разрушенные храмы тверской области
Тверские деревяшечки: фото заброшенные древних храмов
Сколько на Руси заброшенных храмов не знает точно, думаю, никто. Большинство из них — скучные кирпичные руины без сохранившихся росписей, а, зачастую, и без куполов. Отдельной статьей в этом списке идут деревянные церкви. И если кирпичные стены могут стоять пятьдесят-восемьдесят лет без ухода, то век деревяшечек, как любовно называет их mvazhina, недолог.
Пожары, гниль, звери, люди, все это сокращает время жизни заброшенной деревянной церкви до ничтожных десяти-пятнадцати лет. Поэтому откладывать их посещение не стоит — через год может быть просто некуда ехать. Сегодня небольшой рассказ о двух тверских деревяшечках и небольшой бонус.
Деревня Скирки находится всего в 20 километрах от Максатихи, но ощущение такое, что цивилизации нет на несколько сот километров вокруг. Пыль, высохший борщевик и призраки деревень.
Церковь стоит на кладбище за каменной оградой. Территория довольно большая, да и церковь огромная. Когда-то тут был большой приход. 15 окрестных деревень, более трех тысяч человек, в основном, карелы.
Кладбище сильно заросло и летом церкви скорей всего вообще не видно. Да и без листьев сфотографировать здание целиком та еще задача.
Привет из 1976 года. Католическое Рождество.
Практически все, кто служил в церкви или был старостой, в 1937 году арестованы и сосланы на десять лет либо расстреляны. Сейчас много вспоминают Иосифа Виссарионовича. Давайте вспоминать все факты, а не только стройки века. В 1989 все осужденные были реабилитированы, но кому от этого легче?
При входе висит объявление о какой-то весенней службе, судя по состоянию листка, прошлогодней.
Церковь закрыта, через окна я не полез. Видел фото 2011 или 2012 года, тогда можно было попасть внутрь. Штукатурки там нет и не было, роспись была по натянутым холстам. Конечно, мало что сохранилось уже тогда.
Можно подняться на колокольню. Все загажено птицами, хлам и тлен. Весло им. Апостола Андрея. Ну или девушка какая потеряла.
С чердака можно посмотреть через дырку в потолке на разруху сверху. Но опасно.
В той же Тверской области, только немного севернее, на берегу Мологи есть село Пестово. Или, чтобы не путать с городом, Русское Пестово. Красивые места, полноводная река, дикие леса. Красотища!
Тут стоит еще одна большая деревянная церковь Сергия Радонежского. На автомобилях туристы заезжают редко, а вот тем, кто сплавляется по реке это место отлично известно.
Состояние этой церкви чуть хуже первой. Крыша в трапезной местами провалилась, лестница на колокольню подгнила. Впечатлили пролеты.
Ожидаемого вида нет. Со всех сторон выросли деревья.
Можно попасть внутрь, дверь прикрыта, но не заперта.
Богатство росписи напоминает музейный размах храма Михаила Архангела в Ярославской области.
В приходе было несколько деревень, почти двести дворов и полторы тысячи человек.
Эта церковь 1881 года постройки, а до революции рядом стояла еще одна деревянная Николаевская церковь 1605 года. Но ее разобрали еще сто лет назад.
Церковь является уникальным памятником архитектуры, подлежит охране и восстановлению Подобный канцелярит можно найти практически к любой церкви. По факту же никому кроме жителей сел они не нужны.
До 2011 года реставрацией этой церкви занимался один из местных, но после его смерти все работы встали.
Насколько я знаю, священник из Алексейково (я упоминал про ту церковь и усадьбу Лодыгиных вот тут) заинтересовался храмом и периодически приезжает в деревню.
Может быть найдутся деньги и силы и работы возобновятся, хотя верится с трудом.
Краски от времени выцветают и красные пигменты становятся трупно-синими.
Ангелы-клоуны это еще ладно. В какой-то церкви я видел святых с черепами вместо лиц.
