разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения

Конспект урока по педагогике на тему: «Методы обучения и их классификация»

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. 0e88 00098467 491b1f44. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Тема: Понятие о методах обучения, классификация

Обосновать понятие методов обучения как многомерного дидактического явления;

Раскрыть сущность и содержание методов обучения;

Охарактеризовать факторы, определяющие выбор методов обучения.

Тип урока: практический

Форма организации урока: групповая

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, презентация на тему «Методы обучения», аудио-, видеозаписи, стикеры, плакаты, цветные маркеры, раздаточные материалы.

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы и целей урока.

Разработать критерии оценивания урока

III . Проверка пройденного материала.

Разделиться на по парам

По команде «Старт» – сидящие напротив начинают рассказывать о содержании образования в РК в течение 2 минут.

Задание 2. Игра «Да-нет»

IV . Практическая работа

— Что вы знаете о методах обучения?

-Что хотите узнать о методах обучения?

(подготовить свое определение метода обучения)

Работа в группах «Классификация методов обучения»

Познакомиться с классификацией методов обучения отдельных дидактов. Составить постер, раскрывая понятие методов обучения с точки зрения данного автора.

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

наглядные (показ, демонстрация и пр.);

практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

метод проблемного изложения,

частично-поисковый, или эвристический метод,

методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.

Минилекция «Современные методы обучения. Активные методы»

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. hello html 43076fd6. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-hello html 43076fd6. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка hello html 43076fd6.

Я слышу, но Я забываю!

Я вижу, и Я запоминаю

Я делаю, и затем Я понимаю!

Работа в группах «Активные методы обучения»

Составить классификацию активных методов обучения для детей начальной школы.

Подвести итог сегодняшнего урока в 5 предложениях.

Сократить до 5 слов.

«Две звезды, одно пожелание»

— дать определение метода обучения данных авторов

— раскрыть классификацию методов обучения данных авторов

— определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы

словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

наглядные (показ, демонстрация и пр.);

практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

— дать определение метода обучения данных авторов

— раскрыть классификацию методов обучения данных авторов

— определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы

метод проблемного изложения,

частично-поисковый, или эвристический метод,

— дать определение метода обучения данных авторов

— раскрыть классификацию методов обучения данных авторов

— определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы

методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

— дать определение метода обучения данных авторов

— раскрыть классификацию методов обучения данных авторов

— определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. a loader. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-a loader. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-525853

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. 12ca 000988a9 e32712b1. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-12ca 000988a9 e32712b1. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. placeholder. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-placeholder. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка placeholder.

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методическая разработка на тему «Выбор методов и приемов обучения»

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. 0e88 00098467 491b1f44. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Выбор методов и приемов обучения

Далее учитель приступает к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока.

• метод обучения — общий (сочетание методов преподавания и учения); отражение взаимосвязи трех компонентов: содержания учебного материала, учителя, ученика;

• метод преподавания как способ управления деятельностью ученика;

• метод учения как способ учебно-познавательной деятельности;

• методы отдельных предметов.

В структуре методов обучения выделяются и приемы. Прием — это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации! или модификации метода. Способ обучения может выступать! и как самостоятельный метод, и как прием обучения.

В целом выделяют четыре группы приемов:

• приемы сообщения информации;

• приемы организации работы с источником;

• приемы демонстрации чего-либо;

• приемы организации самостоятельной познавательной деятельности;

В связи с этим хочется сказать, что методы обучения всегда были, есть и останутся областью высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова в книге «Развитие личности в обучении» разделяют функции методов на две большие группы: первая связана с целями обучения (обучение, воспитание, развитие), вторая объединяет управленческие функции методов (стимулирование, организация, контроль). При отсутствии организующей функции исключается и сам метод. Имеется многообразие методов обучения, их фонд сегодня насчи-. тывает несколько десятков единиц. Поэтому при выборе методов учитель испытывает затруднения. Представленная читателю классификация методов в какой-то мере поможет ему, но не решит до конца проблему.-

Выбор методов обучения зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета конкретно от:

1. уровня знаний и умений учителя.

Учителю необходимо знать и понимать сущность метода, классификацию методов обучения, основания того или иного вида классификации, уметь применять их в различных ситуациях и комбинациях.

