Снегурочка русская народная сказка чему учит
Смысл сказки «Снегурочка»
Книгу о чуде, которое скрасило долгую зиму и исчезло весной, нам читали в раннем детстве. Теперь уже трудно вспомнить, о чём сказка «Снегурочка». Существует три истории с одинаковым названием и похожим сюжетом. Все они рассказывают о чистой и светлой девочке, погибшей и превратившейся в облако или лужицу воды.
О чём написана сказка
В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.
В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.
В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.
Суть сказки
В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.
Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.
Значение для детей
Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.
Чему учит сказка
Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.
Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.
Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.
«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.
Русская народная сказка «Снегурочка»
Читательский дневник по русской народной сказке «Снегурочка»
Жанр: волшебная сказка.
Главные герои: Иван, Марья, Снегурочка.
Второстепенные герои: девки.
Характеристика главных героев:
Иван и Марья — бездетные старики.
Стали заботливыми и любящими родителями.
Снегурочка — девочка из снега.
Грустная и печальная.
Характеристика второстепенных героев:
Девки — беззаботные, весёлые.
Краткое содержание сказки «Снегурочка»
У стариков Ивана да Марьи не было детей и они очень грустили.
Зимой они слепили девочку из снега, и она ожила.
Девочка быстро выросла, была смышлёной и наблюдательной.
Но когда пришла весна, стала часто грустить и прятаться в тень.
В конце весны девки позвали её прыгать через костёр.
Снегурочка прыгнула и исчезла.
Очень грустили по ней её родители.
План сказки:
Основная мысль произведения «Снегурочка»
Главная мысль сказки в том, что радость не вечна.
Основная идея произведения в том, что всё хорошее когда-нибудь заканчивается.
Чему учит сказка
Учит радоваться жизни здесь и сейчас.
Учит осторожности и предусмотрительности.
Учит ценить минуты счастья.
Краткий отзыв по сказке «Снегурочка» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что нельзя даром тратить время.
Нужно радоваться каждому моменту, любой минуте.
Это интересная и печальная сказка.
В ней рассказывается о том, как жила и погибла девочка из снега.
Мне очень нравится Снегурочка, потому что она была доброй и умной, но такой печальной. Мне жаль, что она растаяла, когда прыгнула через пламя.
Я всем советую прочитать эту историю и научиться дорожить своим временем, не тратить его на пустяки.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно:
Оглянулись они в испуге: нет никого. Смотрят друг на дружку и не видят между собою Снегурочки.
— А, верно, спряталась, шалунья, — сказали они и разбежались искать её, но никак не могли найти. Кликали, аукали — она не отзывалась.
Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Волкова Анастасия Владимировна.
Предмет: литературное чтение.
УМК: «Перспектива», хрестоматия для 1-4 классов.
Тема: «Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование : хрестоматия для 1-4 классов, рабочие тетради, электронная презентация, раздаточный материал (иллюстрации к фрагментам текста)
Цель: научить детей понимать основную мысль текста, определять нравоучительный аспект сказки.
Предметные. Учащиеся научатся понимать различия авторской сказки и народной. Продолжат совершенствование техники чтения, умений работы с текстом. Научатся сопоставлять содержание смысловых частей текста с художественными иллюстрациями. Научатся восстанавливать хронологическую последовательность действий литературного (фольклорного) произведения.
Личностные. Обучающиеся будут развивать художественно-эстетический вкус и интерес к фольклору и литературе, развивать эмоционально-нравственную сферу.
Приветствие, настрой на учебную деятельность.
2. Речевая разминка.
На слайде презентации пословицы и поговорки про сказку, которые учащиеся читают.
1.Сказка – ложь, да в ней намек.
2.Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.
3.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
4.В сказках всё есть, да в руках ничего нет.
5.Красна сказка складом, а песня – ладом.
После чтения учитель обращается к классу: «Ребята, как вы понимаете значение пословицы под номером 1?». (Вывод: В сказке описываются вымышленные события, которые не могут произойти в реальной жизни. Но любая волшебная история, представленная в сказке, нас чему-то учит.)
3. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Учитель: «Ребята, давайте проверим, как хорошо вы поняли отрывок сказки, прочитанный дома. На слайде перед вами несколько иллюстраций к тексту. Расскажите, пожалуйста, какие события изображены на каждой из них»
Учащиеся отвечают, вспоминают действия в сказке, главных героев, последовательность событий.
Вопросы уточняющие, наводящие:
— Что расстраивало деда с бабой? (всего у них было вдоволь, а самого главного – деток не было)
— Какой выход они нашли для себя? (решили слепить они себе дочку)
— Какая дочка у них получилась? (красивая, живая, глазки голубые, роток из алой ленточки)
— В какое время года слепили себе дед с бабой Снегурочку? (зимой)
— Что наступило после зимы? (весна)
— Как Снегурочка отнеслась к приходу зимы? Почему? (заскучала, невесела стала. Все ребята радовались, а снежная девочка все грустила, плакала. Тепло она не любила, по зиме и холоду скучала)
4. Постановка проблемного вопроса. Введение в тему урока.
Учитель: «Ребята мы с вами успели узнать, что Снегурочку слепили из снега дед с бабой. Девочка получилась ладненькая. Но вот уж очень не любила тепло, приход весны ее очень расстроил. На последней иллюстрации мы видим, как все ребята радуются, хороводы водят, а Снегурочка в тенечке прячется и грустит. А что же будет дальше? Как вы думаете?»
Обучающиеся строят свои предположения.
Учитель: «Молодцы. Сколько много возможных вариантов развития событий. Давайте сформулируем тему нашего урока?»
Тема урока: «Продолжение знакомства с русской народной сказкой «Снегурочка»».
Учитель: «Скажите, а чем отличается народная сказка от авторской?»
Обучающиеся: «У авторской есть автор. Ее написал писатель. А народную сказку придумал народ, коллектив. Люди, которые не были писателями»
Учитель: «Молодцы. А теперь вспомним, какая одна из главных особенностей сказки, которая отличают ее от любого другого литературного произведения?»
Обучающиеся: «Сказка нас чему-то учит».
Учитель: «Отлично. Теперь сформулируйте цели нашего урока, пожалуйста»
Обучающиеся: «1.Дочитать сказку до конца. 2.узнать то, чему нас учит сказка «Снегурочка»»
5. Работа по теме урока.
Подготовка к чтению:
На слайде список слов, встречающихся в сказке. Словарная работа.
Лето красное – красивое лето
Велят – говорят, что делать
Венки плетут – украшение на голову из живых цветов
Хворост – засохшие и опавшие ветки деревьев
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
7. Продолжение работы по теме урока.
Чтение сказки (по две строки по цепочке, жужжащее чтение).
После чтения сказки, на экране появляется новый слайд с иллюстрациями к смысловым отрывкам текста в хаотичном порядке.
Учитель: «Ребята, обратите внимание на иллюстрации. Подумайте, какие события они отражают»
Дети объясняют своими словами каждый эпизод, после обсуждения ищут изображенные действия в тексте.
Вопросы к обсуждению гибели Снегурочки:
— Ребята, что случилось со Снегурочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и растаяла)
— Хотела ли Снегурочка прыгать? (нет, она не хотела, боялась)
— Почему же она тогда решилась прыгнуть? (ее уговорили девочки. Все прыгали, веселились. Снегурочка не хотела отличаться от подруг, как-то выделяться)
— К чему привело ее желание, быть похожей на подруг? (к ее гибели)
— Как вы думает, чему учит нас сказка? (Сказка учит меня быть самим собой, не смотреть на других людей)
Вывод о том, чему учит нас сказка, дети записывают в тетрадь под диктовку.
8. Подведение итогов.
— Ребята, вы согласны с тем, что мы разные? Человек должен сохранить свою индвидиуальность, иначе, в погоне за всеобщим признанием мы можем потерять себя.
— Какую сказку мы сегодня с вами дочитали? Кто ее автор?
— Наша сказка подтвердила народную мудрость, с которой мы встретились вначале урока? (Сказка – ложь, да в ней намек.)
Выберите и продолжите предложение:
— После урока мне захотелось….
— На этом уроке мне было трудно…..
10. Домашнее задание.
Ученики получают листы с иллюстрациями из урока, расположенными в хаотичном порядке. Дома нужно их вырезать и вклеить в тетрадь в правильном порядке. (Приложение 1)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Снегурочка»
Евгения Севрюкова
Урок по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Снегурочка»
Урок по ознакомлению с художественной литературой
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» подготовительный класс
Цели: Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщиться к нему.
Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на картинки
Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста;.
Закрепить представления о временах года.
Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.
Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.
Старик и старуха грустные сидят.
Старик и старуха лепят Снегурочку.
Снегурочка-помощница по дому.
Снегурочка грустит весной.
Снегурочка прыгает через костер.
Снегурочка превращается в облачко и улетает, силуэты Снегурочки для раскрашивания, снежинки.
Лингвистический материал:Слова: снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снежки, снежные и др.
Текст русской народной сказки «Снегурочка».
Предварительная работа: Заучивание стихов
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Предлагаю детям сесть на свои места
-Какое время года сейчас?
—: Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
— Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.
Игра «Хлопни в ладоши»
Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нем слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши.
«Идет снег. Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки».
-Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.
2 часть. Основная часть.
— Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка»).
Сегодня я вам прочитаю сказку Р н «Снегурочка» Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать.
3. Чтение сказки
4. Игровая деятельность (Физминутка)
— А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу. (Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
— Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
— Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Снегурочка.
-Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».
-Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.
-Чему радовались старик со старухой?
Дети: Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.
-Какая была Снегурочка?
Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.
-Какая Снегурочка стала весной?
Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.
-Почему Снегурочка стала весной грустная?
Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.
-Куда пошла Снегурочка с подружками?
Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.
-Что с ней случилось в лесу?
Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.
-Почему она растаяла?
Дети: Потому что она из снега была сделана.
—: Эта сказка веселая или грустная?
Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.
-Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».
5. Прослушивание Оперы «Снегурочка»
— Ребята. Композитор даже сочиняли к сказке музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин.Запись: 1946 год.
Выйдем мы из—за парт.
Я с ним крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать.
Прыгать, бегать и играть.
А еще в снежки бросать.
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.
Показываю картинку. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.
— Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха грустные сидят.
— Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
Дети:Горе у старика со старухой было: детей у них не было.
— Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха лепят девочку.
— Вспомните, как об этом в сказке говорится?
Дети:Говорит старик старухе:
— А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?
— Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.
— А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.
-А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в руках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Логопед: Что вы видите на следующей картинке?
— Снегурочка сидит и грустит весной.
Логопед: А как это в сказке описывается?
Дети: Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.
— На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут:
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.
-А что вы видите на этой картинке?
Дети: Снегурочка прыгает через костер.
— Припомните, как об этом в сказке говорится? –
4. Художественно-творческая деятельность детей. Раскрась картинку. Раздаю раскраски Снегурочки
— А сейчас мы с вами раскрасим Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, послушав сказку, музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат карандаш, помогает советом (индивидуально).
С какой сказкой сегодня познакомились? (Снегурочка)
Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).Грустная или веселая сказка (и грустная,и веселая)
5 Дети читают стихи
От метели все бело!
Много снегу намело!
Мы из снега слепим бабу
Ребятишкам на забаву.
Бабка с дедом внучку лепят
Всю из снега – чудеса!
Разбудил весну этот стук.
И пришла весна – красна!
Вся растаяла она чЧудо девочка- краса.
В коробочках снежинки двух цветов.
— Приклейте на дерево голубую снежинку, если вы получили во время урока заряд хорошего настроения и узнали на уроке что-то новое.
-Ну и, приклейте фиолетовую снежинку, если вам урок не понравился, если у вас ухудшилось настроение. (Дети приклеивают снежинки).
Наш урок подошел к концу, но он не влияют на ход времени, и из года в год- осень сменяется зимой, зима – весной, за весной приходит лето, а за летом опять осень. И у каждого из нас есть время, чтобы сполна налюбоваться картинами всех времён года.
Всем, спасибо! Мне хотелось, чтобы этот урок вы запомнили. Дарю детям «Снегурочек» (звучит мелодия Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин.Запись: 1946 год.
Фотоотчет о театрализованной деятельности по русской народной сказке «Теремок» Полезным увлечением для любого ребёнка является театрализованная деятельность. Она способствуют общему развитию; проявлению любознательности,.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чудо-дерево» Конспект НОД Вид Интегрированное Тип Художественная литература Группа Средняя Форма проведения Подгрупповая ФГОС Интеграция образовательных.
Конспект НОД «Русская народная сказка «Маша и медведь» Испoльзуемые сoвременные oбрaзoвaтельные технoлoгии: игрoвaя. Цель: прoдoлжение изучения скaзки «Мaшa и медведь». Зaдaчи: • рaзвивaть.
Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия НОД Ознакомление дошкольников с литературой и фольклором, вторая младшая группа. Русская народная сказка «Маша и медведь».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери» Программное содержание. Познакомить детей с татарским народным творчеством. Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе «Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» Цели: познакомить со сказкой «Три медведя»; развивать умение внимательно слушать сказку, воспитание эмоциональной отзывчивости на средство.
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой детей 4–5 лет Тема: «Книга – источник знаний» Цель: Развивать интерес к книгам, речь (имеется конспект занятия) Тема: «В гостях у сказки». Цель. Продолжать.
Русская народная сказка «Колобок» (средняя группа) Автор: Жили-были старик со старухой. (Выходят садятся на лавочку) Дед: Бабка, испеки, ты нам, колобок. Бабка: Из чего я испеку, муки-то.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.