Упоминаемый мной ранее храм Архангела Михаила так и умер не дождавшись никакого внимания. Посмотрите, какой был двухэтажный красавец.
Деревня жива, даже ставят новые дома. Тут и дорога особо не важна, есть река.
Уже на выезде остановился возле местных, как раз тащили лаги на крышу нового сруба.
— Красивая у вас церковь!
— Да раньше восстанавливали, а потом чего-то нет. Не успели.
Церковь уже списана. Обидно.
Обещанный бонус — церковь в Сопинах. Это уже Новгородская область, Валдайская возвышенность. Но нехай тут будет.
По преданию, хотя местные жители говорят, что брехня это все, деньги на церковь дал Александр Васильевич Суворов во время своей последней ссылки в Кончанско-Суворовском.
Вроде как крестьяне двух деревень не могли поделить имеющуюся тут церковь и чтоб раз и навсегда решить этот вопрос полководец с барского плеча ассигновал на строительство.
Правы ли экскурсоводы либо местные знатоки истории, Суворов церкви не увидел. Отсюда он ушел на свою последнюю войну и вернулся умирать не в имение, а в Петербург.
Церковь закрыли в 1935 году и что в ней было в советское время я не знаю. С колокольни виден Богородице-Рождественский храм. Он на 50 лет младше кирпичной церкви и вот вам реальная разница в сохранности — выглядит намного старше. Причем, до недавнего времени в деревянном корпусе был спортзал сопинской школы, здание худо-бедно обслуживалось.
Автопортрет. На заднем плане какой-то дом, похожий на усадебный, но я забыл узнать, что это.
Простите, Александр Васильевич, мы всё…
Церковь вроде как восстанавливается. Окна закрыты поликарбонатом, вместо купола над колокольней натянут винил, поставили крест. Видно, что денег не хватает даже на косметические работы.
Я видел много заброшенных церквей и видел всего несколько, у которых есть шанс на восстановление. Восстанавливают либо сами жители, как в селе Каймары в Татарстане, либо основным двигателем восстановления является священник, как отец Сергий в Семендяево. Вот бы каждой деревне по своему отцу Сергию…
Заброшенные церкви Кимрского района
Кимрский район, деревня Воронцово
Кимрский район, ур. Архангельское
Кимрский район, населенный пункт Погост Вышнево
Кимрский район, деревня Гайново
Кимрский район, поселок Коршево (бывшее село Малое Новоселье)
Кимрский район, село Подосёново
Кимрский район, село Горицы
Кимрский район, деревня Николо-Неверьево
Кимрский район, деревня Паскино, улица Володарского
Кимрский район, деревня Печетово
Кимрский район, деревня Покровское
Кимрский район, ур. Пухлима (на С-В от Отрубнево/на Ю от Папино)
В Тверской области законсервировали два красивейших старинных храма
Подходит к завершению консервация храма Флора и Лавра, расположенного в деревне Степурино Тверской области. Уже закончено устройство временной кровли, закрыты оконные проемы, под куполом центрального барабана смонтирована постоянная стропильная система.
— Сохранные работы мы начали в сентябре и, слава Богу, значительную их часть завершили до снега и морозов: при «минусе» настилать временную кровлю было бы гораздо тяжелее, — говорит реставратор с богатым стажем, руководитель реставрационной мастерской «Кедр» Борис Дмитриев. Он отметил, что теперь вся кирпичная кладка и оставшиеся своды будут сохранены.
Храм во имя святых Флора и Лавра построен в 1835 году в стиле классицизма, является объектом культурного наследия. В тридцатые годы XX века был закрыт и с тех пор разрушался. Здание использовали под различные общественные нужды. Например, в 1970-е годы здесь располагались склад зерна и ремонтные мастерские.
