущем.
Как проходит консультация у детского врача?
На первой консультации медицинский специалист проводит осмотр малыша, расспрашивает родителей о симптомах, которые их насторожили. Маме ребенка необходимо рассказать о том, как протекала ее беременность, были ли какие-либо осложнения во время родов, какими болезнями с самого рождения болел маленький пациент.
Для получения детальной картины состояния ребенка и диагностики причин развития того или иного отклонения назначается прохождение детального медицинского осмотра.
Работа детского специалиста требует наличия определенных навыков. Ко всем детям необходимо найти свой подход, разговорить маленького пациента, получить от него тот результат, на который ориентируется диагностика и лечение. Для того чтобы как можно быстрее наладить с маленьким пациентом нужный контакт, врач использует игровую форму общения.
Какие анализы необходимо сдавать?
Для постановки диагноза необходимо пройти медицинский осмотр, который включает следующие лабораторные анализы и инструментальные методы:
Диагностическая программа включает осмотр ребенка окулистом, хирургом, ЛОР-врачом. Проводятся тесты на оценку состояния и развития речи. При необходимости назначаются консультации с более узкими специалистами и дополнительные медицинские анализы.
Виды терапии
Методы лечения патологического состояния подбираются индивидуально, в зависимости от диагноза, степени тяжести клинического случая и возраста ребенка. Для получения быстрого и стойкого эффекта лечение проводится комплексное и включает следующие аспекты:
Исходя из тяжести клинического случая, терапия проводится дома, с регулярным визитом к врачу для прохождения различных процедур. В некоторых. особенно сложных, случаях лечение проходит в условиях больничного стационара, где ребенок находится под постоянным наблюдением врачей – терапевта, детского невролога, психиатра.
Занимается детский психоневролог и детьми, у которых отставание в развитии – малыш поздно начинает ходить и говорить, вызваны именно его нежеланием. Врач покажет родителям основные терапевтические и психологические приемы, которые направлены на стимуляцию малыша.
Рекомендации специалиста
Посетить детского психоневролога в первый раз рекомендуется в возрасте 3 месяцев от рождения. Различные патологии, которые появляются еще во время внутриутробного развития, могут не проявлять себя сразу, и только своевременная консультация специалиста поможет вовремя выявить аномалию и провести ее корректировку.
В первый год жизни приходить на консультацию к детскому психоневрологу рекомендуется в 3, 6, 9 и 12 месяцев, даже если никаких явных симптомов нет. Эти периоды жизни малыша являются самыми важными. Именно на данном этапе удается выявить возможные патологии и приступить к их лечению, избежав дальнейшего прогрессирования.
В целях профилактики различных заболеваний неврологического характера у маленьких детей рекомендуется как можно больше времени проводить на воздухе, заниматься спортом, приучить малыша к ежедневной зарядке.
Родителям необходимо уделять своему ребенку должное количество внимания, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким. Это чувство со временем может принять гипертрофированную форму и привести к различным неврозам и депрессивному состоянию.