Сказка город мастеров чему учит
Внутрижанровая полифония и подтекст в сказке Т.Габбе «Город Мастеров»
Антагонист в «Городе Мастеров», герцог, наместник чужеземного короля, по канонам сказки, чудовищен. Герцог является архетипическим горбуном. Как известно, в различных мифологических и пост мифологических культурах горбуны считались изначально, по своей природе, существами злыми, инфернальными, опасными для человека, им нередко приписывались вредительские свойства. В европейском фольклоре горбунами, как правило, являлись опасные для человека карлики, гномы. В отличие от горбатого, но жизнерадостного и дружелюбного метельщика Караколя, горбатый наместник Города Мастеров всегда серьезен и замкнут. Он имеет гротесковую внешность: маленький рост, «ноги сухие и тонкие, руки длинные», «лицо изжелта-бледное, как у человека, который живет взаперти», он похож на гнома. Местом обитания наместника является замкнутое инфернальное пространство: черные, похожие на катафалк, носилки или мрачная и пышная комната замка, украшенная тяжелыми драпировками. Несметное богатство, окружающее герцога, также усиливает его сходство с гномом. Вредительские функции наместника очевидны: во время его правления в Городе Мастеров происходят постоянные казни и аресты.
Развитие сюжета в произведении Т.Габбе происходит в соответствии с универсальной для сказки логикой. Здесь, повторимся, есть мотив «чудесного рождения» главного героя. Есть также мотив благого «пророчества» или «предвещания», которое обычно дается герою, когда он вступает на путь борьбы со злом. Бабушка Тафаро обещает Караколю: «Счастлив будешь, красив будешь, женишься на первой красавице в городе». Здесь есть ситуация «первого появления антагониста со стороны»: «Стук барабана. На площадь выходит барабанщик, потом отряд чужеземных латников. За латниками люди в расшитых золотом кафтанах несут наглухо закрытые носилки. Рядом с ними идет рослый угрюмый человек в темном кафтане и тяжелом плаще». Особо значим в контексте этого сказочного мотива сделанный автором акцент на чужеземность всей процессии и самого наместника, их постороннее происхождение. В пьесе Т.Габбе есть традиционные для сказки «обманы вредителя». Так, наместник подговаривает Клик-Кляка вырыть западню на тропинке в лес, по которой обычно ходит Караколь. Попав случайным образом в вырытую для Караколя яму, наместник обманывает героя, представляясь «хранителем печати его светлости» и обещает передать Караколю во временное пользование перстень-печать, если тот вытащит его из ямы. Однако, выбравшись из ямы, наместник вновь обманывает героя: он во всеуслышание обвиняет Караколя в краже перстня и отдает его под суд. В пьесе есть также мотив «последнего боя и победы»: Караколь убивает наместника, бросившегося на него с кинжалом, после чего восставшие мастера прогоняют чужеземцев из своего города. Наконец, финальная гибель Караколя и его последующее чудесное оживление с помощью магического меча также является составляющей основновополагающего сказочного сюжета.
Воссоздание средневекового хронотопа в «Городе Мастеров» заставило Т.Габбе привлечь сюда и соответствующий сюжетный и образный материал, а также ряд приемов литературы средневековой эпохи. Здесь, например, узнаются персонажи и реалии не только переработанной автором фламандской легенды о Городе Мастеров, но и других средневековых легенд.
Есть несколько факторов, заставляющих рассматривать образ Караколя из «Города Мастеров» Т.Габбе как образ литературного двойника Тиля Уленшпигеля, персонажа многих легенд, преданий эпохи Средневековья и Возрождения и широко известного русской читательской аудитории романа Ш. де Костера.
В легендах об Уленшпигеле, речь идет о героическом противостоянии Духа Фландрии чужеземному королю, в сказке о Караколе конструируется, в сущности, та же ситуация: Караколь героически противостоит наместнику короля, захватившему Город Мастеров.
Само балагурство Караколя и его поступки во многом напоминают уленшпигелевские. Как известно, Уленшпигель не раз сталкивался с различного рода высокопоставленными особами и не раз оказывался на грани смерти за свои шутки. Именно шутки в присутствии герцога (см., например, сцену возле «шляпочного дерева») и прямые дерзости (к примеру, после того, как Караколь узнает, что вытащил из ямы самого наместника, он называет его «ядовитой гадиной») вызывают у герцога желание любым способом избавиться от шутника.
Помимо включения легендарных средневековых сюжетов и декораций в художественную систему «Города Мастеров» Т.Габбе пользуется типичными приемами средневековой литературы. Одним из смысло- и жанрообразующих приемов подобного рода является намеренная аллегоризация произведения.
Становление аллегорического сюжета, параллельного и подобного общему сказочному, в «Городе Мастеров» происходит в рамках особого нарративного пространства: в ремарках или во вставных по отношению к основному тексту текстах песенок.
Ты видишь льва в гербе у нас, А в прежние века Он здесь охотился не раз И пил из родника.
В гербе ты видишь и змею, Опутавшую льва. Она жила в чужом краю, Когда была жива.
Но вот однажды в львиный дом Злодейка забралась И там серебряным клубком На камне улеглась.
Пришел домой косматый лев
Зажал в когтях, рассвирепев,
С тех самых пор у нас в гербе
Не знают отдыха в борьбе
Змея с могучим львом.
Нарративная отделенность аллегории от сказки подчеркивает параллелизм сюжетов.
Прием аллегории и использование художественных наработок средневековой культуры позволяет определить жанр «Города Мастеров» как сказку, включающую элементы средневековой аллегории.
Вторым и важнейшим, после блока заимствований из средневекового фольклора, в произведении Т.Габбе является блок заимствований из более поздней западноевропейской литературы. В «Городе Мастеров» (так же как и, например, в «Трех толстяках») есть явный шекспировский мотив. В предсказании бабушки Тафаро, данном Караколю в начале сказки, содержится примечательный момент: счастье, красоту и богатство Караколь получит только тогда, когда «маленький у большого меч из рук выбьет», «эта площадь лесом покроется». В связи с появлением лесной братии в городе та же самая бабушка Тафаро говорит, что «лес на городскую площадь пришел». Пророчество о движущемся лесе заставляет вспомнить пророчество про Бирнамский лес в шекспировском «Макбете».
Очевидно, что, моделируя художественный мир «Города Мастеров», Т.Габбе так же, как и Ю.Олеша в «Трех толстяках», сознательно использует литературные заимствования различного рода и создает политесктуальное коннотативное пространство. В «Городе Мастеров» доминирует материал европейской литературы. Такая намеренная аллюзорность вкупе с приемом смешения заимствованных сюжетов, символов, деталей определяет сказочную необычность, иллюзорность, художественному миру «Города Мастеров», и придает произведению Т.Габбе вид «европейской» сказки.
Однако «Город Мастеров» не ограничивается рамками «европейской» сказки. Как и Ю.Олеша в «Трех толстяках», Т.Габбе подключает к сказочному целому произведения смысловой и художественный ресурс историософской аллегории.
В рамках первого хронотопа сюжет «Города Мастеров» Т.Габбе представляется традиционным историческим сюжетом борьбы фламандских, фландрских свободных городов с королями Франции и Испании за собственную независимость.
Не менее важно для создания хронотопа современности в «Городе Мастеров» обозначение Дня города «майским праздником». Если следовать непосредственно языковой логике, то День Большого Мартина и всего сказочного города должен был бы приходится на март. «Майский праздник» выбирается Т.Габбе в качестве главного праздника явно не случайно. Учитывая трудовой образ жизни населения Города Мастеров, этот праздник неизбежно заставляет вспомнить Первое мая, день всех трудящихся, который в Стране Советов относился к наиболее культовым праздникам.
Наличие в «Городе Мастеров» Т.Габбе отсылок к современной действительности позволяет прочитывать сюжет оккупации Города чужеземцами, борьбы горожан за независимость и их финальной победы как сюжет Второй мировой войны. И, что чрезвычайно интересно, такая деталь сказки Т.Габбе, как совпадение дня, когда мастера свергли власть чужеземцев, с «майским праздником», в контексте исторических событий Второй мировой войны оказывается явной деталью-предсказанием. В этом плане неудивительно, что в советской действительности «Город Мастеров» было принято прочитывать как антифашистскую сказку.
Сказка-аллегория Т.Габбе, как и сказки-аллегории М.Цветаевой и Ю.Олеши, включает в себя наработки европейской народно-площадной культуры. Очевидна, например, установка автора на «зрелищность» (выбор драматической формы) и подключение ресурсов балагана (в просцениумах). С точки зрения наличия элементов народно-смеховой культуры, дополняющих аллегорическое целое «Города Мастеров», важна активность гротеска (вспомним, например, гротесковый образ наместника).
Урок внеклассного и семейного чтения. Т.Г. Габбе. «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Внутренняя и внешняя красота героев».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок внеклассного и семейного чтения в 6 классе.
Тема: Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Внутренняя и внешняя красота героев.
Цели: заинтересовать детей творчеством Т.Г. Габбе и побудить их к чтению произведений писательницы.
обучающие: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писательницы; углубить знания о драматическом произведении;
развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения драматических произведений по ролям, умения работы с иллюстрациями к тексту художественного произведения;
воспитательные: воспитывать понимание не только внешней, но и внутренней красоты человека, воспитывать любовь к своему городу, развивать чувство патриотизма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: эвристический, репродуктивный.
Приемы: рассказ учителя, словарная работа, использование наглядности, сопоставительный анализ, беседа, комментирование, составление характеристики персонажей, выразительное чтение, чтение по ролям.
I . Мотивация учебной деятельности учащихся
Слово учителя: ребята, вместе с литературными героями мы продолжаем наше путешествие в мир художественной литературы. Сегодня нас ждут не совсем обычные приключения, так как речь идет про драматическое произведение, про театр, для которого оно предназначается. В театре литературные герои оживают на сцене. Игра актеров заставляет зрителей жить жизнью героев произведения, переживать их приключения, плакать или смеяться, осуждать или сочувствовать. В далекие времена люди считали театральные представления важным государственным делом, увлекательным развлечением и сильным средством воспитания гражданина своей страны.
Сегодня каждый желающий из вас с может выступить в роли актера.
II . Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний
Слово учителя: давайте вспомним, что такое драматическое произведение и с каким похожим произведением мы уже встречались на уроках литературы в прошлом году? ( Драматическое произведение – это произведение, предназначенное для постановки в театре. Например, С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
Похожа ли эта сказка-пьеса на сказку-пьесу С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Да. Здесь тоже разговаривают звери, есть положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло).
Из чего же состоит драматическое произведение?
Состоит из диалогов и монологов.
Игра «Вспомни понятие». На основе предложенного определения дайте понятие из теории литературы:
Разговор двух лиц.( Диалог).
Расширенное высказывание одного лица.( Монолог).
Высказывание каждого персонажа в диалоге. (Реплика).
Замечание автора о месте и времени действия, поступках героев, их реакции. (Ремарка).
Части, на которые делится пьеса (Действия и картины).
Слово учителя : Дома вы прочитали сказку- пьесу Т.Г. Габбе, но сначала послушайте о жизни и творчестве писательницы.
1. Слово учителя о жизни и творчестве Тамары Григорьевны Габбе.
Тамара Григорьевна Габбе (1903-1960) (слайд 1) в историю русской литературы вошла как детская писательница, драматург, фольклорист и редактор (слайд 2). Родилась в Петербурге в семье врача. Детство ее прошло в Финляндии (слайд 3).
В 1924 г. поступила в Ленинградский институт истории искусств на литературный факультет и, в 1930 г. окончив его, некоторое время работала учителем (слайд 4). Вскоре она сменила профессию и стала сотрудником редакции детской литературы, возглавляемой С. Я. Маршаком. Известная писательница Вера Смирнова вспоминает, что Тамара Григорьевна «30 лет была первым редактором Маршака, другом, чей слух и глаз нужны поэту почти ежедневно, без чьей санкции он не выпускал в свет ни строчки». Многие молодые писатели своими первыми успехами обязаны были ее сердечной заботе, ее добрым и умным советам, поэтому недаром книга Л. К. Чуковской «В лаборатории редактора» посвящена ей (слайд 5).
В 1937 году Тамару Григорьевну и других сотрудников редакции арестовали по обвинению во вредительстве. Благодаря заступничеству известного детского поэта С.Я. Маршака репрессий удалось избежать (слайд 6).
Известен такой необычный факт: когда её стали склонять к сотрудничеству «компетентные органы», дескать, нужны люди грамотные и образованные, она подтвердила, что видела протокол, который вёл и записывал следователь: «Это была совершенно безграмотная запись». И предложила заниматься грамматикой и синтаксисом с сотрудниками. Дальнейшие уговоры были бессмысленны, и её отпустили (слайд 7).
Во время блокады Ленинграда Тамара Габбе самоотверженно переносила лишения войны, помогала чем могла близким, знакомым, во время бомбёжек спускалась в убежище и рассказывала собравшимся там детям сказки, истории, чтобы хоть как-нибудь их развлечь и ободрить.
«Делала то, что и другие ленинградцы, — работала в пожарной бригаде, дежурила на чердаках, расчищала улицы. Делала кое-что и для радио. » (слайд 8).
Тамару Григорьевну очень ценили как талантливого литературного редактора. Она умела увидеть достоинства и недостатки в произведении и, не навязывая своего мнения, подтолкнуть авторов к продолжению работы над книгой (слайд 9).
В соавторстве с А.И. Любарской Габбе пересказала волшебные сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена. Именно в её обработке мы читаем историю Д. Дефо про путешествие Гулливера в Лилипутию (слайд 10).
Но писательница создала собственные оригинальные пьесы: «Авдотья Рязаночка», «Хрустальный башмачок», «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» (фильм 1965 года «Город мастеров»), «Оловянные кольца» (фильм 1977 года «Кольца Альманзора») (слайд 11).
— Что вам запомнилось из моего рассказа о жизни и творчестве писательницы?
2. Словарная работа. Во время чтения сказки, возможно, вам попадались незнакомые слова. Давайте вместе выясним их значение.
3. Обмен впечатлениями по прочитанному, эвристическая беседа.
Понравилась ли вам сказка? Почему?
Какие народные сказки вам вспомнились во время знакомства с героями?
С какими героями вы познакомились?
Кто из героев вам запомнился? Почему?
Что вас больше всего впечатлило в прочитанном? Почему?
Какую разницу вы заметили между обычной литературной сказкой и пьесой-сказкой (не считая того, что слава написаны по ролям)?
Где происходили события? ( в городе Мастеров, в лесу ).
Почему этот старинный город называется городом Мастеров? Найти цитаты в тексте произведения. (« Потому что люди, которые в нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они чеканят серебряную, бронзовую и медную посуду, куют плуги, мечи и копья, ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы! Они умеют плести кружева тоньше паутины. Какие у нас пирожники Они умеют печь пироги, начиненные музыкой и живыми голубями, которые разлетаются, когда пирог подают на стол…» ).
Как изменилась жизнь города после того, как его захватили враги? (« С тех пор тихо и пустынно у нас на улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом оглядываются на замок, а там, как сыч в дупле, живет сам наместник. Это он издает все приказы о казнях и штрафах. Он запрещает старикам собираться по вечерам за стаканом вина, девушкам не велит петь за работой, а детям – играть на улицах» ).
4. Работа с текстом. Выявление признаков сказки.
В лесу живут необычные, понимающие человеческий язык, животные. Они ведут диалог, поют песенки. Лев, медведь и заяц приходят на помощь Караколю во время суда, обвиняющего его в краже, и становятся свидетелями его защиты.
Караколь наделен даром понимать язык животных;
борьба между добром и злом;
добрая предсказательница бабушка Тафаро, предсказывает события в сказке, и они сбываются;
превращение одного из горбунов в красивого статного юношу;
победа добра над злом;
Караколь и Вероника после победыстановятся женихом и невестой.
5. Викториа по содержанию пьесы-сказки.
Поучаствуем в викторине и проверим, насколько внимательно вы ознакомились с содержанием пьесы при самостоятельном чтении дома. Участвуют две команды. За каждый правильный ответ каждая команда получает по одному баллу. Побеждает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов.
Почему Клик-Кляк во время суда над Караколем признался в содеянном? ( Испугался свидетелей своего преступления – медведя, льва, зайца ).
Что означает прозвище Клик-Кляк, назовите его настоящее имя. ( Тик-Так, Нанасс Мушерон ).
Что общего у Клик-Кляка и Караколя? ( День Рождения ).
После освобождения города от чужеземцев Мушерон, подтверждая кличку “хитрый лис”, сказал, что “наконец-то дождался счастливого дня, когда сможет передать цепь бургомистра законному владельцу”. А как объяснил Клик-Кляк, куда они спешат, подтверждая,свою кличку”ослиные уши”? (“Я шёл за отцом. Всё равно куда, лишь бы подальше от вас” ).
Что означают слова Караколя: “Золото будет теперь блестеть на дереве, а серебро – на голове”? ( Он имеет в виду шляпу Фирена, расшитую золотом и его седую голову ).
Как объяснил Караколь, откуда у него появилось кольцо наместника? (“Я его купил на три дня у того, кого вытащил из ямы, а он роет яму всем нам” ).
Какие подарки получил Караколь в день своего рождения? ( Пирог, 2 лучших персика, 2 красивых пряжки, гадание –предсказание ).
С чем бабушка Тафаро сравнивала горб Караколя? ( С птицей сложившей крылья ).
О каком обычае метельщиков рассказал наместнику Караколь? ( Лазить по сучьям – делать метёлки ).
Настоящее имя Караколя, что означает его прозвище? ( Жильберт, улитка ).
Бабушка Тафаро предсказала Караколю, что с ним что-то должно случиться тогда, когда “твой день придёт и час настанет”. Что же предсказала гадалка? ( Избавление от горба ).
За что а Городе Мастеров любят Караколя? ( В городе привыкли петь за работой и плясать после неё, “а этот метельщик Жильберт знает много песен и даже сам сочиняет их” ).
За что судили Караколя, кто был его обвинителем и его защитником? ( За воровство. Защитник – Мартин, старшина оружейного цеха. Обвинитель – Мушерон, старшина ювелиров и часовщиков ).
Что придумал Караколь, чтобы не снимать шляпу перед наместником? ( Повесил её на дерево ).
С помощью чего очнулся Караколь? ( Волшебный меч “павшего поднимаю” ).
Сам наместник говорил, чего он никогда не боялся и чего боится больше всего. Чего же не боится и что для него страшно? (“Я никогда не боялся и не боюсь человеческой глупости. Гораздо больше я боюсь ума” ).
Что изображено на фамильном гербе наместника? ( Трёхглавый дракон с тремя коронами ).
У наместника на руке 2 перстня. В чём их особенности? ( 1 – фамильная печать, 2 – обручальное кольцо матери ).
Какой выход предложил наместник для избавления от Караколя? ( Выкопать яму, в которую провалится Караколь ).
Что написана на мече Большого Гильома? Что означают эти слова? (“Прямого – сгибаю, согнутого – выпрямляю, павшего- подымаю” ).
Что вышивает Вероника и её подруги? ( Цветущий сад ).
Что означают слова Вероники “Лес идёт на помощь “? ( Из леса пришли люди во главе с Фиреном Младшим )
О чём попросила Вероника и её подруги Клик-Кляка, чтобы избавиться от него? ( Купить 3 мотка шёлка, мешочек жареного миндаля, сходить погадать ).
Как Вероника без слов могла позвать Караколя? ( Раскрыть чёрный веер ).
Во время майского праздника на площади должно быть дерево, какое? ( Цветущая яблоня ).
Как судили Караколя? ( На весы складывали шары. На право- невиновен, налево – виновен ).
Какие 3 праздника отмечали в городе в один день? ( 1 –майский праздник, 2-день освобождения, 3- свадьба Караколя и Вероники ).
На гербе города Мастеров изображены звери, почему именно эти звери? (“Будь смел, как лев, силён, как лев, осторожен, как заяц” ).
Как называется главная площадь в городе? ( Площадь Большого Мартина ).
Как в городе Мастеров наказывают вора? ( Если 1 воровство – отрубали левую руку, 2 – выгоняли из города ).
6. Составление кластера «Традиции города Мастеров»
Вспомним, что такое аллегория? ( Скрытый смысл ).
Теперь давайте подробно рассмотрим героев, между которыми происходит борьба. Для того, чтобы увидеть, насколько они противоположны, несмотря на общий характерный недостаток во внешности, составим сравнительную таблицу-характеристику.
Подберите определения, характеризующие главных героев.
7. Составление сравнительной таблицы-характеристики Караколя и Бистеколя (Наместника)
Оба героя имеют г орбы
Понимает язык животных и птиц
Обладает поэтическим даром и воображением
Теперь обратимся к иллюстрации к сказке. Отражает ли она ваше представление о героях?
8. Работа с иллюстрацией к сказке.
Кто на ней изображен? ( Караколь и Наместник )
Какому эпизоду сказки посвящена иллюстрация? ( Эпизод, где описывается как Караколь вытянул Наместника из ямы )
Так ли вы представляли себе героев?
По каким признакам мы можем отличить Караколя от Наместника?
Где происходят события, изображенные на картинке?
Какое это время года?
Теперь о пишите иллюстрацию в целом.
9. Чтение по ролям эпизода, передающего изображение на картинке (с элементами инсценировки).
Мы говорили, что драматическое произведение предназначено для постановки в театре. Представьте, что вы актеры и у каждого своя роль. Давайте попробуем выразительно прочита ть по ролям этот эпизод, стараясь передать интонацией образ героев, изображенных на рисунке.
( обучающиеся выбирают себе роли и читают эпизод из сказки )
. Часовой еще грознее ударяет в землю алебардой. Не угодно? Ну, как хотите. Сор — к сору. ( Караколь имел ввиду, что со временем жители города «выметут» врага из своего города, как дрворник выметает мусор. В данном случае слово «сор» используется в прямом значении как «мусор», и в переносном- как «что-то ненужное, лишнее, являющееся помехой». )
3. ГИЛЬОМ. Отвечай прямо. Если дед твой еще не умер, то где он живет?
МАРТИН. Повсюду! В рассказах наших стариков, в песнях наших девушек, в играх наших мальчишек. Да вот эта площадь, на которой вы изволите со мной разговаривать, называется площадью Большого Мартина. Он был первым старшиной оружейного цеха, мой дед, и научил нас ковать славные мечи и не худо владеть ими. ( Многие жители города Мастеров уважали Большого Мартина как человека и мастера своего дела. Он послужил им примером, поэтому память о нем будет жить в новых поколениях. Ведь память о наших предках составляет одно из главных богатств нашей души. Для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы, передавали нам свой опыт. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.).
4. КАРАКОЛЬ. Если у человека голова на плечах, а не только шляпа на макушке, он уж придумает, как быть. ( Караколь хочет сказать, что если человек не обделён умом, то он любые невзгоды воспримит с улыбкой и всегда найдет выход из любой ситуации ).
7. ЛОРИАНА. А сейчас его нет, как не бывало! Посмотри, Вероника, какой он стал красивый, наш Караколь
МАРГАРИТА. Прямой, статный! Как он переменился!
ВЕРОНИКА. Разве? А по-моему, он всегда был такой.
БАБУШКА ТАФАРО. Правда, Вероника! Он всегда был такой, да не все это видели. ( И Вероника, и Бабушка Тафаро имели ввиду, что за добрым сердцем не видно недостатков человка, поэтому они всегда видели в Караколе красоту его души, не замечая горба ).
11. Работа с текстом произведения. Найти и прочитать цитаты с высказываниями героев, в которых звучит народная мудрость пословиц и поговорок:
1. Горбатого могила исправит. ( КАРАКОЛЬ. Вон оно как! Значит, подожди, горбатый, пока тебя могила не исправит. А до той поры и с горбом походи ).
2. Кто высоко поднимается, тот низко падает. ( КАРАКОЛЬ. Видишь, как это просто! А вот удастся ли так же ловко спрыгнуть на землю твоему папаше, нашему новому бургомистру? Уж больно он высоко забрался ).
3. Не рой другому яму – сам в нее попадешь. ( НАМЕСТНИК. Если вырыть – будет… Бургомистр Мушерон, вы умный человек. Научите сына, как надо рыть яму ближнему ).
V. Систематизация знаний. Игра «Да/Нет». Подтвердите или опровергните утверждение.
В этой пьесе используется сочетание фантастики и жизнеподобия. ( Да )
Вероника говорит, что не замечает горба Караколя, потому что ослеплена любовью ( Нет ).
Предсказание бабушки Тафаро готовит зрителя к тому, что произойдет ( Да ).
Звери с герба города наблюдают за событиями ( Нет ).
Прозвище Клик-Кляк передает его страсть к часам ( Да ).
Темой пьесы является борьба за свободу города ( Да ).
Герцог де Маликорн скрывается от горожан, потому что боится их ( Нет ).
В «Городе Мастеров» Т. Габбе соединила вымысел с фольклорным сюжетом ( Да ).
В создании характеров двух горбунов автор использует антитезу ( Да ).
Большой Гильом притворяется непобедимым (Нет).
Нравственный смысл сказки важен во все времена для всех людей. ( Да ).
— Какова главная мысль этой сказки? Чему она вас научила?
— Чем интересна сказка?
— Какие серьезные проблемы, которые волнуют людей во все времена, раскрыты в сказке? (тема борьбы добра со злом, тема дружбы и любви, красоты внутренней и внешней, любви к своему городу/стране.)
VII . Оценивание работы на уроке.
VIII. Домашнее задание. Посмотреть одноименную экранизацию сказки и написать сочинение на одну из тем: «Каким я представляю город Масторов?», «Традиции моего города», «Мое впечатление от просмотра экранизации пьесы-сказки «Город Мастеров».