Завершаются консервационные работы и в храме святого благоверного Александра Невского в деревне Загорье (Переслегино) Торжокского района. Символично, что большая часть сохранных работ выполнена в год, когда в стране широко отмечается 800-летие со дня рождения великого полководца. Реставратор Вадим Пластинин рассказал о том, что удалось сделать:
— Вокруг колокольни построены деревянные леса, которые являются также опорой временной крыши, воздвигнутой над колокольней. Стены трапезной укрыты от осадков с помощью деревянного каркаса и покрытия тканью ПВХ. На четыре колонны, находящиеся в помещении трапезной, надеты специальные колпаки. Все эти меры приостановят дальнейшее разрушение святыни.
Каменная Александро-Невская церковь была построена в 1846-1868 годах. Небольшая храмовая композиция в стиле эклектики с алтарной апсидой, трапезной и ярусной столпообразной колокольней выполнена из красного кирпича мастерами провинциального зодчества. Прилегающая к церкви территория была обнесена каменной оградой со Святыми воротами, некоторые фрагменты которой сохранились и до наших дней. В 1930-х годах храм был закрыт и разграблен. В дальнейшем полностью заброшен и практически полностью разрушен.
Временную кровлю возвели и на храме Петра и Павла села Загорье (Переслегино). Это огромный шаг в деле сохранения шедевра выдающегося русского архитектора Николая Львова, творения которого украшают обе российские столицы. Село когда-то принадлежало богатому дворянскому роду Полторацких, Петропавловский храм, если честно, один из самых удивительных и красивейших храмов Тверской области.
Сейчас в нём также закрыли все зияющие дверные и оконные проёмы. Все эти меры позволят пережить святыням зиму: вода не будет разрушать своды и стены храмов, внутри здания постепенно начнут сохнуть, перестанет распространяться вездесущая зелёная плесень. А в следующем году можно уже будет подумать и о начале реставрационных работ, если, конечно, будет найдено финансирование.
Красота и величие руин: в Тверской области спасают два изумительных храма
Как же повезло нескольким храмам в Тверской области, разрушенным и с уникальной историей, потому что они попали под патронаж благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис»! На деньги президентского гранта в рамках проекта «Сохраним храмы Новоторжской земли и Степурино» уже в этом году будут выполнены работы… нет, не по реставрации, а только по консервации зданий. Реставрация – весьма дорогостоящее и длительное действо. Столичных журналистов и блогеров пригласили в пресс-тур – посетить два из этих храмов: Петра и Павла в Переслегино и Флора и Лавра в Степурино. Журналисту ТИА тоже посчастливилось отправиться в поездку и воочию увидеть, сколь прекрасны эти церкви даже в руинах, как много тайн и чудес хранят они.
Путевые заметки
Пока столичные гости мчались по платной М-11, журналист ТИА выехала в Переслегино Торжокского района вместе с тверским архитектором-реставратором «Белого Ириса» Валерием Курочкиным, который любезно согласился нас подвезти. Всю дорогу Валерий Владимирович рассказывал удивительные истории из своей практики. Например, как ему удалось выиграть конкурс на создание проекта по увековечиванию памяти Святого князя Михаила Ярославича, благодаря чему сейчас мы имеем на Острове Памяти церковь-часовню Благоверного Михаила Тверского, небесного заступника города.
Или, скажем, чего стоит рассказ о часовеньке из музея деревянного зодчества под открытым небом в Василево. Оказывается, когда-то она стояла в Удомельском районе, потихоньку ветшая и разрушаясь. Купол-луковка отвалилась, и местная ребятня неблагочестиво играла с ней в футбол. Потом она, естественно, раскололась, и оттуда выпала деревянная маленькая фигурка некоего старца, или святого, или божка с молитвенно сложенными руками. Кого запрятали в луковку мастера? Да кто ж его знает?! Валерий Владимирович даже предположил некий языческий обряд.
А вот ещё одна история при редкостную удачу и находку. Во время реставрационных работ в Борисоглебском соборе, расположенном в Новоторжском Борисоглебском мужском монастыре, Валерий Курочкин обратил внимание на то, что «уголок» фрески топорщится. Оказывается – это было приклеено к стене нарисованное полотно. Тверские эксперты картину смогли срезать и отвезти на реставрацию. По всем признакам они признали кисть художника Боровиковского. Факт вполне вероятный, если учесть, что архитектором собора был Николай Львов, который дружил с живописцем.
А история про валунный Чёртов мост, знаменитое творение архитектора Николая Львова, вообще на грани мистики. Есть несколько версий, откуда пошло такое название. Архитектор рассказал, что на самом деле Чёртовым мост стал по наименованию островка, который то выступает из воды во время засухи, то вновь уходит в полноводье на реке Тверца. Там когда-то находилось языческое капище, а огромные валуны были настоящими метеоритами. Вот эти-то камни и использовал в качестве основы Львов. Не исключено, что они до сих пор испускают бета-излучение. Так что арочный мост этот, построенный из валунов без скрепляющего раствора, ещё может быть и космическим.
Переслегино
За разговорами мы немного поплутали по разухабистым дорогам, на протяжении двух десятков километров, не встретив ни единой деревушки, кроме разве урочища. И вот доехали до Переслегино – тверской глуши, практически медвежий угол, где проживает постоянно всего несколько человек. В селе, когда-то принадлежащем богатому дворянскому роду Полторацких, находится среди зарослей кипрея один из самых удивительных и красивейших храмов Тверской области – Петра и Павла. Хотя прямых задокументированных доказательств тому нет, но считается, что это детище Николая Львова – уж больно чувствуется стиль и рука мастера, похожие элементы в композиции храма, высочайшее качество строительных работ. К тому же Львов и проживал неподалёку – в имении Никольское-Черенчицы, и с Полторацкими дружил и состоял в родстве.
Храм святых апостолов Петра и Павла поражает величественностью и красотой. Он был построен в 1785-1802 годах на средства прихожан и местного помещика Марка Федоровича Полторацкого. Когда-то он, как и подобает канонам итальянского классицизма, был оштукатурен, скорее всего, имел желтоватый цвет топлёного молока. Сейчас большие колонны обнажили кирпично-бурое нутро крошащейся кладки, страшные трещины пронзают все тело храма, зияют пустые окна, встречают щербатые ступени, замолкнувшие на десятилетия две симметричные маленькие звонницы наверху. Группа энтузиастов несколько лет назад бездумно зачем-то окопала храм и обнажила экскаватором фундамент, что только усугубило ситуацию – из цоколя выпадают камни. Внутри здания сразу видно, где течёт кровля, – там глубоко въелась в кладку сводов и стен грязно-болотная плесень, разъедает она и греческие колонны с ионическими завитушками.
И хотя храм в крайне плачевном состоянии, он по-прежнему великолепен – это застывшая музыка. Именно поэтому эксперты говорят, что реставрацию в будущем следует проводить так, чтобы по возможности максимально сохранить оригинальную конструкцию и элементы, а не воротить «новодел». Возможно, что достаточно будет только хорошей консервации, чтобы остановить разрушение. А этим и займутся тверские специалисты под руководством Валерия Курочкина и благофонда «Белый ирис». Рядом располагается храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Его состояние – совершенные руины, которые тоже будут консервировать.
В храме шла служба – местный настоятель иерей Александр Рабцун провёл молебен на начало благого дела, внутри была горстка ребятишек и несколько местных жителей. Над головой под куполом хлопали крыльями и ворковали голуби – птицам вольготно в пространстве Божьего дома. Внутри уже установлены многоярусные строительные леса, настелены доски между провалами в фундаменте, убран мусор. Удалось также демонтировать чудом уцелевшие крест и позолоченные двери собора, которые сами по себе представляют произведение искусства. Сейчас они находятся на хранении.
Львов к моменту постройки храма стал уже настоящим Мастером, гениальным Художником, талантливым Изобретателем. Пожалуй, это строение воплотило в себе всё то лучшее, что привнёс Николай Александрович в русскую церковную архитектуру.
Как пояснил Арсений, в Петропавловском храме создателя больше всего волновали пространство и свет, здесь гармонично сочетаются и греческий портик с колоннами, и купол римского Пантеона. Только пришлось архитектору учитывать суровую российскую действительность – снежные морозные зимы, исключающие открытые окна, да и ещё хотелось придать всей конструкции ощущение лёгкости, тонкости.
