развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре

Развитие творческих способностей учащихся в классе гитары.

развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре. 0e88 00098467 491b1f44. развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре фото. развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

1.1. Фантазия и творческий импульс

Умение слушать и слышать музыку не прирождённое качество. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у учащихся способность эстетически воспринимать музыку. Говоря о сущности эстетического воспитания, профессор Б. Теплов считает его не только средством расширения познания о мире, но и «школой восприятия, воображения и чувств». Искусство «расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, но и открывая новые, ранее не ведомые ему чувства». Концерты-встречи с артистами-профессионалами приобщают учащихся к прекрасным произведениям искусства, развивают любовь к музыке, способствуют лучшему её пониманию, эстетическому и нравственному воспитанию. Обучение игре на любом инструменте также предполагает постоянное обращение к сфере фантазии. Исполнение каждой композиции есть воспроизведение определённых музыкальных представлений. Без содействия фантазии нельзя извлечь звучащую музыку из мёртвых нотных знаков. Указания композитора всего-навсего облегчают эту работу, лишь первоначально направляют её.

Как показала практика, творческие потенции проявляются очень рано у многих детей. Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все без исключения дети любят сказки. Наблюдая детей ещё в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка. Они выдумывают свои собственные слова, игры, сочиняют несуществующие истории. Некоторые дети, обладающие хорошим музыкальным слухом, даже пытаются что-то импровизировать за инструментом, подбирать мелодии на слух.

Художественный образ может возникнуть в процессе импровизации или занятий по специальности. Для этого иногда достаточно бывает какой-либо интонации, созвучия или фразы. Источником творчества могут послужить явления природы: например, дождь, гроза, вьюга, пение птиц, журчание ручейка, восход солнца, сумерки; впечатление от прочитанной книги, посещения музея, цирка, кино, театра, концерта и т.п.; игры, праздники, встречи, походы, соревнования, наблюдения за животными; отрицательные и положительные эмоции: неудача, обида, тревога, волнение, успех, радость, восхищение и т.д.

В творческом процессе у ребёнка основную роль играет вдохновение и интуиция. Помимо того, что самостоятельное творчество необычайно увлекает учащихся, оно самым благотворным образом отражается на характере исполнения: свои пьесы дети играют ярко, образно, выразительно, технически свободно. Есть немало фактов, когда активные занятия творчеством влекли за собой успех и в овладении инструментом, а это в свою очередь приводило в дальнейшем к профессиональному росту учащегося.

У некоторых детей активность проявляется также и в попытках сочинять музыку. Такого рода деятельность всегда приносит ребёнку огромную радость. Осознание сопричастности к композиторскому труду, чувство сотворчества доставляет детям глубокое удовлетворение, музыкальный инструмент становится интимным другом, которому можно доверить сокровенное, средством, позволяющим материализовать свои музыкальные замыслы, образы, фантазию. Стоит ли доказывать, что творческое начало, разбуженное и в определённой мере воспитанное у детей в условиях учёбы в музыкальной школе, пригодится им в их будущей жизни, какие бы специальности они себе ни выбрали?

Фантазия на основе реальных представлений создаёт нечто необыкновенное. Мир, в котором создаётся произведение искусства, естественен. Произведение же, создающееся на основе элементов его языка, являясь продуктом фантазии, выделяется из этого мира своей новизной. Когда речь идёт о творческих способностях, дар проявляется личностно. Ведь образное мышление и одарённость – это путь к личной зрелости.

Талант можно рассматривать как изначальное проявление духовности, когда овладение искусством как профессией ещё не осуществилось в полной мере, когда техника ещё слаба. Способный ученик может быстро и успешно овладеть основными исполнительскими навыками.

1.2. Перспективы творческого развития ученика

Развитие творческой инициативы у детей является одним из наиболее сложных разделов педагогики. Оно требует от педагога большого эмоционального и умственного напряжения, разнообразных знаний, изобретательности, любви к детям и тонкого понимания их психологии.

Вдумчивые учёные и педагоги давно обратили внимание на необыкновенную ёмкость восприятия маленьких детей, на удивительные особенности их мышления. В отличие от логического, анализирующего и обобщающего взрослого, детское мышление образное, а значит, наглядное (зрительное, слуховое, пространственное), целостное, чрезвычайно эмоционально насыщенное. В восприятии ребёнка большое место занимает воображение и фантазия. Н.Ветлугина доказала теснейшую связь между художественно-образным мышлением и музыкально-творческим развитием детей. Творческие задания могут являться переходным звеном к сочинению, исполнению, импровизации, музыкально-теоретической работе.

О.А. Блох подчёркивал необходимость «запланировать процесс творческого развития на уровне ближней, средней и дальней перспективы». 1

Творческое мышление в реальной практике есть целостное человеческое проявление, поступок. У некоторых учащихся, отличающихся особыми способностями, подбор мелодий по слуху и начальные уроки по импровизации переходят в опыты сочинения собственных пьес для гитары.

Как сочетаются организационные и творческие проблемы в классе по специальности? Следует исходить из того, что всякое творческое усилие должно иметь свою форму.

Творческое произведение начинается как бы с подаренной идеи, т.е. полученной без особых затрат. Для первых творческих заданий можно предлагать простейшие упражнения для начинающих гитаристов. Фантазия предлагает автору разнообразные формы воплощения идеи. Сочиняя что – либо даже на уровне не самого высокого творческого импульса, маленький автор многое может рассказать о своём внутреннем мире. Как только результат его скрытого интуитивного поиска начинает проявляться в реальных звуковых формах, в этом зарождаются первые «ростки» творческого потенциала. Важно создать для него соответствующую ситуацию и подсказать метод. Как гласит индийская мудрость: «Важно подвести корову к водопою; пить же она должна будет сама». Музыка утрачивает свою исконную сущность, как только ребёнок начинает воспринимать её как обязанность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеева, В.И. Эстетическое и художественное воспитание / В.И. Алексеева.- Новосибирск: Классика, 1989.

Баренбойм, Л.А. Выдающиеся советские музыканты – просветители и развитие их традиций / Л.А. Боренбойм. – Ленинград: Лань, 1971.

Баренбойм, Л.А. За полвека. Очерки, статьи, материалы / Л.А. Баренбойм.- Ленинград: Советский композитор,1989.

Блох, О.А. Психология и педагогика музыкального творчества / О.А. Блох. – Москва: МГУКИ, 2014.

1 Блох, О.А. Психология и педагогика музыкального творчества / О.А. Блох. – Москва: МГУКИ, 2014.

Источник

Формирование творческих способностей средствами учебного предмета (занятия в классе гитары в ДШИ )».

развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре. 0e88 00098467 491b1f44. развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре фото. развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Методическая разработка. Тема: « Формирование творческих способностей средствами учебного предмета (занятия в классе гитары в ДШИ )». Cоставитель Еланская А.Л. преподаватель по классу гитара.

Для того чтобы говорить о творческих способностях, необходимо выяснить, что же это такое? Можно ли их развить на самом деле или это дано от рождения?

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

— самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Целью наших занятий является:

Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

Оптимизация мышления и познавательной деятельности.

Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков.

Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии по-средством инструментального музицирования.

Обучение игре на музыкальном инструменте ( гитаре).

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления.

3 этап (5класс). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.

Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося. Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию орга-низационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач :

— воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;

— развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;

— формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.

— приобретение знаний, умений и навыков.

При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.

Процесс творчества, начинается с того, чтобы «разбудить», оживить, островки, ещё не окончательно высушенные вербальным образованием.

Большое значение в развитии творческой активности имеет сам процесс работы над произведением (предложением, фразой и.т.д.).

С большим удовольствием дети берутся за сочинение мотивов и фраз, предложений в квадратных периодах повторного строения. Переходя к сочинению мелодий, следует опираться на имеющийся у ребят слуховой опыт, усвоенные навыки игровых движений на инструменте. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться как средство накопления технической базы, формирования интонационного словаря, осмысления законов формообразования.

Ансамблевое музицирование- метод всестороннего развития ребёнка.

Для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Источник

Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках специальности в классе шестиструнной гитары

Разделы: Музыка

В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Однако ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Природа творчества двойственна: творчество как » открытие для себя» и творчество как «открытие для других». В первом случае продукт творчества не имеет общественной значимости, во втором же он обладает этим свойством. Однако существует сходство этих видов, которое заключается в том, что творческий процесс всегда требует глубокой сосредоточенности, воли в достижении поставленной цели. Он предполагает большой кропотливый труд, наличие вдохновения, фантазии, интуиции. Детское творчество направленно прежде всего на раскрытие своего внутреннего мира, самовыражения. Развитие творческих способностей ребёнка имеет свои особенности, которые связаны с психическим, духовным, умственным развитием. Наиболее благоприятным для развития творческого потенциала является младший школьный возраст, этому способствуют сформировавшиеся характеристики познавательных процессов, и возможность включать в основные виды деятельности творческие задания, для того что бы ученик смог проявить своё «Я».

На уроках специальности в музыкальной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, нам важно говорить о его творческом развитии. Ценность данных уроков заключается в том, что обучение основано не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им. По словам И.Г. Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» [6, с.18]. Через активное восприятие, овладение материалом ребёнок быстрее эмоционально отзывается, быстрее самовыражается, а значит, развивает творческое начало.

Принцип проведения урока специальности как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника. В основе построения творческих уроков лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни. Самовыражение ребёнка не возможно без предоставления ему творческой свободы, без создания особой атмосферы на уроке, способствующей рождению его внутренней импровизации.

«Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” своё состояние, субъективно “проживал” своё настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок» [3, с.16].

Творческая деятельность на уроках специальности должна быть выстроена целенаправленно, должна присутствовать преемственность изучаемого материала, методов работы и актуализация субъективного опыта. Обращение к опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления позволяют глубже воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.

Одним из важных условий развития творчества является взаимосвязь с другими видами искусства. Это формирует отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность. Использование художественно-ценностного репертуара позволяет более эффективно воздействовать на внутренний мир ребенка. Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора.

Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть творчески развиваются.

Процесс творчества, начинается с того, чтобы «разбудить», оживить, островки, ещё не окончательно высушенные вербальным образованием.

Большое значение в развитии творческой активности имеет сам процесс работы над произведением (предложением, фразой и.т.д.).

В данном процессе может сыграть свою позитивную роль синестезия, которая является одним из феноменов человеческого восприятия мира. «Механизм этого феномена заключается в том, что в состоянии синестезии помимо или вместо ощущения, передаваемого одним, ведущим каналом восприятия добавляются новые нюансы, призвуки к основному ощущению, создавая тем самым полноту и глубину чувств » [6, с.18].

Необходимо отметить, что синестезийный подход не нов для музыкального образования. Соощущения широко применяются в исполнительской педагогике для привлечения внимания ученика к качеству звучания.

К активизирующим творческим заданиям, относятся такие, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: представить и отразить в звуке поведение героя исполняемой пьесы в измененных обстоятельствах.

Использование метода варьирования, когда одни и те же фразы, предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующей динамики, звукоизвлечения и так далее, требует от ребёнка включения в работу воображения, эмоциональных личных сфер.

С большим удовольствием дети берутся за сочинение мотивов и фраз, предложений в квадратных периодах повторного строения. Переходя к сочинению мелодий, следует опираться на имеющийся у ребят слуховой опыт, усвоенные навыки игровых движений на инструменте. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться как средство накопления технической базы, формирования интонационного словаря, осмысления законов формообразования.

Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений.

Для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Особенности творческого развития на начальном этапе обучения

Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности.