В практике работы учителя наблюдаются разные подходы к применению методов обучения на уроке:

• сложившийся стереотип (помню со школьной скамьи, узнал в студенческие годы, использую постоянно);

• путем проб и ошибок при переходе на более высокий уровень деятельности (с исполнительского на уровень планирования и проектирования).

Опора на научные знания и опыт помогут учителю в продуктивном решении данной проблемы. Используя ту или иную систему методов, разноплановых или дополняющих друг друга, ориентированных на достижение единой цели, учитель устанавливает обратную связь с учащимися, выявляет их уровень усвоения знаний и умений, определяет эффективность применения методов и осуществляет корректировку, тем самым повышает и свой уровень профессиональной компетентности.

2) Общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;

3) отобранного учителем содержания учебного материала.

4) уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей;

5) роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества;

6) материальной оснащенности образовательного учреждения.

Рассматривая представленную в табл. на с.136 классификацию методов обучения (далеко не полную), которая свидетельствует о большом числе ученых-педагогов, исследовавших эту проблему, можно сказать, что целостная теория методов обучения активно развивается, начиная с 30-х годов XX столетия, и развитие ее продолжается сегодня.

• рассказ (как образец речи) с целью вступления, повествования или заключения;

• лекция (системный характер освещения знаний);

• демонстрация и иллюстрация чего-либо;

• обучающий контроль (устный, письменный, компьютерный, тестовый);

В последнее время стали больше применять такие методы, как: учебная дискуссия, диалог, видеометод, деловые и ролевые игры и др. Важно знать, что каждый из них формирует. Например словесные методы успешнее формируют словесно-логическое мышление, практические умения формируются репродуктивными методами, а проблемно-поисковые развивают самостоятельность мышления.

Методы по их применению на практике можно разделить

? на следующие группы:

• методы одностороннего представления учебного материала (преподавание): рассказ, объяснение, лекция.

Если учитель не озадачивает учащихся по ходу объяснения учебного материала:

• написать, записать, выписать;

• задать вопрос учителю, найти ответ на вопрос;

• составить краткий (подробный) план содержания, тезисы, законспектировать;

• выявить сущность проблемы и. ;

то ученик просто слушает учителя или делает вид, что слушает. Если учитель озадачивает учащихся, то метод преподавания определяет и метод учения, то есть действия ученика.

• методы двухстороннего представления материала: диалог, диспут, дискуссия, «мозговой штурм», групповая работа, разные деловые игры;

• методы освещения эмпирического опыта (обмен информацией, опытом. );

• методы различных видов обучения: проблемного, эвристического, личностно-ориентированного и др.;

• методы контроля и обратной связи (беседа, консультация, тестирование, зачет, экзамен и т. д.).

Применение учителем разных методов и приемов необходимо и для развития того и другого полушарий мозга. Использование теории множественности интеллекта требует организации разносторонней деятельности учащихся на уроке.

Методы, в свою очередь, влекут за собой и действия учеников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке

Сегодня урок рассматривается не как деятельность учителя, а как деятельность ученика.

При проектировании урока важным этапом является не просто выбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, а такой формы, которая бы способствовала взаимодействию учителя и учащихся в достижении запланированных целей и задач урока.

Существует урок как организационная форма обучения, крупная единица учебного времени (классическое определение единицы классно-урочной системы), и существует форма организации деятельности учащихся на одном из этапов урока, то есть форма в форме.

В теории педагогики известны четыре основные формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Кратко представим сущность известных форм организации деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Она предоставляет мало \ возможностей учащимся для сравнения своей и чужой деятельности, своих и чужих результатов.

Фронтальная форма организации деятельности учащихся на уроке содержит компоненты как коллективной (рядом, но не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально приходит к цели). Но работая индивидуально, ученик на уроке мо-1 жет убедиться в правильности своего решения, если учителем организована проверка, или, наоборот, понять причину ошибки, сравнить ход своих мыслей с прозвучавшими ответами других учеников, оцененными учителем.

Индивидуальной работой считается самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает более активное взаимодействие с учителем.

Групповую работу можно рассматривать как разновид-1 ность коллективной деятельности.

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Отношения в процессе такого взаимодействия могут возникать самые разные:

• отношения между учителем и всеми учениками, группой учеников, одним учеником;

• отношения между учениками всего класса, отдельными и внутри группы учеников;

• отношения ученика с самим собой, изменяющимся в процессе учения.

Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

При организации подобного взаимодействия учитель вы-ггупает как профессиональный управленец, а ученик — как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, то есть учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Источник

Доклад на тему: «Выбор оптимальных методов и приемов на уроках»

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. 0e88 00098467 491b1f44. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

— конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

— выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

— сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

— создание необходимых условий для обучения;

— оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

— ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

Общие способы оптимизации обучения

1.Комплексное планирование задач;

2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;

3. Выделение главного, существенного;

4. Дифференцированный подход к учащимся ;

5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

Проектирование задач обучения.

— изучение и оценка условий для обучения ;

— изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

— выделение главных задач ;

— дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

— сужение числа вариантов для выбора к двум ;

— принятие решения о выборе типа урока

Осуществление избранного варианта обучения:

— применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

— организация деятельности учащихся ;

— формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

— принятие задач обучения ;

— осознание мотивов учения ;

— проявление активности и самостоятельности ;

— самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

Анализ результатов обучения:

— сравнение полученных результатов;

— сравнение затрат времени, усилий;

— вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

— выявление причин возможных отклонений;

— разработка дополнительных задач.

Классификация методов обучения.

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )

Существуют следующие методы:

— репродуктивные методы (запоминание информации )

— проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )

— методы самостоятельной работы;

— методы стимулирования и мотивации обучения;

— методы формирования интереса к учению;

— методы развития долга и ответственности в учении;

— методы контроля и самоконтроля.

Критерии оптимального выбора методов обучения.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

5. Определить тематику каждого занятия, урока;

6. Конкретизировать задачи данного урока;

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

10. Определить темп урока;

11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

Основные закономерности учебного процесса

1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов

2. Системный подход к выбору методов обучения.

3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин

Источник

Конспект по педагогике «Методы обучения»

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. 0e88 00098467 491b1f44. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

1. Понятие и сущность метода и приёма обучения.

Термин «метод» происходит от греческого « metodos », что означает «путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату». В педагогической практике под методом принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы учебной деятельности учителя (преподавание) и учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Метод обучения характеризуется тремя признаками: цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Следовательно, понятие метода обучения отражает:

1) Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2) Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Таким образом методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяются на составляющие его элементы, которые называются методическими приёмами.

По отношению к методу, приёмы носят частный подчиненный характер – они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Метод включает в себя ряд приёмов, но сам он не является их простой суммой. Приёмы определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. С методами и приёмами обучения тесно связаны и применяются в единстве средства обучения. К ним относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, художественная и научно-популярная литература, произведения искусства, технические приспособления, СМИ).

2. Классификация методов обучения.

В настоящее время нет единого подхода классификации методов обучения.

· Организация учебно-познавательной деятельности;

· Стимулирование и мотивация;

· Контроль и самоконтроль.

2) По источнику информации (словесные, наглядные, практические).

3) По характеру познавательной деятельности:

4) По дидактическим целям:

· Изложение новых знаний;

Методы обучения по источнику информации

разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. image001. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-image001. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка image001.разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. image002. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-image002. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка image002.разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. image003. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения фото. разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения-image003. картинка разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения. картинка image003.

Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем.

К рассказу обычно предъявляется ряд педагогических требований:

· Рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;

· Содержать только достоверные и научно проверенные факты;

· Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

· Иметь четкую логику изложения;

· Излагаться простым и доступным языком;

· Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение – словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.

Использование метода объяснения требует:

· Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

· Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

· Использование сравнения, сопоставления, аналогии;

· Привлечения ярких примеров;

· Безукоризненной логики изложения.

Школьная лекция – продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной масли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).

Условием эффективности лекции являются:
1. Сообщение в самом начале лекции не только ее темы, но и летального плана;
2. Последовательное изложение содержания всех разделов плана с выводами по каждому из них;
3. Подчинение всех разделов плана единой теме, центральной идее лекции;
4. Установление связей между каждой частью лекции, использование логических «мостиков», переходов между ее разделами;
5. Эмоциональность изложения, которая достигается с помощью ярких фактов, живого языка, элементов юмора;
6. Оптимальный темп лекции, позволяющий слушателям записать ее основные положения, определения;
7. Использование наглядных пособий: схем, иллюстраций, видео- и аудиоматериалов;
8. Установление связей материала лекции с проблемами предстоящих семинаров и практических занятий.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к понимаю нового материала или проверяется усвоение уже изученного.

· Эвристическая – учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

· Катехическая – используется при проверке того, что было предложено выучить. Ученики подводятся к самостоятельной умственной работе, к самостоятельному мышлению.

· Сократическая – устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти, если для этого есть предпосылки, к открытию в себе прекрасного и разумного.

· Герменевтическая – у учащихся развивается умение самостоятельно пользоваться, например, книгами, картинами, моделями и т.д.

Требования к беседе:
— Сформулировать цель беседы.
— Составить план (целевые вопросы).
— Подготовить «поддерживающие» вопросы.
— Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов,
условные обозначения).
— Создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.).
— Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия.
— Уметь владеть собой (педагогический такт).
— Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи.

Работа с книгой – один из важнейших методов обучения. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося. Сущность этого метода ( в той и в другой форме) заключается в овладении с новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.

Учебная дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме.

Наблюдение – учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

К проведению наблюдения предъявляются следующие требования:

1. Следует дать по возможности исчерпывающие и точные описания поведения ребенка в самых разнообразных ситуациях.

2. Необходимо избегать субъективных толкований и оценок.

3. Точное описание факта, а не его толкование необходимо заносить в протокол, т.к. последнее может быть спорным.

4. При описании следует пользоваться словами и терминами, имеющими одно значение и точно соответствующими наблюдаемому явлению.

5. Делая обобщения и выводы наблюдений, следует учитывать все данные наблюдения.

Иллюстрация – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на и доске и пр.

Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.

К иллюстрации и демонстрации предъявляются требования:

1) тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении);

2) оптимальное количество демонстраций (ни много, ни мало);

3) обеспечение качественной стороны иллюстраций и демонстраций, их надежности, техники безопасности при выполнении;

4) доведение до сознания учащихся цели и содержания демонстрации;

5) обеспечение ясности и точности восприятия;

6) коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала).

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

· Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся.

· Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений письма.

· Графические упражнения заключаются в выполнении рисунков, зарисовок, при проведении экскурсий, практических работ, составление схем, чертежей, изготовление альбомов, плакатов.

· К практическим упражнениям относятся работы по математике, физике, химии и другим предметам, связанные с выработкой умений обращаться в предметами, инструментами (ножницы, игла и т.д.), проводить измерения и т.д.

Лабораторная работа – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Требования к проведению лабораторных занятий:

1) укрепление связи с теоретическими занятиями;

2) приближение лабораторных занятий к требованиям непрерывно развиваю­щихся науки и техники;

3) развитие инициативы и само­стоятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ ;

4) использование индивидуального подхода к работе со студентами;

5) углубленное изучение отдельной темы, проблемы, вопроса.

Практические работы – осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получение новых, относящихся к использованию предмета знаний.

Краткое содержание метода

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода – организация усвоения информации обучаемыми путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения.

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приёмами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдения и т.д.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего ( проблема, гипотеза, доказательство достоверности и ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решении проблем.

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведённых фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит системы взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождении путей её решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых значений. Сущность метода – обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приёмов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д.

А.М.Данилов, Б.П.Есипов предложили классифицировать методы обучения по основным дидактическим целям и соответственно выделяли:

· Методы приобретения знаний;

· Методы формирования умений и навыков;

· Методы применения знаний;

· Методы контроля, точнее – методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет 3 группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· Словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

· Индуктивные и дедуктивные (логические аспекты)

· Репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

· Самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением)

2. Методы стимулирования и мотивации:

· Долга и ответственности к учению.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

· Устный, письменный, лабораторно-практический.

В.А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяют:

a) Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая и проблемно-поисковая; работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; оценка работы.

b) Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ, и обобщение демонстрируемых материалов.

c) Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: освоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.

d) Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: обобщение и изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы; обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.

e) Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *