развивающее и проблемное обучение дошкольников
Технология проблемного обучения дошкольников
мария коновалова
Технология проблемного обучения дошкольников
В числе современных педагогических технологий рассматривается технология проблемного обучения. Насколько актуальна эта технология сегодня? Попробуем разобраться.
В чем проблема?
Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».
С другой стороны. В последнее время мы все чаще сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.
Каков может быть способ решения проблемы?
Мы предположили, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей, активизирует мысль детей, придаст ей критичность, приучит к самостоятельности в процессе познания.
Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Проблемное обучение в детском саду — это организация взаимодействия с воспитанниками, предполагающая создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).
При проблемном обучениидеятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Но. С опорой на уже имеющиеся. Например. Гуси и утки улетают на юг последними (готовое знание). Как вы думаете, почему? (проблема, требующая рассуждения, поиска новой истины с опорой на уже имеющиеся знания).
Существует 3 структурные единицы проблемного обучения:
• проблемные вопросы
• проблемные задачи
• проблемные ситуации
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС — ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС (КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Проблемная задача №2 Иван-Царевич потерялся в лесу и не может найти дорогу назад. Что он должен сделать
ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.
Например. Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель обращает внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Приемы,методы и средства:
1. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза)
2. Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком)
3. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче) художник, медик, эколог.)
4. Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)
Однако, проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Например. Для приготовления теста детям предлагается алгоритм его изготовления. Вместе с воспитателем дети замесили и раскатали тесто в лепешку.Но возникает вопрос: что использовать вместо формочек. То, что дети предлагают использовать вместо формочек, они используют в работе с тестом и, в итоге, приходят к определенному выводу.
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними).
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод). Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Этапы решения проблемной ситуации:
1.Поиск средств с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить?»
А. М. Матюшкин – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
2. Процесс решения проблемы.
Выдвижение гипотез, поиск «ключа» решения. На втором этапе ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний (включая вопросы к воспитателю).
3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Требования к проблемным ситуациям:
• решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
• проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает
ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
• формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
• проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
• в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
• в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
• Сказка «Репка».У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
• Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
• Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.
Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.
Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.
Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.
Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Анна Залевская
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы в рамках технологии проблемного обучения являются инновационными в работе с детьми дошкольного возраста и на наш взгляд весьма эффективными в развитии предпосылок к учебной деятельности. Мы постарались раскрыть вопрос применения заявленной технологии максимально доступно.
Ключевые слова: познание, познавательная активность, технология, проблемное обучение, проблемная ситуация.
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
2. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 317с.
3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М. : «Знание», 1974. 164 с.
4. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. 1968. №7. С. 52-54.
5. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972. 281с.
6. Поздняк Л. В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №5. С. 8. 53
7. Рубинштейн С. А. Основы обшей психологии.СПб: Изд. «Питер». 2000. 712с.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. 56с.
Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности, на это указывается в ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Нам известно, какие требования выдвигает ФГОС ДО к выпускнику детского сада. Они прописаны в П. 4.6.в виде целевых ориентиров: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
Доказано, что ребенок проявляет познавательную активность с самого рождения, она развивается поэтапно и к 3-м годам принимает вид деятельности, в которой ребенок стремиться овладеть определенными знаниями, помогающими ему в дальнейшем решить задачи, вопросы, проблемные ситуации, возникающие на его пути. Очень важно в период дошкольного детства не отмахнуться от желания ребенка познать окружающий его мир, т. к. именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Современные требования, заложенные в ФГОС ДО, декламируют, что ребенок не может выступать объектом в организации познавательной деятельности. Субъект-субъектные отношения – основной принцип построения образовательного процесса современного ДОУ. В работе педагога ДОУ необходимо учитывать, что, при организации познавательной деятельности, отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии.
Теоретики и практики, определяя необходимое качество для успешного обучения не только в школе, но и на протяжении всей жизни, отдают предпочтение познавательной активности.
Существует несколько понятий познавательной активности:
В педагогическом словаре познавательная активность определяется как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Галина Ивановна Щукина рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Алексей Михайлович Матюшкин считает, что ПА – это внутренняя мотивация, пробуждающая ребенка к деятельности.
Анализируя предложенные определения, можно сделать вывод, что ПА – это мотивированная деятельность ученика, направленная на познание окружающего мира.
Главная задача педагога на первых шагах внедрения в работу с детьми дошкольного возраста проблемных ситуаций в образовательный процесс – это научить детей находить свое решение. Также существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при создании проблемных ситуаций для детей:
2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно дети должны освоить какой-либо программный материал опробовав его.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».
По мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие противоречивых данных порождает процесс мышления, направленный на их «снятие» (С. Л. Рубинштейн. 2000 г).
Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
Авторы выделяют четыре основных этапа решения проблемной ситуации:
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:
1. Метод монологического изложения.
2. Методы рассуждающего изложения.
3. Метод диалогического изложения.
4. Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
5. Метод исследовательских заданий.
Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
6. Метод программированных заданий.
Это метод, при котором обучающиеся, с помощью подготовленных дидактических средств, могут приобретать новые знания и новые действия.
Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение эффективнее всего отдавать предпочтение групповым формам работы. В процессе решения поставленной перед детьми задачи, ребенок активно доказывает свою точку зрения и ему легче проявить критичность по отношению к сверстнику, чем ко взрослому. Совместная деятельность с ребенком развивает в нем умение ставить цель, действовать, подражая взрослому.Итогом такой работы является способность ребенка в самостоятельной деятельности со сверстниками: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Самой рациональной формой проведения занятия в рамках данной технологии является форма диалога, живого общения с детьми, в котором педагог занимает направляющую позицию, организационную. Если ребенок задает вопрос, важно не давать готовый ответ на него, а предложить совместно с детьми обсудить их варианты ответов, направляя в правильное русло.
Проблемная ситуация может быть отправной точкой занятия, либо возникать в процессе усвоения материала. В рамках технологии проблемного обучения с детьми дошкольного возраста возможно создавать проблемныеситуации в любом виде детской деятельности: игровой, бытовой, в режимных моментах. Эти ситуации могут быть направленны на обогащение жизненного опыта ребенка, либо на получение им научного знания.
Применение проблемных ситуаций способствует формированию у детей самостоятельности, творческого мышления; активность, наблюдательность и общительность; развивает познавательную активность, инициативность, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Достоинствами проблемного обучения являются:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательной активности и личностной мотивации обучающихся.
Методы и приемы в рамках технологии проблемного обучения, позволяют формировать познавательную активность у детей дошкольного возраста путем мотивированного выбора действий с целью решения возникших проблемных ситуаций.
Данный опыт считается инновационным, так как он отрицает традиционный способ подачи информации, удовлетворяя познавательный интерес у детей и реализуя деятельностый подход.
«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.
Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.
Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.