Для детей данного возраста интересны различные музыкальные загадки: отгадать героя исполняемой педагогом пьесы, исполняя дважды одно и тоже произведение сделать небольшое изменение и попросить ученика сказать, что изменилось.

С первых уроков следует знакомить ученика с таким музыкальным материалом, который бы ему хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть. Это могут быть знакомые детские песенки, прибаутки, пьесы из сборников И. Рехина, В.Козлова, С. Марышева. Для дальнейшего развития творческой активности большое значение имеет подбор соответствующего репертуара. Произведения должны быть яркими, хорошо, если пьеса имеет программное название, т.е. несёт в себе образ. Вызывает творческий отклик учащихся использование в произведениях красочно-колористических эффектов. Изучая гитару, ученик не только приобретает необходимые навыки игры на инструменте, но и познает прекрасный и сложный мир звуков. Педагог должен гибко чувствовать интересы своего ученика и подбирать соответствующие программы для работы. Это могут быть пьесы старинных авторов, классиков и современников, главное, чтобы они вызывали активное творческое восприятие, желание музицировать, самовыражаться.

По своей природе ребенок очень активен, через движение он познаёт окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Попросите ребёнка подвигаться под музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа, ритма, динамики. В дальнейшем это ему поможет свободнее и естественнее исполнять произведение, чувствовать характер, ритмическую, эмоциональную основу.

Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Вслушиваясь в интонации человеческой речи, можно открыть много необходимого и полезного и затем использовать эти находки в музыкальной речи, музыкальном исполнении. Попросите ребёнка с выражением прочитать короткое стихотворение, пословицу или фразу, а на следующем этапе обучения можно сыграть с придуманной мелодией или просто ритмическим рисунком, наделённым соответствующим характером. Таким образом, ученик превращается из активного слушателя в активного исполнителя. Для примера можно взять такие фразы: «Динь-дон, динь-дон загорелся Кошкин дом», «Петушок, петушок, золотой гребешок».

На начальном этапе обучения важно выработать правильные и рациональные навыки постановки рук, физиологической и психологической свободы ученика. Это процесс трудоёмкий и кропотливый, если же мы превращаем выполнение данных задач в игру, то в непринуждённой форме ребёнок быстрее находит контакт с инструментом.

Задания на определение оптимального положения левой руки на грифе гитары следует начинать с освоения пятой позиции. Попросите ученика поймать кистью гриф в данной позиции, а затем опустив кончики пальцев до третьей струны округлить их, и прижать ими эту струну. Обратите внимание ученика на то, чтобы большой палец естественным образом располагается напротив второго. При расположении пальцев в позиции лады можно сравнивать с «домиком».

Игры и упражнения для рук и пальчиков должны стать обязательной составляющей частью воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Это, прежде всего, школа игры, в которой ребёнок укрепляет пальцы и суставы, развивают мелкие мышечные движения. Игровые моменты помогают ребёнку почувствовать уверенность и свободу.

Игра в ансамбле с учениками младшей школьной группы, которые уже приобрели некоторые двигательные и координационные навыки игры на гитаре в предварительных упражнениях, а также ознакомились с элементами музыкальной грамоты, позволяет расширить представление ученика о богатстве выразительных возможностей инструмента. При совместной игре у ребенка пробуждается более глубокий интерес к музыке и творческому сотрудничеству с педагогом.

Работа с начинающими очень трудоёмка, но в тоже время интересна и благодарна. Ребёнок младшего возраста открыт и эмоционален, легко откликается на задания педагога, поэтому важно не упустить этот период и заронить зерно творчества

Заключение

Творческое развитие ребенка – одна из важнейших задач педагогики. Оно теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с уроками специальности в музыкальной школе. Данные уроки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого, эмоционального и красочного нотного материала являются базисными ориентирами в формировании творческий личности.

Источник

Игра на гитаре, как одно из средств развития музыкально-творческих способностей ребенка

развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре. 0e88 00098467 491b1f44. развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре фото. развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие творческой активности детей в процессе обучения игре на гитаре. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Творчество, творческие способности, музыкально-творческие способности……………………………………………………………………..13

Формы и методы развития музыкально-творческих способностей детей на занятиях обучения игре на гитаре ……….……………………………..19

Мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей на разных этапах обучения игре на гитаре ……..……………………………….29

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Жизнь движется стремительно вперед и интересы современных детей больше сводится к компьютерам и игровым приставкам. Основная задача дополнительного образования – это разбудить в детях интерес к творческой деятельности, стремление развивать свои способности, искать пути усовершенствования своих возможностей. Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным. Задача взрослых предоставить творческим способностям детей пространства, сохранить в них игровое начало и развивать, как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Тогда дети смогут творчески реализовать свою индивидуальность.

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Развитие музыкальных способностей позволяет детям успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике, музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа и является самым популярным инструментом среди молодежи, особенно старшеклассников. Обучение игре на гитаре дает огромную возможность детям для развития своих музыкально-творческих способностей.

Цель работы: знакомство слушателей с особенностями развития музыкально-творческих способностей детей через обучение игры на гитаре.

— Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

— Раскрыть сущность понятия «Музыкальные способности».

-Охарактеризовать понятия творчество, творческие способности,

— Раскрыть способы диагностики музыкальных способностей детей на разных этапах обучения игры на гитаре;

— Раскрыть применяемые формы и методы развития музыкально-творческих способностей детей на занятиях по обучению игре на гитаре.

Понятие «Музыкальность», «Музыкальные способности »

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». По определению Б.М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки.

Понятие «музыкальность» имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Мы относим данное понятие, прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.

Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности, например: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность и др. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно так же не следует отождествлять понятия «музыкальность» и «музыкальный талант». Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

В некоторых случаях музыкальность даже может вуалировать или восполнять ограниченные профессиональные данные музыканта-исполнителя. Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная, как различается она и у музыкантов разных специальностей.

Проблема диагностики музыкальности содержит в себе любопытное противоречие. В практических занятиях с учеником сравнительно нетрудно выделить детей с ярко выраженной музыкальностью. Но добиться точного ответа на все возникающие здесь вопросы исследователям не удается. В зарубежной музыкальной тестологии поиски критериев музыкальности ведутся на основе изучения способности создавать звуковые структуры. Полагают, что способности тонко переживать музыку и выражать себя при помощи музыки (т.е. звуковых структур) должны быть тесно взаимосвязаны. Среди характерных признаков музыкальности называют также раннее проявление музыкального слуха, наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях, музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку), естественную (т.е. не привитую педагогами) выразительность исполнения.

Однако тесная взаимосвязь качества музыкального восприятия и воспроизведения, по-видимому, важна для диагностики музыкальности только на ранних ступенях музыкального развития. Многие музыканты проводили разграничительную линию между способностью понимать и глубоко переживать музыку и способностью выразительно исполнять ее, «говорить» на ее языке, т.е. способностью свободно выражать себя в музыке.

Иными словами, музыкальность восприятия и переживания музыки не предопределяет для профессионального музыканта практического музыкально-художественного мышления, которое опирается на исполнительский талант и профессиональное мастерство.

В задатках всегда сочетаются факторы наследственные (генетически обусловленные), врожденные (связанные с условиями внутриутробного развития), возрастные (психологические особенности, присущие каждой возрастной ступени развития) и социально-культурные. Отделить их друг от друга очень трудно. В развитии задатков взаимодействуют процессы биологического созревания, воздействие среды (обучение и воспитание) и особенности работы органов чувств и движения при выполнении деятельности.

У психологов и педагогов-практиков можно наблюдать различные представления о музыкальных способностях или, как чаще говорят, о музыкальных задатках.

В самом широком плане задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики. Как уже отмечалось, элементарные музыкальные способности могут быть развиты почти у всех людей (можно сказать, что тут неспособных нет).

В практике отбора детей для профессионального музыкального обучения задатками часто считают высокую степень развития самих элементарных музыкальных способностей (звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма) и музыкальной памяти. Наличие названных способностей педагоги оценивают скорее как показатель отсутствия дефектов музыкального слуха у ребенка, нежели как показатель возможных будущих достижений. Наверное, поэтому музыканты-педагоги их и относят к музыкальным задаткам, а не к музыкальным способностям, как это делают психологи.

В практике обучения музыкантов-инструменталистов понятие задатков ближе к тому, что принято у психологов. Здесь к задаткам способностей музыканта относят врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические и психологические особенности, выступающие важными предпосылками успешного профессионального обучения. Среди них называют:

особенности анатомического строения тела, гортани (у певцов), лицевых мышц (у духовиков), верхних конечностей (у пианистов, струнников и т.д.);

некоторые свойства мышечной ткани, органов движения, дыхания, слуха;

Задатки специфичны для разных музыкальных профессий. Например, для певцов имеет значение объем глотки, форма и твердость неба и др., им необходимо особое строение вокально-артикуляционного и дыхательного аппарата, тонкость вибрационно-мышечного чувства, пластичность мимики и пантомимики; у пианистов должна быть хорошая растяжка пальцев, повышенная гибкость суставов верхних конечностей, тонкая восприимчивость ко всем двигательным импульсам; скрипачам важна длина пальцев, форма кисти руки, локтей и подушечек пальцев, гибкость суставов верхних конечностей, хороший вестибулярный аппарат; исполнителям на духовых инструментах требуется определенная форма губ, хорошее состояние дыхательного аппарата и т.п.

Задатки влияют на развитие профессиональных музыкальных способностей, но, как уже отмечалось, не определяют целиком этого развития. Исключение, пожалуй, составляет анатомическое строение гортани у певцов, от которого зависят достоинства певческого голоса. Истории искусства известны прекрасные пианисты с не очень хорошими (узкими, сухими, небольшими) руками или скрипачи с весьма крупной кистью и мясистыми пальцами, едва умещавшимися на грифе инструмента (Вивальди).

К задаткам не следует относить такие профессионально важные качества личности, как активность воображения, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, работоспособность, целеустремленность, воля и пр. Они могут быть во многом сформированы и развиты в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Тем не менее, склонности и способности связаны друг с другом сложным образом: у человека могут быть так называемые ложные склонности, вызванные подражанием, внушением, модой и пр., при слабо выраженных способностях, а у одаренного учащегося склонности могут «проснуться» гораздо позже, на фоне достаточно ярко проявившихся способностей.

Очень часто в нашем сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика.

Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев).

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Творческие способности подразделяются на различные виды: музыкальные творческие способности, художественные творческие способности, технические творческие способности, математические творческие способности, и т.д.

Что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные, лингвистические, интеллектуальные, творческие.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Так сформулировал Б.М. Теплов.

Большинством исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это: ладовое чувство; способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями; музыкально-ритмическое чувство.

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Они составляют основу развития музыкальных способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Б. М. Теплов говорит о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.

Иными словами, исходя из вышесказанного творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.

Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

Формы и методы развития музыкально-творческих способностей детей на занятиях обучения игре на гитаре

Музыкальная деятельность требует множества разных способностей и они могут комбинироваться различными способами у разных людей и в разных видах музыкальной деятельности. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и «фоновых» компонентов структуры музыкальных способностей.

Цель программы обучения игре на гитаре: создание условий для развития у учащихся сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства посредством игры на шестиструнной гитаре.

— обучить основным приемам игры на шестиструнной гитаре, познакомить с элементарной теорией музыки и основами вокального пения;

— обогатить знания учащихся в области бардовских, туристских и авторских песен;

— способствовать развитию музыкальной памяти, слуха, голоса, чувства ритма и творческих способностей учащихся; ·

— формировать навыки игры и исполнения песен в ансамбле;

— прививать любовь к музыкальному искусству, стремление к творчеству, воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, взаимопомощи.

Для того, что обучение игре на гитаре проходило для детей комфортно и давало свои результаты первоначально формируются группы по возрастным особенностям (это могут быть дети одного возраста, с одного класса). Так же учитываются и способности каждого ребенка (если учащийся более способный, или c элементарными первоначальными навыками игры на гитаре будет проходит обучение с менее способными детьми (обучающимися игре на гитаре с нуля), то у такого ребенка быстро потеряется интерес, поскольку с заданиями он будет справляться намного быстрее, чем остальные).Так как у всех детей разные умственные, и творческие способности, разная «музыкальность», разная активность: разная скорость выполнения заданий и качество выполнения этих заданий: для кого-то оно дается легко, для кого-то требуется больше времени, не все дети способны импровизировать или сочинять, распределение детей по группам имеет важно значение.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях:

Пение является одним из самых активных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Коллективное пение является важной формой самовыражения детей. Специфика коллективного пения заключается в том, что все ученики независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому пению. Главная задача состоит в том, чтобы научить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно (содержание «базового» уровня – приложение №3)

За один год обучения прорабатывается множество песен различного характера и содержания. Подбор песен осуществляется с учетом интересов и предпочтений ребят, что еще больше вызывает заинтересованность в обучении и служит наибольшему достижению поставленных программой задач. Практика подтверждает, что мелодический слух у детей развивается главным образом на занятиях пением и игрой на музыкальном инструменте.

Чувство ритма развивается, прежде всего в музыкально-ритмических движениях (когда дети осваивают различные приемы игры, где движение правой руки должно соответствовать определенному ритму), когда характер игры на гитаре или пения должны соответствовать характеру эмоциональной окраске музыки (песни). При этом одно из условий, необходимых для развития этой способности, — согласованность ритма движений правой руки и голоса.

2.«Базовый уровень» включает: совершенствование у учащихся техники игры на гитаре различными приемами; обучающиеся знакомятся с творчеством бардов, авторов и современных исполнителей; много времени уделяется исполнительскому и вокальному мастерству (пение под собственный аккомпанемент, коллективное исполнение песен); учащиеся объединяются в ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле.

Исполнительские способности успешно развиваются, воспитывая у ребенка эстетическое отношение к звучанию музыки, которое обусловливает и качество исполнения. Умение учащихся выражать воспринятый образ, средством игры на гитаре, зависит от восприятия и переживания учащимися музыкальных образов, такой опыт у учащихся приобретается: через различные упражнения, и соответствующий подобранный репертуар, выступления на различных мероприятиях и конкурсах по игре на гитаре.

Развитие музыкальных способностей, происходит путем индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, своеобразия природных задатков, поскольку не у всех процесс развития музыкальных способностей протекает одинаково (сказываются индивидуальные особенности ребенка, его предыдущая музыкальная подготовка (если она имеется), и условия жизни в семье и др.).

На «базовом» уровне обучения игре на гитаре особое внимание уделяется такому виду деятельности учащихся как: самостоятельный подбор мелодий на слух и по памяти. Формируется потребность подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов. Развитие творческих способностей осуществляется в процессе выполнения детьми посильных творческих заданий на подбор аккордов к тексту, сочинение и импровизацию основной мелодии, передачу характера музыки в движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т. д. «Что?» и «как выразить?» является предметом творческого осмысления самого ребенка. Вместе с тем степень самостоятельности детей при выполнении творческих заданий зависит от их индивидуальных, и возрастных особенностей.

Содержание программы построено по принципу « от простого к сложному»:

Знакомство с инструментом, с его историей;

Изучение элементарной теории музыки;

Освоение аккордов и приемов игры;

Работа над вокальным мастерством;

Знакомство с творчеством авторов, бардов и их песнями;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *