разработка дистанционных курсов обучения
Как самому сделать обучающий онлайн-курс: девять доступных инструментов
В интернет-пространстве, где сегодня дистанционно учат вязать шарфы, выращивать виноград и делать массаж грудничкам, без сомнения, найдется место и для обучающих курсов по предметам образовательной программы школы, колледжа или вуза.
Если еще 3-4 года назад занятия в формате онлайн-курсов были скорее исключением, то сейчас они — показатель открытости и современности учебного заведения или практикующего специалиста.
По результатам последнего исследования EdMarket.Digital, рынок онлайн-образования ежегодно прирастает на 7–10%, и это соотношение сохранится еще в ближайшие 3–5 лет. Поэтому если и запускать свой курс, то именно сейчас: спрос на онлайн-образование есть, сервисы для самостоятельного проектирования курса тоже есть, а конкуренция еще позволяет новичку не затеряться среди сотен подобных проектов.
ЛаЛаЛань расскажет, как создать и запустить собственный онлайн-курс. Статья пригодится тем, кто хочет получить дополнительный источник прибыли, монетизировать свои знания или просто предложить студентам альтернативу в виде дистанционного обучения.
Этапы создания онлайн-курса
Создание обучающего курса в онлайн-пространстве напоминает процесс подготовки материала для традиционных занятий в классно-урочной форме. Ключевое отличие кроется во взаимодействии студента и преподавателя: оно происходит удаленно. Этот формат ожидаемо обладает преимуществами и недостатками, например:
+ в большинстве онлайн-курсов студент может возвращаться к материалу вновь и
вновь;
— он лишен возможности задавать вопросы и уточнения.
Или еще:
+ разноплановая деятельность по созданию онлайн-курса позволяет полностью
раскрыть творческий потенциал и на практике применить технические навыки;
— для создания и запуска онлайн-курса необходимо быть не только специалистом в
своей области, но и немного оратором, дизайнером, бухгалтером, видеооператором и
т. д.
Таким образом, любой плюс и для студента, и для преподавателя оборачивается минусом, а минус — плюсом. Однако если вы сейчас читаете эту статью, то решение скорее всего принято в пользу создания собственного курса.
Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.
Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.
1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.
2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?
3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.
К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.
На что стоит обратить внимание на этом этапе?
1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.
Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.
Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.
Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:
Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.
Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.
Пожалуйста, помните о том, что ваш студент нуждается не только в обучающем материале, но и в его грамотной подаче. Если вы используете видео, то продумайте свет, однотонный фон, качество изображения, ракурс, четкий звук. Если вы проводите вебинары или видеотрансляции в режиме реального времени, а не в записи, то проверьте скорость интернет-соединения: рекомендуемая — от 10 Мбит/с.
Если вы слегка потерялись в многообразии функций, программ и сервисов, то можете пройти дополнительные обучающие курсы. Например, пройти бесплатный онлайн-курс по современному курсостроению можно здесь.
Вы подготовили обучающие материалы, разместили их на платформе, и уже близится анонсированный запуск курса. Что дальше?
Разработка онлайн-курса — трудоемкий процесс, который потребует от преподавателя стать ненадолго предпринимателем, сценаристом, дизайнером, IT-специалистом, видеооператором, монтажером, бухгалтером и не только. Несмотря на все сопутствующие сложности, курс для дистанционного обучения — прекрасная возможность масштабировать свой проект и увеличить прибыль.
Для успешного запуска стоит серьезно отнестись к планированию и проектированию курса. В этом случае можно обойтись минимальными денежными затратами — на рекламу и оплату комиссионного взноса платформе-агрегатору или содержание собственной интернет-площадки. Все остальные процессы — начиная от видеосъемки и заканчивая разработкой интерактивных домашних заданий — вы можете выполнить самостоятельно с помощью бесплатных сервисов в свободном доступе.
Кто такой разработчик онлайн-курсов и почему сейчас самое время им стать
Руководитель группы обучения Яндекс.Такси, направления B2B Александр Цветков рассказал, как изменилась профессия за последние годы и почему сейчас самое время начать её осваивать.
В профессию разработчика онлайн-курсов я пришёл в середине 2010-х. То, что мы делали тогда, было очень наивным – презентация и тест в конце. Сегодня я разрабатываю и продюсирую онлайн-курсы в Яндекс.Такси в B2B направлении сервиса и реализую такие проекты, которые мне и не снились пять лет назад.
Рынок дистанционного обучения очень большой – в России он оценивается в 60 млрд. рублей по состоянию на 2020-й, при этом ежегодно прибавляет до четверти. По мнению многих экспертов, пандемия и всё связанное с ней станет дополнительным драйвером для роста рынка. Нас ждёт взрывной спрос на разработчиков электронных курсов. Мой наставник в Академии iSpring и друг Владимир Раджапов подтверждает тренд. На вопрос о перспективах специалистов ответил так: «Сегодня ни один мой коллега, ни один из выпускников академии не потерял работу. Наоборот, их карьера пошла в гору».
Дополнительное образование делится на два крупных сектора – B2B и B2C. В первом случае речь идёт о корпоративном обучении, во втором – о курсах, направленных на массового потребителя. Разработчик онлайн-курсов может работать везде: делать курсы для сотрудников в компании или на стороне агентства, или разрабатывать курсы для компаний, предоставляющих услуги онлайн-обучения всем желающим. Мои коллеги нашли себя в разных направлениях. Например, в автомобильном бизнесе, консалтинге, создании своих школ и другом.
Много лет назад я выбрал для себя направление корпоративного обучения и до сих пор работаю в этой сфере.
В разработчики онлайн-курсов я попал случайно, в 2015 году. На тот момент работал бизнес-тренером в крупной отечественной компании – провайдере связи. В мои обязанности входило обучение торгового персонала техникам продаж. Однажды руководитель предложил попробовать свои силы в создании образовательных курсов, и я согласился.
Сейчас, глядя на те учебные материалы, я улыбаюсь. Это были обычные презентации с тестом в конце. Изюминкой и «прорывом» для тех лет стало голосовое сопровождение: мы зачитывали текст и прикрепляли аудиофайл к слайдам. И тогда это было очень круто!
В новую для себя профессию я пришёл со скромным бэкграундом: опытом ведения очных тренингов, уверенным знанием PowerPoint и минимальным – графических редакторов. Мне так понравилось создавать онлайн-курсы, что я решил посвятить себя этому делу. Первые несколько лет читал всё, что находил по теме в открытом доступе. Самостоятельно разобрался с конструктором онлайн-курсов iSpring Suite.
Я продолжил развиваться в новой для себя профессии и на следующем месте работы – в крупной IT-компании из автомобильного сектора. Мне хотелось внедрять в онлайн-курсы геймификацию, сложные диалоговые тренажёры, анимацию, но катастрофически не хватало технических навыков. Поэтому в какой-то момент решил для себя: пора идти учиться.
В 2018 году выбор был не такой большой, как сейчас. Я рассматривал Академию iSpring и курсы Елены Тихомировой. Остановился в итоге на первом варианте. Причин было, как минимум, две. Во-первых, я давно работал в их редакторе. Во-вторых, был хорошо знаком с компанией – много читал их блог, посещал конференции iSpring Days, куда съезжались разработчики курсов из крупных российских и зарубежных компаний. Решил, что курс Академии iSpring не только поможет виртуозно овладеть редактором, но и позволит установить новые знакомства в профессиональном сообществе.
В Академию iSpring я пошёл учиться в декабре 2018 года. За два месяца очных встреч узнал много интересного: как писать сценарии обучения, делать различный контент, использовать инструменты оценки знаний и другое.
Обучение в академии закрыло много «белых пятен». Например, я долгое время подходил к составлению тестов «в лоб». Смотрел, какие утверждения есть в материалах, и проверял их понимание с помощью открытого или вариативного вопроса. Позже, в академии, узнал, что составление теста – целая наука. Они могут как оценивать знания, так и давать их.
У меня было преимущество перед остальными учениками – я мог тут же использовать полученные знания в работе. И активно пользовался этой возможностью. Например, прослушал лекцию о диалоговом тренажёре (инструменте, имитирующем разговор с клиентом) и сделал в своём онлайн-курсе такой, на оттачивание навыка выявления потребностей покупателя. Он был очень объёмным и сложным. Один сотрудник, чтобы изучить все варианты развития событий, прошёл его 97 раз. Такое упорство было вознаграждено: ученик так хорошо отработал навык, что начал продавать больше, чем до обучения.
В другой раз я тут же реализовал в рабочих проектах полученные знания о лидербордах. Это рейтинговая таблица, в которой сравниваются результаты коллег. Интересное наблюдение: большинству сотрудников не чужд дух соперничества, многие снова и снова проходили курс, чтобы занять строчку в рейтинге повыше.
В процессе обучения я обзавёлся друзьями. С некоторыми позже работал и участвовал в тематических конкурсах. Например, с Ирой Мельниковой делали курс для онлайн-хакатона «Звёздные ночи». Нам досталась очень сложная тема – поддержка родителей неизлечимо больных детей. В итоге заняли 10 место из 25.
Я даже попал в наставники Академии iSpring. После обучения руководители академии предложили мне присоединиться к группе наставников, помогающих новым ребятам с освоением учебной программы. Это оказалось интересным опытом.
Отдельная головная боль любого разработчика онлайн-курсов – работа с заказчиками. Я сталкивался с ситуациями, когда в финале узнавал, что «всё не нравится, нужно переделать». В Академии iSpring научили лайфхакам, здорово упрощающим жизнь. Например, как грамотно составить черновой план курса. Потратив некоторое время и накидав план, как будет выглядеть курс и что на каком слайде, можно избежать большей части проблем в будущем.
Большинство моих заказчиков считают, что сделать хороший курс просто. Разбил информацию по блокам, картинки красивые добавил – и готово. На самом деле всё гораздо сложнее. Онлайн-курс должен строиться таким образом, чтобы взрослый человек понимал, зачем ему эта информация, и хотел её изучить. В этом мне здорово помог мой опыт работы бизнес-тренером. Я знал, как работать с аудиторией, удерживать внимание и другое.
В онлайн-образовании есть целое направление, изучающее правильную подачу знаний, – педагогический дизайн. Он решает вполне конкретные задачи. Например, как привлечь внимание и мотивировать пользователя на учёбу. Я всегда начинаю онлайн-курс с объяснения, зачем всё это нужно человеку, что он в итоге получит. Второе, что изучает педагогический дизайн, – как сопровождать пользователя в процессе обучения. По своему опыту могу сказать, что ачивка «Молодец, так держать!» может творить чудеса. Наконец, третья задача – правильно использовать инструменты закрепления и оценки знаний. Есть большое количество подобных инструментов. Это и диалоговые тренажёры, про которые я говорил выше, и тесты, и интерактивные задания, и многое другое.
Разработка онлайн-курса не может происходить в отрыве от желаний заказчика. С помощью курса мы не только обучаем сотрудников, но и решаем какие-то бизнес-цели. Поэтому важно заранее узнать, какие задачи, в том числе бизнесовые, стоят перед электронным курсом и реально ли их выполнить. Цель может быть любой: например, поднять продажи на 15% за счёт обучения продавцов.
Я считаю, что верная помощница разработчика онлайн-курсов – его фантазия. В своих курсах я использую отсылки к известным компьютерным играм, мемы, когда это уместно.
Однажды в курсе, посвящённом навыкам продаж, использовал пасхалку – спрятанное послание. Таким образом, хотел подогреть интерес пользователей. Самые внимательные находили на одном изображении в самом углу маленького котёнка с прикреплённой к нему ссылкой. Кликнув по нему, пользователи переходили на секретный слайд с условиями получения дополнительного «бонусного» курса.
На этапе составления технического задания следует собрать как можно больше информации, и о целях заказчика, и об аудитории – пол и возраст учащихся, уровень их подготовки, интересы. Так вероятность, что онлайн-курс будет максимально эффективным, существенно увеличится.
Сейчас я работаю в Яндекс.Такси, направлении B2B. Мои ученики – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 40 лет. В онлайн-курсах для них я много использую различные интерактивности и триггеры. Последнее – это когда на слайде что-то происходит в зависимости от действия пользователя.
За последние пять лет требования к разработчику электронных курсов, разумеется, выросли. Вот пример из свежей вакансии от сети гипермаркетов «Глобус». Специалист должен иметь опыт работы по профилю. Уметь работать в популярных конструкторах онлайн-курсов и программах дистанционного обучения. Разбираться в копирайтинге. Виртуозно владеть PowerPoint. Знать и уметь использовать педагогический дизайн, геймификацию, инструменты оценки знаний. Наконец, немного «рисовать» в графических редакторах.
То есть сегодня минимум для разработчика онлайн-курсов – это:
Знание хотя бы одного конструктора онлайн-курсов и платформы дистанционного обучения.
Умение работать с учащимися: мотивировать, сопровождать в процессе обучения, давать обратную связь. Оно же – знание педагогического дизайна.
Проще всего получить этот «минимум» на подходящих курсах разработчиков онлайн-курсов. Например, я, будучи самоучкой, долгое время не понимал, как составлять тесты. Это ведь целая наука: они могут либо давать знания, либо проверять их. Два года я наступал на одни и те же грабли, а потом научился составлению тестов за пару лекций на курсах.
Обучение позволяет серьёзно прокачаться разработчику электронных курсов: получить системные знания о педагогическом дизайне, о работе со сложными интерактивными элементами, о внедрении геймификации. Таким образом, можно получить уровень «профи» и претендовать на вакансии в крутых компаниях, вроде «Яндекса» или Mail.Ru. Например, в университете «Синергия» за эту работу обещают от 100 тысяч рублей.
На конкурентоспособность и зарплату разработчика онлайн-курсов влияют разные вещи. Помогут сделать карьеру навыки проведения вебинаров в Zoom, ставших популярными на волне самоизоляции, «дикторский» голос, умение снимать обучающие видео на смартфон и прочее. В онлайн-курсах будет становиться всё меньше текстов и всё больше интерактивности. На первый план выйдут разработчики, умеющие работать с видео и звуком. Сейчас самое время начать приобретать новые навыки, чтобы уже завтра стать супервостребованным специалистом.
Разработка электронных курсов
Разрабатываем электронные курсы и обучающие видеоролики. В курсы встраиваем диалоговые тренажеры и другие интерактивности, кейсы, практические упражнения и примеры, инфографику. После каждого раздела предусматриваем тестирование и организуем итоговое тестирование.
При создании электронного курса особое внимание уделяем разработке сценария и визуальных образов для более успешного усвоения учебного материала. В тестах используем различные виды вопросов от самых простых с единичным выбором до интерактивных с перетаскиванием объектов.
Отлаженный процесс изготовления электронных курсов позволяет нашим заказчикам получать готовый контент и запускать обучение точно в срок.
Решаемые задачи:
Создаем структурированный обучающий контент.
Курсы рассчитаны на самостоятельное обучение, поэтому учебная информация передается в рамках четкой структуры и логики.
Повышаем вовлеченность обучающихся.
Используем интерактивности и все современные инструменты визуализации для создания ярких и динамичных курсов.
Проводим оценку знаний.
Все курсы включают промежуточное и итоговое тестирование для контроля усвоения учебной информации.
Преимущества наших курсов:
Специальная команда разработки.
Для создания курса собирается целая команда специалистов: методолог, редактор, дизайнер, художник, которые оперативно решат все вопросы.
Гарантия результата.
Мы даем 100% гарантию получения результата, удовлетворяющего наших заказчиков.
Индивидуальный дизайн.
Разрабатываем дизайн под ваш корпоративный стиль и персонажей с учетом содержания учебного контента.
Контроль качества.
Каждый курс проходит контроль качества по содержанию контента и функционалу.
Цены на разработку:
Цена разработки электронного курса зависит от его объема и сложности составляющих элементов, то есть наличия в курсе видео, интерактивностей, диалоговых тренажеров, созданных художником персонажей, анимации и т.д. Факторов, влияющих на цену, довольно много, минимальная цена – от 70 000 рублей.
* при условии предоставления заказчиком всех необходимых материалов в 100% объеме
Процесс работы:
Вы связываетесь с нами по телефону или электронной почте, либо другим удобным для вас способом.
Мы всем командой обсуждаем все детали.
Предлагаем свои подходы к решению задачи.
Запускаем полномасштабный проект.
Каждую завершенную стадию проекта согласовываем с заказчиком.
Представляем готовый продукт, проводим контроль качества.
По необходимости вносим изменения.
Наши сотрудники оперативно решат все вопросы по процедуре разработки электронного курса. Если вам, что-то непонятно, свяжитесь с нами.
Основы создания дистанционных курсов
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
Основы создания дистанционных курсов
Составитель: Колесниченко Елена Владимировна
Пособие предназначено для педагогических работников, использующих электронные и дистанционные технологии в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Пособие разработанного на основе авторских электронных курсов, размещенных в системе «Дистанционная школа» http://e-learning.labore.ru/
©Колесниченко Елена Владимировна
МАОУ «Гимназия № 56», 2019 г.
Оглавление
Введение
На сегодняшний момент накоплен достаточный опыт организации дистанционного обучения. Однако использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий требует разработки электронных учебных комплексов, дистанционных курсов с использованием выбранных технических решений.
Разработка любого электронного или дистанционного ресурса требует разработки сценария курса, в котором определяются цели и задачи курса, учитываются особенности целевой аудитории, для которой создается этот курс, выбора технического решения. Учебный материал должен быть хорошо структурирован, выдержан в определенной структуре, разбит на небольшие модули, удобные для освоения обучающимися. Большое внимание должно уделяться и интерактивной подаче учебного содержания и продумана система взаимодействия участников прохождения курса с учителем. В каждом модуле желательно присутствие оценочных материалов в виде тестов, практических или интерактивных работ.
Используя Moodle, учитель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для учителя, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий учитель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.
Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.
Таким образом, система Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Ориентированная на дистанционное обучение, система обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в системе Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях. Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, дифференциация сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.
Полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
многовариантность представления информации;
многократное повторение изучаемого материала;
структурирование контента и его модульность;
создание постоянно активной справочной системы;