разработка компьютерных игр обучение вуз
Игровое образование в России
Еще несколько лет назад отечественное образование в сфере геймдизайна и продюсирования игр было редким зверем. Образование, говорите?
Да, на Западе есть! Шотландский университет Абертэй Данди запустил курсы для разработчиков игр ещё в 1996 году. Канадская школа DigiPen дает полноценное бакалаврское образование по разработке игр. Вообще в 2000ых годах рост рынка видеоигр положительно повлиял на развитие образовательных учреждений, занимающихся обучением разработке игр за рубежом. Обучение проводится на базе Игровой Академии Германии, Академии искусств Сан-Франциско, Дармштадтского университета прикладных наук и многих других.
Но что же в России?
У нас геймдев-образование начало появляться позже, чем в странах запада. В настоящим момент наконец-то сформировался ряд курсов и обучающих программ по созданию игр самого разного уровня. Мы выделили наиболее крупных и значимых.
RealTime School
Одна из старейших в Москве частных школ компьютерной графики, обучающая художников, моделеров и аниматоров уже второй десяток лет. Курсы по геймдизайну появились там в 2012 году. Они представляют собой однодневные интенсивы, предполагающие 12 часов занятий в выходной день. Такой формат оказался наиболее полезным для людей, желающих получить о геймдизайне и игровой индустрии первое представление. Курсы помогают понять, что такое разработка игр и определиться, пытаться ли попасть туда на работу или не тратить на игры своего времени. Серьёзным плюсом является цена: за однодневный курс школа просит около 12 000 рублей. Да и для жителей из регионов и ближнего зарубежья этот формат остаётся особенно интересным. Стоить отметить, что занятия по геймдизайну и по монетизации игр в RealTime School приходят вести преподаватели нашей программы «Менеджмент игровых интернет-проектов».
Scream School
Другим вариантом обучения для начинающих геймдизайнеров может стать частная школа Scream School. Её формат предполагает более углубленное и длительное обучение – 2 года по 3-4 занятия в неделю. Как и RealTime, эта школа во многом ориентирована на цифровую графику и большая часть курсов и интенсивов проводится здесь именно по этой теме, а также есть курс по геймдизайну с глубоким уклоном в сторону программирования. Стоимость обучения – 600 000 рублей. Cреди преподавателей школы много сотрудников компании Mail.Ru.
Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ
В высших учебных заведениях Москвы образовательных программ по геймдизайну и продюсированию игр не существовало вплоть до 2014 года. Именно тогда была запущена первая в России комплексная программа подготовки кадров для игровой индустрии на базе Высшей школы экономики. Это программа профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых интернет-проектов», направленная на выдачу слушателям системных знаний по созданию игр и на получение ими практического опыта разработки своего проекта. В 2015 году прошел выпуск первых десяти слушателей, а в 2016 году на программе проходит обучение уже по 30 слушателей в двух потоках. В процессе учебы под руководством специалистов-практиков из таких игровых компаний, как Rocket Jump, Wargaming, Gaijin Entertainment, Mail.Ru Group, 101XP, Fibrum, Life is Feudal и др., слушатели создают собственные игровые проекты с нуля, выводят на новый уровень уже имеющиеся, либо трудоустраиваются в игровые компании (Rocket Jump, TrilobiteSoft, Mail.Ru, стажировки в Riot Games, работа в VR-компаниях и небольших инди-студиях). Обучение на программе проходит в течение 8 месяцев по вторникам, четвергам и субботам. Занятия длятся по 3 часа. Стоимость обучения – 180 000 руб. По итогам студенты защищают выпускную аттестационную работу и получают диплом установленного образца Высшей школы экономики. Есть в ВШБИ и короткие недельные программы повышения квалификации, в частности вот такой курс по монетизации игр.
Другие образовательные программы
Также есть несколько онлайн-курсов по геймдизайну. В частности, широкое внимание привлек курс на платформе «Универсариум» от известной компании Wargaming. Это программа «Геймдизайн: по ту сторону игры». На Нетологии собран сразу ряд образовательных программ по играм: «Разработка мобильных игр и приложений для продакт-менеджера» или курс про продвижение мобильных приложений. Хорошие онлайн курсы по игровой аналитике запустили devtodev.
Курсы по разработке игр также появляются на Украине и в Беларуси. Российские издатели и разработчики активно внедряют образование в рабочий процесс. Кто-то оплачивает обучение своим сотрудникам, кто-то приглашает экспертов прочитать лекции на площадках компании. Многие крупные студии даже развивают собственное направление образования внутри компании.
Еще есть ряд книг по геймдеву. В частности, вот какие книги можно почитать на русском языке:
Наименование книги | Автор книги | Ссылка на книгу |
---|---|---|
The Art of Game Design: A book of lenses | Джесси Шелл | Перевод тут |
Level Up! The Guide to Great Video Game Design | С. Роджерс | Перевод тут |
Designing Virtual Worlds | Ричард Бартл | Перевод делается на Хабре |
Проектирование и архитектура игр | Э. Роллингз, Д. Моррис | Перевод тут |
Первая русская книга по геймдеву: «Маркетинг игр» | Сергей Галенкин | galyonkin.com/book |
Вторая русская книга по геймдеву: «Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений» | Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде, Юрий Барбашов | adtoapp.com/book/mobile-app-marketing |
Таким образом, образование в сфере отечественной игровой индустрии активно развивается и сейчас у каждого есть возможность выбрать учебную программу себе по душе. В заключении хочется отметить, что образование не является панацеей, позволяющей легко добиться успеха в геймдеве. Оно лишь даёт человеку правильные знания и закладывает вектор для дальнейшего развития. Как он поступит с полученными знаниями – каждый решает сам.
Game developer: где учиться профессии будущего
Любите компьютерные игры и мечтаете посвятить им свою жизнь? Как насчет того, чтобы стать их создателем? Представляем вам подборку лучших школ для изучения game development.
Кто такой разработчик игр?
Зачем становиться разработчиком игр?
Game developer — ваша профессия, если вы:
Где учиться на разработчика игр?
Мы собрали для вас 7 лучших зарубежных программ по game development.
Abertay University
Шотландский университет Абертей первый в мире стал выдавать степени в сфере разработки игр. Курс Computer Game Applications Development сфокусирован на программировании. Он включает в себя модули по C++, разработке программного обеспечения, высшей математике, искусственному интеллекту и так далее. Тем, кто больше интересуется графикой и дизайном игр, подойдет Game Design and Production. Кроме него есть еще Computer Arts, Computer Games Technology, а также две программы для магистров.
Разработка игр, университет Абертей
Carnegie Mellon University
А вот магистры могут поступить в Карнеги Меллон на спецпрограмму по Computer Science. В этом вузе есть даже PhD по компьютерным технологиям.
Обучение в Университете Карнеги Меллон
DigiPen Institute of Technology
Это очень известная в своей сфере школа. Ее студенты выиграли 55 наград на Фестивале независимых игр (больше, чем кто-либо другой). Выпускники Диджипен работают в Microsoft, Amazon и Nintendo.
Обучение в DigiPen Institute of Technology
Massachusetts institute of Technology (MIT)
Название программы | Comparative Media Studies |
Местоположение | Массачусетс, США |
Язык преподавания | Английский |
Степень | Бакалавр |
Срок обучения | 4 года |
Стоимость | 55,510 USD /год |
Требования к поступлению | IELTS — 7.5 или TOEFL — 100 |
Стипендии | MIT Scholarships |
Сайт программы | MIT |
South-Eastern Finland University of Applied Sciences (XAMK)
Название программы | Game Design |
Местоположение | Коувола, Финляндия |
Язык преподавания | Английский |
Степень | Bachelor of Culture and Arts |
Срок обучения | 4 года |
Стоимость | 10,996 USD /год |
Требования к поступлению | Вступительный экзамен (на английском) содержание экзамена меняется каждый год. Он проверяет вашу креативность, умение нестандартно мыслить, анализировать и писать |
Стипендии | XAMK Scholarships |
Сайт программы | XAMK |
Финский университет прикладных наук (XAMK) предлагает программу Game Design. Из названия понятно, что она не совсем про game development в смысле программирования. Но мы решили ее добавить для тех, кому интересна именно эта сторона разработки игр. В процессе обучения студенты уже разрабатывают свои видеоигры в команде с однокурсниками: продумывают общую концепцию, визуал и дизайн персонажей.
Buckinghamshire New University
Обучение в Buckinghamshire New University
Bellecour École
Белькур — это частная французская школа. Все программы здесь связаны с дизайном, медиа и индустрией развлечений (анимация и видеоигры). Три года обучения дадут студенту знания в сфере программирования, графики, общей теории создания и продвижения игр. В общем, основные знания для game developer. Официальный язык программы — английский, но мы советуем поступающим владеть французским хотя бы на уровне B1.
Обучение в Bellecour École
Онлайн-курсы для разработчиков игр
Очные программы стоят дорого, или вы просто не хотите поступать в университет и ехать за границу? Рассмотрите вариант онлайн-курсов. Они есть как для новичков, так и для прожженных геймдевов, которые хотят повысить квалификацию.
Где вообще искать подобные курсы? На образовательных платформах: EdX или Coursera. Если еще не определились, хотите учиться в этой сфере или нет, попробуйте их бесплатные уроки по введению в гейм-разработку, дизайн и компьютерные технологии. Вот несколько вариантов:
Разработка компьютерных игр обучение вуз
Игровая индустрия 2021
Игровая индустрия сейчас находится на хайпе, – рассказывает Вячеслав Уточкин, заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике
Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. По его мнению, в индустрию вливается исторический максимум денег, со всех сторон информационные потоки несут новости о том, как разработчики игр из разных частей света заработали на своих играх миллиарды долларов. Причем в ряде случаев, начав с нуля, и будучи обычными людьми без многомиллионного состояния.
Индустрия игр уже обогнала по доходам рынок музыки и кино и продолжает расти
в среднем на 20% в год. Если до недавнего времени родители относились к играм, как к чему-то несерьезному, то сегодня геймдев — это очень перспективная карьерная траектория, — считает директор Университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде.
Стоит отметить, что пока доля российского рынка игр в мировом составляет всего 2%: это 11-е место в мире и пятое в Европе (по данным PwC). Однако, спрос на профессионалов для игровой индустрии растет: по данным Values Value, в 2020 году компании Wargaming, Sperasoft, MY.GAMES, Vizor Games, WakeApp и другие больше, чем годом ранее, нуждались в новых разработчиках, художниках и маркетологах для игр.
Специальности индустрии игр и роль гейм-дизайнера в ней
Давайте разберемся, что же такое Game Design и чем занимается гейм-дизайнер. Гарри Холмвуд, преподаватель компьютерных наук Norwich University of the Arts характеризует дизайн игр так: «Это весь процесс создания игры, участие в котором принимают профессиональные программисты, дизайнеры, художники, аниматоры, писатели, менеджеры проектов, музыканты и многие другие».
Есть определенная проблема в терминах, когда разработка игр обсуждается в массовом инфополе, – считает Андрей Карсаков, руководитель программы магистратура «Технологии разработки компьютерных игр» Университета ИТМО. Зачастую термин «гейм-дизайнер» используют как обобщение всех, кто занят в разработке игр, хотя на самом деле это не так: гейм-дизайнер – всего лишь одна из множества специальностей людей, которые заняты в геймдеве.
Если сравнивать с индустрией кино, то гейм-дизайнер в играх, как режиссер в кинофильмах. Разработать игровой процесс, составить техническое задание исполнителям, рассчитать экономику, сбалансировать бои, проработать монетизацию, проанализировать поведение игроков и добавить нужный им элемент в игровой мир – все это и многое другое, делает гейм-дизайнер, – уточняет Вячеслав Уточкин.
Образование в сфере Game Design
На запрос гейм-индустрии на готовых профессионалов реагирует и рынок образования. По данным сервиса TalentsInGames, у 40% сотрудников игровых компаний (а это разработчики, гейм-дизайнеры, тестировщики и др.) образование никак не связано с их нынешней деятельностью. Более-менее «родной» сфера игр оказалась для программистов (41%), а вот среди гейм-дизайнеров профильного образования почти ни у кого нет (8%). Эксперты прогнозируют, что в следующие 5–10 лет эта ситуация изменится.