В алтаре находится непонятное углубление в полу – словно чаша купели. Исследователи до сих пор гадают о её предназначении. По одной из дилетантских версий, это некий замысел Львова как масона. По другой версии, здесь была алтарная сень в виде некой ротонды. Но подобной детали нет ни в одном храме Тверской области.
Далее журналистов и блогеров пригласили на перекус – местные жители угощали сырами собственного производства. Молодая семья Макаренко оставила Москву, переехала в глушь, обзавелась пастбищами и коровьим стадом и превратилась в фермеров Загорья. Сейчас пара воспитывает пятерых детей. Сырный шашлык, кстати, вышел отменным! Затем наш путь лежал в Старицкий район, родину первого патриарха Иова, в село Степурино.
Степурино
По дороге мы захватили местного краеведа, жителя Старицы Александра Шиткова, влюблённого в родной город и старицкий край, готовый часами с гордостью рассказывать его историю. Так, поведал нам Александр Владимирович о дворянской усадьбе в Первитино, где семья Раллей организовала образцовое хозяйство. В огромной оранжерее росли персиковые деревья 25 сортов! Плоды поставляли в лучшие рестораны Москвы и Санкт-Петербурга. Были у помещиков и стада первоклассных удойных коров, винокуренный и кирпичный заводы, мельница, сыроварня по производству русско-швейцарских сыров, которые даже успешно выставлялись в Париже.
Упомянул краевед шутейно и о других деревнях Старицкого уезда, переименованных или которые хотели переименовать, поскольку в стране Советов названия были не созвучны высоким идеям коммунизма: Подсрачье, Ново Кобелёво и Старо Кобелёво, Навозово…Последняя деревня, кстати, стала Черёмушками.
Когда-то село Степурино было большим, здесь проживало около 800 жителей, на главной площади с Покрова до самой Пасхи шли ярмарки, куда приезжало до 10 000 человек, крестьяне и купцы были зажиточные и богатые: торговали льном, были свои сыроварни и маслозаводы, винзаводы и пивоварни.
А вот трапезная и зимний престол, который отапливался тёплым воздухом, пострадали сильно: крышу снесло ураганом более 30 лет назад, пошли трещины, плесень, из настенной живописи угадывается только фреска «Воскрешение Лазаря». Долгие годы храм был заброшен и закрыт, зарастал кустами и травой, служил отхожим местом и сбором мусора, а до этого в советские годы здесь были склад, стояли какие-то станки, ремонтировали в трапезной трактора колхоза имени Сталина.
Тут же во дворе находится несколько могильных плит и памятников. Оказывается, здесь похоронены родственники знаменитого путешественника и учёного Николая Пржевальского.
Несколько лет назад благодаря чаяниям самих степуринцев колокольню и храм Флора и Лавра начали приводить в порядок. Здесь также по заказу фонда «Белый ирис» проведут работы по консервации: самое главное – возвести кровлю, чтобы прекратились протечки, закрыть окна, тогда храм начнёт сам постепенно высыхать, и сохранить его самобытность и оригинальность кладки. А кирпичики здесь делали по своим меркам – на возведённом заводике для постройки храма. Впрочем, такая практика в Тверской губернии была распространена повсеместно для дешевизны и экономии времени.
Рассказал отец Николай и о местном чуде. Лет 50 назад во время сильной грозы молния ударила в купол колокольни, там что-то загорелось, но пожара не было, а тлело пару дней. А потом трёхметровый крест рухнул вниз, вернее, вошёл отвесно в землю. Местные жители с помощью трактора его вытащили и закопали на сельском кладбище. И вот спустя десятилетия вдруг из-под земли начал проявляться этот крест с колокольни. А берёза, под которой он был захоронен, по какой-то причине растроИлась, то есть у дерева стало три ствола. В будущем этот крест планируют достать, отреставрировать и вернуть на историческое место.