разум и чувства разница

Что важнее: чувства или разум?

Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория чувств

Эмоциональная сфера человека до сих пор недостаточно изучена. В философии и науке часто можно встретить точку зрения, которая осознанно или нет, но противопоставляет рационалистическое и эмоциональное начало в человеке. Как возникают чувства? Это продукт сознания или оценки ситуации? Что быстрее – чувства или рассудок? Этими вопросами задавались философы и ученые с самых древних времен.

Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней автор показал свой взгляд на эволюцию эмоций и обосновал их появление из физиологических проявлений. По его мнению, эмоции могут быть рудиментами различных целесообразных реакций, которые были выработаны людьми в процессе борьбы за существование. Например, разгневанный человек краснеет и тяжело дышит, сжимает кулаки, поскольку в первобытном обществе гнев часто приводил к драке, а такая реакция обеспечивает подготовку к ней. Руки при страхе потеют потому, что так обезьянам было легче хвататься за деревья.

Основоположник психологии В. Вундт считал, что представления, возникающие в сознании, влияют на испытываемые эмоции. Однако эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения. Его теория носит название ассоциативной, поскольку Вундт указывал на связь между мимикой, эмоциями и низшими чувствами и ощущениями, которые возникают в процессе ассоциации. Так, характерная для чувства презрения мимика (выпяченная вперед губа) появляется из-за схожести этого проявления с тем, когда человек что-то выплевывает.

Ученые соглашаются с тем, что наличие эмоций не может быть биологически бессмысленным, хотя определить их назначение весьма непросто. Изард полагал, что эмоции возникли для закрепления отношений между матерью и ребенком. При этом первыми возникают именно «отрицательные» эмоции, что, вероятно связано с передачей опасности, тревоги для организма. «Положительные» эмоции, напротив, говорят о благополучии, поэтому нет необходимости его долго поддерживать, в то время как тревога должна мобилизировать организм для защиты и действия. Застревание человека именно на отрицательных эмоциях может существенно повредить его здоровью.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория мышления

Разум стал предметом пристального внимания со стороны ученых и философов с 17 века. С этого момента шло накопление знаний о человеческом мышлении, что привело к появлению нескольких теорий, объясняющих его природу:

С точки зрения механистического подхода мышление человека обусловлено воздействием внешней ситуации, человек подчиняется либо собственным ассоциациям, либо объективным стимулам согласно некой имеющейся у него программе. Телеологический подход обращал внимание на самостоятельность мышления и его направленность на решение задачи, таки образом, оно носит активный характер основывается на прошлом опыте субъекта. Целостный подход обращал внимание на внезапность понимания существенных отношений в проблемной ситуации, что приводит к ее решению. С точки зрения психолога Ж. Пиаже мышление представляет собой высший познавательный процесс, который формируется под влиянием внутренней и внешней среды, т.е. выступает и биологическим, и логическим.

Кроме того, исследователи выяснили, что мышление носит общественно-исторический характер и такую же обусловленность. Это значит, что мышление определяется уровнем развития культуры общества. С точки зрения Выготского, у человека существует натуральное мышление, которое присуще человеку как биологическому существу, такое же мышление есть и других животных (обезьян, ворон и т.д.).

Кроме того, у человека есть специфическое мышление, которое формируется только в ходе его развития в обществе и усвоения культурных ценностей. Специфика этого мышления заключается в специфике того общества, в котором рос и воспитывался человек.

Спор о разуме и чувстве в философии

В философии разум (мышление) и чувства (эмоции) часто противопоставлялись друг другу. Поднимался вопрос, что же руководит человеческими поступками – всегда ли разум? Философами эта проблема относилась еще к библейским временам. Филон в рассуждениях архимандрита Рафаила (Карелина) указывал:

«Ева – это чувства, Адам – это разум. Чувство обольстило разум, и потому в самих себе мы беспрестанно видим падение Адама. Видим, как наши чувства и страсти обманывают и пленяют наш ум».

Такое стремление разделить разум и чувства досталось философии от Аристотеля. Он создал учение о произвольных и непроизвольных действиях, в котором приходит к выводу о необходимости гармонии рационального и иррационального начала в человеке. Это, в свою очередь, порождает проблему силы воли. Однако на протяжении длительного времени в социальной истории употребление прилагательного «умный» обозначало не только наличие знаний или следование рациональному пути в мышлении, но и наличие духовных сил, моральных скреп.

Один рационализм, лишенный духовной опоры, таит в себе опасность. На это обращал внимание Ж.-Ж. Руссо. Он писал, что разум без инстинктов и страстей становится чрезмерно академичным, а потому бесплодным, что ведет к индивидуализму, анархии и хаосу. О необходимости совмещения рационального начала и умения «видеть сердцем» писали многочисленные представители религиозной философской мысли в России (например, П. Флоренский).

С точки зрения современного философа Эпштейна, философия основывается на чувствах, поскольку «любовь к мудрости» включает в себя чувство (любовь) и разум (мудрость). Философская мысль охватывает все законы мироздания в целом. У человека, тонко чувствующего этот мир, отношение к миру превращается в эмоциональную драму. Философия невозможна без эмоций, поскольку необходимость рассуждать над проблемами мироздания возникает только от чувства неустроенности, когда личность охватывает «меланхолия всеобщей бренности и обреченности», неумолимого хода вещей. Ответом на такое философское чувство может быть только философское размышление.

Источник

Разум или чувства — что важнее?

Как вынуть голову из задницы и начать жить

разум и чувства разница. 78373305copy. разум и чувства разница фото. разум и чувства разница-78373305copy. картинка разум и чувства разница. картинка 78373305copy.Вся современная психология началась с заявления Фрейда о том, что не все наши душевные процессы доступны сознанию. Серией простых и наглядных примеров он доказал, что время от времени в нашу сознательную жизнь вторгаются какие-то посторонние силы и заставляют нас совершать необдуманные поступки, как если бы кто-то другой внутри нас перехватывал рычаги управления и заставлял танцевать странные танцы под свою дудку.

Внимательное наблюдение за подобными вторжениями показало, что этот внутренний демон не такой уж и посторонний, а вовсе даже и свой, родной. Фрейд назвал его «бессознательным» и начал этим термином обозначать темную сторону нашей души, обладающую некой своей автономией.

Но статья эта не про бессознательное или историю психологической науки — это было бы слишком скучно, потому как ничего нового и любопытного про это давно уже сказать нельзя. Однако та мысль, которую хочется в итоге выразить, требует пространного вступления, поэтому еще пара слов о скучном…

Как и почему вообще что-то становится бессознательным? Теория гласит и практика с ней вполне соглашается, что бывают в нашей психической жизни такие переживания и открытия, которые очень хочется закрыть обратно. Время от времени мы узнаем о себе что-то такое, чего нам совершенно не хочется признавать, но поскольку отвертеться уже не получается — с фактами не поспоришь — срабатывает тот механизм, который как по-волшебству избавляет нас от всех проблем. В психологии он называется «вытеснением».

Вытеснение в буквальном смысле слова выталкивает за пределы сознания то, что нашему сознанию не угодно. Субъективно это воспринимается как забывание, как будто ничего и не происходило, или же сначала случается умственный выверт, после которого значительное переживание чудесным образом становится незначительным, и опять-таки, в силу уже своей незначительности, быстро забывается.

Таким образом наша психика защищается от душевной боли. Не лучший выход, с объективной точки зрения, но на момент формирования этого механизма в далеком детстве, это было единственной защитой слабого под натиском сильных. Взрослый человек вполне мог бы справиться с горькой правдой о самом себе, но сформированная и теперь уже неосознаваемая привычка избавляться от проблем путем их вытеснения заставляет его и дальше прятать голову в песок.

[[Продолжение — безрассудная бесчувственность]]

Когда мы говорим о болезненных переживаниях и горьких открытиях, мы прежде всего имеем в виду все то, что затрагивает наш комплекс неполноценности, — те внутренние и внешние события, которые напоминают нам о том, что мы не соответствуем идеальному образцу, к которому, однако, мы всей душой стремимся. Нас учат быть хорошими людьми и проживать свою жизнь правильно, и мы искренне верим в важность этой задачи, и поэтому каждый раз, когда факты показывают нам нашу нехорошесть и неправильность, нам становится больно и очень хочется от этой боли избавиться. Тут и приходит на помощь механизм вытеснения.

Другой важный аспект теории состоит в том, что вытесненные болезненные переживания никуда не исчезают. Они как радиоактивные отходы, которые мы хороним в глубинах своей души. И эти захоронения нам обходятся очень дорого, потому что на поддержание вытеснения требуется энергия, которой у нас не так уж и много. И чем больше мы вытесняем, и чем дольше храним эти душевные отходы, тем больше и больше сил мы тратим впустую, и тем меньше сил у нас остается на поддержание интереса к жизни.

А время от времени еще и катастрофы случаются, когда от недостатка энергии или превышении критического давления, погребенные переживания с разрушительной силой вырываются наружу. В мягкой форме это выражается в неадекватных реакциях, когда человек бьет в морду прохожему за то, что тот неправильно на него посмотрел. А в острых случаях, человек просто сходит с ума.

Однако классическая теория говорит, что подобные катастрофы случаются не так уж и часто, что нормальный человек проживает в целом сознательную жизнь, и только изредка в естественное течение его жизни вмешиваются бессознательные процессы. Субъективное наше восприятие подтверждает теорию — нам искренне кажется, что большую и самую важную часть своей жизни мы проживаем в трезвом уме и ясной памяти. Но между субъективной сознательностью и объективной осознанностью разница размером с Большой Каньон.

разум и чувства разница. 90802954copy. разум и чувства разница фото. разум и чувства разница-90802954copy. картинка разум и чувства разница. картинка 90802954copy.

Сознательное бессознательное
Бессознательное сознательное

Когда психологи говорят о том, что бессознательное не так уж часто вторгается в нашу сознательную жизнь, под бессознательным понимается нечто такое, что действительно совершенно и полностью недоступно нашему сознанию, что-то вроде того подземного склада с отходами, от которого мы давно потеряли ключи и забыли к нему дорогу. Но на практике таких полностью заброшенных хранилищ у нас не очень много, и как раз поэтому можно говорить о том, что серьезные происшествия случаются нечасто.

Напомню, кстати, что Фрейд изначально работал с настоящей психической патологией, когда целые пласты личности уходили в полностью вне-сознательное состояние. Отсюда и его понимание бессознательного. Здоровыми людьми и вопросами «качества жизни» он не больно занимался.

Однако граница между сознанием и бессознательным сильно размыта, а луч нашего интроспективного внимания не так уж и широк, и оказывается, что есть еще некая серая зона нашей души, которая довольно легко доступна сознанию, но тем не менее редко оказывается в сфере его внимания и интереса.

У Фрейда есть понятие «предсознательного» как будто для обозначения этой самой серой зоны, но скорее всего он имел в виду нечто другое, поскольку там у него речь идет больше о статических содержаниях, вроде памяти, чем о динамических процессах, вроде чувств и переживаний, а нас как раз интересуют именно они.

Упоминаю фрейдовский термин не потому, что это важно для повествования, а, наоборот, чтобы предостеречь подкованных в психологии товарищей от попытки провести эту очевидную параллель. Забудьте о Фрейде, и смотрите теперь себе внутрь — самая лучшая психологическая лаборатория у нас всегда под самым носом.

Итак, что такое серая зона, как она устроена и что это для нас значит в практическом смысле. Представьте себе прыщ на лбу, который нас совсем не красит. Теоретически, можно его «вытеснить» и тогда наше зрение будет подвергаться цензуре и прямо в реальном времени картинка, которую мы видим в зеркале перед собой, будет «подчищаться» для ликвидации дефекта. Но это было бы уже серьезной патологией — негативной галлюцинацией, как это в психологии называется.

Но обычно настоящего вытеснения все-таки не происходит, и мы просто «не обращаем внимания» на этот злосчастный прыщ, сосредотачиваясь на том, что зато у нас глаза красивые, например — вот так он и попадает в серую зону нашего сознания. И мы в любой момент можем его оттуда вытащить, если посмотрим на свое отражение более трезво, и в общем-то, даже «не обращая внимания», мы все равно помним о том, что у нас на лбу написано.

Вот примерно то же самое происходит и с нашими душевными дефектами, от которых мы желаем скрыться, — мы просто стараемся не обращать на них внимания. И тогда они для нас как будто бы перестают существовать, хотя при взгляде со стороны их наличие совершенно очевидно. А помимо этого, когда в серой зоне у нас оказывается какое-то динамическое содержание — чувство обиды, например — оно точно так же совершенно очевидным образом влияет на наше поведение, настроение, наши выборы и решения… и только мы сами этого не замечаем.

В настоящее бессознательное вытесняются глубоко и остро травмирующие переживания, которые фактически грозят целостности психики, тогда как в серую зону попадает, в основном, то, что кажется нам неуместным, с точки зрения трезвого рассудка. А поскольку неуместным нам кажется очень много чего — так уж нас воспитывают — получается довольно хитрая ситуация, когда в действительности нашей жизнью управляет обширная серая зона, и мы можем говорить практически о полной неосознанности нашего существования. Но в то же самое время мы не можем снять с себя ответственность и сказать, что нашей жизнью правит настоящее и неприступное бессознательное, ведь серая зона всегда находится на периферии нашего осознания.

Если говорить юридическим языком, то в отношении содержаний серой зоны мы не можем говорить о добросовестном заблуждении, ведь нам эти содержания прекрасно известны. Проще говоря, серая зона — это сфера нашего самообмана. И если человека проверить на детекторе лжи, то выяснится, что он прекрасно осведомлен, что там у него в серой зоне хранится, но тщательно старается скрыть этот факт от самого себя и окружающих.

Вот от этого самого самообмана, психологи и пытаются отучить своих пациентов, потому что весь смысл терапии именно в том, чтобы заставить человека посмотреть на себя более честно и ответственно. Все остальное в жизни налаживается уже само собой.

Нам хочется думать, что наш ум — тот маленький пятачок света в темноте нашей души, на который обычно направлено наше внимание — это и есть центр нашей психической жизни и, что именно он решает, как нам жить, что делать, куда двигаться, чего хотеть и чего не хотеть. И только изредка мы вспоминаем про чувства, как, например, про ту любовь, которая зла, и заставляет иногда любить тех, кто с точки зрения ума совершенно для этого не подходит.

Но действительное положение дел таково, что этот маленький островок сознания — это только радиоприемник в рубке огромного корабля, который плывет сам по себе, и участь этой «говорилки» в голове — только комментирование событий, а не управление ими. В действительности нами правят другие силы, которые точно так же могли бы быть доступны нашему сознанию, если бы мы от них сами все время не отворачивались.

разум и чувства разница. 93033346copy. разум и чувства разница фото. разум и чувства разница-93033346copy. картинка разум и чувства разница. картинка 93033346copy.

Серая зона

Когда человек только рождается, он есть чистое восприятие, позже формируется мир его чувств и внутренних невербальных переживаний и еще позже у него возникает рассудок. Сначала, ребенок совершенно прозрачно и искренне откликается на свои внутренние душевные и телесные импульсы. Ему еще пока не нужно подвергать их какому-либо сомнению, поэтому они естественным образом изливаются вовне, буквально и фигурально.

Но постепенно родители учат его тому, что некоторые из импульсов стоило бы контролировать. Обоснования этой необходимости не так важны, поэтому не будем сейчас рассуждать о правильных или неправильных необходимостях. Нам важно другое — то, что с первых лет сознательной жизни ребенка учат развивать память, понимание причин и следствий и, в конце концов, рассудок.

Родители ждут от ребенка, что он станет разумным, что он поймет условия игры и будет играть по правилам. И опять нам не важно, что это за правила. Важно то, что по отношению ко внутреннему миру ребенка эти правила всегда являются чем-то внешним и условным. Но если взрослый человек еще способен понять относительность и условность всяких правил, то у ребенка пока такой возможности еще нет — он просто впитывает и принимает за чистую монету все то, что ему говорят об этой жизни.

Так, шаг за шагом, формируется разум человека. Год за годом он узнает все больше правил и принципов, которым следует следовать в тех или иных ситуациях. Его справочник правильных ответов растет, а его внимание, которое в ранние годы еще свободно блуждало между рассудком и миром субъективных переживаний, все больше и больше фиксируется на голосе разума — на том самом радиоприемнике, который комментирует все происходящее вокруг и зачитывает из справочника правила регламентирующие текущую ситуацию.

И чем больше внимание прилипает к этому непрерывно бубнящему голосу рассудка, тем реже оно фокусируется на непосредственных субъективных переживаниях. А что происходит с органом чувств, если его не использовать и должным образом не тренировать? Он постепенно слепнет и атрофируется. Так и внимание, застрявшее в мире одних только слов, мыслей, правил и рассуждений, постепенно теряет способность фокусироваться и различать чувства и переживания.

С каждым годом человек старается жить все правильнее и правильнее, потому что считает это критерием взросления. Дети сумасбродны, взрослые — разумны, последовательны и поступают правильно. И понимая это он все крепче и крепче вцепляется в свою говорящую коробку и все старательнее отсекает свои иррациональные и беспорядочные чувства, чтобы они не мешали проживать жизнь «правильно».

Мужчины начинают разыгрывать из себя «настоящих» мужчин — делают карьеру, добиваются власти, сколачивают капиталы, правят миром. Женщины разыгрывают из себя «настоящих» женщин — покоряют «настоящих» мужчин, строят серьезные отношения, следуют материнскому инстинкту, правильно воспитывают правильных детей, и круг замыкается. Поколение за поколением человек разумный все больше превращается в человека рассудочного.

Таким образом, в серой зоне постепенно оказываются все наши чувства, переживания, интуиции, которые не укладываются в стройную систему правил «Настоящего Человека». Иногда мы их еще воспринимаем, когда интенсивность их велика, но в общем и целом мы постепенно лишаемся всякой конструктивной связи со своим настоящим внутренним миром, становимся очень «умными», но рассудочно поверхностными и эмоционально пустыми.

Невербальное и самое непосредственное знание себя и жизни, которое содержится в чувствах подменяется искусственными и заведомо ложными представлениями. Мы живем с верой, что именно наши мысли определяют нашу сущность, тогда как в действительности за каждым нашим поступком и выбором и даже за каждой самой рассудочной мыслью стоят именно наши иррациональные чувства — теперь уже, в основном, невротичные.

Субъективный мир чувств и ощущений — единственная наша объективная реальность. Тогда как самые объективные наши представления о жизни, являются самой субъективной и относительной вещью на свете. Субъективное объективно, объективное субъективно — такой вот парадокс.

Отсюда и возникает ощущение отсутствия контроля над своей жизнью. Все мы, если честно себе признаться, хорошо с ним знакомы. Мы очень радуемся, когда все получается по-задуманному, и за каждое подобное свершение мы вручаем своему уму медальку за успехи в управлении жизнью. Но всякий раз, когда наши планы почему-то не реализуются, даже если извне ничего особенно им не мешало, мы отказываемся признавать, что причина облома в иллюзорности нашего сознательного самоконтроля. И успехи, и поражения случаются по воле совершенно других сил, на которых рассудок лишь пытается паразитировать.

В детстве, когда меня на автобусе возили в детский сад, я играл в такую игру — вставал рядом с водителем, брался обоими руками за поручень и представлял себе, что это я управляю автобусом. Когда приближался поворот, я поворачивал воображаемый руль и вместе с ним поворачивал автобус…

Вот примерно ту же игру мы ведем сами с собой, когда представляем, что наши мысли, наш ум — это тот штурвал, с помощью которого мы управляем кораблем нашей жизни. Но мысли — это всего лишь мысли, всего лишь заигравшийся ребенок, который потерял счет времени, представляя себя отважным капитаном. А все это время именно чувства задают направление и питают своей энергией движение корабля. Не ум. Чувства!

С другой стороны, часто мы себя дурачим еще более изощренно, позволяя себе поверить, что что-то в нашей жизни происходит помимо нашей воли. Нам кажется, что какие-то из своих выборов мы совершаем под давлением обстоятельств, как будто у нас даже и выбора-то не было, и нам просто пришлось так поступить. И тогда мы начинаем винить обстоятельства или тех людей, из-за которых нам пришлось поступиться собственными желаниями.

Но ведь это абсурд! В каждой подобной ситуации мы просто не хотим посмотреть правде в глаза и признать, что наш поступок продиктован исключительно нашим свободным выбором — мы просто отказываемся видеть природу этого выбора и тот внутренний мотив, который за ним стоит. Всегда проще сказать, что меня вынудили так поступить, чем признаться, что я просто струсил поступить иначе. Чувства определили выбор, но скользкий ум находит любые оправдания, чтобы доказать свой контроль над ситуацией, и он скорее свалит ответственность на непреодолимые внешние обстоятельства, чем признает, что на самом деле его просто никто не спрашивал и решение было принято без него.

Ум — лишь комар, бьющийся в окно нашей души…

разум и чувства разница. 95872241copy. разум и чувства разница фото. разум и чувства разница-95872241copy. картинка разум и чувства разница. картинка 95872241copy.

Выход из этого исхода

Итак, мы есть то, что мы чувствуем, а не то, что мы думаем. Но когда мы год за годом смотрим на жизнь с противоположной точки зрения, это не может остаться без последствий. Жизнь рассудочного человека всегда имеет специфические черты, которые в общем-то не кажутся чем-то особенно страшным, пока не посмотришь на них в упор.

Самой главной проблемой, помимо самой жизни перевернутой с ног на голову, является то, что механизм блокирования негативных чувств и переживаний, в действительности блокирует все чувства подряд. Если наше внимание все время сфокусировано на уме и его рассуждениях, то вместе с неприятными переживаниями из нашего поля зрения выпадают и все положительные и самые конструктивные чувства.

Это приводит к той известной ситуации, когда человек имея все на свете чувствует себя несчастным, а свою жизнь пустой и бессмысленной. Жизнь утрачивает вкус в самом буквальном смысле слова. События текут, хорошие и плохие, но ни то, ни другое уже больше не трогает. Депрессии нет, но и радости в жизни никакой. Безвкусная еда, вялые переживания, отсутствие желаний и мотивов к тому, чтобы двигаться куда-то дальше.

Приходит это состояние постепенно. По молодости, когда жизнь еще дарит массу новых переживаний, кажется, что все идет как надо — впечатлений хватает, детский не задушенный еще энтузиазм заставляет ввязываться в различные проекты и приключения. Но с каждым годом находить что-то такое, что вызывает яркие переживания становится все сложнее. Человек все больше и больше застревает у себя в голове и ему нужны все более и более сильные раздражители, чтобы пробить брешь в умственной защите и принести в жизнь хоть какие-то впечатления.

Помните, как медленно тянулось время в детстве и как оно летит сейчас? Именно насыщенность жизни яркими переживаниями придает ей чувство продолжительности, а отсутствие переживаний заставляет дни и годы пролетать один за другим. И дело тут не в количестве НОВЫХ впечатлений. Новизна ничего не значит, это только дополнительная перчинка в ощущениях. Важны сами переживания в чистом виде, которых у нас с возрастом не становится меньше, чем было в детстве, а может даже становится и побольше. Проблема в том, что с возрастом мы все больше закрываемся у себя в голове и все больше отрезаем себя ото всяких переживаний.

Все настоящие радости этой жизни находятся в чувствах и ощущениях, но, не осознавая того, мы делаем все, чтобы от них отгородиться. Нас не интересуют чувства, нас интересует складный и красивый мирок в нашей голове. Мы даже учимся находить какое-то подобие радости внутри этой виртуальной реальности. Каждый раз, когда нам удается достичь какой-то своей умственной цели, мы испытываем прилив гордости за себя и свою необыкновенность, и именно эти низменные чувства подменяют нам настоящую радость жизни. Поэтому мы ставим себе все новые и новые цели и все время ищем новые возможности потешить свою гордыню. Но кусок картона со вкусом яблока никогда не заменит собой настоящего яблока, и какой-то частью сознания мы это прекрасно понимаем.

Поэтому рано или поздно наступает апатия, утрата интереса к жизни, и человек начинает задаваться вопросами о смысле жизни, своем пути и предназначении. И если этот момент наступает не слишком поздно, когда еще не вся жизнь прожита, то остается еще шанс вернуться к самому себе и найти свой давно утраченный путь.

И в действительности процедура не так уж и сложна — самое главное увидеть ловушку, в которую мы угодили, и осознать ее природу. Если все дело в том, что мы противопоставили рассудок своим внутренним переживаниям и в результате утратили с ними всякую связь, то выход очевиден — нужно эту связь восстановить. И технически, когда задача ясна, это тоже не так уж сложно.

Философы в самые древние времена говорили «Познай себя!», и ничего лучшего современная психология предложить не может. Проблема конфликта разума и чувств — это проблема незнания себя и нежелания себя знать. Мы боимся быть собой и делаем все, чтобы избавить себя от себя. И нет из этой западни другого выхода, кроме как набраться мужества и начать себя внимательно изучать… и в первую очередь это значит — изучать свои чувства.

И, быть может, окажется, что мы не так уж и плохи такими, какие мы есть, и тогда, наконец, можно будет вынуть голову из задницы перестать из себя что-либо изображать и начать жить…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *