разрушение второго иерусалимского храма римлянами
Разрушен Второй Иерусалимский Храм
Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского Храма Ирода Великого
10 августа 70 года по Рождеству Христову римская армия императора Тита ворвалась в Иерусалим и разрушила Храм Господень. Он горел в течение 10 дней, а к сентябрю вся столица Израиля превратилась в руины. Храмовую Гору римляне сравняли с землей.
По свидетельству Иосифа Флавия 100 000 жителей города попали в плен и были проданы в рабство. Всего же погибших от меча, голода и плененных за время войны насчитывалось около 1 миллиона 100 тысяч. Менора и алтарь из разрушенного Храма по приказу Тита были отправлены в Рим. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Спустя 66 лет римский император Адриан в построенной на руинах Иерусалима колонии Элиа Капитолина на священной горе установил храм Юпитера и собственную статую, обращенную лицом на восток. Все дальнейшие попытки евреев возродить Храм Господень потерпели крушение. Даже официальное разрешение императора Юлиана Отступника, данное на возведение нового Храма в 362 году, не смогло изменить предопределенной ему участи – землетрясения и пожары безжалостно уничтожали дело рук его строителей.
Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, закрылись все Небесные Врата, кроме Ворот Слез. И оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма Западная стена получила название Стены Плача, поскольку здесь проливаются слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм.
10 августа 70 года армия Тита разрушила Второй Храм в Иерусалиме (начало)
Он горел в течение 10 дней, а к сентябрю вся столица Израиля превратилась в руины. Храмовую Гору римляне сравняли с землей. По свидетельству Иосифа Флавия 100 000 жителей города попали в плен и были проданы в рабство.
Всего же погибших от меча, голода и плененных за время войны насчитывалось около 1 миллиона 100 тысяч. Менора и алтарь из разрушенного Храма по приказу Тита были отправлены в Рим. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Начало антиримского восстания 66-73 гг. (Иудейская война I) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.
Осада и бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия, первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.
Таким образом, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.
Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.
Пиркей дераби Элиэзер 7. Разрушение Второго Храма
«И сделают Мне Храм, и Я буду обитать среди них…»
(Шемот 25:8)
За 40 лет до разрушения Второго Храма начали проявляться явные предвестники этого страшного события: «Учили мудрецы: за 40 лет до разрушения Храма жребий [на приношение жертвы] в Йом-Кипур) не оказывался в правой руке (первосвященника), червленая нить (после отсылания козла отпущения) не белела, западная свеча Меноры затухала, а врата святилища раскрывались сами по себе, пока на них не прикрикнул рабан Йоханан бен Закай: Святилище, святилище, зачем ты пугаешь само себя? Я знаю, что в будущем ты будешь разрушено, и уже пророчествовал о тебе Зехарья бен Идо: “Открой, Леванон, двери твои, и пожрет огонь кедры твои” [4] ». Сказал раби Ицхак бен Таблаи: «Храм называется Леванон, потому что обеляет грехи Израиля…» [5]
За 40 лет до разрушения Иерусалима появились признаки надвигающейся гибели Святого города, тогда раби Цадок — выдающийся мудрец Мишны — коэн, служивший в Иерусалимском Храме, начал ежедневно поститься ради раскаяния своего народа и для его спасения от меча.
Мидраш повествует о том, что произошло позже: «Однажды раби Цадок подошел к разрушенному Храму и произнес: “Отец небесный, Ты разрушил Свой город, сжег Свое святилище и пребываешь в безмятежности и покое?” В тот же миг глубокий сон охватил раби Цадока, и он увидел, как Всевышний оплакивает Иерусалим и ангелы вторят Ему: “Будь городом веры, Иерусалим!”» [18]
Рабан Йоханан бен Закай сказал: «Если бы в те дни были праведники, подобные раби Цадоку, римлянам не удалось бы захватить и уничтожить Божественный город».
Второй Иерусалимский храм
От великой святыни иудеев мало что осталось – одна из стен, окружавших его, известна сегодня как Стена Плача.
Восстановление Иерусалимского храма
Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.
Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.
Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.
Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.
Вид на Храмовую гору. Источник: pinterest.com
Осквернение язычниками и очищение Иудой
Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.
На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.
Разрушение и восстановление Иродом
Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.
Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.
Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.
Стена Плача. Источник: pinterest.com
Падение храма
Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.
Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.
Второй Иерусалимский храм
Храм был построен в 516 году, в шестой год царствования царя Дария. Работа продолжалась двадцать один год. Окончательное же устройство храма (сооружение пристроек, а также внутренняя отделка и украшение) продолжалось и после Дария. Поэтому в главе 6-й (стих 14-й) книги Ездры наряду с Киром и Дарием стоит имя Артаксеркса как причастных к строительству дома Божия. Можно думать, что окончательная отделка храма продолжалась лет двадцать пять еще и при Артаксерксе. Таким образом, получается сорок шесть лет, в продолжение которых, по иудейскому преданию, строили храм (см.: Ин 2, 20).
Построенный и освященный Иерусалимский храм получил наименование в потомстве храма Зоровавеля — вождя иудеев, вернувшихся из плена. Зоровавель — потомок Давида. «Этот Зоровавель, — говорит блаженный Иероним, — по происхождению от колена Иуды, рода Давидова, прообраз Спасителя, Который поистине устроил разрушенный Храм, то есть Церковь, и снова вывел народ из плена».
Ездра пишет, что сыны Израилевы освятили дом Божий с радостью (см.: 1 Езд 6, 16). Однако радость скрадывалась тем, что во втором храме не было: 1) ковчега завета; 2) урима и туммима; 3) огня небесного; 4) елея помазания и 5) жезла Ааронова. Господь через пророка Аггея дал обетование, что слава этого храма будет больше прежнего: придет Желаемый всеми народами. на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (Агг 2, 7, 9). Слова эти имеют мессианский характер. В этом храме будет проповедовать Спаситель.
С 8-й главы книги Ездры начинается повествование о втором караване евреев, вернувшихся в царствование Артаксеркса под водительством Ездры.
Царь дал Ездре большие полномочия. Он становится вождем народа и учителем. Святая ревность о законе Господнем и глубокие его знания Моисеевых постановлений видны почти на каждой странице его книги.
Политическая и религиозная деятельность его начинается с 459 года до Р.Х., с седьмого года правления Артаксеркса I Лонгимана, на которого он имел большое влияние. Некоторые исследователи предполагают, что под влиянием матери этого царя, знаменитой иудеянки Есфири, которая была женой Ксеркса, Ездра был близок к персидскому двору.
Путешествие на родину было трудным и опасным. Ездра объявил пост, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего (1 Езд 8, 21). Он не стал просить у царя войска и всадников для охранения, а всю надежду возложил на Господа. Вера и упование Ездры и спутников были надежной защитой.
Около четырнадцати лет народ иудейский находился под руководством Ездры. Когда впоследствии (445 до Р.Х.) был назначен гражданский правитель Иудеи Неемия, Ездра посвятил себя делу учительства и нравственного воспитания народа. Он был участником всех религиозных народных торжеств. При нем произошло заключение канона Священных книг.
По мнению Иосифа Флавия, этот выдающийся священник скончался в глубокой старости в Иерусалиме и удостоился почетного погребения. По другим предположениям, он умер в Персии на сто двадцатом году жизни, предприняв вторичное путешествие ко двору.