развивающее обучение достоинства и недостатки
Технология развивающего обучения — плюсы и минусы
Всем известно, жизнь не стоит на месте, так и учебный процесс в наше время претерпевает некоторые изменения. На смену классно-урочной системе Я.А.Каменского и К.Д.Ушинского, которой более 200 лет, постепенно приходит технология развивающего обучения авторами которой являются Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Эльконин.
Развивающее обучение – это направленность учебного процесса на интеллектуальное, физическое, познавательное и нравственное развитие учащихся.
Отличие развивающего обучения от классического учебного плана
Важная роль в технологии развивающего обучения уделяется самостоятельности ученика и контакту с природой. Это взаимодействие содержит в себе все этапы деятельности: планирование, целеполагание, организацию, реализацию целей и анализ результатов. Каждый этап имеет свое значение в процессе становления индивидуальности. Активно-деятельностный прием сменяет объяснительно-иллюстративный, который подразумевает развивающее обучение.
Каждая система имеет положительные и отрицательные особенности, технология развивающего обучения не исключение.
Плюсы
Минусы
Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Развивающее обучение формирует у детей обобщенные интеллектуальные навыки, а именно: умение объяснять ситуацию и делать выводы, смотреть на объект с разных сторон, проводя связи со многими предметами, перемещать известные способы действия в другие условия.
Особенности технологии развивающего обучения
Программа учит искать информацию самостоятельно, а не получать готовую, благодаря этому происходит всестороннее развитие личности. Школьники умеют не только рассуждать, но и спорить, вступать в диалог, находить аргументы. Дети чувствуют себя более раскрепощенными и обладают большим багажом знаний, по сравнению со сверстниками, которые обучаются по традиционной системе.
Ставя перед детьми конкретные вопросы, программа не предполагает получение ответов по шаблону. Ученик высказывает свою точку зрения, слушает мнение своих товарищей и учителя, при этом может согласиться или опровергнуть предположения.
Под наставлением учителя информация подается от простого к сложному через коллективный поиск. Занятие начинается с обобщения того, что детям уже известно, получается ситуация успеха, но через некоторое время ученики сталкиваются с препятствием для решения которого знаний недостаточно, в этот момент на помощь приходит учитель.
Данная программа непривычна для учителя, но для школьника является развивающей и наиболее оптимальной. Сегодня, человек нуждается не в накоплении информации, а во всестороннем развитии личности, поиску нестандартных решений, нахождение выхода в любой ситуации. Все это и предполагает технология развивающего обучения.
Доклад «Достоинства и проблемы системы развивающего обучения в условиях малого города»
Система развивающего обучения отличается верой в каждого ребёнка, в его силы. При этом учитывается, что развитие каждого ребёнка идёт неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей, высшей нервной системы, его опыта и т.д. Система принимает ребёнка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера.
Дети, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, с удовольствием работают на уроках и выполняют домашние задания, характеризуются развитыми познавательными интересами и мотивами, стойким позитивным отношением к школе и к учебе, дружелюбны и опережают в умственном развитии своих сверстников, занимающихся по обычной программе.
Наблюдение – это незаменимый метод в работе с маленькими детьми. Он помогает увидеть каждого ребёнка не только в повседневной жизни, но и в учебной деятельности. Работая по системе Занкова десять лет, я веду портфолио достижений учащихся. В нём отмечаются успехи каждого ученика по крупным и мелким разделам программы, фиксируются результаты контрольных и проверочных работ, зачётов и других срезов знаний (скорость письма, вычислительных навыков, техника чтения), что позволяет видеть не только динамику совместной работы, но и осуществлять прогнозирование индивидуальной работы с детьми, вместе с детьми и родителями прослеживать успешность обучения и развития учащихся по четвертям, годам обучения. Ведение портфолио помогает видеть учителю позитивные и негативные стороны обучения. При работе по системе Л.В. Занкова особенно важными являются ведение таких наблюдений и последующий их учёт учителями основной ступени обучения.
Но не все учителя среднего звена обращают внимание на наблюдения и выводы учителя начальных классов, что приводит к затяжной адаптации и снижению качества знаний учеников в пятом классе.
Стержнем “занковской” системы является достижение максимального результата в общем развитии школьников на основе формирования знаний умений навыков с использованием небольшого количества упражнений или заданий, самостоятельного добывания новых знаний всем классом. Учащимся предлагается не только списывать текст и вставлять пропущенные буквы, не только решать примеры, но и размышлять, какое правило или закон объединяет всё задание, и т.п.
Только в развивающем обучении вырабатываются навыки критического мышления (способность ставить новые вопросы, делать выводы, принимать независимые продуманные решения). Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения: с первого же класса следует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Практика доказывает, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу творчески.
Из моего опыта работы
Русский язык. Приведу пример заданий, которые нацеливают ребенка на многоаспектный анализ текста, предложения, слова. Уже в период обучения грамоте дети наблюдают, как меняется смысл высказывания при изменении форм слова. Дети читают предложение: Шура говорила с мамой. Рядом следует вопрос: Он или она? Далее на этот же вопрос они отвечают при чтении следующих предложений: Шура говорил с мамой. (Первые два варианта доступны всем детям.) Шура говорит с мамой. (Коллизия. Что отвечать? Варианты бывают самые разные: он, она, он и она, он или она.) Александра говорит с мамой. (Появляется другой указатель на род деятеля, но он тоже доступен любому ребенку.) Саша говорит с мамой. (Опять коллизия.) Александр говорит с мамой. (Прозрачный для любого ребенка вариант).
Сформулированные учителем задания требуют от учащихся совершения многих мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения, от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному и т.д.
Математика. Задания заставляют размышлять, позволяют пробовать ошибаться, находить рациональный способ решения, правильный ответ, делать открытия. Приведу типичный приём обучения, к которым весьма часто прибегаю на уроках.
Задание 1. (На вычисление).
Учащимся предлагаю самостоятельно решить примеры: 8-6, 7-6, 8-4, 8-5, 7-4
6-5, 1+7, 2+4, 3+6, 4+5. (задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны). Проверка.
Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8-4, 8-5, 8-6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8-6, 8-5, 8-4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.
Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только “в одну сторону”: 8-6=2, 8-5=3, 8-4=4, 8-3=5, 8-2=6, 8-0=8. Но некоторые “достроят” его ещё одним примером: 8-7=1.
Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.
Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая- на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных, класс придёт к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.
Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.
Литературное чтение. Ученик выступает на уроке не просто в роли пассивного читателя, но и как соавтор учебника. Учебник большое количество заданий адресует фантазии ребёнка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, придумать, нарисовать. Например: попробуй оживить любой неживой предмет природы (связанный с освоением приёма олицетворения). Ответы детей: небо плачет, солнце смеётся, ветки машут, листочки пляшут и т.д.
Выскажи своё мнение: что нужно, чтобы стихи сочинять? Ответы: рифма, умение наблюдать, замечать, чувствовать, пользоваться литературными приёмами.
Пофантазируй, о чём может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке…
Выдвини версию: Откуда у кенгуру сумка? Почему тигр полосатый?
Продолжи мысль: В каждом живом существе в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…(врун, драчун, неряха, плакса, грубиян..).
Давайте порассуждаем, без чего не может жить поэзия?
Такие задания формируют первичные исследовательские навыки, развитие творческих способностей, воспитывают внимательное отношение к слову, способствуют интеллектуальному развитию. Принцип осознания учения развивает рефлексию, самоанализ – взгляд на себя (сегодня на уроке мне удалось…, на мой вгляд поэзия это…, самым интересным для меня было…).
Основная задача литературного чтения по развивающей системе – формирование отношения к литературе как к искусству. На материале поэтических и прозаических текстов разных жанров, созданных мастерами отечественной и зарубежной культуры, создаются условия для формирования мира нравственных и эстетических ценностей юного читателя. Результат: Дети умеют работать с дополнительной литературой, ведут семейные читательские дневники, в которых наблюдается сотрудничество родителей с ребенком, имеют высокий темп чтения, скорость письма выше нормы.
Окружающий мир. Содержание интегрированного курса “Мы и окружающий мир” составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории. Выделены такие программные темы, которые не близки социальному опыту детей младшего школьного возраста, не соблюдается принцип логичности и последовательности, сложный стиль подачи текстов. Такой учебник рассчитан только на сильного ученика. По программе выделено малое количество часов (1час в неделю в первом классе).
Выявить позитивные и негативные стороны СРО позволяет проведение различных диагностических и экспериментальных тестов.
Дети со средним и низким уровнем знаний, имеют хронические заболевания и, как правило, часто болеют. А так как каждый урок в развивающем обучении, несёт какое-то открытие, то такие дети начинают отставать от программного материала.
О развитии можно судить лишь при отслеживании продвижения каждого ученика. Не все дети достигают высокого уровня, но если в своём развитии
Ребёнок продвинулся с низкого уровня на средний, или со среднего на уровень выше среднего, то обучение было развивающим и у него благоприятный прогноз адаптации к основной школе. Если же показатели развития стоят на месте (был средний уровень и остался средним) или снижаются (был высокий, стал средний), то эти дети составляют группу риска по адаптации в пятом классе и требуют помощи и коррекции.
Заключение
Проанализировав работу по данной теме, было выявлено, что основная особенность системы развивающего обучения – её ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребёнка.
Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями. Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, необходимо прежде всего изучить его стартовый уровень по следующим показателям: состояние здоровья, социально- педагогическая готовность, общее развитие и наличие базовых знаний, умений и навыков. Ученики, окончившие занковские классы, характеризуются сформированностью деятельности наблюдения, способностью истолковывать увиденное в свете имеющегося опыта, особенностью мыслительной деятельности.
Если говорить об общих типических чертах эмоционально-волевого, личностного развития школьников в занковских классах, то на первое место можно поставить яркость их эмоциональных реакций, связанных с учением. Дети не просто положительно относятся к учебе, они увлечены ею. Самое главное в работе детей занковских классов – найти возможно большее количество вариантов анализа и доказательства своих суждений. Детям и учителю интересны обсуждение сопоставление как правильных, так и неправильных ответов. Система рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание.
На эффективность реализации СРО оказывают влияние как внутренние факторы (заложенные в самой системе: учебный план, содержание материала, принципы и т.д.) так и внешние: (содружество ученика и учителя, ученика и родителя, физическое состояние ребенка).
Данная система развивает и обучает любого ученика, если у него нет каких-либо отклонений в состоянии здоровья.
Проблемы развивающего обучения: несвоевременное обеспечение учебно-методическими пособиями (в связи с отдаленностью региона от центра и отсутствием финансирования); многие учителя берут для реализации на практике только части системы, нарушая при этом целый процесс, направленный на общее развитие учащихся, где каждый предмет выполняет свою роль и взаимосвязан с другим происходит односторонняя ориентация на теоретическое мышление;
Несмотря на существующие проблемы развивающего обучения, эта система интересна учителю, ученикам, родителям. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становятся видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди. И это главное.
“У каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном. Чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым”. Как раз развивающее обучение помогает отыскать творческое начало в ребёнке.
Развивающее обучение
Развивающее обучение — что это за система организации в педагогике
Развивающее обучение — это система организации обучения, которая ориентируется на потенциальные возможности ребенка. Основывается на концепции Л.С.Выготского, по которой обучение опережает развитие ребенка, чтобы стать движущей силой и средством развития.
Термин «развивающее обучение» в педагогику ввел В.В.Давыдов. Его сущность в активно-деятельностном способе обучения, который, в отличие от объяснительно-иллюстративного, основан на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний.
Содержание, методы и формы развивающего обучения основываются на закономерностях развития ребенка.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Чему способствует, как влияет на развитие личности
Развивающее обучение определяет ребенка как субъект познавательной деятельности, а не как объект педагогического воздействия. Учебный процесс выстраивается так, что учащийся с помощью учителя начинает выполнять то, что до этого не мог сделать самостоятельно. Обучение, опираясь на «недозревшие» функции, помогает развитию сделать шаг вперед. Эти функции, находящиеся в зачаточном состоянии, Л.С.Выготский определил их как «зоны ближайшего развития».
Обучение и развитие тесно связаны. Обучение идет впереди и стимулирует развитие.
Теоретические основы и особенности развивающего обучения
Теория РО опирается на следующие положения:
Чтобы реализовать развивающее обучение, необходимо не только знать содержание программ, владеть методами обучения, но и разбираться в психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Методические подходы РО:
Развивающее обучение — особый вид обучения, который отличается специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания и взаимодействия учеников с учителем и между собой.
Принципы развивающего обучения
РО поддерживает партнерские отношения между учеником и учителем на уроке и придерживается следующих принципов:
Что является главной целью
Цель РО — развитие личности, ее способностей. Для достижения цели структура урока составляется таким образом, чтобы обеспечить учащимся условия для развития, подготовить к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.
Виды и формы развивающего обучения
Основные формы организации учебной деятельности на уроке в системе РО:
РО отличается подходом к оценке учебной деятельности учеников. Работа оценивается с точки зрения умственных возможностей ребенка. Оценка отражает его индивидуальное развитие. Если он работает на пределе своих возможностей, то заслуживает высшей оценки, даже если это не лучший результат относительно возможностей других учащихся.
Отметки важны как стимулирующее средство, которое убеждает всех учеников в том, что они способны развиваться и достигать успеха. Задача учителя — вывести каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания и самосовершенствования.
В педагогике до сих пор стоит вопрос об определении видов РО. К развивающему можно отнести отечественные авторские системы и школы:
В контексте РО для средней и старшей школы рассматривают проблемное обучение А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова. Для начальной школы оно связано с именами:
Традиционно в качестве примера РО рассматривают дидактическую систему Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Особенности учебной деятельности по Эльконину-Давыдову
Ведущая роль в формировании интеллекта отводится теоретическому знанию. Необходимо сформировать у учащихся основы теоретического мышления, которое предполагает способность человека постигать суть явлений.
Принципы РО Д.Б.Эльконина-В.В Давыдова:
Учебная задача на уроке решается в такой последовательности:
Учебная деятельность по Эльконину-Давыдову — это деятельность по изменению самого ученика.
Описание презентации по отдельным слайдам:
дидактические принципы как обучение на высоком уровне трудности принцип ведущей роли теоретических знаний обучение быстрыми темпами познание ребенком процесса учения и др.
Структура развивающего обучения потребность в овладении специальными знаниями и навыками Создание новой схемы решения, новых способов действия актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным
в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова
Л.В.Занков называет три основные линии развития: развитие отвлеченного мышления; развитие анализирующего восприятия (наблюдения); развитие практических навыков.
отличительными чертами системы Л.В.Занкова являются — высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; — быстрый темп прохождения учебного материала; — резкое повышение удельного веса теоретических знаний; — осознание школьниками процесса учения; — направленность на высокое общее развитие всех школьников
Дидактические принципы: • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
• ведущая роль теоретических знаний;
• осознание процесса учения;
• быстрый темп прохождения учебного материала;
• работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
несмотря на ее продуктивность, до настоящего времени она остается недостаточно востребованной в школьной практике В 60—70-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения. Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.
Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
Традиционное обучение: традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности.
Развивающее обучение: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. от абстрактного к конкретному, от системного к единичному ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
теоретического мышления В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение. при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активную мыслительную деятельность
общедидактические принципы сознательности — принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития; — принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, «когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия»; — принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. — принцип наглядности фиксируется В. В.Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели.
знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями Усвоение знаний Формирование умения при выявлении предметных источников тех или иных знаний обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. Умение воспроизводить это отношение в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. Умение конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно. Умение переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-023998
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.