сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ

Технология работы учителя на уроке в классе с инклюзивным образованием

Технология работы учителя на уроке в классе с инклюзивным образованием.

Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Что бы глубже прочувствовать проблему семей, где живут дети с особенностями развития, предлагаю вам вспомнить старый мультфильм «Что случилось с крокодилом».

Если перенести этот сюжет в жизнь, то птенец – это «особый» ребёнок. Главная проблема «особого» ребёнка заключается в ограничении его возможностей. Он не может общаться со сверстниками, а иногда закрыт путь и к элементарному образованию. А так же возникает проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех, без исключения, детей, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, культуры, психических и физических возможностей.

Преимущества инклюзиидля детей-инвалидов весьма существенны:

• дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками. Эти дети имеют более насыщенные учебные программы, достигают больших результатов;

инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий,

В инклюзивном классе сверстники учатся уважать и ценить своих одноклассников. Помогая друг другу активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки, которые учат искренней заботе и дружбе.

урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала. Поэтому, пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т. к. они более самостоятельны, учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий.

На данном этапе урокаможно предложить детям с ОВЗ:

1) карточки с понятиями предыдущего урока (дети дают этим понятиям письменную характеристику);

2) карточки, содержащие слова-подсказки или предложения с пропущенными словами (чтобы детям было проще дать определение понятию);

3)карточка с заданием такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение);

4) карточки с практическими примерами;

5) словарная работа (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы, пазлы со словами из словаря).

На Основной части урока учитель приступает к объяснению новой темы для всех обучающихся. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы.

Все задания для детей с ОВЗ должны отвечать определенному алгоритму действий

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

учитель проговаривает само задание (т. е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц;

• пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем.

учитель проговаривает само задание (т. е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя;

• детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке);

•при проверки задания учитель может индивидуально проверить задание, подходя к каждому ребенку.

Урок в инклюзивном классе, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

Учителю всё время надо помнить,что:

• одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на уроке меняем разные виды деятельности;

• начинаем урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

• интеллектуальные задания используем в середине урока;

• чередуем задания, связанные с обучением, и имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики);

• используем деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.

Схема урока в инклюзивном классе ориентировочно выглядит следующим образом:

-повторение предыдущего материала;

— поэтапное объяснение нового материала;

— дозированное выполнение заданий;

— повторение инструкции к выполнению задания;

-в зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер

— специальное оценивание уровня учебных достижений, которое включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. detsad 1335821 1584780229. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-detsad 1335821 1584780229. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка detsad 1335821 1584780229.«Подснежники». Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе На прошедшей неделе мне предоставилась возможность провести урок по ИЗО во втором классе. Если честно, я всегда думала, что ИЗО расшифровывается.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. detsad 1347347 1519743150. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-detsad 1347347 1519743150. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка detsad 1347347 1519743150.Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. detsad 1458320 1580024494. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-detsad 1458320 1580024494. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка detsad 1458320 1580024494.Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. detsad 266338 1453725021. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-detsad 266338 1453725021. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка detsad 266338 1453725021.Как мы учились готовить пирожное «Картошка». Фотоотчет об уроке технологии в 4 классе В программе курса «Технология» (Автор: Роговцева) есть интересный раздел «Кондитерская фабрика». Цели и задачи: • Знакомство с историей.

Карточка-задание по изобразительному искусству в 6 классе для учителя. Рисование с натуры «Осенний букет» КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ по предмету «Изобразительное искусство» (для учителя) Вид занятий: рисование с натуры. Тема урока: Осенний букет. Задание:.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. detsad 1268760 1522006582. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-detsad 1268760 1522006582. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка detsad 1268760 1522006582.Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. detsad 592276 1576698171. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-detsad 592276 1576698171. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка detsad 592276 1576698171.Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК «Перспектива». Инсценировка русской народной сказки «Лисица и волк». ФГОС в начальной школе.

Источник

Что такое Инклюзия. технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе

Что такое Инклюзия. технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе

Просмотр содержимого документа
«Что такое Инклюзия. технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе»

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img0. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img0. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img0.

Что такое Инклюзия. технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img1. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img1. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img1.

Каганов об инклюзии : «Школа должна уметь обучать всех». заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов 1 сентября 2016 года вступление в силу государственных стандартов образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

Что является «движителем» инклюзивных процессов?

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».

Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img5. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img5. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img5.

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)

и задержка развития слуха

и задержка развития интеллекта

и задержка эмоционально-волевой сферы

Основные диагностические признаки ЗПР

Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником

Признание ценности каждого ученика

Возможность адаптации образовательной программы

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img8. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img8. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img8.

Основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img9. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img9. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img9.

Принципы подхода к работе в инклюзивном классе

Индивидуальный подход к ребёнку не на словах, а на деле

Создание специальных образовательных условий

Освоение современных образовательных технологий

Освоение новых подходов к оценке достижений своих учеников

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img10. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img10. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img10.

Правила инклюзивной школы:

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы.

Педагоги, имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения:

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img16. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img16. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img16.

Методы организации учебного процесса в инклюзивном классе

Формы работы на этом этапе:

Помощники учителя: психологи, дефектологи, логопеды, родители,

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img17. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img17. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img17.

На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.

Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня.

Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать, если:

с первым этапом) главной задачей

становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.

Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img19. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img19. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img19.

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса

Формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей

Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:

-Покажи, как ты обратился к Игорю.

-Я стоял сзади и попросил его отойти в сторону. Учитель:

-Помнишь, мы говорили о том, что к Игорю надо обращаться, стоя к нему лицом, чтобы он тебя видел, иначе ему трудно понять, что ты ему говоришь.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img26. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img26. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img26.

Организация групповых видов активности

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img27. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img27. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img27.

Организация групповых видов активности

В дальнейшем обученный таким образом сопровождению

ребенок может обучить всех остальных.

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img28. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img28. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img28.

Формирование социальных навыков через подражание

Когда дети могут учиться, например, на физкультуре, в одном темпе совершать одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее.

Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img30. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img30. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img30.

Учитель обращается с запросом В ПМПк

Специалисты проводят углублённое обследование ребёнка и дают рекомендации

Родители выполняют рекомендации

Учителя выполняют рекомендации

Специалисты создают ИОП

Учитель создаёт адаптированную программу на основе ИОП

сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. img31. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ фото. сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ-img31. картинка сколько этапов можно выделить в работе учителя образовательной инклюзивной организации ответ. картинка img31.

Этапы работы по преодолению возникшей проблемы.

Спасибо за внимание!

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

Источник

Консультация «Технологии инклюзивного образования» из опыта работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Учитель начальных классов

Айваседо Марианна Гордеевна

Технологии инклюзивного образования.

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в организации инклюзивного образования (ИО). Рассмотрим технологии организации инклюзивного образования. К таким технологиям относятся:

технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл);

технология включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу);

технология организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах (отечественный подход);

технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей (Н. Н. Зубарева, И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина);

технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии;

технология социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ (по Е. А. Мартыновой).

Рассмотрев все технологии организации ИО, я выделила для дальнейшей работы технологию создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей. Автор данной технологии Дэвид Митчелл. Дэвид Митчелл, говоря о развитии инклюзивного образования, считает важным наличие комплекса условий, выполнение каждого условия является обязательным. В противном случае, идея инклюзии будет профанирована.Эти условия он выразил в виде формулы:

ИО = В + О + 5К + П + Рс + Рк

Расшифруем ее и дадим определение каждому знаку.

• В – видение. Это приверженность основным принципам ИО и готовность к его введению. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного коллектива для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

• О – Определение в школу. Включение детей в общий учебный процесс, а не сегрегация по способностям (в специальные школы, в специальные классы).

• 5К –это 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.

Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой сталкиваются педагоги.

Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки» учеников. В случае использования оценки для «сортировки», учащиеся с особыми образовательными потребностями неизбежно окажутся худшими, получив «клеймо» неудачников и снижение мотивации. Такие дети, как правило, вытесняются из школы. В инклюзивнойшколе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Т. е. оценка должна давать информацию о том, каковы достижения у ребенка, какие трудности в обучении он испытывает и в чем их причины. Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или проблемы ученика.

Адаптивное преподавание: ИО требует от педагога владения широким набором стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик, разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.

Признание права на инклюзивное образование. ИО основано на том, что все педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и необходимые для этого дополнительные ресурсы.

• П – поддержка. ИО требует поддержки со стороны команды профессионалов (психологи, логопеды, специальные педагоги, инструкторы ЛФК, социальные работники, врачи, координатор специального образования, который консультирует обычных педагогов школы, а также помощники учителей. Важна поддержка и помощь со стороны родителей.

• Рс –Ресурсы: все ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями, как, правило, сосредоточены в системе специального образования (особенно, если она хорошо развита). Это – материальные средства, подготовленные кадры, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Необходимо перераспределить эти ресурсы, как это делается во многих странах, на основе принципа «ресурсы идут за учеником».

Рк- руководство: для того, чтобы все перечисленные компоненты ИО работали,необходимо руководство на всех уровнях: правительственном, региональном, местном, а также на уровне директоров школ и учителей. Все участники процесса должны понимать и уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность успешной реализации ИО. Руководители школ вместе с учителями несут ответственность за развитие инклюзивной культуры в своих школах.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Коррекционная работа достигается с использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения. Для повышения качества коррекционной работынеобходимо выполнять следующие условия:

1) формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

2) обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;

3) побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

4) установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

5) использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

6) разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

7) использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ

1. Технология разноуровневого обучения.

2. Игровые технологии.

3. Технологии Арттерапии.

4. Личностно-ориентированные технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

7. Технологии компенсирующего обучения.

8. Здоровьесберегающие технологии.

В классно-урочной системе и во внеклассной работе я применяю технологию разноуровневого обучения. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

• Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

• Учет структуры дефекта;

• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

• Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

• Соответствие коррекционной цели занятия;

• Учет принципа смены видов деятельности;

• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

К нетрадиционным методам в коррекционной работе с детьми с ОВЗ я применяю технологии арттерапии: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, рефлексотерапия и точечный массаж, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные. Эти технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Личностно – ориентированные технологии (Якиманская И. С., Амонашвили Ш. А.) в школе-интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе, в каждом классе начальной школы, имеется мобильный класс. Один час в неделю мои учащиеся занимаются, изучая предмет «Основы информатики». На своих уроках используя ноутбук, я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе и вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. В учебно –воспитательном процессе я использую:

компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

тестовые технологии (презентации);

аудиовизуальные технологии;

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Применение данной технологииимеет следующие преимущества:

исключается уравниловка и усреднение детей;

повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

создаются щадящие условия для слабых;

у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

повышается уровень «Я-концепции»ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам)реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *