Салтыков щедрин пропала совесть чему учит
Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.
Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.
Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.
Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.
С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.
М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.
Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.
Анализ 2
В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.
В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.
Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть
Популярные сегодня темы
Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.
Грин написал просто превосходную повесть, которая называется «Алые паруса». Ее на сегодняшний день изучают в школе. В ней он рассказывает о том, что любой человек должен верить в чудеса, и они обязательно исполнятся.
Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.
С давних времён тему любви затрагивали многие русские и зарубежные авторы, она не теряет своей актуальности от античной до современной литературы. Не обошёл её стороной и Тургенев. В его прозе тему любви можно считать одной из ведущих.
Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение
Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.
Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.
Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.
Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.
Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.
Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.
Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.
Вариант 2
Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.
Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.
Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.
Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.
Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.
А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.
И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.
Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
Несколько интересных сочинений
Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц
Для многих рисование это просто хобби, а для некоторых это и вовсе становится профессией. Рисовать любит каждый человек,
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистический рассказ, в котором поднимаются вопросы социального неравенства в обществе посредством детского восприятия.
Одним из основных персонажей произведения «Бесы» Федора Достоевского является Виргинский. Виргинский был чиновником и участником революционной пятерки
Урок литературы в 10 классе «Нравственные уроки сказки С.-Щедрина «Пропала совесть»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Должность – учитель русского языка и литературы
Название учреждения – муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»
Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Тип урока и его структура:
Урок-размышление на нравственную тему с элементами творческой мастерской. Это урок внеклассного чтения в контексте изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Стадия вызова – музыка. Поставлена проблема, которую надо решить.
(работа в группах, составление таблицы, элементы проекта).
а) Работа с эпиграфом (свои варианты ответов);
Композиция урока – кольцевая.
а) музыка (в начале и в конце урока). Можно использовать живопись.
б) работа с эпиграфом.
Урок, завершающий по теме «Сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина», где закрепляются навыки работы с художественными и сатирическими приёмами.
Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
Совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приёмам работы с текстом.
Закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом «Музыка».
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
Продолжить работу со словарём.
Давать характеристику литературному герою.
Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
На уроке использовались тексты сказки, словарь Д. И. Даля, цитаты из книги «Кладезь мудрости».
Форма проведения: беседа, работа в группах, интегрирование, связь с музыкой, элементы проекта, мастерской, эссе.
–словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы);
–наглядные (стенд, оформление доски, проект, иллюстрации);
–практические (групповая работа, работа с таблицей);
–репродуктивные (работа с эпиграфом);
–проблемно-поисковые (работа с цветом, формой, ответ на вопрос эпиграфа);
–индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);
–дедуктивные (анализ) (анализ текста);
–самостоятельная работа (работа в группах, элемент проекта)
–метод стимулирования и мотивации (дискуссия).
Главный этап- анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее, задание проектной группе дано на уроке. На предыдущих уроках ребята работали в группах: работали с другими сказками М.Е. Салтыкова- Щедрина, рисовали иллюстрации к сказкам, анализировали их (работы на стенде).
Как работали другие этапы. Ассоциации, связанные с музыкой, чтобы обозначить проблему, в начале и в конце урока. Вывод-эссе.
Контроль усвоения ЗУН: беседа, групповая работа, проект, работа с эпиграфом, эссе.
Здоровьесберегающий элемент использовался: это атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, цветовая гамма.
Дальнейшая работа-анализ эссе, работа над ошибками, работа в группах, что сплачивает коллектив, воспитывает чувство ответственности. Больше творческих заданий, что помогает развить воображение.
На доске написаны тема, эпиграф, рисунок. Доска закрыта.
Эпиграф. Совесть- это не только нравственная категория, но и…
М. Е. Салтыков- Щедрин.
Готовясь к уроку, я услышала музыку, которая вызвала во мне противоречивые чувства. Я хочу, чтобы вы тоже её послушали и поделились своими впечатлениями.
( Звучит оратория О.Тактакишвили « Сегодня умер Руставели»).
-Какая картина возникла в вашем воображении?
-Какие чувства она у вас вызвала?
-А в какие моменты человек испытывает эти чувства? (Когда ему неловко, неудобно, страшно, боится разоблачения, мучает совесть и т. д.)
А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? ( Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).
-Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.
(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).
Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. ( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, сосед…)
-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).
-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)
-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни, если сложно, обратимся к сказке. О чём вспомнил Прохорыч, пьяница?)
-Мудрейший (гласит устами народа) словарь В. И. Даля даёт такое определение совести: «Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру и к истине, прирождённая правда».
-А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)
-Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.
Открывается доска. Появляется тема, эпиграф, таблица:
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» А. С. Пушкин.
-Какое слово повторяется в этих цитатах? (Совесть)
-Какие слова являются противоположными по значению? (Чиста- нечиста)
-Каков результат? (Украшение- жалок)
-Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.
-Каким образом в начале сказки автор указывает нам на проблему? ( «Пропала совесть. Совесть пропала». Дважды повторяются одни и те же слова.)
-А разве она была? («По-старому…»)
-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.
Задания группам на карточках.
-Как попадает совесть к пьянице?
-Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кто такой Прохорыч?
-Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Какой приём использует автор при характеристике героя?
-Что сделала совесть с надзирателем?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
-Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
-Как избавляется от неё?
-Что почувствовал, когда избавился от совести?
Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
1 группа рассматривает образ пьяницы.
Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз)
Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)
Каким он выглядит? (Жалким.)
Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).
2 группа рассматривает образ Прохорыча.
Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).
Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…)
Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально)
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).
3 группа рассматривает образ Ловца.
Кто такой Ловец? (Надзиратель).
Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия).
Что сделала совесть с надзирателем? (Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег)
Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).
4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.
Кем является герой? Расскажите о его семье.
Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).
Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)
Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).
— Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»
Во время выступления групп заполняется таблица (Подбираются соответствующие слова с листов, которые есть у каждой группы). Получается следующая таблица:
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» А. С. Пушкин.
-Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.
-М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.
-Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).
-А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры.
-Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).
-А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.
-Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)? Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.
Выступление 5 группы. Учащиеся показывают свой проект.
-Таким образом, (обращение к эпиграфу) «Совесть- это не только нравственная категория, но и…Какая? (ответы учащихся)… общественная»,- говорит писатель.
Звучит спокойная музыка. (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.).
Домашнее задание. Напишите творческую работу на тему: «Нужна ли нам совесть?» Это будет эссе, в котором вы выскажите своё мнение о том, в каком обществе вы бы хотели жить, в этом или том? (обращение к таблице).
Анализ сказки “пропала совесть” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл, суть произведения
Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение
Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.
Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.
Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.
Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.
Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.
Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.
Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.
Вариант 2
Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.
Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.
Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.
Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку.
Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.
Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.
А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.
И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране.
А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место.
Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.
Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.
Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.
Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.
Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть.
Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги.
Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.
С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.
М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых.
Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства.
Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.
Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.
Анализ 2
В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия.
Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению.
Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.
В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества.
Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику.
Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю.
И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.
Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.
← Анализ произведения Бедная Лиза Карамзина 8 класс
← Мечик в романе Разгром Фадеева↑ ДругиеАнализ сказки Коняга →
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина →
Урок по литературе «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки» Анализ сказки «Пропала совесть»10 Класс
г) Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.
-Как попадает совесть к пьянице?
-Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кто такой Прохорыч?
-Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Какой приём использует автор при характеристике героя?
-Что сделала совесть с надзирателем?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
-Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
-Как избавляется от неё?
-Что почувствовал, когда избавился от совести?
Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
1 группа рассматривает образ пьяницы.
Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз)
Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)
Каким он выглядит? (Жалким.)
Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).
2 группа рассматривает образ Прохорыча.
Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).
Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)
Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).
3 группа рассматривает образ Ловца.
Кто такой Ловец? (Надзиратель).
Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия).
Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)
Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).
4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.
Кем является герой? Расскажите о его семье.
Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).
Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)
Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).
– Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»
Щедрин «Пропала совесть»)
Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
Совершенствовать навыки анализа текста.
Выявить степень актуальности понятия “совесть” в современном обществе. Развивающие.
Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию;
Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
1.Просмотр мультфильма «Лунтик-совесть».
– А что такое совесть? Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.
(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).
Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. ( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …)
-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).
-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)
-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни)
Как вы понимаете значение этого слова?( распечатки с определением совести из словарей). Выбрать ключевые слова и выражения и записать определение совести.
Б) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.
За совесть да за честь – хоть голову снесть
Без стыда лица не износишь.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживешь.
Нечистая совесть спать не даёт.
Хоть мошна пуста, да совесть чиста.
Богатый совести не купит, а свою погубит.
Где говорят деньги, там молчит совесть.
Говори по делу, живи по совести
Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
2.Анализ сказки «Пропала совесть»
-А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)
-Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.
Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.
-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение – некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)
-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
-Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.
В) Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 4 группы работают с текстом.
Задания группам (от лица героя рассказать историю, которая с ним произошла, опираясь на предложенные вопросы)
-Как попадает совесть к пьянице?
-Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кто такой Прохорыч?
-Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Какой приём использует автор при характеристике героя?
-Что сделала совесть с надзирателем?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
-Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
-Как избавляется от неё?
-Что почувствовал, когда избавился от совести?
1 группа рассматривает образ пьяницы.
Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз)
Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)
Каким он выглядит? (Жалким.)
Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).
2 группа рассматривает образ Прохорыча.
Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).
Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)
Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).
3 группа рассматривает образ Ловца.
Кто такой Ловец? (Надзиратель).
Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия).
Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)
Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).
4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.
Кем является герой? Расскажите о его семье.
Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).
Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)
Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).
– Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»
М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.
-Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).
-А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.
Эти слова, полные не только любви, но и надежды, — завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу.
Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался.
В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.
Е)С каким образом вы ассоциируете совесть?
Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.
-Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый – это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья – полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…»)
Написать продолжение сказки. Пофантазируйте: Каким вырастит этот ребёнок? А может быть, следующим человеком, к которому попадёт совесть после мещанина, будет школьник.
Смешное и трагическое в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»:
Чистая совесть — самая лучшая подушка.
Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое сочетается с трагическим.
Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка».
Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить.
В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остервенели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.
«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении.
«Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посетителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть.
Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь…
» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.
Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив
ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»
Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.
Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,
Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес
знакомому генералу. Автор сочувствует совести, которая долго «шаталась» по белому
свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с
рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал
пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди
выйдет… Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем
совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут… все
неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала… — это трагедия и для человека, и для общества!
Краткое содержание рассказа Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
Однажды исчезла совесть. Люди, как и раньше, суетились, устраивая свои дела, гнались за благосостоянием и доходами. Но как-то легче стало обманывать, оговаривать и делать препоны конкурентам. Исчезло сострадание и огорчение, и больше ничто не сдерживало руку сильных. Начались разбои и разорение.
А совесть тем временем лежала, всеми затоптанная и забытая. Каждый прохожий обходил ее как ненужную вещь. Так бы и валялась она дальше, да только польстился на негодную тряпицу пьяница, надеявшийся ее сбыть получить хоть стакан водки.
Взял мужик вещь в руки и тотчас почуял, как будто током охватило его. Рассеялся винный туман в голове, и действительность стала восприниматься четко. Испугался он – из глубин воспоминаний начали подниматься картины совершенного насилия и мерзких поступков, потянулись вереницы всех неправедных дел и измен.
И так подавила его картина нравственного падения, что заплакал пьяница. Люди останавливались, смеялись над ним, говоря, что это плачет в нем вино.
Хотел мужик бросить тряпицу найденную вниз, да жандарм увидел и грозился в тюрьму посадить за подбрасывание пасквилей. Пришлось спрятать находку в карман.
Тогда пошел пьяница в кабак и сунул совесть хозяину Прохоровичу в руку. Тот схватил вещь, а когда понял, что это такое, то мужика и след простыл.
Побледнел кабатчик, стали его мысли терзать о спаиваемых людях да о купленных за взятки патентах. И не смог он больше наливать вино посетителям, а вместо этого принялся доказывать вред злоупотребления алкоголем. Подумали гости, что не в себе хозяин. А когда тот стал предлагать всученную ему совесть, так и вовсе все люди разбежались. Никто не хотел брать ее себе в тягость.
Супруга Прохоровича не могла допустить разорения. И решила она мужу помочь, сбыть совесть. Рано утром выкрала она ее у спящего супруга и бросилась на улицу. В базарный день люди собирались со своим товаром, и за всеми ими наблюдал квартальный надзиратель Ловец. Вот и подбросила женщина ему совесть в карман.
И сразу же Ловец почувствовал, что не может больше ни товар отбирать приглянувшийся, ни мужиков неугодных за бороду таскать. Прибежал он тогда в панике домой и не принес жене ни одного кулька. А вместо этого собрал нищих всех встреченных и велел ей накормить их.
Супруга Ловца нашла спрятанную совесть в кармане, и переслала ее богатому еврею. Тот отдал ее в виде пожертвования генералу…
Так и бродила совесть по земле, никому не нужная, пока не взмолилась поселить ее в сердце у малого ребенка, чтобы вырос он человеком и смог противостоять всем неправдам, ведь вместе с ним и совесть тоже вырастет. И всякий, кто сможет в себе взрастить совесть, будет великим человеком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”
Цель: осмысление понятия совести как
ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста
Оборудование: демонстрационный материал
(определения понятия “совесть” из толковых
словарей)
Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.
М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам
сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на
котором чудесным образом оказались два генерала,
и одичавший помещик, из имения которого чудесным
образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед
нами совершенно необыкновенная ситуация –
пропала совесть. А что такое совесть, как вы
думаете?
Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу):
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: Совесть – чувство
нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.
Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой: Совесть – чувство и сознание
моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.
Какое определение вам кажется более полным?
Почему?
Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились – что с ними сталось?
Человек без совести – как изменились люди? “Многие
начали чувствовать себя свободнее”.
Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.
А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая
приживалка, обличительница, иго, вопиющее
безобразие.
Люди освободились от совести, и она стала
ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее
никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.
Комментированное чтение текста.
Итак, начинается путешествие совести. Хотя я
назову другое слово – мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.
У кого побывает совесть? У пропойцы; у
Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.
чтение фрагмента со слов “И бог знает, долго ли
бы пролежала таким образом бедная изгнанница,
если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец,
позарившийся с пьяных глаз даже на негодную
тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.” до
слов “:прежде, нежели Прохорыч успевает
опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
руке.”
Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала
электрическая струя”, “голова освобождается от
винных паров”, “возвращается сознание
действительности, страх, память, стыд”
Самый ли это страшный порок? Нет, потому что
пропойца отвечает только за себя и губит только
себя.
Чтение по ролям фрагмента со слов “Некоторое
время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.” до слов “Она во
весь дух побежала за ним, и едва успела
поравняться, как сейчас же, с изумительною
ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
его пальто.”
Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.
Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч –
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.
Чтение фрагмента со слов “Ловец был малый не то
чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил
и запускал лапу довольно свободно.” до слов “-
Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, –
сказала она мужу, воротившись домой.”
С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.
Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”,
“лихоимец порядочный”.
Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел
он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что
там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в
лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде
этого с ним не бывало.”
В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.
Чтение фрагмента со слов “Самуил Давыдыч
Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный
всем своим семейством.” до слов “В этот же вечер
он уже совсем позабыл о претерпенных им
страданиях и выдумал такую диковинную операцию
ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.”
Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.
Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети – в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.
Чтение фрагмента со слов “И долго таким
образом шаталась бедная, изгнанная совесть по
белому свету, и перебывала она у многих тысяч
людей.” до конца
Вернемся к определениям, с которыми мы работали
в начале урока. “Негодной тряпицей” была
совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
героев?
Прочитайте еще одно определение из “Толкового
словаря живого великорусского языка” В.И. Даля:
“Совесть – внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, чувство, побуждающее к истине и
добру”.
Согласны ли вы с таким определением?
Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи
ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”
Почему именно в сердце дитя?
Творческая работа на ассоциации.
Попробуйте материализовать образ совести,
представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления.
Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть
надежды, ибо она для него – хранительница
человеческого в человеке, госпожа будущего
состояния мира.
В поисках пристанища… по сказке м.е. салтыкова-щедрина пропала совесть
Цель:осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста
Оборудование:демонстрационный материал (определения понятия “совесть” из толковых
Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.
М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на котором чудесным образом оказались два генерала, и одичавший помещик, из имения которого чудесным образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед нами совершенно необыкновенная ситуация – пропала совесть. А что такое совесть, как вы
Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу):
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка
: Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.
Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой:
Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.
Какое определение вам кажется более полным?
Почему?
Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились – что с ними сталось?
Человек без совести – как изменились люди? “Многие
начали чувствовать себя свободнее”.
Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.
А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее
Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.
Комментированное чтение текста.
Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово – мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.
У кого побывает совесть? У пропойцы; у Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.
чтение фрагмента со слов “И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.” до слов “:прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала электрическая струя”, “голова освобождается от винных паров”, “возвращается сознание
Самый ли это страшный порок? Нет, потому что пропойца отвечает только за себя и губит только
Чтение по ролям фрагмента со слов “Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.” до слов “Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.
Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч –
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.
Чтение фрагмента со слов “Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно.” до слов “- Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, –
сказала она мужу, воротившись домой.”
С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.
Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”,
“лихоимец порядочный”.
Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде
В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.
Чтение фрагмента со слов “Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный всем своим семейством.” до слов “В этот же вечер он уже совсем позабыл о претерпенных им страданиях и выдумал такую диковинную операцию ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.”
Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.
Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети – в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.
Чтение фрагмента со слов “И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч
Вернемся к определениям, с которыми мы работали в начале урока. “Негодной тряпицей” была совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
Прочитайте еще одно определение из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля:
“Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, чувство, побуждающее к истине и
Согласны ли вы с таким определением?
Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”
Почему именно в сердце дитя?
Творческая работа на ассоциации.
Попробуйте материализовать образ совести, представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления.
Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть надежды, ибо она для него – хранительница человеческого в человеке, госпожа будущего
В поисках пристанища… по сказке м.е. салтыкова-щедрина пропала совесть Ссылка на основную публикацию
«Совесть не прячьте, люди…»
Таймаскина Екатерина Зиновьевна,
Республика Чувашия, д. Тренькино,
учитель русского языка и литературы
МБОУ “Ильинская СОШ”
Открытый урок
по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Тема: Совесть не прячьте, люди…
Цель: — анализировать сказку М.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки;
— обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову;
— работать над воспитанием нравственного качества учащихся – иметь совесть
Задачи: Обучающие — формирование сопоставить и сравнивать, делать выводы по прочитанному тексту.
Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного произведения.
Воспитывающие — воспитание внимательного читателя, любви к русской литературе.
Оборудование: текст сказки М.Салтыкова-Щедрина, музыкальное сопровождение, проектор, презентация к сказке.
Словарная работа: совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом;
приживалка – бедный человек, живущий из милости в богатом доме;
смута – волнение, ссора, беспорядок;
шкалик — мера вина, равная 200 граммам;
патент – свидетельство на право занятия торговлей;
добродетель – высокая нравственность;
лихоимец – жадный вымогатель, взяточник
длань – рука, ладонь;
мещанинишка (мещанин) – лицо с мелкими личными интересами, с узким кругозором;
откупщик – тот, кто освобождает себя от каких-либо обязанностей.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.
Вступительная часть. В жизни каждого человека бывают такие минуты, что ты случайно, незаметно для себя что-нибудь теряешь. Важная это для тебя вещь или нет – не важно, но потерю всегда пропускаешь через себя, через своё переживание, и сильно огорчаешься. Правда это?
— Вы теряли когда-нибудь важную для себя вещь?
— Какое было у вас чувство?
Вывод: Значит, терять вещь не очень-то и приятно, а если она ещё и важна для тебя, то мы не избежим душевного переживания и долго об этом будем думать.
— А что это значит – терять совесть? Она же не вещь? (Терять совесть – значит
становиться бессовестным, нахальным).
Работа над названием сказки «Пропала совесть».
— Что значит – пропала совесть?
— Как она может пропасть?
— Какие признаки приобретает Совесть в сказке? (Она становится живой, может говорить).
Вывод. Пропала совесть – значит, человек становится бессовестным, он может переступить самого себя, не следит за своим поведением, позволяет себе бесчеловечные поступки.
— На сколько частей можно делить всю сказку Салтыкова-Щедрина? (на 6 частей):
— Почему автор начинает свое описание сказки с повтора названия?
Вывод. Автор хочет подчеркнуть, что люди стали такими бессовестными, что абсолютно не следят за своим поведением, они могут обманывать, бить, грабить, пить, обижать детей и жён, наушничать, клеветать, пресмыкаться, льстить…
— Проанализируем первые два абзаца сказки.
Вопросы: Что изменилось в городе, когда пропала совесть? (Сначала — ничего. Всё было по-старому – люди не догадывались об этом. Но стало как-то легче, бодрее, свободнее, будто прошла какая-то болезнь. Люди счастливы. Они остервенились, начали грабить, совершать разбои, разорять).
Скачать полностью работу
План Вступление. Что такое совесть? Чтение и обсуждение рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
«Совесть – мерило нравственности»
Сегодня на нашем классном часе мы поговорим об одном человеческом чувстве, но о каком я не буду пока говорить. Попробуйте догадаться сами… Итак, что называют нравственным чутьем или чувством в человеке, внутренним сознанием добра или зла, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим от лжи и зла, внутренним моральным контролем?
Что же это? Да, это – совесть! Ее великие люди называют законом законов, высшим судом, тем, от чего невозможно скрыться. И сегодня мы поговорим об этом удивительном чувстве, которое сопровождает нас всегда, какой бы поступок мы не совершали. И недаром мы часто говорим о нечисто или чистой совести, то есть, ели мы совершаем хороший поступок, совесть у нас чиста, и наоборот.
Но взгляните с другой стороны – в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, а согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…
Прослушивание и обсуждение 1 части рассказа
М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
У писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Давайте прослушаем и обсудим его его.
По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догонялиu, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие стали чувствовать себя даже бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее было подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…
Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживала так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные признаки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.»
А представьте, что так и случилось на самом деле. Как бы мы жили, как бы складывались наши отношения?
^ Но ведь мы могли бы спокойно обманывать, не мучаясь, например, пропускать уроки, придумывая что-либо со спокойной совестью, не испытывая неудобств и опасений, что правда выйдет наружу…. ———————— Но ведь удобнее? Да! Так зачем нам нужна эта приживалка совесть?.
.. В запальчивости можно сказать грубое слово, обидеть человека, а потом раскаиваться. А ведь можно было бы, вести себя как хочешь и не оглядываться на прошлое. Зачем нам нужны эти неудобства? Нужны ли? Зачем?….
А ведь можно причинить боль не со зла, а по недоразумению, по оплошности – за что же в этом случае терзаться?!….
Бывают люди, которые постоянно казнят себя за поступки, в которых, по существу ничего плохого и не было, винят себя за то, в чем не виноваты – зачем?! Не будь совести, жилось бы им намного увереннее…
а как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Дискуссия по 2 части рассказа
Я предлагаю прослушать рассказ Салтыкова-Щедрина, который мы читали в начале нашей беседы до конца. Что же случилось с «потерянной» совестью?
«…Долго таким образом шаталась бедная изгнанная совесть по белому свету. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только того и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.
Наконец, наскучило ей и самой, что негде ей, бедной голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях без пристанища.
Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от этой торговли разжиться.
– За что вы меня тираните? – жаловалась бедная совесть, – за что вы мной, словно отымалкой какой помыкаете?
– Что же я с тобой буду делать, сударыня-совесть, коли ты никому не нужна? – спросил в свою очередь мещанинишка.
А вот что, – отвечала совесть, – отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем. Авось он меня неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается.
А что случилось, по-вашему, дальше?
Вот как заканчивается этот рассказ у Салтыкова-Щедрина:
Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»
Обсуждение тезисов в группах
Выберите любой из тезисов (см приложение) и обоснуйте его, т.е. придумайте или вспомните ситуацию, которая подтверждает это высказывание.
Портрет совестливого человека
Итак, совесть нужна? Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Подведение итогов, выводы
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к этому образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы спросить: какие выводы вы сделали из всего сказанного нами?
«И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама!»