учимся писать иконы дома
Начинающему иконописцу
Первый этап непосредственно живописной работы — роскрышь — прокладка основных тонов. Используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение движков — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии иконописания следует роспись одежд, волос и прочих деталей творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.
Начинающим иконописцам
Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись — это не просто искусство, это искусство церковное.
Икона — это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.
Цвет в иконе и его использование
Свет в иконе. Фаворский свет и исихазм
Говоря об иконах, нужно сказать и о «светоносной благодати Христа«.
Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме — учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью — божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет.
Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он — «неизреченно сияющий».
В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. «. взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. ХУП,1-3).
Прямая и обратная перспектива
Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и «небесных» существ и предметов.
Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире.
Важнейшим фактором, объясняющим «правдоподобность» европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы.
Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры.
Время в иконе
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для «адаптации» в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.
Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым.
Разный подход к тому, что такое время, в значительной степени определил разницу в отношении к миру, к происходящим в нем событиям, к роли человека в этих событиях и, как следствие, к целям, смыслу и возможностям изобразительного искусства, которое в Византии и на Руси было религиозным и преимущественно оставалось таким еще и в Западной Европе. Это в свою очередь непосредственно сказалось в формировании принципиально разных изобразительных приемов, использовавшихся художниками Западной Европы и иконописцами православных стран.
Краткий порядок работы над иконой
На доску с выбранным углублением — «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока».
Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас».
После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.
Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.
Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей — всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.
Что такое икона
Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись — это не просто искусство, это искусство церковное.
Икона — это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.
Художественная форма иконы
Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.
Традиции иконописания
Заметим для себя, что иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т.п.
Итак, прежде всего икона — это не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений. «Я не от мира сего (Ин. 8, 23), — сказал Божественный Основатель и Глава Церкви, — царство Мое (т.е. Церковь) не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поэтому как природа Церкви, так и все ее установления неотмирны: их назначение и конечная цель те же, что и у Церкви, — спасение мира, то есть воспитание человека во времени для вечности, приведение его к благодатному общению с Богом, к богоуподоблению.
Техника иконописания
Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность процесса писания иконы выработана вековой практикой древних иконописцев. Она почти всецело применяется и современными мастерами и изменению не подлежит, а потому начинающие иконописцы должны придерживаться ее со всей строгостью.
В последующем изложении приведено описание необходимых для иконописного дела материалов, а также приемов писания икон по древней традиции.
Однако техника иконописи имеет свою историческую жизнь: со временем появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливались, изучая их и применяя на практике.
Структура иконы
1. Основа
В качестве основы в станковой живописи наиболее часто используется дерево и холст. Так же используется бумага, картон, камень, металл, стекло и т.д. В монументальнойстены и своды зданий, и нижние слои штукатурки.
2. Грунт
функции грунта :
обеспечить связь красочного слоя с основой
организация поверхности (цвет, фактура, толщина)
проклейка которая изолирует основу
одного или нескольких слоев грунта, который в свою очередь может быть одного или нескольких составов и цвета.
Писание иконы
Основные приемы, характерные для искусства иконописания, сами собой вытекают из его содержания.
1. Иконописный образ — это, прежде всего, образ на плоскости[3]. Могут ли такие понятия, как молитва, бесстрастие, богословие, совмещаться с какими бы то ни было представлениями о земной пространственноти? Какая может быть речь об иллюзии там, где задачей стоит наибольшее приближение к высочайшей Истине? И иконописец развертывает всю свою композицию, строго подчиняя ее плоскости доски или стены.
2. Средства живописи — линия и краски — не исполняют никакой служебной роли, они сами конкретно участвуют в создании образа. Линией древний иконописец владел в совершенстве: в иконе мы видим ее и мягкой, и угловатой, и плавной, и графически тонкой, а местами и монументально-сочной. Она во всем подчиняется какому-то внутреннему, высокоразвитому чувству ритма и особое значение приобретает в контурах фигур и отдельных плоскостей.
3. Из красок для иконописи издревле избрана темпера, и не случайно.
Основы иконописи
Иконописьискусство проникнутое отвлеченной символикой и духовностью. Отличается строгими канонами как в исполнении (технике написания), так и в сюжетах. Выполняли преимущественно на доске (реже на холсте и др. основах) темперными красками (более поздние иконы писались и маслом). Допускалось совмещение разновременных моментов в пределах одной композиции и разномасштабность композиции. Как правило, иконы не подписывались автором. До нас дошли лишь имена мастеров, характеризующие наивысшие достижения иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, изографы Строгановской школы). После ХVII в., в связи с развитием светского искусства, значение и художественная выразительность иконописи уменьшаются.
Кто может писать иконы
Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Собор не оставил без внимания и грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду.
Как стать иконописцем
Являясь священным предметом, икона лишена любых элементов вольности не только в своем содержании, но так же в языке художественных форм и живописной технике. Эта позиция иконописания, сформулированная седьмым Вселенским Собором в Нике (787 г. после Р. Х.), определила догмат иконопочитания.
Вовремя VIII века, Константинополь мог гордиться процветающей и разнообразной художественной культурой. Она стала образцом и каноном для иконописи Православной Церкви. Во времена иконопочитания Святые Отцы Церкви так же говорили и о техники изображения.
Иконописный образ
Приемы выявления иконного образа через высветления и притенения отдельных деталей — горок, палаток, одеяний, ликов и пр. — так же традиционны, как традиционны приемы заготовки досок, наложения позолоты, закрепления изображения олифой.
Итак, иконопись есть преимущественно искусство традиции. И эти выработанные древностью традиции передаются иконописцами из рода в род, из поколения в поколение, вплоть до наших дней.
Виды конструкций иконы
Форма и размеры иконных досок разнообразны и зависят от композиции иконы, ее назначения (для иконостаса, домашняя, элемент деисусного ряда и т.п.), Форма и размер икон со времени их появления неоднократно претерпевали изменения, поэтому по ним можно приблизительно определить время написания иконы (конечно при этом обязательно следует учитывать и другие ее особенности).
Как научиться писать иконы и нужно ли для этого благословение
Православие плотно ассоциируется с иконами. Всевозможные ангелы, святые, их сложная символика — это целый мир, в который интересно погружаться. При этом очевидно, что иконы пишутся по каким-то иным законам, нежели обычные художественные картины. Что делать человеку, который захотел освоить этот навык?
Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира
Иконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать.
И на то есть несколько причин:
Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином.
В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт.
Икону пишут по канонам. Взять и написать какую-то интересную икону — это хорошая инициатива, но она мало где востребована
Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные».
Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников.
Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе?
Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.
Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению. Фото: hram-olgi.ru
Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:
«Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно.
Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком.
Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное».
А причина тут в том, что цель иконы — изобразить представления о духовном мире.
Многим ли художникам захочется отказаться от того, что привлекает их в искусстве? От творчества, стиля, убедительности? Нет. Поэтому, желание писать иконы очень быстро проходит у тех, кто за это берётся.
Впрочем, существует академический стиль написания икон. Он ближе к реализму, но всё равно имеет множество ограничений.
Чтобы писать иконы, нужно быть благочестивым человеком
Одно из важных условий для художников, пишущих иконы, — качества благочестивого христианина. Иконописец Дмитрий Юдов рассказывает двух подходах к написанию икон:
«Есть формальный путь, когда действительно даже не умеющий рисовать человек может что угодно изобразить, подписать, и формально это будет называться иконой.
Но есть духовный путь, где все должно происходить по благословению, с молитвой, с соблюдением поста. Ну и, конечно, для того чтобы рисовать святые лики, надо как минимум хорошо рисовать.
Есть в истории иконописи исключения – иконописцы-самоучки, которые без серьезного изучения живописи писали иконы.
Это были люди очень молитвенные, духовные, и из-за чистоты сердца у них получались хоть и немного топорные, но очень одухотворенные образы. Но это исключения».
Монахиня Иулиания (Соколова) писала:
«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.
Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.
Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».
Но на практике всё не так жёстко. Художник Константин Охотин делится:
что мы православные,
что бы ты ни делал,
Иконы можно писать самому, но лучше получить благословение священника
Для того чтобы писать иконы, которые будут признаны таковыми православной церковью, нужно благословение священника. Ему следует показать свои работы.
А если не одобрит? Можно ли рисовать иконы самому и для себя? Можно, но с православной точки зрения они будут считаться картинами, а не иконами.
На видео ниже протоиерей Андрей (Федосов) подробнее раскрывает эту тему:
Чтобы научиться писать иконы, надо изучить их символику и скопировать множество образов
Начинающим иконописцам стоит брать канонические образы и копировать их. Так, собственно, поступают и живописцы с полотнами мастеров. Нужно присмотреться к этому миру, его законам, техникам. После визуального ознакомления предстоит понять символический уровень.
Роспись храма — это разновидность иконописи. На фото художник Николай Цилсавидис за работой. Фото: pravoslavie.ru
Не только детали одежды, но и выбор цвета имеет важное значения для образа. Голубой цвет может символизировать чистоту на одних иконах, а на других обозначать Тело Христа. Само собой, неуместное применение цвета искажает образ. Так что важно изучать каноны, ибо иконопись опирается на традицию.
Иконопись можно освоить по книгам, либо выучиться в монастыре, школе искусств, при церкви и т.д.
Есть несколько способов, как научиться писать иконы правильно.
Получить образование. Самый надёжный способ освоить это искусство — пройти обучение на кафедре иконописи, где всё расскажут и покажут по специальной программе.
Научиться у мастера. Есть немало мастеров, которые вполне могут взять себе добросовестного ученика. Кто-то работает в школах, при храмах и т.д. Кто-то пишет иконы для себя. Но найти такого мастера всегда реально.
А дальше уже — как договоритесь. Учитель всегда способен указать на ошибки. Но возможны две проблемы: мастер может что-то забыть рассказать, а также не факт, что этот человек действительно насколько компетентен, как кажется.
Освоить специальные материалы самостоятельно. В интернете немало предложений дистанционного обучения. Есть видеоматериалы для желающих. Книг по иконописи в православии — целый вагон.
Но тут свои подводные камни: никогда не знаешь, насколько хороши твои учителя и всегда есть риск, что в книге не будет какой-то важной информации. К тому же учебники часто дублируют друг друга. Штудировать четвёртый подряд самоучитель будет утомительно.
Отличное подспорье для начинающего — серия уроков студии Олега Торопыгина. Ниже представлено видео с первой серией:
Для разнообразия можно изучить и пример пошагового написания иконы Иисуса Христа на канале ALF OMEGOV:
А освоить придётся много: стили, каноны, техники, инструменты, материалы и т.д. Но всё же такие уроки иконописи для начинающих — это лучший вариант. Проще попробовать свои силы сразу дома. Если не получится, это не так обидно, как в случае разочарования уже в университете.
Написание икон не гарантирует крупного заработка, хотя он возможен
Сколько можно заработать на иконах? Пожалуй, всё зависит от количества работ, усердия и спроса на них. Теоретически можно заработать немало. Иконописец Дмитрий Юдов говорит:
«Если все время писать иконы дорогие и тратить на них немного денег, то, наверное, можно разбогатеть.
Но работа требует времени, а с ним у меня как раз проблема, потому что у меня семья и у семьи есть свои потребности. Это тоже правильно.
Потом сами заказы абсолютно разные – одно дело ты написал большую и простую икону, другое – маленькую, но сложную, которая займет больше времени и участия.
А по цене они могут быть равноценны или даже сложная икона будет дешевле. Все по-разному. Есть, конечно, иконописцы, которые пишут исключительно иконостасы – там и порядок цен другой.
До сих пор я написал четыре иконостаса, сейчас в работе еще два — один огромный, другой совсем малютка».
При этом нужно учесть, что на написание иконы уходят дорогие расходные материалы. Дмитрий Юдов продолжает:
«Книжка сусального золота стоит 3600 рублей. В среднем на большую икону может потребоваться полторы-две книжки сусального золота.
Потом я пишу на минералах — натуральных пигментах, на основе которых делаются краски, там даже есть перетертые в порошок полудрагоценные камни.
Ну, допустим, обычная охра на основе глины, но благородного или редкого оттенка может стоить как огромный набор дорогих масляных красок».
Начинающие могут учиться на простых материалах: карандаш, краски, пастель и т.д.
Настоящие иконы создаются тяжело. В процессе работы требуются яичная эмульсия, специальный грунт, сусальное золото, водяная баня, олифа. Ясно, что уроки для начинающих с такими материалами нецелесообразны.
Поэтому тем, кто лишь начинает интересоваться, как рисовать иконы, стоит попробовать более экономичные и простые пути.
Отличная альтернатива — рисовать иконы карандашом, акриловыми (масляными, гуашевыми, акварельными) красками, пастелью, углём. Кому-то может понравиться вышивка икон бисером, либо раскраска по цифрам.
Всё это — не тот глубокий процесс иконописи, который используется православными мастерами, но для ознакомления вполне сгодиться.
Карандашный эскиз очень далёк от полноценной иконы, но это важный этап обучения. Фото: mysonnik.com
Ясно, что это будет далеко не та лицевая поверхность, на которую приятно взирать в храме. И вряд ли эту икону можно будет назвать святыней. Но ведь большинство из нас просто хочет нарисовать святой образ. Так что такой вариант приемлем.
А что же касается тех людей, которые решили связать жизнь с иконописью, им предстоит много времени потратить на обучению этому искусству у мастера или в университете.