С виду может показаться, что в игровой индустрии задействованы, в основном, художники. Но, если копнуть чуть глубже, то в играх очень много технической составляющей, — отмечает Андрей Райгородский, д. ф.-м. н., профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, — основу игры составляет программный «движок», движение персонажей и разнообразные взаимодействия внутри мира игры. Затем, есть многопользовательские игры, где важную роль берёт на себя клиент-серверное взаимодействие. Игровые правила, задаваемые гейм-дизайнерами, зачастую содержат сложные формулы. В играх имеет место и инженерный подход, что, в свою очередь, требует серьезной математической подготовки. Этим как раз и силен Физтех. У нас открыто множество кафедр и лабораторий, направленных на подготовку квалифицированных программистов и математиков.
Быть узкоспециализированным гейм-дизайнером получается очень редко, – поясняет Александр Мясищев, исполнительный директор Helio games, преподаватель программы «Технологии разработки компьютерных игр» Университета ИТМО. В индустрии спрос на специалистов уже несколько лет в разы опережает предложение. Андрей Карсаков отмечает острую нехватку профессиональных кадров по всем уровням и специальностям – от джунов до тимлидов, от гейм-дизайнеров до разработчиков движков. Компании готовы забирать студентов чуть ли не на старте, сразу после их поступления на образовательную программу.
Где учат гейм-дизайну в России
Если раньше профильные программы по геймдеву были доступны только в университетах США, Европы и Азии, то сегодня степень бакалавра или магистра в индустрии игр можно получить в частных и государственных вузах России, среди них — МФТИ, Scream School (Universal University), ВШЭ, ИТМО, РТУ МИРЭА. В России уже есть не только программы магистратуры и дополнительного профессионального образования для тех, кто решил сменить профессию и уйти в игры, но и профильные программы бакалавриата, – подчеркивает Екатерина Черкес-заде.
До сих пор образование в игровой индустрии выглядело немного догоняющим, — соглашается Андрей Райгородский: «В России мы пусть и не первые, но одни из первых запускаем профильную программу. Надеюсь, у нас получится синхронизировать образование с актуальными потребностями студий-разработчиков. Сейчас в стране не так много крупных игровых компаний, а заинтересованные в этой области люди были всегда. Многие уезжали работать в игровые студии за границу». Создатели совместных программ бакалавриата по программированию в играх и магистратуры по гейм-дизайну Scream School и МФТИ рассчитывают, что с появлением новых программ часть выпускников будут оставаться в России и начнут создавать свои проекты здесь.
С каждым годом программ по гейм-дизайну, концепт-арту, программированию для игр все больше, — и в вузах, и в сегменте ДПО, и в формате массовых онлайн-курсов. Многие учебные заведения заручились партнерствами с компаниями, что дало студентам возможность учиться у практиков. Но по мнению Екатерины Черкес-заде, многим программам не хватает кросс-дисциплинарности. Студенты получают знания и навыки четко по своему профилю и никак не пересекаются со студентами других игровых специальностей, не говоря уже о коллегах из других креативных индустрий (кино, дизайн, музыка, маркетинг). А ведь в этом состоит реальность работы в игровой компании: концепт-артисты, технические художники, гейм-дизайнеры, программисты, разработчики игр, продюсеры игр, маркетологи, — все они работают в команде над одним проектом. Потом к ним подключаются композиторы, локализаторы, актеры дубляжа.
Как найти работу выпускнику
По статистике трудоустройства своих выпускников, которую ведет ВШЭ, сейчас получается, – комментирует Вячеслав Уточкин, – что уже более 75% тех, кто приходит в ВШЭ с целью пойти на работу в игровую индустрию реализовывают ее уже во время обучения или по его итогам. Это обусловлено качеством обучения, благодаря которому выходят готовые к работе специалисты, которые сразу могут приносить пользу компании, а не тратить время опытных сотрудников компании, совершая типовые ошибки и требуя массы сил на обучение с нуля. Работу найти более чем реально, – подтверждает Александр Мясищев, – в ИТМО часть студентов разбирают еще до конца обучения в магистратуре. Большинство студентов начинают работать, ещё обучаясь в РТУ МИРЭА, – рассказывает Андрей Зуев, директор института ИТ РТУ МИРЭА. По его мнению, специалист, качественно владеющий, к примеру, движком Unreal Engine, может претендовать на очень конкурентную заработную плату сразу после университета. Специалистов не хватает, потому что индустрия растёт быстрее, чем те, кто может создавать качественный контент. Плюс зарубежные студии традиционно хантят российских разработчиков, программистов, 3D-дизайнеров. Конкуренция за таланты в индустрии очень высокая, и это только на руку молодым специалистам.
Индустрия гейм-дизайна в России и мире в ближайшие 5 лет
Хочется, чтобы случился качественный перелом, гейм-дизайн стал профессией на уровне архитектора и требования к ней стабилизировались, а профессионализм повысился, – комментирует Александр Мясищев.
За последние несколько лет мы стали свидетелями огромного роста отрасли – во многом благодаря мобильным играм, которые резко увеличили количество людей, играющих в них, и открытию новых рынков, таких как Китай, который сейчас является крупнейшим в мире. Гарри Холмвуд, считает, что мы увидим еще больше развития, когда другие страны, такие как Индия, станут одновременно крупным рынком для игр, а также будут иметь более сильную индустрию разработки игр. Кроме того, все более распространенными становятся такие тенденции, как многопользовательские игры и переход от модели «плати один раз» к постоянной оплате игр как услуги, причем все большее распространение получают такие вещи, как сезонные абонементы, новый контент и модели free-to-play. Новые технологии, такие как VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность) и блокчейн, также открывают новые возможности для разработки игр. В то же время инструменты, которые используются, становятся все более мощными – например, последний движок Unreal Engine может генерировать человеческие персонажи в реальном времени, и они почти неотличимы от реальных.
По прогнозам Вячеслава Уточкина, основные изменения в гейм-дизайне будут продиктованы требованиями развивающегося мобильного рынка. Из-за высокой конкуренции и большого числа продуктов стоимость рекламного трафика неуклонно растет. В ответ на это разработчики ищут всё новые способы удержания игроков. Один из них – добавление нарративных механик и сценария в мобильные игры. Этот способ удержания всегда был более характерен для PC-продуктов, но уже сейчас наблюдается растущая популярность как казуальных игр с сюжетом (например, мобильные визуальные новеллы), так и более сложных мидкорных игр (батлеры, стратегии и т.д.). Как следствие, на российском рынке будут более востребованы нарративные дизайнеры и требование к их квалификации возрастет. Что касается международного рынка, то на Западе, наоборот, крупные студии, которые раньше были ориентированы на PC и консольные игры, все больше делают мобильных игр, а значит им потребуется больше гейм-дизайнеров-балансеров и аналитиков.
09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА – Разработка компьютерных игр (гейм-дизайн) (ЭМИТ)
Форма обучения: очная
Стоимость: 320 000 рублей в год
Продолжительность: 2 года
Основы обучения: договор
Реализуемые магистерские программы, 2021 год:
Разработка компьютерных игр (гейм-дизайн)
Руководитель программы: Ромашкова Оксана Николаевна
Телефон: +7 985 613-38-28
Email: romashkova-on@ranepa.ru
Ведущий специалист: Зеленева Татьяна Евгеньевна
Телефон: +7 977 394-95-15
Приемная комиссия Sillbox: Григорьева Ольга Валерьевна
Телефон: +7 968 599-92-40
Онлайн-программа магистратуры реализуется Институтом экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС на платформе компании Skillbox.
Документы о предыдущем уровне образования
Диплом о высшем профессиональном образовании (бакалавра, специалиста)
Сроки подачи документов
очная – с 17 мая по 13 августа
Комплексный экзамен по прикладной информатике
Стоимость обучения на 2021 г.
320 000 рублей в год
Реализуемые формы обучения
Очная с применением дистанционных технологий
Программа «Разработка компьютерных игр (Гейм-дизайн)/Game Design&Development» является уникальной и не имеет аналогов на российском рынке образования: объединяет академический потенциал РАНХиГС, современную информационно-образовательную платформу компании Skillbox – с практическим опытом российских лидеров бизнес-сообщества в сфере Game Design & Development.
Студенты удаленно получают образование в Институте экономики, математики и информационных технологий (ИЭМИТ) РАНХиГС, не выезжая на занятия в Академию (полностью на основе дистанционных технологий), что позволяет получить профессиональное образование высокого уровня, не отвлекаясь от развития бизнеса и карьеры.
Итогом освоения программы является получение диплом магистра прикладной информатики РАНХиГС, что дает возможность выпускникам работать в ведущих технологических компаниях по всему миру в сфере Game Design & Development, в научных и государственных исследовательских секторах.