учитель надомного обучения в коррекционной школе
Должностная инструкция учителя надомного обучения
Должностная инструкция учителя
надомного обучения
Утверждаю
Директор школы
_____________)
МОУ «Логовская средняя общеобразовательная школа
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Учителя надомного обучения
1.Общие положения
1.1. Учитель школы назначается и освобождается от должности директором школы.
1.2. Учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.
1.3 Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.4. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и Законами РФ, Уставом и нормативными актами Первомайского района Алтайского края Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.
Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
2.Функции
Основными направлениями деятельности учителя являются:
2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся и особенностей вызываемых заболеванием.
2.2. содействие социализации обучающихся формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
2.3.обеспечение базового уровня знаний по изучаемым в домашних условиях учебным дисциплинам.
2.4. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие учебные занятия на дому, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;
3.2 реализует применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом и расписанием занятий; использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
3.3. обеспечивает базовый уровень знаний по изучаемым в домашних условиях учебным дисциплинам.
3.4 выполняет правила и нормы охраны труда.
3.6 вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;
3.5 ведет в установленном порядке школьную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет оценки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные;
3.6 участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;
3.7 допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;
3.8 заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
3.9 соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;
3.10 соблюдает законные права и свободы обучающихся;
3.11 готовится в проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы, принятых в школе;
3.12 участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
3.13 поддерживает постоянную связь с родителями (лицами их заменяющими) обучающихся;
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Логовская СОШ» ___________
С инструкцией ознакомлена: _______________________________
Некоторые специфические критерии оценки профессиональной деятельности учителей, работающих по надомной форме обучения в школах VIII вида, для определения размера стимулирующих выплат
Уважаемый читатель! Предлагаемая мною статья может иметь практический интерес для администрации школ VIII вида, имеющих надомную форму обучения, конечно же, учителей, работающих с учащимися индивидуального надомного обучения, и председателей методических объединений соответствующего профиля. Она ни в коей мере не претендует на всеохватность заявленной темы, а является лишь изложением моего личного опыта работы и обсуждения данного вопроса с коллегами. В большей же мере данный материал является призывом к коллегам к обсуждению, исправлению и дополнению.
В чём же на сегодняшний день состоит эта специфика? Каков контингент учащихся, обучающихся на дому? Попробую коротко осветить эти вопросы. Надомное обучение регламентируется Постановлением правительства от 1996 года [4]. На основании данного Постановления, Минздрав РФ должен утвердить перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку-инвалиду обучатся на дому. Этот документ до сих пор не утверждён, в связи с чем, применяется старый нормативный акт от 1980 года [5].
В школе, где я работаю, более 30 учащихся, обучается на дому. Среди них значительное количество детей с тяжёлыми формами ДЦП, отсутствием экспрессивной речи и др. Они полностью зависимы в социально-бытовом плане. Детальная диагностика интеллекта таких детей затруднена. Конечно же, каждый ученик индивидуален, у них разные специфические проблемы. Описать эти проблемы в формате статьи невозможно, да я и не ставлю такой цели. Поэтому давайте возьмём конкретного ученика и попытаемся на его примере показать специфику работы учителя.
В целом же, для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости отсутствуют какие-либо учебники федерального уровня вообще. Учитель вынужден составлять учебные материалы для каждого ученика на каждый урок отдельно. Таким образом, сложилась ситуация, при которой учителю приходится частично выполнять функции учёных-методистов из профильных НИИ. Эта, без сомнения, высококвалифицированная работа зачастую остаётся в тени. Ведь что оценивается в первую очередь при распределении стимулирующих выплат: открытые уроки, мастер-классы, участие учеников в различных олимпиадах, конкурсах, праздниках и т.д., то есть то, что выигрышно смотрится публично. Всё перечисленное практически невозможно для учителя, работающего по надомной форме обучения. На проведение открытого урока требуется письменное согласие родителей, что, как показывает опыт работы, чаще всего нереально. Кроме этого, занимаясь индивидуально, ученики не адаптированы к работе в большой аудитории, часто болезненно реагируют на присутствие любого незнакомого человека, а многим это не рекомендовано по медицинским показаниям.
Нарисовать, сплясать, прочитать стихотворение, спеть также проблематично по состоянию здоровья. В силу выше указанных особенностей здоровья ученик НФО лишён возможности принимать участие и во внеурочных мероприятиях класса и школы. Лишь в редких случаях учащиеся НФО пассивно присутствуют на общешкольных мероприятиях.
Учитель НФО ведёт портфолио ученика, совместно с родителями организует индивидуальные экскурсии, помогает родителям определится в возможных направлениях профессиональной деятельности ученика, занимается с учеником внеурочной работой социального или творческого характера и, лишь иногда, результаты творческой деятельности ученика (под руководством учителя) могут быть представлены на конкурс. Таким образом, учитель частично выполняет обязанности классного руководителя, не являясь ими по штатному расписанию, хотя каждый ученик надомного обучения включён в список того или иного класса и формально имеет классного руководителя.
В большинстве случаев учитель работает дома у ученика и весь комплекс проблем выстраивания отношений с ним и его родственниками ложится только на плечи учителя. В школе, в случае необходимости, учитель может оперативно получить помощь администрации, психолога, социального педагога, медсестры, врача и т.д., что при НФО исключено.
Вот так, штрихами, я попыталась обозначить актуальность задачи разработки дополнительных специфических критериев оценки результативности деятельности учителей, работающих по надомной форме обучения.
Прежде чем составлять дополнительные критерии, я изучила большое количество материалов средних общеобразовательных и специальных коррекционных школ в сети Интернет, а также полученных от коллег «вживую». Оказалось, что обозначенная мной выше специфика работы учителей по надомной форме обучения в школах VIII вида нигде не учитывается. Должна отметить, что некоторые школы вводят постоянную надбавку для учителей надомного обучения, но это не является стимулирующей компонентой, которая призвана учитывать специфику и качество работы каждого сотрудника. По этой причине, мною были разработаны специфические дополнительные к общешкольным критерии, которые должны учесть обозначенные выше особенности работы по НФО. Предлагаемые мною критерии были обсуждены и одобрены на заседании методического объединения учителей надомного обучения нашей школы и переданы на рассмотрение администрации. Многие из них были приняты администрацией и будут учтены при расчёте следующих стимулирующих выплат. Теперь предлагаю их для всеобщего обсуждения.
Специфические условия труда
1. Особые психологические нагрузки, сложность и напряжённость индивидуальной работы с детьми-инвалидами.
Применяется ко всем учителям кратно количеству обучающихся.
2. Работа в особых условиях на дому у обучающегося (вне здания школы) без постоянной помощи специалистов: психолога, логопеда, социального педагога, врача психоневролога и администрации школы.
Применяется ко всем учителям, работающим на дому у обучающихся (вне здания школы).
3. Оказание комплексной помощи семье: консультирование родителей (законных представителей), других членов семьи по вопросам обучения, воспитания, семейной и возрастной психологии, социальным вопросам.
Применяется ко всем учителям, работающим на дому у обучающихся (вне здания школы) кратно количеству учеников.
4. Составление индивидуального календарно-тематического планирования на основе индивидуальной рабочей программы, учитывающего особые образовательные потребности ребёнка-инвалида, обучающегося на дому.
Применяется ко всем учителям кратно количеству обучающихся.
5. Разработка индивидуальной (авторской) программы обучения (ИПО).
Применяется ко всем учителям кратно количеству разработанных индивидуальных программ.
6. Разработка индивидуальных учебных материалов для учащихся с умеренной (F71) и тяжёлой (F72) степенью умственной отсталости.
Применяется ко всем учителям кратно количеству учащихся, нуждающихся в индивидуальных учебных материалах.
7. Компенсация времени на переезд от обучающегося к обучающемуся при наличии двух и более обучающихся.
Применяется ко всем учителям, работающим на дому у обучающихся (вне здания школы).
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся (в сравнении с предыдущим периодом)
1. Наличие у обучающегося индивидуальной положительной динамики.
2. Дополнительная психолого-педагогическая работа с обучающимися детьми-инвалидами детства, имеющими низкий уровень мотивации к учению.
Частичное выполнение должностных обязанностей классного руководителя
1. Участие обучающегося в социально значимых проектах, акциях, конкурсах и т.д. различных уровней.
2. Наличие и ведение портфолио обучающегося.
3. Внеурочная работа социального и творческого характера.
4. Организация и проведение индивидуальных экскурсий.
5. Отсутствие конфликтных ситуаций с родителями (законными представителями) обучающегося, в решение которых вовлекается администрация школы и/или вышестоящие инстанции.
6. Профориентация обучающегося.
Я не даю количественной оценки по каждому показателю критериев в баллах (или иной системе), поскольку каждое учреждение принимает данное решение самостоятельно.
Полагаю, будет не лишним, ещё раз обратить внимание читателя на то, что мною представлены лишь специфические, дополнительные к общешкольным, критерии, учитывающие специфику работы учителей надомной формы обучения. Общешкольные же критерии оценки результативности профессиональной деятельности учителя НФО учитываются в обычном общешкольном порядке.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений” (Российская газета, 13 августа 2008 г. № 170 (4727).
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 “Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях” (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2008 г. № 11080).
4. Постановление Правительства № 861 от 18.07.1996г. “Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели”.
5. Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 “О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы”.
6. Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы». М.: ВЛАДОС, 2007.
Конкурсная статья «Особенности работы учителя индивидуального обучения на дому с семьями обучающихся коррекционной школы VIII вида».
Семья является первым социальным обществом человека, в котором он развивается, учится всему, где закладываются основы личностных качеств. Затем школа продолжает эту миссию. Семья и школа являются общественными институтами становления личности человека, стоят у истоков формирования нашего будущего. Но всегда ли семья и школа понимают друг друга, умеют взаимодействовать?
Достижение тактичного и терпеливого взаимодействия с родителями школьников, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности – одна из основных задач педагога.
Я работаю учителем индивидуального обучения в коррекционной школе VIII вида с детьми – инвалидами по медицинским показаниям обучающимся на дому. Каждое моё посещение ученика предполагает встречу и общение с его семьёй. Поэтому необходимо с первых дней установить с родителями добрые взаимоотношения.
Каким образом это можно сделать? Прежде всего, чтобы работать в школе, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо их любить. Педагог должен любить детей и уважать родителей независимо от особенностей ребёнка, качества его учёбы и дисциплинированности, от социального статуса и пр. Учитель должен уважать личность ребёнка, знать его интересы и стремления, уметь вовремя прийти на помощь. И родители, и ребёнок чувствуют искреннее расположение учителя, и платят ему тем же. Даже высокая требовательность и строгость учителя должны сочетаться с любовью.
Работу с родителями начинаю в самом начале учебного года (в августе – сентябре). Прошу родителей помимо традиционных сведений рассказать об интересах ребёнка, любимых занятиях, любимых играх, книгах, о домашних обязанностях; интересуюсь, кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка, как ребёнок ведёт себя в общении с посторонними людьми, другими детьми и т.п. С целью предотвращения трудностей в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьёй пытаюсь выявить с помощью родителей положительные черты и недостатки ребёнка.
Затем знакомлю родителей со своим видением воспитания детей, требованиями к процессу воспитания и обучения.
В процессе работы выявляю имеющиеся проблемы родителей в воспитании ребёнка; интересуюсь, какую консультацию они хотели бы получить. Общую проблему нескольких семей предлагаю обсудить на школьном собрании. Для решения индивидуальных проблем даю советы из опыта работы, подбираю соответствующую литературу, организую встречи со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, логопедом, с другими родителями, которые сталкивались с подобной проблемой.
При общении с родителями стараюсь всегда придерживаться следующих правил:
Первая категория – «участливые» семьи, которые обеспечивают необходимые условия для обучения, комфортные ребёнку и учителю. Организуют рабочее место, приобретают школьные принадлежности, нужный дидактический материал, выполняют с ребёнком домашние задания, выполняют рекомендации педагога. Они реально оценивают возможности своего ребёнка, понимают, что совместными усилиями школы и семьи можно достичь положительных результатов. С такими родителями легко и приятно взаимодействовать.
Для этого надо показывать все, даже малейшие продвижения в развитии, воспитании, обучении их ребёнка, обращать их внимание на проявление ребёнком положительных качеств в различных ситуациях. Недопустимо сообщать родителям только о педагогических трудностях, о слабых достижениях ребёнка, недостойном поведении. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения, чтобы у родителей опускались руки, ожесточалось сердце, а у детей угасало желание быть хорошим.
В нашей школе обучаются дети и из неблагополучных семей. И мне нередко приходится до родителей доносить мысль о том, что условием счастливого детства ребёнка, источником благополучия в семье является любовь родителей к своему ребёнку. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их нехватку. Ребёнок должен быть уверен, что любим, что у него есть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от всяких невзгод, что он тоже может любить безгранично. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство душевного покоя, защищённости. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, выбирает друзей, увереннее идёт по дороге жизни. Любовь, доброта, нежность, ласка, которые ребёнок получает в детстве, в последующем помогут ему в решении сложных жизненных задач.
Третий тип семей – «требующие» быстрых и высоких достижений в обучении ребёнка. С такими родителями приходится сложнее всего. Родители часто «присутствуют» на уроках: либо садятся рядом с ребёнком, либо оставляют открытой дверь, находясь в соседей комнате или, просто напросто, подглядывают в щёлку двери. Они часто неадекватно, завышено оценивают развитие своего ребёнка, его способности. А при отсутствии видимых результатов после нескольких уроков, начинают винить учителя в некомпетентности, просят «поменять на другого». В то же время, домашние задания с ребёнком они чаще всего не выполняют, объясняя это тем, что «ребёнок их не послушался, отказался», «не смогли его заставить», «он сидит и занимается только с учителем» и т.п.
Особенность детей с ОВЗ (с умственной отсталостью) состоит в том, что результат кропотливого труда учителя не всегда сразу виден, это может произойти и через довольно длительное время (в зависимости от медицинского диагноза). Приходится очень тактично показывать родителям, что ребёнок «особенный» и возможности его «особенные», поэтому результаты отличаются от ожидаемых.
В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребёнка близким и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали.
Надомное обучение в коррекционной школе 8 вида
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-1381432
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учитель надомного обучения в коррекционной школе
Модератор
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: 🙂
Модератор
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме
Участник
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26-1-07
Пользователя нет на форуме
А как обстоят дела с программой? Вам ее предоставили? Рассказали, чем будут заниматься? Может быть спрашивали совета или чотябы выяснили сначала, сто Полина умеет делать, чем интересуется? Есть ли план занятий? Его с ВАми обсуждали?
Модератор
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме
Цитата: |
Исходное сообщение от oggi А как обстоят дела с программой? Вам ее предоставили? Рассказали, чем будут заниматься? Может быть спрашивали совета или чотябы выяснили сначала, сто Полина умеет делать, чем интересуется? Есть ли план занятий? Его с ВАми обсуждали? |
Не знаю даже, есть ли какая-то программа для занятий с Полей. Нас ведь взяли в виде эксперимента. По крайней мере я её не видела :). План занятий тоже со мной не обсуждали. Хотя я с учительницей разговариваю. пытаюсь рассказать, подсказать что-то.
Участник
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 2-12-06
Откуда: Подмосковье
Пользователя нет на форуме
Цитата: |
Исходное сообщение от мамаПоли . То есть она должна приходить 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ. . То она легла в больницу, то у неё ангина, то ещё какие-то веские причины. После первого пропуска она говорила что-то типа: «приду заниматься на каникулах», потом говорить об этом перестала. |
Модератор
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме