развитие творческих способностей на уроках трудового обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения
Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Учёные, педагоги, психологи и социологи в школе у нас и за рубежом пришли к выводу о том, что ослабевает интерес учащихся к процессу обучения в целом и в частности к урокам технологии. Перед учителями стоит задача поиска средств и способов преодоления этого негативного процесса. Я считаю, что решению этой задачи способствует увеличение количества игровых и нетрадиционных форм уроков. Такие уроки повышают у детей активность, осмысленность предлагаемого материала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. На уроках удается создать ситуацию, при которой на разных этапах урока ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперёд своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных учеников.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
Уроки направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подбираю интересные и понятные для них темы для творчества.
Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.
На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.
На уроках часто звучат загадки, загадки на договаривание, подготовленные мною или детьми, отгадав которые дети узнают, с какой поделкой будут работать, определяют тему урока.
Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву.
Отгадай буквы, прочтёшь слово
Звонкий Г, глухой – …
Предпоследняя буква в слове “стол”.
Стоит за буквой П.
Буква похожа на баранку
Третья буква алфавита
Дружит в паре с буквой Г
Гласный звук в букве Я
Диктант помогает определить, сколько деталей будет в новом изделии. В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Называю слово, прошу посчитать в нём количество букв и предлагаю совершить действие между полученными числами.
Например: к числу букв в слове “молоко” прибавьте количество букв в слове “рог”, прибавьте количество букв в слове “цветок” (6 + 3 + 6 = 15).
Упражнение используется на этапе определения темы урока для развития логического мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Корова, медведь, лиса, заяц.
2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.
3. Ромашка. Василёк. Дюймовочка. Сирень
4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.
5.Яблоко, персик, огурец, груша.
Использую анаграммы на этапе изучения нового материала для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.
Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите нужное слово.
Задания на выделение существенных признаков понятия.
Чем похожи слова каждой группы? Как можно, одним словом назвать каждую из предложенных групп?
а) Шоссе, дорога, тропинка.
б) Город, деревня, поселок.
в) Иголка, ножницы, циркуль
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
2. Имена существительные.
Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
По определению назови слово:
— водяная, зелёная, квакающая;
— маленькая, пугливая, компьютерная;
— интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
98312715, 46312715, 312715 – прочитай слова (рельеф, барельеф, горельеф)
Этот вид работы можно использовать на уроке при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
Детям предлагается неправильно решённая проблема: изделие с ошибками, неверно выполненный чертёж, информация, план работы, перепутана последовательность действий и т. д. Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – изумительные детские творения, с которыми знакомятся родители на классных родительских собраниях, праздниках, ученики других классов, дошкольники на выставках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Потребность выдумывать, творить – особенность моих воспитанников. Детей привлекает тема “Мы исследуем, изобретаем, конструируем”. Важно поддержать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами, переживаниями. Дети активно включаются в работу, обобщают, оценивают, делают выводы, делятся мыслями, рассуждают. Все это результат подготовки ребенка к уроку. Дети стремятся сами подготовить творческое домашнее задание (например, подбирают загадки к теме урока, ребусы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют проект изделия). Им нравится быть в роли автора. Ребята развиваются в поисковой деятельности. Много работают с дополнительной литературой.
Её освоение начинается с тренировочных упражнений. Эскизы своих будущих композиций сначала дети выполняют на бумаге. Несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идёт развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. 4 класс: “Вышивание”, “Творческие работы в смешанной технике”. Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Это желание и потребность ребят в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе изделия, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно “творцы”. В речи дети используют выражения “я удивлён”, “я поражён”, “я хотел бы помочь”, “я надеюсь”. Видна непосредственная связь между самодеятельным творчеством моих учеников и их возросшим интересом, самостоятельностью суждений.
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.
Курсовая работа «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра начального образования
По дисциплине: «Теория и методика преподавания в высших и специальных учебных заведениях курса «Методика преподавания трудового
обучения и воспитания»
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
Студентка группы ЗМНО-17
к.пед.н., Юнусова Э. А-Г.
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ…………………………………………….5
1.1. Исследование состояния творческой деятельности учащихся…………5
1.2. Роль трудовой деятельности в становлении личности школьника во внеурочной деятельности………………………………………………..13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ……………………….19
2.1. Исследование условий возникновения и становления опыта…………19
2.1. Приёмы работы над развитием творческих способностей
школьников на уроках технологии……………………………………..26
Проблема влияния труда на развитие детей имеет особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности. К тому же, роль труда в их обучении и развитии сейчас особо актуальна в связи с дефицитом рабочих профессий.
Л.С. Выготский отмечает, что для получения наибольшего эффекта в развитии познавательных процессов необходима особая организация учебного процесса. На уроках труда учитель должен обеспечить наилучшие условия для развития их познавательных возможностей. Умение анализировать свойства и качества материалов, изделий, инструментов, сравнивать качество изготовленных изделий с образцом – это уже начало освоения профессиональных навыков.
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Обучаясь технологическим приёмам труда, дети испытывают интерес, получают удовлетворение от его результата. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практическую деятельность вне школы.
Проблема – для конкурентоспособности на рынке труда выпускнику школы необходимо не только обладать основными трудовыми навыками, но и уметь применять свои творческие способности, которые необходимо развить за время обучения в школе.
Актуальность – В настоящее время предъявляются более высокие требования к трудовой активности и профессиональной компетентности работников предприятий. Касается это и производственных предприятий, и предприятий сферы обслуживания, являющихся одной из возможностей трудоустройства. Это, в свою очередь, приводит к повышению качества образования детей.
В нашем образовательном учреждении, в связи с этим также возникла необходимость внедрения новых технологий трудового обучения. Одной из которых, является технология преподавания столярного дела с опорой на развитие творческих способностей учащихся.
Гипотеза – ребёнок успешно формирует творческие способности в области столярного дела, если образовательные результаты, полученные на уроках, закреплены в практически ориентированной внеурочной деятельности.
Цель – доказать, что ребёнок успешнее формирует творческие способности в области столярного дела, если образовательные результаты, полученные на уроках, закреплены в практически ориентированной внеурочной деятельности.
1.теоретическое исследование развития и становления творческих способностей учащихся;
2.осветить приёмы формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела;
3.доказать эффективность приёмов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела.
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
1.1. Исследование состояния творческой деятельности учащихся
Способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. И тот ребенок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным человеком. В последнее время в нашей стране стало много людей обычных, ничем не выделяющихся, не стремящихся к какой-либо созидательной цели. Но необходимо развивать творчество в ребенке прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в любой ситуации.
Если понять, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать можно помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Необходимо открыть для ребенка как можно больше путей и помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по- разному.
С философской точки зрения – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
С точки зрения психологии, творчество – это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к «свертыванию», способность к «сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т.д.
Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Сущность творчества по разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающий бытие из небытия.
В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.
Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Э. Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.
Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Э. Канту, «гений – это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Э. Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.
Положение Э. Канта о врожденности дарования обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия, безотчетного и не формализуемого. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной роботе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом.
Вкусу как сознательному элементу Э. Кант придает важнейшую организационную функцию.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию.
Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер.
Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.
Таким образом, проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Э. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. З. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т.е. источник фантазии находиться в бессознательном, следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно. Уже в теории творчества экзистенциалистской философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается.
Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России.
К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.
Рассмотрим, как понимается проблема творчества в современной науке. Лилов А., рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.
Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.
Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания.
Среди характерных особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.
Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.
Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.
Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов. Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.
Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.
В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта
Л. С. Выгодский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека». Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.
Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.
Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих многогранную сущность человека, находят действительное выражение и развитие душевных сил, замыслы личности. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.
При обучении школьников взаимосвязь между отдельными компонентами процесса обучения осложняется существенными недостатками в познавательной деятельности ребенка. Все эти обязательства нужно учитывать при обучении учащихся.
Перед школой стоит главная задача, подготовить учащихся к трудовой деятельности. Одним из условий успешного включения учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Воспитание у учащихся самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач школы. В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально-трудовых навыков и умений. Таким образом, формирование самостоятельности помогает развитию творческих способностей учащихся.
Творчество – это особая функция, играющая значительную роль в жизни человека.
Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д.). Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.
Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.
Терский В.Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках трудового обучения.
На этих уроках есть большие возможности проявить творчество.
Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, учитель учит что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей выбирает каждый учитель индивидуально для каждого класса, может варьировать способы развития творческих способностей, комбинировать. Здесь проявляется творчество самого учителя.
Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности учащихся данного класса, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому в 9-ом классе был проведён эксперимент, показывающий уровень развития творческих способностей.
1.2. Роль трудовой деятельности в становлении личности школьника во внеурочной деятельности
Внеурочные занятия трудом – одна из форм работы со школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретённых во время обучения в практической деятельности вне школы.
Внеурочные занятия должны помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в школе:
ü трудовое обучение должно быть социально значимо, т.е. должно практически готовить учащихся к включению в производственный труд общества;
ü трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков детей;
ü трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка
Внеурочные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной.
Ученики среднего звена и старших классов занимаются в основном одним из видов труда – столярным, слесарным, швейным и др., включая работы и по самообслуживанию.
На внеурочных занятиях имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ они выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учётом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков. Так, например, учащимся среднего звена не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции, учащимся старших классов – слишком простые, не интересные для них виды работ.
Нужно также иметь ввиду, что на внеурочных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношению, к программному материалу, задания.
Виды трудовой деятельности нужно подбирать с таким расчётом. Чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Так, например, если на уроках труда учащиеся занимаются деревообработкой, то полезно на внеурочных занятиях организовать работу с древесиной или с природными материалами.
Необходимо помнить, что нестойкость познавательных интересов детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности, требуют в определённый момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе. Помимо того, что внеурочные занятия тесно связаны с уроками трудового обучения и общеобразовательными предметами, они ещё имеют связи с другими видами и формами детской самодеятельности. К ним, к примеру, относятся кукольный и теневой театры. А это предполагает изготовление поделок из дерева, металла, бумаги, папье-маше, изготовление декораций, шитьё костюмов и т.д.
Наиболее распространённой формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В школах – это кружки технического моделирования по дереву и металлу, кройки и шитья, вязания, «Умелые ручки» и др. Они создаются на базе учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявивших интерес и склонность к определённому виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению.
Единственный недостаток такой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются в этой работе. Те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе. Руководителям кружков следует проявить максимум внимания к таким детям, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.
Большое место во внеурочных занятиях по труду занимает общественно-полезная работа учащихся. Дети занимаются в кружках: «Столярное дело», «Сделай сам», «Швейное дело», «Умелые ручки», кружке вязания «Узор», кружке цветоводства «Букет» и др.
Следует отметить, что в последние года со стороны творчески работающих руководителей школы, учителей и воспитателей заметно повысился интерес к внеурочным занятиям по труду. Изыскиваются новые формы внеурочной работы.
Несомненно, что с переходом коррекционных школ на работу по новому учебному плану, интерес этот будет возрастать, и опыт работы по организации внеурочных занятий по труду в различных его формах будет всё обогащаться.
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся коррекционных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых. Эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства, и пробуждают интерес к труду.
Используя всё многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники коррекционных школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производственном труде общества, коррекции психических недостатков аномального ребёнка, воспитания положительных качеств личности детей.
Для того, чтобы привлечь большее количество учащихся к занятиям, рекомендуется периодически устраивать выставки их работ, разрешать детям делать некоторые работы для себя и этим привлечь внимание родителей к внеурочным занятиям. Родители учащихся могут оказывать значительную помощь воспитанию в организационно и материальном отношении – помочь приобрести необходимые материалы и инструменты, а в отдельных случаях принять участие в проведении самих занятий.
Способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. И тот ребенок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным человеком. В последнее время в нашей стране стало много людей обычных, ничем не выделяющихся, не стремящихся к какой-либо созидательной цели. Но необходимо развивать творчество в ребенке прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в любой ситуации.
Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих многогранную сущность человека, находят действительное выражение и развитие душевных сил, замыслы личности. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.
Перед школой стоит главная задача, подготовить учащихся к трудовой деятельности. Одним из условий успешного включения учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Воспитание у учащихся самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач школы. В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально-трудовых навыков и умений. Таким образом, формирование самостоятельности помогает развитию творческих способностей учащихся.