сказка что дороже чему учит
Осетинская сказка «Что дороже» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Осетинская сказка – народное творчество осетинского народа. Они любимы людьми всех возрастов. Известные сегодняшний день осетинские сказки сказывались в 19 веке. В большинстве осетинских сказок смешиваются песнь, сказание и хвалебная песнь.
Одной из известных осетинских сказок является «Что дороже».
Краткое содержание
Главные герои
1) Первый юноша – верил, что главное в жизни богатство, утверждая, что лучше иметь сто лошадей.
2) Второй юноша – верил, что иметь друзей лучше любого богатства.
Главная мысль
Верные друзья не оставят в беде и это намного лучше любого богатства.
Чему учит?
Сказка учит быть хорошим другом, не гнаться за богатством, помогать друзьям, попавшим в беду.
Пословицы
1) Человек без друзей, что дерево без корней.
2) Друг познается в беде.
3) Один за всех и все за одного.
Отзыв
Сказка «Что дороже» очень интересная и поучительная. Она доказывает, как важно иметь верных друзей. Они не предадут, не ставят в беде. Это намного лучше любого богатства, которое может запросто исчезнуть в один миг. Настоящая дружба дороже любого богатства, она не исчезнет.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Консультация «Чему учит сказка?»
Елена Порываева
Консультация «Чему учит сказка?»
Презентация для воспитателей к проекту «Чему учит сказка?»
1. Сказки, стихи, легенды и мифы выступают в роли помощников, чтобы сформировать у ребенка первоначальное представление о мире, который его окружает. Незатейливых объяснений мамы и папы недостаточно для формирования полной картины мира, где есть феи и чудовища, чудеса и неудачи, могучая сила и слабость. Сказки являются первыми уроками гуманизма, так как развивают в детях сострадание, сочувствие к обездоленным и обиженным. Сказки помогают ребёнку справиться с разными эмоциями, страхами, переживаниями. Опираясь на сюжет сказки, ребенок делает собственный выбор. Выдуманные персонажи, пришедшие из мира сказок, живут рядом с нами, а впоследствии и внутри каждого из нас.
2. Сказки могут научить многому. Прежде всего, отличать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Все самые важные нравственные понятия ребенок получает именно из сказок.
Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления.
Положительные герои помогают восстановить справедливость и утвердиться добру над злом. Сказка формирует образ положительного героя и учит не бояться трудностей.
Преодолевать испытания герою помогают многие персонажи: чудесные животные, мудрые советники.Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности.
3. Сказка является хорошей школой разоблачения глубоких черт характера и скрытого поведения людей. Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью.
Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость присутствуют в русских красавицах. Обязательный атрибут русской женщины — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой). Все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки. Мужчины в русской народной сказкеобычно сочетали в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.
4. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребёнка, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий. Дети учатся слушать чтение книги, отвечать на вопросы, связанные с развитием действия, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие эпизоды.
5. Многие из нас до сих пор любят погружаться в волшебный мир сказок.
Но особенно их любят детки. Но сказки не только развлекают, но и учат.Давайте разберемся: чему учат сказки?
Чему полезному учат нас сказки?
Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного героя.
Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была. И их работа всегда награждается исполнением желаний.
Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент, поддержать в трудную минуту. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения, сказочные персонажи и т. д.
Сказка учит не судить по внешности о человеке. Была Царевна-лягушка – стала Царевна, был Иван-дурак – стал Иван царевич. Сказка учит, что не всё всегда получается с первого раза.
В русских народных сказках всё происходит 3 раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
Сказкавсегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь.
6. Воспитание ребенка без сказок представить невозможно.
Но смысл сказок никогда не лежит на поверхности.
Сказки дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем.
При помощи аллегорий, в иносказательной манере в сказки заложена вековая мудрость народа.
Очень часто в сказках встречаются довольно сложные для ребенка слова или поговорки, будьте внимательны.
Замените эти фразы на доступные для малыша слова. Вряд ли двухлетнему малышу Вы сможете объяснить, почему журавль ушел от лисы «не солоно хлебавши», скажите лучше, что голодным ушел.
Сказки учат доброте, щедрости, умению сочувствовать.
Обязательно обсуждайте с ребенком героев сказок, их положительные или отрицательные черты характера, поступки.
7. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
В какой-то степени сказки формируют и характер человека, и его восприятие окружающего мира. Ребёнок сам определяет героев и злодеев, наделяя их положительными или отрицательными качествами.
И в какой – нибудь момент он захочет быть похожим на какого – нибудь героя из сказки или рассказа.
Выбор героя – очень ответственный момент в жизни развивающегося человека, поскольку от него зависит дальнейшая судьба. Поэтому малыш мучительно ищет персонажа, который мог бы пойти более счастливым путем.
Выбор героя зависит не столько от того, насколько ребенка захватило содержание сказки, сколько от того, в какой атмосфере и каким образом читали сказки мама, бабушка или воспитатель в детском саду. Если ему читали книжку, с нежностью укрывая малыша одеялом, или поглаживая по руке, сюжет сказки впечатлит его больше, чем та же история, прочитанная в более строгой обстановке. Трогательные моменты помогают ребенку облачить свое решение в некую плоть, тогда как сюжет сказки дает только скелет.
С помощью сказок мудрые взрослые могут научить ребенка быть щедрым, уважать старших, любить животных, думать о других. Главное, вовремя рассказать нужную сказку. Заметили, что ребенок может обидеть собачку, кошку, расскажите ему сказку К. Паустовского «Теплый хлеб», Вы увидите, как ему будет жалко лошадку! Аккуратно, ненавязчиво делайте вывод вместе с ребенком, «что такое хорошо, а что такое плохо».
8. В настоящее время все меньше остаётся людей, которые читают книги, а дети подражают нам – взрослым. Волна интернета захлестнула современного человека, поэтому самое время задуматься о нашем будущем. Как сказал Достоевский «Перестать читать книги – значить перестать мыслить» Благодаря чтению развивается мышление. В настоящее время современные дети очень редко видят своих родителей с книгой в руках (читающими какое-нибудь произведение).
Для того чтобы человек чувствовал потребность в чтении, книга должна стать привычным и необходимым спутником жизни еще в детстве. Читайте сами и читайте детям, как можно больше книг.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают,
«Самое дорогое» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Русская народная сказка – народное творчество, фольклорная проза. Приключения, наставления, народная мудрость, описание древнего быта, порядков и обычаев – все это является обязательными элементами русских народных сказок. Самые ранние упоминания о русских сказках отнесены к 12 веку.
Одной из известных русских сказок является «Самое дорогое».
Краткое содержание
Главные герои
1) Старик и старуха – живут не богато, но хорошо, кормятся своим трудом.
2) Лесной дед – леший, готов исполнить желание, лишь бы его лес не губили, деревьев не рубили.
Главная мысль
Можно жить небогато, но счастливо.
Чему учит?
Сказка учит быть трудолюбивым, добрым, честным, беречь природу, не гнаться за богатством, рассуждать, что тебе хочется получить и какие у этого подарка будут последствия.
Пословицы
1) Без труда, нет и плода.
2) Всяк пожинает плод своих трудов.
3) Богатство на месяц, а здоровье на всю жизнь.
Отзыв
Сказка «Самое дорогое»» очень интересная и поучительная. В самом начале кажется, что она будет похожа на сказку о золотой рыбке, но она оказалась более доброй, а главные герои более рассудительными. Старик и старуха не стали просить богатства, не стали наживаться на стаде животных или тысяче кур. Старикам было достаточно того, что они имеют. Именно поэтому они попросили именно то, чего им не хватает, починить сломанные вещи и дать здоровье их рукам, чтобы продолжать честно трудиться. Именно поэтому они и дальше жили счастливо.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса.
Сказка «Самое дорогое». Чему учит, какая главная мысль сказки?
Русская народная сказка «Самое дорогое» очень интересная и поучительная.
Кратко о содержании сказки:
В одной избушке жили старик со старухою, которые зарабатывали себе на пропитание своим трудом: старик плёл корзины, старуха пряла лён.
Сказка учит нас тому, что к своему здоровью нужно относиться бережно, нужно быть трудолюбивым и не строить планы, которым не суждено осуществиться. Так же сказка учит нас беречь природу.
Главная мысль сказки в том, что счастье не в богатстве, самое большое богатство это крепкое здоровье.
Добрая русская сказка «Самое дорогое», несмотря на свою простоту повествования, несет читателям важную идею.
Многие из нас мечтают о богатстве, достатке, обеспеченной жизни. Но те блага цивилизации, которые сваливаются человеку на голову без каких-либо усилий для их достижения, не могут быть в полной мере оценены человеком. Удовольствие от их обладания будет скоротечным, а заботы о их сохранности для неподготовленного человека могут вызвать непреодолимые трудности.
Старик и старуха, будучи мудрыми, хорошо это понимают. Поэтому их главным желанием стала просьба о здоровье рук и сохранности орудий труда. Это все, что им было необходимо для счастливой жизни, ведь они занимались любимым для себя делом. Если задуматься, то это действительно мудрая идея. Человек, который доволен своим занятием, должен мечтать лишь о том, чтобы его дело процветало и здоровье не подводило. Это будет залогом личного счастья.
Русская народная сказка «Самое дорогое» назидательна и интересна.
В сказке повествуется о двух стариках, которые зарабатывали себе на жизнь своим трудом. Дед корзины плёл, а старуха пряла лён.
Вот случилась однажды беда, сломалась у старухи прялка и послала она дела в лес за деревом для новой прялки. Повстречались в лесу старик Деда Лесного, а тот попросил не рубить дерево, а загадать желание, которое тот исполнит.
Старших взял время подумать и посовещавшись со старухой попросил:
Именно в этих словах и заключается главная мысль сказки, важно быть здоровым и тогда всего можно достигнуть самостоятельно. Старик поступил мудро, пожелав здоровья и рабочий инструмент, а не богатство.
Народная, русская, волшебная сказка.
Сказка повествует нам о старике и старухе. Жили они добро, и мирно. Старик плел корзины, а старуха пряла лен на своей прялке. И как то раз, у старухи сломалась прялка. Старику ничего не оставалось, как идти в лес, чтобы найти новое деревце для ее прялки. Но, к какому бы дереву старик не подошел, оно просило не трогать, так как являлось живым. В итоге, старик отчаялся, что не может найти подходящее дерево. Но, старику повезло, к нему подошел сам Леший, и предложил старику загадать любое желание. Взамен, Леший даст старику самое дорогое дерево. Старик попросил у Лешего немного времени, чтобы посоветоваться со своей старухой. Долго думали старик со старухой, и придумали, что самое дорогое, это руки, и прялка.
Сказка учит нас быть трудолюбивыми, и рассчитывать только на свои силы.
Учит семейной жизни, любви, и уважению друг к другу.
Учит беречь природу.
Главная мысль сказки «Самое дорогое»:
Главное не богатство, а труд и согласие в семье.
Сказка «Самое дорогое» учит быть трудолюбивыми и надеяться только на свои силы. Не думать о несбыточном и довольствоваться тем, что имеем.
Сказка в первую очередь учит тому что своё здоровье надо беречь, следить за ним.
То есть это не богатство (старик мог попросить всё что угодно у Лесного Деда)а именно здоровье и мастерство «умелые руки».
Главная мысль вокруг этого «вращается», старики привыкли сами себе на жизнь зарабатывать, это главные герои сказки, главное чтобы здоровье не подводило.
Сказка «Самое дорогое» очень поучительная.
В ней мы узнаем, что старику и старухе Лесной Дед предложил исполнить одно желание. Много думали старики, но все, что ни предлагали друг другу у них уже есть или им не надо. Тогда старик загадал то, чтобы они могли зарабатывать сами всегда.
Произведение учит тому, что надо своим умом и своими руками добывать себе на существование.
Сказка учит: трудолюбию, не унывать и радоваться тому что у нас есть.
Сказка «Самое дорогое» повествует о трудолюбивых старике и старухе, которые свой труд и сови руки оценили как самое большое богатство. Лесной Дед предложил старику загадать желание, а старик со старухой обдумав это предложение, решили, что пусть будет здоровье, а остальное они и сами заработают.
Мудрая и поучительная сказка «Самое дорогое» содержит важный урок, как многие сказки, рожденные народной мыслью.
Можно содержание сказки уместить в краткий план:
Самое распространенное и универсальное, о его целебных свойствах написаны тома. Мононенасыщенные жирные кислоты, которых в нем 77%, глубоко питают кожу, витамин Е работает как мощный антиоксидант, а витамины А и D ускоряют обновление клеток.
Подходит для: профилактики растяжек, увлажнения кожи, укрепления волос.
Недостатки: оливковое масло очень, очень жирное. Будьте готовы к тому, что оно весьма медленно впитывается и оставляет липкое ощущение.
Рецепт: оливковое масло идеально подходит в качестве… очищающего молочка — оно не забивает поры и мягко растворяет грязь и косметику. Смочите маслом ватный диск и осторожно протрите лицо, увлажняющий крем потом не потребуется.
Цена: как и для еды, лучше использовать нерафинированное масло первого холодного отжима. Цена — от 300 рублей за 500 мл.
Было часов 11 вечера, я ждала мужа с дороги, дети уже спали, тогда у меня их было двое. Это было летом, окна были раскрыты, я почуствовала запах дыма, вышла на террасу и обомлела, надо мной был пожар, горели сосны, слышно было мужиков, они пилили деревья бензопилой.
Я приготовила паспорта и ключи от машины, которая стояла под домом, подумала если пожар начнет наступать, детей в машину и бегом. В доме у нас много дорогих картин, антикварные часы деревянные, есть что спасать, но это все наживное и не главное в жизни. Денег в доме практически нет, все в банке, а это можно восстановить с паспортом.
Потом я достала шланг и стала заливать все около дома, потом залезла со шлангом на крышу, у нас она была тогда деревянная с черепицей, полила всю крышу, все окна. Потом стояла на крыше и лила несколько часов воду на сосны около дома. Страшно мне стало тогда, когда пришли соседи из нижних домов, спросить заливаю ли я. Рядом соседи тоже поливали.
Проблема была в том, что я знала, что к церкви которая стоит на горе не проедет пожарная машина, так как нет дороги, а только козья тропинка. В Хорватии еще тушат самолетами труднодоступные места, но они не летают по ночам. Не знаю как и чем мужики потушили пожар, но тушило пол села. Несколько лет назад там повырубали немного сосны.
Буквально день до этого, я смотрела передачу, как мужчина спас свой дом, вокруг был лес который сгорел, только потому, что заливал все вокруг дома. Это дало мне силы и исключило панику.
Сказка «Что всего дороже»
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Что всего дороже
Жил на свете молодой принц. С малых лет все твердили ему, что мудрее и красивее его никого на свете нет. И до того он возгордился, что и сам тому поверил. Вот пришла ему пора жениться, и поклялся принц, что возьмет в жены только такую девушку, у которой разум красоте под стать будет. Не хотел он для себя жены ни красивой, да глупой; ни умной, да уродливой.
Созвал старый король во дворец всех самых разумных и пригожих девушек королевства, но только ни одна из них его сыну по сердцу не пришлась. И решил тогда молодой принц сам отправиться по белу свету искать себе суженую. Переоделся он в платье попроще, сел на коня и ускакал один, без всякой свиты.
Во многих странах, королевствах он побывал, много девушек перевидал, а невесты себе так и не нашел. Одна лицом хороша, да разумом не вышла. Другая умна, да красоты ей недостает. Так и пришлось принцу ни с чем обратно домой повернуть.
Вот едет он густым, дремучим лесом, а уж смеркаться стало. Конь его притомился, и самому есть-пить хочется, а лесу конца не видать. Вдруг заметил он над деревьями дымок, а скоро и домишко показался — маленький, скособоченный, совсем в землю врос. Спешился принц, вошел в дом и видит: сидят за столом дряхлые, бедно одетые старик со старухой и ужинают черствым хлебом да молоком.
Поклонился принц хозяевам и говорит:
— Здравствуйте, добрые люди. Пустите меня к себе переночевать. Путь мой неблизкий, а уж вечер на дворе.
— Как не пустить, — отвечает старик. — Не в лесу же тебе ночевать. Ночлега-то ведь с собою не возят. Только люди мы простые, небогатые. Боюсь, не сумеем угодить твоей милости.
— А мне ничего такого и не надо, — говорит принц.- Как вы, так и я.
Вышел тогда старик из дому, привязал коня и дал ему охапку сена. А старуха меж тем принялась потчевать гостя молоком с сухарями.
Поужинали они, старик и говорит гостю:
— Ложитесь, ваша милость, на постель, а мы со старухой на лавке примостимся.
— Нет,- отвечает принц. — Не хочу я быть вам в т гость. Постелите мне сена на полу — и ладно.
Растянулся принц на сене и заснул крепким сном. Очен уж он притомился в дороге. И виделись ему во сне краси вые девушки, которым недоставало ума, и умные девушки которым не хватало красоты.
Только охапка сена — не королевское ложе, на ней н разоспишься, тем более с непривычки. Пробудился прин ни свет ни заря и вдруг слышит — в верхней светелке врод бы прялка жужжит и девичий голос песню поет. И до тог хорошо пела девушка, что принц заслушался ее и обо все на свете позабыл.
А как проснулись поутру старики, он их и спрашивает:
— Кто это у вас в верхней горнице так славно поет?
Стали тут старик со старухою принца убеждать, что никого там нет, что ему, дескать, просто пригрезилось. Только принц от них не отстал, покуда они ему всю правду не выложили.
— Есть, — говорят, — у нас дочь Дагмар. Она-то и пела нынче утром. Только мы ее ото всех прячем. Живем в лесу одни и боимся, как бы не обидел ее какой недобрый человек или не увез кто от нас. Без нее мы пропадем. Прясть и ткать она мастерица. Ее трудами и кормимся.
— Так-то оно так, — отвечает им принц. — Да ведь поглядеть на вашу дочь можно? Иль уж до того она нехороша, что ее и показать людям совестно?
Не стерпел старик обиды, рассердился и крикнул дочери, чтобы она вниз спустилась. А принцу только того и надо было.
Сбежала девушка вниз и спрашивает:
— За каким делом звали, отец?
— Да вот,- говорит ей старик, — иди с гостем поздоровайся.
Взглянула девушка на принца, заалелась вся и замерла, точно к месту приросла. И принц от нее отвести глаз не может. Сколько ни ездил он по белу свету, такой красавицы встречать ему еще не доводилось. Долго они так друг на друга глядели. Потом принц опомнился. Не подобает ему, королевскому сыну, на бедную крестьянку засматриваться. Простился он с хозяевами, щедро наградил их за приют и ускакал. Вернулся принц домой, а покоя себе найти не может. Не идет у него из ума красавица Дагмар. Куда ни взглянет, куда ни пойдет — все она ему мерещится. И тогда принц решил:
— Испытаю-ка я ее, под стать ли у нее разум красоте. А коли ей ума недостает, то и думать мне о ней не зачем.
Послал он к девушке гонца с двумя шелковинками и велел ей соткать из них полог для королевской кровати. А Дагмар отломила от полена две лучинки, дала их гонцу и говорит:
— Передай принцу, пусть прикажет смастерить из этих лучинок станок, чтобы было мне на чем шелк ткать.
И понял принц, что девушка-то не глупей его! Но все-таки решил он еще раз ее испытать. Опять послал он к Дагмар ища и велел ей явиться в замок ни днем, ни вечером, ни пешком, ни в телеге, ни голой, ни одетой. Рассказала она от-у про повеление принца, а тот только руками развел:
— Мыслимое ли дело,- говорит,- этакую мудреную задачу решить!
А Дагмар улыбается:
— Ничего, батюшка. Умен принц, только ведь и я не лыком шита.
Разостлала она по земле рыбачью сеть, села на нее и велела отцу волоком тащить сеть к принцу в замок. Явилась то в замок в сумерки. День к концу шел, а вечер еще не ступил. И надела она на себя вместо платья длинную по-)тняную рубаху.
Встретил ее принц, повел во дворец и говорит старому королю:
— Батюшка, нет на свете девушки краше и разумнее, м Дагмар. Позволь мне на ней жениться, потому что ни какой другой невесте я и слышать не хочу.
Нахмурился король. Где ж это видано, чтобы принц на юстой крестьянской дочери женился? Только принц твер-| на своем стоял. Делать нечего, пришлось королю создаться. Сыграли веселую свадьбу, и зажили молодые душа Душу.
Прошло время, отец принца умер, и стал он королем, жена его королевой.
Давно не бывало в Дании такой мудрой и справедливой ролевы, как крестьянская дочь Дагмар. Помнила она, что яа в нужде выросла, и старалась помочь бедному люду, м могла. И за это любили Дагмар в народе и славили ее и красоту.
Только запала тут в сердце короля черная дума. Испу-гся он, как бы не стали люди судачить, что, дескать, коль не своим умом живет, а всеми делами в королевстве :на его заправляет. Призвал он к себе королеву и го-эит:
— Обещай мне, что не станешь никогда в мои королевские дела вмешиваться. А нарушишь это обещание — отошлю тебя назад к старику отцу в лесную избушку.
— Что, ж будь по-твоему. У меня ведь и своих дел довольно.
Так и повелось у них с той поры. Король страной правит суд вершит, а Дагмар хозяйство в замке ведет и в дела королевские не вмешивается. Повеселел король, и опять зажили они душа в душу.
Только случилось однажды, что два крестьянина — бедный и богатый — ехали домой с ярмарки. А ведь, известное дело, когда крестьяне с ярмарки едут, то уж непременно у первого кабачка коней остановят и пива выпить зайдут. У кого барыш велик, тот с радости пьет, а кто в убыток торговал — горе заливает. Вот и эти двое так же зашли. Выпили они чарку, выпили другую, да и засиделись допоздна.
А тем временем кобыла у бедняка принесла жеребеночка. Жеребенок маленький, несмышленый. Вскочил он на ножки, испугался чего-то и подбежал к коню богатого крестьянина.
Вышли крестьяне из кабачка и увидали жеребенка. Богатей был человек жадный. Хоть и выпил он немало, а сразу смекнул, что тут можно чужим добром поживиться.
— Глянь-ка,- говорит,- мой конь жеребеночка принес.
— Ан нет,- отвечает бедняк,-это моя кобыла ожеребилась.
А богатей с ним спорит:
— Да как же твоя, когда он возле моего коня стоит?
И затеяли они друг с другом тяжбу. Стали по судам ходить: сперва к младшему судье, потом к старшему судье, а потом и к самому главному судье. Ходят, ходят — нигде толку добиться не могут. А суды, известное дело, недешево стоят. И тут плати, и там денежки выкладывай. Богатому-то что! У него денег куры не клюют. А бедняк все свое добро просудил, хоть с сумой по миру иди.
И надумал он у короля защиты просить. Выслушал король крестьянина, и хоть умен был, а рассудил не лучше, чем глупые судьи:
— Около чьей лошади жеребенка нашли, тому и владеть им.
Идет бедняк домой, голову повесил и думает: «Не найти мне, видно, правды».
Повстречался тут ему какой-то добрый человек и посоветовал:
— Ступай-ка ты к королеве. Толкуют люди, она мудрее и справедливее короля. Авось и тебе в беде поможет.
«И впрямь, пойду к королеве,- подумал крестьянин.- Хуже не будет, а мне все одно пропадать».
Вот пришел он к королеве, рассказал, как дело было, и стал ее просить словечко перед королем замолвить.
Подумала королева и говорит:
— Помочь я тебе ничем не могу, потому что обещала королю никогда в его дела не вмешиваться. Но дам я тебе добрый совет. Поклянись только, что не проболтаешься, кто тебе его дал, не то накличешь на меня беду.
Стал тут крестьянин клясться и божиться, что язык за зубами держать станет, и тогда королева ему сказала:
— Завтра поутру возьми сеть и ступай к песчаным холмам у моря. Закинь сеть в песок, садись и жди. Король каждое утро этой дорогой на охоту ездит. Остановит он коня и спросит, что ты делаешь. А ты отвечай, что рыбу ловишь.
Удивится тогда король, как можно рыбу на сухом берегу ловить! А ты ему на это и скажи: «Коли мерин жеребенка принести может, то и рыба на сухом берегу ловиться может».
Крестьянин все в точности сделал, как королева его научила. Пришел он к морю, закинул сеть в песок и стал ждать. А тут как раз и король со свитой подоспел. Осадил король коня и спрашивает:
— Ты что тут делаешь?
— Рыбу ловлю, ваше величество, — отвечает бедняк.
— Да ты, никак, ума решился, добрый человек! Как же можно рыбу на сухом берегу ловить?
А крестьянин ему в ответ:
— Уж коли мерин жеребенка принести может, то и рыба в песке ловиться может.
Задумался король и понял, что дело-то с жеребенком он несправедливо рассудил.
— Своим ли умом дошел ты до этого или научил тебя кто? — спрашивает он крестьянина.
— Никто меня не учил, — отвечает ему бедняк.
— Ладно,- говорит король. — Ступай следом за мной во дворец.
Поворотил он коня и вперед поскакал, а крестьянин за ним потихоньку поплелся.
Приходит бедняк во дворец и видит: сидит король на троне; по правую руку от него мешок денег стоит, а по левую — стража с секирами наготове.
— Выбирай,- говорит ему король. — Откроешь, кто тебя этой проделке научил, получишь своего жеребенка, да еще мешок золотых риксдалеров в придачу. А не откроешь — так тебя моя стража на первом же суку вздернет.
«Как тут быть? — думает крестьянин. — Скажешь правду, на королеву беду накличешь. Не скажешь — головы лишишься, дети малые сиротами останутся. Кто их поить-кормить будет?»
Пришлось ему во всем королю повиниться. Отдал король крестьянину жеребенка, денег мешок и отпустил с миром. А потом призвал к себе королеву и говорит:
— Ты наш уговор нарушила, мои дела вздумала решать. И теперь я свое слово сдержу. Собирайся тотчас и поезжай к отцу, в лесную избушку.
— Что ж,- отвечает ему королева,-моя вина, мне и в ответе быть. Только все эти годы жили мы с тобою душа в душу, и прошу я тебя напоследок исполнить три моих желания.
— Говори, какие у тебя желания? — спрашивает король.
— Выпей со мной на прощанье вина, чтоб расстаться нам по-доброму, без зла и обиды. Прикажи отвезти меня в большой карете, чтоб не пришлось мне к старику отцу пешком возвращаться. А еще позволь мне увезти с собою из дворца то, что для меня тут всего дороже, чтобы век помнить мне прошлое житье-бытье.
Запали в душу короля ее слова, и велел он принести вина, чтобы выпить с женой на прощанье. А она ему в кубок неприметно сонного зелья подмешала. Выпил король и заснул крепким сном. Тогда приказала королева его в карету отнести и увезла с собою в родительский дом. Положила она его там на кровать, а сама надела старое простое платье, села за прялку и песню запела — ту самую, что когда-то молодой принц услыхал.
Долго спал король, а под конец пробудился и видит: лежит он в лачуге на бедной крестьянской постели, а рядом королева за прялкой сидит и песню напевает.
— Опять ты мою волю нарушила, — говорит король. — Зачем ты меня сюда привезла?
— Нет,- отвечает ему королева, — я из твоей воли не вышла. Не ты ль позволил мне увезти с собой из замка то, что было там для меня всего дороже? Так неужто же ты не знаешь, что дороже тебя нет для меня ничего на свете?
— Ты и тут надо мною верх взяла, — вздохнул король. — Что ж, собирайся, поедем домой. Не оставаться же нам тут! Кто тогда без нас королевством править станет?
С той поры король свой запрет снял и во всех делах с королевой советовался. Понял он, что хоть жена и мудрее его, но только бесчестья ему в том никакого нет.